Годы жизни афанасия фета. Краткая биография афанасия афанасьевича фета

Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году. Загадочные обстоятельства его рождения составляли наиболее драматические переживания самого поэта и предмет специального изучения многих исследователей его творчества. Согласно разысканиям биографов, А.А. Фет был сыном амт-асессора Иоганна Петера Карла Вильгельма Фета, жившего в Дармштадте, и его жены Шарлотты. Но родился будущий поэт в России, в имении Афанасия Неофитовича Шеншина, русского офицера, который увез мать А. Фета из ее родного города и, добившись ее развода с первым мужем, женился на ней. До 14 лет Фет считался сыном А.Н. Шеншина и носил его фамилию. Открывшаяся истина лишила мальчика и права именоваться русским дворянином Шеншиным, и русского гражданства, и надежд на будущее.

Всю свою жизнь Афанасий Фет подчинил «идее-страсти» - вернуть фамилию Шеншин и именоваться русским дворянином. В борьбе с жизненными обстоятельствами молодой человек проявил незаурядное мужество, терпение, упорство. Правда, сам Фет был не склонен признавать только роль личной воли в человеческой судьбе. В своих воспоминаниях он утверждал: «<...> Какова бы ни была личная воля человека, - она бессильна выступить за круг, указанный Провидением». И далее еще более подчеркивал эту зависимость человеческих стремлений от высшей воли: «Мысль о подчиненности нашей воли другой высшей до того мне дорога, что я не знаю духовного наслаждения превыше созерцания ее на жизненном потоке». Но как бы то ни было, сам А.А. Фет действительно проявил незаурядные волю и терпение, добиваясь поставленной цели.

Служба в армии и получение офицерского чина были единственным путем к возвращению утраченных дворянского звания и гражданства, и Фет, окончив Московский университет и отказавшись от более близкой ему по духовным склонностям жизни в Москве, начинает службу в провинции. Несомненной жертвой на алтарь цели был и отказ Фета от женитьбы на Марии Лазич, дочери бедного херсонского помещика. «У нее ничего, и у меня ничего», - писал он Я. Полонскому, объясняя свое решение. Вскоре, в 1851 г., Мария Лазич трагически погибает.

Но офицерские чины, которые Фет получает за добросовестную службу, приносят не только удовлетворение, а и горькое разочарование. По высочайшему указу императора, дворянского звания с 1849 г. не давал только что полученный Фетом чин корнета, а с 1852 г. - присвоенный ему чин майора. Фет выходит в отставку в 1853 г., так и не добившись дворянского звания.

И все же Фет на склоне жизни возвращает фамилию Шеншин, становится камергером. Удалось этой цели достигнуть не благодаря воинской службе, а той известности, которую обретает его поэзия, правда, в кругах достаточно узких, хотя и влиятельных (например, учеником Фета считал себя великий князь Константин Константинович Романов, вошедший в русскую поэзию под псевдонимом К.Р.). Уже после смерти Фета, хорошо знавший его известный критик Н. Страхов писал С.А. Толстой: «Он был сильный человек, всю жизнь боролся и достиг всего, чего хотел: завоевал себе имя, богатство, литературную знаменитость и место в высшем свете, даже при дворе. Все это он ценил и всем этим наслаждался, но я уверен, что всего дороже на свете ему были его стихи и что он знал: их прелесть несомненна, самые вершины поэзии».

Несомненная сила воли понадобилась Фету не только на жизненных перепутьях, но и в его творческой судьбе. Литературная судьба Фета тоже не была безоблачной: ценителей фетовской поэзии было немного, хотя среди них были столь авторитетные судьи, как В.Г. Белинский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Н. Страхов, Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев. Широкого же признания у демократической критики или рядовых читателей Фет не получил. Поэту гораздо чаще приходилось слышать голоса критиков скорее насмешливые и недоброжелательные, чем восхищенные.

Недоброжелательство современной Фету критики объяснялось разными мотивами. Одна из причин коренилась в демонстративном непризнании Фетом гражданской тематики как предмета поэзии, что в эпоху господства Музы Некрасова, «печальной спутницы печальных бедняков», и подражавших Некрасову «скорбных» поэтов воспринималось как вызов настроениям радикально настроенного общества, жаждущего видеть в поэзии трибуну для обсуждения социальных и политических проблем.

В предисловии к третьему выпуску «Вечерних огней» Фет так объяснял неприятие «скорбных» поэтов и их поэзии, описывающей социальные язвы: «<...> Никто не предположит, чтобы, в отличие от всех людей, мы одни не чувствовали, с одной стороны - неизбежной тягости будничной жизни, а с другой - тех периодических веяний нелепостей, которые действительно способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас. Напротив, эти-то жизненные тяготы и заставляли нас в течение 50 лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтобы хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом поэзии». И далее Фет дает свое понимание поэзии как «единственного убежища от всяких житейских скорбей, в том числе и гражданских». По мысли Фета, «поэзия, или вообще художественное творчество, есть чистое восприятие не предмета, а только одностороннего его идеала. <...> Художнику, - полагает он в статье, посвященной стихотворениям Ф. Тютчева, - дорога только одна сторона предметов - их красота».

Несомненно, это было выстраданное убеждение. Фет тяжело переживал «безобразие всего хода нашей жизни», как утверждал Н.Н. Страхов после встречи с поэтом. Но мысль о «безобразии всего хода нашей жизни» не нашла последовательного поэтического воплощения. Определяя жизнь земную как «базар крикливый Бога», как «тюрьму» («Окна в решетках, и сумрачны лица», 1882), «голубую тюрьму» («Н.Я. Данилевскому»), поэт не видит свою задачу в том, чтобы выносить ей приговор или подробно описывать «житейские скорби». Признавая неидеальность социального устройства, Фет предметом своего творчества сделал красоту земного бытия: прелесть природы и поэзию человеческих чувств.

1880-е гг. - один из самых интенсивных, плодотворных периодов творчества А.А. Фета. В 1883 г. выходит его поэтический сборник «Вечерние огни», собравший лучшие его произведения, через каждые два-три года выходят еще три выпуска сборника. Фет работает над своими мемуарами, и в 1890 г. публикует два толстых тома «Моих воспоминаний». Третий том - «Ранние годы моей жизни» выходит уже после смерти поэта в 1893 г. Фет много переводит. Среди наиболее значительных его переводов - основной труд немецкого философа А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление», стихотворный перевод всех сочинений Горация (труд, начатый еще в юношеские годы). Менее высоко исследователи оценивают переводы других римских авторов, сделанные Фетом, но нельзя не поразиться целеустремленностью и увлеченностью русского поэта. Он переводит комедии Плавта, «Сатиры» Ювенала, лирические произведения Катулла, «Скорбные элегии» и «Метаморфозы» Овидия, эпиграммы Марциала. Перед смертью Фет работает над пятым выпуском «Вечерних огней».

В 1892 г. поэт умер.

Которого представлена в этой статье, - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Родился он в 1820 году, 23 ноября, а умер в 1892 году, 21 ноября.

Детство будущего поэта

В небольшом имении, расположенном в Орловской губернии, во Мценском уезде, родился Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его интересна уже самим происхождением будущего поэта. Отец его работал в суде Дармштадта асессором, мать, Беккер Шарлотта Елизавета, оставила супруга на седьмом месяце беременности и тайно уехала в Россию с Афанасием Шеншиным. Когда мальчик родился, он был крещен по православному обычаю. Имя ему дали Афанасий. Записан он был как сын Шеншина. Шарлотта Елизавета Фет в 1822 году приняла православие, после чего обвенчалась с Шеншиным.

Учеба

Фет получил хорошее образование. Легко давалась учеба способному Афанасию. Он закончил в 1837 году в городе Верро, расположенном в Эстонии, частную немецкую школу. Уже в это время будущий поэт стал писать стихи, а также проявлял интерес к классической филологии и литературе. Для того чтобы подготовиться к университету, он после школы обучался у профессора Погодина в пансионате. Этот человек был журналистом, историком и писателем. Афанасий Фет в 1838 году поступил сначала на юридический, а затем на философский факультет университета в Москве.

Первый сборник стихов

Во время учебы в университете он сблизился с Аполлоном Григорьевым - одним из студентов, увлекавшимся поэзией. Вместе они начали посещать кружок, в котором занимались литературой и философией. Фет при участии Григорьева выпустил первый сборник своих стихов под названием "Лирический пантеон". Эта книга получила одобрение Белинского. Гоголь также отметил, что Фет является "несомненным дарованием". Для поэта это стало своего рода благословением, вдохновило на дальнейшее творчество. Его стихи в 1842 году были опубликованы в различных изданиях, включая такие популярные журналы, как "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1844 году закончил учебу в университете Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его затем продолжилась военной службой.

Военная служба

Афанасий Афанасьевич в 1845 году покинул Москву и поступил в кирасирский полк, находящийся на юге России. Поэт считал, что военная служба необходима ему для того, чтобы вернуть себе дворянское звание. Через год получил звание офицера Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его дополнилась в 1853 году еще одним важным событием: начинающего поэта перевели в гвардейский полк, расквартированный неподалеку от Петербурга. Афанасий Афанасьевич часто навещал столицу, встречался с Гончаровым, Тургеневым, Некрасовым, а также сблизился с редакцией "Современника", популярного в то время журнала. Воинская карьера в целом складывалась не очень успешно. Фет в 1858 году подал в отставку в чине штаб-ротмистра.

Трагическая любовь

В годы службы пережил трагическую любовь, оказавшую большое влияние на его творчество, Афанасий Фет. Биография краткая его непременно включает упоминание о Марии Лазич. Это была возлюбленная поэта, девушка из бедной, но хорошей семьи. Данное обстоятельство стало препятствием для заключения брака. Влюбленные расстались, а через некоторое время девушка при пожаре трагически погибла (поговаривали и о самоубийстве). Поэт хранил память о ней до самой смерти.

Женитьба на Марии Боткиной

Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.

Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.

Творчество Фета

Значительный след в отечественной литературе оставил Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник "Лирический пантеон" был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.

"Талисман"

Творчество Фета после смерти Марии Лазич приобрело новое направление. Своей возлюбленной посвятил поэму под названием "Талисман" Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография этой девушки будет представлена в конце этой статьи, когда мы расскажем вам о некоторых интересных фактах из жизни поэта. Исследователи предполагают, что ей же были посвящены и все последующие стихи Афанасия Афанасьевича о любви. "Талисман" вызвал живой интерес критиков и множество положительных отзывов. Фет в это время был признан одним из лучших поэтов современности.

Афанасий Афанасьевич считался одним из представителей так называемого чистого искусства. То есть в своих произведениях он не затрагивал важных социальных вопросов, оставаясь до конца жизни убежденным монархистом и консерватором. Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества.

Не прошли бесследно для поэта тяжелые удары судьбы. Афанасий Афанасьевич ожесточился, порвал отношения со многими приятелями, практически перестал творить. Поэт в 1863 году издал двухтомное собрание своих произведений, а затем наступил 20-летний перерыв в его творчестве.

"Вечерние огни"

Лишь после возвращения привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима он занялся творчеством с новыми силами. Произведения Афанасия Фета к концу жизни приобретали все более философский оттенок, присутствовал в них так называемый метафизический реализм. Писал Афанасий Фет о единстве человека со всей Вселенной, о вечности, о высшей реальности. Афанасий Афанасьевич написал в период с 1883 по 1891 год более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием "Вечерние огни". Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.

Смерть Афанасия Фета

Великий поэт умер от сердечного приступа. Однако исследователи его творчества и жизни убеждены, что перед смертью им была предпринята попытка покончить с собой. Но точно нельзя сказать, была ли отмечена этим эпизодом жизнь такого человека, как Афанасий Фет. Биография, интересные факты о нем иногда вызывают у исследователей споры. Некоторые из них все же признаются большинством как достоверные.

  • Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
  • Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.

  • В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.

Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга "А. А. Фет. Очерк жизни и творчества". По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.

Великий российский лирик А. Фет родился 5 декабря 1820 года. Но биографы сомневаются не только в точной дате его рождения. Таинственные факты своего истинного происхождения мучили Фета до конца жизни. Помимо отсутствия отца как такового, непонятна была и ситуация с настоящей фамилией. Все это окутывает жизнь и творчество Фета некой загадочностью.

Родители Фета

По официальной версии, русский дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, находясь на лечении в немецком городе Дармштадт, поселился в доме оберкригскомиссара Карла Беккера. Спустя некоторое время отставной армейский офицер увлекается дочкой хозяина Шарлоттой. Однако Шарлотта на тот момент была уже несвободна и состояла в браке с мелким немецким чиновником Карлом Фетом, который тоже жил в доме Беккера.

Несмотря на эти обстоятельства и даже на наличие у Шарлотты дочери от Фета, завязывается бурный роман. Чувства влюбленных были настолько сильны, что Шарлотта решается на побег вместе с Шеншиным в Россию. Осенью 1820 года Шарлотта, бросив мужа и дочку, уезжает из Германии.

Затянувшийся развод матери

Очерк жизни и творчества Фета невозможен без рассказа об отношениях его родителей. Будучи уже в России, Шарлотта мечтает об официальном разводе с Карлом Фетом. Но развод в те времена был довольно длительным процессом. Некоторые биографы утверждают, что из-за этого обряд венчания между Шеншиным и Шарлоттой произошел через два года после рождения маленького Афанасия, их общего сына. По одной из версий Шеншин якобы подкупил священника для того, чтобы дать мальчику свою фамилию.

Вероятно, именно этот факт повлиял на всю жизнь поэта. К нарушениям такого рода в Российской империи относились довольно строго. Однако все источники подтверждают факт венчания Шеншина и Шарлотты, которая впоследствии взяла себе имя Шеншиной.

Из дворян в нищие

Знакомясь с биографией лирика, невольно задаешься вопросом о том, что повлияло на жизнь и творчество Фета. Все до мелочей подробности узнать сложно. Но основные вехи нам вполне доступны. Маленький Афанасий до 14 лет считал себя потомственным российским дворянином. Но потом благодаря усердной работе судейских чиновников тайна происхождения ребенка была раскрыта. В 1834 году было учинено следствие по этому делу, в результате которого постановлением Орловского губернского правления будущий поэт был лишен права называться Шеншиным.

Понятно, что сразу же начались насмешки недавних товарищей, которые мальчик переживал довольно болезненно. Отчасти именно это послужило развитию душевной болезни Фета, преследовавшей его до смерти. Однако гораздо важнее было то, что в этой ситуации он не имел не только права на наследство, но и вообще, судя по документам, представленным из архивов того времени, был лицом без подтверждённой национальности. В один момент потомственный российский дворянин с богатым наследством превратился в нищего, никому, кроме матери, не нужного человека, без фамилии и Потеря была настолько велика, что сам Фет считал это событие обезобразившим его жизнь до смертного одра.

Иностранец Фет

Можно себе представить, через что прошла мать поэта, вымаливая у судейских крючкотворов хоть какую-то справку о происхождении своего сына. Но все было напрасно. Женщина пошла другим путем.

Вспомнив свои немецкие корни, она воззвала к жалости своего бывшего немецкого мужа. История умалчивает, как Елена Петровна добилась желаемого результата. Но он был. Родственники прислали официальное подтверждение того, что Афанасий приходится сыном Фету.

Так у поэта появилась хотя бы фамилия, жизнь и творчество Фета получили новый толчок в развитии. Однако во всех циркулярах он все же продолжал именоваться «иностранец Фет». Естественным выводом из этого стало полное лишение наследства. Ведь теперь иноземец не имел ничего общего с дворянином Шеншиным. Именно в этот момент им овладела идея любыми путями вернуть себе утраченные русское имя и титул.

Первые шаги в поэзии

Афанасий поступает в Московский университет на факультет словесности и именуется в университетских формулярах все так же - «иностранец Фет». Там он знакомится с будущим поэтом и критиком Историки полагают, что жизнь и творчество Фета изменились именно в этот момент: считается, что Григорьев открыл поэтический дар Афанасия.

Вскоре выходит Фета - «Лирический пантеон». Поэт написал ее будучи еще студентом университета. Читатели высоко оценили дар юноши - им было все равно, к какому сословию принадлежит автор. И даже суровый критик Белинский неоднократно подчёркивал в своих статьях поэтический дар молодого лирика. Отзывы Белинского, по сути, послужили Фету своеобразным пропуском в мир российской поэзии.

Афанасий стал печататься в различных изданиях и уже через несколько лет подготовил новый лирический сборник.

Военная служба

Однако радость творчества не могла вылечить больную душу Фета. Мысль о своем истинном происхождении не давала покоя молодому человеку. Он готов был идти на все, лишь бы доказать его. Во имя великой цели Фет сразу же после окончания университета поступает на военную службу, надеясь в армии заслужить дворянство. Он попадает службу в один из провинциальных полков, расположенных в Херсонской губернии. И сразу же первый успех - Фет получает официально российское гражданство.

Но и поэтическая деятельность не заканчивается, он все равно продолжает много писать и печататься. Спустя некоторое время армейский быт провинциальной части дает о себе знать: жизнь и творчество Фета (стихи он пишет все реже) становятся все мрачнее и неинтереснее. Тяга к поэзии ослабевает.

Фет в личной переписке начинает жаловаться друзьям на тяготы своего нынешнего существования. К тому же, судя по некоторым письмам, он испытывает финансовые затруднения. Поэт даже готов на лишь бы избавиться от нынешнего гнетущего физически и морально плачевного положения.

Перевод в Петербург

Довольно мрачными были жизнь и творчество Фета. Кратко излагая основные события, заметим, что поэт тянул солдатскую лямку долгих восемь лет. И вот перед самым получением первого в своей жизни офицерского чина Фет узнает о специальном указе, который поднимал выслугу и уровень армейского звания для получения дворянского чина. Иными словами, дворянство теперь предоставлялось только человеку, получившему более высокое офицерское звание, нежели было у Фета. Это известие совсем деморализовало поэта. Он понимал, что вряд ли дослужится до этого звания. Жизнь и творчество Фета снова перекраивались по чужой милости.

Женщины, с которой можно было бы связать свою жизнь по расчету, также не было на горизонте. Фет продолжал служить, все больше впадая в депрессивное состояние.

Однако удача наконец улыбнулась поэту: ему удалось перевестись в гвардейский лейб-уланский полк, который квартировался недалеко от Петербурга. Это событие случилось в 1853 году и удивительным образом совпало с изменением отношения общества к поэзии. Некоторый спад интереса к литературе, обозначившийся в середине 1840-х годов, прошел.

Теперь же, когда Некрасов стал главным редактором журнала «Современник» и собрал под своим крылом элиту российской литературы, времена явно способствовали развитию любой творческой мысли. Наконец, увидел свет давно написанный второй сборник стихов Фета, о котором забыл и сам поэт.

Поэтическое признание

Стихи, напечатанные в сборнике, произвели впечатление на ценителей поэзии. И вскоре такие известные литературные критики того времени, как В. П. Боткин и А. В. Дружинин, оставили о произведениях довольно лестные отзывы. Более того, под давлением Тургенева они помоги Фету выпустить новую книгу.

В сущности, это были все те же ранее написанные стихи 1850 года. В 1856 году, после выхода нового сборника, снова изменились жизнь и творчество Фета. Кратко говоря, на поэта обратил внимание сам Некрасов. Немало лестных слов в адрес Афанасия Фета было написано именно мэтром российской литературы. Вдохновлённый столь высокими похвалами поэт развивает бурную деятельность. Он печатается почти во всех литературных журналах, что, несомненно, поспособствовало некоторому улучшению финансового положения.

Романтическое увлечение

Постепенно наполнялись светом жизнь и творчество Фета. Самое главное его желание - получение дворянского титула - должно было скоро осуществиться. Но очередной императорский указ вновь поднимал планку получения потомственного дворянства. Теперь, чтобы обрести заветный чин, нужно было уже дослужиться до полковника. Поэт понял, что дальше продолжать тянуть ненавистную ему лямку военной службы просто бесполезно.

Но как часто это бывает, человеку не может не везти абсолютно во всем. Еще находясь на Украине, Фет был приглашён на прием к своим друзьям Бржевским и в соседнем имении повстречал девушку, которая потом долго не выходила у него из головы. Это была одаренная музыкантша Елена Лазич, чей талант поразил даже знаменитого композитора гастролировавшего тогда по Украине.

Как оказалось, Елена была страстной поклонницей поэзии Фета, а тот, в свою очередь, был поражен музыкальными способностями девушки. Конечно, без романтики невозможно представить себе жизнь и творчество Фета. Краткое содержание его романа с Лазич умещается в одну фразу: молодые люди испытывали нежные чувства друг к другу. Однако Фет очень тяготится своим бедственным финансовым положением и не решается на серьёзное развитие событий. Поэт пытается объяснить свои проблемы Лазич, но та, как все девушки в такой ситуации, плохо понимает его терзания. Фет прямым текстом говорит Елене о том, что свадьбы не будет.

Трагическая смерть любимой

После этого он старается не видеться с девушкой. Уезжая в Петербург, Афанасий понимает, что обречён на вечное духовное одиночество. По мнению некоторых историков, изучающих его жизнь и творчество, Афанасий Фет слишком прагматично писал друзьям про женитьбу, про любовь и про Елену Лазич. Скорее всего, романтичный Фет просто увлекся Еленой, не собираясь отягощать себя более серьезными отношениями.

В 1850 году, будучи в гостях у тех же Бржевских, он не решается поехать в соседнее поместье, чтобы расставить все точки над «i». Позже Фет очень жалел об этом. Дело в том, что Елена вскоре трагически погибла. История умалчивает, являлась ли ее страшная смерть самоубийством или нет. Но факт остается фактом: девушка сгорела заживо в поместье.

Сам Фет узнал об этом, когда в очередной раз посетил своих друзей. Это настолько потрясло его, что до конца жизни поэт винил именно себя в смерти Елены. Он мучился тем, что не смог найти правильных слов, чтобы успокоить девушку и объяснить ей свое поведение. После смерти Лазич было много кривотолков, однако никто и никогда не доказал причастность Фета к этому печальному событию.

Брак по расчету

Справедливо рассудив, что на армейской службе он вряд ли достигнет своей цели - дворянского титула, Фет берет длительный отпуск. Взяв с собой все накопленные гонорары, поэт устремляется в путешествие по Европе. В 1857 году в Париже он неожиданно женится на Марии Петровне Боткиной, дочери богатого торговца чаем, которая, ко всем прочему, была родной сестрой литературного критика В. П. Боткина. Судя по всему, это и был тот самый брак по расчету, о котором так долго мечтал поэт. Современники очень часто спрашивали Фета о причинах женитьбы, на что тот отвечал красноречивым молчанием.

В 1858 году Фет приезжает в Москву. Его опять одолевают мысли о скудности финансов. Видимо, приданое жены не в полной мере удовлетворяет его требованиям. Поэт очень много пишет, много издается. Зачастую количество произведений не соответствует их качеству. Это подмечают и близкие друзья, и литературные критики. Серьезно охладела к творчеству Фета и публика.

Помещик

Примерно в это же время уходит от столичной суеты Лев Толстой. Осев в Ясной Поляне, он пытается вернуть вдохновение. Вероятно, Фет решил последовать его примеру и осесть в своем имении в Степановке. Иногда говорят, что здесь закончились жизнь и творчество Фета. Интересные факты, однако, нашлись и в этом периоде. В отличие от Толстого, который действительно обрел в провинции второе дыхание, Фет все больше забрасывает литературу. Он теперь увлечен поместьем и хозяйством.

Нужно отметить, что как помещик он действительно себя нашел. Уже через некоторое время Фет приумножает свои владения, купив еще несколько соседних имений.

Афанасий Шеншин

В 1863 году поэт издает небольшой лирический сборник. Даже несмотря на маленький тираж он так и остался нераспроданным. Зато соседи-помещики оценили Фета совсем в другом качестве. Около 11 лет он занимал выборную должность мирового судьи.

Жизнь и творчество Афанасия Афанасьевича Фета подчинены были единственной цели, к которой он шел с поразительным упорством, - восстановлению своих дворянских прав. В 1873 году выходит царский указ, который ставит точку в сорокалетних мытарствах поэта. Он полностью восстановлен в правах и узаконен как дворянин с фамилией Шеншин. Афанасий Афанасьевич признается жене, что даже не хочет вслух произносить ненавистную ему фамилию Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет (настоящая фамилия Шеншин) (1820-1892) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1886).

Афанасий Фет родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Он был внебрачным сыном помещика Шеншина и в четырнадцать лет по решению духовной консистории получил фамилию своей матери Шарлотты Фет, одновременно утратив право на дворянство. Впоследствии он добился потомственного дворянского звания и возвратил себе фамилию Шеншин, но литературное имя - Фет - осталось за ним навсегда.

Афанасий учился на словесном факультете Московского университета, здесь он сблизился с Аполлоном Григорьевым и входил в кружок студентов, усиленно занимавшихся философией и поэзией. Еще студентом, в 1840 году, Фет издал первый сборник своих стихотворений - "Лирический Пантеон". В 1845-1858 годах он служил в армии, затем приобрел большие земли и стал помещиком. По своим убеждениям А. Фет был монархистом и консерватором.

Происхождение Афанасия Афанасьевича Фета до сих пор остается до конца не выясненным. Согласно официальной версии, Фет был сыном орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Фет, сбежавшей от своего первого мужа в Россию. Бракоразводный процесс затянулся, и свадьба Шеншина и Фет произошла только после рождения мальчика. По другой версии его отцом был первый муж Шарлотты-Елизаветы Иоганн-Петер Фет, но ребенок родился уже в России и был записан под фамилией своего приемного отца. Так или иначе, в возрасте 14 лет мальчик был признан незаконнорожденным и лишен всех дворянских привилегий. Это событие, в одночасье превратившее сына богатого русского помещика в безродного иностранца, оказало глубокое влияние на всю последующую жизнь Фета. Желая оградить сына от судебных разбирательств относительно его происхождения, родители отправили мальчика в немецкую школу-пансион в городе Верро (Выру, Эстония). В 1837 полгода провел он в московском пансионе Михаила Петровича Погодина, готовясь к поступлению в Московский университет и в 1838 стал студентом историко-филологического отделения философского факультета. Университетское окружение (Аполлон Александрович Григорьев, в доме которого Фет жил во все время своего обучения, студенты Яков Петрович Полонский, Владимир Сергеевич Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин и др.) как нельзя лучше способствовало становлению Фета как поэта. В 1840 он выпустил первый сборник «Лирический Пантеон А. Ф». Особого резонанса «Пантеон» не произвел, однако сборник заставил обратить на себя внимание критиков и открыл дорогу в ключевые периодические издания: после его публикации стихи Фета стали регулярно появляться в «Москвитянине» и «Отечественных записках».

Ты говоришь мне: прости! Я говорю: до свиданья!

Фет Афанасий Афанасьевич

Надеясь получить дворянскую грамоту, в 1845 году Афанасий Афанасьевич записался в кирасирский орденский полк, расквартированный в Херсонской губернии, в чине унтер-офицера, уже через год он получил звание офицера, однако незадолго до этого стало известно, что отныне дворянство дает только чин майора. В годы херсонской службы в жизни Фета разразилась личная трагедия, наложившая отпечаток на последующее творчество поэта. Возлюбленная Фета, дочь отставного генерала Мария Лазич, скончалась от полученных ожогов - ее платье вспыхнуло от по неосторожности или нарочно уроненной спички. Версия самоубийства кажется наиболее вероятной: Мария была бесприданницей, и ее брак с Фетом был невозможен. В 1853 году Фет был переведен в Новгородскую губернию, получив возможность часто бывать в Петербурге. Его имя постепенно возвращалось на страницы журналов, этому способствовали новые друзья - Николай Алексеевич Некрасов, Александр Васильевич Дружинин, Василий Петрович Боткин, входившие в редакцию «Современника». Особую роль в творчестве поэта сыграл Иван Сергеевич Тургенев, подготовивший и опубликовавший новое издание стихотворений Фета (1856).

В 1859 году Афанасий Афанасьевич Фет получил долгожданный чин майора, однако мечте вернуть дворянство не суждено было тогда исполниться - с 1856 этот титул присуждался только полковникам. Фет вышел в отставку и после продолжительной поездки за границу обосновался в Москве. В 1857 женился на немолодой и некрасивой Марии Петровной Боткиной, получив за ней солидное приданое, позволившее приобрести поместье в Мценском уезде. «Он сделался теперь агрономом - хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл... о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом», - так комментировал произошедшие с Фетом перемены И. С. Тургенев. И действительно, в течение долгого времени из-под пера талантливого поэта выходили только обличительные статьи о пореформенном состоянии сельского хозяйства. «Людям не нужна моя литература, а мне не нужны дураки», - написал Фет в письме к Николаю Николаевичу Страхову, намекая на отсутствие интереса и непонимание со стороны современников, увлеченных гражданской поэзией и идеями народничества. Современники отвечали тем же: «Все они (стихи Фета) такого содержания, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи», - так звучит хрестоматийная оценка Николая Гавриловича Чернышевского.

К литературному творчеству Афанасий Фет вернулся лишь в 1880-х годах после возвращения в Москву. Теперь он уже был не безродный бедняк Фет, а богатый и уважаемый дворянин Шеншин (в 1873 сбылась, наконец, его мечта, получена дворянская грамота и фамилия отца), умелый орловский помещик и владелец особняка в Москве. Он снова сблизился со своими старыми друзьями: Полонским, Страховым, Соловьевым. В 1881 увидел свет его перевод основного труда Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», год спустя - первой части «Фауста», в 1883 - сочинений Горация, позже Децима Юния Ювенала, Гая Валерия Катулла, Овидия, Марона Публия Вергилия, Иоганна Фридриха Шиллера, Альфреда де Мюссе, Генриха Гейне и других знаменитых писателей и поэтов. Небольшими тиражами выходили сборники стихов под общим названием «Вечерние огни». В 1890 году появились два тома мемуаров «Мои воспоминания»; третий, «Ранние годы моей жизни», был опубликован посмертно, в 1893 году.

К концу жизни физическое состояние Фета стало невыносимым: резко ухудшилось зрение, обострившаяся астма сопровождалась приступами удушья и мучительнейшими болями. 21 ноября 1892 Фет продиктовал своей секретарше: «Не понимаю сознательного преумножения неизбежных страданий, добровольно иду к неизбежному». Попытка самоубийства не удалась: поэт скончался раньше от апоплексического удара.

Все творчество Фета может быть рассмотрено в динамике своего развития. Первые стихи университетского периода тяготеют к воспеванию чувственного, языческого начала. Прекрасное обретает конкретные наглядные формы, гармоничные и завершенные. Между духовным и плотским мирами не существует противоречия, есть то, что их объединяет - красота. Поиск и раскрытие красоты в природе и человеке - вот основная задача раннего Фета. Уже в первом периоде появляются тенденции, характерные для более позднего творчества. Предметный мир станл менее четким, а на первый план вышли оттенки эмоционального состояния, импрессионистические ощущения. Выражение невыразимого, бессознательного, музыки, фантазии, переживания, попытка ухватить чувственное, не предмет, а впечатление от предмета - все это определило поэзию Афанасия Фета 1850-1860-х годов. Поздняя лирика писателя складывалась во многом под влиянием трагической философии Шопенгауэра. Для творчества 1880-х годов характерна попытка уйти в другой мир, мир чистых идей и сущностей. В этом Фет оказался близок эстетике символистов, считавших поэта своим учителем.

Афанасий Афанасьевич Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года, в Москве.

"Его статьи, в которых он ратовал за интересы помещиков, возбуждали негодование всей передовой печати. После долгого перерыва в поэтической работе, на седьмом десятке своих лет, в 80-х годах Фет выпускает сборник стихов "Вечерние огни", где его творчество развернулось с новой силой.

Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника. Природа и любовь были главными темами произведений Фета. Но в этой сравнительно узкой сфере талант его проявился с огромным блеском. ...

Афанасий Фет особенно мастерски передавал нюансы чувств, смутные, беглые или едва зарождающиеся настроения. "Уменье ловить неуловимое" - так характеризовала критика эту черту его дарования".

Стихотворения Афанасия Фета

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня веселье веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

Какие-то носятся звуки
И льнут к моему изголовью.
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью.

Казалось бы, что ж? Отзвучала
Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки
Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки
И льнут к моему изголовью.

Музе

Надолго ли опять мой угол посетила,
Заставила еще томиться и любить?
Кого на этот раз собою воплотила?
Чьей речью ласковой сумела подкупить?

Дай руку. Сядь. Зажги свой факел вдохновенный.
Пой, добрая! В тиши признаю голос твой
И стану, трепетный, коленопреклоненный,
Запоминать стихи, пропетые тобой.

Как сладко, позабыв житейское волненье,
От чистых помыслов пылать и потухать,
Могучее твое учуя дуновенье,
И вечно девственным словам твоим внимать.

Пошли, небесная, ночам моим бессонным
Еще блаженных снов и славы и любви,
И нежным именем, едва произнесенным,
Мой труд задумчивый опять благослови.

Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою.

Ты спал. Окно я растворила,
В степи кричали журавли,
И сила думы уносила
За рубежи родной земли,

Лететь к безбрежью, бездорожью,
Через леса, через поля, -
А подо мной весенней дрожью
Ходила гулкая земля.

Как верить перелетной тени?
К чему мгновенный сей недуг,
Когда ты здесь; мой добрый гений,
Бедами искушенный друг?

Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы, -
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Прости и все забудь в безоблачный ты час,
Как месяц молодой на высоте лазури;
И в негу внешнюю врываются не раз
Стремленьем молодым пугающие бури.

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,
Поведает заря, что минул день ненастья, -
Былинки не найдешь и не найдешь листа,
Чтобы не плакал он и не сиял от счастья.

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветер с цветущих берегов.

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом все гудит и колышется,
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
1891.

Афанасий Афанасьевич Фет - цитаты

Ночь. Не слышно городского шума. В небесах звезда - и от нее, Будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное мое.

Мама! глянь-ка из окошка - Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело - Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней - Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

Давно забытые, под лёгким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Всё, что давно-давно утрачено душой. Горя огнём стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь.

Встречу ль яркую в небе зарю, Ей про тайну свою говорю, Подойду ли к лесному ключу И ему я про тайну шепчу. А как звёзды в ночи задрожат, Я всю ночь им рассказывать рад; Лишь когда на тебя я гляжу, Ни за что ничего не скажу.

Из тонких линий идеала, Из детских очерков чела Ты ничего не потеряла, Но всё ты вдруг приобрела. Твой взор открытей и бесстрашней, Хотя душа твоя тиха; Но в нём сияет рай вчерашний И соучастница греха.

Начинается просто с шекспировских страстей. Его отец, богатый дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, 45-летний человек гусарского склада, бывший ротмистр, находясь на лечении в Германии, без памяти влюбился в 20-летнюю матушку будущего поэта Шарлотту Фет. Помехой этой страсти не стало ни то, что дама была замужней, ни то, что у нее была уже дочь, ни то, что дама была беременна Афанасием...

Мальчик родился в декабре 1820 года. Биография Фета содержит период счастливого детства в орловском имении отца в с. Новоселки.

О семье Шеншиных - Фетов

Фактически биологическим отцом Афанасия Фета является Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет, асессор дармштадского городского суда. Кровная сестра же осталась в Германии.

Двое детей Шарлотты Фет и Афанасия Шеншина (Анна и Василий) умерли в младенчестве. У поэта же была сводная сестра Люба 1824 года рождения.

Оскорбленный случившимся похищением жены, биологический отец-немец лишил Афанасия наследства.

Статус внебрачного сына

Беззаботная пора детства будущего поэта в имении Шеншиных длилась до 14 лет, пока православные (епархиальные) власти, осуществляющие, как сейчас говорят, правовой надзор, не обнаружили, что дата венчания родителей (1822) более поздняя, чем дата рождения ребенка. Это повлекло за собой для Афанасия значительные правовые последствия. Биография Фета содержит сведения, что молодой человек глубоко страдал от своего особого статуса "незаконнорожденного".

О навязанном ему ритме жизни свидетельствует хронологическая таблица. Фета Афанасия Афанасьевича, с одной стороны, влекла поэзия, а с другой - долг возвращения дворянских привилегий потомству.

Даты

События

В деревне Новоселки в помещичьей семье Шеншиных родился сын Афанасий

Обучение в пансионе Кроммера в финском городе Верро

Пансион профессора Погодина

Обучение на отделении словесности Московского университета

Служба в кирасирском полку в Херсонской губернии

Первый стихотворный сборник

Второй сборник стихов

Фет становится поместным дворянином и живет в имении в Степановке

Наиболее продуктивный период творчества (в деревне Воробьевка)

1883, 1885, 1888, 1891

Годы издания циклов лучших стихотворений поэта

Смерть от приступа астмы

Очень уж многие вехи его жизни - с честью преодоленные им ограничения в образовании, вынужденная служба в армии, женитьба на нелюбимой женщине, отшельничество в деревне - явно не входили в его изначальные планы. Такие этапы жизни не делают человека счастливым... Все это, к сожалению, сказалось на здоровье поэта. Годы жизни Фета могли бы охватить и больший промежуток времени.

Невзгоды изменили характер поэта

Возможно, это состояние внутреннего страдания и послужило причиной рождения в его душе лирики самого высокого уровня, кристально чистого стиля поэзии.

Он не мог носить фамилию отца, не являлся русским подданным, соответственно, не наследовал и дворянские права. Его фамилия была Фет, и молодой человек считался немецким подданным. Все то, что его братьям и сестрам досталось по рождению, ему следовало заслужить. Вот так бдительность духовных отцов-клерков сделала несчастной последующую жизнь поэта. В права дворянства он вошел лишь в возрасте 50 лет! Поэтому литературоведы подчеркивают: неяркая, невеселая биография Фета и его ясное, акварельное стихотворное наследие глубоко контрастны. Тяжелая психологическая травма, нанесенная негуманностью закона, определила непростой характер этого талантливейшего человека.

Образование

В отличие от остальных Шеншиных, Афанасий Афанасьевич Фет получил хорошее образование. Трудолюбие и предрасположенность к наукам делали свое дело... Будучи немецким подданным, он вынужден был начинать учиться в протестантском немецком пансионе. Впрочем, преподавателям этого учреждения он обязан знаниями латинского языка, классической филологии. Именно здесь были написаны его первые стихи.

Начало творчества

Молодой человек имел мечту - учиться в Московском университете. Пансион профессора Погодина послужил ступенью к этому поступлению.

С 1838 года Афанасий Афанасьевич Фет является студентом отделения словесности вожделенного им университета. Отсюда берет свое начало его многолетняя дружба с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Здесь в 1840 г. был написан Фетом его первый сборник стихов "Лирический пантеон". В произведениях начинающего поэта ощущалось подражание Венедиктову и Пушкину. Раннюю лирику Фета публикуют журналы "Отечественные записки" и "Москвитянин". Фет жаждет признания, благодаря которому надеется вернуть дворянский титул. Однако успеха, адекватного такой мечте, ранняя лирика Фета не приносит.

Тогда деятельный молодой человек действует сообразно "плану Б" - получает дворянский титул после военной службы.

Поэт служит в армии

Он служит в кирасирском полку, который расквартирован в Херсонской губернии.

На это время приходится завязка его личной драмы. Безвестный, откровенно бедный молодой человек испытывает серьезное чувство к Марии Лазич, дочери мелкопоместного дворянина. Причем это чувство взаимно (и, как оказалось, на всю жизнь.) Однако сложившийся в Афанасии деструктивный комплекс "вернуть дворянство превыше всего" препятствует браку и созданию счастливой семьи... Мария же безвременно погибла, будучи еще молодой, оставив возлюбленному воспоминания и сожаления.

Годы службы Афанасий Фет, поэтический самобытный дар которого начал проявляться, называет нелицеприятно: "заключением". Первый громкий успех сопутствовал его стихам, изданным в 1850 году. Поэта признает творческая элита. Он знакомится и становится вхож к Некрасову, Дружинину, Льву Толстому. Его произведения, наконец, ожидаемы и любимы. Однако к своим творческим вершинам Афанасий Фет, поэт от Бога, все еще идет. Новый сборник поэзии, напечатанный в 1856 году, - только веха на этом пути.

Женитьба, статус помещика

Титул он так и не выслужил в армии, хоть и дослужился до звания ротмистра (что соответствует современному званию капитана, а для возвращения титула по логике военной карьеры Фету следовало стать полковником).

Однако к этому времени жизнь Афанасия Афанасьевича круто изменилась. Вернувшись к гражданской жизни, он женился на Боткиной, сестре известного литературного критика. Этот брак был, скорее, свершен им из расчета, чем по любви. Таким образом Фет Афанасий Афанасьевич сроднился с богатым купеческим семейством и подвел черту своей бедности. Судьба становится благосклонной к нему. Царским указом признается его право на отцовское наследство, ему также утверждают фамилию Шеншин. Это событие поэт называет самым радостным в своей жизни. Его он ожидал много лет.

Впрочем, любителей его творчества все-таки интересует вопрос: “Почему известный поэт решился на брак по расчету?” Прямого ответа в его дневниках не найдено. Во всяком случае это дело личного выбора: избрать семейную жизнь, втайне страдая от несостоявшегося брака с любимым человеком… Возможно, он устал бороться с обществом, ограничившим его в правах, решил, наконец, обрести покой, коль счастья в любви не досталось. Подобная характеристика Фета имеет под собой основание. Впрочем, свою почившую возлюбленную Марию Лазич он будет вспоминать до самой смерти, посвящая ей стихотворения.

Фет - помещик деятельный

В 1860 г. он на капитал супруги покупает хутор Степановка, где практически безвылазно хозяйствует на протяжении 17 лет. На хуторе Фету-помещику принадлежит двести душ. Он полностью погружается в организацию и ведение хозяйства. На творчество времени практически не остается. Он становится «убежденным и цепким русским аграрием». Афанасий Афанасьевич, отдавая много времени и сил новому для себя делу и отличаясь не только поэтическим даром, но и житейской мудростью, добивается уважения в обществе. Свидетельством признания является исполнение им обязанностей мирового судьи.

Эффективное хозяйствование Фета-помещика способствовало капитализации им средств, заработанных им в сельскохозяйственном производстве. Он фактически заработал своим трудом свое богатство.

Наиболее плодотворный период творчества

В 1877 году поэт вступает в новый, самый плодотворный период своего творчества. Его поэтический стиль выработан, а исстрадавшаяся душа жаждет окунуться в океан чистой поэзии. История Фета восходит к последней наивысшей своей стадии, принесшей ему славу несравненного лирика. Именно чтоб обособиться от суетного мира и сосредоточится на высоком творчестве, Афанасий Афанасьевич покупает курскую деревню Воробьевку, где проводит теплое время года. На зиму поэт всегда возвращался в свой московский особняк. Жизнь Афанасия Фета, начиная с этого своего рубежа, всецело посвящена поэзии.

Данный период творчества оказался наиболее продуктивным. Хронологическая таблица Фета свидетельствует о динамике написания им сборников: 1883, 1885, 1888, 1891... Примечательно, что все эти собрания стихотворений, написанные на протяжении десятилетия, объединены в общий цикл "Вечерние огни".

Поэзия Фета уникальна

Всю поэзию Афанасия Афанасьевича, представленную в авторских сборниках, можно условно сгруппировать по трем основным темам: природа, любовь, искусство. Только этим предметам посвящал он свою поэтическую деятельность. Лирика Фета проста и светла, она действительно написана на все времена. Читатель, желающий найти в его стихах ассоциации, встречающиеся в собственной жизни, обязательно найдет их: в величественном пейзаже леса, животворном звуке дождя, в радостном портале радуги. Композитор Чайковский сравнивал его поэзию с музыкой. По мнению многих критиков, богатства поэтической палитры, достигнутой Афанасием Фетом в описании природы, не достиг ни один его коллега. Муза Фета особенная: простая и изящная, спокойно скользящая на своих крыльях над землей, увлекая читателей своей легкостью и изяществом.

Поэт развивал в своем творчестве гармоничное начало, принципиально отмежевываясь им от "душевной непогоды", тревог, конфликтов и несправедливости. Свой художественный стиль поэт называл "умом сердца".

Вместо заключения

Годы жизни Фета - 1820-1892. За год до смерти его литературные изыскания были “высочайше” оценены. Фету было пожаловано звание камергера (высокий чин придворного ранга, примерно эквивалентный генерал-майору).

Однако здоровье уже подводило поэта… Не до дворцовых карьер ему было… Умер он во время астматического приступа. Похоронили Фета Афанасия Афанасьевича в родовом орловском имении, находящемся в деревне Клейменово.

Подводя итог вышесказанному, следует упомянуть влияние творчества Афанасия Афанасьевича на поколение поэтов-символистов: Бальмонта, Блока, Есенина. Он, несомненно, является основоположником российской школы чистого искусства, завораживающего своей душевностью.