3 примера ознакомительного и обучающее чтение. Характеристика основных приёмов обучения чтению

1

В статье рассматриваются проблемы обучения ознакомительному чтению учащихся в старших классах. Анализируются уровни понимания текста, формирование умений, связанных с оперированием языковым материалом и умениями, связанными с пониманием содержания текста. В процессе работы с текстами учащиеся овладевают фоновыми знаниями, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Рассматривается систе¬ма заданий к текстам: задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями; задания, направленные на снятие языковых трудностей; задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра; задания с целью контроля понимания содержания текста.

уровни понимания текста: система заданий к текстам

фоновые знания

ознакомительное чтение

1. Городникова, М.Д., Супрун, Н.И., Фигон, И.Б. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе: пособие для учителя / М.Д. Городникова, Н.И. Супрун, Э.Б. Фигон и др. - М.: Просвещение, 1997. - 160 с.

2. Григорьева, Е.Я. Программа. Теория и практика обучения французскому языку, как второму иностранному. - М.: АПК и ППРО, 2003. - 128 с.

3. Журавлёва, Л.С., Зиновьева, М.Д. Обучение чтению (на материале художественных текстов) /Л.С. Журавлёва, М.Д. Зиновьева. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Русск.яз., 1988. - 152 с.

4. Кулибина Н.В. Методика лингвострановедческой работы над художественным текстом. - М. : Рус. яз., 1987. - 148 с.

5. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - 2-е изд. -М.: Высшая школа, 2005. - 255 с.

В процессе преподавания иностранного языка в школе чтению уделяется большое внимание, так как оно обеспечивает получение информации из самых разнообразных источников, как традиционных (книг, журналов, газет), так и современных, таких как интернетсайты, социальные сети и др. Это дает возможность учащимся удовлетворять потреб-ность в познании окружающего их мира. Чтение используется также как важнейшее средство для развития других видов иноязычной деятельности, а именно - говорения и письма.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть тремя видами чтения:

1) чтением текстов с извлечением их основного содержания (ознакомительное чтение);

2) чтением с извлечением полной информации из текста (изучающее чтение);

3) чтение с получением самого общего представления о теме и круге вопросов; рассматриваемых в тексте/текстах (просмотровое чтение).

Овладение умениями ознакомительного чтения, необходимость работы над их развитием вызвано тем, что оно включает наибольшее количество приемов, общих с другими видами чтения.

Ознакомительное чтение определяется как чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения является быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основно-го содержания и наиболее существенных деталей. Направленность вни-мания читающего на смысловую сторону текста приводит к тому, что сознание читающего сосредоточено на осмыслении содержания, его интерпретации, запоминании. При ознакомительном чтении читающий решает следующие задачи:

1) выяснить в результате быстрого чтения, какие проблемы рассматриваются в тексте;

2) что именно говорится в нём по тем или иным вопросам;

3) представляет ли прочитанный текст определённый интерес для читающего.

Учитывая неоднородность смыслового восприятия, можно выделить несколько уровней понимания речевого сообщения - от определения значения отдельных слов к пониманию смысла сообщения.

Первый уровень характеризуется уяснением того, о чем идет речь в тексте. Это самое общее восприятие.

Для второго уровня характерно понимание того, что говорится в тексте. Здесь устанавливаются связи между основными планами раскрытия мысли.

Третий уровень понимания предполагает осознание не только того, о чем рассказывается в тексте, но и как, какими средства-ми это достигается.

При четвертом уровне наступает понимание главной мысли тек-ста, независимо от того, сформулирована ли она или дана в под-тексте.

Для коммуникативных задач, решаемых ознакомительным чтени-ем, полнота понимания должна быть не ниже 70-75 %. Основная информация должна быть воспринята точно, второстепенная с меньшей точностью, при этом необходимо понимание не только фактического содержания читаемого, но и оценка полученной информации.

Первый уровень учитывает:

1) создание или активизацию фоновых знаний, связанных с культу-рой страны изучаемого языка, с реалиями географического, истори-ческого и другого характера, наукой, техникой и политикой;

2) уточнение сферы коммуникации (например, научная, художествен-ная) и на этой основе характера текста (научно-популярная ста-тья, хроникальная заметка, повесть), а также основных композиционно-речевых форм (описание, рассуждение, сообщение);

3) прогнозирование темы текста с учетом ею сильных позиций (заголовок, начальные и конечные абзацы).

Второй уровень понимания предполагает:

1) определение смысловых вех текста (например, терминов, ключевых слов, выступающих в виде тематических цепочек) для уточне-ния и развертывания темы текста;

2) определение способов связи между предложениями и абзацами текста (развертывание темы текста), следование фактов по времени, установление причинно-следственных связей.

Третий уровень понимания текста основан на раскрытии компо-зиции текста с целью извлечения основной фактологической информа-ции. Заголовок текста и его начальные абзацы связаны с его темой, основная часть содержит фактическую информацию, а концовка - вывод, т.е. является прагматическим фокусом текста.

Четвертый уровень понимания текста исходит из раскрытия намерения автора с опорой на поникание темы текста, содержащейся в ней фактологически: и оценочной информации, а также его композиции .

У учащихся в процессе обучения формируются следующие умения ознакомительного чтения.

Умения, связанные с оперированием языковым материалом : определить значение слов с oпopoй на языковую догадку; игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важными для понимания основного содержания текста; распознавать связующие слова-ориентиры, выражающие логичес-кие отношения между предложениями и абзацами и указывавшие на последовательность развития темы (мысли), подтверждающие мысль, суммирующие сказанное; ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста : определить тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы); прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, фоновых знаний, тематических слов; ориентироваться в композиции текста (его построении) с целью извлечения фактологичекой информации; членить текст на смысловые части, устанавливать соотношения между ними, исходя из композиции текста; выделить в каждой смысловой части главную и конкретизирующую информацию; выделить в тексте ключевые слова (смысловые вехи); устанавливать логические соотношения между выделенными фак-тами; давать оценку полученной информации.

Формирование у учащихся этих умений обеспечивается систе-мой заданий к текстам:

1) задания, направленные на снятие трудностей содержательного плана, связанных с фоновыми знаниями;

2) задания, направленные на снятие языковых трудностей;

3) задания, обучающие наиболее рациональным приемам извлечения информации из текста с учетом его жанра;

4) задания с целью контроля понимания содержания текста.

В процессе работы с текстами учащиеся овладевают определенной суммой фоновых знаний, без которых знакомство с культурой страны изучаемого языка было бы невозможным. Владение языковыми единицами с национально-культурным компонентом обеспечивает учащимся адекватное восприятие получаемой информации. Работа по акти-визации фоновых знаний заключается в том, что учитель задает учащимся целенаправлен-ные вопросы по теме текста, например, кто слышал об этом (предмете, событии, явлении...)? Кто видел...? Где? Где это можно увидеть? Есть ли этот предмет у вас дома? Происходи-ло это событие (явление) в вашей стране (районе, городе и т.д.)? Что вы еще знаете об этом (предмете, явлении, событии)? Как вы думаете, что будет сообщено об этом в тексте? Как вы думаете, для чего служит этот предмет (прибор, установка и т.д.)? и др.

Активизация фоновых знаний ведет к антиципации, предвосхищению содержания читаемого. На этом этапе следует активно привле-кать невербальные материалы текстов (фотографии, рисунки и т.д.).

Для снятия лексико-грамматических трудностей преподаватель на доске (или на подготовленных дома карточках) выписывает незна-комые слова с их переводом, а также дает краткое объяснение тех грамматических явлений, которые не были пройдены. Внимание учащихся следует привлечь к основным смысловым вехам: тематическим цепочкам, образуемым словами или терминами, невербальному мате-риалу (цифрам, диаграммам, таблицам и т.д.), средствам нагляд-ности (географическим картам, картинкам, фотографиям и т.д.).

После предварительной работы (предтекстовые упражнения) наступает этап прочтения текста. Очень важно сформулировать задание к тексту. Такое задание помогает ориентироваться в нем, направляет внимание читающего на единицы текста, значимые в том или ином отношении для его осмысления, создавая тем самым усло-вия для прогнозирования его содержания. Правильно сформулирован-ное задание имеет важное значение и для становления механизмов чтения, т.е. умений воспринимать текст смысловыми блоками, зри-тельно синтезировать наиболее информативные элементы текста.

После прочтения текста можно приступить к завершающему эта-пу работы над ним - к контролю понимания прочитанного. Такими контролирующими приемами могут быть: ответы на вопросы по содержанию прочитанного, выборочный перевод, интерпретация текста, определение нового, высказывания об отношении к прочитанному. Все эти приемы можно использовать на всех этапах обучения чтению в школе. Среди приемов контроля понимания следует выделить также тесты и смысловые задачи.

Тесты - это задания, имеющие специфическую организацию, кото-рая позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Задания тестов всег-да имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле задает направление мыслительной деятельности учащихся, приучает их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации. Однако в тестах ответ до некоторой степени подсказывается.

Смысловая задача - это методический прием, который заключа-ется в предъявлении чтецу ряда мыслительных операций с содержа-щейся в тексте информацией. Смысловая задача содержит в себе условие (данное) и вопрос (явный или скрытый), требующий преобразования в искомое (новое). Поиск этого нового связан со значительными мыслительными операциями, которые мобилизуют мыслительную избирательность, сообразительность, догадку, ранее приобретенные знания для того, чтобы извлечь информацию из текста. При выполнении смысловых задач учащиеся воспринимают их не как языковую задачу, а как логическую. Языковые факторы при этом используются непроизвольно. Сокращается время на контроль понимания прочитанного .

Предлагаем некоторые образцы заданий, которые помогут выработать у учащихся умения ознакомительного чтения текстов. Задания делятся на предтекстовые, притекстовые (задания к тексту) и задания по контролю понимания.

Предтекстовые задания направлены на активизацию и создание фоновых знаний. Эти задания способ-ствуют развитию догадки, вырабатывают умения игнорировать лекси-ческие трудности. Работа по моделированию фоновых знаний осуществляется поэтапно от текста к тексту, способствует накоплению у учащихся информации о культуре страны. Положительную роль имеют и фоновые знания, усвоенные учащимися по другим каналам.

Предтекстовые задания снимают трудности понимания страновед-ческого содержания и путем комментирования имеющихся в тексте лингвострановедческих объектов. До чтения текста следует познакомить учащихся с фоновыми, безэквивалентными словами, афоризмами, фразеологизмами (если таковые встречаются в тексте), а также со словами и словосочетаниями, обозначающими реалии общественно-поли-тической и социально-культурной жизни.

При первой семантизации все комментарии должны быть предельно лаконичными, не отягощенными избыточной информацией. Желательно использование соответствующей зрительной наглядности.

Предтекстовые задания могут быть направлены на снятие лексико-грамматических труднос-тей. Одна из задач предтекстовой работы - сделать доступным язык текста, а в более широком плане - подготовить учащихся к самосто-ятельному преодолению языковых трудностей. Эта задача решается путем накопления у учащихся запаса рецептивной и потенциальной лексики. В предтекстовые задания выносятся слова, актуальные для поникания текста, ранее вообще не встречавшиеся в языковой прак-тике учащихся или представленные в тексте в новом значении, в новом окружении. В первую очередь следует отобрать те лексические сопоставления, которые нужны для понимания при чтении: слова, близкие по зрительному восприятию, многозначные, одного словообразовательного гнезда и др. Лексика организуется также с учетом ее отнесенности к той или иной группе, по ее принадлежности к определенной теме.

Лексическая работа в предтекстовых заданиях проводится на уровне не только слова, но и словосочетаний, предложений. Внима-ние уделяется также и устойчивым словосочетаниям.

Дотекстовая семантизация лексики про-водится равными путями: ее может осуществлять учитель, переводя или толкуя новые слова. Учащиеся должны научиться:

1. Самостоятельно устанавливать значения неизученных лексических единиц с помощью словаря (быстро ориентироваться в словарной статье, выби-рая из множества значений то, которое обусловлено контекстом).

2. Проводить семантизацию с опорой на языковую догадку (раскры-тие значения слов на основе словообразовательных моделей, узна-вание интернациональных слов, понимание новых лексических единиц в контексте).

Эти приемы используются учащимися при чтении тек-ста для установления значения неизвестных слов, не выведенных в предтекстовые задания.

Работа над лексикой в предтекстовых заданиях проходит с установкой на то, чтобы учащиеся узнали и поняли слова, слово-сочетания, встретив их в тексте. Здесь не ставится задача выведе-ния новой лексики в продуктивную речь. Задания по снятию лекси-ческих трудностей могут быть сформулированы на иностранном языке, начиная с начального этапа обучения.

В текстах учащиеся могут встретиться с неизученными грамматическими явлениями. Количество заданий по снятию грамматических трудностей сокращается от этапа к этапу обучения.

Предтекстовые задания могут быть следующими:

1) Прочитайте внимательно слова и их перевод. Группировка этих слов и последовательность их расположения не случайны. Как вы считаете, чем это вызвано: а) слова связаны между собой темати-чески; б) они вам незнакомы и расположены по степени сложности для запоминания.

2) Прочтите слова левой колонки и поймите значение каждого из них в правой.

3) Просмотрите данные слова (термины), сгруппированные по тематическому принципу в предложенной последовательности.

4) Не читая текста, попытайтесь раскрыть (развернуть) тему на осно-вании терминов и их сочетаемости с глаголами и именами прилагательными.

5) Познакомьтесь с новыми словами и терминами. Они сгруппированы по абзацам и отражают общее содержание каждого из них. Не прибегая к чтению текста, попытайтесь определить, о чем может идти речь в каждом абзаце. Обратите внимание на выделенные слова.

6) Обратите внимание на значение ключевых слов...

Важны задания для прочтения текста. Их можно формулировать как на родном, так и на изучаемом языке (в зависимости от уровня обученности учащихся).

Задания при чтении текста :

1) Прочитайте внимательно текст. При чтении ориентируйтесь на слова, выписанные на доске (на карточках).

2) Прочитайте внимательно текст. Постарайтесь понять, о чем идет речь в 1,2,3 абзаце текста; какая основная мысль содержится в каждом абзаце.

3) Учащимся более продвинутого этапа обучения предлагается сде-лать выводы по каждому параграфу одной-двумя фразами. При этом используются вводные предложения. В первом (втором) абзаце текста говорится о..., объясняется, что..., речь идет о...

4) Проследите, как при помощи терминов а)...; б) ... и т.д. развертывается тема текста.

5) Проследите за развитием темы текста от абзаца к абзацу, опи-раясь на информационные центры.

6) При прочтении текста следите за терминами-интернационализмами, они помогут вам понять содержание текста.

7) Приготовьтесь к решению смысловой задачи.

8) В тексте употребляется достаточно много имен прилагательных и наречий оценочного характера, они выражают отношение автора к изложенным в тексте фактам (событиям, явлениям). Прочтите эти слова и скажите, какие из них выражают положительную оценку: а) ..., б) ..., в) ... и т.д.

9) Прочтите третий абзац текста. Определите его основную мысль. Скажите, какая смысловая связь между вторым и третьим абзацами:

а) противопоставление; б) сравнение; в) уточнение; г) конкре-тизация фактов .

Задания по контролю понимания : ответьте на вопросы...; перескажите содержание текста;
что нового вы узнали о...; используя свои знания и новую информацию текста, расскажите о...; поставьте данные предложения в порядке развертывания темы текста; тест множественного выбора.

После проработки теста, выявляющего понимание основного содержании текста, учащимся предлагается:

1. Составить план изложения прочитанного; пересказать кратко содержание прочитанного; высказать свое мнение о прочитанном.

2. Смысловая, задача полного самостоятельного решения.

а) определите номер предложения, в котором раскрывает-ся тема текста;

б) в каком предложении объясняется причина (причина этого явления, этого события...);

в) в каком предложении говорится об отличии...

г) в каком предложении говорится о результатах...

После решения смысловой задачи учащимся предлагается:

1. Составить краткий план изложения прочитанного; пересказать содержание текста; высказать свое мнение о прочитанном (какую информацию учащиеся получили, что для них представляет интерес).

2. Сказать, о чем идет речь в тексте: а) ..., б) ..., в) ... и т.д.

5. Попытаться передать содержание текста, используя следующий план.

Учащиеся могут проводить также самостоятельную работу: подбирать материал к той или иной теме, готовить тематические стенды, стенгазеты, альбомы, делать доклады и писать рефераты. Такие коллек-тивные виды работ, как телемосты, викторины, конкурсы, помогут активизировать знания учащихся.

Предлагаемые задания представляют собой лишь образцы возмож-ной работы с текстами учебного пособия и не регламентируют дей-ствия учителя, оставляя место для творческого подхода в работе с учетом уровня подготовленности каждого класса.

Рецензенты:

Рыжова Л.П., д.ф.н., профессор; профессор кафедры романской филологии Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Сороковых Г.В., д.п.н., профессор; профессор кафедры французского языка и лингводидактики Института иностранных языков Московского городского педагогического университета, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Григорьева Е.Я. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12953 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Организуя работу с текстом для поисково-просмотрового чтения необходимо помнить о том, что предполагается получение самого общего представления о содержательно-смысловом плане текста: понимание темы и круга рассматриваемых вопросов, общей структуры текстового материала; определение дальнейшей стратегии чтения в соответствии с интересами читающего.

В связи с этим возможны задания типа:

По заголовку (иллюстрации) сделать предположение о теме и содержании текста; - по внешней структуре текста, особенностям полиграфического оформления определить тип (характер) текста (реклама, анонс, метеосводки, программа телепередач и тому подобное);

По доминирующему слову заголовка сделать предположение о ключевых словах текста и той области знаний, к которой относится этот текст; - выискивая взглядом ключевые слова и другие сигналы, выделить в тексте нужную, интересующую информацию;

обобщить полученную информацию, оценить ее с точки зрения актуальности и перспективности ее использования.

Методические приемы обучения ознакомительному чтению

При обучении чтению текстов с извлечением основной информации главным является также, как при работе с другими видами чтения, научить школьников прогностическим действиям и умению находить в тексте ответы на вопросы: о чем, о ком идет речь, где, когда это происходит. Работа с текстом осуществляется также в три этапа: до чтения (выдвижение гипотез, формирование ожиданий), в процессе чтения (быстрое чтение с опорой только на знакомый языковой материал, выделение в тексте основных смысловых вех, поиск ответов на вопросы или решение другой коммуникативной задачи), после чтения (выражение своего отношения, мнения с опорой на текст).

Многие исследователи, Бим И. Л., Гальскова Н. Д., рекомендуют при ознакомительном чтении пользоваться алгоритмом, состоящим из 7 блоков:

1. Наименование (статьи, книги).

3. Выходные сведения.

4. Проблема (тема).

5. Фактографические данные.

6. Особенности излагаемого материала, критика.

7. Новизна излагаемого материала и возможность его использования в практической работе.

Постепенно объем чтения увеличивается за счет включения текстов для домашнего чтения, материалов лингвострановедческого характера, газетного материала. К концу средней ступени умения учащихся в чтении должны быть настолько сформированными, чтобы они могли читать самостоятельно, используя текст как средство опосредованного общения с его автором и героями.

Новейшие технологии обучения чтению можно обнаружить и у зарубежных дидактов. Так, для ознакомительного чтения немецкие дидакты Г. Вестхоф и Е. Вике предлагают методический прием, получивший название ǛFLAZ , где:

Ǜ – ǜberfliegen – беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить текст и общее содержание текста;

F – Fragen – вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме?», «Чего я ожидаю от этого текста?»;

L – Lesen – чтение. Чтение с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;

A – Aufschreiben – записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и тому подобное;

Z – Zusammenfassen – обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания .

Литература

1. Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. - М.: Новая школа, 1995. – 128 с.

2. Бориско Н. Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001. – 120 с.

3. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. – 250 с.



Задание - 1 Прочитайте узбекскую сказку “Три сосуда с водой”. Каким будет финал этой сказки?


Узбекская сказка Три сосуда с водой В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его всё увеличивалась. »Зачем, - решил он, - старикам жить в моём государстве. Работать они уже не могут, а есть просят». И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха. Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли, птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдёт воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как её искать, а стариков в государстве не осталось.


Узбекская сказка Пришёл добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: «Пойди к шаху и скажи, что берёшься найти воду». И научил, как её искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землёй, а выход ему преграждает большой камень. Люди открыли дорогу воде, и вызвал к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. «Так чего тебе надо?» - закричал шах. Как, по-вашему, закончилась сказка?


Проверка Окончание сказки Рассказал добрый человек, что нашёл воду по совету своего отца, и закончил свой рассказ словами: «Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве». Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почёте.


Повторение Что такое текст? Каковы три этапа работы с книгой? Какие виды информации обнаруживаются в художественном тексте? Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Назовите виды чтения. Каковы признаки ознакомительного чтения? Каковы признаки изучающего чтения? Какие приёмы использует читатель до чтения книги ? Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?


Модель работы читателя с текстом I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения Установка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения Рефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.


Виды информации в художественном тексте


Виды и цели чтения


Виды и цели чтения


Приёмы изучающего чтения. До чтения. Осмыслить В какой степени заголовок знаком автор? До чтения Внешние данные Предугадать книги содержание текста


Приёмы изучающего чтения.По ходу чтения. Выявить Искать в тексте скрытые ответы на вопросы скрытые в тексте вопросы По ходу чтения Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, неизвестное


Приёмы изучающего чтения.После чтения. Сформулировать Выделить основную основную мысль информацию текста После чтения Выделить Выбрать материал главные мысли для выполнения каждой части задания текста (пересказ, план, устный ответ)


Задание - 2 Прочитайте рассказ «Трусливый зайчонок» и три пословицы. Выделите в рассказе главную мысль. Какая пословица может стать заголовком для рассказа?


Трусливый зайчонок Это было в далёкой Индии. Жил в лесу маленький зайчонок, который всего боялся. Однажды он услышал, как что-то очень сильно громыхнуло. Зайчонок испугался, закричал: «Земля проваливается!» – и пустился убегать со всех ног. И все встречные звери бросились бежать и кричать: «Земля проваливается!» Добежали они до того места, где лежал под деревом мудрый старый лев. «Откуда вы взяли, что земля проваливается?» – спросил он. «Что-то очень сильно грохнуло!» – ответил зайчонок. Тогда лев поднял с земли большой кокосовый орех и уронил его на камень. Раздался сильный грохочущий звук.


Пословицы «Вот так?» - спросил лев. «Так!» – ответил зайчонок. И всем стало ясно, что тревога была напрасной. Все побежали по своим делам, а зайчонок кричал на бегу: «Земля не проваливается!» Зайца ноги спасают. У страха глаза велики. Петух сказал курице, а курица всей улице.


Задание - 3 Прочитайте стихотворение Д. Блынского “Солнышко”. Определите главную мысль текста.


Солнышко Я слышал: Ежонка ежиха Звала-зазывала домой, Шептала спокойно и тихо: - Мой гладенький, Мягонький мой… Качала Жучиха жучонка, Качала Под вишней в тени И пела протяжно и тонко: - Мой беленький мальчик, Усни…


Солнышко Зайчонка зайчиха Будила: - Ну что же ты, львёнок мой, Спишь? Пойдём на охоту, мой милый, Мой сильный, Мой храбрый малыш… А мы с тобой Весело пляшем, Цветы собираем во рву. И я тебя Солнышком нашим И радостью нашей Зову.


Задание - 4 Вам предлагается такая речевая ситуация. Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу. Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова». Сестра спрашивает: «А что такое басня?»


«Басня» в учебнике В учебнике так объясняется это понятие. Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные , предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни. Что нужно сделать, чтобы было понятно маленькому ребёнку?


Что делать? Нужно заменить слова научного стиля или непонятные словами общеупотребительными. Иносказательный рассказ – история, чаще всего из жизни животных, хотя имеются в виду люди, их поступки, их человеческие качества. Поучительный характер – басня всегда чему-нибудь учит (не жадничай, не трать времени попусту). Проявляются человеческие качества – львы, птицы, другие животные в басне живут так, как на самом деле живут люди. Прозаические басни – басни, которые написаны не стихами.


Выбирай! Басня – это маленький поучительный рассказ, в котором высмеиваются жадность, глупость, жестокость, хитрость и другие плохие качества людей. Хотя в баснях чаще говорится о животных или предметах. Басня – это стихотворение, в котором рассказывается какая-нибудь история из жизни животных. Помнишь, мы смотрели мультфильм про Ворону, которую обманула Лисица. Ворона держала во рту сыр, а Лисице тоже захотелось его попробовать. Чтобы заставить Ворону раскрыть рот, Лисица начала говорить, какая Ворона красивая, просила её спеть что-нибудь. Ворона слушала-слушала, поверила, что она красавица и петь мастерица, да и каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал, Лисица подобрала его и убежала. А Ворона осталась с носом, потому что любила лесть. Вот басня и написана для таких, как Ворона, - готовых поверить любым льстивым словам. Басни высмеивают недостатки людей. Какой вариант в какой речевой ситуации уместен? Почему?


Задание - 5 Почти на всех предметах вам предлагают прочитать параграф учебника и на его основе подготовить сообщение. То есть выбрать основную информацию, определить главную мысль каждой части, составить план и пересказать. Но далеко не всегда вы делаете это осмысленно. Вот образец выполнения такого задания.


Сделайте это! Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: I. «Речь человека и его культура». II. «Язык твой друг (враг)». III. «Язык - самая большая ценность народа». Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.


Д.С.Лихачёв Учиться говорить и писать. Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать (I). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (III). О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (III).


Д.С.Лихачёв Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (II, I). Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа (I, Ш).


Д.С.Лихачёв Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры (I). А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится (I). А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.


Д.С.Лихачёв Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти.. .(I, II). Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном...(I, II).


Что делать? Речевая ситуация. Вам учитель предложил подготовить сообщение на 1 тему. В основу вы положили эту статью. Какие части могут быть использованы? Они пронумерованы. А что делать дальше?


Образец выполнения предложенного задания«Речь человека и его культура»


Делаем так!




Продолжаем


Продолжаем


Заканчиваем


Творческое задание Прочитайте стихотворение Леонида Мартынова «Искусство чтения и письма». Напишите эссе на тему «Почему для поэта чтение – искусство?»


Л.Мартынов Всё, Что старательно мы пишем При свете солнца и луны, В высоком стиле или низшем,- Любовно мы хранить должны. А если столь уж стало тесно, То, значит, целый новый дом Придётся строить, хоть известно, Что это связано с трудом.


Л.Мартынов И в небывалом этом доме, Воздвигнутом в свою же честь, Пусть ничего не будет, кроме Людей, умеющих прочесть. А если вдруг искусство чтенья У них похитит некий тать, То наших строк трудносплетенья Пусть вновь научат их читать.


Домашнее задание Упражнение 285 (учебник М.Разумовской для 8 класс а). 1.Определить основную мысль текста. 2. Составить план и тезисы. 3. Подготовить пересказ текста.

Виды чтения могут классифицироваться по различным признакам: по целевому назначению бывают: а) ознакомительное чтение. Оно позволяет получить об источнике информации общее впечатление или общее представление о тексте (по содержанию). Ознакомительное чтение предполагает прочитать титульный лист, оглавление (или содержание), аннотацию или предисловие к книге, для научных работников важно прочитать выводы, которые могут дать представление о новизне информации. Изучающее чтение предполагает детальное усвоение содержания книги или какой то ее части. В процессе изучающего чтения делаются разнообразные записи и выписки из текста. Этот вид чтения характерен для учебных целей, процесса обучения и накопления знаний.

Исследовательское чтение – это методическое чтение, подчиненное заранее установленной цели и задачам исследования. Следовательно, исследовательское чтение носит в большой степени избирательный характер, не всегда требует сплошного чтения всего текста, оно предполагает глубокое знание терминологии проблемы исследования, умения анализировать текст, синтезировать, критически оценивать текст с позиции его достоверности, аргументированности, соответствия требованиям логики и теории познания (нормативно-регулятивному знанию) (1).

Несколько другая классификация текстов по дидактическим целям, предложенная американским ученым Б. Блумом, который выделяет шесть видов (уровней) чтения текста:

а) воспроизводящий тип чтения (это уровень знакомства с текстом, опознания и пересказа соответствующей информации);

б) понимающее чтение, требующее понимания студентами или исследователями идей, принципов, теорий, фактов, изложенных в тексте. Проблема понимания является одним из самых сложных в работе с текстом;

в) примеряющее чтение, суть которого сводится к тому, что читающий может прогнозировать применение полученной информации на практике (в образовании, науке, производстве и т.д.);

г) аналитический тип чтения, требующий разложения текста на составные куски (части, абзацы), соответствующие основным мыслям (положениям) автора текста;

д) чтение для синтеза, названное Б. Блумом «просеивающее выращивание». Синтез прочитанного еще более сложный тип чтения, предполагающий создание нового текста – написания реферата, сочинения, обзора, курсовой работы, дипломной и т.д.;

е) критическое чтение текста, связанный с оценкой прочитанного. Оно предполагает: детальную критику оснований, сравнения и противопоставления по некоторым принципам, подробное указание логических противоречий и допущений, чувствительность к контексту и готовность к коррекции собственных выводов. Трудоемкость такого чтения состоит в том, что необходимо прочитать еще много других книг, статей, владеть так называемым методологическим знанием (6).

4. Какие приемы и методы осмысления и понимания, запоминания текста выделяют ученые – методисты?

Процессы восприятия, осмысления, понимания и запоминания являются весьма сложными. Они требуют не только знания специальных приемов, способов их осуществления или реализации, но и знания психологических познавательных процессов, в частности видов памяти, законов ее накопления. Известно, что психологи выделяют три вида памяти: оперативная, кратковременная и долговременная. В оперативной памяти, поступившая к нам информация хранит только некоторые доли секунды. За это время мозг человека оценивает значимость этой информации и решает два вопроса – стереть ее или же перевести в другой вид памяти. Для дальнейшей обработки информация поступает в кратковременную память, которая хранит ее от нескольких минут до нескольких часов (обычно психологи называют 3 часа). На этом этапе новая информация подвергается более тщательному осмыслению. После этого где-то в подсознании или на сознательном уровне "принимается решение" о необходимости заполнить или забыть воспринятую информацию. Та информация, которую нужно запомнить. "переводится" на хранение в долговременную память, где она может храниться даже на протяжении всей сознательной жизни человека. Однако процесс запоминания (или перевода информации в знание (долговременное) весьма сложен. Запоминание – это процесс памяти, в результате которого закрепляется новое знание путем связи, сопоставления между поступающими во время чтения данными (информацией) и уже имеющими знаниями, ранее приобретенными. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что нами прочитывается. Здесь проявляется известный в психологии закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое (есть с чем устанавливать связь и сопоставление). По этой причине так трудно бывает "войти" в ранее неизвестную дисциплину или тему. Запоминание бывает произвольным и непроизвольным, механическим и осмысленным. Осмысленное запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н.А. Рыбникова, оно в 20 раз выше механического. Произвольное запоминание – это особый вид психической деятельности, цель которой заключается в самом запоминании с помощью специальных мнемические средств и приемов. Среди них особое значение имеют: установка на запоминание (закон установки), повторение прочитанного (закон повторения). Некоторые ученые для гарантированного запоминания информации в долговременной памяти рекомендуют подвергать ее четырехкратной обработке (повторению): а) непосредственно после чтения; б) в течение трех часов после чтения; в) в течение трех суток после чтения; г) в течение 1-2-х месяцев. Правда, это зависит от того, хорошая у индивида память, средняя или же плохая. Из других законов накопления памяти человека необходимо знать – закон интереса, который гласит, что интересное легко запоминается, потому мы не тратим на это много усилий. Следует сказать о законе торможения, который читается так: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Как свидетельствуют психологи наш организм имеет какой-то предел (порог), ограничивающий наши способности воспринимать, осмысливать и запоминать информацию. Это значит, что любая информация, чтобы ее запомнить, должна "отстоятся". Из этого следует, что информацию, поступившую от педагога или из книг можно усвоить только "порциями", растянутыми во времени. Поэтому учебный процесс в вузе длится пять или четыре года. Штурмовщина, зубрежка только перед экзаменом ничего не дает. Мозг, как известно, работает по принципу возбуждения и торможения. Перегрузка информацией мозга ведет к его торможению и мгновенному забыванию. Здесь действует так называемый принцип гомеостаза, т.е. стремление самоуправляемой системы (в данном случае мозга) к самосохранению. При восприятии и запоминании информации нужно знать две закономерности, установленные психологами. Первая – объем оперативного восприятия зависит не от количества информации, а от числа групповых блоков символов, или «кусков» информации, а они постоянны и равны 72. Вторая закономерность: при восприятии и запоминании, текста при чтении необходимо объединять считываемую информацию в крупные информативно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи), ибо наибольшее количество информации передается кодам идей или информационно-смысловых блоков. Это важно учитывать, особенно на этапе аналитического чтения.

Какие существуют приемы осмысления текста (и выделения информационно-смысловых блоков)? Психологи называют три таких приема: выделение смысловых опорных пунктов (или ключевых слов), антиципацию и реципацию. Под смысловыми опорными пунктами понимают вещи («куски» информации), которые мы выделяем в тексте для его лучшего понимания и запоминания. Опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи (положения), значимые фразы, из которого вырисовывается сущность понимания текста.

Другой прием называется антиципацией , т.е. предугадывание дальнейшего пути развития основной идеи по нескольким ключевым фразам. Такое умение позволяет студенту уделять основное внимание не отдельным словам и предложением, а основной идеи текста, главному замыслу автора.

Третий прием называется реципация . Он предполагает периодические возвраты к отдельным фрагментам текста или к прочитанному в целом под влиянием новых данных, новых мыслей и ассоциаций. Этот прием характерен для понимания сложных текстов, когда процессы осмысления и восприятия прочитанного не сливаются воедино.

На следующем этапе обработки (восприятия и запоминания) текста на основе полученной информации выделяет смысл . Под смыслом понимают содержание языкового выражения, т.е. мысль, содержащуюся в словах. Последний этап обработки текста предполагает выделение значения из найденного смысла. Метод поэтапного осмысления текста включает следующие этапы (шаги): выделение опорных (ключевых слов текста). Ключевые слова, это те слова, которые обозначают предмет, состояние, действие и несут основную смысловую нагрузку. В качестве ключевых слов выступают имена существительные и прилагательные, глаголы. Второй этап: выделение смысловых рядов, представляющих собой пары слов, в состав которого входит ключевое слово и дополнительные или определяющие его слова. Они, как известно, бывают: именные смысловые ряды (кто действует), предикативные (глагольная форма) (что делается, происходит) и фактографические (статистические данные, научные факты, практические и т.д.). Следующий этап – определение доминанты , т.е. суть текста в целом или основного значения (4).

Ознакомительное чтение как коммуникативная стратегия

Основное внимание на среднем этапе обучения следует уделять ознакомительному чтению, так как этот вид чтения характеризуется, как известно, определённым набором умений и навыков более элементарного порядка, специфических приёмов, совокупность которых и составляет сущность того или иного вида. Наряду со специфическими, в каждом виде чтения используются приёмы, которые имеют место и в других его видах. Поэтому наиболее целесообразно сначала овладеть тем видом чтения который включает наибольшее количество приёмов, общих для всех намеченных видов, предоставляет наиболее благоприятные условия для их комплексного функционирования и способствует переносу соответствующих умений и приёмов из родного языка. Таким видом и является ознакомительное чтение. Также оно позволяет автоматизировать технические навыки учащегося, что невозможно осуществить в рамках изучающего чтения. Этот вид чтения дает возможность весьма быстро и эффективно повторить весь языковой материал, изучавшийся в школе, что обеспечивает базу для дальнейшей работы над языком и решает одну из наиболее острых практических проблем (Клычникова 1973; 56).

Ознакомительным чтением называют чтение с целью ознакомления с информацией, формирования общего представления о содержании и смысле текста, ориентировки в нём, выявлении наиболее существенной информации (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Ознакомительное чтение - чтение про себя, без специальной установки на обязательное последующее использование извлеченной информации, которая как бы принимается к сведению. Характерными особенностями данного вида чтения являются быстрый темп, требование прочтения всего текста, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей. Как пишет С.К.Фоломкина у учащихся необходимо сформировать следующие умения ознакомительного чтения:

Умения, связанные с оперированием языкового материала:

    определить значение слов с опорой на языковую догадку;

    игнорировать незнакомые слова, не являющиеся важным для понимания основного содержания текста;

    ориентироваться в грамматической структуре предложений, несущих главную информацию.

Умения, связанные с пониманием содержания текста:

    определять тему текста, исходя из сильных позиций текста (заголовок, начальные и конечные абзацы);

    прогнозировать содержание текста на основе сильных позиций текста, тематических слов;

    ориентироваться в композиции текста с целью извлечения информации;

    членить текст на смысловые части;

    выделять в каждой смысловой части главную информацию;

    выделять в тексте ключевые слова;

    устанавливать логические соотношения между выделенными фактами;

    давать оценку полученной информации (Фоломкина 1987; 33).

Условия, определяющие успешность обучения ознакомительному чтению:

Проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

Организация как одноразового чтения про себя;

Проверка понимания основной информации;

Исключение перевода на родной язык, т.к. «перевод противоречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина, 1987)

С ознакомительного чтения обычно начинают обучение. Оно считается наиболее простым, так как не осложнено какими-либо специальными задачами понимания, и для его проведения следует использовать тексты, языковой материал которых не содержит трудностей для учащихся. Это создаёт наиболее благоприятные условия для формирования и укрепления правильных приёмов перцептивной переработки воспринимаемого материала, т.е. техники чтения (Фоломкина 1987; 216).

Для зрелого чтеца ознакомительное чтение это чтение без предварительной установки на последующее использование информации текста. Информация принимается к сведению. Если читающий запоминает её, то непроизвольно. В отличие от использования чтения для развлечения читающий старается узнать, что сообщается по интересующему его вопросу, не преследуя получения полного и точного представления о предмете. Чтение в данном случае сопровождается специфической оценкой: новое – известное, интересно– не интересно, понятно – не понятно. Для вынесения такого рода оценки бывает достаточно понять общее содержание, доказательства и аргументацию, не потому что чтец не может добиться полного и точного понимания, а потому что ему это не нужно (Брейгина, Щепилова, 2004; 158).

Таким образом, по степени проникновения в содержание текста ознакомительное чтение является чтением с пониманием основного содержания. Степень понимания текста зависит от многих факторов даже у опытного чтеца: от сложности языкового аспекта содержания текста, от состояния читающего в момент чтения, от наличия отвлекающих факторов. Тем не менее, при ознакомительном чтении не предусмотрено обращение к словарю, многочисленные возвраты к прочитанному, прерывание чтения из-за встречи с незнакомым словом, непонимания некоторых фактов, нарушающих прогнозирование развёртывания содержания. Опытный чтец всё это игнорирует, не затрудняет себя глубоким осмыслением информации в том случае, если он понимает основное содержание.

В школьном обучении на среднем этапе обучения, в этом виде чтения имеют место существенные различия по сравнению с опытным чтецом. Перед началом чтения ставится задача: прочитать и понять основное содержание, не фиксируя внимание на деталях текста. Несмотря на установку «обходить» незнакомые слова, которые не мешают пониманию основной идеи, чтение в школе протекает более в медленном темпе, чем у опытного чтеца из-за возвратов, из-за прерывания процесса чтения при встрече с незнакомой единицей над которой учащиеся размышляют пытаясь понять. Поэтому, кроме ориентировки учащихся в стратегии чтения, ознакомительному чтению предшествует, как правило, снятие некоторой части трудностей текста - лексических, социокультурных. Другая особенность учебного ознакомительного чтения заключается в следующем: в отличие от зрелого чтения школьное чтение не ограничивается только прочтением текста. Дальнейшая работа связана с контролем понимания. В качестве контролирующих упражнений выступают речевые упражнения, направленные на выявление степени понимания самой существенной информации текста. Важным моментом завершения работы над ознакомительным чтением является обсуждение ключевых моментов содержания текста в коммуникативных упражнениях, формирования у учащихся личностного отношения к информации (Клычникова, 1973; 57).

Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной, второстепенной информации. На первом этапе обучения желательно выбирать для этой цели тексты, не содержащие какого-либо нового языкового материала, на втором – постепенно увеличивать его количество, но не превышать указанного предела, на третьем – использовать любой оригинальный текст, жанр которого это допускает. Чтобы учащиеся уяснили, что от них требуется при данном виде чтения, его следует регулярно проводить, пока учащиеся к нему не привыкнут. Чтение надо периодически сопровождать заданиями по его ускорению. При ознакомительном чтении текст читается один раз и целиком или большая его часть, законченная в смысловом отношении (Фоломкина, 1987: 113).