Что означает чайлдфри. Чайлдфри: почему люди не хотят иметь детей

Энциклопедичный YouTube

Субтитры

Этимология и применение

Термин «childfree » возник в США в противовес слову «childless » («бездетный»). На волне эмансипации защитники прав человека придумали термин childfree (детосвободный), утверждая, таким образом, что отсутствие детей - это привилегия развитого социума .

История слова несколько неясна; по мнению журналиста «Русского Newsweek» Елены Черненко, слово было введено в 1970-х Национальной Организацией для Не-Родителей США (ныне не существующей) . Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри, the Childfree Network .

Причины

Сознательная бездетность предполагает веские основания для такого решения. Исследователи выделяют следующие типы чайлдфри:

  • «Реджекторы» испытывают неприязнь к детям как к таковым и всему, что связано с процессом деторождения и грудного вскармливания.
  • «Аффексьонадо» дети представляются лишней обузой, помехой; для аффексьонадо важно не то, что дети им не нравятся, а то, что им очень хорошо жить без них.

Также следующие два типа людей «с натяжкой» относят к чайлдфри :

  • «Волнообразные отказники» всё время меняют решение, хотят они детей или же не хотят, а в условиях современной контрацепции детей они так никогда и не имеют.
  • «Постоянные откладыватели» всё время откладывают рождение детей, стремясь в первую очередь сделать карьеру и устроить жизнь, и постоянное «потом» перерастает в «никогда».

Ф. Н. Ильясов объясняет феномен чайлдфри угнетенностью полового и репродуктивного поведения, приводящей к репродуктивной импотенции, по причине низкой устойчивости субъекта к стрессу конкуренции, разрушающего механизмы репродуктивного целеполагания, а также нарушения половой социализации. «Репродуктивная импотенция - это нежелание или невозможность иметь детей, вследствие неспособности реализовывать те или иные виды репродуктивных действий» .

Чайлдфри в США

В Америке чайлдфри являются устоявшимся феноменом. Сознательно бездетные как социально-демографическая категория имели место задолго до распространения чайлд-фри. Лишь с недавнего времени они начали развивать социальные сети, чтобы противостоять давлению общества, которое не готово понять и принять их образ жизни. В США в целом уже более 40 организаций, объединяющих чайлдфри, каждая из них насчитывает несколько тысяч участников. Согласно исследованиям американского Национального Центра Статистики Здравоохранения, ежегодно увеличивается процент женщин, сознательно не желающих иметь детей: на сегодняшний день до 25 %. Среди белых женщин с высшим образованием процент чайлдфри гораздо выше, чем среди прочих .

Чайлдфри в России

Чайлдфри для России достаточно новое явление. Однако исследователями отмечается, что на сегодняшний день в социальной сети «ВКонтакте » существует чуть более десяти (по состоянию на конец марта 2016 года - более 40 [ ]) открытых для публичного просмотра групп о движении чайлдфри и примерно столько же закрытых. Многие из них стали закрытыми для публичного просмотра после привлечения внимания к ним со стороны СМИ . Данные сообщества насчитывают тысячи активных участников - сторонников идеологии .

Противники движения чайлдфри - люди с традиционным взглядом на семью - нередко характеризуются в интернет-сообществах чайлдфри пейоративно . Как отмечает в своём исследовании лингвист Ю. А. Антонова, «чужие» для представителей интернет-сообщества чайлдфри - это «пролайферы» (люди, выступающие за запрет абортов и контрацепции), в том числе представители Русской православной церкви , общество, которое навязывает традиционные стереотипы семейного счастья (подруги, родители, родственники, коллеги), «невоспитанные дети» («огрызки», «опарыши»), «безответственные родители» («плодятся и штампуют новое человеческое мясо»), многодетные матери («свиноматки», «овуляхи», «детоматки», «размноженцы», «детные», «инкубаторы», «подтирушки», «плодячки», «коровы, рожающие, чтобы их доили», «крысомамки») . В свою очередь, люди с традиционным взглядом на семью зачастую бывают резки к чайлдфри («эгоисты», «люди с психологической травмой», «детоненавистники», «бездетные, защищающие собственную неполноценность», «геи», «лесбиянки», «лица, подкупаемые США с целью уничтожить русскую нацию») .

В 2013 г. прокуратура Санкт-Петербурга сообщила, что руководство «ВКонтакте» заблокировало по её требованию несколько групп и один личный аккаунт , в которых общались сторонники идеологии чайлдфри, сознательно отказывающиеся от деторождения. Прокуратура сочла, что сообщества пропагандировали нарушение прав несовершеннолетних: в них, в частности, «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», а также «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям» .

Статистика и исследования

Эксперименты Дж. Кэлхуна

В обсуждениях чайлдфри иногда упоминаются проведённые в 1960-70 гг. этологом Дж. Кэлхуном эксперименты над грызунами, в которых стабильно прекращалось деторождение и колония полностью вымирала (наиболее популярен эксперимент «Вселенная-25 », где цифра - порядковый номер эксперимента). В этих экспериментах для мышей создавались идеальные условия, мышиный рай, в котором грызунам не надо было заботиться о еде, воде и болезнях. Первоначальный взрыв рождаемости со временем замедлялся, а мыши начинали демонстрировать девиантное поведение : самцы проявляли пассивность и всё меньше заботились о самках, самки начинали проявлять нервозность и агрессию, часто к своим же детёнышам, и нередко отказывались от деторождения, появились «отверженные» самцы-подростки, не нашедшие социальной роли в мышиной иерархии (предыдущие мыши не успевали умирать). Дальнейший ход эксперимента приводил к появлению мышей, способных только к самому примитивному поведению. Эти мыши, названные «красивыми» из-за отсутствия ран от драк, только ели, пили, спали и следили за внешностью, проявляя, по выражению учёных, «легендарный нарциссизм и самолюбование». «Красивые» избегали конфликтов и выполнения любых социальных функций, в том числе стремления к деторождению. Кэлхун назвал отказ таких особей от сложных поведенческих паттернов «смертью духа». В дальнейшем смертность молодняка составила 100 %, количество беременностей сокращалось до нуля и популяция вымирала .

Полемика

Религиозное

Имели место внутрицерковные дебаты о том, подлежит ли образ жизни чайлдфри осуждению. Религиозные консерваторы говорили, что это - восстание против Бога. Папа Иоанн Павел II постановил, что женатые пары, желающие быть бездетными, осуждены. Христианский автор Альберт Мохлер говорит «Парам не дана возможность выбора бездетности, согласно библейскому откровению. Напротив, нам приказано принимать детей с радостью, как Божьи дары, и растить их с заботой и страхом Божьим». Служители церкви подходят к этой теме так же осуждающе, как к гомосексуалистам , гомосексуальным парам и однополым бракам . Они называют чайлдфри «заражёнными» и «бесплодными язычниками».

Контрацепция и стерилизация

Критики идеи о равноправии «чайлдфри» с родителями или о господдержке образа жизни «чайлдфри» возражают, что для общества, для государства рождение детей является необходимым условием существования, что и объясняет помощь родителям, особенно многодетным, и отсутствие помощи «чайлдфри», а также внимание со стороны СМИ:

Реальность такова, что тот, кто сделал для общества нечто важное, всегда имеет приоритет. Тот, кто воевал - перед теми, кто нет. Фронтовик вошёл - все встали. Конструктор, изобретший космическую ракету, будет жить в академгородке и получать «академическую» пенсию, а вы - нет .

Как движение

Растущая политизация и внимание СМИ привели к появлению второй волны организаций чайлдфри, являющихся политическими во всех отношениях. Хотя множество неудачных попыток создать группу влияния предпринимались в США, первой появилась британская организация, известная как Kidding Aside . Становясь все более «громким» и организованным, движение чайлдфри пока ещё имеет незначительный политический вес и борется за то, чтобы его воспринимали серьёзно. В России данное движение массового понимания также не встречает.

Однако данное направление встречает также и сторонников, среди которых не редкость и молодые люди.

Почему чайлдфри не теряет популярность уже более полувека? В чем гуманность данной идеи? Или наоборот, возможно она не имеет права на существование? Попытаемся разобраться с этической точки зрения, а также рассмотреть влияние такой жизненной позиции на психологическое и физиологическое здоровье последователей.

Что такое чайлдфри?

Исследователи-антропологи сообщают, что во все времена и во всех обществах непременно находились 10% женщин, которые не выполняли функцию материнства. При всем при этом испокон веков нам прививают любовь к матери, материнство воспевают во всех культурах и искусствах, и это неудивительно - только так продолжается человеческий род, только это самая крепкая кровная связь между людьми, растущие поколения нарекают гордостью, надеждой и высочайшей ценностью. Однако каждая ли женщина обязана стать матерью? Притом, что к рождению ребенка всегда причастны двое, именно женщина традиционно берет на себя максимум ответственности за здоровое наследие и за достойное его воспитание. Девочкам с детства прививают уважение к домашнему очагу и ценности семейных уз, а в каждой семье, утверждают консерваторы, должен родиться малыш или несколько детей.

ХХI век рушит любые стереотипы. И если во всеуслышание о себе спешат заявить представители сексуальных меньшинств, то движение "childfree" немного скромнее. Зародилось оно в волнующие 70-е годы прошлого века, когда на карте мира образовывались новые страны, когда формировались субкультуры, а в противовес им контркультуры, когда рушились и преобразовывались принципы не только отдельных личностей, но и различных сообществ. Развитие движения "childfree" берет начало из американского общества, где защитниками прав человека было предложено именно такое обозначение в противовес уже тогда принятому "childless", что означало бездетных, с присущей этому слову некой обреченностью. Своей популярностью движение отчасти обязано распространению среди простых обывателей .

На сегодняшний день следует различать особенности жизненной позиции и мировосприятия трех категорий людей, оказывающихся состоянием на данный момент бездетными:

  • childless (не имеющие детей) - применяется преимущественно по отношению к бездетным на данный момент людям, в том числе и к тем, кто таковым является в силу физиологических особенностей; childless можно назвать молодого человека, который не собирается заводить детей сейчас , который не может этого сделать в силу жизненных приоритетов, социального статуса или медицинских показаний; это, по сути, констатация "сухого факта" о том, что у человека нет детей;
  • childfree (свободные от детей) - применяется по отношению к людям (которые, к слову, могут являться родителями), исповедующим жизненные принципы о том, что дети обременяют и без них спокойно можно обойтись; обычно это лояльные к противоположным жизненным принципам люди, не навязывающие другим свою точку зрения, однако состоянием на данный момент или навсегда не считающие необходимым воспитывать своего наследника; это, по сути, констатация жизненной позиции о том, что человек по жизни должен в полной мере реализовать себя, а не тратить энергию на наследников;
  • childhate (ненавидящие детей) - применяется по отношению к людям, совершенно не приемлющим материнство и отцовство; обычно это агрессивно настроенные по отношению к детям личности, не упускающие возможность сообщить посторонним о своей точке зрения; данная картина мира рассматривается как особенность несостоявшейся личности, больше присуща в подростковом возрасте и с течением лет может полностью преобразоваться; позиция может рассматриваться как переходная, когда незрелая личность подвергает любые традиционные устои сомнениям, если же она проявляется в зрелом возрасте, то расценивается как патология .

Особенность движения чайлдфри в сравнении с его однокоренными словами заключается в том, что это сформировавшаяся и абсолютно обоснованная ее последователем позиция. Приверженцы движения "childfree" в большинстве своем - это люди, в силу своего житейского опыта утвердившиеся во мнении, что дети не являются наивысшей жизненной ценностью, что класть на алтарь их воспитания жизнь точно не стоит, их можно либо не рожать, либо, родив, опекать по минимуму. Такие жизненные убеждения могут быть временными, а могут повлечь за собой абсолютно осознанную бездетность.

Обычно чайлдфри терпимо относятся к детям, но не принимают их присутствия в своей жизни. Вопреки тому, что им можно привести массу преимуществ материнства, каждый из них будет опровергнут, а в противовес ему приведены аргументы в пользу бездетности.

Жизненная позиция "childfree" - это философский вопрос, требующий и взвешенности суждений, и понимания альтернативной точки зрения. Всегда можно найти как преимущества, так и недостатки данного выбора.

Преимущества позиции чайлдфри

Идея чайлдфри может диктоваться самоотверженностью человека и его стремлением посвятить себя высочайшим идеям, как то служение Богу или обществу, что занимает максимум времени и усилий. Это имело место во все времена. В таких обстоятельствах деторождение либо отнимает много времени, либо становление новой личности происходит вне родительского контроля. Полной противоположностью столь благородного и весьма оправданного, взвешенного и взрослого решения считается отказ от материнства с эгоистической и инфантильной точки зрения. В силу этих обстоятельств бездетные женщины, а реже мужчины, утверждают, что живут в свое удовольствие, способны сами добиться необходимого, а дети требуют слишком много сил, внимания, энергетических затрат, что впоследствии совсем не всегда окупается. Между этими двумя крайностями существует масса аргументов, приводимых childfree-сообществами. Некоторые из них существовали издавна, другие навеяны веком глобализации.

Основные из аргументов в пользу чайлдфри:

  • человек принадлежит исключительно себе, это можно использовать во благо, а можно просто "прожечь жизнь";
    • жить ради общества - человек не готов к воспитанию наследника в силу своих жизненных приоритетов, сосредотачивающихся за пределами построения семьи, это осознанный отказ от этого социального института, например, монашество;
    • жить ради себя - человек не готов к воспитанию наследника по причине такого сформировавшегося сознания, в котором нет места такой ценности как дети; так или иначе, но сознательное материнство или отцовство откладывает отпечаток на мировоззрении и образе жизни, что не всегда вписывается в личную систему ценностей;
  • неприятие детей в силу собственного негативного опыта - бездетность в данном случае является следствием психологической травмы, нанесенной нерадивыми родителями или кем-то из близкого окружения человека; например, если человек чувствовал себя ненужным собственной матери, не исключено, что любых детей в последствии он будет воспринимать как обузу;
  • человек в силу жизненных обстоятельств не видит в себе сил и ресурсов для воспитания ребенка - такие люди могут позитивно относиться к чужим детям, а порой даже мечтают о своих, однако бедность, насыщенный рабочий график, отсутствие пары и прочие обстоятельства создают обстановку, в которой воспитание детей кажется или объективно является непосильной ношей;
  • неуверенность в завтрашнем дне и неготовность к высокой и постоянной ответственности - осознанное материнство служит высочайшей ответственностью, которую современные женщины не готовы на себя брать в силу шаткости института брака и нестабильности жизненных обстоятельств;
  • возможность оградить себя от беременности, справедливо считающейся весьма стрессовым и рисковым периодом в жизни женщины; в силу такого рода убеждений чайлдфри полагают, что роды опасны, а боли неоправданны, что вследствие портится фигура, а воспитание ребенка - непосильная психологическая нагрузка;
  • широкие возможности современного глобализированного общества - современный человек стремится максимально реализовать свои потребительские возможности, мы больше берем, чем отдаем, а воспитание ребенка предстает как раз возможностью самоотдачи и самопожертвования; сегодня как никогда реализуются идеи гедонизма, то есть человек спешит наслаждаться жизнью в полной мере, что несколько ограничивается с рождением наследников.

Недостатки позиции чайлдфри

Каждый из выше перечисленных аргументов в пользу социального движения бездетных может быть раскритикован и уничтожен. В противовес им приводятся негативные аспекты такой жизненной позиции, однако каждый из них весьма относителен:

  • дети - естественное продолжение рода, их отсутствие делает жизнь бессмысленной; особенно остро это ощущается в старости;
  • дети - ядро семьи; нельзя говорить о полноценности бездетной "ячейки общества", поскольку для пары, в которой есть место любви и уважению, ребенок становится мотивом к свершениям и гордостью;
  • быть родителем во взрослом возрасте - это естественно, традиционно, нормально; хоть и возникает вопрос о том, что считать нормой, однако наличие детей во взрослом возрасте лишает огромного числа осудительных или сочувствующих взглядов;
  • воспитание детей в начале их жизни и их опека родителями в старости - это естественный круговорот природы; на этом строятся семьи, так люди не чувствуют себя одинокими; хотя всегда существуют исключения;
  • дети стабильно наполняют жизнь смыслом - ощущается это и в старости, и ранее, когда человеку надоедает работа, дистанцируются друзья, когда он одинок; всегда можно себя занять, увлечься чем или кем угодно, однако воспитание собственного ребенка во все времена и в любых компаниях позволит заявить о себе как о состоявшейся личности.

Чайлдфри с точки зрения медицины

Женский организм считается здоровым, когда он способен к продолжению рода. Более того, отсутствие родов может самым негативным образом отразиться на здоровье, чему также необходимо отдавать отчет. С другой стороны, и беременность справедливо считается периодом стресса и рисков в жизни женщины, и смертность во время родов никто не отменял. Так или иначе, но за своим здоровьем необходимо следить и поддерживать его, независимо от того, планируете ли вы детей сейчас, в будущем, или вовсе не планируете.

Известна широкая группа заболеваний, при которых наступление беременности является нежелательным и даже опасным. К абсолютным противопоказаниям относят:

  • тяжелый порок сердца с нарушением кровообращения;
  • тяжелая гипертоническая болезнь с нарушениями кровообращения;
  • цирроз печени;
  • заболевания легких с дыхательной недостаточностью;
  • заболевания почек, приводящие к хронической почечной недостаточности (гломерулонефрит и др.);
  • системные болезни соединительной ткани (красная волчанка);
  • онкологические заболевания.

Такого рода заболевания несовместимы с беременностью, она выступает фактором, обостряющим и без того опасные патологии, а в конечном результате развивается состояние, представляющее угрозу и для жизни матери, и для плода.

К временным противопоказаниям, то есть к таким, в период которых необходимо ограничить детородную функцию, но по их прошествии беременность допустима, относят:

  • обострения хронических болезней и инфекционных заболеваний - по причине ослабленного иммунитета и необходимости принимать сильнодействующие лекарства;
  • хирургические (полостные) операции и год после них;
  • резкое снижение веса, анорексия;
  • проведение различных курсов лечения (химиотерапия, облучение) и прием препаратов, противопоказанных при беременности.

Наступление беременности в этих обстоятельствах может представлять опасность для здоровья матери или плода, но по прошествии времени с улучшением состояния здоровья и прекращением приема несовместимых с беременностью препаратов женщина вполне может забеременеть, выносить и родить здорового ребенка.

Осознанный отказ женщины от естественного продолжения рода может обернуться ухудшением здоровья, в частности:

  • отсутствие беременностей впоследствии рискует обернуться гормональным дисбалансом, поскольку беременность и роды всегда сопровождаются гормональными перестройками, отсутствие которых в течение жизненного цикла патологично;
  • неадекватная выработка гормонов, половых в частности, лежит в основе развития злокачественных и доброкачественных новообразований в структуре половых органов;
  • у бездетных женщин раньше наступает климакс, что снова-таки связано с особенностями гормонального фона.

Вместо выводов

Сказать, что преимущества и недостатки чайлдфри относительны, это слишком мало. Это настолько философская и многосторонняя тема, что право на существование имеют обе точки зрения. Дети ни в коем случае не должны стать путем для самореализации, однако становятся. Дети непременно должны появляться на свет и расти в полноценных семьях, однако случается это не всегда. Неосознанное материнство в отдельных случаях с годами способно преобразиться в пример для подражания, однако незапланированные дети могут и поломать жизнь. Можно родить и воспитать нескольких детей, посвятить им свою жизнь, а старость провести в одиночестве. А можно быть убежденным "childfree", но быть любимой тетушкой.

Существует мнение, что бездетные женщины (ведь в бездетности в современном мире больше укоряют дам) существовали во все времена хотя бы для того, чтобы быть опорой для состоявшихся матерей. Задумайтесь, ведь случаются обстоятельства, когда помощь свободной подруги как никогда кстати - в этом и может быть ее миссия.

Так или иначе, но корить женщину за ее отказ от материнства сравним тому, как осуждают матерей-кукушек или карьеристок. Быть или не быть родителем - личный выбор каждого, и гораздо правильнее и честнее не брать на себя ответственность за ребенка вовсе, чем родив его, пустить на самотек.

Пустоцветы, больные, неуравновешенные… Как только не называют в нашей стране женщин, которые добровольно отказались от деторождения и выбрали жизнь без детей! В традиционном обществе все еще с трудом приниматся что-то, что не укладывается в социальные стереотипы и норму жизни большинства. Но давайте же беспристрастно посмотрим на «отказников» и развеем некоторые мифы. Ниже – основные стереотипы о чайлдфри.

Миф 1. «Чайлдфри – это новомодное западное движение»

На самом деле, люди, не хотящие детей, были всегда. Еще в Древнем Риме патрицианки платили местным эскулапам за зелье, которое, по преданию, защищало от беременности. Но экономическая ситуация (особенно в деревнях, где каждая пара рабочих рук – на вес золота), отсутствие социальных гарантий для людей в возрасте, отсутствие средств контрацепции не располагали к жизни в свое удовольствие без детей. Более того, чайлдфри не любят, когда их называют движением, так как считают отказ от детей своим внутренним убеждением и одной из ключевых ценностей в своей личной системе.

Миф 2. «Женщины хотят детей, но не могут их иметь, поэтому прикрываются модным словом»

Чайлдфри – это не бесплодные женщины. Вернее, чайлдфри могут быть и бесплодными, но причастными к этой категории женщин делает не это, а нежелание обзаводиться потомством. Еще в 1970-х годах в Америке ввели специальное слово, которое означает «свободный от детей», чтобы разграничить таких женщин с сhildless («бездетные», не могущие иметь детей, но хотящие). Конечно, нельзя исключать, что часть бесплодных женщин, использует убеждения чайлдфри как некую защиту от «сердобольного» общества.

Миф 3. «Чайлдфри – маргиналы»

Как показывают исследования, чайлдфри-пары весьма образованы (большинство опрошенных имеет высшее образование), имеют хороший доход и неплохую карьеру. Большинство чайлдфри живет в больших городах, которые менее подвержены власти стереотипов и традиционному укладу жизни. Многие чайлдфри часто путешествуют, заводят домашних питомцев (отсюда еще один стереотип – «старая кошатница») и занимаются благотворительностью. Многие считают это компенсацией материнских (отцовских) инстинктов

Миф 4. «Чайлдфри ненавидят наших детей»

Если быть точными, то ненавидят детей не чайлдфри, а так называемые чайлдхейтеры. Именно они распространяют в сети демотиваторы нелицеприятного вида, призывают к насилию и всячески оскорбляют участников «мамских» форумов. Но в силу того, что в нашем обществе не принято разбираться, зачастую в таком поведении обвиняют именно чайлдфри. Это не совсем правильно, ведь, как показывают опросы, достаточно большое количество чайлдфри работает в медицине, педагогике и системе дошкольного воспитания, не проявляя при этом агрессии к детям. Настоящие чайлдфри, как правило, либо положительно относятся к чужим детям, либо равнодушно, но уж точно не будут бежать за коляской с угрозами.

Миф 5. «Большинство чайлдфри – тинейджеры, которые еще сто раз передумают»

Да, в сети на чайлдфри-форумах действительно очень много совсем юных девушек, которые заявляют о своем нежелании иметь детей исключительно из духа противоречия и юношеского максимализма. Но это не значит, что все представители чайлдфри таковы. Многие чайлдфри, которым не требуется поддержка единомышленников, вообще не зарегистрированы на специальных форумах и вы вряд ли узнаете, что милая одинокая пятидесятилетняя соседка –бездетная по убеждению.

Миф 6. «Чайлдфри – злобные карьеристки»

Да, зачастую чайлдфри карьеристки, просто потому, что у них на построение карьеры есть больше времени и сил. Но отнюдь не злобные. Они такие же, как и остальные люди: могут быть добрыми, могут – злобными, замкнутыми или общительными, веселыми или серьезными. Иногда чайлдфри ведут себя вызывающе агрессивно по отношению к непрошенным советчикам просто потому, что не хотят в сотый раз слышать причитания матери: «Когда же будут внуки?» или убеждения сослуживцев: «Он найдет ту, которая родит».

Дорогие читательницы, если ваша подруга, знакомая, соседка или просто попутчица в поезде сказала, что она чайлдфри, не стоит бросаться грудью на амбразуру и тут же переубеждать ее и «причинять добро». Возможно, вам кажется, что вы творите благое дело и несете свет в массы, но может оказаться, что терпят ваши нравоучения только из вежливости. Достаточно просто улыбнуться и понять, что мир многообразный и принять это как данность.


Вы наверняка слышали, как очередная известная персона во всеуслышание признается в нежелании заводить детей. И количество таких публичных заявлений увеличивается. Всему виной постоянно растущее, привлекающее в свои ряды все больше людей сообщество чайлдфри. Возникают новые международные организации и развиваются социальные сети для объединения в борьбе с давлением общества сторонников традиционной модели семьи.

Добровольно несчастна или сознательно свободна?

Childfree в дословном переводе с английского означает «свободный от детей» . Это движение людей, объединенных общей идеей отказа от рождения наследников, которые, по их мнению, ограничивают свободу личности.

Тех, кто неспособен в силу состояния здоровья иметь потомство, нельзя считать чайлдфри. Эта идеология предполагает сознательный выбор, а в случае бесплодия такого нет. Вы можете завести ребенка, но не хотите? Тогда найдете единомышленников среди «свободных от детей». Если не уверены, хотите ли иметь детей, или решили отложить их рождение, к категории чайлдфри вы не относитесь.

Приверженцы идеи отказа от деторождения считают, что это выбор представителей развитого общества . По статистике именно среди высокообразованных женщин выше процент осознанно бездетных. Явление отказа от потомства не ново, но в последнее время приобрело большие масштабы. Новые средства коммуникаций позволили упростить поиск единомышленников и популяризацию своих идей. Чайлдфри становятся увереннее в борьбе с мнением большей части общества, не принимающей их жизненную позицию. Тем не менее до сих пор не все готовы открыто признаться, что хотят посвятить жизнь исключительно себе.

Публичные люди, в том числе представители шоу-бизнеса, демонстрируя свои убеждения, придают более скромным идеологическим братьям и сестрам уверенность в правильности сделанного выбора.

Звезды-чайлдфри

Вам наверняка знакомы женщины, о которых пойдет речь дальше. Очевидно, что они обладают огромной силой духа. Ведь на фоне голливудского беби-бума они не боятся открыто высказываться за отказ от детей.

Кэмерон Диаз


Ей уже сорок три, но в планах рождение детей так и не появилось. По признанию актрисы, она любит малышей, но не готова иметь собственных. Их отсутствие, как она считает, позволяет воплощать в жизнь мечты. Диаз признается, что ее жизнь прекрасна без детей, и менять ничего не собирается. Одной из причин своего успеха она считает именно бездетность. По мнению популярной актрисы, многие женщины не настолько увлечены своим материнством, как хотят показать обществу. Просто они боятся осуждения окружающих, которое наверняка обрушится на них в случае признания в нежелании иметь детей, и следуют стандартной модели жизни. А Кэмерон не боится кривотолков и готова противостоять давлению.

Общество очень давит на женщин и навязывает им общепринятый образ жизни. В моем случае это касается детей, все считают, что я обязана обзавестись ребенком и упрекают меня в том, что я не хочу иметь детей.

Опра Уинфри


Ей 61. Очевидно, что любимица Америки уже не порадует наследником своих поклонников. Опра объясняет свое нежелание иметь детей тем, что она была лишена заботы, будучи ребенком, и не научилась заботиться о ком-либо. Скромный опыт ухода за чужими детьми стал для лучшей ведущей мира шокирующим. Она призналась, что окончательно утвердилась в решении отказаться от роли матери после того, как на протяжении целого дня должна была присматривать за ребенком.

Полученная Опрой в молодости сильная психологическая травма могла стать фактором, сделавшим ее чайлдфри. Как утверждают некоторые источники, у нее есть опыт материнства, но трагичный. Опра забеременела совсем юной, выносила ребенка, но потеряла сразу после рождения. Это событие настолько травмировало женщину, что вопрос о возможном материнстве был закрыт навсегда.

Дита фон Тиз


Сложно себе представить Королеву бурлеска с младенцем у груди. Судя по всему, этого и не произойдет. 43-летняя Дита имеет две на ее взгляд веские причины для отказа от материнства. Она слишком востребована и предана своей работе, чтобы позволить себе уйти в отпуск по уходу за ребенком. К тому же звезда очень трепетно относится к своему телу. Возможно, дополнительным фактором, повлиявшим на принятие Дитой решения остаться бездетной, стало отсутствие среди ее мужчин желающего стать отцом ее ребенка. Но надежда остается. Звезда утверждает, что если забеременеет, изменит свои взгляды.

Раньше я думала, что к 28 годам буду замужем и выйду на пенсию. Я тогда и представить не могла, что моя карьера будет в самом разгаре. Если бы я забеременела, я бы пересмотрела свои взгляды, но, если даже этого не случится, я не перестану считать себя женщиной.

Дженнифер Энистон

В свои 46 Дженнифер не перестает вызывать интерес у журналистов и обывателей, как потенциальная мать. Каждое посещение ею гинеколога или несколько дополнительных сантиметров, появившихся в области талии, порождают слухи о беременности. Энистон признается, что устала от несправедливости, давления общественности, которая воспринимает ее как неполноценную женщину только за нежелание заводить детей. Правда или нет, но актриса утверждает, что вполне довольна своей жизнью, и отсутствие в ее особняке детских криков ее совершенно не угнетает. Однако поклонники звезды не оставляют надежд увидеть ее в роли мамы.

Мне не нравится давление, которое люди оказывают на меня как на женщину, утверждая, что я провалилась, потому что у меня нет потомства. Обо мне продолжают говорить, что я была сфокусирована на карьере и на себе, поэтому не захотела стать матерью и это очень эгоистично. Не думаю, что это справедливо.

Наоми Кэмпбелл


Знаменитый тяжелый характер Наоми не стал мягче и к 45 годам. Всех своих мужчин она доводит до белого каления. Жертвами чар Черной пантеры стали выдающиеся актеры Роберт де Ниро и Сильвестр Сталлоне, выдающийся мастер танца Хоакин Кортес, а также многие другие значительные творческие единицы и признанные сердцееды. И ни один из них не был удостоен звания отца ребенка Наоми Кэмпбелл. Супермодель утверждает, что если ребенок будет ей послан свыше, она примет это как должное, но принуждать себя заводить детей не собирается. Однако, с каждым годом Наоми становится все менее убежденной чайлдфри.

Если Бог даст мне детей, то так тому и быть. Но я не давлю на себя. Пусть события развиваются естественным путем. Я живу сегодняшним моментом, и меня все устраивает.

Рене Зеллвегер


Еще одна популярная актриса за сорок без детей. Рене считает, что рождение ребенка равносильно добровольному рабству. Дожив до 46 лет, она ни разу не задавалась вопросом, не родить ли наследника, или не желает признаваться в таких порывах. Рене отлично справляется с обязанностями тети, но ценит эту роль именно за возможность играть ее тогда, когда сама этого захочет.

Термин childfree прибился к нашим берегам с лёгкой руки западной идеологии. Прослойка людей, свободных от детей и неудобств, связанных с тяжёлыми и не всегда приятными обязанностями, объединяется в кланы посвящённых. Растущее во Всемирной паутине число сообществ, не только лоббирующих своё отношение к бездетному образу жизни, но и яростно отстаивающих его, неуклонно растёт. Высказывания часто лишены корректности и содержат ненормативные и обидные выражения, вызывающие бурю негодования у оппонентов. Главное в этом споре – отбросить ожесточение и постараться понять, что у каждого человека есть право самостоятельного выбора.

– это течение, представители которого добровольно и сознательно отказываются от детей. Это нежелание основано на идеологии, которая подразумевает свободу и бездетный образ жизни, а нежелание иметь детей вызвано исключительно в связи с конкретными моральными устоями и мыслями на этот счет и никак не зависят от проблем со здоровьем или бесплодием.

Речь идет о людях, которые имеют твердую позицию о жизни без детей: чайлдфри могут абсолютно осознанно прибегнуть к операции по стерилизации. Представители этого течения не относят себя к какой-либо субкультуре, у них нет идолов. Они просто всю свою сознательную жизнь посвящают саморазвитию и построению собственной жизни без самопожертвования в сторону детей.

Кто же такие чайлдфри?

Существуют некие отличия между слоями этого движения. Одни, определившись с выбором, не считают это проблемой, требующей обсуждения и наличия единомышленников, и продолжают двигаться своим путём. Другие постоянно муссируют эту тему, поднимая её на форумах сообществ, явно желая найти одобрение и поддержку себе подобных. Скорее всего, источник этого кроется в неприятных воспоминаниях детства или надломленной психике. Третьи – люди, которые открыто и агрессивно пропагандируют ненависть не только к детям, но и ко всему, что с ними связано. В любом случае все три категории навсегда отказались от идеи воспроизведения потомства.

История и основные причины возникновения чайлдфри

Свободный от детей образ жизни берет свое начало в США в 1970 году. Наибольшую популярность приобретает в 1990 году в период появления первой организации людей чайлдфри «для не-родителей». С этого момента течение распространяется по миру. Первоначальной причиной возникновения чайлдфри является желание эмансипантов поддержать людей, проявляющие рвение к свободе личности от обязанностей и равенству со всеми, в еще одной сфере. В противовес к термину «бездетный» возникает слово свободный от детей.

Не последними факторами в формировании человека, который осознанно отказывает себе в возможности продолжить род, является низкий уровень достатка и частые контрацептивные меры, предпринятые в прошлом. Первая причина порождает мысли о том, что человек просто не сможет дать своему ребенку то, чего он захочет, потому проще просто не иметь детей. А вторые в свою очередь не имеют возможности иметь детей, так как склонны к ряду заболеваний, порождающих бесплодие.

Причинами появления людей чайлдфри также стали такие факторы:

Некоторые нашли себя в этом течении, в связи с личностной неприязнью к детям с момента зарождения плода в организме матери и заканчивая грудным вскармливанием ребенка и его взрослением;

Люди, которые относят себя к чайлдфри, могут не то, чтобы недолюбливать детей. Они просто считают, что хорошо жить и без них, неся ответственность и заботясь только о себе, саморазвиваясь и не тратя свое время на кого-то другого;

Есть тип людей, которые поначалу не считали себя чайлдфри. Первоочередными целями для себя они видели развитие и карьерный рост, а дети потом. Со временем и возрастном они пришли к тому, что это «потом» гораздо комфортнее в интерпретации «никогда».

На чайлдфри чаще всего не влияют медицинские причины невозможности иметь детей или же религиозные убеждения, которые запрещают продолжение рода. Это люди, которые отказывают себя в этом, пребывая в полном здравии и нормальном психологическом состоянии.

Что их объединяет?

Как правило, чайлдфри – личности успешные, востребованные и хорошо обеспеченные материально. Это не только одинокие представители обоих полов, не состоящие в браке и озабоченные тем, что личные отношения не сложатся, но и семейные пары с едиными взглядами. Там, где жизнь стабильна, люди чаще прислушиваются к своим желаниям. Женщины не представляют себя в роли матери, потому что проблемы, связанные с воспитанием детей не вписываются в их расписание, а мужчины не хотят лишаться комфорта, покоя и внимания со стороны любимой. Действительно, земной путь короток, и к чему такое сомнительное счастье?

Водоворот жизненных удовольствий, интересная и высокооплачиваемая работа, отнимающая силы и время, а также стремление преуспеть в карьере подталкивают к пересмотру приоритетов. Эгоизм выступает на первый план, становится преобладающей чертой характера и заставляет крутиться жизнь только вокруг себя любимых. Инфантилизм суждений, боязнь реальных трудностей и нежелание их преодолевать определили наиболее часто выдвигаемые причины сознательного отказа от потомства:

  • боязнь родов и связанных с ними детских патологий;
  • нерешённый квартирный вопрос;
  • большие материальные затраты;
  • бессонные ночи, подрывающие силы и портящие фигуру;
  • нестабильность экономической и политической обстановки;
  • неспособность поставить на ноги малыша, если брак распадётся;
  • несовершенство медицины и образования.

Перечислять причины можно до бесконечности, некоторые из них откровенно несостоятельны. Тем не менее известные имена учёных, политических деятелей, писателей, художников и артистов пополнили плеяду добровольно бездетных. Среди них: Николай Коперник, Анна Павлова, Рене Магритт, Майя Плисецкая, Ксения Собчак, Опра Уинфри и Александра Маринина.

Статистика и наблюдения за явлением чайлдфри

Статистические данные, которые образовались после длительного изучения и наблюдения за людьми чайлдфри, свидетельствуют о следующем:

  1. Семейные пары чайлдфри – это обычные, чаще всего, здоровые семьи, которые живут в гармонии и любви. Однако отличаются от других нежеланием к продолжению рода. Такие пары путешествуют, все время работают, ищут себя, развивают любимое дело и наслаждаются обществом друг друга. Чаще всего, представители таких семей более образованы и всесторонне развиты. Оба члена семьи богаты, начитаны. Эти люди отмечаются гармонией в отношениях, всю свою нежность, ласку и любовь они дарят друг другу. Такие семьи имеют много друзей.
  2. По статистике люди чайлдфри эгоистичны, менее религиозны, не соблюдают никаких традиций, наделены индивидуализмом и порой жестокостью. Эти люди берегут свое личное пространство, время. Всю энергию они направляют на решение своих собственных проблем, а в случае минутных желаний проявить какие-то чувства, они могут смело завести домашнее животное и всю накопившуюся любовь отдать братьям нашим меньшим.

Люди чайлдфри не показывают своих желаний и убеждений в этом плане, чаще всего, их окружение даже не подозревает о том, что они относятся к таковым. Свобода от детей делает женщин более избирательными, а мужчин серьезными и собранными. Эти люди продумывают каждый свой шаг и планируют все, начиная временем и заканчивая деньгами. Они стабильны в своих мыслях, много читают, имеют завышенные запросы к жизни и обществу, в котором находятся.

В заключение следует сказать, что осуждать людей чайлдфри нельзя. Каждый сам выбирает свой путь. Кто-то пришел к этому в связи с серьезной психологической травмой и так легче, а кто-то принял это решение просто, исходя из каких-то желаний и взглядов. Люди чайлдфри по мнению защитников прав человека – это представители общества с прекрасно развитым социальным умом. Они успешны, богаты и добиваются в жизни не меньше, чем те, у кого есть дети и внуки, просто источник вдохновения и цели у них немного иные.

Сама природа наделила женщин инстинктом воспроизведения потомства. Она не прощает грубого вторжения в свои законы. Люди с традиционными взглядами на семью не представляют жизни без радости общения со своими детьми и готовы нести бремя ответственности в полной мере, считая, что в этом и заключается их великое предназначение. Более того, женщины лишённые счастья материнства по медицинским показаниям, бесстрашно вступают в изнурительную борьбу с бесплодием, не жалея ни сил, ни денег. Но в современном обществе существует и диаметрально противоположное мнение, которое даёт представление о другой стороне медали.

Не получило официального статуса в нашей стране, но собрало достаточное количество верных адептов. Элитная идеология людей, разных по возрасту, вероисповеданию, профессиональной принадлежности и социальному положению, уверенно набирает обороты. К счастью, они остаются в меньшинстве. Мнение и позиция большинства на сегодняшний день остаются неизменными.

Стоит задуматься о том, что желание иметь детей должно быть осознанным, а цели и задачи осуществимыми. Согласитесь, чем больше детей в семье, тем труднее разделить необходимое внимание на всех и, как следствие, стать хорошей матерью каждому. Семье, лишённой стабильной материальной базы, очень трудно обеспечить растущие год от года потребности детей.

Сколько малюток остаётся без материнской заботы и ласки в домах ребёнка? Сколько женщин полны равнодушия к собственным детям, не желая вникать в их проблемы? А сколько детей бросают престарелых родителей на произвол судьбы? Размышляя над этим, невольно возникает вопрос: может быть, теории небольшой прослойки людей, именующих себя чайлдфри, не так уж абсурдны? Ведь даже самая нежизнеспособная идея имеет право на существование.

Чайлдфри: почему оно возникло

34 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5