Ключевые навыки для успешного обучения. Обучение учащихся умениям и навыкам

Когда мы говорим о методах, используемых для развития навыков, мы сталкиваемся с двумя вопросами. Во-первых, что понимать под «навыком», а во-вторых, насколько возможно деление навыков на первичные и вторичные.

В нашем контексте «навык» означает способность применять знания на практике. Навык зависит от двух главных факторов:

Запаса знаний индивида.

Личных характеристик человека (внутренние способности, зрелость, мотивация и т. д.). Повторение, то есть практика, улучшает усвоение навыков. 30.

Можно выделить две основные группы навыков:

Широко представленные общие навыки, такие, как решение проблем или коммуникационные навыки.

Специальные, непередаваемые навыки, например, навык выполнения определенной процедуры.

Первую группу можно отнести к первичным навыкам, формирующим основу для дальнейшего развития остальных навыков. Обучившись тому, как учиться и как говорить, человек переходит к усвоению специальных навыков определенной деятельности, которые мы отнесем ко второй группе. Если говорить в целом, развитие навыков, используемых «вне работы», подразумевает развитие общих первичных навыков. Когда же речь идет о навыках, развиваемых на рабочем месте, то внимание уделяется специальным навыкам, направленным на выполнение специальных процедур. 31.

Общие методы развития навыков включают:

Физические/технические навыки:

инструктаж на работе

работа рядом с опытным специалистом

инструктаж вне работы Навыки мышления:

ситуационный анализ

упражнения на разрешение проблем

постановка письменных вопросов

участие в проектах

Навыки коммуникации/социальные навыки:

курсы публичного выступления

курсы составления отчетов

ролевые игры

групповые дискуссии

упражнения на развитие лидерских качеств 32.

В приведенном списке участие в проектах относится к методам, развивающим навыки мышления, где индивиду требуется исследовать проблему, оценить ее и написать отчет по выполненной работе с дополнительными рекомендациями. Работа над проектом - эффективный способ использования теоретических знаний на практике. В ролевых играх каждый участник разыгрывает определенную роль. Роль может быть четко закреплена или предоставлена на усмотрение обучающегося.

Ролевые игры широко используются для развития коммуникативных навыков. С помощью этих упражнений человек может развить тактические навыки и эмоциональные основы ведения деловых переговоров. Упражнения на развитие лидерских качеств могут варьироваться от ситуации, когда группа не имеет лидера и она сама должна решить, как обеспечить функцию управления до ситуации, когда определенного индивида называют лидером группы и дают ему определенное задание. Возможность обсудить с группой или преподавателем проделанную работу - важный фактор развития социальных и коммуникативных навыков, который позволяет людям оценивать их личный уровень поведения и понять, что необходимо усовершенствовать в своей профессиональной деятельности. 33.

В то время как основные знания о работе обычно приобретаются в процессе работы, развитие навыков лучше происходит вне рабочих стрессовых ситуаций, особенно на ранних стадиях обучения. Поэтому организации зачастую проводят внерабочие, иногда «выездные» тренинги, чтобы сотрудники могли усвоить определенные навыки в «безопасном» окружении, где в случае, если они допустят ошибку, это не повредит ни работнику, ни организации. Взаимосвязь теории и практики эффективнее развивается вне работы. Как только необходимый уровень навыков будет достигнут, теорию можно переносить на практику. 34.

Другим объяснением, почему организации развивают навыки персонала вне работы, является стремление избежать присутствия так называемого «человеческого фактора» - то есть традиций и привычек, которые существуют в данном трудовом коллективе каждой организации. Так, поведение продавца в магазине будет продиктовано стереотипом о том, как необходимо вести себя в той или иной ситуации, и это может сказаться на понижении качества работы. В похожей ситуации оказывается руководитель, который, обучая своего подчиненного, внушает ему, что его подход к выполнению той или иной задачи наиболее верный. Поэтому неудивительно, что усвоить определенные знания на работе бывает довольно сложно в отличие от обучения вне работы. Естественно в этой ситуации преподавателям сложнее контролировать процесс обучения, а результаты обучения иногда принимают неожиданные обороты под влиянием рабочей группы.

Еще по теме Обучение навыкам:

  1. Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения

Нас не учили учиться, а это то, что так важно в наше время, когда вокруг море возможностей для образования. И зачастую именно способность к быстрому обучению является преимуществом и главным фактором успеха.

Чтобы быстро обучаться, нужно обратить внимание на пять важных элементов. Вот они.

Цель

Ваше обучение должно быть ориентировано на результат. Фактический конечный результат и будет использоваться в качестве измерения вашего навыка. Таким образом, не нужно ставить абстрактные вроде «Хочу научиться играть на пианино», «Хочу научиться вязать» или «Хочу стать веб-разработчиком».

Ощутимый результат можно увидеть или ощутить:

  • Создать электронную книгу и начать ее продавать
  • Написать программу для подсчета месячных трат
  • Создать сайт
  • Завести блог и написать в нем 50 статей
  • Создать YouTube-канал и снять для него 10 роликов
  • Снять короткометражный фильм

Например, если вы хотите стать программистом, то за вас будет говорить продукт: напишите чат-бота для мессенджера, чтобы пользователи оценили его и дали советы по улучшению.

Можете добавить крайний срок, если хотите. На некоторых людей это действует отрезвляюще, другие же получают изрядную долю стресса. Так что действуйте по обстоятельствам.

Размышляйте о том, какого результата добьетесь и в чем он будет выражаться. Не нужно заниматься развитием навыка, не понимая четко, что будет сделано.

Ключевые вопросы:

  • Чего конкретно я хочу достичь через Х месяцев?
  • Как выглядит завершенный продукт?

Деконструкция

Сделайте процесс освоения навыка поступательным, разделив его на небольшие компоненты. Это очень важно.

Пример: чтобы научиться разрабатывать сайты нужно приобрести несколько суб-навыков, таких как знание HTML, CSS, JavaScript, внутренний скриптовый язык, SQL и многое другое.

Все эти суб-навыки нужно осваивать по одному. Безусловно, настанет момент, когда их нужно будет объединить и научиться пользоваться в комплекте, но основной упор делайте на маленькие победы.

Ключевые вопросы:

  • Каковы самые маленькие компоненты этого навыка?
  • Какие ресурсы я буду использовать, чтобы изучать суб-навык? Это могут быть книги, онлайн-курсы, семинары, видео-лекции.
  • Есть ли инструменты, которые я могу освоить сразу, чтобы начать практиковаться?

Быстрая практика без отвлечений

Практика должна быть введена как можно скорее. По возможности, в первый же день обучения. И это не шутка. Если вам советуют сначала прочесть несколько книг, а потом браться за дело, игнорируйте этот совет. Вам нужно начать двигаться сразу же, даже если будет получаться полная белиберда.

При этом нужно убрать все отвлечения. Вот советы, которые могут пригодиться:

  • Никакого интернета.
  • По возможности уберите и телефон.
  • Найдите наставника, который быстро будет отвечать на ваши умные и глупые вопросы.
  • Практикуйтесь как минимум раз в день.
  • Понижайте барьер для своей практики: если хотите играть на гитаре, держите ее перед глазами.
  • Если для вас этот навык действительно важен, придется жертвовать развлечениями, ведь в сутках по-прежнему остается 24 часа.
  • Создайте чек-листы, чтобы быстро начать.
  • Создавайте аналогии и , чтобы лучше понимать материал.

Ключевые вопросы:

  • Что я должен удалить из своего окружения, чтобы лучше фокусироваться?
  • Что должно в моей жизни измениться, чтобы мой азарт не пропал?
  • На каких площадках можно задавать вопросы?
  • Есть ли у меня список вопросов, которые я задам при первом же случае?
  • Как можно быстро получить обратную связь?
  • Я фокусируюсь на тех вещах, которые помогут продвинуться дальше или топчусь на месте?

Промежуточные повторения

Навыки затачиваются медленно и скучно, но при этом быстро забываются. Если вы не будете повторять информацию, то не разовьете навык.

Установите преднамеренные интервалы повторения, используя карточки. Достаточно часто повторяйте информацию, чтобы нейронные связи оставались сильными.

Ключевые вопросы:

  • Каким образом повторять материал и тренировать навык, чтобы не забыть его?
  • На каких основных аспектах навыка я должен концентрироваться прежде всего?

Мастерство

Первые четыре шага дадут вам прочный фундамент понимания и опыта для достижения истинного мастерства. Но что отличает хорошие результаты от прекрасных? Отличает их количество часов преднамеренной практики, которые вы вкладываете и то, насколько активно вы ищете способы улучшить свое мастерство. Большинство экспертов достигают комфортного уровня для заработка денег и остаются на нем всю оставшуюся жизнь.

Настоящий мастер совершенствуется каждый день. Если вы решили привить навык и стать в нем профессионалом, то:

  • Анализируйте работы настоящих мастеров
  • Найдите свои слабые места и избавьтесь от них
  • Постоянно читайте книги по теме
  • Учите других
  • Найдите тех, кто лучше вас и улучшайтесь на контрасте
  • Достигните совершенства в одном компоненте, затем в другом и так далее

Желаем вам удачи!

Я хочу вам рассказать, как научиться учиться.

Да, именно так: вопреки распространенному заблуждению, обучаемость – это не способность, с которой ничего нельзя поделать, это навык, который можно натренировать. Причем, я убеждена, что натренировать его можно в любом возрасте. И ваша способность выучить язык, освоить новую профессию или разобраться в новой области знаний полностью зависит именно от этого навыка.

Мне 31 год, и я замечаю, что многие мои ровесники жалуются на память, на то, что, мол, в юности учились гораздо лучше, запоминали информацию гораздо быстрее. И в связи с этим утверждают, что проблема в стареющем мозге. Да нет, друзья, проблема вообще не в нем, а в том, что в юности вы все время учились, хотели вы того или нет. Сначала в школе, потом в университете, иногда системно и осознанно, иногда вовсе нет. Но вы тренировали этот навык. А потом, закончив университет, забросили. Ну, иногда ходили на какие-то семинары или курсы. Но разве можно это считать прокачкой навыка? Послушали и забыли, ведь так? Кстати, многие думают, что запоминание наизусть чего-то тренирует мозг (и, кстати, приравнивают это к обучению). Но нет, это совсем не то. Запоминание наизусть – это не обучение. А обучение – это осознанное овладевание определенным массивом знаний. Это мое личное определение, хотя википедия мне не противоречит. А еще хорошее определение (а заодно пояснение понятия « способности») можно посмотреть .

А вот я на память не жалуюсь. Даже наоборот, считаю, что она у меня стала гораздо лучше, чем была в юности (хотя и тогда на неё я не грешила). Я гораздо быстрее, чем раньше, схватываю информацию, лучше умею ее структурировать, делать логические выводы и запоминать. Почему? Нет у меня сверхспособностей (жаль, конечно, это признавать). Просто я прокачала свой навык обучаться. Я никогда не забрасывала учебу, каждый год поднимала новые пласты знаний. И знаете, какой бонус получила в итоге, помимо отсутствия «проблем с мозгом”? Я начала ловить необыкновенный кайф от процесса получения новых знаний. Прямо физический кайф: прилив энергии, драйв, счастье. А потом я прочитала теорию про круг ресурсов человека (простое объяснение можно посмотреть ), и получила подтверждение своих догадок: прокачанный навык обучаться действительно приносит в жизнь энергию. Учеба – это ресурс. Он может приносить нам энергию, а может её вытягивать – ведь все равно в современном мире, чтобы оставаться на плаву, нам нужно совершенствоваться, то есть учиться новому.

Поэтому я хочу вам рассказать, как же научиться учиться. Только знайте, что (как и со всеми непрокачанными ресурсами в вашей жизни), чтобы развить навык учиться, вам придется смириться с тем, что вначале вы не будете получать из этого процесса энергию. Все будет наоборот: вам понадобится энергия, чтобы ее туда вкладывать. Откуда взять энергию? Из какого-то прокачанного уже ресурса. Проще говоря, из той сферы вашей жизни, которая уже приносит вам кайф. Найдите ее и используйте, чтобы развиться!

Из написанного выше следует, что волшебной пилюли не существует: нужно засучить рукава и приступать к делу. Если всё написанное выше вас убедило и вы готовы заработать себе очень важную в современном мире способность, которую сложно переоценить, вот что вам стоит сделать. Для начала, найдите то, чему бы вы хотели научиться прямо сейчас. Это должно быть что-то новое для вас, желательно, кардинально новое, что-то, о чем вы знаете только издалека. Например, область знаний бизнес-анализа. Или давайте вслед за мной учить испанский! Или английский, кому актуально.

Нашли? Отлично! Начало положено… В дальнейших статьях я опишу все этапы, которые вам придется пройти и все сложности, с которыми придется столкнуться. Так, я расскажу про то, как найти и поддерживать в себе мотивацию, что делать, когда появляется мысль: “Ух, блин, как много всего! Да это нереально выучить!”, как победить деструктивную веру в отсутствие у вас способностей (к языкам, например), как построить процесс обучения так, чтобы не перегорать и откуда брать силы и ту же (ну что поделать?) мотивацию.

Навыки самостоятельности, и навыки самопомощи являются одними из наиболее важных навыков, которым в первую очередь нужно обучать . Ребенок, который умеет наименовать предметы, или складывать паззлы из 100 кусочков, или отвечать на вопросы, не сможет пройти интеграцию, если при этом он не умеет пользоваться туалетом, следить за собственной гигиеной, и кушать с помощью столовых приборов.

Навыки самостоятельности могут быть различных видов и сложности, начиная от способности пить воду со стакана, и заканчивая умением безопасно переходить дорогу. Очень важно при обучении этих навыков обращать внимание на общее моторное развитие ребенка, а так же на хронологический возраст. Иногда происходит, что дети 4-5 лет по-прежнему кушают молочные смеси из бутылочек или ходят с соской, в то время как их сверстники о соске уже давно забыли. Возможно, некоторые из этих детей затрудняются есть с помощью столовых приборов из-за моторных нарушений, но это не говорит о том, что не нужно их этому обучить. Просто обучение будет более постепенным, и возможно понадобятся специальные приспособления или методики для того что бы их этому обучить. Точно также можно отнестись к умению одеваться/раздеваться самостоятельно, мыть руки, чистить зубы, и т.д. С другой стороны, не следует обучать детей с Аутизмом таким навыкам, которые их сверстники еще не умеют - т.е. не нужно ожидать от трехлетнего ребенка, что он качественно почистит зубы, самостоятельно наденет пижаму, расстелет кровать и ляжет спать.

Обучение навыкам самостоятельности отлично от обучения других навыков, прежде всего тем, что большинство этих навыков состоит из нескольких реакций, так называемой "цепочки поведений". По этому, такие методы, как или на подходят, т.к. в них идет процесс усиления каждой реакции.

Например, мытье рук состоит из следующих реакций:

1. Открыть кран

2. Намочить руки

3. Взять мыло

4. Намылить руки

5. Смыть мыло водой

6. Закрыть кран.

7. Вытереть руки полотенцем.

Если мы будем обучать эту цепочку с помощью DТТ, то после каждой реакции нужно дать ребенку какое-либо поощрение или похвалить. А это, в свою очередь, может помешать ребенку запомнить все действия и их правильный порядок.

Наиболее подходящим методом обучения является так называемое "цепное обучение" - Chaining. Оно может быть 3-х видов:

1. Backward Chaining. На первоначальном этапе, для того что бы ребенок правильно выполнил все действия, ему дается подсказки на каждую из реакций. Второй этап заключается в том, что бы постепенно убирать подсказку для последней реакции в цепочке, а на все предыдущие - по-прежнему давать подсказки. После того, как последнюю реакцию ребенок выполнит самостоятельно, можно начать процесс уменьшения подсказок для предпоследней реакции. И так далее, пока все реакции в цепочке не будут выучены самостоятельно. На примере мытья рук, на реакции 1-6 будет дана полная подсказка, а в процессе вытирания рук подсказки будут постепенно удалены. После того, как ребенок научиться вытирать руки самостоятельно, то работа над уменьшением подсказок будет в закрывании крана. И т.д.

2. Forward Chaining. В этом методе, постепенное уменьшение подсказок начинается с первой реакции, а не с последней, а все последующие реакции выполняются с помощью подсказок. На примере мытья рук - сначала мы научим ребенка самостоятельно открывать кран, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. Потом он научиться подставлять руки под текущую воду, а на все последующие действия ребенок получит подсказки. И т.д.

3. Total Task Chaining. Если какая-либо цепочка реакций почти полностью выполняется качественно ребенком, и только одна-две реакции не выполняются достаточно хорошо, то можно дать ребенку подсказку именно на эти реакции, и постепенно эти подсказки убрать, а не учить всю цепочку с начала (или с конца). Например, если ребенок все делает правильно, но затрудняется только в намыливании рук, то можно помочь ему намылить руки, и постепенно убрать эту помощь.

Для эффективного применения методов Chaining следует предпринять следующие шаги:

1. Как можно точнее определить все реакции в цепочке и их последовательность. Для некоторых детей цепочка может содержать больше реакций, чем для других. Например, "вытереть руки полотенцем" может быть "снять полотенце, вытереть правую руку, потом левую руку, потом повесить полотенце обратно".

2. Правильно выбрать вид подсказки, для того чтобы можно было как можно скорее ее убрать, и что бы у ребенка не развилась зависимость от этих подсказок. Обычно, самой эффективной подсказкой при обучении этих навыков является физическая помощь, но иногда есть деть, которым очень мешают прикосновения, поэтому можно использовать и визуальные подсказки, и инструкции. Чаще всего, инструкции являются самым нежелательным видом подсказки, т.к. дети становятся зависимыми от них, и часто не могут перейти от одной реакции к другой без инструкции.

3. Обучение навыков самостоятельности требует многократных повторений. Даже если у ребенка нет мотивации для выполнения того или иного навыка, все равно, с помощью ежедневных тренировок и повторений, при правильном методе обучения и постепенном, но прогрессивном уменьшении подсказок, он сможет овладеть тем или иным навыком.

Современный мир быстро меняется и способность к адаптации является более важной, чем когда-либо. Просто быть специалистом недостаточно. Вы должны быть версатилистом . Версатилисты - это легко адаптирующиеся люди, в которых практические знания уживаются с эрудированностью и умением принимать решения в самых разных ситуациях. Вы должны быть готовы ко всему, как будто вы знаете, что завтра участвуете в Олимпийских играх, но не знаете в каком виде спорта именно.

Существует несколько видов навыков, которыми должен обладать весатилист. Они перечислены в этой статье :

  • Навыки обучения
  • Навыки общения

Навыки обучения

Вот некоторые подсказки для улучшения ваших навыков обучения:

1. Любопытство

Любопытство очень важно, если вы хотите стать хорошим учеником. Когда вам все интересно, вы стремитесь изучать новое, вам нравится учиться. Любопытство можно развить, представив, что некоторые вещи более увлекательны, чем вам кажется. Вместо того, чтобы клеймить что-либо как скучное занятие или явление, попробуйте найти в этом интересные стороны.

2. Привычка спрашивать

Старайтесь не воспринимать информацию поверхностно, копайте глубже, задавайте вопросы. "Почему" - это, пожалуй, главный вопрос, который вы должны задавать. Он поможет вам переосмыслить общепринятые взгляды и посмотреть на вещи иначе.

Хотя большинство людей знает, что чтение очень важно и полезно, немногие делают его своей постоянной привычкой. Создание такой привычки имеет большое значение. Если вы будете читать хотя бы один час в день, через неделю время, проведенное вами за чтением, будет составлять уже 7 часов. Только представьте, как много вы можете узнать с помощью чтения за 10 лет.

4. Навык чтения

В чтение важно не только количество, но и качество. Вам необходимо развить ваши навыки читателя. Они помогут вам извлечь из времени, проведенного за чтением, максимальную пользу, сделают его более эффективным и действенным.

5. Мастерство использования инструментов

Освоение инструментов исследования поможет вам найти ответы на многие вопросы. Например, многие пользуются Google, но мастерски используют его очень немногие. Есть множество уловок, которые знают лишь немногие. Эти люди имеют огромные преимущества в процессе обучения. Они могут найти точные ответы на свои вопросы в более короткие сроки, чем другие.

Навыки общения

Вот некоторые подсказки для улучшения ваших навыков общения:

1. Любовь к людям

Прежде всего нужно любить людей. Если вы будете избегать встреч с людьми, вы вряд ли сможете овладеть какими-либо навыками. Получайте радость от общения.

2. Высокий приоритет отношений

Существует множество задач, требующих вашего внимания. Но, если вы хотите иметь хорошие навыки общения с людьми, вам необходимо сделать ваши отношения с ними более приоритетными, чем решение задач.

3. Помощь другим

Прежде, чем что-то получить, вы должны что-то отдать. Отдайте искренне, ничего не ожидая взамен, и позже вы сможете заполучить то, что вам нужно.

4. Цените людей

Люди любят, когда их ценят. Вы можете построить прочные отношения, заставив людей почувствовать их значимость. Конечно, вы должны делать это искренне, а не только ради того, чтобы получить возможность манипулировать кем-либо. Люди могут почувствовать ваши истинные мотивы.

5. Забудьте о себе на минуту

Выполнение всего вышеперечисленного будет весьма сложным, если ваша голова забита лишь вами самими. Забудьте на минутку о себе и подумайте о других людях. Освободите в вашей голове пространство для мыслей о ком-то еще, кроме вас.