Правильно спланировать жизнь. Планирование жизни: за и против

Как не крути, жизнь – это такая штука, всех нюансов которой просто учесть нереально. Но все же можно попытаться составлять какие-то планы и постепенно их реализовывать. Это вполне полезно для развития человека, как личности. Составление планов на будущее и установка перед собой четких целей – это то, что помогает достичь успеха. Планирование на неделю или месяц – прекрасная практика.

Если человек знает, что ему хочется или необходимо сделать, то он делает четкие шаги к своей цели, а вот неопределенность ничего хорошего не предвещает. Именно поэтому стоит научиться планировать свою жизнь, понимая, что разные нюансы все же могут случаться и это вполне нормально.

Правильное планирование на каждый день – это залог будущего успеха. Если человек не будет планировать своей жизнь, рассчитывать только на какие-то счастливые случаи или что-то подобное, то просто потеряет свое время зря и ничего конкретного не сможет достичь . Жизнь без смысла и четких целей – это все равно, что существование неодушевленного предмета, поэтому нужно ставить перед собой конкретные задачи и делать все для того, чтобы с ними справиться.

Умение планировать собственную жизнь может пригодиться человеку, который хочет достигнуть следующих целей:

  • создать крепкую и счастливую семью;
  • значительно вырасти на карьерной лестнице;
  • не потерять зря ни одну минуту;
  • как можно больше узнать и увидеть;
  • научиться быть ответственным и целеустремленным.

Если человек не строит планов на свою жизнь – это ненормально. Отсутствие интереса к чему-либо и конкретных целей говорит о том, что человек прекратил свое развитие, как личность и существует просто так. Пустая трата времени – это совсем не то, чем должен заниматься человек в современном мире, его задача достигать определенных целей, решать конкретные задачи и двигаться вперед.

Польза составления плана

Планирование жизни – это не какой-то, запрограммированный на успех, ритуал, а вполне полезное действие. Процесс составления плана на день, месяц или неделю имеет свою пользу, она является следующей:

  • можно разложить все дела по полочкам и расставить их в правильном порядке;
  • четкая планировка позволяет выполнить вовремя поставленные задачи;
  • благодаря наличию конкретного плана, можно не просто успеть сделать запланированное, но и хорошо отдохнуть;
  • развивая в себе такие организаторские способности, человек учится быть более ответственным и тактичным;
  • подобная практика приносит просто огромную пользу тем, кто ничего не успевает.

Умеете ли Вы планировать время?

Да Нет

Имея перед собой четкий план, человек не будет по пару часов теряться в догадках, что ему делать и за что взяться. Такая неопределенность только крадет у личности время и не позволяет выполнить поставленных задач. Кроме того, человеку, которые четко не знает чего хочет, что и когда с этим делать, успех не светит.

Совет! Чтобы понять пользу составления плана, нужно один день прожить за привычным графиком, а другой за составленным планом. Потом стоит сравнить результаты, что и поможет понять, почему лучше жить по плану.

Метод мозгового штурма

Чтобы правильно, личность может пользоваться разными методиками, которые советуют специалисты. Это позволит быстрее достичь поставленной цели, ведь переломать себя за один день фактически нереально. Отличным методом для того, чтобы начать планировать собственную жизнь правильно, является мозговой штурм. Этот метод позволяет достичь следующих целей:

  • повышение результативности действий, которые выполняет человек;
  • улучшение психоэмоционального состояния личности;
  • зарождение новых идей для постройки планов на будущее;
  • возможность научиться фокусироваться на конкретных предметах или целях, не отвлекаясь по пустякам.

Мозговой штурм активно используется не только в системе образования, но и является полезной практикой для людей, которые еще не определились со своими жизненными целями и не научились строить конкретных планов.

Уровни планирования

Чтобы понять, как научиться планировать свой день или целую жизнь, нужно рассмотреть этот процесс на разных уровнях. Можно составлять планы на день, неделю или месяц, записывая все в тетрадку или создав для этого электронную таблицу.

На месяц

Планировать свою жизнь на месяц вперед умеют далеко не все. Чтобы это сделать, нужно поставить перед собой конкретные цели и рассчитать шаги, которые потребуются для их достижения. К примеру, если человек планирует заработать за месяц 30 тысяч рублей, ему нужно планировать этот период следующим образом:

  • подумать, какой вид деятельности принесет такой доход;
  • рассчитать, сколько в часах требуется времени, чтобы выполнить задачу;
  • разделить время на каждый день, оставив небольшой его запас для выходных и разных нюансов;
  • посмотреть, какие дела нужно сделать кроме работы и как сочетать трудовую деятельность с домашними обязанностями;
  • все тщательно расписать по дням и часам;
  • начать выполнять поставленные задачи шаг за шагом.

Да, еще раз стоит повториться на счет того, что от нюансов никто не застрахован, но по плану намного проще жить, чем не представляя, с чего должен начинаться следующий день.

На неделю

Составить план на неделю значительно легче, чем на месяц. Да и определиться с тем, что делать следующие 7 дней можно довольно быстро.

Составлять план нужно по такому же принципу, как и на месяц, только список дел и задач значительно легче.

Совет! Составляя план, не стоит слишком увлекаться тратой абсолютно всего времени на работу или какие-то другие дела. Всегда нужно оставлять достаточно времени для отдыха, чтобы восстановиться и набраться новых сил.

На день

Распланировать полностью один день – это проще простого. Именно с этой задачи и необходимо начинать, постепенно составляя планы на более длительный период. Жить за графиком довольно легко и удобно, главное, к нему привыкнуть.

Небольшой вывод

Научиться планировать свою жизнь правильно необходимо каждому человеку. Это значительно облегчает процесс выполнения даже самых сложных задач, позволяет все успевать и радоваться каждому дню. Жить по плану – это не означает заключать себя в тесные рамки, а наоборот открывать для себя новые двери, учиться относиться ко всему ответственно. Стоит просто попробовать все распланировать и можно убедиться, что это действительно хорошая практика.

Для чего нужно планировать жизнь, ставить цели и достигать их? Ответ прост: для того, чтобы получать от жизни удовольствие, самореализоваться, добиться в жизни успеха и стать самым счастливым человеком на свете. Планировать жизнь, значит, перестать сетовать на судьбу и плыть по течению, а взять на себя ответственность за все происходящее в своей жизни.

Безусловно, речь идет не только о материальных ценностях. Необходимо задуматься о духовном саморазвитии, о поисках себя и своего предназначения. Но для начала неплохо бы выработать самую важную привычку успешных и счастливых людей — привычку планировать.

По статистике, всего 3% из тех кто планирует и ставит цели, должным способом используют поставленные задачи. Для того, чтобы планирование было действительно эффективным недостаточно сформулировать просто цели и желания, необходимо это сделать правильно, а также обладать наиважнейшими тремя составляющими, чтобы достичь правильного результата.

1. Убежденность. Вы должны верить в свою цель, как никто другой. Верить в то, что цель, которую вы поставили действительно реальна и вполне достижима.

2. Желание. Как и в любом деле, без желания никуда. У вас должно быть желание творить, достигать, идти вперед. И если, цель не вызывает у вас такого желания, то смело вычеркивайте ее из своего списка и тем более из жизни. Это не ваша цель!

3. Ожидание. Помните, как вы, будучи ребенком, ждали подарков на день рождение, новый год? Или, как вы ждали покупки обещанного велосипеда или новой куклы? Также и с целью, у вас должно быть чувство предвкушения, ожидания результата, какой он будет и как скоро.

Убежденность, желание и ожидание — вот три кита, на которых основывается теория эффективной постановки целей. К сожалению, это выработать нереально, но как только у вас появится действительно стоящая цель, то вы сразу это почувствуете.

Но, все же иметь веру в свою цель, желание и видеть конечный результат — этого всего недостаточно для того, чтобы планировать свою жизнь и делать это продуктивно.

Практические советы, вам помогут понять, как правильно и эффективно планировать жизнь

1. Ясность. Определяйте конкретные и четкие цели. Если вы хотите приобрести автомобиль, то продумайте до мелочей, каким он должен быть: марка, модель, какой салон, какого года выпуска и за какую сумму вы планируете приобрести желаемое. Также поставьте временные рамки. В течение какого времени вы хотите купить автомобиль, это может быть год, а может и 5 лет. Но, помните, что не нужно растягивать достижение цели на несколько лет, но и ставить слишком короткие сроки тоже не надо.

2. Смелость. А знаете ли вы, что такое зона комфорта? Это словосочетание говорит само за себя. Да, это то стечение обстоятельств, та жизнь, которой вы сейчас живете — это и есть зона комфорта. Любой выход за ее пределы — это стресс, но стресс, который положительно скажется на вашем сознании и качестве жизни в дальнейшем. Итак, берите листок бумаги и ручку. И поставьте свою первую цель: 1. Написать 1001 желание. Наверняка, вы сейчас очень сомневаетесь, что сможете это сделать. Пробуйте, возможно, на это уйдет ни один час, а может и пару дней. Но первую цель вы выполните! Пишите самые смелые и дерзкие желания. Не важно осуществимы они на данный момент или нет, это ваши желания, в дальнейшем ваши цели, а потом и вовсе ваша жизнь. Не бойтесь рисковать.

3. Поражения. Что не убивает нас, делает нас еще сильнее. Наверняка, вы слышали эту поговорку, в ней очень много заложено мудрости. Будьте готовы к тому, что на пути к вашей цели вы можете столкнуться с препятствиями, а также потерпеть поражение. Не обращайте внимания, идите дальше, только теперь продумайте в чем заключалась ваша ошибка и впредь постарайтесь ее не совершать.

Впрочем, самое главное в планировании жизни и достижении целей, быть здоровым и гуманным по отношению ко всему, что вас окружает. Чаще улыбайтесь и делитесь своим позитивным настроением с другими. Ставьте смелые цели, разбивайте их на задачи и выполняйте. Представьте, что вы играете в онлайн игру, в которой нужно выполнить квесты, чтобы одержать победу. Жизнь игра, а люди в ней актеры. Удачи!

В мире окружающих нас людей есть более успешные и менее успешные. Есть те, кто реализовал себя во многих сферах, и понимает, чего он хочет добиться в будущем. А есть те, кто . И все это - наш собственный выбор.

Между тем, научиться управлять своей судьбой можно. Для этого надо овладеть искусством правильно расставлять приоритеты и реализовывать себя во всех областях жизни, которые нужны нам для счастья и движения вперед. Как же научиться этому?

Секрет первый: универсальных рецептов, подходящих всем, не существует! Но это не значит, что нельзя использовать опыт, накопленный и опробованный другими людьми. Наоборот, начинать нужно именно с этого. А откорректировать и приспособить для своих нужд советы коучей, бизнес-тренеров и психологов можно и потом.

Главные и второстепенные цели

Есть ли у вас самая главная, основная цель в жизни? А самая первая по значимости цель в этом году? Удивительно, но английское слово Priority, возникшее в XV веке, более пятисот лет своего существования не имело множественного числа! Людям казалось правильным и нормальным иметь единственную, самую важную цель. Такая ситуация сохранялась вплоть до ХХ века. Сейчас же в любой компании и на любом совещании перед сотрудниками ставят десять и более приоритетных задач только на текущий день.

Если этот принцип впустить в свою жизнь, то ощущение себя белкой, бегущей в колесе, останется с вами до пенсии. Учитесь уменьшать количество приоритетов и четко понимать, какова ваша главная задача - для начала хотя бы на сегодня.

При этом сразу попробуйте понять, ваша ли это цель, или навязанная вам извне – друзьями, родственниками, руководством и так далее. В нашем обществе так велик объем контактов с другими людьми, что трудно отличить то, что хотим сделать мы сами, от того, что нам навязывает социум. Поэтому часто больше половины времени тратится на дела, не важные для нас самих, но срочные и важные для других.

Это не значит, что надо отказаться от помощи другим людям. Но важно сознавать, что это не ваши задачи, и вы занимаетесь ими, по доброй воле откладывая свои собственные дела на потом.

Пять шагов для управления своим временем

Необычайно популярны сейчас принципы тайм-менеджмента, которые позволяют сделать жизнь более осмысленной, организованной и гармоничной. О тайм-менеджменте написаны тома, и все равно огромное количество психологов и коучей продолжают учить людей, как правильно управлять своим временем.

Учтите, гораздо важнее не говорить об этом, а начать претворять в свою собственную жизнь хотя бы отдельные принципы тайм-менеджмента, и вы сами поймете, какие приемы подходят вам, а какие нет. Принципы эти довольно простые, но важно планомерно их внедрять.

Первое , что нужно сделать – это выделить те самые приоритеты, о которых уже шла речь. На практике это трудно, поэтому надо составить список самых важных, глобальных целей. А затем отфильтровать его по степени важности и степени срочности. Сделать это необходимо. Вот что сказала об этом корреспонденту «Мир 24» психолог-консультант Виктория Тимофеева:

«Если вы не планируете свое будущее, если у вас нет цели или плана, то вы похожи на лодку, которая бесцельно дрейфует в океане, надеясь оказаться где-нибудь в хорошем месте. Согласитесь, глупо ждать этого. Точно так же, как GPS направляет вас к месту назначения, вы нуждаетесь в собственном внутреннем GPS, который будет вести вас».

Второй шаг состоит в том, чтобы разделить большие объемные планы на список более мелких задач, которые можно реально выполнить. Не откладывайте начало большой работы! Когда замысел объемный, он пугает вас, но стоит только начать делать первый из пунктов, и путь к финалу представляется уже как список вполне посильных задач.

Третий шаг - это отказ от выполнения второстепенных вещей. Сосредоточьтесь только на главном! Это называется принципом Парето. Он гласит, что 80% положительных результатов мы получаем, прикладывая лишь 20% усилий. А все остальные наши силы уходят на выполнение оставшегося небольшого списка дел. Поэтому выполнять надо только то, в чем мы можем быть эффективными. А то, что останется, лучше отдать на аутсорсинг, перепоручить, или вообще отмести, как не самое важное.

Четвертое - непременно доводите до конца выполнение одного-двух отложенных дел в день.

И, наконец, пятое - оценивайте свою эффективность, все время повышайте ее. Не бросайте долгосрочные дела на полпути, а доводите до логического конца их выполнение и намечайте новые цели.

Вот и все. Хотя каждый из пунктов можно развернуть в несколько лекций. Но вместо того, чтобы без конца изучать теорию, лучше берите методики, придуманные другими людьми, и пытайтесь их применять самостоятельно. Вы быстро поймете, что вам подходит, а что нет. В конце концов, управление своим временем - это просто навык. Но он делает нашу жизнь намного более осмысленной и структурированной.

Планы на год, на неделю, на месяц

Параллельно с долгосрочным планированием, до которого еще нужно дозреть, стоит начать создавать более понятные и реальные планы на день и на неделю. В идеале у вас должны возникнуть связанные друг с другом планы на год, на месяц, на неделю, на день.

Планы на будущий год лучше всего писать в конце предыдущего, но и в январе об этом задуматься, конечно, еще не поздно. Сперва сформулируйте главные цели и отметьте главные события. Когда они произойдут? Теперь начните планирование отдыха! Впишите в годовой план отпуск и где вы его проведете, а также все каникулы, поездки и путешествия. Теперь решите, когда вы должны заняться их организацией, чтобы купить самые удачные и недорогие билеты и забронировать отели.

В ваш годовой план должно попасть также то новое, чем вы планируете заняться, будь то изучение языка, похудание или тренинги, смена работы или ремонт квартиры. Обозначьте важные даты, и не только связанные с работой или учебой, но и с увлечениями, и с личной жизнью.

Планы на месяц пишутся также, но с более детальной проработкой сроков. Писать их надо в конце предыдущего месяца, а потом можно корректировать, как, впрочем, и годовые планы - это нормально!

Проследите, чтобы в первом же плане на месяц отражались те глобальные цели, которые есть в годовом. Чем раньше вы начнете их реализовывать, тем лучше! Лучше сразу оценить «масштаб бедствия» и понять, что собой представляет примерно десятая часть, которую нужно успеть сделать за первый же месяц. Именно десятая, а не двенадцатая, поскольку будут еще отпуска и каникулы, во время которых вы будете заняты отдыхом, а не делами.

Не забудьте дни рождения друзей, поездки к родственникам и другие визиты. Все планы записывайте в календарь. Выясните, какими приложениями для планирования вам удобно пользоваться. Попробуйте несколько электронных и бумажных органайзеров или других инструментов для планирования.

Планы на неделю составляются в воскресенье вечером, или, если вам так удобнее, то в пятницу. Вот тут надо уже четко отфильтровать неважные дела! Чем заполнить вашу неделю – не вопрос. А вот как найти время для главного? Поэтому с главного и начинайте. Пишите в план то, что подвигает вас к тем приоритетным целям, что были вами сформулированы в годовом плане.

Решительно вписывайте в недельный план и то, что вы собирались начать, но откладывали или боялись. Хотели заниматься спортом три раза в неделю? Пора назначить дни и время тренировок!

Лучше уже в недельном плане отразить все, что потребует ваших временных и душевных ресурсов, чтобы правильно распределить их и отсеять все ненужное или необязательное. Не забывайте оставить в плане время для общения с детьми и семьей, для встреч с друзьями, удовольствий и отдыха!

Ежедневное планирование - самое ответственное. Ведь именно из дней и складывается наша жизнь. Значит, именно на этом этапе мы проектируем все свои будущие успехи и неудачи. Планировать свой день лучше всего вечером предыдущего дня. Так вы уже заранее даете себе установку, что со всем справитесь и все намеченное успеете, и просыпаетесь сразу с этим знанием.

Фото: Алан Кациев (МТРК «Мир»)

Задачи в списке располагайте в порядке приоритетности и делайте сперва только самое срочное и важное. Если оставлять самое трудное на потом, то это будет погружать вас в состояние стресса. Лучше побыстрее справиться со всем сложным или неприятным и выдохнуть.

Правда, некоторые психологи утверждают, что такая стратегия подходит не всем. Ведь надо брать в расчет и собственные биоритмы тоже. Если вы «сова» и пик вашей активности приходится на вторую половину дня, то, возможно, для вас окажется эффективнее тактика постепенного наращивания сложности выполняемых задач. Так или иначе, список ваших дел на день должен всегда быть у вас под рукой. Если в конце дня вычеркнутыми оказались все дела, значит, ваша эффективность была на высоте!

SMART - методика, творящая чудеса?

Своими секретами с читателями «Мир 24» делится Life-коуч из Ростова-на-Дону Дана Доронина. Одной из самых эффективных, и вместе с тем простых, в своем практическом применении она считает методику SMART, которая применяется в менеджменте, целеполагании и, конечно же, в планировании. Вот в чем она состоит: начав контролировать свое время и расставлять приоритеты, очень важно следить за соблюдением пяти аспектов, которые прячутся за аббревиатурой SMART.

S (Specific) – конкретность . Составляя планы, вы должны четко представлять как будет выглядеть конечный результат, к которому вы хотите прийти. К примеру, цель «похудеть в этом месяце» - это размытая цель. Более правильная формулировка - «похудеть в этом месяце на 5 кг».

M (Measurable) – измеримость . Вы должны обозначить для себя критерии, по которым вы будете судить о реализации вашего плана. Дополнительно вы можете обозначить для себя нижнюю и верхнюю планки – показатели минимум (ниже которого вы не можете опуститься в выполнении плана) и максимум (ваш самый лучший результат).

А (Attainable)- достижимость . На этапе определения достижимости необходимо ответить на вопрос: «Реальна ли для меня поставленная задача?». Если вы, к примеру, страдаете от избыточного веса и поставили себе цель похудеть за месяц на 20 кг. – то это цель относится к разряду недостижимых. В таком случае необходимо провести ее корректировку и заменить на более достижимую и реалистичную. К примеру, похудеть на 8 кг.

Прорабатывая пункт достижимости цели, нужно также обозначить те инструменты и способы, с помощью которых вы можете достичь этой цели. В примере с похудением это могут быть следующие варианты: посетить диетолога, начать бегать по утрам, поменять питание, принимать определенные препараты, записаться на массаж. Ваша задача – оценить все ресурсы, которые теоретически вы можете задействовать для достижения цели. После того как вы проанализируете их, вам нужно будет выбрать те, которые вы реально сможете применить на практике.

R (Relevant) - значимость . Определяя значимость цели, спросите себя: «Действительно ли я хочу получить этот результат?». Может быть, это не ваша цель и вы только впустую потратите силы и время. Проанализируйте также, насколько эта цель согласуется с другими вашими планами, теми, которые были поставлены раньше. Не входит ли она с ними в противоречие, не нарушит ли она душевный комфорт ваших близких?

T (Time-bound) - временной показатель. Отличие проекта от мечты и простого желания состоит в том, что проект имеет четко обозначенный период времени, в который вы будете его реализовывать. А значит надо прописать дату начала работы над проектом и дату ее завершения.

По утверждению Life-коуча Даны Дорониной, ее клиенты, которые применяли эту методику, в короткие сроки получали результаты, которые выводили их на новый виток личностного роста.

Татьяна Рублева

Вам надоело брести по жизни без цели? Тогда вам пора заняться планированием. Жизнь очень интересна, и ее можно прожить по миллиону различных сценариев. Хорошо, когда эта мысль приходит в голову молодым людям. У них есть возможность исправить ошибки прошлого и преобразовать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Как написать жизненный план, который будет работать? Читайте об этом ниже.

Истинные желания

Человек, который решил начать жить более осмысленно, должен разобраться со своими желаниями. Планирование жизни - сложный процесс. Персона должна отвести себе час времени, сесть в уютное кресло и написать на бумажке все, что она хочет получить от этой жизни. На этом этапе следует писать все без разбора и без какой-либо системы. Вы можете писать о том, что хотите купить, куда хотите поехать или чего хотите добиться. Пусть в вашем списке будет много пунктов. Чем больше у вас желаний, тем интересней их будет исполнять.

Когда этап писанины пройден, нужно заняться фильтрацией своих целей. Многие люди не могут отличить истинные желания от навязанных. В чем разница? Например, вы хотите купить новый телефон. Зачем он вам нужен? Старый телефон сломался, и вы не можете по нему звонить? Тогда желание приобрести новую модель смартфона будет оправданным. Если же у вас на руках имеется рабочий телефон, но вы хотите новый, так как все ваши друзья уже приобрели 10-ю модель айфона, а у вас только 8-я, в этом случае желание неистинное. Телефон вам нужен только для того, чтобы повысить свой статус. Следует понять, что подобные дорогие игрушки не сделают вас счастливее. Подобным образом следует рассмотреть все желания. Возможно, вы хотите заняться музыкой. Если у вас нет ни слуха не голоса, но вы хотите стать музыкантом для того, чтобы покорять женские сердца, то у вас ничего не выйдет. Если же вы с детства любите музыку, но до сегодняшнего дня у вас не было возможности купить гитару и начать заниматься, то желание истинное и вы можете приступить к его реализации.

Эпитафия

Не удивляйтесь и тем более не воспринимайте этот совет как цинизм. Люди редко могут понять цель своей жизни. Чтобы осознать, зачем вы пришли на этот свет, нужно сделать одно простое упражнение. Напишите свою эпитафию. Не воспринимайте подобное упражнение как какое-то сакральное действие. Это лишь один из этапов планирования жизни. Когда человек думает о смерти, его мысли проясняются, и он может четко осознать, чего он хочет добиться. Вы работаете продавцом в магазине и думаете, что абсолютно счастливы. А что будут читать ваши внуки на памятнике? Женщина прожила никчемную жизнь и не оставила на этом свете ничего, кроме единственного ребенка? Нет ничего плохого, если женщина хочет стать хорошей женой и матерью. Но даже для того, чтобы добиться этой цели, нужно приложить немало усилий. Женщина должна создавать уют в доме, воспитать нескольких детей и во всем поддерживать своего мужа. Тогда на ее памятнике можно будет писать: "Она была отличной женой и замечательной матерью".

Подумайте, что бы вы хотели видеть на своем памятнике? Возможно, вы хотите стать художником, писателем, актером или режиссером. Никогда не поздно начать развивать заложенный в вас потенциал. И начать его открывать следует с пары написанных на бумажке слов, которые помогут вам понять, чего вы хотите добиться в этой жизни.

Постановка целей

Вы определились со своими истинными желаниями и написали эпитафию? Теперь пора поставить себе цели. Кем вы себя видите через 10 лет? А через 20? Одна из простых методик планирования жизни заключается в том, чтобы подробно расписать все свои цели. Это должны быть не желания, а именно цели. На этом этапе не нужно привязывать пункты плана к определенной дате. Просто опишите все, чего вы хотите достичь. Например, хотите похудеть на 10 килограмм, начать бегать по утрам, купить дом у моря или же съездить всей семьей на отдых в Турцию. Откуда взять вдохновения для постановки целей? Из своих желаний, которые вы описали выше.

У вас получился большой список, к реализации которого хочется приступить уже сегодня? Торопиться не стоит. Сначала следует к каждому пункту приписать точную дату, на которую вы планируете окончить тот или иной проект.

Жизненный план

Человек должен себе отдавать отчет в том, когда и чего именно он хочет добиться. В этом и заключается основа планирования жизни. Нельзя ставить цели в отрыве от даты. Если у персоны не будет жесткого дедлайна, она не будет стараться сделать проект вовремя. В итоге дело, которое можно было завершить за неделю, растягивается на несколько месяцев. Чтобы этого не произошло, у вас должен быть четко сформированный Как начать его составление? К каждой поставленной вами ранее цели вы должны приписать дату начала и дату окончания того или иного проекта. Например, вы хотите выучить английский язык, но вы отлично понимаете, что сейчас у вас завал на работе. Если вы предполагаете, что работы станет меньше через месяц, планируйте на следующий месяц записаться на языковые курсы. Так же следует поступить и с остальными вашими проектами. Например, вы страстно желаете научиться играть на гитаре. Но вы не можете приступить к занятиям сейчас, а в следующем месяце у вас начинаются курсы английского. Значит, отодвиньте занятия по игре на гитаре на полгода. К тому моменту вы уже сможете сносно разговаривать на английском, и у вас освободится время на реализацию нового занятия. Не стесняйтесь отодвигать во времени некоторые цели на год или на три. Если вы действительно захотите чего-то, то вы сможете этого добиться в отведенный для конкретного занятия срок.

План на год

Когда у вас готов список целей на жизнь, вам будет просто выбрать те занятия, которые будут реализованы, изучены и сделаны в этом году. Зачем отдельно выписывать цели, если они уже записаны в одном списке? В большом объеме информации очень легко упустить что-то из вида. А когда список умещается на одну страницу А4, его будет легко просматривать каждую неделю. Как выглядит пример планирования жизни?

  • Научиться кататься на коньках - 1.01-1.03.
  • Заговорить на английском языке - 1.01-1.06.
  • Бегать два раза в неделю.
  • Построить юрту.
  • Отдохнуть на горном курорте в Сочи.
  • Навещать маму два раза в неделю.
  • Посмотреть 10 фильмов из списка.
  • Прочитать 5 книг из списка.

Подобный план у вас может быть разбит по временам года или же вы можете сделать привязку к каждому конкретному месяцу. Помните о том, что рассчитывать свои силы нужно трезво. Не планируйте слишком много, чтобы вы смогли реализовать все задуманное. Всегда следует учитывать форс-мажорные ситуации и тот факт, что что-то может пойти не по плану.

Желания

У человека помимо целей всегда будут желания, которые сложно включить в планирование жизни. Времени на реализацию небольших проектов может быть много, но для того, чтобы правильно исполнить то или иное желание, нужно удачное совпадение обстоятельств. Что тут имеется в виду? Например, у многих людей есть такие желания:

  • Покататься на верблюде.
  • Искупаться под водопадом.
  • Погладить тигра.
  • Поплавать с дельфинами.

Если вы живете на севере, осуществить подобные мечты вам вряд ли удастся в родном городе. Поэтому нужно учитывать, что реализовать задуманное можно, например, на отдыхе или в командировке. Поэтому когда у вас будет намечаться очередной выезд из города, открывайте свой список и думайте, что вы сможете сделать для того, чтобы поставить галочку напротив очередного пункта.

Покупки

Если вы всерьез занялись постановкой целей и планированием жизни, то вам нужно написать список того, что бы вы хотели купить. Без подобного списка будет очень сложно планировать свои будущие траты. Конечно, планировать все покупки не нужно. В список должны попадать такие вещи, которые вы не можете себе позволить купить с одной зарплаты. Это может быть дорогая техника, брендовая одежда или же аксессуары, а также путевки и абонементы. Заранее продумывайте, что и в какой месяц вы купите. Так у вас получится жить по возможностям, не уходить в долги и не транжирить свои накопления бесцельно.

Расстановка приоритетов

Занимаясь планированием целей жизни, нужно особое внимание уделять приоритетам. Порой человек хочет заниматься всем и сразу. Если персона выберет для себя подобную политику, то у нее ничего не получится. Если же человек будет сосредотачиваться на одном или максимум на трех больших делах, то он сможет добиться большого успеха в выбранных областях. Поэтому подумайте, чего вам хочется добиться в первую очередь. Всегда есть дела, которые можно отложить по времени, и всегда будут существовать проекты, которые следует сдать уже сегодня.

Человек должен уметь отличать важные и срочные дела и находить между ними баланс. Например, вам по работе срочно требуется пройти повышение квалификации, но с вас также требуют годовой отчет. В первую очередь следует сделать отчет, а уж потом думать о том, как повысить профессионализм.

Инструменты планирования

Для организации и планирования жизни нужно использовать или бумажный блокнот, или же заметки в телефоне. Второй вариант более удобен тем, кто носит свой смартфон всегда с собой. Вы можете заносить свои дела и в бумажный носитель, но его неудобно будет постоянно с собой возить. Например, на встрече с клиентом вы пообещали человеку что-то узнать или посмотреть. Эту информацию будет просто записать в электронный ежедневник. А вашего личного блокнота с расписанием на деловой встрече точно не будет. Можно записать все на листок, но очень велика вероятность того, что вы сможете потерять подобную информацию до того, как дойдете до кабинета или до дома. Поэтому переходите на ведение заметок в телефоне, это удобно и практично.

Визуализация

Вы по своей натуре визуал? Тогда в планировании жизни вам поможет доска желаний. Подобную доску часто делают те люди, которым не хватает внутренней мотивации для достижения целей. Если вы привыкли сдаваться на половине пути, то обязательно сделайте себе доску. На нее нужно прикрепить вырезки из журналов или же распечатанные на принтере картинки, которые будут олицетворять ваши мечты. Например, если вы хотите купить машину, распечатайте ее фотографию и прикрепите к доске. Если вы хотите стать руководителем отдала, напечатайте фотографии уверенного в себе лидера и разместите ее по центру вашей доски. Разглядывая яркие картинки каждый день, вы будете стремиться к реализации своих целей с большим желанием.

Планирование жизни человека - это большая работа, которую должна проделать каждая живущая в этом мире личность. Но написать план - это не то же самое, что осуществить свои мечты. Что же следует делать для того, чтобы цели были достигнуты?

  • Перечитывайте годовой план раз в неделю, а жизненный план - раз в месяц. Это позволит вам оставаться в курсе своих желаний и получать заряд мотивации на реализацию своих целей.
  • Подводите итоги дня, недели, месяца и года. Когда вы делаете акцент на том, чего вам удалось достичь, у вас получится найти внутреннюю мотивацию на работу над собой.
  • Не рассказывайте о планах друзьям и родственникам. Пусть ваши знакомые гордятся вашими успехами, но не лезут с советами о том, как вам следует строить свою жизнь.

Для начала — наблюдение одного ученого:

Замечательно гордиться тем, что ты вышел из семьи рабочих. Или из семьи офисных клерков — те же рабочие, только работают не со станками. Но в семье рабочих есть определенные поведенческие паттерны (шаблоны, образцы поведения, которым следуют). И один из ключевых — для рабочих характерно отсутствие навыка долгосрочного планирования. И правда — что и зачем им долгосрочно планировать-то?

Но вот если ты вышел из семьи, которая уже минимум несколько поколений имеет определенную собственность и какое-то образование, то ты уже понимаешь, что надо уметь планировать жизнь хотя бы на 15 лет вперед. И при таком подходе такие люди гарантированно оказываются если не на вершине социальной лестницы, то уж точно в твердой ее середине.

Время ­- самый ценный ресурс, из всех, которыми мы располагаем. То, на что мы его тратим, определяет содержание нашей жизни. Но, почему­-то, самое важное мы нередко оставляем на потом.

Старое, но очень верное изречение: самое ценное, что вы можете подарить кому-либо — это свое время. Ты отдаешь то, что никогда не сможешь вернуть.

Разные способы планирования и управления временем в нашей жизни называются таймменеджментом. Давайте же рассмотрим что и как тут.

3 подхода к жизни

Хотите результатов, достижения своих целей или осуществления своей мечты? Существует 3 подхода к тому, как человек действует.

Первый подход — роботичность

Это подход для тех, кто живет по течению, кому лень формулировать свои собственные цели, жить и строить свою жизнь. Формулируя свои собственные цели вы избегаете состояния, когда Вы становитесь роботом.

Робот — существо, выполняющее чужие приказы. Это когда вы реализуете чужие цели, желания, намерения. Вы не живете своей жизни, а лишь исполняете чужую волю.

Есть люди, которым нравиться так жить. Ну, нравиться и нравиться, они имеют право на такую жизнь.

Второй подход — бери и делай

Этот способ прост в исполнении, но для того, чтобы он сработал, вам придется потратить очень много сил – финансовых, физических, эмоциональных. Да и времени такой способ занимает много. Называется он «бери и делай».

Так действует большинство людей. Они много работают, а вот результата практически нет. Изматывающий бег «белочки в колесе», который никогда не заканчивается и никуда не приводит. А каких «героических» усилий стоит достижение даже простых целей.

Третий подход — сначала план, потом действие

Этот способ потребует обдумать процесс достижения цели. Это способ найти оптимальное решение и самый короткий путь. Назвать его можно так «сначала план, потом действие». Этот способ доступен всем, но только некоторые им пользуются и достигают успеха.

Вы когда-нибудь видели строительство дома без подробного чертежа? Нет. Потому что именно по чертежу можно просчитать не только конструкцию дома, но и количество требуемых материалов, техники, людей, финансов, документов, времени. Другими словами, когда мы начинаем «строить дом», не представляя, каким он будет, то рискуем потратить больше, чем получим в итоге.

Поэтому сначала «чертеж» цели и план «строительства», а уже потом само «строительство».

Планирование можно определить как составление маршрута перемещения из одной точки, состояния, к другой. Это как создание чертежа, по которому будет построен дом.

Ваши цели

Первое, что необходимо для себя в жизни — ставить перед собой свои собственные цели.

Если у человека нет своих целей — он работает над воплощением чужих.

Цель — это то, что человек хочет добиться, к чему стремиться.

Когда человек оглядывается на последние полгода, он часто понимает, что ничего важного не достиг, но при этом все время был занят. А все потому, что люди не создают своих собственных целей или не помнят о них.

Всю жизнь можно разделить на несколько сфер, зон. И для начала нужно посмотреть, чего же именно ты хочешь от жизни по ключевым направлениям.

Вот эти сферы:

  1. здоровье и ваша физическая форма. Ваше физическое тело — это машина, которой необходима забота
  2. развитие личности — ваши хобби, интересы, чему вы хотите научиться
  3. семья, отношения
  4. бизнес задачи, работа, ваша карьера
  5. духовность
  6. социальная сфера — что вы хотите сделать для общества

Формулируя задачи для каждой из них Вам нужно четко определить:

  1. чего именно вы хотите добиться
  2. как вы можете это получить
  3. сколько времени потребуется для вопложения задачи
  4. как вы можете себя остановить. Барьеры к цели. Их надо знать
  5. Как вы узнаете, что цель достигнута

Более подробно о том превратить ваши мечты в набор целей читайте .

Отдых

Нельзя позволять усталости накапливаться, иначе вы не сможете работать продуктивно. Необходимо оставлять хотя бы по полчаса или по часу на отдых в рабочее время — причем каждый день.

Отдых - это деятельность для восстановления сил. Подразумевает проведение некоторого времени не в обычных занятиях, работе, а делая что-то другое, что помогает восстановить силы человеку. И с новыми силами он может более эффективно снова взяться за работу.

Многие любят полежать на диване, но отдых может быть и активным. Например, полезно переключить внимание с интеллектуальных задач на физические задачи: 20 минут йоги или полчаса в спортзале только прибавят вам энергии.

Многие расслабляются посредством общения, и это очень правильно. Например, отобрать полчаса у сна и попить кофе с подругой: живой разговор «разгружает» и вдохновляет.

Обязательно выделяйте время на общение и физические упражнения каждый день, как бы вы ни были заняты.

Некоторым людям также важно просто побыть наедине с собой. Просто попить чай, глядя в окно, полистать журнал. Не отказывайте себе в этом.

Упражнение

Возьмите лист бумаги и запишите свои цели для каждой из сфер, что бы вы хотели достичь в них. Выписывайте всё, что вам придет в голову.
И каждую задачу распишите подробно, чтобы она соответствовала 5 пунктам, описанным выше.

Планирование

Вы не можете изменить прошлое,
но вы всегда можете изменить будущее
сделав его таким, как вам надо.

Планирование — это составление маршрута перемещения из одной точки, состояния, к другой. Его лучше делать «с конца», от будущего к настоящему.

Кто-то для составления планов использует приложения в смартфонах, кто-то — обычный блокнот или лист бумаги. Но делать это нужно обязательно, иначе в действиях не будет четкости. Давайте рассмотрим что и как в планировании.

Планирование должно учитывать все сферы жизни

Вы можете сказать: «Жить по плану — скучно». Но кто создал план? Вы! Вы помещали в план то, что вы реально хотите. Вы делали это разумно, там и вы поместили туда то, что именно вам приятно и нужно.

Планирование – не такое простое дело, поскольку зависит от уровня развития творческих способностей человека. Для большинства самое сложное в том, чтобы сгенерировать идею, творческий замысел, который затем ляжет в основу процедуры или расписания. Поверьте, для более чем 50 % людей сложнее всего именно «создание своего мира» .

Например, легко заявить «Хочу сделать карьеру», но чтобы слова стали действительностью, необходимо добавить намерение, желание человека этого добиться. И оно проверяется просто – разработкой четкого плана воплощения идеи.

Тут и начинаются… самые распространенные отговорки: «…я не могу на это повлиять», «все зависит от обстоятельств…», «не все зависит от меня…», «нельзя обещать то, в чем не уверен…»…

План – это результат проектирования будущего и перехода к нему, призванный ответить на три вопроса:

  • Где мы находимся?
  • Куда нам стремиться?
  • Какие ресурсы обеспечат движение к цели и как мы их получим?

План всегда направлен на получение какого-нибудь конкретного результата. И отсутствие результата здесь не пройдет. Ведь отсутствие зарплаты – это не считается зарплатой!

Составляя план нужно быть реалистом и трезво оценивать, сколько времени уйдет на выполнение той или иной задачи. Чтобы правильно распределять время, нужно его подсчитывать. В магазине мы не набираем товара на 1500 рублей, если в кармане есть только 1000. А вот свое время люди часто считают почему-то резиновым. Если задач больше, чем времени, придется расставлять приоритеты.

Стратегический план

Стратегия — это общий (охватывающий область в целом, не детализированный) план достижения долговременных целей. Слово происходит от греческого слова strategos — веду войско.

Есть еще одно слово: тактика. Это совокупность средств и приёмов для достижения конкретной намеченной цели. От греческого слова taktika — искусство построения войск.

Стратегический план жизни имеет смысл делать минимум на 10-15 лет. А тактический план — это, например, как организовать ближайший День рождения или что вы сделаете на работе в ближайший месяц.

И первое, что вам необходимо сделать — это составить свой собственный стратегический план жизни, причем этот план должен включать все сферы жизни. Без него вы не сможете продвигать свою жизнь в определенном направлении с высокой эффективностью, а будете просто распылять свои силы.

Упражнение

Составьте стратегический план вашей жизни на следующие 15 лет. Его задачи должны включать все сферы вашей жизни.

План на месяц

Это уже тактический план. Вы смотрите каждую задачу стратегического плана и определяете, что именно вы сделаете в следующий месяц для воплощения стратегической задачи.

При работе с задачами есть некоторые правила:

  • каждый раз делайте корректировки, чтобы достичь цели, не отказываться от нее
  • избегайте подмены результата. Это когда вы считаете задачу выполненной, хотя она не сделана так, как вы хотели, вы не получили того, что вы хотели, но согласны взять эту подделку. Избегайте таких ситуаций.

Еще одна полезная привычка – завершать задачи как можно быстрее. Взявшись — сделать работу сразу и полностью, а не откладывать ее недоделанную на потом. Если вы можете завершить дело в течение ближайших 2 минут, лучше сделать это сразу. Поработали в офисе с документами – положите их на место. На самом деле, это очень экономит время.

Как составить хороший план

1. Сначала определите конечный результат. Т.е. распишите в деталях, что хотите получить в итоге – это определит дальнейшие планы и действия.

2. Чем больше цель, тем больше времени нужно на ее осуществление. Поэтому реально смотрите на вещи, ресурсы и корректно определите дату достижения цели.

3. Составьте стратегический план. При этом запомните, план – это не твердый нерушимый закон, а только способ достижения цели, а способы со временем могут и меняться.

А еще план – это возможность найти решение даже тогда, когда вы ограничены во времени и средствах. Когда вы четко представляете себе цель, то вполне можете оценить, сможете ли вы достичь ее, используя традиционные методы или вам нужно найти других поставщиков, другие технологии, другой рынок сбыта и т.п.

План составляйте от будущего к настоящему. Определите дату достижения цели в будущем и идите шаг за шагом к настоящему, записывая каждый «шаг», как результат, который нужно получить к определенным датам.

4. Теперь определите, какие действия вам нужно сделать сегодня-завтра, чтобы приблизиться к достижению промежуточной цели и, в итоге, сделать еще один шаг к конечной цели.

5. Анализируйте свои результаты, подводите итоги каждый день, чтобы в случае необходимости вовремя найти новые способы и успеть поменять план прежде, чем ситуация выйдет из-под контроля.

Упражнение

Просмотрите все стратегические задачи и составьте список задач на ближайший месяц. Так, чтобы эти задачи приближали вас к воплощению ваших стратегических целей.

Планы на день

Список задач на день — это ваша картина дня. Днем вы воплощаете запланированные задачи. Одну за другой.

Вечер — это время переноса задач и удаление ненужных. Не берите задач больше, чем может вместить день. Не забывайте про отдых. И каждый день делайте задачи для каждой сферы жизни.

При выполнении сложной или объемной задачи, лучше потратить пять минут на планирование, чтобы разбить задачу на этапы и делать все по частям, а не наваливаться на задачу сразу.

Самое продуктивное время в течение суток лучше посвящать выполнению самых крупных и важных задач. У каждого человека свое продуктивное время, но, как правило, это первая половина дня.

Упражнение

Составьте список задач для исполнения на следующий день, учитывая ваш месячный план.

Работа над ошибками

При работе с планами работа очень важна над ошибками. И верное решение тут – проведение анализа по четырем вопросам:

  1. «Что я хотел?» – опишите ожидаемый результат;
  2. «Что я получил на самом деле?» – опишите фактический результат;
  3. «Как я это получил?» – честно, в полной мере взяв на себя ответственность, определите, что вы сделали или чего не сделали, чтобы результат был именно таким;
  4. «Что я теперь буду делать по-другому?». Все люди совершают ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Потому, оступившись, просто примите правило на будущее, которое поможет вам в аналогичных ситуациях не допускать подобных промахов.

Если какая либо задача не выполнена 3 раза подряд: вы либо пересматриваете ее, либо просто удаляете.

Поддерживайте свои задачи актуальными и реальными (такими, которые реально воплотить в жизнь). Что касается задач — не витайте в облаках фантазий, крепко стойте на земле ногами.

Упражнение

Составляйте в течении 7 дней ежедневные планы, реализовывайте их, каждый день работая над ошибками в задачах.

Матрица Эйзенхауэра

Для определения, какие задачи делать, на чем сконцентрироваться Для этого часто используют матрицу Эйзенхауэра. Матрица здесь — это просто определенный шаблон, которому можно следовать.

Согласно матрице, дела делятся на:

  1. важные и срочные
  2. важные, но не срочные
  3. неважные, но срочные
  4. неважные и несрочные

Матрица Эйзенхауэра для расстановки приоритетов

Так что при планировании грядущего дня вы можете разделить лист бумаги на четыре части и распределить свои дела по срочности и важности.

При составлении плана 20% времени нужно отводить на несрочные, но важные дела, потому что эта категория зачастую страдает, 60% — на срочные и важные дела, 20% — на неважные, но срочные (форс-мажор — то, что вы не предусмотрели).

Проблема многих людей в том, что они не планирует время на форс-мажоры, а на самом деле они в среднем отнимают пятую часть нашего времени — если говорить только о рабочем дне, то это 1,5-2 часа.

Упражнение

Возьмите лист бумаги, разделите его на 4 части и разделите ваши дневные задачи по категориям.

Как расчистить «умственные завалы»

Техника расчистки умственных завалов проста и ее можно применять регулярно, для профилактики, или как «скорую помощь» в сложных ситуациях:

  1. Составьте список уже начатых дел: больших и маленьких, серьезных и не очень. Сортировать и оценивать их не надо: записывайте все, что придет вам на ум.
  2. Проставьте даты завершения каждого из этих дел – некий максимальный конечный срок.
  3. Если вы руководитель, решите, кто будет делать каждую задачу.
  4. Оцените действия по принципу:
    А – сделаю точно к назначенному сроку;
    В – возможно, сделаю к назначенному сроку;
    С – если не сделаю, то «не умру»… и вычеркните все задачи этой категории!
  5. Выберите из списка действие из категории «А», которое вы сможете выполнить в течение следующих 20 минут и сделайте его!
  6. Когда вы почувствовали удовлетворение от завершенного действия – выберите и сделайте следующее, затем следующее и следующее… Сделайте все задачи категории «А», переходите к категории «В».

Если вы сделаете, то повышение уровня вашей личной энергии гарантировано. И вы сможете с новыми силами приступить к реализации ваших новых целей!

Как побороть лень

Сколько еще нужно пролежать на диване,
чтобы все мечты сбылись?

Для нашего менталитета характерна такая позиция: пока никто не спрашивает, можно ничего не делать. Яркий пример — студенты, которые учатся не в течение семестра, а во время сессии…

У многих эта привычка сохраняется и в рабочей жизни, когда большую задачу откладывают на потом, вместо того, чтобы выполнять ее маленькими кусочками.

У нашей лени может быть три причины:

Первая – мы со школы привыкли, что за спиной должен стоять надзиратель. Возможно, стоит найти человека, который будет вас контролировать: сначала постоянно, а затем все меньше и меньше. Вы привыкнете отчитываться, а затем внешний контроль перерастет во внутренний.

Вторая причина связана с тем, что задача неинтересна. Но стимул выполнить ее всегда можно найти: вы можете получить награду за ее выполнение или избежать потенциальной угрозы за ее невыполнение. Справились с неприятной задачей? Сделайте что-то приятное для себя — купите себе что-то сладкое или сходите на массаж.

Третья причина лени может крыться в обычной физической усталости. Тут совет очевиден — взяться за задачу после того, как хорошенько отдохнете

Чтобы бороться с вечным откладыванием, можно взяться за какую-нибудь задачу и работать с ней не отвлекаясь 15-20 минут – по таймеру.

И тут может быть два варианта:

Первый — таймер прозвенит, а человек продолжит работать, потому что аппетит приходит во время еды

Второй — через 20 минут переключиться на что-то другое. Но за 4-5 таких подходов в день задачу можно одолеть или значительно продвинуться в ее выполнении.

Теперь вы знаете что и как в управлении временем. Используйте и процветайте! Успехов.

В статье использованы материалы Людмила Богуш-Данд,
автора технологии управления временем BogushTime