Плещеева осень наступила высохли цветы. Детские стихи про осень — хорошенькие и легкие для запоминания

Стихи про осень А.Н.Плещеева особенно милы нашему сердцу. Что ты, осень, поторопилась, что пришла так рано? Сердце ещё просит тепла и света. Птички! Нам жаль ваших звонких песен. Не улетайте в теплые края, подождите!

«Осенняя песенка»
Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

Алексей Николаевич Плещеев, потомок старинного русского дворянского рода, родился 22 ноября 1825 года в Костроме. Детство он провёл в Нижнем Новгороде, куда двухлетнего мальчика привёз отец. В 1838 году молодой Плещеев отправился в Петербург, где поступил в Университет.

«Дети и птичка»
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь… Подожди!»-
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.

Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете, детки,
А уж мы все понесёмся на юг.

Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там…»-
«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей-

И начнёт под вешним солнцем
Вся природа оживать…
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»

Выйдя из Университета, Плещеев посвящает себя литературной деятельности, сначала как поэт, а потом, как прозаик. Его первые стихотворения и рассказы печатаются в «Отечественных записках» 1847 и 1848 года.

«Осень»
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Много невзгод выпало на долю русского поэта Плещеева. Нужда, постоянно преследовавшая его, подрывала здоровье.

Его кроткая муза никогда не лгала, и это было великой её заслугой. Плещеев не искал популярности. Она сама к нему шла. От его личности веяло теплом, правдивостью. Как было не любить его поэзии? Звуки его песен шли прямо из сердца.

«Осень»
Я узнаю тебя, время унылое:
Эти короткие, бледные дни,
Долгие ночи, дождливые, темные,
И разрушенье — куда ни взгляни.
Сыплются с дерева листья поблекшие,
В поле, желтея, поникли кусты;
По небу тучи плывут бесконечные…
Осень докучная!.. Да, это ты!

Я узнаю тебя, время унылое,
Время тяжелых и горьких забот:
Сердце, когда-то так страстно любившее,
Давит мертвящий сомнения гнет;
Гаснут в нем тихо одна за другою
Юности гордой святые мечты,
И в волосах седина пробивается…
Старость докучная!.. Да, это ты!

«Скучная картина…»
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!..
1860 год

"Осень наступила, высохли цветы" - одно из самых известных стихотворений об осени, которое живет в детских воспоминаниях многих русских людей. Это и неудивительно, ведь его структура очень проста. Такое творение легко воспринять даже маленьким детям: оно вызывает в их воображении примитивные Стих "Осень наступила, высохли цветы" публикуют в детских книгах по литературе и всегда под авторством Плещеева. Стоит отметить, что стихи такого же строения часто встречаются в различных детских журналах и поэтических книгах: детям легко учить их наизусть, тренируя таким образом память и развивая художественный вкус. В стихотворении "Осень наступила, высохли цветы" присутствуют только лаконичные формы: размер трехстопного хорея с чередованием женского и мужского окончания (ударение в первой строке на предпоследний слог; а во второй - на последний).

У литературоведов возникают небезосновательные сомнения по поводу стихотворения

Которому я посвятила данную статью. Дело в том, что это творение не вошло ни в один из сборников произведений Алексея Николаевича Плещеева. Отсюда резонный вопрос: "А он ли автор стихотворения?" Я не покривлю душой, если скажу: "Велика вероятность того, что дети одарили славой не того творца". Изучив творчество Алексея Николаевича Плещеева, я поняла, что осень для него была унылой порой: он видел в ней лишь увядание. Это не противоречит тематике стихотворения "Осень наступила, высохли цветы". Делая вывод из этого наблюдения, можно утверждать, что один повод думать о нем, как об авторе сего произведения, есть.

С другой стороны, неизвестный поэт мог намеренно имитировать и отношение Плещеева к осени, и несложную форму его стихотворений. Но кому и зачем понадобилось это делать? Может быть, кто-то очень хотел, чтобы его творение тоже читали, как читали многие работы известного поэта; или же это была случайная опечатка при составлении сборника детской литературы, в котором впервые опубликовали стих "Осень наступила, высохли цветы". Автор для меня является загадкой, как, думаю, и для многих других. Стоит обратить внимание на содержание стихотворения, которое, в отличие от других произведений Плещеева, имеет скудную смысловую направленность. Такие стихи чаще всего принадлежат неопытным поэтам, которые склонны имитировать творчество более известных авторов. Поверхностное восприятие стихотворения неискушенным читателем может стать причиной одобрения. Стих на первый взгляд кажется образным, простым и красивым. Если же читатель обратит внимание на эмоциональное его содержание, то это даст ему лишь скудное и депрессивное представление о природе.

В своем труде на эту тему Михаил Золотоносов утверждает, что автор стихотворения не кто иной, как сочинитель православного учебника по литературе. Книга была составлена инспектором учебного округа Барановым и опубликована в 1885 году. Именно в этом сборнике русской словесности впервые был напечатан стих "Осень наступила, высохли цветы". Опираясь на мнение профессионала и свои собственные догадки, я признаю вероятность ложного авторства данного стихотворения. При этом нет оснований считать, что существуют достоверные свидетельства о том, кто на самом деле является автором.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Анализ и текст стихотворения А. Плещеева «Осень наступила высохли цветы и глядят уныло…» Алексей Николаевич Плещеев — это известный русский поэт 19 века. Известен он своими незамысловатыми, но изящными и стилистически отточенными стихотворениями для детей. Писал Плещеев и более сложные произведения, обращаясь к гражданской лирике, но известность ему принесли именно стихотворения, известные нам из хрестоматий для младших школьников.

Петрашевец, человек близкий по мировоззрению к социалистическим идеалам он, тем не менее, поражал литературную критику своим созвучием с литературой романтизма. Мотивы тоски, одиночества и увядания очевидно просматриваются даже в его стихотворениях для самых маленьких. Таково по настроению и стихотворение «Осень».

Стихотворение «Осень» Алексе́й Никола́евич Плеще́ев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Анализ стихотворения Плещеева «Осень»

Темой данного стихотворения является наступление осени, а идеей — увядание природы по окончанию лета. Лирический герой наблюдает за тем, как вянут цветы, желтеет трава на лугах, за тем, как тучи заволакивают небо и перелетные птицы покидают родные края.

Основные образы, направленные на то, чтобы передать тоскливое, безрадостное настроение — это образ голых кустов, с которых опали последние листья, образ солнца, ушедшего за тучи и образ улетающих птиц.

Однако, не смотря на пронизывающее ощущение осенней тоски, стихотворение это не лишено динамики. Традиционно, произведения, относящиеся к пейзажной лирике, по большей части состоят из прилагательных. В этой же, несомненно пейзажной зарисовке, немалую роль играет глагол. Для сравнения, в стихотворении 12 глаголов и всего 4 прилагательных. Почему же стихотворение кажется таким описательным, будто нарисованным красками по холсту?

Внимательный читатель обратит внимание, что два из трех глаголов в этом четверостишии призваны не столько обозначить действие, сколько обратить внимание на цвет, внешний вид явления. Травка «желтеет», озимь, то есть озимые культуры, едва «зеленеют» на недавно снова перепаханных, явно бурых полях. Так, не используя ни одного эпитета, автор передает всю цветовую палитру поздней осени. Такой прием и называется цветописью.

Эпитеты в стихотворении Плещеева тоже есть, причем один из них является постоянным — это «дальние края». Постоянный эпитет — это эпитет, который используется с определяемым словом вместе так часто, что совместное их написание становится традиционным. Также эпитетами являются словосочетания «быстрого ручья» и «голые кусты».

Следует обратить внимание и на другие средства художественной выразительности. В этом стихотворении большую роль играет олицетворение. В таком небольшом тексте автор использует его 3 раза! «Осень наступила», «туча небо кроет», «ветер в поле воет». Это несколько «очеловечивает» хмурый осенний пейзаж, представляет его живым и деятельным.

Состоит стихотворение из четырех четверостиший, рифмовка перекрестная. Написано оно трехстопным хореем, что имеет важное значение. Трехстопным хореем написаны многие детские стихотворения, благодаря чему они быстро запоминаются, ведь этот размер очень незамысловат, а также он хорошо ложиться на музыку романса, благодаря своей певучести.


Именно такое, смешанное, но приятное впечатление оставляет после себя стихотворение Плещеева «Осень». В нем сочетается тоска по уходящему лету (возможно и «лету жизни») поэта-романтика непростой судьбы и легкая певучесть детского стихотворения или наивной песенки.

В данной статье представлен текст и анализ стихотворения про «Осень» А. Плещеева «Осень наступила, высохли цветы и глядят уныло» приятного чтения!

Предлагает Вашему вниманию тематическую подборку стихов посвященных осени . Осень - одно из четырех времен года, который очень часто в поэзии ассоциируется с грустью, поскольку летнее тепло уходит и близятся зимние холода, голубое небо становится серым, а все люди погружаются в свои мысли и размышления, таким образом создавая шедевры поэзии - осенние стихи про золотую осень.

Осенние стихи про золотую осень

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(Александр Пушкин)

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

(Алексей Плещеев)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

(А. С. Пушкин)

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть –
Стесняется.

(В. Степанов)

ЛИСТОПАД

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

(Иван Бунин)

Как были хороши порой весенней неги -
И свежесть мягкая зазеленевших трав,
И листьев молодых душистые побеги
По ветвям трепетным проснувшихся дубрав,
И дня роскошное и теплое сиянье,
И ярких красок нежное слиянье!
Но сердцу ближе вы, осенние отливы,
Когда усталый лес на почву сжатой нивы
Свевает с шепотом пожолклые листы,
А солнце позднее с пустынной высоты,
Унынья светлого исполнено, взирает...
Так память мирная безмолвно озаряет
И счастье прошлое и прошлые мечты.

(Николай Огарев)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

(Константин Бальмонт)

ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА

Миновало лето,
Осень наступила.
На полях и в рощах
Пусто и уныло.

Птички улетели,
Стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.

(Алексей Плещеев)

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

(Афанасий Фет)

В лесу заметней стала елка,
Он прибран засветло и пуст.
И оголенный, как метелка,
Забитый грязью у проселка,
Обдутый изморозью золкой,
Дрожит, свистит лозовый куст.

(Александр Твардовский)

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

(Аполлон Майков)

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

(Афанасий Фет)

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

(Борис Пастернак)

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось...