Мандельштам цитаты. Осип эмильевич мандельштам, цитаты

Называемой принцип удовольствия , Леонард Кармайкл отмечает, что «лень не то слово, которое должно быть в заголовках большинства книг по психологии … Лень - это тайна современной психологии, которая позволяет понять причину, по которой голодные крысы нажимают на рычаги или о том, каким образом поэты пишут свои произведения, а учёные делают открытия». Исследование, проведенное в 1931 году показало, что ученики старших классов более склонны оправдывать все свои неудачи ленью, когда учителя объясняют это как «неумение», которое впоследствии приводит к лени. Не путать лень с безволием, а также симптомами некоторых психических заболеваний, таких как депрессия , синдромом дефицита внимания , расстройством сна, шизофрении и т. д.

Определения лени, причины лени

Другое определение лени - «потребность в экономии энергии». Лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Причинами лени могут быть :

  • Переутомление, объективная вымотанность орга­низма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов.
  • Несоответствие нашего «должен» нашему «хочу» - когда мы тратим время своей жизни на дела, не явля­ющиеся для нас желанными.
  • Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
  • Неподготовленность к решению предстоящих задач.
  • Отсутствие привычки к бодрой и деятельной жизни.
  • Большое количество дел и отсутствие плана.
  • Желание отдохнуть.

Часто лень может быть признаком депрессии .

В психологии лень - это отсутствие мотивации .

Лень появляется в результате отсутствия прямых стимулов: голода, холода, хищников. В первобытном обществе человека вынуждают двигаться именно они. В современном обществе вступает в силу дополнительный фактор - разум, заставляющий действовать при отсутствии видимых на то причин. «Мне лень это делать» означает: «Я не понимаю, зачем это делать» . Высшая степень лени, по «Толковому словарю живого великорусского языка» В. И. Даля , называется «отеть» .

Связанные понятия

  • Отсутствие силы воли.
  • Амотивационный синдром, очень часто связан с употреблением конопли.
  • Заторможенность.
  • Сениоритис, снижение работоспособности тех, кто близок к завершению обучения.

Психология

С точки зрения психологии лень характеризуется больше как вредная привычка , а не психическое расстройство . Главными причинами низкой самооценки, дурных черт характера, отсутствия дисциплины являются неуверенность в собственных силах, отсутствие интереса к какой-либо деятельности или же убеждений в её эффективности. Исследования в данном направлении показали, что лень - причина понижения уровня мотивации, вызванная чрезмерной стимуляцией или большим количеством факторов, которые способствуют высвобождению в головном мозге дофамина, отвечающего за удовольствие . Чрезмерное высвобождение дофамина приводит к притуплению нейронных моделей, а также негативно сказывается на передней части мозга, отвечающую за восприятие риска. Специалисты, занимающиеся изучением синдрома дефицита внимания и гиперактивностью говорят, что чрезмерная активность может быть причиной проблем с поведением, рассеянного внимания и эмоциональных травм, впоследствии приводящих к лени, которая может проявляться в виде защитной реакции организма.

Социальные примеры

Экономика

Экономисты имеют несколько другие взгляды на лень. Например, Фредерик Бастиа утверждает, что безделье - результат продуктивной деятельности работящих людей, а не негативное последствие. Другие отмечают, что лень - необъяснимая вещь, которую достигают колоссальным трудом. В каждой отрасли люди пытаются сделать так, чтобы у потребителя была уйма свободного времени. "Людвиг фон Мизес пишет: "Труд дается тяжело. Ведь лениться куда проще и приятнее, чем работать. Люди работают только тогда, когда они понимают, что отдача от работы гораздо выше, чем снижение удовлетворенности.

Религия

Христианство

Один из семи католических смертных грехов - это лень, которая часто определяется как духовная и / или физическая апатии или леность. Лень не приветствуется в Послании к Евреям (6:12), в одной из притч Иисуса, адресованной Фессалоникийцам в Евангелии от Матфея (Мф 25:26). В книгах Притчей и проповедника Екклесиаста написано, что лень может привести к бедности (Притчи 10: 4, Екклесиаст 10:18).

Ислам

كسل (Касал) - использующийся в Коране арабский термин для обозначения лени, бездеятельности и медлительности. Противоположностью лени является Джихад аль-Нафс, то есть борьба против своего эго. Молитвы пять раз в день, а также натощак являются частью действий против лени.В Исламе считается что лень идёт из Ада.

Буддизм

В буддизме термин kausīdya обычно переводится как «лень» или «духовная леность». Kausīdya определяется как нездоровая деятельность, такая как лежание или потягивание.

Лень в культуре

Фильмы и телепередачи

  • Большой Лебовски , знаковый фильм 1998 г., где главный герой «Чувак» безработный бездельник с непринужденным подходом к жизни создал свою религию Дудеизм .
  • Хуан Тамад (Ленивый Джон), филиппинский персонаж фольклора.
  • Лень, наряду с остальными 6 смертными грехами, появлялась в эпизоде "Великолепная семерка" в сериале "Сверхъестественное". Роль Лени исполнил С. Эрнст Харт.
  • Лень, наряду с остальными 6 смертными грехами, появлялась в Манге Хирому Аракавы "Стальной алхимик ". Лень - результат трансмутации Триши Элрик.

См. также

Напишите отзыв о статье "Лень"

Примечания

Литература

  • Лень в представлениях обыденного сознания / Михайлова Е. Л. // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылёвой. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. - Вып. 8. - С. 274-282.
  • Грозданович Д. Искусство почти ничего не делать / Пер. с фр. О. Чураковой. - М.: Текст, 2013. - 2888 с., 2000 экз., ISBN 978-5-7516-1149-1
  • Санс-Цветкова Т. Мне лень. - Симферополь, 2014. - ISBN 978-966-1691-92-5
  • Александр Верещагин. Как все успевать? 4 навыка эффективного управления временем. - С-Пб.: «Весь», 2016. - 224 с. - ISBN 978-5-9573-3105-6 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Лень

– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.

Меня часто спрашивают, как бороться с прокрастинацией.

Например:
«Постоянно откладываю «на потом»… не так давно узнал, как эта привычка называется по-научному. Теперь меня прокрастинация во мне ещё больше раздражает».

В современной психологии есть одна интересная тенденция: взять некоторое известное явление, придумать для него термин и выдать за болезнь.

Например, есть всем известное пьянство. Но придумали термин дипсомания – болезненная жажда алкоголя. При этом говорят, что пьяница – это тот, кто может не пить, а дипсоман – это тот, кто не может не пить. Но и конечно, «приступ дипсомании» звучит намного более привлекательно, чем «запой».

То же самое произошло с прокрастинацией. Есть всем известная лень, которая даже включена в семь смертных грехов. Но теперь лень назвали красивым именем и можно гордо говорить:

– Отстань! У меня прокрастинация!

Посмотрим, откуда взялся этот термин.

Подождёт до завтра

Хочу узнать значение
слова «прокрастинация»,
но всё время откладываю.

В 1992 году Ноах Милграм написал книгу: «Прокрастинация: болезнь современности». Прокрастинация происходит от латинского выражения pro crastinus («до завтра»).

Милграм описал прокрастинацию как хроническое откладывание дел на потом. А от лени она отличается якобы тем, что ленивый человек сидит без дела и радуется, а прокрастинатор сидит без дела и переживает.

В научной психологии это слово так и не прижилось. Трудно представить себе лентяя, который не переживает из-за последствий своей лени.

Но вот в популярной психологии такой подход завоевал необычайную популярность. Ведь появилась универсальная отмазка: «Я не лодырь, у меня болезнь такая!»

Почему же лучше не использовать термин «прокрастинация»?

Рассмотрим на примере. Вы пришли с работы, собрались отдохнуть и вдруг вспомнили, что протекает кран, и вы как раз сегодня собирались его починить. Но что-то не хочется. Вы начинаете думать:

  • Я устал, починю завтра.
  • Там, видимо, прокладку надо менять, у меня запасной нет.
  • Кран не сильно течёт, а просто капает. Может и подождать.

После этого садитесь смотреть телевизор, но время от времени приходят неприятные мысли про текущий кран.

Итак, что это: лень или прокрастинация?

Сначала назовём это прокрастинацией и посмотрим, к чему это приведёт.

  • Я уже неделю не могу починить кран!
  • Вспомнил, это же прокрастинация!
  • Я болен!
  • Мне нужна помощь специалиста!
  • Я должен позвонить психотерапевту!

Через месяц.

  • Я уже месяц не могу позвонить психотерапевту.
  • Это начинает действовать мне на нервы!
  • И кран течёт, и я прокрастинирую!

То есть признание откладывание дел болезнью – это только повод ещё больше себя расстроить, но без всякой пользы. Прокрастинировал, прокрастинировал, да ничего не выпрокрастинировал.

Теперь назовём это ленью. Посмотрим, к чему это приведёт.

Итак, вы сидите перед телевизором и думаете:

  • Надо починить кран!
  • Но мне лень!

В этом случае вы получаете классическую проблему: «Надо сделать – не знаю, как сделать». Именно в такой ситуации и включается мышление, которое начинает набрасывать варианты:

  • Досмотрю фильм и займусь.
  • Сейчас я только гляну, что с краном, а починю позже.
  • Позвоню сантехнику…

То есть мысль начинает работать в сторону решения проблемы. Даже если сейчас ничего не придумалось, то можно сказать себе:

  • Хорошо, сегодня принимаю решение отдохнуть, а завтра в 19-00 займусь краном.

При таком подходе вы приняли решение, занесли его в календарь, и забыли о нём. Вас ничего не расстраивает, и вы можете спокойно отдохнуть.

Хроническое откладывание

– Чем занимаешься?
– Прокрастинирую
– Ну, хоть чем-то занят.

Теперь поговорим о следующей ситуации: пришло время приступить к делу, но вы никак не можете начать. Да, один раз нормально отложить, потому что сейчас лень. Но вот если вы что-либо откладываете раз за разом, то причина совсем не в лени, а тем более в загадочной прокрастинации.

Речь идёт о том, что вы уже и могли бы приступить, но вас что-то останавливает. Что-то мешает. Писатели называют это состояние «боязнь белого листа». Вроде бы сел за стол, положил перед собой лист и готов писать, но не получается.

Виновник подобной ситуации ваше . Для эго важно, чтобы всё было идеально. Поэтому перед началом каждого дела эго начинает кричать человеку в ухо:

  • Я лучше всех!
  • Я всё делаю идеально!
  • Ошибка – это позор!

Вы не можете приступить к делу, потому что боитесь ошибиться. С эго бороться не так-то просто, но сейчас рассмотрим один из простых приёмов, как что-либо начать.

Для писателей он называется «начни с чепухи». То есть вы просто начинаете писать всё, что приходит в голову, а потом плавно сворачиваете на нужную тему. Начало удаляете.

Так же можно поступить в любом другом случае. Прежде чем приступить к делу, сначала сделайте что-то подготовительное: походите рядом, покрутите ручки, почешите в затылке. И сделайте что-то простое. Постепенно втянетесь в процесс и всё сделаете как надо.

Не пытайтесь делать сразу идеально.
Чем меньше шаг, тем проще его сделать.