Сообщение об ознакомительном чтении. Методика обучения ознакомительному и изучающему чтению

Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

В связи с этим возможны задания типа:

По заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста; - по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач и тому подобное);

По доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст; - выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

обобщить полученную информацию, оценить ее с точки зрения актуальности и перспективности ее использования.

Методические приемы обучения ознакомительному чтению

При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным является также, как при работе с другими видами чтения, научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чем, о ком идет речь, где, когда это происходит. Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение другой коммуникативной задачи), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Многие исследователи, Бим И. Л., Гальскова Н. Д., рекомендуют при ознакомительном чтении пользоваться алгоритмом, состоящим из 7 блоков:

1. Наименование (статьи, книги).

3. Выходные сведения.

4. Проблема (тема).

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объем чтения увеличивается за счет включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

Новейшие технологии обучения чтению можно обнаружить и у зарубежных дидактов. Так, для ознакомительного чтения немецкие дидакты Г. Вестхоф и Е. Вике предлагают методический прием, получивший название ǛFLAZ , где:

Ǜ – ǜberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить текст и общее содержание текста;

F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме?», «Чего я ожидаю от этого текста?»;

L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;

A – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и тому подобное;

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания .

Литература

1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.

1. Условия , определяющие успешность обучения:

· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

· организация как одноразового чтения про себя;

· проверка понимания основной информации;

· исключение перевода на родной язык, так как «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С.К., 1987).

2. Умения

· прогнозировать содержание по заголовку/вступлению, зрительной наглядности;

· определять главную мысль;

· отделять основную информацию от второстепенной, фактическую от гипотетической;

· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;

· устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и событий;

· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из прочитанного;

· выписывать из текста наиболее значимую информацию с целью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

· классифицировать/группировать информацию по определенному признаку;

· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тексте фактов и др.

3. Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

· прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

· расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

· выберите правильный ответ из 3-4 вариантов (multiple choice);

· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

· составьте план текста;

· найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

· подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

· просмотрите текст и озаглавьте его;

· перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

· составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

· передайте содержание текста в устной/письменной форме;

· составьте выводы на основе прочитанного;

· назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

· укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точнее;

· прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диаграмму, анкету и др.);

· на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/схему;

· выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

1. Условия успешности обучения:

· медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

· перечитывание с решением новых задач;

· перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

· чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (поучительных в смысле подхода к работе над незнакомым материалом);

· самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять важность (значимость, достоверность) информации;

· полно и точно понимать содержание текста;

· делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/предложений;

· раскрывать причинно-следственные связи;

· предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;

· составлять план, схемы, таблицы;

· ставить вопросы к основной и второстепенной информации;

· отделять объективную информацию от субъективной, т.е. факты от рассуждений;

· выявлять имплицитную информацию;

· понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;

· переводить текст полностью или выборочно (устно или письменно).

3. Упражнения для обучения изучающему чтению:

· распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности;

· назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обоснуйте свое решение;

· добавьте факты, не меняя структуру текста;

· найдите в тексте данные, которые можно использовать для выводов /аннотации;

· составьте аннотацию/реферат;

· поставьте вопросы к основной и детализирующей информации текста;

· напишите тезисы по содержанию прочитанного;

· составьте письменную оценку (рецензию);

· прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test);

· переведите на родной язык указанные абзацы/части текста и др.

Обучение поисковому чтению

1. Условия , определяющие успешность обучения данному виду чтения:

· основная цель поиска - содержательная информация;

· проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быстрый, очень быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изученными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.

2. Умения , лежащие в основе данного вида чтения:

· определять тип/структурно-композиционные особенности текста (журнала, брошюры);

· выделять информацию, относящуюся к определенной теме/проблеме;

· находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);

· подбирать и группировать информацию по определенным признакам;

· прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имен собственных;

· ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;

· проводить беглый анализ предложений/абзацев;

· составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.;

· находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.

3. Упражнения для обучения поисковому чтению:

· определите тему/проблему текста (статьи);

· прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

· найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в содержании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т.д.);

· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она содержанию текста;

· найдите абзацы, посвященные указанной теме;

· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстрирует;

· разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

18.Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятель­ности. Письмо – сложное речевое умение, позволяющее при помощи системы графических знаков обеспечивать общение людей (Г.В.Рогова). Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения. Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная речь вторична. Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлась целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограниченном количестве часов) и соответственно не было отражено в отечественных УМК по иностранным языкам. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, а также как средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. Между тем письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Поэтому в настоящее время отношение к письму и обучению учащихся умениям выражать свои мысли в письменной форме резко изменилось. Письмо как цель обучения присутствует в программах для всех типов учебных учреждений, на всех этапах обучения иностранным языкам.
При реализации письма задействованы следующие анализаторы: двигательный (основной), зрительный, речемоторный, слуховой (второстепенные).
Психолингвистическая характеристика письма как вида речевой деятельности
Психологи отмечают, что общение – это многосторонний процесс, который может выступать как: 1) процесс взаимодействия индивидов; 2) информационный процесс; 3) отношение людей друг к другу; 4) процесс их взаимовлияния друг на друга; 5) процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга. В связи с этим выделяют функции общения:

  • информативная (получение и передача информации);
  • побудительная или регулятивная (процесс взаимовлияния индивидов);
  • эмоциональная
  • функция речевого этикета;
  • контактоустанавливающая;
  • конвенциональная (условная).

В психологической литературе речевая деятельность определяется как «реализация общественно-коммуникативной деятельности людей в процессе их вербального общения» (И.А.Зимняя).
Выделяют следующие виды речевой деятельности (РД): Аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь, чтение и письмо) В любой ситуации общения присутствует говорящий или пишущий, слушающий или читающий. Отсюда выделение основных видов РД: продуктивных (говорения и письма) и рецептивных (аудирования и чтения). Говорение и слушание составляют устные виды речевой деятельности, а письмо и чтение – письменные. Рогова Г.В. совершенно справедливо отмечает, что в реальном общении ни один из указанных видов РД не существует изолированно. Реальное общение – это взаимодействие партнеров. В процессе овладения иностранным языком принимают участие следующие анализаторы – слуховой, зрительный, речемоторный, двигательный. Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной, аналитико-синтетической и исполнительной. В побудительно-мотивационной части появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию. У пишущего возникает замысел высказывания. В аналитико-синтетической части формируется само высказывание: происходит отбор слов, нужных для составления текста, распределение предметных признаков в группе предложений, выделение предиката или стержневой части в смысловой организации связей между предложениями. Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.

19.Цели и содержание обучения письму. Виды письменных высказыва­ний.
В качестве конечных требований в области обучения письму выдвигается развитие у учащихся умений письменно выражать свои мысли. Базовый курс обучения ИЯ предполагает овладение письменной речью. достижения элементарной коммуникативной компетенции. Письменная коммуникативная компетенция, включающая овладение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения, ограничена в рамках Программы обучения иностранным языкам в средней школе до умений:

Графически правильного письма;
- письма как самостоятельного вида речевой деятельности (по окончании базового курса учащиеся должны уметь в рамках наиболее типичных ситуаций общения делать выписки из текста; составлять и записывать план прочитанного или прослушанного текста; написать короткое поздравление, выразить пожелание; заполнить формуляр; написать личное письмо (расспросить адресата о его жизни, делах, сообщить то же о себе, выразить благодарность, используя материал одной или нескольких тем, усвоенных в устной речи, употребляя формулы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка);

Письма как средства обучения другим видам речевой деятельности.

Задачи обучения письменной речи связаны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи, включают формирование у учащихся необходмых графических автоматизмов , речемыслительных навыков и умений формулировать мысль, расширение знаний и кругозора , овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста .
Лингвистический компонент содержания обучения письму включает графику, орфографию, запись (списывние, репродукция, продукция), письменную речь в ограниченном объеме (анкета, формуляр, открытка, письмо).
Компенсационные умения
включают умения перефразировать высказывание, выразить сложную мысль простыми языковыми средствами, опираться на текст с целью поиска необходимой информации.

Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией.Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.

Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня:учебную письменную речь и коммуникативную письменную речь (И.Л.Колесникова, О.А.Долгина).

Под учебной письменной речью понимается выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи. Учебная письменная речь не только эффективное средство обучения, но и действенное средство контроля. Упражнениями самого высокого уровня в иерархии учебных письменных работ являются сочинение и подробное изложение. Они же – традиционное средство контроля сформированности продуктивных навыков и умений письма.

Коммуникативная письменная речь – это экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие умения выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая в свою очередь, опирается на технику письма, сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных целях.

Е.Н.Соловова дает следующую классификацию типов текстов, написанию которых следует обучать на иностранном языке:

· заполнение анкет;

· написание различного рода писем и ответов на них;

· составление автобиографии/резюме;

· написание заявлений;

· написание рецензий;

· написание аннотаций;

· написание докладов;

· написание сочинений/эссе;

· написание поздравительных открыток;

· написание записок.

В данных типах текстов особое внимание уделяется содержанию сообщения и его структурной организации. Автор должен помнить о назначении данного письменного текста, учитывать характер читающей аудитории и соответственно выбирать языковые средства, выстраивать композицию.

Обучение техники письма.

Рассматривая обучение технике письма на иностранном языке, важно выделить основную цель , которая состоит в том, чтобы сформировать у учащихся орфографические и графические навыки. Овладевая этими навыками, учащиеся преодолевают ряд трудностей, которые связаны с усвоением особенностей звукобуквенных соответствий в изучаемом языке, а также с усвоением особенностей начертания графических знаков иностранного языка. Главное внимание при обучении технике письма уделяется нормативности и четкости написания букв в соответствии с современными требованиями. Ученики должны овладеть написанием всех букв латинского алфавита. Там, где возможно, при обучении и каллиграфии, и орфографии следует использовать игровые ситуации, конкурсы, загадки . Для обучения каллиграфии целесообразно использовать следующие задания: 1. Угадайте букву, которую учитель собирается написать на доске, по ее элементу. (Это могут быть такие элементы, как: с, О, \ , /, |. Так, полукруг с может быть элементом букв d, Оо, Сс, Qq, е, Gg. Угадывание, в сущности, здесь является перебором возможных вариантов, который сопровождается тренировкой в употреблении структуры It is... или Is it... ?2. Составьте из заданных элементов как можно больше иноязычных букв. Каждый элемент может использоваться несколько раз. Назовите составленные буквы. Например, из элементов \ , /, | можно получить буквы N, М, V, X, W, У.3. Найдите и назовите в цепочке букв все буквы изучаемого языка: Тт, Tt, Мм, Mm, Rr, Яя, Dd, Дд.4. Напишите каждую букву по образцу, данному в прописи (или: Обведите чернилами контуры букв).5. Напишите букву, продиктованную товарищем.6. Заполните пропуски в алфавите: с, d, е, f..., h, i... и т.д.7. Перепишите буквы в алфавитном порядке.8. Угадайте наполовину закрытое иноязычное слово по его верхней части. Назовите слово и допишите нижнюю часть каждой буквы.Необходимо отметить, что достижение этой цели сталкивается с рядом трудностей , так как некоторые буквы алфавита в иностранном и родном языках имеют разное написание для обозначения того или иного звука. Однако даже при достаточно прочных навыках написания букв и слов на родном языке при изучении иностранного наблюдаются следующие виды каллиграфических ошибок : – путаются элементы схожих букв латиницы: b и d, d и g; – путаются буквы родного и иностранного языка (например, пишется Я вместо R, д вместо d , и вместо i (Yes, I gug вместо Yes, I did.). Такие ошибки нередки при обучении с устным опережением , когда учащиеся пытаются фиксировать свои иноязычные высказывания кириллицей. При обучении графической системе следует уделять внимание буквам, которые отсутствуют в алфавите родного языка. Например, R, I, Q, J, L. Существует ряд упражнений, которые непосредственно направлены на формирование графических навыков. К таким упражнениям относят: упражнение на написание сначала отдельных простых, а затем сложных букв; упражнение на написание различных буквосочетаний, которые могут изображать один простой или сложный звук; упражнение на списывание слов, отдельных предложений, текста; упражнения на звукобуквенный анализ отдельных буквосочетаний, слов, предложений. Все письменные упражнения должны сопровождаться проговариванием. Создание у учащихся орфографических навыков является целью обучения письму . Необходимо отметить, что языковые лексические упражнения , которые выполняются в письменной форме, являются важным средством обучения правописанию слов , их элементов (приставка, корень, суффикс). К таким упражнениям следует отнести: упражнения на поэлементный анализ слов; упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам. Выделяют также такие упражнения на усвоение орфографии : анализ в словах звуков и соответствующих им графических знаков с целью выделения орфографической трудности; списывание с подчеркиванием слов, включающих изучаемую орфографическую трудность; выборочное списывание слов, написание которых подчиняется усвоенным орфографическим закономерностям; списывание слов со вставкой пропущенных букв и последующей группировкой данных слов в соответствии с изучаемыми орфографическими закономерностями. Целесообразно использовать, например, следующие упражнения для обучения английской орфографии : 1. Напишите и назовите букву (буквы), передающую(ие) следующие звуки, - a, ai, ay [k] - k, с, ck 2. Укажите стрелками, как передается в орфографии каждое слово, данное в транскрипции. (Одно слово - лишнее, то есть не соответствует ни одной транскрипции). Назовите каждое слово дважды, указывая на его транскрипцию и орфографию. feel fall fail fell fill file 3. Найдите и назовите слово, не соответствующее транскрипции. - sell, sale, cell 4. Соотнесите знакомые слова с их частичной транскрипцией. Произнесите каждое слово и переведите его (Одна частичная транскрипция - лишняя). though through thought enough cough laugh [-ɒf] [-u:] [-əʊ] [-ʌf] [-əʊ t] [-ɑ:f] [-ɔ:t] В данном упражнении в отличие от упр. 2 транскрипция не может быть полной, так как тем самым подсказывалось бы решение задачи. Кроме того, упр. 2 построено в основном на незнакомой лексике, иллюстрирующей правила чтения, а упр. 4 включает знакомые слова, иллюстрирующие возможность различного прочтения одного и того же буквосочетания. 5. Назовите пропущенную букву, впишите ее и прочтите все слово. · m-ther, f-ther, s-n, da-ghter; Учащиеся легче всего запоминают написание грамматических форм и орфографию тех слов, которые можно подчинить правилам и закономерностям; а поскольку слова с этимологическим написанием должны просто запоминаться, большое значение при обучении орфографии приобретают приемы, развивающие зрительную память, например, списывание.

В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поис-ковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость пере-хода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.

Просмотровое чтение предполагает полу-чение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего пред-ставления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение тек-ста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью опреде-лить, есть ли в ней интересующая читателя информа-ция, и на этой основе принять решение - читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.

При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомиться с содержанием первого абзаца и клю-чевого предложения и просмотреть текст. Количе-ство смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется наглавные факты, оперирует более крупными разде-лами. Этот вид чтения требует от читающего доволь-но высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала.

Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читаю-щего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмыс-ления с привлечением других видов чтения.

Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Ско-рость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, а учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре тек-ста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным ком-муникативным заданием.

Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произ-ведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной уста-новки на последующее использование или воспроиз-ведение полученной информации.


При ознакомительном чтении основная коммуни-кативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие воп-росы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно тре-бует умения различать главную и второстепенную информацию.

Так мы читаем обычно художествен-ные произведения, газетные статьи, научно-популяр-ную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информа-ции текста совершается последовательно и непроиз-вольно, ее результатом является построение комп-лексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элемен-ты анализа исключаются.

Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75 % предикаций текста, если в остальные 25 % не входят ключевые положения текста, сущест-венные для понимания его содержания.

Темп ознакомительного чтения не должен быть для английского и французского языков ниже 180, для немецкого - 150, для русского - 120 слов в минуту.

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30 % избыточ-ной, второстепенной информации.

Изучающее чтение предусматривает макси-мально полное и точное понимание всей содержащей-ся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изуче-ния» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой мате-риал.

Изучающее чтение отличается большим коли-чеством регрессий, чем другие виды чтения, - повтор-ным перечитыванием частей текста, иногда с отчет-ливым произнесением текста про себя или вслух, установлением смысла текста путем анализа языко-вых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для после-дующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту.

Хотя изучающее чтение и разворачивается в неспешном темпе, следует указать на его примерный нижний предел, который составляет 50-60 слов в минуту.

Для этого вида чтения подбираются тексты, имею-щие познавательную ценность, информативную зна-чимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характери-стик, цифровых показателей, указаний). Оно направ-лено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текс-тов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без детального анализа.

При поисковом чте-нии извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизированно. Такое чтение, как и просмотровое, пред-полагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необхо-димую информацию по определенной проблеме, вы-брать и объединить информацию нескольких тек-стов по отдельным вопросам.

В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по ука-занию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.

Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

Предтекстовые задания направлены на моделиро-вание фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.

В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомитель-ное, просмотровое, поисковое), скорость и необходи-мость решения определенных познавательно-комму-никативных задач в процессе чтения.

Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований :

Они строятся на базе активно усвоенной лекси-ки и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;

Ответ на предваряющий вопрос должен отра-жать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;

Вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.

Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражне-ний с текстом, обеспечивающих формирование соот-ветствующих конкретному виду чтения навыков и умений.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Что касается последовательности видов чтения, то в практике обучения используются два варианта:

а) ознакомительное - изучающее - просмотро-вое - поисковое;

Последний ва-риант нам представляется более эффективным, так как в большей степени подготавливает все другие виды чтения.

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей.Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Произведения литературы способствуют формированию отношения ребенка к окружающему, обобщая реальные жизненные факторы, помогают познавать жизнь, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащая его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнорович, Л.И. Айдарова, Л.М. Гурович, М.М. Конина и др.).

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В понимании смысла литературных форм детям нужна помощь взрослого.

Исследователи отмечают, что дошкольники способны увидеть некоторые особенности формы литературного произведения, устойчивые обороты речи в сказке, ритм, рифму и др. Восприятие литературного материала зависит от некоторых индивидуальных особенностей, склонностей детей: они избирательно относятся не только к содержанию но и к форме произведения. Установлена способность дошкольников к овладению поэтическим слухом, они уже могут понять основные различия между прозой и поэзией.

Для выработки избирательного отношения детей к литературным произведениям, их художественного вкуса, умения ориентироваться в мире книг, немаловажное место отводится тем методам и приемам, которые педагог будет использовать в своей работе. Задача воспитателя так организовать свою деятельность, чтобы воспитание у детей тяги к книге, любознательность, желание и умение рассматривать иллюстрации стало неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Ознакомление с поэзией осуществляется уже с младшей группы, требования к речи воспитателя в разном возрасте будут меняться.

При ознакомлении детей с художественными произведениями самыми распространенными являются словесные методы. Чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста - один из основных методов. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть , при этом достигается наилучший контакт со всей группой. Большая же часть произведений читается по книге . Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод - рассказывание. Это более свободная передача текста. В ней допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и т. д. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами, газетными или журнальными материалами (в подготовительной группе). На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его.

Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Оно помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей. Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений.

Выразительное чтение часто сопровождается показом наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена кадров диафильма и т. д.).

Требования к речи воспитателя:

В средней группе – темп должен быть таким, как требует содержание, громко на публику.

В старшей группе – можно использовать весь спектр выразительных средств: сила голоса; темп нужно менять в зависимости от смысла текста; интонация; учить детей правильно расходовать воздух.

Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное, понятное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания текста, помочь запомнить произведение, глубже пережить его в целом.

Для решения этих целей используют такой прием, как выразитель- ность чтения. Его сущность по сравнению с деловым, логическим чтением, заключается в его эмоциональной насыщенности. Выразительное чтение - первая ступень профессионального искусства художественного чтения, которое характеризуется наибольшей глубиной и яркостью передачи чувств и настроений, отраженных в тексте. Каждый воспитатель должен овладеть этой первой ступенью и стремиться постичь мастерство художественного чтения.

Следующий прием - повторность чтения. Небольшое произведение, которое вызвало интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большого произведения повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия детьми, предотвратить забывание. М. М. Конина, изучавшая влияние художествен- ной литературы на нравственное воспитание старших дошкольников, пишет: «Эпизодическое чтение художественных произведений не дает воспитательного эффекта, даже если они оказывают на детей сильное воздействие при непосредственном восприятии. Когда чтение ценного в воспитательном отношении произведения не подкрепляется чтением других, близких ему по нравственной идее, первоначальное влияние произведения снижается, вытесненное другими впечатлениями, и работу нужно начинать вновь, опять пробуждая в ребенке те морально-эстетические чувства, которые были у него на начальной ступени и в известной степени угасли без соответствующего подкрепления».

Повторно использовать, произведения желательно в течение ближайших 2-3 недель. Это легко осуществимо, если на одном занятии детям читается несколько произведений. Е. А. Флерина рекомендовала новые рассказы давать реже, повторные – чаще и в течение месяца повторить весь материал несколько раз. Она считала, что в старших группах достаточно в месяц прочитать 2-З небольшие книги и несколько небольших стихотворений и рассказов. В младших группах количество произведений, с которыми знакомят детей, примерно то же (сюда включаются потешки, шутки, песенки), но они меньше по размеру и повторять их нужно чаще.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, - выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин (Из какого произведения этот отрывок? Чем закончился этот рассказ, сказка? Из рассказа или сказки этот отрывок?).

Если произведение после первого чтения понятно детям, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие произведения - показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками (в младших группах эти приемы употребляются чаще); используются словесные приемы - напоминание сходного случая из жизни, в старших группах вспоминают произведения, близкие по содержанию этой теме, воспитатель задает вопросы: кто тебе больше всех понравился? Почему? и др.

Иногда детям могут быть непонятны некоторые слова или выражения. Нужно дать им возможность понять новое слово, строй фразы, осмысливая ситуацию. Так мы вовлекаем их в активную работу над языком произведения. Само же художественное произведение никогда не должно превращаться в средство освоения новых слов.

Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов, особенно в стихах, так как это нарушает восприятие художественного образа и ритма. Как исключение это допускается при чтении познавательных книг, если непонятные слова затрудняют понимание основной мысли отрывка или всего произведения. Иногда новые слова объясняются до чтения

Чтобы дети лучше запомнили имена героев или их образные характеристики, воспитатель может задать вопросы : Какой выросла снегурочка? Какой она стала весной? Можно повторить вместе с детьми незнакомое имя (Ясочка, Жихарка, Петрусь, Анна Ванна) или пояснить его. Психологи отмечают, что в переосмыслении рассказа огромную роль играют эмоции. В запоминании образа важно яркое слово, слово-эпитет, которое указывает ребенку на самую существенную черту образа (храбрец, отважный, растеряша, рукодельница и др.). При этом ребенок опирается не только на чувственный образ, но и на смысловой, выраженный в слове - обобщении.

В подготовительной к школе группе нужно обратить внимание детей на образность, выразительность языка (определения, сравнения, фразеологизмы), отметить, что язык автора точный, понятный.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрация - рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Иллюстрация всегда привлекает детей: смотреть легче, чем слушать. Они рассматривают иллюстрации, с интересом о них говорят; про любимые интересные картинки охотно слушают рассказ или чтение воспитателя

В большинстве случаев иллюстрации показываются в той последовательности, в которой размещены художником, но после чтения текста. Познавательное и воспитательное значение иллюстрации теряет свою ценность, если детям неизвестен соответствующий ей литературный текст.

Начиная со старшей группы, детям задаются вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках (жест, расположение фигур, цвет). Показывая иллюстрацию, нужно вновь обратиться к тексту, повторно выборочно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. В этом случае осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрацией.

Для показа всей группе на занятиях отбирается несколько крупных, ярких, наиболее характерных иллюстраций, подготавливается необходимое оборудование (мольберт или подставка, кусок плотного картона, чтобы накрыть соседнюю страницу, указки, закладки в книге).

Воспитатель руководит рассматриванием иллюстраций: проносит иллюстрацию по рядам, вызывает детей для показа отдельных деталей, сопровождает показ жестом, подсказывает необходимое слово.

Важная задача воспитателя - научить детей понимать художественное произведение с его специфическими словесными изобразительными средствами, воспринимать его на слух без дополнительных наглядных средств. Переключение детей на зрительное восприятие по ходу чтения, остановки в процессе первоначального знакомства с произведением может тормозить развитие художественного восприятия, мешать его усвоению. Все это еще раз напоминает о правильном, тактичном применении наглядных приемов при ознакомлении с художественной литературой.

В процессе ознакомления детей с художественным произведением необходимо активизировать не только их образное мышление, память и чувства, но и аналитическое мышление, углублять понимание текста. Для лучшего понимания произведения можно использовать также беседу по произведению . После первого чтения дети обычно находятся под сильным впечатлением, естественны их реплики, просьбы почитать еще. Воспитатель поддерживает непринужденный разговор, напоминает ряд ярких эпизодов, читает произведение вторично, рассматривает с детьми иллюстрации.


Чтение с точки зрения мыслительных процессов протекает на разных уровнях: от умения понять содержание приблизительно до творческого прочтения, при котором читающий не только воссоздает ход мыслей автора, но и сравнивает, синтезирует прочитанное, принимает или отвергает основную мысль, организует свою мысль или встает на новую точку зрения.

Как уже отмечалось, чтение не является одинаково протекающей деятельностью ни по результатам, ни по процессам протекания, и в каждом конкретном случае оно выступает в одном из своих конкретных проявлений- видов , характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала». Различают около 50 структур- видов - чтения, однако целью обучения в школах разного типа являются 3 вида чтения: изучающее, поисковое и ознакомительное (на нем мы впоследствии остановимся более подробно). Просмотровое чтение, несмотря на то, что ранее оно входило в школьный курс, на данный момент развития методики не входит в целевые установки школьных программ, так как просмотр во многом дублирует процесс ознакомления , а установка на селективный отбор информации и способы ее переработки связаны с профессиональной деятельностью людей, хорошо владеющих языком и своей специальностью (Троянская Е.С.,1982). Тем не менее мы коснемся данного вида чтения ввиду того, что умения связанные с обучением просмотровому чтению могут быть полезны при профессиональной дальнейшей деятельности.

Основные виды чтения до сих пор встречающиеся в отечественных и зарубежных работах приведены в таблице 1. В таблицу не включены такие названия, как домашнее/классное чтение, чтение со словарем/без словаря, подготовленное (с предварительно снятыми трудностями)/неподготовленное и др., поскольку все эти названия не означают новый вид чтения, они лишь указывают на место проведения и форму организации работы над чтением.

Чтение вслух и про себя относят то к видам, то к двум сторонам одного и того же вида чтения. Несмотря на наличие общих черт, между ними имеются серьезные отличия, что делает необходимым специальное обучение двум сторонам прочтения. Хотя чаще всего читают про себя, чтение вслух нередко выступает как фонетическое упражнение, способ совершенствования произносительных навыков, как косвенный показатель сформированности говорения.

Таблица 1

Оппозиции «аналитическое – синтетическое» чтение в известной мере условны, так как в смысловом восприятии, «аналитико-синтетическом» по своей природе, разделить эти операции не всегда возможно. Их соотношение может меняться в пределах чтения не только одного текста, но и даже абзаца. Также можно оговориться, то выделение видов чтения носит сравнительно условный характер в том смысле, что один и тот же вид, форма прочтения или мыслительная операция сравнительно редко сохраняется на протяжении всего источника .

Упомянутые ранее 4 вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое и просмотровое), как показывают многие исследования, позволяют обеспечить решение практически всех задач, связанных с обучением чтению на иностранном языке в средней школе. Остановимся на них подробнее.

Изучающее чтение . Результатом этого вида чтения является полное (степень полноты-100%) и точное понимание всех основных (к ним относятся факты, непонимание которых влечет за собой потерю нити повествования, логики рассуждения/аргументации автора.) и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, чаще их отдельные части, информация которых особенно важна или вызывает познавательный интерес у учащихся, поэтому они стремятся не только максимально точно ее понять, но и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поэтому уже в процессе чтения у читающего действует установка на ее длительное запоминании. Все это приводит к тому, что изучающее чтение протекает медленно, сопровождается остановками, перечитыванием отдельных мест, полным проговариванием текста во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля), иногда письменными заметками.

Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении .

Поисковое чтение . Оно направлено на нахождение в тексте конкретной, нужной для читающего информации - определений, выводов, формулировок, фактических данных, сведений страноведческого характера и т.д. Факт нахождения информации в данном тексте может быть известен читающему из других источников. Часть текста, которая являлась объектом поиска, как правило, подвергается изучающему чтению, предшествующий же ей материал читающий лишь бегло просматривает - весь текст целиком или только те его разделы, в которых он предполагает возможность наличия интересующих его сведений. Этот просмотр, однако, совершенно другую задачу, нежели тот, к которому читающий прибегает при просмотровом чтении. В данном случае читающий не ставит себе целью составить общее представление о содержании текста, а лишь оценивает тематику просматриваемых частей с точки зрения того, может ли в них находиться искомая информация. Этот вид чтения наиболее отчетливо выделяется при поиске слова в словаре или каких-либо сведений в справочнике, энциклопедии.

Просмотровое чтение . Задачей этого вида чтения является получение самого общего представления об информации, содержащейся в тексте. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления - от определения только темы текста, сферы человеческой деятельности, к которой он относится, до более детального установления круга затрагиваемых вопросов и даже круга характера сообщаемых сведений. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с текстом для определения того, есть ли в нем необходимая/интересующая информация, на основе чего принимается решение читать ее или нет, а также для осветления в памяти ранее прочитанного. Этот вид чтения требует наличия у читающего довольно значительного объема языкового материала, поэтому в школе обучали лишь отдельным его приемам, обеспечивающим определение темы текста.

В отношении просмотрового и поискового чтения трудно говорить о каких-либо нормативах степени полноты и точности понимания текста. Об их результативности судят на основании выполнения поставленной задачи. Следует, однако, отметить, что в данных видах чтения особое понимание приобретает правильность понимания тех элементов текста – фраз, предложений, слов – которые читающий действительно прочитывает; их неточное понимание ведет либо к неверному решению задач, либо значительно замедляет их решение (читающему приходится возвращаться, увеличивать количество элементов, которые он «выхватывает» из текста).

Ознакомительное чтение . Результатом данного вида чтения является понимание основного содержания текста, основной линии доказательств, аргументации автора. Степень полноты понимания определяется в пределах 70-75% всех фактов текста, включая все основные, при этом понимание основной информации – точное, второстепенной – правильное, неискаженное. Обычно читающий довольствуется пониманием примерно 70% информации, и этот показатель принимается за норму, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему просто не требуется.

Ознакомительное чтение – это не небрежное, неточное чтение, как иногда его истолковывают, это как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя лишь «принимается к сведению», и даже если читающий запоминает ее, то это запоминание носит непроизвольный характер, чаще всего под влиянием возникшего интереса. Поскольку у читающего отсутствует установка на запоминание, то, как следствие, некоторые второстепенные факты, несущественные для основной линии развития текста, могут оказаться «непонятыми». За этим термином скрываются различные случаи, это могут быть: а) детали, которые читающий понял в процессе восприятия, но, оценив их, тут же забыл; б) детали, которые читающий по той или иной причине просто опустил, но прочитал; в) детали, которые он действительно не понял или понял «приблизительно» (часто из-за незнания соответствующего слова), но, отнеся их к второстепенным, неважным, не задержался на них, а продолжал читать дальше.

Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Следует также отметить, что к ознакомительному чтению относят домашнее и индивидуальное чтение.