Что такое комплекс отличника. Как комплекс «отличницы» разрушает женщину

Перфекционизм, именуемый также комплекс отличника, – набор качеств личности, делающий человека требовательным к самому себе, стремящимся к постоянной работе над собой, к достижению идеала, совершенства, безупречности. Перфекционисты плохо переносят собственные изъяны и несовершенство окружающего мира. Люди с комплексом отличника требовательные, амбициозные, целеустремленные, трудолюбивые. Перфекционизм – сложный психологический феномен, имеющий как положительную, так и отрицательную сторону.

Достоинства и недостатки перфекционизма
Перфекционизм является двигателем развития, достижения уровня мастерства в своем деле, стимулом к профессиональному росту. Многие гении науки и культуры совершали свои открытия, писали великие картины, музыкальные произведения, романы, доводя их до совершенства. Возможно, без критической оценки своего труда, писатели, художники, музыканты и ученые не подарили бы миру ни одного гениального творения.
С одной стороны, перфекционизм порождает в человеке самокритичность, трудолюбие, желание быть безупречным в своем деле, при этом постоянно учиться, развиваться и расти над собой. Люди с комплексом отличника благодаря упорному труду и таланту достигают значительных профессиональных и личностных высот. Девизом перфекционистов выступает фраза: «Нет пределов совершенству!».
С другой стороны, обладатель комплекса отличника может быть человеком слишком требовательным не только к себе, но и к окружающим. Занудство, заумность, придирчивость, раздражительность – обратная сторона блестящей медали под названием «Перфекционизм».
Из-за чего формируется перфекционизм? Чрезмерная самокритичность, когда человек ругает себя за незначительную ошибку или промах, приводит к возникновению так называемого «комплекса отличника».
В школьные годы учителями и родителями ребенку прививается стремление к знаниям, к успехам в учебе, к отличным оценкам. В результате появляются ученики, которые расстраиваются, если получают оценку «хорошо» вместо «отлично». Ребенок воспринимает это как личное поражение, у него падает самооценка, может пропасть желание стараться дальше. Ученик с комплексом отличника постоянно напряжен, сосредоточен, подвержен страху неудачи.
Внешний контроль взрослых за достижением отличных результатов ребенка трансформируется во внутренний самоконтроль зрелой личности, которая стремится быть «отличником» во всех сферах жизни и обретает комплекс.
Перфекционизм парадоксален: он одновременно и порождает стремление человека развиваться, и снижает эффективность его деятельности в случае неудачи. Итогом работы перфекциониста может стать как отличный результат, так и полное его отсутствие.

Комплекс отличника приводит к следующим негативным последствиям:

  • неспособность удовлетвориться полученным результатом;
  • неумение ставить достижимые цели;
  • низкая самооценка, недовольство собой;
  • стрессы, неврозы, навязчивые состояния;
  • проблемы в межличностных отношениях.

  • Преодолеваем комплекса отличника
    Когда здоровая личностная черта перерастает в «синдром отличника», возникает потребность преодолеть этот комплекс, сохранив умение и желание развиваться и расти, как личность.

    Рекомендации лицам с избытком перфекционизма:
    Безоценочность. Когда взрослые люди страдают от необходимости получать только безупречные результаты своего труда, имеет место действие принципа: любовь и признание близких людей можно получить, только заслужив отличную оценку. Важно понять, что настоящая любовь – безоценочна. Безоценочно нужно учиться любить и самого себя. Каждый человек заслуживает любви и уважения своей личности как таковой, без учета побед и достижений.

    Идеалы и сравнения. Научиться рассматривать идеал как пример для подражания, а не цель. Понимать и принимать свою уникальность, оставить себе и другим людям право быть собой. Сравнивать себя в настоящем времени с собой в желаемом будущем, а не с другими людьми.
    Приоритеты. Человеку с комплексом отличника поможет умение правильно ставить цели, определять удовлетворительный желаемый конечный результат работы, различать задачи по степени важности и правильно расставлять приоритеты.

    Положительное подкрепление. Лицам с явным перфекционизмом нужно уметь хватить себя за достигнутый результат, даже если он неидеален. Следует понимать что ошибки – нормальные этапы в достижении результата, а не ругать себя за них.

    Отдых. Человеческий организм не может работать как бездушный механизм, ему нужно отдыхать и расслабляться, если человек желает сохранить физическое и психологическое здоровье.
    Людям с избыточным перфекционизмом чрезвычайно полезно уметь получать удовольствие от жизни, не пытаясь сделать ее лучше, иметь хобби или увлечения для души. Нужно любить себя и принимать окружающий мир таким, какой он есть!

    Что такое комплекс отличницы? Это такое физиологическое и психологическое состояние, когда мы продолжаем сдавать экзамены на отлично всю свою жизнь. С одной стороны, комплекс отличницы – это отличный способ держать все под контролем и руководить не только своей жизнью, но и другими, но с другой стороны – пора прекратить напряженно сдавать экзамены и начать жизнь в свое удовольствие. Разберемся, как же это сделать.

    Корни уходят в детство…

    Если посмотреть со стороны, то женщина с комплексом отличницы просто идеальный человек, причем во всех сфера жизни: она идеальная хозяйка, в ее доме никогда нет ни соринки, она отлично готовит, умеет шить и вышивать. Самая лучшая в мире мама – это тоже она, и строгая и добрая одновременно, и прекрасная жена, да еще и самая страстная любовница, а плюс ко всему успешно делает свою карьеру. Однако, идеальная такая женщина лишь на первый взгляд, на самом деле, комплекс отличницы – это психологическая проблема, и это доказано всеми специалистами в области личностной психологии.

    Так почему же это проблема? Дело в том, что синдром отличницы не появляется просто так, он зарождается еще в детстве, и в основном по вине родителей, которые сильно много обязанностей возлагали на свою маленькую дочурку. А маленькая девочка, в свою очередь, пыталась оправдать надежды родителей и очень боялась их разочаровать. Таким образом, родители, сами того не подозревая, вырастили из хрупкой девочки женщину со сверхспособностями, которая все семейные и личные проблемы тянет на своих плечах. А теперь, когда девочка выросла, у нее остался страх разочаровать окружающих и саму себя, в том, что она не сможет справиться с той или иной проблемой.

    Чтобы избавиться от комплекса отличницы, необходимо приложить массу усилий, так как это довольно не просто. Представьте себе огромный снежный ком, который катится со снежной вершины, его невозможно остановить, пока он сам не замедлит хода, тоже самое можно сказать и про такую женщину, вся ее жизнь идет по накатанному плану, все быстрее и быстрее, и, если она не остановится, ее психика не выдержит.

    Перфекционизм может перерасти в психологическую проблему

    С научной точки зрения синдром отличницы называется перфекционизмом – то есть полное и бесповоротное стремление к совершенству. Другими словами, перфекционистка – это идеальная женщина. Помните известную песню Мэрри Попинс: «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство, знать, что я идеал!» Эта фраза как нельзя лучше характеризует женщину с синдромом отличницы. Женщина думает, что она идеальна, хотя возможно, и не подозревает, сколько же в ней таится психологических проблем!

    И, самая главная проблема, с которой придется бороться – это неуверенность в себе. Да, именно так, за маской супер – женщины кроется неуверенная в себе особь женского пола, которая боится разочаровать своих близких и друзей. Она готова тянуть все на своих плечах лишь бы к ней обращались за помощью, и она чувствовала себя нужной и востребованной.

    Однако, следует отметить, что вечно женщина не может находиться в таком состоянии, так как наша нервная система не совершенна, психика не может выносить такую нагрузку, и рано или поздно даст сбой, и вот тогда не обойтись без помощи эксперта в области психологии. Между прочим, некоторые психиатру относят комплекс отличницы именно к психологическим заболеваниям, которые необходимо лечить в срочном порядке. Но мы попробуем самостоятельно избавиться от комплекса отличницы с наименьшими потерями для психологической системы.

    Избавляемся от комплекса отличницы

    1. Первое, что вам необходимо сделать, это осознать, что ваши родные и близкие любят вас такой, какая вы есть, и готовы вас принять со всеми вашими недостатками. Не бойтесь показать своему мужу или близким людям свою слабость – это вполне нормально. Не надо строить из себя супер – женщину, вы хрупкое и нежное создание, которое, в конце концов, имеет право на отдых.

    2. Дальше вам необходимо через силу устроить себе неделю отдыха, желательно даже уехать куда – нибудь подальше, чтобы вас не смущал семейный быт и проблемы. Почему через силу? Да потому что вы ни за что на свете не захотите уезжать, вы будете думать, что ваши родные без вас не справятся, и наступит конец света и полный хаос в вашей квартире. Ничего подобного! Пересильте себя, соберите сумки и вперед к солнцу и горячему песку, уж поверьте, ничего страшного без вашего присутствия не случится. Ваш муж сам сможет приготовить себе еду, найти носки и кое – как погладить рубашку, как говорится, от этого еще никто не умирал!

    3. Подумайте, будет ли вам, что вспомнить через десять лет? Если вы будете продолжать в том же духе единственное, то вы сможете вспомнить – это распорядок дня «дом – работа – дом», кастрюли, детское питание коляски, стирка и уборка. А как же путешествия, романтические вечера при свечах, сумасшедшие поступки, танцы до утра – где это все? О чем вы будете вспоминать, когда вам придется долгими, зимними вечерами нянчить своих внуков? Так что, пора полностью и кардинально изменять свой образ жизни пока еще не поздно.

    4. Не знаете с чего начать? Остановитесь, отдохните и сделайте огромный вздох полной грудью и улыбнитесь себе, новому дню и своей жизни. В мире еще столько всего интересного, неизведанного и увлекательного! Зачем тратить свою жизнь на те вещи, которые прекрасно смогут обойтись без вас. Больше времени уделяйте себе и своей красоте, а еще самое время реализовать свои тайные мечты. Согласитесь, в детстве вы мечтали кем – то стать? Так не пора ли освоить новую профессию, ведь учиться никогда не поздно.

    Итак, комплекс отличницы – это не есть хорошо, следовательно, от этого следует избавляться. Поймите, что Вселенная не крутится вокруг вас, и всем на свете вы управлять не сможете. Отпустите вожжи правления и дайте больше автономии вашим родным и близким, уделяйте больше внимания себе любимой, и вы увидите, как жизнь изменится в лучшую сторону!

    Илья Базенков

    Некоторые родители полагают, что детей,
    как сосуды, можно наполнить своими
    несбывшимися мечтами и стремлениями.
    Майкл Николс(психолог)


    Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

    Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

    Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

    Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

    Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

    Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

    Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

    Ребенок пришел из школы.

    Как дела в школе?
    - Я сегодня по истории четверку получил.
    - Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

    Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

    А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

    Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

    Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

    А есть еще и другое.
    Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

    Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

    Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

    Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
    - постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
    - склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
    - неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
    - первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
    - застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
    - постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

    Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

    ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

    1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

    2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

    3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

    4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

    Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

    Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
    Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

    А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

    Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

    Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

    Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

    Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
    Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

    В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

    Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

    1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

    2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

    Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

    Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

    Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

    А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

    Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

    И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

    Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

    Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

    В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

    Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

    Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

    Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

    1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

    «Очень хорошо, что ты получил пятерку».
    «Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
    Чувствуете разницу?

    2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

    3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

    4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

    5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

    6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

    Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

    Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

    1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

    2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

    3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

    4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

    5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

    6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

    Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
    Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
    Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

    Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

    А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

    Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

    Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

    Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
    Всем нравиться невозможно, да и зачем?

    Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

    Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

    Все родители хотят, чтобы их дети были лучше всех. Для этого они записывают ребенка на множество курсов, заставляют посещать кружки и отдают в специальные школы с большой нагрузкой. Взрослого человека совершенно не волнует, что ребенок не хочет заниматься этим видом спорта или не тянет гимназию с 3 иностранными языками. Он заставляет ребенка во всем быть лучшим и ставит перед ним сложные, а иногда просто недостижимые цели.

    Комплекс отличника закладывается в детстве

    Общая информация

    Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

    Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

    Симптомы

    У детей такой синдром имеет следующие признаки:

    • желание получать отличные оценки любым путем – ребенок может подставить друга из-за конкуренции или не сказать про плохую оценку;
    • неуравновешенность – случаются истерики при отсутствии похвалы взрослого, даже при исполнении чадом простых обязанностей по дому;
    • страх ошибиться – когда ребенок боится, что он может сделать что-то неверно и ничего уже невозможно будет исправить;
    • самооценка, которая зависит от критики или похвалы других;
    • плохое отношение ребенка к одноклассникам, которые достигают успеха: маленький человек просто не может радоваться удачам и достижениям других людей;
    • отсутствие ответственности за свои поступки и слова.

    Причины появления

    Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:

    • завышенные требования родителей к малышу;
    • попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
    • комплекс неполноценности;
    • неспособность расставлять приоритеты;
    • страх наказания;
    • врожденное чувство перфекционизма;
    • попытки улучшить свою низкую самооценку.

    Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.

    Последствия

    Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.

    1. Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
    2. Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
    3. Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
    4. Из-за сложного характера имеют мало друзей.
    5. Постоянная зацикленность на мелочах.
    6. Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
    7. Отсутствие абстрактного мышления.
    8. Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.

    Как не превратить ребенка в невротика

    Проявления у женщин

    Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.

    Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.

    Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни. Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.

    На вопрос, как избавиться от синдрома отличницы, есть простой ответ: нужно использовать те же способы лечения, что и при избавлении от синдрома отличника.

    Синдром отличницы грозит девушке одиночеством

    Сложности

    Кроме неприятных последствий синдрома отличницы, существуют определенные сложности, которые будут испытывать заболевшие этим недугом.

    1. Во взрослом уме укоренился страх плохой оценки и он переносится на все ситуации жизни. Такой человек не станет браться за дело до того момента, пока не будет уверен, что сделает все на отлично. Испуг властвует над ним даже спустя много лет, и избавиться от него сложно.
    2. Страх неправильного решения, связанный с синдромом отличника, проявляется в любых ситуациях, где требуется принять самостоятельное решение и нести за него ответственность. В случае неверного выбора и неудовлетворительного результата человек будет думать, что сам во всем виноват, и поэтому не имеет возможности переложить ответственность на чужие плечи.
    3. Вечная зависимость от установленных критериев и четко прописанных действий, которая преследует еще с детского возраста. Удобно жить, когда есть инструкция к любому делу, и там написано, как добиться отличного результата. В результате такие личности не умеют самостоятельно решать что-либо и становятся узниками прописанных планов.

    Такой человек не имеет возможности объективно поставить оценку себе и своим действиям. Он просто не понимает, как можно оценивать себя. Психология объясняет зависимость от чужого мнения этим. Кроме того, у человека в голове постоянно обитает внутренний родитель, который оценивает и критикует все его действия. Это явная сложность, которой страдает человек при синдроме отличника.

    Отличие комплекса от перфекционизма

    Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим. В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают. Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.

    Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:

    • отличной оценке;
    • привлечении внимания;
    • похвале родственников и т. д.

    Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.

    Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.

    Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода. У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию. Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.

    Определение перфекционизма

    Лечение

    Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.

    1. Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
    2. Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
    3. Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
    4. Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
    5. Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
    6. Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
    7. При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
    8. Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.

    Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:

    • стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
    • смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
    • иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
    • рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
    • провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
    • пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
    • запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
    • хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
    • всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
    • откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.

    Смех над ошибками - отличный способ борьбы с комплексом

    Заключение

    После обнаружения у себя или своих близких этого комплекса и изучения проблемы с помощью интернета или научной литературы, человек задается вопросом, как избавиться от синдрома отличника.

    Единственно правильным решением проблемы для взрослого человека будет консультация со специалистом, этот синдром непрост и требует неординарного подхода к лечению.

    Фото: Evgeniya Porechenskaya/Rusmediabank.ru

    Это когда человек действует ради внешних оценок его результатов. Множество факторов способствуют его формированию, но самым распространенным считается мнение, что он зарождается в детстве, когда ребенок во всем старается угодить родителям, учителям. Для ребенка лучшим вознаграждением является похвала, одобрение, принятие. Когда он получает подобную поддержку лишь за высокие достижения, он привыкает мыслить категорично: либо пан, либо пропал («нет оценки кроме 5»). Четверка – значит плохо, а «отлично» – норма.

    Взрослые люди с подобными установками продолжают жить мнением окружающих, подстраиваться и стремиться угодить всем. Из-за этой угрозы люди занимаются совсем не тем, что выбрали бы для себя сами, не тем что им действительно интересно. Если жить только чужими оценками, работать для галочки, можно потерять настоящее удовлетворение работой.

    Тем не менее, считается, несет в себе и положительную составляющую, создавая амбициозных личностей с большими целями.

    Признаки комплекса отличницы

    Если вас периодически терзают ощущения неполноценности, возможно, это комплекс отличницы.

    Подумайте, можете ли вы отнести к себе следующее:


    Любое суждение со стороны, оценка более авторитетна для вас, чем собственная. Она воспринимается как истина в последней инстанции. Получая критику, выходите из спокойной уверенности в себе, начинаете сомневаться, верно ли выбраны цели, правильно ли поступаете;

    Если вас критикуют, становится страшно продолжать или пробовать новое. Вы рассуждаете так: «Раз мою работу не приняли, значит, она выполнена плохо, нужно постараться все исправить, и в дальнейшем сделать все идеально». Если у вас нет времени на такую многочасовую работу, то не стоит и браться;

    По любому вопросу есть ощущение, что вы недостаточно компетентны, многое необходимо узнать и наработать опыт.

    Вы работаете над определенной задачей, прорабатывая ее, шлифуя, что вызывает зацикленность и упущение из виду других важных жизненных сфер;

    Вы не позволяете себе , выполняя дело за делом, работаете на пределе сил. Каждый раз задаете себе вопрос: «а можно ли это было проделать лучше? Действительно ли я выложилась на все 100?»;

    Вам тяжело дается дело, в котором результат не виден сразу. Не хватает сил. Мучительно видеть собственное несовершенство. Вы понимаете, что научитесь не скоро, а нужны быстрые достижения. Вы страдаете, когда все не по вашему;

    Вы сомневаетесь в себе и боитесь пробовать что-то новое, в чем ничего не понимаете;

    Вы редко признаете свои сильные стороны, сосредоточены на недостатках;

    Вы ощущение неудовлетворенность. Не позволяете себе отдыхать и при этом не чувствуете продвижения к своим целям.

    Если вышеперечисленные пункты вам близки, и вы осознаете, что вас не устраивает такой порядок дел, начните меняться!


    Как освободиться?

    - Научитесь понимать себя и свои желания.
    Ставить собственные цели и двигаться к ним – гораздо важнее и приятнее, чем стремление быть хорошей для всех вокруг. Мы хотим нравиться, но не превращайте это в обязанность.

    - Начните жить в моменте.
    Ключом к переменам является избавление от школьного убеждения, что ты должна делать больше, быть лучше. Попробуйте сменить фокус внимания с на процесс. Ищите удовольствие в самом действии.

    - Примите тот факт, что вы не совершенны.
    Помните, нет никакой необходимости быть во всем идеальным. Вы всегда можете попробовать еще раз. Развитие личности происходит благодаря ошибкам и попыткам их исправить. Неудачи и их исправление – главная составляющая процесса движения к цели. Если вы ошибаетесь, вставайте и продолжайте. Снова и снова.

    - Сравнивайте себя прошлого с собой настоящим.
    Никогда не ставьте себе в пример кого-то, кто добился лучших результатов в вашей сфере, не давите себя убеждением «у него получается, значит и ты должен быть на том же уровне».

    - Освойте искусство маленьких шагов.

    Стремление к совершенству, на самом деле не дает нам двигаться вперед. Не нужно сразу пытаться сделать много, попробуйте начать с казалось бы незначительного шага. И двигаться дальше.

    Помните, ваша цель – жить в удовольствие и наслаждаться «деланием», а не прыгнуть выше головы. Взращивайте свою индивидуальность, будьте непринужденными, знайте ваши потребности и работайте над воплощением ваших желаний!