Как улучшить зрительное и слуховое восприятие. Как улучшить восприятие через слух и кинестетику? Игры и упражнения

Как усилить Восприятие

1. Переключи Восприятие физического тела с техногенного мира на природные энергии. Это позволит тебе растождествить Восприятие с личностью.

2. Развивай эмоциональную сферу, увеличивая её высокочастотную составляющую за счёт творчества. Пиши стихи, рисуй, танцуй, пой и т. п.

3. Осваивай энергии упорядоченности. Приведи себя и все свои дела в порядок.

4. Настраивайся на Божественные Силы. Эта сонастройка обеспечит приток энергий и позитивные изменения.

5. Делай все дела в настрое на созидание, посвящая их Богу.

6. Раствори свой эгоизм в потоке золотого Божественного трансформирующего света.

7. Побольше задавай вопросов о развитии. Вопросы увеличат и усилят канал Божественное-восприятие-осознание-физическое тело, что способствует проявлению видения.

Из книги Тень и реальность автора Свами Сухотра

Реальное восприятие С помощью света трансцендентного знания, адхьятма-дипы, можно отличить чувственное восприятие от собственного восприятия. Поскольку наше «я», или душа, как известно, отлично от тела, то воспринимающая способность нашего «я» освобождается от

Из книги Весь фэн-шуй из первых рук. Советы китайского мастера автора Жун Цай Ци

Восприятие и ум Строгие эмпирики считают, что восприятие является наиболее точным, когда влияние ума на чувства сведено к минимуму. Ученый должен тщательно наблюдать за миром, не позволяя предвзятым представлениям влиять на его объективность. Высмеивая это

Из книги Сильнейшие заговоры и заклинания для любви, секса, семейных отношений автора Эстрин Анатолий Михайлович

КАК УСИЛИТЬ ВАШУ ЛЮБОВЬ Поставьте подходящие цветы Звезда Сянь Чи – это направление сексуальной жизни. У каждого – свое направление. Если кто-то ищет любовь, лучше поставить подходящее количество цветов в вазе определенного цвета. Например, если мужчина по знаку

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора Баранова Светлана Васильевна

Усилить любовь Этот заговор желательно читать, глядя на фотографию любимого человека через лупу, очки или увеличительное стеклоНаправляю любовь своего сердца к (имя). Усиливаю эту любовь ветром страстным, огнем прекрасным, водою чистой, землею каменистой. Раздуваю свою

Из книги Автоматический уничтожитель иллюзий, или 150 идей для умных и критичных автора Минаева Екатерина Валерьевна

Восприятие Восприятие – высокочастотная структура, имеющая огромную силу. Восприятие человека континуально, т. е. объёмно и многомерно, благодаря чему человек может оперировать абстрактным и многомерно рассматривать ситуации.На уровне физического тела функцию

Из книги Астральная динамика. Теория и практика внетелесного опыта автора Брюс Роберт

Из книги Мудры для исполнения желаний, привлечения денег, здоровья и любви автора Меркулова Елена Витальевна

Из книги 33 предмета, которые принесут в дом деньги, здоровье, лад в семье и защиту от любой беды автора Зайцев Виктор Борисович

Как усилить действие мудр

Из книги Как договориться со Вселенной, или О влиянии планет на судьбу и здоровье человека автора Блект Рами

Как усилить действие гребня Мы не раз уже говорили о том, что с помощью фэн-шуй можно добиться успеха и самовыражения. На этот раз мы научим вас, как это сделать с помощью прически. Все мы хотим хорошо выглядеть, производить определенное впечатление на окружающих. Однако,

Из книги Открытие себя автора де Шон Уоррен

Как усилить благоприятное влияние Солнца Как следует из вышесказанного, мы не можем продвигаться духовно, быть здоровыми умом и телом, если у нас плохой контакт с энергией Солнца. В первую очередь качество нашего восприятия энергии этого светила зависит от расположения

Из книги Истинное восприятие. Путь дхармического искусства автора Трунгпа Ринпоче Чогьям

Как усилить благоприятное влияние Луны Никому не помешают удача, изобилие и хорошая память, как, впрочем, и другие положительные эффекты, описанные выше.Наши тела примерно на 70 % состоят из воды, и любое неблагоприятное влияние Луны тут же становится причиной

Из книги Самый новый самоучитель удачи. Добейтесь всего, чего хотите! автора Правдина Наталия Борисовна

Как усилить благоприятное влияние Марса Сразу хочется отметить, что Марс несколько отличается от других планет в этом отношении. Многие другие планеты нужно просто усиливать, совершая для этого определенные действия (например, выше описаны методы усиления Луны, дающие

Из книги Вечность в любви и пламени автора Вебер Лиза

2. ВОСПРИЯТИЕ Восприятие - основа бытия.Восприятие является тем, что приводит нас в сознание.Сознание приходит и уходит.Восприятие присутствует всегда, даже когда не ощущается.В сознании мы склонны ассоциировать комплекс тело/разум с одним из двух состояний:

Из книги автора

Из книги автора

Практика «Прозрение», чтобы усилить интуицию 1. Положите небольшой кристалл (желательно взять аметист) в блюдо с водой.2. На темно-синюю свечу капните несколько капель масла жасмина и, вдохнув аромат, сосредоточьтесь на дыхании.3. Зажгите свечу и, достав кристалл из блюда,

Из книги автора

Усилить свое пламя Эти души начинают чувствовать друг друга через время и континенты и примагничивать друг друга только тогда, когда энергии становятся достаточно сильными. Именно для того, чтобы ваша женская энергия инь начала примагничивать свою мужскую часть, она

Для людей, изучающих английский для общения, развитие восприятия английского на слух и навыка разговорного английского играют ключевую роль. Для полноценного общения человеку нужно уметь не только выражать свои мысли, но и понимать, что ему рассказывает собеседник.

И если, имея небольшой опыт (например, полученный на занятиях), можно более менее сносно выразить свои мысли, — с восприятием речи носителей языка на слух дела обстоят не так уж просто. Предлагаем вам разобраться, как же можно научиться распознавать английскую речь на слух, даже при небольшом словарном запасе.

Оцените свой уровень знаний

Перед выбором материала для тренировок и созданием плана занятий, необходимо определить свой уровень. Для этого нужно ответить на несколько вопросов. Желательно, записать их где-то. Это нужно, чтобы вы могли отмечать, насколько вы продвинулись после того, как начали заниматься.

Ответьте на эти вопросы:

  1. Насколько свободно я могу разговаривать на данный момент?
  2. Как много из сказанного носителями английского языка я понимаю?
  3. Какие способы я использую, чтобы улучшить восприятие английского на слух?
  4. Как часто я занимаюсь?
  5. Что я могу сделать, чтобы улучшить свой навык аудирования?

Ответы на эти вопросы помогут вам не только определить ваш примерный уровень, но и причины, по которым вы не продвигаетесь вперед. Кроме того, они подскажут, как развивать навык аудирования дальше.

Как выбрать материал для тренировок

При выборе материала, необходимо ориентироваться на следующие аспекты:

  1. Уровень владения языком в целом;
  2. Уровень развития навыка аудирования (который далеко не всегда совпадает с уровнем развития других навыков);
  3. Личные интересы. Только интересный материал будет стимулировать вас заниматься регулярно. Скучные занятия буду приводить к прокрастинации, а иногда и к потере интереса к изучению языка.
  4. Цель изучения языка. Так, если вы учите английский например с целью общения с деловыми партнерами или обучения — вам следует в первую сосредоточить внимание на материале, в которых дикторы говорят с классическим акцентом, и в которых используется бизнес-лексика или академическая.
  5. Поскольку изначально понимать английскую речь на слух довольно-таки сложно (особенно если у спикера не классическое произношение), выбирайте для первых занятий небольшие видео или аудио. Можно остановить выбор на коротких выступлениях, например, на TED, видео англоязычных блоггеров, специальных обучающих видео. Подойдут и короткие аудио — это могут быть специальные записи для тех, кто учит язык, радиопередачи или аудокниги, которые разбиты на небольшие главы. Следует много тренироваться, а на подобных материалах это делать удобней всего.
  6. Начинающим полезно будет слушать аудиозаписи, предназначенные для их уровня, короткие анимации (к примеру, мультфильм The Flatmates от BBC), сериал Extra, обучающие диалоги и аудиокниги со сказками или короткими рассказами для начинающих учить язык. При прослушивании книг и записей диалогов новичкам рекомендуем иметь текст перед глазами. Если вы любитель англоязычной музыки — можно пробовать слушать медленные песни на английском, параллельно читая текст к ним.
  7. Для тех, кто занимается изучением языка дольше, выбор намного шире: сериалы с короткими сериями (около 20 минут), фильмы, которые вы уже смотрели на родном языке, каналы англоязычных блоггеров, шоу.
  8. Преимуществом просмотра фильмов и сериалов на изучаемом языке является то, что происходящее на экране, а также жесты и мимика актеров служат подсказкой, о чем говорят герои. Однако есть и обратная сторона медали: аудио позволяет только слушать речь, благодаря чему навык аудирования тренируется намного интенсивней, чем при просмотре фильмов.

Начинайте слушать небольшие порции информации, постепенно увеличивая нагрузку. Нет возможности подолгу заниматься активным аудированием? Cлушайте «пассивно», не вникая в суть отдельных слов, и не разбирая лексику.

Инструкция по эффективной работе с аудио/видео

Результат будет, даже при ежедневном прослушивании английской речи, без дополнительной работы с текстом. Однако проработка текста даст более быстрый эффект от занятий. Если нет возможности постоянно заниматься работой с текстами — комбинируйте различные виды аудирования. К примеру, сегодня позанимайтесь, выполнив дополнительную работу, а завтра просто послушайте запись или посмотрите фильм. Или часть текста разберите, а часть просто прослушайте.

Результативная система тренировок

Предлагаем вам ознакомиться со схемой занятий, которая поможет усилить эффективность тренировок, и принесет желаемый результат в сжатые сроки. Благодаря этой системе, вы не только натренируете ушки, но и расширите словарный запас и улучшите произношение.

Выберите материал, с которым будете работать. Если он объемный — разделите его для удобства на несколько небольших частей.

Прослушайте один или два раза без текста. Старайтесь уловить общий смысл. Полезный совет: не пытайтесь в голове переводить сказанное, приучитесь воспринимать иностранный язык как нечто отдельное, не воспринимайте его через призму родного языка. Перестав переводить в голове, вы удивитесь, что намного больше стало понятней, ведь пока вы переводите одно предложение, диктор уже успевает сказать два новых. Кроме того, прослушивание и понимание (без перевода) отлично развивает чувство речи.

Еще раз прослушайте, но на этот раз глазами следите за текстом. На этом этапе можно уже выписывать фразы, которые вам непонятны из контекста, или значение которых вы бы хотели уточнить. Полезный совет: выписывайте не только выражение или слово, а целую фразу, чтобы всегда была возможность подсмотреть ее в контексте. Это будет способствовать и более быстрому запоминанию.

Разберите новые выражения. Желательно, пользоваться толковым словарем, если позволяет уровень. Полезный совет: можно проверить, правильно ли вы поняли толкование, переведя слово на родной язык (но только с целью проверки).

Составьте собственные примеры употребления новой лексики.

Прослушайте запись еще раз. Полезный совет: для более продуктивной тренировки послушайте запись с текстом, а потом без него.

Для тренировки разговорного английского перескажите услышанную информацию или выскажите свое мнение о ней. Желательно, чтобы кто-то вас послушал и помог исправить ошибки в разговорной речи.

Для отработки произношения повторяйте предложения за диктором, стараясь подражать его интонации.

Время на тренировки

Для тренировки по описанной выше схеме понадобится около часа. Но огромной ошибкой будет, решив, что на сегодня нет времени заниматься, не уделить изучению иностранного языка времени.

Лучше позаниматься хотя бы 10 минут, чем не заниматься вообще. Нет времени — просто прослушайте текст, занимаясь своими делами.

Это будет лучше, чем пропустить тренировку. Дело в том, что полученные знания легко стираются из памяти. Можно успешно сдать международный экзамен, получить опыт проживания и изучения языка за границей, но если после этого забросить занятия — придется начинать с уровня ниже. Поэтому убедитесь, что изучаемый язык присутствует в вашей жизни каждый день.

Надеемся, эти советы помогут вам улучшить восприятие английской речи на слух, и наконец-то преодолеть пресловутый слуховой барьер 🙂

В изучении английского языка важную роль играет совершенствование всех речевых навыков. Многие курсы не акцентируют свое внимание на коммуникативной стороне процесса. Однако в большинстве случаев именно общение на языке является основной целью. Как улучшить восприятие английского на слух - расскажем в статье.

Знание грамматики и богатый словарный запас очень важны. Также важно уметь применить эти знания на практике в изложении своих мыслей. Остается еще один момент - умение слушать и слышать.

Причины возникновения сложностей

Трудности при восприятии английской речи на слух могут иметь несколько причин.


Желаем вам успехов в обучении и развитии навыков восприятия на слух!

Виктория Теткина


Комментарии

Pavel Sharonov

"Помогайте себе: сначала включите субтитры" - Включайте АНГЛИЙСКИЕ субтитры, а не русские!

Nina Didenko

Опять все против русских субтитров! А я именно благодаря им начала лучше воспринимать английский на слух! Я очень много смотрю фильмов, и предпочитаю именно с субтитрами(не люблю то, что наши актеры дубляжа выдают). И в один прекрасный день обнаружила, что различаю на слух не только отдельные слова и простые предложения в настоящем времени, но и всякие важные, но трудно воспринимаемые не слух вещи вроде "ve, остатка от have, например.
И, главное, таким образом можно улучшить английский, не так уж и напрягаясь. На то, чтобы смотреть с английскими сабами или вообще без них, первое время надо настраиваться. Хотя теперь я могу уже без напряга это делать - уровень владения языком сильно улучшился.

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.

И расхожая сленговая фраза «На фига козе баян?» тоже вызывает профессиональную реакцию: «Чтобы лучше слышать!» И выражение «как слону дробина»… И другие.

Шутка, конечно. А если серьезно, то аудиалов, как говорят специалисты, у нас меньше, чем визуалов, поскольку зрительный нерв гораздо толще слухового, а стало быть, и проводимость у него больше. Это утверждение я могу только процитировать, ибо в анатомии не слишком сильна.

Как бы то ни было, понимать этих самых аудиалов, не напрягаясь в подыскивании предпочитаемых ими выражений, лучше всего, если развить собственное слуховое восприятие . Вот несколько практических способов, которые можно использовать в виде развлечений дома, в дружеской компании, на занятиях с детьми.

«Знакомые звуки»
Эта игра походит на разминку, которая предлагалась . В группе, в паре или в одиночку находятся ответы на просьбу назвать, а затем назвать и воспроизвести:
— звуки природы;
— голоса животных;
— шумы, издаваемые приборами.

Можно предложить озвучивание на разном расстоянии (собака, которая лает за стеной или в непосредственной близости; шум прибоя, доносящийся через открытую балконную дверь или прямо под ногами и т. д.).

Разумеется, нужно учитывать возраст участников. Но сколько бы им ни было лет, они охотнее будут играть, чувствуя одобрение и рассчитывая на поощрение. А разнообразить набор заданий можно по собственному желанию и усмотрению.

«Угадай мелодию»
Это, пожалуй, самый распространенный способ, варьировать который можно, предлагая:
— узнать мотив из знакомого для группы или партнера репертуара,
— напеть его;
— продолжить начатую мелодию.

«Щелчок в уме»
Сосредоточившись на себе в тишине, щелкнем пальцами, прислушиваясь к звуку, а потом попробуем воспроизвести его в уме. Если не получится — не беда, можно повторить столько раз, сколько потребуется. Зато потом окажется, что этим воображаемым щелчком можно «управлять»: мысленно перемещать его звук, чтобы он раздался сверху — снизу, слева — справа, громче — тише.

Попробуйте, это довольно забавно и одновременно — полезно!

Теперь о кинестетике , которая выражается в образах прикосновений, запахов, вкусов. В качестве разминки подойдут игры, аналогичные ранее предложенным для визуального и слухового восприятия, а затем к ним добавляются те, что рассчитаны на более глубокое усвоение.

Для тактильных ощущений:

«Знакомые ощущения»
В этой игре предлагается назвать определенное число:
— занятий на кухне (в гараже, на спортплощадке);
— видов спорта, связанных с игрой в мяч (рукоделия, кулинарной обработки продуктов);
— объектов, имеющих гладкую поверхность (шероховатую, бугристую).
— объектов, о которые можно уколоться (обжечься, зацепиться).

«Пантомима»
Часть заданий предыдущей игры можно использовать для воспроизведения в пантомиме, но можно добавить и другие:
— изобразить вдевание нитки в иголку (с последовательным приготовлением и использованием воображаемых предметов), надевание тесной обуви и т. п. Смешные задания выполняются с большей охотой, как правило, — и это стоит учесть!

«Воображаемое прикосновение»
Предлагается представить касание к различным поверхностям: к шелку, бетону, телевизору, горячей плите и т. п. В группе это можно организовать таким образом, чтобы во втором туре все по очереди изображали это действие, а остальные угадывали, к чему «прикасался» игрок.

Для вкусовых:

«Вкусы по памяти»
Участники называют:
— пять сладких блюд;
— пять трав, используемых в качестве приправ к еде;
— пять объектов, горьких на вкус.

«Странная дегустация»
После разминки тренер предлагает всем почувствовать вкус:
— соленых огурцов, смешанных с мороженым;
— помидоры с клубничным вареньем;
— манную кашу с горчицей;
— молочный суп с селедкой; а напоследок —
— молоко с шоколадом или еще что-нибудь вкусное (а то игроки устанут морщиться).

Для обоняемых, т. е. запахов и ароматов:

«Назови запахи»:
— связанные с природой;
— связанные с двигателями;
— самые приятные.
Условия те же, что и в других подобных играх.

«Запахи, которых нет, но они есть»
В этом упражнении предлагается почувствовать запахи различных объектов без представления их зрительных образов: клубника… бензин… горячий борщ… холодный борщ. После того, как начнет получаться, можно также тренироваться в «управлении» ими: представлять запахи более сильными или слабыми, поступающими с разных сторон.

Ну вот, в принципе, и все. То есть, конечно же, не все. Можно и по-другому. Но лучшее — враг хорошего, так что, пожалуй, пора остановиться.

Удачи и взаимопонимания!