Зеркальные нейронные связи. Зеркальные нейроны: подражание – мощный инструмент обучения

Природа и сущность человека - философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям.

Изучением и интерпретацией природы человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, эволюционная психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой.

Определение человека и его природы

Сущность человека у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей, разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации и труду.

Душа и тело

В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессов этих тканей.

В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа, эфирное тело, монада, аура, тело).

В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека.

В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа и тело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души и тела.

Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности.

В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием.

Религиозные традиции считают, человек есть божественное творение. Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека. Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала:

«…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров - видимого и невидимого - как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»

Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и других животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгом человека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи и социализации.

Самоценность и уникальность человека

Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю.

Средневековая философия - от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.

Философия Возрождения признаёт самодостаточную ценность человека. В своих творческих возможностях человек подобен Богу, но актуализирован без непременной соотнесённости с божеством, что определило философию и идеологию гуманизма. В отличие от средневековых философов, гуманисты ставят в центр своих интересов человека, а не Бога.

В философии и культуре Нового времени акцентируются такие понятия, как индивидуальность и самосознание человека. Декарт заложил основу новоевропейского рационализма, постулируя мышление как единственное достоверное свидетельство человеческого существования: «Я мыслю, следовательно, я существую» (лат. Cogito Ergo Sum). Разум становится определяющей характеристикой человека, рассматриваемого теперь как производное от природных и социальных обстоятельств.

Согласно принципу Коперника Земля и возникновение на ней разумной жизни в виде Homo Sapiens - скорее не уникальное, а рядовое явление.

Мораль и гуманизм

Одним из утверждений морального абсолютизма является то, что единая и универсальная мораль выводима из самой природы человека. Моральный релятивизм утверждает обратное: моральные нормы относительны.

Во времена рабовладельческого строя зачастую считалось, что раб обладает другой природой и сущностью, которую передаёт своим детям, и поэтому ничего аморального в том, чтобы обращаться с ним как с рабом нет.

Понятие гуманизма перекликается с понятием человечности - способности сострадать другим людям, проявлять по отношению к ним доброту.

По Ницше, природа сверхчеловека позволяет ему быть свободным от моральных и религиозных норм.

Судьба и характер человека

В философии Древнего Востока и античности человек представляется как фрагмент природы, жизненный путь которого предопределён законами судьбы, а сущность - неким божеством. В Средние века личность наделяется свободой воли, что возвышает её над природой, давая возможность и обязанность управлять собственной судьбой. Однако суеверия о зависимости судьбы от положения линий на ладонях и от расположения планет и светил бытуют по сей день.

По Дарвину, природа человека и животных эволюционна и недетерминированна, то есть подвержена изменениям в зависимости от окружающей среды, в которой живёт и развивается вид. Социальный детерминизм склоняется к тому, что поведение групп людей обусловлено теми условиями, в которых они находятся, этим обусловлена, например, классовая борьба.

Некоторые гипотезы (концепт tabula rasa, бихевиоризм) утверждают, что человек формируется преимущественно через воспитание, другие (биологический, или генетический детерминизм)- что его характер есть врождённая особенность организма, и воспитание может лишь маскировать его проявления.

Джон Локк считал, что люди поступают хорошо потому, что это естественно для разумных существ, для него общественный договор - естественный безальтернативный процесс. Томас Гоббс же считал, что для людей естественно быть эгоистичными и стремиться к удовлетворению потребностей, а общественный договор они заключили из чувства самосохранения, опасаясь «войны всех против всех».

Христианская церковь считает, что первородный грех испортил природу человека, от чего в нём появилась склонность к отступлению от норм, выраженных в заветах Бога. Ересиарх Пелагий же усматривает в первородном грехе лишь единичный акт отклонения свободной воли человека от добра.

Неклассическая философия XIX-XX веков о природе человека

В неклассической философии второй половины XIX-XX веков можно выделить такие основные подходы в понимании природы и сущности человека, как:

Сравнение природы человека и животных

С точки зрения многих религий и идеалистических философий, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, при этом утверждается, что животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) следующие качества:

Жестокого, кровожадного человека люди могут назвать бесчеловечным, отрицая его схожесть с людьми и подчёркивая его схожесть с животными. Другие считают, что животные не могут быть злыми, а жестокость у них проявляется только от жестокого обращения или только при определенных условиях.

В то же время есть основания полагать, что животным свойственны мышление, взаимовыручка, чувство справедливости, красоты, и даже аналог суеверий.

Кроме того, некоторые этологи проводят аналогии между моралью человека и системой инстинктивных запретов, характерных для животных, которые Конрад Лоренц назвал «естественной моралью». Вследствие того, что на поведение человека врождённые инстинкты оказывают относительно слабое воздействие, некоторые этологи утверждают, что человек - животное с относительно слабой моралью (подразумевая под этим «естественную мораль»), что может приводить к терминологической путанице.

С подобных позиций некоторые этологи связывают религиозность человека с некоторыми особенностями поведения животных, такими, как ритуальность, иерархичность отношений и тому подобное, сводя религиозность у людей к атавизму, инстинкту, бывшему полезным в привычных для жизни животных предков условиях, но оказавшемуся вредным в человеческом обществе.

То, что для некоторых людей неприемлема сама идея близости людей именно с высшими антропоидами, этологи объясняют действием механизма этологической изоляции близких видов. Отличия человека от животных лежат как в количественном развитии некоторых признаков, так и в связанными с ними качественными скачками.

Понятие человека в культуре

После того, как Платон определил человека как «двуногое, лишённое перьев», Диоген, ощипав петуха, заявил что это человек по Платону.

Экология жизни. Наука и открытия: Опубликовав в 1992 г. заметку о зеркальных нейронах, итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти не мог даже представить, насколько глубоко это открытие повлияет на когнитивную нейронауку в последующие 20 лет. Еще труднее было предсказать, что открытие зеркальных нейронов скажется на дисциплинах за пределами нейробиологии, а именно на психологии, социологии, философии и даже заинтересует романистов.

Опубликовав в 1992 г. заметку о зеркальных нейронах, итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти не мог даже представить, насколько глубоко это открытие повлияет на когнитивную нейронауку в последующие 20 лет. Еще труднее было предсказать, что открытие зеркальных нейронов скажется на дисциплинах за пределами нейробиологии, а именно на психологии, социологии, философии и даже заинтересует романистов (1).

С момента открытия зеркальных нейронов множество ученых в различных лабораториях мира ведут плодотворные исследования в этой област и. Научные гипотезы, возникшие в конце XX в., в настоящее время достаточно успешно объясняют не только ряд явлений социальной жизни и дополняют современные знания о языке и речи, но и определяют нейрофизиологические механизмы некоторых заболеваний и открывают новые подходы к их лечению.

О зеркальных нейронах и "механизме зеркала"

«Механизм зеркала»

Открытие зеркальных нейронов произвело переворот в психологии и неврологии. Зеркальные нейроны - это уникальные клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями других людей . Эти клетки, как зеркало, автоматически «отражают» чужое поведение у нас в голове и позволяют прочувствовать происходящее так, как если бы мы совершали эти действия сами.

Зеркальный механизм - это основной мозговой механизм, который трансформирует сенсорные представления поведения других в собственные двигательные или висцеромоторные представления относительно этого поведения . Согласно своему расположению в мозге «механизм зеркала» позволяет выполнять целый ряд когнитивных функций, включая понимание действий и эмоций. В каждом случае он дает возможность познать поведение других, что в основном зависит от собственных моторных или висцеромоторных представлений (2).

Установлено, что существует два вида зеркальных нейронов: моторные , или так называемые нейроны действия, и эмоциональные . Работа последних помогает человеку на подсознательном уровне понимать эмоции других людей, основываясь на данных зрительного анализатора, то есть глаза. Наблюдая за чужой мимикой или жестикуляцией, мы непроизвольно начинаем испытывать чужие эмоции.

Так почему же открытие зеркальных нейронов оказало такое значительное влияние на «познавательные» дисциплины? Наиболее вероятны две причины.

Во-первых, это открытие поставило проблему того, как мы понимаем других, на передний край нейронауки.

Во-вторых, показав, что зеркальные нейроны являются преимущественно моторными нейронами, было высказано предположение о том, что двигательная система вовлечена в понимание действий и намерений других людей (1).

В настоящее время накоплен достаточно большой массив знаний о связи между социальной когнитивной функцией и двигательной активностью. Прямое соответствие визуальных действий и их моторных представлений является наиболее важным функциональным свойством зеркального нейрона . Результаты многих исследований подтверждают так называемое внутреннее моделирование как основную концепцию для зеркальных нейронов. Считается, что они играют важную роль в социальной когнитивной функции (3).

Зрительный толчок

В настоящее время профессор Дж. Риццолатти и его коллеги работают над практическим применением своего открытия, в том числе в медицине . Они основываются на том факте, что зеркальные моторные нейроны стимулируют человека воспроизводить чужие действия, которые он наблюдает со стороны , например, при просмотре теле- или видеопрограммы.

В частности, было зафиксировано, что при просмотре боксерского матча болельщики часто напрягают мускулы, сжимают руку в кулак и даже пытаются воспроизвести хук справа. Такое поведение является типичным нейроэффектом и лежит в основе новой методики реабилитации после инсульта , а также других патологических состояний, при которых человек забывает о том, как выполнять те или иные движения.

Если у пациента нейроны не окончательно повреждены , а только нарушено их функционирование, то используя «зрительный толчок» (то есть демонстрируя необходимое действие при определенных условиях), можно активизировать нервные клетки и заставить их «отражать» движения , иными словами, снова начать функционировать в прежнем режиме. Этот метод получил название «терапия действия-наблюдения» (от англ. action-observation therapy).

После травм и аварий

Данную терапию попробовали применить для восстановления здоровья людей после серьезных травм , в частности, полученных в автомобильных авариях. Речь идет о ситуациях, когда пострадавшему с поврежденными нижними конечностями приходится заново учиться ходить. Обычно в таких случаях долго сохраняются болезненная походка, хромота и т.д.

Как правило, реабилитация с помощью традиционных методик занимает достаточно много времени . Однако если пациенту показать специально созданный фильм с соответствующими движениями, то в его мозге активируются необходимые двигательные нейроны, что помогает существенно сократить реабилитационный период .

После инсульта

Благодаря терапии действия-наблюдения достигается значительное улучшение процесса реабилитации больных после инсульта . По данным исследования, недавно проведенного учеными из Университета Южной Калифорнии (США), было установлено, что мозг пациентов, перенесших инсульт, проявляет выраженную моторную активность коры во время наблюдения за выполнением другими людьми физических упражнений (4).

Используя магнитно-резонансную томографию, исследователи провели мониторинг мозга 24 человек (12 из которых перенесли инсульт, а другие 12 были здоровы и составили контрольную группу) в тот момент, когда они наблюдали за людьми, которые выполняли физические действия с помощью рук, представляющие трудности для «инсультников» (поднятие карандаша, подбрасывание игральной карты и др.).

Было установлено, что мозг здорового человека отвечает на визуальные стимулы активностью в моторных регионах коры головного мозга, которые активируются при наблюдении за выполняемым действием. Однако у пациентов, перенесших инсульт, активность в этих областях поврежденного полушария была сильнее при наблюдении за действиями, которые для них самих были наиболее трудновыполнимыми.

Таким образом, наблюдение за тем, как другие выполняют физические упражнения, приводит к активации моторной области поврежденного в результате инсульта полушария мозга . Это, собственно, и является целью терапии - помочь людям, перенесшим инсульт, частично восстановить подвижность рук.

Аутизм

Наиболее серьезные повреждения зеркальных нейронов связаны с генетическими нарушениями. Чаще всего это происходит при аутизме .

Ученые из Кембриджа объединили различные способы диагностики, позволяющие выявить аутизм у детей разного возраста на основе уровня развития способности к пониманию чужого сознания . Благодаря этому была выявлена связь между аутизмом и системой зеркальных нейронов (5).

Поскольку в мозге таких больных нарушен зеркальный механизм «отражения» действий и эмоций окружающих , аутисты просто не могут понять, что делают другие люди. Они не в состоянии радоваться или сопереживать, так как просто не испытывают аналогичных эмоций, глядя на тех, кто рядом. Эти непонятные проявления им незнакомы, страшат их, поэтому люди с аутизмом предпочитают избегать контакта с тем, что пугает.

В то же время, по мнению Дж. Риццолатти, можно максимально полноценно восстанавливать детей-аутистов, если делать это в очень раннем возрасте . На самых начальных этапах при общении с такими детьми нужно проявлять очень сильную эмоциональную активность.

Мама и специалист должны постоянно разговаривать с ребенком, а также осуществлять тактильный контакт, чтобы развивать не только моторные, но также сенсорные и эмоциональные навыки.

Помимо этого следует как можно чаще играть с ребенком. Однако игры, основанные на соперничестве, не подходят. Важно выбирать такую игру, в процессе которой результата/успеха можно достичь лишь благодаря совместным усилиям (собирание конструктора, складывание пазлов и т.д.). Только так ребенок сможет понять, что быть вместе с кем-то - это не страшно, а наоборот, полезно (1).

В перспективе

Важной областью будущих исследований ученые видят оценку чувствительности зеркальных нейронов к ранним «возмущениям» социальной среды и критическим периодам . Клинические исследования нарушений ранних социальных взаимодействий, таких как у детей, которые испытывают серьезную нехватку ранней социальной стимуляции или у которых в силу генетических причин существует дефицит в социальной коммуникации, могут представлять интересную задачу для изучения онтогенеза этого механизма и определения его функциональной роли.

Еще один важный вопрос, который будет фундаментальным для более глубокого понимания «механизма зеркала», заключается в том, чтобы выяснить его нейрохимические и молекулярные основы (1).

Предполагается, что эта новая информация будет чрезвычайно полезной не только для лучшего понимания самого зеркального механизма, но и для ее практического применения при лечении неврологических и психиатрических расстройств, при которых скомпрометирована так называемая социальная компетентность.

Лучшее знание молекулярных и нейрохимических основ этого механизма станет прорывом в создании новых методов лечения и вмешательств, основанных на достоверных результатах экспериментальных исследований.

Литература:

1. Ferrari Р., Rizzolatti G. Mirror neuron research: the past and the future // Philos Trans R Soc 1. Lond B Biol Sci. 2014 Jun 5; 369 (1644): 20130169.

2. Rizzolatti G., Sinigaglia C. The mirror mechanism: a basic principle of brain function // Nat 2. Rev Neurosci. 2016 Dec;17 (12):757-765.

3. Murata A., Maeda K. What mirror neurons have revealed: revisited // Brain Nerve. 3. 2014 Jun; 66 (6):635-46.

4. Garrison K.A., Aziz-Zadeh L., Wong S.W., Liew S.-L, Winstein C.J. Modulating the Motor 4. System by Action Observation After Stroke // Stroke. 2013 Aug; 44 (8):2247-53.

5. Косоногов В. Зеркальные нейроны: краткий научный обзор / В. Косоногов. - Ростов-5. на-Дону, 2009. - 24 с.

«Сегодня в большинстве областей, чтобы успешно работать, необходимо уметь налаживать хорошие отношения и сотрудничество с людьми. Те, кто строит свои ментальные отношения на основе логических структур, занимаясь компьютерами или инженерным делом, иногда очень страдают от хаотичности и неопределенности межличностных отношений». Очень часто мы, люди, непредсказуемы, поведение наше или реакция не прогнозируемы, что ставит нас самих, а тем более наших собеседников в неловкое положение, рушит перспективы взаимопонимания.

И здесь считаю уместным привести слова профессора Калифорнийского университета Мэтью Либермана: «Четыре из пяти процессов, протекающих в сознании человека в фоновом режиме, когда мозг отдыхает, связаны с мыслями о других людях и о самом себе». А потому (1) следует не быть врагом себе - не оскорблять себя во внутреннем диалоге , не критиковать и не унижать, а подружиться с собою, имеющим установку на рост , спокойным и уравновешенным. И (2) постараться не иметь врагов вообще - дабы эфир постоянного внутреннего вещания не засорялся перепалками, разбирательствами и спорами с воображаемым собеседником.

Кстати, вторым правилом из 25-ти правил и принципов тех, кто намерен стать самым умным и самым богатым, которые присутствуют в первой части почти одноименной книги, я поставил именно: «У тебя не должно быть врагов! »

Нейробиологи считают, что у человеческого мозга имеется социальная сеть, отвечающая за отношения индивидуума с окружающим его обществом. Наша жизнь с младенчества, наше окружение, а тем более наш осознанный выбор, с кем дружить и общаться, - все это формирует уникальную социальную сеть каждого отдельно взятого человека. Она аналогична нейронным сетям, управляющим зрением, движением или слухом. Мы первоочередно замечаем в бешеном потоке звуков и изображений именно: (1) интересующее нас, (2) то, что нам дорого, близко, (3) что понятно нам. Мозг фокусирует внимание именно на этом. Также и с социальной сетью, которая в зависимости от наших убеждений, парадигм и стереотипов диктует нам, с кем дружить, а от кого держаться подальше.

Зеркальные нейроны

В 1995 году итальянский нейробиолог Джакомо Риццолатти из Пармского университета сделал открытие, касавшееся отдельной группы нейронов. Риццолатти обнаружил, что зеркальные нейроны, распределенные по всему объему мозга, срабатывают, когда человек видит, как другие люди совершают то, что называется «намеренным действием». Если вы видите, как кто-то берет со стола и съедает кусочек фрукта, в вашем мозге срабатывают зеркальные нейроны. Но они срабатывают и тогда, когда вы сами его съедаете. Именно такая способность помогает нам получить интуитивное представление о целях других людей.

Ведущий специалист по зеркальным нейронам из Голландии Кристиан Кисерс объясняет, как именно зеркальные нейроны обеспечивают человеку непосредственное проникновение в намерения другого человека. «Когда мы видим выражение лица другого человека, мы активируем те же сети в своем двигательном центре; кроме того, мы передаем информацию на островок, связанный с нашими эмоциями. Видя выражение вашего лица, я улавливаю движение лицевых мышц, что вызывает аналогичную моторную реакцию на моем лице; в итоге улыбка вызывает ответную улыбку. Кроме того, моторная реакция отправляется и в ваши эмоциональные центры, так что вы в какой-то мере разделяете эмоции собеседника».

Исследователь зеркальных нейронов из UCLA Марко Якобони пишет: «Настоящее общение содержит в себе больше, чем видео, видео - больше, чем телефон, потому что все мы реагируем на язык тела и особенно - на выражение лица собеседника».

Заключительный посланник Творца пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Верующий (му’мин) является зеркалом верующего [в котором временами отражаются его пороки и недостатки, а иногда и истинное положение дел]» .

Пророк Мухаммад наставлял: «Никоим образом не пренебрегайте из добрых дел, поступков даже самым незначительным. Пусть это будет хотя бы [искренне приветливый] радостный взгляд на брата [на собеседника. Не хмурый и суровый, а именно радостный, веселый, добрый]» .

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Твоя [доброжелательная] улыбка при взгляде на человека — милостыня [то есть пред Богом является благодеянием и вернется к тебе как минимум десятикратно приумноженным в виде земных и вечных благ]» .

Так как же заклятого врага превратить в приветливого друга ? Всегда быть искренне добродушным, игнорировать все плохое и фокусировать свое зрительное и слуховое внимание лишь на хорошем, исходящем от него, сколь бы ничтожно малым оно ни было.

В Священном Коране сказано:

«Не одинаковы хорошее и плохое. [Это разные вещи. Злу не может быть оправдания. Но если кто-либо проявил его в твой адрес, предоставь себе возможность расти и развиваться, настройся должным образом внутренне, усмири эмоции и] ответь [на плохое] хорошим (лучшим) [из того хорошего, что у тебя есть; ответь тем, что не несет в себе озлобленность, черствость, грубость, жестокость. Постарайся остаться искренне приветливым и улыбчивым даже с заклятым врагом. Через некоторое время, после нескольких (возможно, десятков) искренних и добрых жестов с твоей стороны, когда его зеркальные нейроны просканируют и отразят всю доброту и красоту, излагаемую языком твоего тела и неизменно запечатленную на твоем лице] ты [оставаясь истинно спокойным, уравновешенным и приветливым] увидишь, как твой [заклятый, непримиримый] враг [который терпеть тебя не мог, вдруг через какое-то время] превращается в близкого и задушевного (закадычного) друга [беспокоящегося о тебе]» (Св. Коран, 41:34).

Зеркальные нейроны - это средство, при помощи которого мозг распознает, что другие чувствуют и что они намерены делать. Такие нейроны помогают определить, как реагировать на того или иного человека, стоит ли налаживать с ним сотрудничество или же лучше сразу от него отказаться .

«Зеркальные нейроны (англ. mirror neurons, итал. neuroni specchio) — нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определенного действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим.

Зеркальные нейроны отвечают за подражание.

Функция, которую выполняют зеркальные нейроны, до конца не ясна и является предметом научных споров. Эти нейроны могут быть задействованы в эмпатии , в понимании действий других людей и в освоении новых навыков путем имитации . Некоторые исследователи утверждают, что зеркальные нейроны могут строить модель наблюдаемых событий и действий, в то время как другие относят их функции к освоению навыков, связанных с речью» .

О точном назначении этих необычных нейронов у ученых нет единого мнения, но участие этих нейронов в некоторых процессах не вызывает сомнения. Например, то, что эти нейроны ответственны за подражание и, как следствие, за обучение, за речь и культурное развитие.

С младенчества люди стараются во всем подражать своим родителям. И первое, чему они научаются, так это устной речи, причем в обход учебников и преподавателей. Далее начинают копировать модели поведения. И так продолжается на протяжении всей жизни. Только потом уже мы подражаем людям из нашего окружения, тем, с кем чаще всего общаемся, встречаемся. И даже не стремясь к этому, мы все равно копируем друг друга. Стиль речи, образ мышления, мимика и жесты - все прилипает .

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Воистину, праведный собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] сравним с продавцом благовоний [прекрасных ароматов]. [Если ты беседуешь с ним и поддерживаешь отношения] он либо подарит тебе благовоние, либо продаст, либо ты ощутишь приятный запах [и будешь наслаждаться этим, находясь рядом]. Скверный же собеседник [друг, с которым общаешься и к которому прислушиваешься] схож с кузнецом, который либо сожжет твою одежду, либо ты [находясь рядом с ним] ощутишь неприятный запах [и весь пропитаешься им]» .

Именно поэтому стоит внимательно относиться к выбору друзей, то есть следует понимать, какими людьми мы себя окружаем: успешные они или не очень, угрюмые плаксы, вечно жалующиеся на жизнь или счастливые жизнелюбы, интеллектуально богатые, умеющие правильно и красиво изъясняться или постоянно использующие бранные слова, активные это люди или пассивные, оптимисты или пессимисты. Создайте вокруг себя «правильное» окружение, и очень скоро вы станете счастливым обладателем всех атрибутов успешности.

Визуализация

Способность на уровне фантастики! Улучшение двигательных моторных навыков при помощи визуализации этих действий. Зеркальным нейронам, в сущности, безразлично, выполняете ли вы действие или представляете его выполнение, они все равно работают. Улучшение координации объясняется укреплением проводящих связей между нейронами во время визуализации. Очень полезное для спортсменов, и не только, свойство.

Подробнее об этом читайте в материале «Внутренний диалог» из моей книги «Триллионер думает».

Люди с установкой на рост считают, что трудности - это подарок, прекрасная возможность стать опытнее, умнее, мудрее. Они постепенно развивают в себе уникальный навык превращать жизненные неудачи в будущие успехи. Данная категория людей ясно для себя понимает, что имеющийся интеллектуальный, физический или материальный базис - отправная точка для развития. Они четко знают, что благодаря стараниям и знаниям каждый способен меняться и развиваться. Когда они сталкиваются с затруднением, им даже в голову не приходит, что они терпят поражение! И что еще очень важно, достигая высот, данная категория людей не стремится доказать другим свою значимость и они не рассматривают это как способ стать лучше других.

Аляутдинов Ш. Стань самым умным и самым богатым. Часть 1. М. — СПб.: Диля, 2013. С. 9.

Хадис от Анаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 548, хадис № 9141, «хасан».

Есть несколько видов братских уз: кровные, религиозные и общечеловеческие (прародители всех людей — Адам и Ева).

Хадис от Абу Зарра; св. х. Муслима. См., например: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1054, хадис № 144-(2626); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 4. С. 1336, хадис № 1894.

См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 575, хадис № 1961, «хасан»; аль-Бухари М. Аль-адаб аль-муфрад. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, б. г. С. 262, хадис № 891; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2. С. 221, хадис № 474.

Св. Коран, 7:199.

См., например: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламийя, 1997. С. 307; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 9. С. 195, хадис № 4642, частично.

В данном материале мною приведены несколько фрагментов из книги Дэвида Рока «Мозг. Инструкция по применению. Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок».

Эмпатия - это способность поставить себя на место другого человека. Понять эмоции, чувства и желания своего собеседника. Также эмпатия связана с понятием эмоционального интеллекта и, естественно, является важнейшей психологической составляющей коммуникативных навыков.

Зеркальные нейроны дают нам способность к эмпатии, что делает нас социально интегрированными и более успешными. Эта способность, конечно же, в какой-то мере является врожденной. Есть люди, обладающие врожденным обаянием. Но и эту способность можно осознанно развить.

Эмпатия - это явление взаимное, то есть чтобы проникнуть в сознание вашего собеседника и понять его скрытые желания, необходимо раскрыться перед ним самому. Пускай это даже и будет осознанно. И, конечно же, ничто так не располагает человека, как доброжелательный настрой. Здесь не поможет фальшивая натянутая улыбочка. Зеркальные нейроны вашего собеседника, как и ваши собственные, распознают фальшь, ибо они способны воспринимать более тонкие не вербальные сигналы.

Так же тут стоит отметить недооцененную важность позитивного мышления. Иными словами - повернитесь лицом к миру, и мир повернется лицом к вам. У всей этой, казалось бы, «магии», есть осязаемая биологическая основа.

Ученый, открывший человечеству тайну зеркальных нейронов, рассказал, как улучшить взаимопонимание между людьми, а также о новых подходах к лечению инсульта и аутизма.

У РАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ НЕ ХВАТАЕТ НЕЙРОНОВ?

Но ведь все люди разные: есть очень отзывчивые, чувствительные. А есть черствые и равнодушные, которых, кажется, ничем не проймешь. Их, наверное, природа обделила эмоциональными зеркальными нейронами?

Вряд ли. Мозг не так прост. Помимо зеркальных нейронов, безусловно, работает наше сознание, воля – с их помощью можно частично гасить те чувства и эмоции, которые появляются из-за действия зеркальных нейронов.

А еще большую роль играют социальные нормы, принятые в обществе. Если общество поддерживает идеологию эгоизма, индивидуализма: заботься в первую очередь о себе, собственном здоровье, материальном богатстве, - то вам приходится быть эгоистичным, поскольку считается, что именно это приведет к успеху. В таком случае роль вашей системы зеркальных нейронов снижается волевым усилием, воспитанием, привычным поведением.

Мотивация имеет очень большое значение. Кстати, во многих религиях есть принцип: люби других, как ты любишь себя. Не стоит думать, что такой принцип произошел от бога – на самом деле это естественное правило, которое отражает биологическое устройство человека и основано на работе зеркальных нейронов. Если ты не любишь людей, то жить в обществе будет очень тяжело. Между тем в западных обществах, особенно в последние века, был период строго индивидуалистического подхода. Сейчас же, например, Италия, Франция, Германия возвращаются к пониманию, что социальная жизнь не менее важна, чем личная.

«НЕ ОБИЖАЙТЕСЬ НА МУЖЧИН»

Если все-таки говорить о различиях в устройстве мозга, то замечено, что у женщин зеркальных нейронов в эмоциональной системе больше, чем у мужчин, -продолжает профессор. – Этим объясняется более высокая способность женщин к пониманию и сочувствию. Были эксперименты, когда добровольцам обоих полов показывали кого-то в состоянии боли, страдания – женский мозг реагировал гораздо сильнее, чем мужской. Так сложилось в результате эволюции: природе важно, чтобы именно мать, которая проводит больше всего времени с ребенком, была эмоционально открыта, сопереживала, радовалась и тем самым по зеркальному принципу помогала развивать эмоции малышу.

Получается, бессмысленно обвинять мужчин в том, что они бесчувственные, и обижаться на них?

Да, обижаться на нас не надо (смеется). Это природа. Кстати, есть еще один любопытный эксперимент, показывающий различие между мужчинами и женщинами. Организуется игра: скажем, я играю с вами против кого-то третьего, а потом вы начинаете нарочно играть против меня, хитрить. В этом случае я, мужчина, начну страшно сердиться, в то время как женщина считает такое поведение невинной шуткой. То есть женщина больше склонна прощать, относиться ко многим вещам легче в конечном итоге. А мужчина воспринимает ту же измену, скажем, гораздо серьезнее и менее отходчив.

КАК МЫСЛЬ СТАВИТ БОЛЬНЫХ НА НОГИ

Вы открыли зеркальные нейроны больше 20 лет назад – наверняка с тех пор кроме научных исследований были попытки использовать ваше открытие в медицине?

Да, мы работаем над практическим применением открытия, в том числе, в медицине. Известно, что моторные зеркальные нейроны заставляют нас мысленно воспроизводить то же действие, которое мы видим - если его совершает другой человек, в том числе на экране телевизора или компьютера. Так, например, замечено: когда люди смотрят поединок боксеров, у них напрягаются мускулы, и даже могут сжиматься кулаки. Это типичный нейроэффект, и на нем основана новая технология восстановления после инсульта, болезни Альцгеймера и других заболеваний, при которых человек забывает движения. Сейчас мы ведем эксперименты в Италии и Германии.

Суть вот в чем: если у пациента нейроны не окончательно «разбиты», а нарушена их работа, то используя зрительный толчок – показывая необходимое действие при определенных условиях – можно активизировать нервные клетки, заставить их «отражать» движения и снова начать работать, как нужно. Такой метод называется «терапия действия и наблюдения» (action-observation therapy), в экспериментах она дает значительное улучшение при реабилитации больных после инсульта.

Но самый удивительный результат обнаружился, когда эту терапию попробовали применить для восстановления людей после серьезных травм, автоаварий – когда человеку накладывают гипс, а потом ему фактически заново нужно учиться ходить. Обычно в таких случаях долго сохраняется болезненная походка, пациент хромает и т.д. Если традиционно обучать и тренировать, это занимает немало времени. В то же время, если показать специально созданный фильм с соответствующими движениями, то в мозге пострадавших активируются необходимые двигательные нейроны, и люди начинают нормально ходить буквально за несколько дней. Даже для нас, ученых, это выглядит как чудо.

«СЛОМАННЫЕ ЗЕРКАЛА»

Профессор, а что происходит, если у человека повреждаются сами зеркальные нейроны? При каких болезнях это бывает?

На самом деле массово повредить эти нейроны не так-то просто, они распределены по всей коре головного мозга. Если у человека случается инсульт, то повреждается лишь часть таких нейронов. Например, известно: когда повреждена левая часть мозга, то человек порой не может понимать действий других людей.

Наиболее серьезные повреждения зеркальных нейронов связаны с генетическими нарушениями. Чаще всего это происходит при аутизме. Поскольку в мозге таких больных сломан механизм «отражения» действий и эмоций окружающих, аутисты просто не могут понять, что делают другие люди. Они не в состоянии сочувствовать, поскольку не испытывают похожих эмоций при виде радости или переживаний. Все это им не знакомо, может пугать, и поэтому больные аутизмом пытаются скрыться, избегают общения.

Если удалось выяснить такую причину болезни, ученые стали ближе к открытию средств излечивания?

Мы думаем, что можно максимально полноценно восстанавливать детей-аутистов, если делать это в очень маленьком возрасте. На самом раннем этапе нужно проявлять очень сильную чувствительность, даже сентиментальность с такими детьми: мама, специалист должны очень много разговаривать с ребенком, прикасаться к нему – чтобы развивать и моторные, и эмоциональные навыки. Очень важно играть с ребенком, но не в соревновательные игры, а в такие, где успех наступает только при совместных действиях: например, ребенок тянет канат – ничего не получается, мама тянет – ничего, а если потянут вместе, то достается какой-то приз. Так ребенок понимает: ты и я вместе – это важно, не страшно, а полезно.

В ТЕМУ

Кто нас поймет из братьев наших меньших?

У большинства из нас есть домашние животные, которые для многих становятся настоящими членами семьи. Нам очень хочется понимать их настроение, как-то более осмысленно общаться с ними. Насколько это возможно благодаря зеркальным нейронам? Они есть у кошек и собак?

Что касается кошек, то выяснить это очень трудно. Пришлось бы вживлять электроды им в голову, а проведение опытов на таких животных у нас запрещено. Вот с обезьянами и собаками проще: они более «сознательные». Если обезьяна знает, что за определенное поведение получит банан, то будет делать то, в чем заинтересованы ученые. С собакой этого тоже можно добиться, хотя и сложнее. А кошка, как известно, гуляет сама по себе и делает то, что хочет, - улыбается профессор. - Когда собака ест, то делает это так, как мы. Мы понимаем это, потому что у нас самих есть такое же действие. А вот когда собака лает, наш мозг не в состоянии понять, что это значит. Зато с обезьяной у нас очень много общего, и они очень хорошо понимают нас благодаря зеркальным нейронам.

Также были опыты, показавшие, что зеркальные нейроны есть у некоторых певчих птиц. У них в моторной коре головного мозга обнаружились клетки, отвечающие за определенные ноты. Если человек воспроизводит эти ноты, то в мозге птиц активируются соответствующие нейроны.

ЭТО ПРИГОДИТСЯ

Как поднять настроение себе и другим

Профессор, если мы подсознательно воспринимаем эмоции других людей, то, выходит, при просмотре фильмов ужасов или трагических репортажей по телевизору мы автоматически получаем те же эмоции? Скажем, расстраиваемся, и начинает вырабатываться гормон стресса кортизол, который нарушает нам сон, память, работу щитовидной железы и т.д.?

Да, автоматически так происходит. Даже если вы будете пытаться успокоиться, контролировать себя – это может лишь несколько ослабить реакцию, но не избавит от нее.

Но, с другой стороны, наверное, можно использовать тот же принцип работы зеркальных нейронов, чтобы поднять настроение?

Вы правы. Если вы общаетесь с позитивным, жизнерадостным человеком или смотрите фильм с таким героем, то в вашем мозге возникают такие же эмоции. А если вы сами хотите поднять настроение кому-то, то выше шансы сделать это не с трагически-сочувствующим выражением лица, а с доброжелательной легкой улыбкой.

P.S. Также проблема с зеркальными нейронами встречается у психопатов. Например, современный образ успешного человека - это типичная картина психотика в маниакальной стадии - высокая работоспособность, низкая потребность в сне и пище, отсутствие чувств и способности сопереживать, движение к цели с использованием любых доступных средств.