Где отчества. История происхождения отчества

Введение

Русские отчества - особая форма именования лица по отцу, обязательная для официального (паспортизированного) выделения личности. Современное русское отчество употребляется во всех юридических документах, определяющих статус личности, а также в официальных указах о награждении, в приказах о кадровых назначениях, в списках избирателей, часто в именовании третьих лиц. В значительной степени отчества уменьшают свою активность в сфере неофициального общения, особенно в сфере общения детей и молодежи, в разговорах в семейном и узком дружеском кругу. Так как основную функцию представления лица выполняет у русских фамилия, то имена и отчества могут и в официальных записях обозначаться не полностью, а инициально. Такое разнообразие в использовании форм отчества объясняется их длительной историей формирования, развития и социального функционирования.

История происхождения русских отчеств

История русских отчеств неразрывно связана с историей становления общественных, социальных и государственных отношений в русском обществе. На начальной стадии формирования древнерусского государственного устройства система выделения лица среди ему подобных могла быть обеспечена многочисленным арсеналом прозвищных личных имен, подчеркивавших в дохристианский период какие-либо внешние, духовные, тотемные и другие признаки именуемого: Нечай, Пятой, Головня, Худоща, Лихач, Коновал, Щука и др.

После принятия христианства введение строгого нормированного использования христианских личных имен с обязательной привязкой конкретного личного имени для новорожденного, с рекомендательным списком в «святцах» привело к значительному сокращению числа употребляемых в древнерусском обществе имен. Появление в связи с этим большого числа тезок стало создавать определенные трудности. В таких случаях в дофамильный период при персонификации лица стали использовать как равноправные христианские (канонические) и мирские (прозвищные) личные имена. Ср., например, запись в «Родословной книге» (начало XVII в.): «Князь Костянтин Юрьевичъ Фоминской: а у него три сына, и вси Федоры, а прозвища им были: большому Красной, а среднему Слепой, а третьему Меншой» (Временник имп. Моск. общ. истории и древностей российских. Т.X.М., 1851. С. 106).

Использование только христианских и прозвищных имен без других антропонимических компонентов не отражало преемственной связи в установившейся родовой или семейной наследственности, что было необходимо в условиях формирования юридических норм права наследования. Вводимая в древнерусском обществе патронимическая форма именования (именование лица по имени отца) в сочетании с личными христианскими и прозвищными личными именами как раз и стала удобной антропонимической моделью в дофамильный период, которая не только отражала уважение к памяти родителей, но и выступала юридически закрепленным знаком своеобразного права на имущественное, духовное и другое наследование от своего отца. Отчества в большинстве случаев указывали на отношение детей к родителям по линии ближайшего кровного родства, но известны случаи, когда после усыновления (удочерения) чужих детей последние получали новое отчество, закрепляющее отношения между отцом и детьми вне кровного родства, но с правом наследования.

В своем употреблении отчества более консервативны, чем личные имена и фамилии. Несмотря на определенные ограничения в выборе личных имен, все же они имеют норму выбора, в то время как отчество предопределяется только наличием, имени отца. В отличие от фамилий отчества не наследуются, поэтому могут обслуживать лицо только при его жизни.

Все эти специфические признаки отчества в древнерусском обществе позволили им в сочетании с личными именами выступать как социально идентифицирующий признак выделения личности в пределах одного поколения. В дофамильный период древнерусские отчества не только указывали на патронимическую связь в пределах одной семьи, подчеркивая тем самым родство братьев и сестер, что свойственно и современным русским отчествам, но и в значительной степени расширяли свою социальную функцию. Древнерусские отчества нередко служили основой для образования родовых и фамильных прозваний, могли обозначать совокупность родственников, родичей, в некоторых случаях выступали в качестве элемента наследственного значения при именовании внуков, правнуков.

До XII в. формы древнерусских отчеств встречаются в письменных источниках редко. Даже для представителей правящего княжеского рода Рюриковичей в летописных записях той поры чаще используется одно личное имя. С XII в. употребление отчеств встречается не только при обозначении представителей княжеских родов, но и при именовании лиц других высших сословий: «1127 г. Иванко Вячеславль, тысяцкий Туровский», «1146 год. Иван Халдеевич, воевода Киевский», «1170 год. Коснятин Хотович, воин русский» и др.

Встречались случаи, когда при развернутом антропонимическом именовании лица делалась попытка сохранения не только отчества, указывающего на родство в первом колене, но и на имена деда, прадеда и др. В летописной записи под 1176 г. записано: «Князь Владимир Святославич, внук Всеволож, правнук Ольгов, праправнук Святославль, прапраправнук Ярославль, пращур Великого Владимира». Но подобные родословные именования использовались редко и только для именования правящего княжеского рода.

При образовании древнерусских отчеств основной моделью стало патронимическое именование, при этом признак притяжательности, принадлежности в значительной степени уменьшался, что постепенно привело к самостоятельному субстантивированному употреблению форм отчеств, тем самым противопоставляя в языке формы «мамин» (чей?) и «Мамин» (кто?), «алмазов цвет» и «Алмазов сын».

В русской традиции закрепились отчества от имен отца. Матронимы (указание на имя матери в системе непосредственного ближайшего кровного родства), встречающиеся в летописных списках, были в русском обществе скорее исключениями, отступлениями от признанных норм: «Дмитрий сын Марфин, Новгородский боярин, 1471»; «Васко Варварин, крестьянин, 1495»; «Данило Катюшин, крестьянин, 1539» и др. Матроним в именовании лица мог указывать и на незаконное происхождение ребенка. Например, в Ипатьевской летописи под 1187 г. записано: «Олег Настасьич, сын Ярослава Галицкого и его любовницы Анастасии».

В истории развития русских отчеств отчетливо прослеживаются два периода: а) дофамильный, т.е. до XVII-XVIII вв., и б) современный, в основном XIX-XX вв. Социальная значимость русских отчеств в дофамильный период была более заметной.

До XVII в. русские отчества могли свободно образовываться не только от канонических христианских личных имен, но и от прозвищных, которые использовались при именовании лица как равнозначные («в крещении Иосиф, а мирьски Остромир», 1056; «во свои си приятелях именем Милонег, Петр по крещению», 1199). Тем не менее, между отчествами, образованными от христианских личных имен (собственно отчествами) и отчествами от прозвищных личных имен существовали принципиальные различия, которые повлияли в дальнейшем на функции отчеств. Различие было на словообразовательном уровне. «Собственно отчества» образовывались от христианских личных имен при помощи суффиксов -jь, -ин, -ов/ев, -ович/евич, -ич (Мирославль, Петров, Сергеев, Кирин, Демидович, Алексеевич, Кузьмич), в то время как для «прозвищных отчеств» были характерны суффиксы -ов/ев, -ин (Волков, Окунев, Палкин), реже суффиксы -ого/его, -ово/ево (Дурново, Толстого), которые не встречаются у собственно отчеств. Прозвищные отчества могли не согласовываться с личным именем и иметь форму родительного падежа на -а (Иван Федоров сын Сабуров, но и Иван Федоров сын Сабурова), в то время как собственно отчества всегда согласуются с личным именем (Иван Петров, Иван Петрович).

Прослеживается строгая закономерность в расположении собственно отчеств и прозвищных отчеств при официальном именовании лица. Если собственно отчество всегда стоит за личным именем (христианским или прозвищным), то прозвищное отчество при наличии в именовании собственно отчества всегда следует только за собственно отчеством: Иван Перепеча Мартемьянов (1526), но его сын Борис Иванов сын Перепечин (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. Ч. 1. М., 1951. С. 143).

При именовании лица двухкомпонентной антропонимической моделью (личное имя + патроним) собственно отчества и прозвищные отчества различались только значением своей производящей основы, совпадая структурно и функционально во всем остальном. Например, в «Книге ключей и долговой книге Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в.» (М.; Л., 1948) встречаются в равной степени собственно отчества («Михаилу Васильеву сыну, порука отец его Василий», «Худяк Ермолин, порука отец его Ермола») и прозвищные отчества («Грише Болдину, порука отец его Болда», «Данилку Курышкину, порука по нем отец его Курышка»),

Прозвищные отчества в дофамильный период стали выступать дополнительным различительным признаком именуемого, позволяя передаваться по наследству и обслуживать два и более поколений, что в значительной степени сближает прозвищные отчества с современными русскими фамилиями. Именно прозвищные отчества на начальном этапе формирования русских фамильных прозваний в XVII-XVIII вв. легли в основу современных фамилий. Провести четкую границу между прозвищными отчествами и первыми русскими фамильными прозваниями сложно. В известном «Словаре древнерусских личных собственных имен» Н.М. Тупикова, изданном в 1903 г., все патронимические формы отнесены к отчествам, хотя в трехкомпонентном именовании они могли выступать и в функции фамильных прозваний.

Формальным показателем отчества могли выступать уточняющие слова сын, дочь, дети, в использовании которых не было строгого единообразия. Уточняющее слово сы могло стоять перед отчествами, особенно образованными при помощи суффикса -jь (Брячислав сын Изяславль, 1021). В отчествах на -ов/ев и -ин уточняющее слово сын могло стоять как перед отчеством (Алекса сын Лазорев, 1125), так и после него (Семка Григорьев сын Говорухина, 1569). Обычно в двухкомпонентных антропонимических именованиях слова сын и дети могли отсутствовать, хотя морфологически второй компонент в форме патронима оформлялся (Воин Ушаков, 1589; Ивашко Двойнин, 1696; Иван Гутенев, 1678). Реже уточняющее слово сын отсутствует в трехчленных антропонимических именованиях (Кузьма Остафьев Дурной, 1495; Василь Пантелеев Деревяжкин, 1495; Андрей Иванов Дедешин, помещик, 1610). В XVIII-XIX вв. уточняющие слова как бы усиливали противопоставление форм полуотчеств (Петр Алексеев сын) полным формам отчеств на -ович/евич (Александр Сергеев сын Пушкин и Александр Сергеевич Хвощинский).

На начальном этапе появления фамилий у русских при развернутом именовании лица могли указываться не только собственно отчества именуемого, но и отчество его отца, как правило в прозвищной форме. Ср. записи в «Актах...»: у волостного Семена Якшилова (1499) сын записан как «Неклюд Семенов сын Якшилов» (1506) или «Се яз Юрьи да яз Федор Борисовы дети Перепечина» (1519), у которых отец Борис Иванов сын Перепечин, а дед Иван Перепеча Мартемьянов сын Посульщикова (Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. С. 51, 143). У Федора Папа сына Семена Вислоуха Ивановича Сабурова его дети были записаны какГригорий да Степан Папины дети Вислоухова (Тысячная книга 1550 г. М.; Л., 1950).

Появление фамильных прозваний в русском обществе нейтрализовало самостоятельные признаки у отчеств, постепенно отчества стали переходить в разряд уточняющих компонентов при именовании лица. В это же время заметно активизировалась функция отчества как знака социального расслоения в Русском государстве. В первую очередь это закрепилось в противопоставлении использования полных отчеств с суффиксами -ович/евич, -ич, -вич по отношению к так называемым гтолуотчествам с суффиксами -ов/ев, -ин. Длительное время правом именоваться полным отчеством в официальных документах пользовались только представители правящей княжеской знати и лица высшего сословия, которым это право было определено как царская милость. При этом передавать по наследству право именоваться полным отчеством не разрешалось. В русской истории известны случаи законодательного закрепления права пользования полным отчеством отдельным лицам. В 1692 г. царь принял указ, по которому «имена дьяков в боярских книгах и списках ныне и впредь писать по прежнему и по сему своему Великих Государей указу с отчествы» (Полн. собр. законов, № 1436). В Указе 1685 г. записано: «Будет кто напишет думного дворянина жену без -вича, и им на тех людех Великие Государи и сестра их Великая Государиня, благородная Царевна указали за то править безчестие» (Полн. собр. законов, № 1106). Традиция пожалования права величаться полным отчеством продолжалась и при Петре I, который в 1697 г. специальным указом разрешил князю Долгорукому писаться с -вичем, а в 1700 г. наделил такой же милостью именитого купца Григория Строганова.

В XVIII веке при Екатерине II устанавливается строгая нормированность употребления отчеств при именовании лиц различных классов и сословий. В известных «Чиновних росписях» только представители «особ первых пяти классов следует писать полным отчеством; лиц от шестого до восьмого классов включительно - полуотчеством, а всех остальных - без отчества, только по имени» (Карнович Е. П. Родовые прозвания и титулы в России... СПб., 1886. С. 37). Это означает, что в официальной записи полным отчеством могли именоваться, кроме царской семьи и канцлера, действительные тайные, тайные, действительные статские и статские советники, генералы - от генерал-фельдмаршала до генерал-майора. Полковники, подполковники и капитаны вместе с коллежскими, надворными советниками и коллежскими асессорами могли записываться только с полуотчеством (Петр Иванов или Петр Иванов сын), а штабс-капитаны, поручики, титулярные советники и губернские секретари должны быть записаны только по имени и фамильному прозванию. Такие правила последовательно соблюдались царскими канцеляристами и в XIX в. при оформлении различных юридических и нотариальных документов: купчие крепости, документы о разделе имущества, о продаже крепостных крестьян. Крестьяне же и городские мещане не могли претендовать на запись с отчеством, они нередко записывались только по имени. В «Крепостной книге» за 1812 г. записано: «Подполковник Иван Васильев сын Греков продал сотницкой вдове Ульяне Гладилиной купленных им в 1812 году у камергера князя Сергея князь Яковлева сына Гагарина крепостных Дениса Михайлова с женой Еленой и детьми» (цит. по: Щетинин Л. М. Слова, имена, вещи. Ростов н/Д, 1966. С. 44).

Более активно, без учета классово-сословных особенностей, использовалась полная форма отчества на -ович/евич в устном общении с оттенком уважительности к именуемому, что и закрепилось в содержании русской пословицы: «По имени называют, по отчеству величают». Кроме сочетания с личным именем, русские отчества могли употребляться и самостоятельно в номинативной функции. Эта традиция известна с древних времен. В сфере бытового общения обращение только по отчеству было распространенным явлением. Например, в XVII веке дворянка А. С. Маслова в письме мужу писала: «Государю моему Дмитрию Ивановичу женишка твоя Агафьица много челом бьет... да пожалуй Иванович купи мне тилагрею тонкого... да пожалуй Иванович били челом крестьяне, чтоб ты пожаловал купить книгу Минею...» (Источники по истории русского народно-разговорного языка XVII - начала XVIII в. М., 1964. С. 92).

В крестьянской среде, среди слуг употребление отчества стало выполнять функцию возрастной характеристики. В русской литературе XVIII-XIX вв. имеется много примеров именования таких лиц только одним отчеством: пожилая няня Еремеевна в «Недоросле» Д.И. Фонвизина, нянька Татьяны Лариной Филипьевна в «Евгении Онегине» А.С. Пушкина, дворовый Калиныч в «Записках охотника» И.С. Тургенева, крестьянка Федосеевна в рассказе И.А. Бунина и др.

В дворянской же среде начиная со второй половины XVIII в. обращение к лицу только по отчеству считалось признаком дурного тона. Известен случай, когда императрицу Елизавету Алексеевну по ее прибытии в Германию встречавшие немцы в угоду ей приветствовали только по отчеству. «Странно было для русского уха слышать,- писал сопровождавший императрицу адмирал Шишков,- что в сей речи громогласно и с восторгом произносилось одно только отечественное имя ее: Алексеевна! виват, Алексеевна! Они думали подделаться этим под русский язык, потому что у них отечественное имя не в употреблении, но того не могли знать, что без приложения к нему собственного имени оно дико и только о простых и пожилых женщинах говорится» (Морошкин М. Славянский именослов. СПб., 1867. С. 8).

русский отчество суффикс сокращение

В России, на Украине и в Беларуси принято именовать людей личным именем, отчеством и фамилией. Причина такого явления становится понятной, если рассмотреть длинную историю возникновения русских отчеств.

Практически во всех европейских государствах принято именовать людей с помощью пары имен: личного имени и семейного имени (фамилии). Эта традиция восходит ко временам Древнего Рима. Исключение составляет Исландия, где вместо фамильного имени используется отчество, то есть имя родителей, отца (патроним) или матери (матроним). Известную исландскую певицу Бьорк, например, на самом деле зовут Бьорк Гвюдмюндсдоттир (дочь Гвюдмюнда).
Таким образом, фамилий у исландцев нет.
А вот в восточнославянских государствах иная традиция. В России, в Украине и в Беларуси полное имя человека состоит из личного имени, патронима и фамилии: Филипп Бедросович Киркоров, Алла Борисовна Пугачева. Этот обычай немного удивляет прочих европейцев, но кажется вполне разумным жителям Ближнего Востока, где имя отца часто добавляют к личному имени. Могучий джин Гасан-Абдурахман ибн Хоттаб (то есть сын Хоттаба) стал в советской Москве попросту Гасаном Хоттабовичем, стариком Хоттабычем.


В славянских языках роль арабского слова «ибн» играют суффиксы «-вич» (для мужчин) и «-овна/-евна/-ична» (для женщин). Поэтому, например, сербские и боснийские фамилии очень похожи на русские отчества: Брегович, Войнович, Вукович и даже Карагеоргиевич. Во времена Киевской Руси величание по отчеству было привилегией только знатных людей: князей и их дружины.
В русских былинах - масса примеров: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Настасья Микулична. Даже врага Тугарина величают по отчеству: Тугарин Змеевич. Да и Соловей-Разбойник, хотя и гад проклятый, однако тоже Одихмантьев сын. То есть Одихмантьевич. Пожалуй, единственное исключение, когда по отчеству в былинах величают пахаря - Микула Силянинович. Ну, да Микула этот по многим параметрам исключение.

Исключением из общего порядка был и Великий Новгород. Богатый и по тогдашним меркам вполне европейский вольный город любил жить на особицу, по своим собственным законам.
Вот и завели новгородцы особый порядок: друг к дружке обращаться по отчеству, то есть по-княжески. Даже когда царь Иван III порушил новгородскую республику и расселил гордых новгородцев по разным городам, они обычай этот, выражающий взаимное уважение, сохранили. Мало того, другим передали.
Мода на фамилии пришла на Русь из Великого княжества Литовского. Ещё в XII веке у Великого Новгорода были налажены тесные контакты с этим государством. Знатных новгородцев можно считать первыми официальными обладателями фамилий на Руси.
Самый ранний из известных списков погибших с фамилиями: «Новгородець же ту паде: Костянтинъ Луготиниць, Гюрята Пинещиничь, НамЂстъ, Дрочило Нездыловъ сынъ кожевника...» (Первая новгородская летопись старшего извода, 1240 год). Фамилии помогали в дипломатии и при учете войска. Так проще было отличить одного Ивана от другого.

Боярские и княжеские фамилии

В XIV-XV веках фамилии стали брать русские князья и бояре. Фамилии часто образовавались от названий земель.Так, владельцы вотчины на реке Шуя стали Шуйскими, на Вязьме — Вяземскими, на Мещере — Мещерскими, та же история с Тверскими, Оболенскими, Воротынскими и прочими -скими.
Нужно сказать, что -ск- — это общеславянский суффикс, его можно встретить и в чешских фамилиях (Коменский), и в польских (Запотоцкий), и в украинских (Артемовский).
Бояре также часто получали свои фамилии по крестильному имени родоначальника или его прозвищу: такие фамилии буквально отвечали на вопрос «чей?» (подразумевалось «чей сын?», «какого рода?») и имели в своём составе притяжательные суффиксы.
Суффикс -ов- присоединялся к мирским именам, оканчивающимся на твёрдые согласные: Смирной — Смирнов, Игнат — Игнатов, Петр— Петров.
Суффикс -Ев- присоединялся к именам и прозвищам, имеющим на конце мягкий знак, -ий, -ей или ч: Медведь — Медведев, Юрий — Юрьев, Бегич — Бегичев.
Суффикс -ин- получили фамилии, образованные от имён на гласные «а» и «я»: Апухта —Апухтин, Гаврила — Гаврилин, Илья —Ильин.

Между тем дарование отчества людям из низких сословий превратилось в царскую награду. Начиная с 15 века появилось звание «именитых людей», которым за особые заслуги царским указом разрешалось именоваться по отчеству. Честь была велика. В 17-м веке, например, единственной купеческой семьей, удостоенной отчества, были купцы Строгановы.
Для прочих незнатных людей (или, как тогда говорилось, людей «подлого звания») отчества, если таковое было необходимо, образовывали по модели «Иван сын Сидоров» или еще проще «Иван Сидоров». Так, из отчеств, образовалась значительная часть русских фамилий. Кстати, именно по такой модели образовываются, если необходимо, отчества в болгарском языке: Филипп Бедросов Киркоров.

А теперь вспомним про Петра Алексеевича, то есть про царя Петра I. Среди прочих его заслуг числится и реформа государевой службы. Вместо рыхлой системы приказов, которая существовала еще во времена его батюшки, Алексея Михайловича, император ввел по-европейски стройную пирамиду служебной иерархии, «табель о рангах». Он, конечно, не сам ее выдумал, а «срисовал» с прусской системы государственной службы. О прусском происхождении «табели» говорят поселившиеся в ней «асессоры», «фендрики» и «шталмейстеры».
Без сомнения, на могущество «табели о рангах» Петру I указал знаменитый Готфрид Вильгельм Лейбниц. Лейбниц был в восторге от «прусского проекта», в ходе которого занюханое королевство, находившееся в зависимости от могучей соседки - Польши, всего за несколько лет стало заметным государством в Европе. И при этом Пруссия не обладала никакими ресурсами, кроме людских.
Зато все люди были приставлены к месту и дружно исполняли службу, военную или гражданскую. Каждый был незаметным винтиком или шестеренкой, а вместе они составляли слаженно работающий государственный механизм. Естественно, что разум математика и философа не мог не восторгаться таким совершенством. Разум императора - тоже.
Среди прочих бонусов «табель о рангах» гарантировала служилым людям после достижения определенного чина дворянство, сначала личное, а затем потомственное. Как результат расширения базы дворянства, среди служилых дворян стали появляться люди с подозрительно «подлыми» фамилиями: Ивановы, Михалковы, Ильины. Как отличить их от мещан Ивановых, купцов Михалковых или крестьян Ильиных?

ПОПЫТАЛАСЬ СДЕЛАТЬ ЭТО ЕКАТЕРИНА II.

Согласно ее указу, для чиновников или офицеров различных классов предлагалось ввести различное написание отчеств.
Офицеры и чиновники невысоких классов, с 14 по 9 включительно, в официальных документах записывались без отчества - Никита Михалков. (9 класс соответствовал военному званию капитана или статскому чину титулярного советника).
Офицеры и чиновники с 8 по 5 класс включительно должны были именоваться так: Никита Сергеев Михалков. (Чинами 5 класса были статский советник и бригадир - чины хотя и высокие, но еще не генеральские.)
Наконец, чиновники и офицеры, имевшие генеральские чины (4 класс и выше) именовались в официальных документах по отчеству: Никита Сергеевич Михалков. Думается, что именно в те годы возникло явление, приведшее к распространенности отчества в русских антропонимах. В официальной переписке все писалось, как приказала Екатерина II.
Но в неофициальной переписке всякий дворянин именовал себя по-генеральски, с отчеством: штабс-капитан Константин Александрович Багратион-Мухранский.Дурной пример заразителен. Именование по отчеству подхватили другие сословия, мещане, купцы и даже богатые крестьяне. К моменту падения Российской империи, в феврале 1917 года, практически у всех ее обитателей в паспортах были отчества.

ПОЧЕМУ РОМАНОВЫ — РОМАНОВЫ?

Самая известная фамилия в истории России — Романовы. У их предка Андрея Кобылы (боярин времен Ивана Калиты) было три сына: Семён Жеребец, Александр Елка Кобылин и Фёдор Кошка. От них произошли соответственно Жеребцовы, Кобылины и Кошкины.
Через несколько поколений потомки решили, что фамилия от прозвища - это не знатно. Тогда они сначала стали Яковлевыми (по имени правнука Фёдора Кошки) и Захарьиными-Юрьевыми (по именам его же внука и другого правнука), а в истории остались как Романовы (по имени праправнука Фёдора Кошки).

АРИСТОКРАТИЧЕСКИЕ ФАМИЛИИ

Русская аристократия изначально имела дворянские корни, а среди дворян было много людей, приехавших на русскую службу из-за границы. Началось всё с фамилий греческого и польско-литовского происхождения в конце XV века, а в XVII веке к ним присоединились Фонвизины (нем. фон Визен), Лермонтовы (шотл. Лермонт) и другие фамилии, имеющие западные корни.
Также иноязычные основы у фамилий, которые давались незаконнорожденным детям знатных людей: Шеров (франц. cher «дорогой»), Амантов (франц. amant «любимый»), Оксов (нем. Ochs «бык»), Герцен (нем. Herz «сердце»).
Побочные дети вообще много «страдали» от фантазии родителей. Некоторые из них не утруждали себя придумыванием новой фамилии, а попросту сокращали старую: так из Репнина родился Пнин, из Трубецкого — Бецкой, из Елагина — Агин, а из Голицына и Тенишева и вовсе вышли «корейцы» Го и Те. Оставили значительный след в русских фамилиях и татары. Именно так появились Юсуповы (потомки мурзы Юсупа), Ахматовы (хан Ахмат), Карамзины (татар. кара «чёрный», мурза «господин, князь»), Кудиновы (искаж. каз.-татар. Кудай «Бог, Аллах») и другие.

ФАМИЛИИ СЛУЖИВЫХ

Вслед за дворянством фамилии стали получать и просто служилые люди. Их, как и князей, тоже часто называли по месту проживания, только с суффиксами «попроще»: семьи, проживающие в Тамбове, стали Тамбовцевыми, в Вологде — Вологжаниновыми, в Москве — Москвичёвыми и Москвитиновыми. Некоторых устроил «нефамильный» суффикс, обозначающий жителя данной территории в общем: Беломорец, Костромич, Черноморец, а кто-то получил прозвание безо всяких изменений — отсюда Татьяна Дунай, Александр Галич, Ольга Полтава и другие.

ФАМИЛИИ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ

Фамилии священников складывались из названий церквей и христианских праздников (Рождественский, Успенский), а также искусственно образовывались от церковно-славянских, латинских и греческих слов. Самыми занятными из них стали те, что были переведены с русского на латинский и получили «княжеский» суффикс -ск-. Так, Бобров стал Касторским (лат. castor «бобёр»), Скворцов — Стурницким (лат. sturnus «скворец»), а Орлов — Аквилевым (лат. aquila «орёл»).

КРЕСТЬЯНСКИЕ ФАМИЛИИ

Фамилии у крестьян до конца XIX века встречались редко. Исключениями стали некрепостные крестьяне на севере России и в Новгородской губернии — отсюда Михайло Ломоносов и Арина Родионовна Яковлева.
После отмены крепостного права в 1861 году положение начало исправляться, а к моменту всеобщей паспортизации в 1930-х фамилию имел каждый житель СССР.
Образовывались они по уже проверенным моделям: к именам, прозвищам, местам обитания, профессиям добавлялись суффиксы -ов-, -ев-, -ин-.
ПОЧЕМУ И КОГДА МЕНЯЛИ ФАМИЛИИ?

Когда крестьяне стали обзаводиться фамилиями, то по суеверным соображениям, от сглаза, давали детям фамилии не самые приятные: Нелюб, Ненаш, Нехороший, Болван, Кручина. После революции в паспортные столы стали образовываться очереди из тех, кто захотел поменять фамилию на более благозвучную.

Отчества - весьма примечательный компонент русской системы имен, далеко не в каждом языке они есть. Нет, это не такое исключительное явление, как обычно принято думать. Некоторые другие народы тоже пользовались или пользуются до сих пор патронимическими именами. Например, исландцам отчество даже заменило фамилии. Но все же это явление не рядовое.

Неизвестно, употреблялись ли отчества до 10-го века в разговорной речи, но, по крайней мере, первым письменным источником, подтвердившим их существование, стал список послов, датируемый 945-м годом. Выглядели отчества того времени не совсем так, как мы привыкли - окончаний -ович/-евич еще не существовало. Вместо этого имена писались примерно так: Головня Остромыслов сын, Всеволод Щукин сын и т.д.

Следующие несколько веков были временем экспериментов, временем становления отчеств. Иногда они не употреблялись совсем, а иногда предпринимались попытки присоединить к личному имени не только имя отца, но и деда, прадеда и прапрадеда. Таким образом, потомок знатного рода носил в своем имени целое родословное древо. Известны даже отчества, если можно их так назвать, образованные от материнского имени. Например, в конце 12-го века в Галиции правил князь по имени Олег Настасьевич. Следы матронимических имен и до сих пор встречаются в некоторых русских и украинских фамилиях : Мотрич, Хиврич, Катриченко, Машков, Анненков.

К 12-му веку отчества прочно вошли в обиход. Вероятно, не в последнюю очередь этому поспособствовало христианство, сузившее ассортимент используемых имен до тех, которые были указаны в святцах. Многие носили одинаковые личные имена, и потребовались дополнительные опознавательные знаки для правильной идентификации личности. К тому же отчество являлось как бы наглядным воплощением родословной, заверяя имущественные и наследственные права носителя.

Отчества образовывались с помощью нескольких разных суффиксов. Иногда по старинке писали, например, Демид Алексеев сын, иногда слово "сын" отбрасывалось, и использовалась сокращенная форма: Алексеев, Ильин, Сергеев. Появились современные формы на -евич/-ович, -ич. Использовался также старинный суффикс -ль, ныне вышедший из употребления - в современном русском языке обнаружить его можно только в названиях некоторых городов, таких как Переяславль.

Обращение по отчеству было лестным и почетным, оно давало почувствовать человеку, что он не один, за ним стоит вся сила рода. Поэтому даже незнатные люди стремились включить в собственное имя имена своих отцов и дедов. Например Петр, сын Ивана и внук Волка, назывался так: Петр Иванов сын Волков. Надо заметить, что существовали отчества, образованные не только от крестильных имен, но и от мирских, прозвищных. Происхождение фамилий обычно восходит именно к ним.

Однако обращению по отчеству придавалось настолько важное значение, что, в конце концов, простолюдинам попросту запретили им пользоваться. Бояре хотели иметь исключительное право на родословную. Так что незнатным по рождению людям отчество могло быть пожаловано только за особые заслуги лично государем. Окончательно навела порядок в этой дискриминационной системе Екатерина II. Согласно правительственному приказу писаться с полным отчеством (то есть на -ович/-евич) имели право только представители первых 5 рангов. Особы 6-8-го ранга могли пользоваться менее почетным полуотчеством (на -ов/-ев, -ин), всех прочих следовало записывать только по имени и фамилии.

В устной речи правила, конечно, не были так суровы, как в официальной документации. Называться по отчеству могли даже простые крестьяне. Часто использовалось даже не имя-отчество, а только отчество, что подчеркивало уважительное и в то же время очень теплое и дружественное отношение говорящего. К концу 18-го века, однако, такое обращение начало считаться дурным тоном.

Отношение к патронимическим именам начало меняться со второй половины 19-го века. Государство наконец разрешило пользоваться ими всем слоям населения. И не просто разрешило, а вменило в обязанность - в документах появилась соответствующая графа, обязательная к заполнению. И именно это впервые пошатнуло статус отчеств.

В настоящее время мы все чаще пренебрегаем ими, следуя западному образцу. Сохранятся ли отчества в будущем? Зависит от нас.

Взгляните на наши другие статьи об истории рода:

Надо, однако, сказать, что обнаруженные в списках послов отчества были по форме не такими, как сейчас, о каких мы говорили в предыдущей статье, они были описательными, то есть называли имя отца в сочетании со словом «сын», иначе говоря, были словосочетаниями по типу: Иван, сын Глеба; Василий, сын Петра и т.д. Это то же самое, что мы имеем и сегодня, например, у некоторых тюркских народов: Абай Кунанбай улы - в казахском, где «улы» - означает «сын» (в притяжательной форме), то есть Абай сын Кунанбая; Ахмет Эрдоган оглы - в азербайджанском и турецком языках, в которых «оглы» - сын, и т.д. То же и у семитов, ср.: еврейское бен Гурион - сын Гуриона, где «бен» - сын; арамейское бар Йохай - сын Йохая, где «бар» - сын; арабское ибн Мухаммед - сын Мухаммеда и т.д. (Сразу оговоримся, что наименования эти являются не отчествами, каковых в прямом смысле у этих народов нет, а фамилиями, о чём подробнее см. ниже.)

Надо сказать, что на Руси использовали не только имя отца, но ещё и деда, прадеда, прапрадеда и т.д. Но так величали в основном князей, и чем древнее был род князя, тем дольше звучало его полное имя-отчество, тем величественней он выглядел. Так, например, киевского князя Владимира называли Владимир, сын Святослава, внук Всеволода, правнук Олега, праправнук Святослава, прапраправнук Ярослава, пращур Великого Владимира (того самого - Красного Солнышка). Кто знаком с древнерусским эпосом ХII века «Слово о полку Игореве», тот помнит его точное название: «Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова» («Святославль» - др.-русск. форма притяжательного прилагательного «святославий», или «святославич»)

Однако эта традиция не нашла широкого распространения и как норма не закрепилась - по вполне понятной причине: это было очень длинно, а потому и неудобно практически (пока обратишься, забудешь что и сказать хотел).

Таким образом, закрепилось «одноэтажное» отчество только по отцу, хотя оно и претерпело длинную историю своего становления, превратившись в «-овичей/-евичей» и «-овн/-евн» в сочетании с именем отца - в тех их функциях, о которых мы говорили в предыдущей статье. Хотя надо сказать, что в жизни бывали случаи, когда «отчество» образовалось и от имени матери (в таком случае его точнее было бы назвать словом «материнство»): Павел Настасьевич, Михаил Катеринин и под. Но эта форма не закрепилась в традиции по вполне понятным причинам: на Руси, как и у других народов, родовая, наследственная линия, по крайней мере в историческую эпоху, всегда велась по мужским предкам. О наличии же таких отчеств в прошлом говорят соответствующие фамилии, в которые они со временем превратились: Катеринин, Марьин, Апроськин (от Апроська - фонетической модификации (варианта) имени Офроська от Ефросинья/Офросинья/Опросинья/Опроська/, а с учётом аканья в южнорусских говорах - Апроська).

С тех же древнерусских времён известны отчества и у женщин, и тоже, несомненно, как их величание. Помните, в том же «Слове о полку Игореве»: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи...» («Ярославна рано плачет в Путивле на городской стене, приговаривая/причитая...»). Понятно, простую женщину из «подлых» (т.е. «низких», корень «под» - в др.-р. означал «низ», ср. «подовый хлеб», испечённый на поду, то есть на «низу»; подошва - нижняя част обуви) «величать» бы не стали, так как незнатные люди не имели права пользоваться отчествами, но ведь о таких не писали и эпосы, другое дело - жена князя.

Постепенно, примерно с ХV столетия, отчества на «-ович/-евич» становятся показателем особой привилегии, такое право незнатным людям даровалось лично царем за особые заслуги. Так, в 1610 году царь Василий Шуйский в благодарность за содействие купцов Строгановых в присоединении Урала и Сибири к Московскому Государству, повелел Максиму и Никите Строгановым, их потомкам и потомкам Семёна (Иоанникиевича) Строганова писаться с «вичем» и даровал им особое звание «именитых людей». В XVII столетии Строгановы были единственной купеческой фамилией, носившей это звание.

Исторически сложилась такая градация в общественном положении людей по знатности: холопы отчества вообще не имели; просто знатные люди получали, так сказать, полуотчество: Пётр Осипов (то есть по-современному Осипович) Васильев (фамилия); отчества же на -ович/-евич официально получали лишь знатные люди, они стали как бы знаком того, что человек, их носящий, принадлежит к сословной, аристократической верхушке. Бывший притяжательный суффикс -ович/-евич (в значении принадлежности к отцу по его имени) практически перестал в полной мере выполнять роль суффикса, начав употребляться даже самостоятельно и превратившись в особый показатель привилегированности, родовитости лиц (сословий), как это присуще частицам «де» во французском языке (de Gol), «фон» и «цу» в немецком (von Bismark, zu Guttenberg), «ван» в голландском (L. van Bethofen). В соответствии с таким положением «вичем», как титулом, можно было награждать, что и делали русские цари.

Начиная с правления Петра I, графа «Отчество» становится обязательной во всех документах. При Екатерине II употребление разных форм отчества было законодательно закреплено. В её Чиновной росписи, составленной в соответствии с петровской Табелью о рангах, указывалось, что особ первых пяти классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами (сын Петров, Иванов и т.д.), всех же остальных - только по именам.

Надо, однако, сказать, что формы отчества на -ов/-ев (полуотчества) до XIX века включительно употреблялись лишь в канцелярской речи и в официальных документах, а если и в живом общении, то, как правило, в официальных ситуациях (при знакомстве, представлении и т.п., что отражено в русской классической литературе - у того же Тургенева, Пушкина и др.). В неофициальных же ситуациях, в быту, русские люди именовали друг друга или только по именам (при равном положении), или, если того требовали перечисленные в предыдущей статье ситуации, то и по отчествам, но в такой форме, которая стала единственной и привычной нам сегодня, то есть с суффиксами -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична.

Нельзя не упомянуть ещё об одной форме уважительного обращения (величания), которая существовала в древней Руси и оставила следы в языке, но не прижилась, отчеством не стала, вытесненная патронимической формой по отцу, ставшей единственной и официальной типа Иванович/Ивановна, Ильич/Ильинична.

Возможно, Вам, уважаемый читатель, приходилось слышать такие фамилии, как Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев и под. Вы не задумывались над тем, как они произошли и что первоначально означали? Судя по суффиксу -ев- (разновидность суффикса -ов- после мягкого согласного, в данном случае -щ-), это та же модель, по которой образованы фамилии Иванов, Петров, Сидоров, то есть как, скажем, Николаев, Юртаев, Гуляев и под. наименования по отцу. Но что такие фамилии могли означать? Почему не Петров, Иванов, Братов, Батин (от «батя») (ср. Старостин, Катеринин и под.), а Петрищев, Иванищев, Братищев, Батищев? Сама их модель говорит о том, что образованы они от форм имён - соответственно Петрищ-е (а не Пётр), Иванищ-е (а не Иван), от существительных братищ-е (а не брат), батище (а не батя), которые, в свою очередь, образованы при помощи суфф. -ищ(е). Так что же это за образования?

Одним из значений суффикса -ищ(е) в русском языке является увеличительное значение, ср.: дом - домище (большой дом), рука - ручища (большая рука), человек - человечище (большой, выдающийся человек) и т.п. Это же значение - увеличительное - имели и имена собственные типа Иванище или нарицательные существительные братище (при обращении к старшему брату), батище (уважительное к батя - отец). И хотя сегодня это выглядит довольно-таки странным, но на Руси такие формы употреблялись вплоть до ХVII - ХVIII вв., многочисленные примеры чего даёт частная переписка этого времени, изучению языка которой автор этих строк посвятил многие годы. Такие образования выполняли тоже «величательную» роль: обращаясь так к адресату, пишущий (или говорящий) выражал такой «увеличительной» формой своё к нему почтение, то есть как бы «увеличивал» его - величал, превращая Ивана в Иванище, батю (отца) - в батище, старшего брата - в братище и т.д. И хотя такие формы в качестве отчеств не получили развития, но о том, что они существовали, со всей очевидностью говорят сохранившиеся соответственные фамилии, примеры которых были приведены выше (Иванищева и Братищев, например, были моими студентами в Омском университете).

Но и это ещё не всё: мало того, что обращающийся называл адресата увеличительной формой имени, он, чтобы усугубить величание, себя называл формой уменьшительно-уничижительной.

Вот примеры из документов частной переписки ХVII - ХVIII вв., изданной Институтом русского языка АН СССР:

«Государю моему Дмитрию Ивановичу сынишко твой Федотко благословения прошу и челом бью...»; «Братище государь мой Борис Андреевич, здрав буди на веки раб твой Ивашка Пазухин челом бьёт...»; «Государю моему батюшку Семену Ивановичу дочеришка твоя Улятка... челом бью...»; «Благодетелю моему Федоту Дмитриевичу... братишко твой Никишка Коломнин челом бьёт...»; «Государю моему Тимофею Семёновичу женишка твоя Катюшка челом бьёт...»; «Государю моему дядюшке Кондратию Васильевичу и государыне тётушке Ульяне Онтипьевне племянничишко ваш Федька Глазков с женишкою Марфицею и сынишком Яшкою челом бьём...»; «Государю моему батюшку Мартину Васильевичу... дочеришка ваша Федорка благословения прошу и челом бью» и т.д., и т.д.

Вот такая интересная, экспрессивная и разнообразная по языковым формам система выражения уважительно-почтительных отношений между людьми существовала в русском языке на протяжении его развития. Однако существующие сегодня в трёх восточнославянских языках отчества на -ович/-евич, -овна/-евна, -ич/-инична в многолетней борьбе за выживание победили своих конкурентов и являются сегодня единственной патронимической формой, входящей в полное имя человека.

Естествен вопрос, существуют ли отчества в других языках мира? Википедия даёт на этот вопрос утвердительный ответ, называя языки и приводя соответствующие примеры, в которых в полных именах (названиях) людей существует элемент «сын» или «дочь». Такие примеры из тюркских и семитских языков были приведены в начале статьи. Википедия, помимо них, называет ещё и скандинавские языки, болгарский и даже вйнахские (чеченский и ингушский), имея в виду фамилии, в основе которых лежат бывшие патронимические формы по отцу или по матери с элементом «сын» или «дочь», например, швед. Нильссон (сын Нильса), норв. Эстридсен (сын Эстрида), Свенсдоттир, где доттир - дочь (дочь Свена. Ккстати, «доттир» - содержит тот же индоевропейский корень, что и нем. Tochter, русск. «дочь», лит. dukte и т.д.), Сноррадоттир (дочь Снорри) и т.д.

С этим, однако, нельзя согласиться. Все приведённые примеры из тюркских, семитских, скандинавских и др. названных Википедией языков отчествами не являются, потому что не выполняют ни одной из присущих им функций. Во-первых, и это самое главное, все они являются фамилиями. Во-вторых, параллельно с ними, не существует ещё одной, третьей формы, которая выполняла бы патронимическую функцию, называя, помимо родовой, семейной фамилии, имя отца (или наоборот: если принять эти формы за отчества, то параллельно с ними отсутствует ещё одна, третья форма со значением родовой фамилии). Наконец, эти формы не употребляются в живой речи как вежливое, почтительное обращение, что является главной и очевидной функцией русских отчеств - «величания» по батюшке.

Таким образом, подводя итог нашему разговору об отчествах, мы имеем полное основание сказать, что форма отчества в том её обычном понимании, какое сложилось в нашем менталитете и функционирует в речевом поведении, присуща только русскому языку (повторяю, в его широком понимании, под которым я здесь имею в виду все три восточнославянских языка - великорусский, белорусский и малороссийский). Это явление совершенно уникально как языковой феномен и весьма удобно в практическом отношении, а потому отказываться от него в речевом общении на русском языке не только нет никаких оснований, но и просто неразумно.

Д-р Р. Гайгер

Ost-West-Panorama - 2012

Отчества - форма именования лица по отцу, обязательная для официального определения личности, является распространенной у славянских народов , стран бывшего СССР. Отчество на данном этапе употребляется во всех документах, определяющих положение личности, а также в официальных указах о награждении, в приказах о кадровых назначениях, в списках избирателей, часто в именовании третьих лиц.

Использование отчества в сфере неформального общения очень ограничено, отчествами редко пользуются близкие между собой люди и родственники. Стоит отметить, что при оформлении документов ключевым идентификатором является фамилия , потому отчество и имя может обозначаться в виде инициалов, тогда как фамилия указывается в полном виде всегда.

Если оценивать развитие практики применения отчеств в славянской культуре, то в первую очередь нужно рассматривать этот вопрос в контексте русской культуры, потому как именно она долгое время, впрочем, как и сейчас, оставалась доминирующей среди славянских культур.

Важно отметить то, что развитие и укрепление применения отчеств связано с эволюцией общественных и государственных отношений. Кода формирование русского общества только набирало обороты, идентификация лица в обществе имела совсем иной вид, нежели теперь, широко применялись различные прозвища .

Прозвища имели отношение в первую очередь к некоторым отличительным чертам из носителя, тем самым они подчеркивали его неповторимость и уникальность. Важно отметить, что не все прозвища были приятными для их носителя, потому как выбирались не им самим, а иными людьми.


Будет уместным отметить отдельные важные этапы в развитии использования отчеств, это прежде всего дофамильный , то есть до XVII-XVIII вв., и современный , в основном XIX-XX вв. Социальная значимость русских отчеств в дофамильный период была более заметной. С появление фамилий отчество стало нести иные функции, стало в некотором роде классовым показателем.

Довольно продолжительное время право иметь отчество принадлежало исключительно представителям знати и правящей верхушки общества. Кроме того, право именоваться по отчеству могло быть получено законодательным путем, однако на практике это было не очень распространено. Только с 1692 года царский указ дозволил «имена дьяков в боярских книгах и списках ныне и впредь писать по прежнему и по сему своему Великих Государей указу с отчествы» .

С принятием христианской веры, широкое распространение получили имена святых, что стало причиной появления множества людей с одинаковыми именами. Для того, чтобы сохранить способность идентифицироваться по имени люди стали шире использовать различные прозвища.

Из-за ситуации описанной выше полное имя уже не несло такой информации о связи человека с его родом. Использование отчеств стало важной вехой, это позволило сохранить точность идентификации лица, в то же время, наделяя полное имя более точной информацией о родовой связи человека. Кроме того, важно обратить внимание на то, что не все отчества отражали связь родственную, потому как в некоторых случаях при усыновлении ребенку давали отчество нового приемного родителя.

С XVIII века Екатерина II установила четкие нормативы использования отчеств для разных сословных групп . Таким образом, было законодательно ограничено использование отчеств для более низких сословий.

Годами позже крестьянской среде и среди слуг употребление отчества стало выполнять функцию возрастной характеристики. В русской литературе XVIII-XIX веков имеется много примеров именования таких лиц только одним отчеством: пожилая няня Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, нянька Татьяны Лариной Филипьевна в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, крестьянка Федосеевна в рассказе И. А. Бунина. В дворянской же среде начиная со второй половины XVIII в. обращение к лицу только по отчеству считалось признаком дурного тона.

В XIX веке после того как за фамилией закрепилась основная функция официальной персонификации лица снизилась социальная роль отчества . Как и на западе, в России нормой при официальной записи лица становится обозначение титула, чина, должности и фамилии, реже имени и фамилии. Получило распространение использование инициалов вместо полного имени и отчества. Только в конце века в документах, удостоверяющих личность, запись отчества становится обязательной. Эта традиция сохранилась до наших дней.


На характер человека влияет множество разнообразных факторов, в том числе и его отчество. Люди с одинаковым отчеством в некоторых ситуациях себя ведут похожим образом. По мнению некоторых ученых, отчество заключает в себе генную информацию, заложенную самой природой, это некий генный код, передаваемый из поколения в поколение. Отчество выражает принадлежность человека к определенному роду и дает ему дополнительное имя - имя по отцу.

Отчество дополняет психологическую картину имени человека , разнообразит его новыми красками. Отчество как бы дополняет сложившийся портрет. Оно изменяет его коренным образом, а уточняет, делает мягче или обостряет некоторые грани, делает их более явными.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что обладателям более грубых отчеств, твердой артикуляции приходится в жизни не так просто, как их тезкам с отчествами более мягкими, спокойными. Характер обладателей менее грубых отчеств гораздо более покладист.