Что такое обобщение в биологии определение. Обобщение

Каждому человеку хоть раз в жизни приходилось сталкиваться с проблемами и несправедливостью. Мир прекрасен, но не всегда справедлив: иногда в нем происходят неприятные вещи на самых разных уровнях. Никто не застрахован от попадания в сложные, тяжёлые ситуации, вопрос лишь в том, как с ними справляться.

Многие люди склонны искать корень всех проблем исключительно в себе и оправдывать причиненное им зло некими «уроками», которые они получили вместе с этим злом. Это полезная методика, но далеко не во всех случаях. Сегодня мы рассмотрим причины, по которым не стоит этим злоупотреблять.

1. Кто ищет, тот найдёт

Психика человека бесконечно сложна. Если очень хорошо искать, в ней можно найти задатки всего, чего угодно, даже если в нас это никогда ранее не проявлялось. В силу развитой эмпатии мы можем понять мотивы практически любого человека, но это еще не значит, что те или иные качества нам действительно присущи.

Активно занимаясь поиском причин в себе, вы непременно их найдете. Вместо того, чтобы взять ответственность за себя и свои действия, вы берёте на себя ответственность за тех, кто причинил вам боль. Беря на себя двести процентов ответственности за всё происходящее, вы становитесь и обвинителем, и обвиняемым, разъедая самого себя. А если действия других людей, за которые вы взяли ответственность, вам в принципе чужды, и вы сами никогда бы так не сделали – вы просто роете себе могилу, из которой будет очень сложно выбраться самостоятельно.

2. Оправдание зла или виктимблейминг

Установка «сама виновата», столь распространенная в нашем обществе, ничем не поможет, особенно в тяжелых случаях. Например, жертве насилия это утверждение только навредит.

Если вы попали в трудную ситуацию и при этом столкнулись с непониманием и обвинениями со стороны близких, помните: в насилии виноват насильник, в краже виноват вор, в обмане виноват обманщик, и ни в коем случае не наоборот.

«Потому что нельзя быть на свете красивой такой»

Невозможно прожить всю жизнь в вечном недоверии, подозрительности, мнительности, готовности нанести удар, высчитывании выгоды. А ведь, судя по злорадным фразам, именно такого стиля жизни придерживаются те, кто обвиняет жертву в совершенном над ней преступлении или произошедшем с ней несчастном случае.

«Тебя изнасиловали? А чего ты хотела, возвращаясь домой так поздно пешком?» — только извращенному сознанию эта фраза покажется нормальной. Человек имеет право возвращаться домой во сколько хочет, при этом другой человек не имеет никакого права его насиловать. «На тебя напали грабители? Так тебе и надо, не стоило размахивать дорогим телефоном в метро» — еще один пример извращенной логики. Грабители не имели права нападать на вас, даже если вы размахивали деньгами у них перед носом. Просто потому, что это ваше имущество, а не их.

Не нужно полностью игнорировать меры предосторожности, но оправдывание преступников и принятие зла за норму — синдром больного общества, и пока нашей первой реакцией на преступление является обвинение жертвы, эта болезнь прогрессирует.

3. Закон притяжения слишком субъективен

Мы действительно притягиваем к себе очень многое и получаем то, на что настроены. Наши мысли способны управлять реальностью. Но откуда берутся сами настройки? Мышление закладывается еще в раннем детстве и кроме личностных качеств зависит от семьи, социальных условий, воспитания.

Болезни и неприятности происходят даже с младенцами, которые вряд ли запускали в пространство мысли, притягивающие болезнь. Так что жизнь не объяснить исключительно законом притяжения.

4. Неприятность может случиться с любым человеком

От неприятностей никто не застрахован: ни поборники морали, обвиняющие жертву в неосторожности, ни самые просветленные гуру, обучающие других, как притягивать в жизнь добро. Как бы вы ни занимались собой, нет никаких гарантий, что неприятности никогда с вами не случатся. Даже самые добрые, альтруистичные люди сталкиваются с проявлениями негатива.

Проработав свои слабости, вы будете проще относиться к неприятностям, возможно даже сможете извлекать из них пользу, не будете скатываться в депрессию. Но полностью исключить форс-мажоры невозможно.

5. Завуалированный нездоровый эгоизм

Чем больше вы видите в себе единственную причину всего происходящего, тем более субъективным и неадекватным становится ваш взгляд на мир. Помимо вас, в мире есть множество людей со своими стремлениями, мечтами и желаниями. Иногда (и весьма нередко!) их желания идут против ваших. Дайте другим людям право на существование, и пусть они сами отвечают за свои действия. Не будьте эгоистом.

6. Что не убивает нас, НЕ делает нас сильнее

Стоически относиться к неприятностям – это полезное качество, но потери от страданий могут быть невосполнимыми. Горе и страдания — далеко не единственный способ развития, и далеко не всегда развивают личность. То, что вас не убило, возможно, совсем не сделало вас сильнее, а сильно покалечило и лишило способности доверять людям. Вы не обязаны с натянутой улыбкой радоваться своим неудачам и полученному опыту, можно позволить себе и искренние чувства по поводу происходящего.

Если в чем-то мы и становимся сильнее благодаря серьезным потрясениям – так это в цинизме. Душевная черствость и отказ от чувств – это не признак не силы личности, а ее травмированности.

7. Жизнь — не школа

Понимание жизни, как череды духовных уроков и экзаменов, — всего лишь один из способов объяснить происходящее. А в жизни есть не только теория, но и практика. Воспринимая каждое событие, как очередной урок, вы превращаете себя в вечного студента, который так и не начинает жизнь как таковую. А она течет здесь и сейчас, пока вы сдаёте несуществующие экзамены несуществующей комиссии.

Желаю вам слушать себя, Ваша Митрават

Для записи на консультацию оставьте имя и адрес электронной почты в форме в правом нижнем углу, и нажмите кнопку "Записаться".

В общем случае определение слова «обобщение» - это представление явления в рамках своеобразного процесса познания окружающего мира. Человек, анализируя окружающую его среду, может обозначит некоторое устойчивое явление, выделить его. Самый простой способ обобщения реализуем на уровне восприятия - это константа. Мышление человека реализует обобщение через опосредованное применение орудий, сформулированных социумом. Берут в расчет разнообразные знаки, способы познания.

Применяя к реальности

Чаще всего обобщение и систематизация необходимы применительно к некоторым результатам. При этом речь идет об определении, какой группе присущи существенные, важные, ярко выраженные черты. Внимание обращают на ключевые качественные показатели. А вот все характеристики, которые характерны только отдельным объектам, необходимо отбросить.

Что такое обобщение для логики, проще всего понять, если представить процесс как индуктивный. Начинают с частного, постепенно переходят к более общему. Итоги, получаемые при организации некоторого исследования, зачастую описывают частные ситуации, отдельных индивидуумов, реакции, явления. Для объяснения полученного итога и проецирования его на более крупное сообщество необходимо обобщение. Статистика официально именует явление переносом итогов на популяцию с ограниченной выборки. Максимальный уровень - генеральная совокупность.

Эксперименты и анализы

Рассматривая обобщение и систематизацию знаний, следует особенное внимание обратить на экспериментальную практику и применение в ее рамках этого логического индуктивного подхода. Обычно процесс делится на четыре ключевых аспекта:

  • ситуация;
  • реакция;
  • личность;
  • взаимные связи компонентов.

В рамках обобщения необходимо проанализировать полученные результаты, чтобы их итоги перенести на обстоятельства уровнем выше, шире.

Реакции и личности

Рассматривая, что такое обобщение применительно к ответам, следует понимать, что разные субъекты показывают разную реакцию. Все полученные итоги можно при определенном ракурсе оценки свести в единую категорию. Для этого исследователь формулирует доказательную базу того факта, что отдельные различия не представляют собой действительно важных, они лишь частные и не оказывают существенного влияния на конечный итог или на взаимную связь реакции и ситуации.

В рамках рассмотрения, что такое обобщение, необходимо уделить внимание и пониманию этого явления на личностном уровне. При этом задача исследователя - доказать, что выборка репрезентативная. Необходимо показать, что реакции испытуемых соответствуют таким, которые показал бы опрос более многочисленного сообщества. Если множество компонуется на основании некоторого доминирующего признака, доказательство для обобщения довольно простое. Чаще всего упоминают о половом сходстве или принадлежности к одной возрастной группе, профессии, социальному слою или биологическому виду.

Об отношениях

Анализируя, что такое обобщение применительно к этому аспекту, следует разобраться, каким образом переменные, присутствующие в эксперименте, связаны меж собою. Для чистоты исследования обычно берут только две переменные. Уровни обобщения могут существенно отличаться, это определяется особенностями конкретного исследования. Увеличивая спектр связей, можно успешно сопоставлять более многочисленные переменные, учитывая разнообразные характеристики.

Обобщенная форма - это фактор, позволяющий объяснить частные особенности поведенческих реакций испытуемых. На практике такое обобщение опыта хорошо иллюстрируют эксперименты Павлова на условный рефлекс. Сперва связь была частная, у собаки провоцировалось слюноотделение вследствие звонка, но в скором времени удалось найти многочисленные стимулы. Расширение разнообразия испытуемых, ситуаций, ответов позволило определить условный рефлекс как явление, которое объединяет всех животных, имеющий высокий уровень организации. В это множество входит и человек.

Реалии нашей жизни

Зачастую метод обобщения на практике применяется не для научных целей, а ради воздействия на широкие слои населения. Такая техника позволяет сделать восприятие категорий для реципиента информации проще. Зачастую формируется некий образ, которому присваивается набор характеристик и дается конкретное наименование. Подобный ярлык применим в самых разных ситуациях, обобщенное понимание характеристик, которые он подразумевает, создано в общественном сознании, поэтому разночтений при восприятии информации не возникает.

Как говорят специалисты, такое обобщение понятий, связанное с формированием ярлыков, стимулирует людей мыслить невнятными категориями. В то же время довольно малый процент индивидуумов пытается самостоятельно определить характеристики попавшегося на глаза объекта, поскольку проще прибегнуть к ярлыкам. Фактически через них многообразие окружающего пространства четко разделяется на несколько групп, очерченных, строго определенных. Причисление к некоторым из них заранее дает отрицательное представление об индивидууме вне зависимости от его личностных особенностей.

Шаг в сторону

Обобщение знаний через навешивание ярлыков - особенность мышления современного человека, отойти от которой очень сложно. Даже люди, защищающие себя от информационного внешнего влияния, подвержены использованию ярлыков. Зачастую многие не замечают этого, не обращают внимание. Ярлык - это метод активизации ложной причинно-следственной связи. Человеческий мозг старается любую информацию быстро классифицировать, ориентируясь на объект действия, и сформулированные внешним миром ярлыки упрощают его задачу, но приводят к неверным ассоциациям.

Как показывает практика, зачастую изобретение ярлыков не нужно, достаточно лишь упомянуть о принадлежности человека к некоторой социальной группе. Это может быть условие нации, профессии, уровня дохода. Стоит лишь назвать кого-то, к примеру, мигрантом, и уже сразу в голове формируется представление на базе устоявшегося ярлыка. Половая принадлежность, склонность к некоторым привычкам или образу жизни, иные отличительные особенности личности запросто становятся ярлыками, искажающими общественное восприятие индивидуумов.

Так просто!

Если ярлык уже сложился, закрепить за ним конкретную окраску - задача простая, не требующая особенных усилий. Достаточно лишь зачастую через СМИ и иные способы передачи информации широким слоям общественности сообщать, что некоторое преступление совершил не просто гражданин А, а африканец, мигрант, европеец, и вскоре аудитория будет всех принадлежащих к этой группе людей связывать с преступными деяниями и обвинять в таковых при первой же возможности. Как показывает практика, нередко ярлыки, изначально сформованные как насмешливые, со временем перерастают в серьезную угрозу для людей, принадлежащих к попадающим под них категориям. О справедливости здесь, конечно же, и речь идти не может. Вместе с тем такое приписывание ярлыков отрицает право на индивидуальность, имеющееся у каждого современного человека.

Что делать?

Задача образованного, интеллигентного современного человека - избегать применения ярлыков. Чтобы реализовать это в своей жизни, в первую очередь нужно приучить себя замечать неадекватные, несправедливые обобщения. Зачастую в СМИ они видны уже по заголовку. Встречаясь с таким, человек, желающий противостоять влиянию на его способность адекватного восприятия, должен напоминать себе, что это лишь ярлык. Самостоятельно использовать их также не стоит, а в речи других - игнорировать. Многие применяют обобщения, даже не замечая.

Недопустимо применять ярлыки как средство доказательства свой точки зрения. Такое обобщение - ни в коем случае не аргумент, если речь не идет о научном эксперименте с доказательной базой, как выше уже было упомянуто об условном рефлексе. Обобщение качеств относительно индивидуума, явления - это манипуляторный прием, противоречащий научной сути обобщения как таковой.

Чистота эксперимента

Нередко обобщение приводит к неправильной подаче информации манипулятором вплоть до откровенного обмана. Ряд особенностей объекта, ставшего центром обсуждения, изменяется, преувеличивается или преуменьшается, а другие характеристики и вовсе приписываются исходя из фантазии. Предмет манипуляции в такой ситуации превращается в олицетворение тех качеств, на которые желает обратить внимание использующий ярлыки собеседник. Этот человек преследует целью заставить своего оппонента уверовать, что указанные свойства - наиболее характерные для обсуждаемого объекта, главные, в полной степени его характеризующие.

Одновременно для дополнительного усиления картины (и искажения) иные свойства, вступающие в противоречие с преувеличиваемыми, тщательно замалчиваются, словно бы их и вовсе нет. Многие даже стремятся доказать оппоненту, что противоположные гипертрофированным качества отсутствуют, просто невозможны в силу самой природы объекта. Задача человека, столкнувшегося с манипулятором, - уметь анализировать поступающую информацию, вовремя определять ярлыки и воспринимать сведения правильно, не допуская искажений по воле других людей.

Преподавательская деятельность

Кроме научной именно эта область особенно внимательно относится к возможности обобщения. Педагогический опыт, передаваемый специалистами, наиболее эффективен в применении, если систематизирован и корректно сформулирован для его использования другими профессионалами. Под опытом принято понимать такую характеристику, которая описывает рабочую практику применительно к проблемам, стоящим перед учителем. В рамках формулирования опыта специалист выявляет закономерности и определяет, какие предпосылки наиболее результативны для достижения сформулированной цели.

Педагогическое обобщение предполагает анализ эмпирической информации, теоретических положений. Особенно актуально такое обобщение применительно к передовому опыту, то есть соответствующему развитию социума в настоящий момент. Деятельность педагога наиболее ценна, как и накопленный им опыт, если очевидны результаты, эффективность. Вместе с тем необходимо рабочий процесс организовать стабильным, эффективно расходующим силы и средства учителя и дающим наглядные результаты.

Методы обобщения

Обобщение педагогического опыта требует внимательного исследования научной литературы, методических изданий. Не будет лишним ввести библиографию в разрезе наиболее любопытного для конкретного специалиста вопроса. Материалы, через которые можно получить представление об опыте работы, следует тщательно копить. Это касается конспектов, планов, тем, вопросов. Все неудачи, сомнения важно фиксировать для последующего анализа и поиска оптимального решения.

Словарь Ушакова

Обобщение

обобще ние , обобщения, ср. (книж. ).

1. только ед. Действие по гл. - . «...Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина...» Сталин .

2. Общий вывод, положение, мысль общего характера, возникающие в итоге изучения, исследования отдельных фактов, явлений. Ленинизм является обобщением опыта революционного движения рабочих всех стран. Широкие обобщения. Правильные обобщения.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Обобщение

(от лат. generalisatio ) - мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению их (индукционное обобщение); от одной мысли к более общей, другой (логическое обобщение). Включает возможность обобщать теории, например, перейти от геометрии Евклида к геометрии Лобачевского или Римана, а затем к геометрии Минковского. Не исключается и такая схема обобщения: единичное понятие - обобщенное понятие - суждение - закон науки - теория. Получение, выработка обобщенного знания означает более глубокое проникновение в сущность действительности.

Педагогический терминологический словарь

Обобщение

переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т.п.) предметов рассматриваемой области; влечёт за собой появление новых научных понятий, законов, теорий. О. обеспечивает мышлению учащихся определённость и последовательность.

О. в обучении выступает в двух видах - эмпирическом и теоретическом. Эмпирическое О. осуществляется путём сравнения группы предметов (или представлений о них) и выявления их одинакового, повторяющегося или общего свойства. Эмпирическое О. служит основой формирования как житейских представлений, так и эмпирических понятий в науке, и характерно для начальных стадий познания. Одним из наиболее распространённых способов реализации этого вида О. в обучении является информационно-рецептивный метод обучения.

Теоретическое О. осуществляется путём анализа системы, который состоит в её преобразовании с целью выявления некоторого абстрактного исходного отношения как генетически общей основы этой системы. Теоретическое О. используется при такой организации обучения, в которой учащиеся усваивают знания в процессе решения задач. Преобразовывая её условия, они находят общий принцип перехода ко многим другим однородным задачам. Этот вид О. характерен для достаточно развитого уровня познания.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 172)

Словарь антонимов русского языка

Обобщение

Для начала нужно определиться, что такое «род», «вид» и «ближайший вид».

Понятия «род», «вид» и «ближайший вид»

Каждое понятие существует во взаимосвязи с другими понятиями. Одни понятия включаются в другие, которые могут содержать в себе множество понятий. Следовательно, необходимо иметь навык включения и исключения одного понятия из другого. В зависимости от того, включает ли понятие в свой объем другое или, наоборот, само находится в объеме другого, различают родовые и видовые понятия.

Родовое понятие – понятие, которое включает в себя другое понятие и его дополнение (отрицание).

Видовое понятие – понятие, объем которого целиком входит в объем более общего понятия.

Видовое понятие с необходимостью обладает всеми признаками видовой определенности. Выполнение логических операций требует различения «ближайшего вида ». Понятие А является ближайшим видом для понятия В , если не существует такого понятия С , которое является видом по отношению к понятию В и родом по отношению к понятию А .

Следует также особо отметить, что определенность мышления требует отличать родо-видовые отношения от отношений между целым и частью , поскольку часть предмета не обладает всеми признаками целого . Например, «человек» и «голова человека», «факультет» и «университет».

Ограничение и обобщение понятий как логические операции

В основе перехода от родовых понятий к видовым и от видовых к родовым лежит формально-логический закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий .

Обобщение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), к понятию с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), посредством отбрасывания от содержания видового понятия видообразующего признака. При обобщении осуществляется переход от видового понятия к родовому.

Например, обобщая понятие «хвойный лес», мы переходим к понятию «лес». Содержание этого нового понятия уже, зато объем значительно шире. Содержание уменьшилось, потому что мы изъяли (убрав слово «хвойный») ряд характерных видовых признаков, отражающих особенности хвойного леса. Лес - это род по отношению к понятию «хвойный лес», являющемуся видом. Исходное понятие может быть как общим, так и единичным. Например, можно осуществить обобщение понятия «Париж» (единичное понятие) путем перехода к понятию «европейская столица», следующим шагом будет переход к понятию «столица», потом «город», «селение». Таким образом, постепенно исключая характерные признаки, присущие предмету, мы движемся в сторону наибольшего расширения объема понятия, жертвуя содержанием в пользу абстракции.

Пример обобщения: «Опера П.И. Чайковского Евгений Онегин», «опера П.И. Чайковского», «опера русского композитора XIX в.», «опера русского композитора», «опера», «произведение музыкального искусства», «произведение искус­ства».

Цель обобщения - максимальное отстранение от характерных признаков. При этом желательно, чтобы такое отстранение происходило как можно более постепенно, т. е. переход от рода должен происходить к самому близкому виду (с наиболее широким содержанием).

Обобщение понятий не безгранично, и пределом обобщения являются философские категории, например «бытие» и «сознание», «материя» и «идея». Поскольку категории лишены родового понятия, обобщение их невозможно.

Обращаясь к вопросу о пределах обобщения, важно указать на необходимость различения обобщения отдельно взятого понятия (вне какой-либо системы знаний ) от обобщения понятия в составе некоторой системы знания или в рамках некоторой теории . Например, рассматривая понятие «млекопитающее, живущее на суше», можно получить последовательно: «млекопитающее», «животное», «живое тело», «тело» и даже вообще – «нечто». Это последнее, по-видимому, и есть предел обобщения любого отдельно взятого понятия. В рамках же биологии, как некоторой системы знания, пределом обобщения понятия «млекопитающее, живущее на суше» было бы «живое тело», поскольку переход к понятию «тело» и тем более к понятию «нечто» означал бы выход за рамки биологии, так как тела вообще и тем более «нечто» не являются объектом изучения биологии.

Ограничение понятия - логическая операция, заключающаяся в переходе от понятия с большим объёмом, но меньшим содержанием (род), к понятию с меньшим объёмом, но большим содержанием (вид), путём прибавления к содержанию родового понятия указания на видообразующий признак. Ограничение имеет предел, пределом ограничения является единичное понятие.

При ограничении осуществляется переход от родового понятия к видовому (например, «поэт», «великий поэт», «великий русский поэт», «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин». Пределом ограничения в данном примере является единичное понятие «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин»).

Если обобщение идет по пути постепенного отстранения от признаков предмета, ограничение, напротив, обогащает совокупность признаков понятия. Таким образом, осуществляется переход от общего к частному, от вида к роду, от единичных понятий к общим.

Эта логическая операция характеризуется уменьшением объема за счет расширения содержания.

Операция ограничения не может продолжаться дальше, когда в его процессе достигается единичное понятие. Оно характеризуется максимально полным содержанием и объемом, в котором мыслится лишь один объект.

Таким образом, операции ограничения и обобщения - это процесс конкретизации и абстракции в рамках от единичного понятия до философских категорий. Эти операции учат человека мыслить более правильно, способствуют познанию предметов, явлений, процессов окружающего мира, их взаимосвязей. Благодаря обобщению и ограничению мышление становится более ясным, четким и последовательным. Однако не следует путать обобщение и ограничение с выделением из целого части и рассмотрением этой части отдельно. Например, двигатель автомобиля состоит из деталей (карбюратор, воздушный фильтр, стартер), детали состоят из более мелких, а те в свою очередь из еще более мелких. В этом примере понятие, следующее за предыдущим, не является его видом, а есть лишь его составной частью.

С помо­щью кругов Эйлера изо­бразим графически обобщение и ограничение понятий.

Обобщение и ограничение понятий схематически можно изо­бразить на рисунке.

Рис. Ограничение и обобщение понятий

При обобщении отбрасываются признаки, при этом содержа­ние уменьшается, а объем увеличивается. При ограничении, на­оборот, к родовому понятию А добавляются все новые и новые видовые признаки (а, b , с и т. д.), поэтому объем уменьшается, а содержание увеличивается.

Логическая операция обобщения понятия применяется буквально во всех случаях, когда даются те или иные определения через род и видовое отличие. Например: «Имя существительное - это часть речи...»; «Натрий - это химический элемент» или лучше (через ближайший род) «Натрий - это металл...».

Приведем примеры из русского языка. Ограничением поня­тия «предложение» будут следующие понятия: «простое пред­ложение», «односоставное предложение», «односоставное пред­ложение с главным членом сказуемым», «безличное предложе­ние». На этом примере видна некоторая взаимосвязь операции ограничения с операцией классификации понятия «предложение». Рассмотрим еще один пример с понятием «город».