Кто был самым знаменитым оратором древнего рима. Римские ораторы: список, цитаты

Вложить собственную мысль в головы других - настоящее искусство. Подобно любому творчеству, здесь необходим некоторый талант и большое трудолюбие. Если со вторым все ясно, то что насчет таланта? Какой именно талант? Складывать слова в предложения? Ну нет, этому можно легко научиться. Может, поставленная и четкая речь? Тоже легко добывается. Точно! Нужна харизма! Хотя нет, артистизму тоже учат. Что же это за неуловимая тайна... А давайте спросим у тех, кто построил на этом целое государство, у древнеримских ораторов.

Поэтами рождаются, ораторами - становятся. "Речь в защиту Архия")

в Древнем Риме

В любой, кто хоть как-то причастен к политике, обязан был владеть искусством красноречия. Музыка, живопись и прочие "средства самовыражения" - это все для праздного времяпрепровождения и "ленивых дней". Те же мужи, которые хотят быть деятельными и полезными обществу, должны овладеть ораторским искусством. Выступать, стоя на огромной площади, перед целой толпой и своими словами заставить людей поверить в собственную божественность - дело истинного римлянина.

Не пугающий "пилум", не острый "гладиус" и даже не раскатистый голос центуриона. Слово - вот главное оружие великой империи. И слово это использовалось очень умело. Громкие дебаты и шумные собрания, изречения на площади и разговор наедине - все это построило крупнейший государственный институт. И уж если решил руководить политической колесницей, то сперва докажи, что ты настоящий римский оратор.

Но какие же черты будут общими для этих сладкоречивых воинов? Каким талантом они объединены? Чтобы узнать, попробуем взглянуть поближе на столпы ораторства Древнего Рима.

Марк Тулий Цицерон

Говоря об ораторском искусстве, мы не можем не сказать о ярчайшем его представителе. Древнеримский философ Цицерон являл собой практическое, истинно римское искусство красноречия. Он получил хорошее образование, которое, однако, не смогло насытить его жажду знаний. Еще в подростковом возрасте он выучил греческий язык и впитывал знания эллинских учителей, увлекался ораторством и философией. Трудолюбие и талант сослужили ему хорошую службу. Первую речь, "в защиту Квинция", Цицерон произнес в возрасте двадцати пяти лет. Он словами проникал в разум людей, побуждая их к делу, и тем самым вымостил себе дорогу в историю.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.

Но что же насчет таланта? Какими особенными умениями он обладал? Цицерон хорошо понимал не только риторику, но и гражданское право, философию. Он считал, что римскому оратору необходимо быть образованным, начитанным и иметь некое чувство такта. Литература, по его мнению, отлично помогает развитию навыков риторики.

Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею.

Одно из главных умений Марка Тулия Цицерона - делать повествование "живым". В его судебных речах, часто обязанных быть скучными и однородными, утопали все присутствующие. Он гениально "рисовал портреты" участников и представлял всю картину даже ярче, чем она есть на самом деле. Юмор использовался уместно и делал речь естественной. Выразительные и художественные средства никогда им не избегались. Живые метафоры и меткие сравнения - вот то, что приковывало к нему внимание людей. И как только все были захвачены в тиски повествования, речь набирала обороты и оканчивалась мощным эмоциональным всплеском. Открыть людской разум и вложить туда нужные чувства - дело истинного мастера.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

Почему Старший? Его еще называют Сенека-отец. Он был родителем известного Здесь мы поговорим именно об отце, ведь сын вложил душу не в риторику, а в развитие философии стоицизма. Крайне интересная тема, но о ней в другой раз.

На ораторском поприще Сенека никогда не пользовался известностью профессионального ритора, что, однако, не мешало ему посещать ораторские мероприятия. На них он впитывал знания и анализировал речи других. Этот факт присутствия позволил ему написать сочинение, в котором он характеризует ораторов его времени. Римский оратор Сенека, не уступая своему вдохновителю - Цицерону, рисует живые картины и изображает риторов во всех деталях, приправляя все это остроумными анекдотами. Цитаты Сенеки реже относятся к политике.

Сенека восхищался известным оратором Цицероном и его последовательностью. Ему были чужды крайности ораторства, развивающиеся после смерти Марка Тулия. И влияние "духовного наставника" отчетливо прослеживается. Разумеется, это не абсолютное сходство, лишь некоторые, едва заметные тропинки мысли. Если же Цицерон, будучи любителем трагических и эпических произведений, отражает в своих речах высокий призыв и героическую готовность, то Сенека куда больше преуспел в делах юмора. Он прекрасно вставлял его под опору текста, не давая повествованию разрушиться. Отличная цитата Сенеки, часто многими забываемая:

Уметь говорить - менее важное достоинство, нежели уметь остановиться.

Квинтилиану с детства была уготована ораторская стезя. Его отец и дед были риторами. Он получил хорошее образование в Риме и готовился к выступлениям в суде. Однако, несмотря на удачную практику судебного оратора, полностью посвятил себя преподавательской деятельности. Его теоретические записи использовались повсеместно и несли в себе кладезь знаний для начинающих риторов. Некоторые современники даже ставили его на один уровень с Цицероном.

Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?

Всеобщая популярность снизошла на него во время правления Домициана. Прославляя кровавого диктатора, он познал внезапный взлет на вершину славы. Но не будем судить историю свысока. Жизнь его, тем не менее, была не так безоблачна, как карьера. Потеряв жену и двух сыновей, он остался в одиночестве, которое усугублялось все нараставшим террором Домициана. Уйдя из жизни настолько трагически, он оставил после себя наследие, которым пользовались следующие поколения ораторов.

Марк Валерий Мессала Корвин

Путь Марка Валерия немного отличался от предыдущих ораторов. Большую часть жизни он провел на поле боя и в государственных делах. Начал с должности легата, а закончил самым уважаемым человеком в сенате. Военная жизнь Мессалы была полна трудностей, и не всегда он служил одному командиру. Однако, по утверждениям его современников, не был лишен благородства.

В ораторском деле он преуспел не менее, чем в военном. Мессала был одним из первопроходцев ораторского искусства своего времени. Многие из тех, кто был неизвестен тогда, но кому судьба уготовила великое признание, очень высоко отзывались о речах уже тогда известного оратора Мессалы. Цицерон восхищается его речью, Квинтилиан отмечает благородство его слога, а учителя красноречия часто ставят в основу обучения его ораторский стиль.

Талант или трудолюбие?

Что же общего между всеми этими людьми? Какая нить их связывает? Деятельный Цицерон, внимательный Сенека, любознательный Квинтилиан, опытный Мессала. Они не "задвигали" умные речи сразу после рождения, не стали гениальными детьми. Всем премудростям Древнего Рима учились на протяжении жизни. Каждого постигла разная судьба, каждый использовал разные методы обучения.

Но мы их вытащили из недр истории именно затем, чтобы искать общее, а не частное. И без ответа мы их не отпустим. Цицерон был, несомненно, очень жаден до знаний. Он заключил, что важнейшее для настоящего римского оратора - широкий кругозор. Сенека начал свой путь на вершину пьедестала с постоянного слушания других риторов. Квинтилиан был поглощен теорией и подробно исследовал каждую вещь. Мессала был поглощен государственной и военной политикой, а значит, и речи о ней были преисполнены знаний.

"Философский камень" оратора

Значит, что главное для оратора - жажда знаний. Действительно, дикции, грамотности и построению речи можно научиться, а вот широта сознания - не такой очевидный "навык".

Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения. Марк Тулий Цицерон, "Тускуланские беседы"

Если все вместе наблюдают за тенями на стене пещеры, то едва ли могут предполагать, что за ее пределами лучше. И дело оратора - убедить их выглянуть из кокона и хотя бы мельком взглянуть на реальный мир. Но для этого ему самому сначала нужно вырваться из мрачного плена.

Величайшим мастером слова у древних римлян был Марк Цицерон (106 г. до н.э. - 43 г. до н.э.). Он добился высочайшего положения в обществе деятельностью адвоката и блестящего оратора, кроме того, у него было хорошее образование. Учителем Цицерона был известный юрист Сцевола.
Еще одним знаменитым педагогом Цицерона был Марк Антоний Оратор (143 г. до н.э. - 87 г. до н.э.). Он занимался политикой и ораторским делом, занимал должность консула в 99 году до н.э.
Марк Фабий Квинтилиан - известный древнеримский оратор и правовед. Он написал сочинение «Образование оратора», в котором призывал воспитывать в мастерах красноречия всестороннее развитие и высокую нравственность, а не только учить их обычным ораторским приемам и шаблонам.

Гай СемпронийГракх. По праву к числу первых ораторов Римской империи можно отнести ГаяГракха.Это был видный политический деятель Древнего Рима, который повернулся лицом к народу: до него ораторы выступали, обращаясь к сенату, судьям, их речи не были предназначены для людей на площади. Таким образом, обратившись именно к народу, Гай Гракх дал понять, что он ищет у народа поддержки, правосудия, признает его силу, считается с его мнением, которое впоследствии стало решающим.

Марк Туллий Цицерон. После ГаяГракха римские ораторы, по его примеру, стали обращаться к своему народу, который слушал ораторов. Впоследствии ораторы Рима стали изучать психологию, интересы, вкусы своего народа. Таким образом, ораторское искусство стало означать уже не только, что и как сказать, но и что, кому, и какой аудитории нужно говорить. Одним из выдающихся ораторов республиканского Рима можно считать политического и государственного деятеля, литератора и философа, Марк Туллия Цицерона (105-43 гг. до н. э.), вошедшего в историю мировой культуры в качестве блестящего оратора. Несомненно, Марк Туллий Цицерон, это историческая личность и знаменитый теоретик ораторского искусства.

Цицерон считал, что именно искусство красноречия обладает огромной силой воздействия на аудиторию, искусные ораторы необходимы в делах управления государства. Философ считал, что все политические деятели должны владеть ораторским искусством. В своих знаменитых трактатах по ораторскому искусству «Об ораторе» Цицерон ставит три основные задачи:

Доказать свое положение, т. е. продемонстрировать истинность приводимых фактом и аргументов;

Доставить эстетическое удовольствие;

Воздействовать на волю и поведение, побудить людей к активной деятельности.

Римское общество высоко оценило заслуги Цицерона, еще при его жизни его называли отцом латинской литературы и красноречия. Интерес к наследию трудов Цицерона возник в эпоху Возрождения.

В эпоху Великой французской буржуазной революции 18 века вновь обратились к наследию Цицерона, уже как политическому оратору. Его цитировали, изучали его труды. М.В. Ломоносов, также ценил великого философа античности. Труды Цицерона оказали влияние и на русских декабристов, которые увидели в нем борца за республиканские свободы.

Другим знаменитым оратором римской империи можно считать Марка Фабия Квинтилиана (30-96 гг. до н. э.). Марк Фабий Квинтилиан жил во времена, когда римское общество переживало процесс экономического и духовного упадка. Как когда то в Древней Греции, ораторское искусство и в Риме стало терять значение орудия социальной борьбы, все более замыкаясь в себе и превращаясь в камерное, декламационное искусство для избранных. Квинтилиан стал одним из тех, кто пытался противостоять этому. Марк Фабий Квинтилиан, выступил с лозунгом возврата к классическому красноречию Цицерона, возглавил борьбу против сторонников нового, «театрализованного» стиля. «Риторические наставления» Квинтилиана - капитальный труд из 12 книг, это настоящая энциклопедия риторики, итог достижений ораторского искусства классического периода. Квинтилиану не удалось воскресить «большое красноречие». Оно исчезло с Римской республикой. И с падением Рима заканчивается древний, классический период в развитии ораторского искусства.

Гай Юлий Цезарь - это один из величайших полководцев и государственных деятелей всех времён и народов. Имя Гай Юлий Цезарь стало нарицательным. Юлий Цезарь, будучи еще юношей, окунулся в политику. Молодой политик и полководец проявил себя и в искусстве красноречия. Перед Цезарем стоял пример Цицерона, сделавшего свою карьеру, благодаря владению ораторским искусством. Искусство, которое, помогало убеждать аудиторию в своей правоте. Цезарь начал свою карьеру, став жрецом верховного бога Рима Юпитера. Скоро, после первого выступления, он просил руки Корнелии. Получив согласие выбранной им невесты, он получил и поддержку в структурах власти. Именно это,вкупе с красноречием, помогло Г. Ю. Цезарю определить свое блестящее и великое будущее.

Свою военную карьеру Гай Юлий Цезарь начинает с похода на Восток.Он принял участие в своей первой военной кампании под началом Минуция (Марка) Терма. Целью этого похода стало подавление очагов сопротивления власти в римской провинции Азия (Малая Азия, Пергам). Таким образом, после первого военного похода к Юлию Цезарю пришла и первая воинская слава.

В 66 году до н. э. Ю. Цезаря избирают курульным эдилом на следующий год. В его обязанности входила организация городского строительства, транспорта, торговли, повседневной жизни Рима и торжественных мероприятий. Более того, как правило, все перечисленные мероприятия проводились за собственный счёт. В апреле 65 года до н. э. новый эдил организовал и провел Мегалезийские игры, а в сентябре и Римские игры, которые поразили всех своей роскошью - удивлялись даже искушенные развлечениями римляне. Затраты на эти оба мероприятия Ю. Цезарь разделил поровну со своим соратником Марком КальпурниемБибулом, а слава досталась только Цезарю.

Гай Юлий Цезарь известен и тем, что возглавлял уголовный суд по особым делам, разбоям, убийствам. Ораторское искусство неоднократно помогало Цезарю в его политической карьере, в итоге вознеся его на самую вершину власти.

Римское общество развивалось и на смену рабовладельческому строю пришел феодализм. Вместе с новым строем пришли и другие ценности - с провозглашением незыблемости существующего порядка, божественной предопределенностью феодального неравенства. Таким образом, традиции древних философов Демосфена, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, видевших в ораторском искусстве средство убеждения и политической борьбы, оказались несовместимыми с христианскими догматами смирения и беспрекословной веры.

На вопрос, кому принадлежит крылатая цитата: «Разделяй и властвуй», у историков точного ответа нет. Одни предполагают, что автор этой цитаты Гай Юлий Цезарь. Другие историки считают, что автором цитаты был македонский царь Филипп, отец Александра Македонского, 359--336 гг. до Р. Х. Однозначного ответа не найдено, но, так или иначе, «разделяй и властвуй», эта была формула именно римского сената. Такая формула была просто необходима, так как Римская империя имела огромные колонии и применяла этот главный принцип власти к своим врагам. Имея многочисленные колонии в разных частях света, именно разжиганием вражды между колониями и внутри самих колоний Великая империя поддерживала относительный порядок. Цезарь часто произносил эту цитату, когда ему нужно было победить своих соперников в борьбе за власть.

Прослеживая человеческую историю, можно прийти к утверждению, что именно в Римской империи принцип «Разделяй и властвуй» отслеживается как главный принцип действий. Практически все Восточное Средиземноморье находилось в полном распоряжении прокураторов, и при этом к их гражданским стычкам и несогласованностям прибавились в качестве противовеса еще и римская культура, религия, обычаи и политический строй.

Подводя итог, можно отметить, что именно Рим возвёл общественные дискуссии на новую для них высоту. На общественных формах Рима решались практически все государственные и общественные вопросы. Темы дискуссий были разными: это и правовые, гражданские, внутренние и внешние политические проблемы, известные всем, как ежедневные акты. Таким образом, граждане Рима узнавали о новостях страны. «Ежедневные акты» многие считают подобием современных газет. С самого начала такие газеты были написаны на камнях или металле и распространялись по всем местам в Риме. В местных газетах писали о военных победах, проведенных играх, предстоящих боях гладиаторов и о победителях этих боев. Именно Гай Юлий Цезарь постановил, чтобы в таких газетах освещали все проводимые им реформы, говоря при этом: « …слово, это не только важнейшее средство воздействия на окружающих. Оно дает нам возможность познавать мир, подчинять силы природы. Слово есть могучее средство самовыражения - насущной потребности каждого из людей. Но как пользоваться им? Как научиться говорить так, чтобы заинтересовать слушателей, влиять на их решения и поступки, привлечь на свою сторону? Какую речь можно считать наиболее действенной?».

Увлекаясь своим красноречием, Цицерон часто говорил, что слово есть наука и мастерство убеждать, завлекать и услаждать слушающую аудиторию.

С падением Древнего Рима под натиском варваров в истории Европы наступает совершенно новая эпоха – эпоха Средневековья. Но едва теплящаяся античность с её идеалами и развитым искусством не умерла, пышным цветом распустившись во времена Возрождения. Возродилось и ораторское искусство, которое и по сей день есть лучшее средство просвещения и убеждения.

Мария Хомская, 2 курс. Факультет мировой музыкальной культуры.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31

В Древний Рим риторика проникла в I веке до н. э. Древнейшей латинской риторикой считается анонимная «Риторика к Гереннию» (80-е гг. до н. э.). В Риме, как и в Греции, ораторское слово считалось важнейшим орудием политической борьбы. Но Рим был не демократической республикой, как Афины, а аристократической: власть находилась в руках узкого круга знатных семейств, и секреты ораторского искусства передавались по наследству. Поэтому когда в Риме появились первые преподаватели риторики (разумеется, греки), которые за плату были готовы учить любого, сенат увидел в этом опасность для себя и несколько раз изгонял их из города (в 161 и 92 гг. до н. э.); так же изгоняли и греческих учителей философии, как развращающих нравы.

Рим, добившись политического владычества в Средиземноморье, старательно усваивал греческую культуру, стремясь и в этой сфере если не к первенству, то по крайней мере к равноправию, а риторика (наряду с философией) была основой этой культуры. Именно под её влиянием ораторская проза стала не только фактом политической борьбы, но и литературным жанром.

Если греческое искусство говорить родилось из восторга неискушенного человека перед красотой и мастерством иноземного (сицилийского) слова, поскольку красота угодна богам, то римляне, строгие и деловые, по-военному не рассуждающие, использовали речь по прямому назначению. Поэтому путь греческой риторики лежал от нагромождения красивостей и сложности к простоте, изяществу и гармонии – определяющим принципам греческой культуры. Простые до наивности души римлян были насмерть поражены греческой красивостью, поэтому их путь противоположен – от упрощения к нагромождению, азианству. Нельзя не отметить и еще несколько отличий римского красноречия от греческого:

1) в основании политических речей римлян всегда лежала инвектива, черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей;

2) другой отличительной чертой римского красноречия был грубоватый юмор, всегда привлекавший на сторону оратора симпатии толпы;

3) наконец, речи римских ораторов отличались афористичностью выражений, которые навсегда запомнили потомки (скопление глаголов, риторические вопросы, антитезы, повествование).

Зрелости римская ораторская проза достигла при Гае Гракхе (153- 121 гг. до н. э.). После того как враги убили в 133 г. до н. э. его брата Тиберия, он продолжил борьбу за передел италийских земель в пользу крестьян, которым Рим был обязан своими успехами в войнах и которых эти же войны разорили.

Патетический стиль Гая Гракха и его младших современников Луция Лициния Красса и Марка Антония был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, риторики с философией. В риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Исократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде. Руководствуясь этой целью, Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. Идеалом оратора для него является не ремесленник с хорошо подвешенным языком, а мудрец, знающий науку о красоте выражения. Поэтому воспитание и образование оратора должно строиться так, чтобы развить его природные качества, ибо без природного дара, живости ума и чувства нельзя влиять на слушателей, убеждать их в чем-то. Характеризуя структуру публичной речи, Цицерон обращает внимание на то, что “все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во-первых, он должен приискать содержание для своей речи; во-вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в-третьих, облечь и украсить все это словами; в-четвертых, укрепить речь в памяти; в-пятых, произнести ее с достоинством и приятностью». Но прежде чем приступить к делу, предупреждает Цицерон, надо в начале речи расположить слушателей в свою пользу, затем установить предмет спора и только после этого начать доказывать то, на чем оратор настаивает и что он опровергает. В конце речи следует подвести итоги сказанному, а именно “развернуть и возвеличить то, что говорит за нас, и поколебать и лишить значения то, что говорит за противников». Более подробное обсуждение перечисленных пяти задач дается в трактате “Оратор», где он главное внимание обращает на то, что сказать, где сказать и как сказать. В этой триаде основную роль играет, по его мнению, процесс нахождения того, что нужно сказать и какими доводами подтвердить сказанное.

В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел, прежде всего, как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя и даже отходе ораторской речи от естественной, когда начинают использоваться особые фигуры мысли и слова, в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью.

Глава новой риторической школы Марк Фабий Квинтилиан (около 35 – 96 гг. н.э.) размышлял «О причинах упадка красноречия» в одноименном трактате. На поставленный вопрос Квинтилиан отвечал как педагог: причина упадка красноречия в несовершенстве воспитания молодых ораторов. В целях улучшения риторического образования он пишет обширное сочинение «Образование оратора», где излагает ведущие взгляды своей эпохи на теорию и практику красноречия, образцом которого продолжает служить Цицерон.

Подобно Цицерону, Квинтилиан видит залог процветания красноречия не в технике речи, а личности оратора: чтобы воспитать оратора «достойным мужем», необходимо развивать его вкус. Развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора, в особенности же занятия философией. На развитие вкуса рассчитан цикл риторических занятий, систематизированный, освобожденный от излишней догматики, ориентированный на лучшие классические образцы. «Чем больше тебе нравится Цицерон, - говорит Квинтилиан ученику, - тем больше будь уверен в своих успехах». Но именно это старание Квинтилиана как можно ближе воспроизвести цицероновский идеал отчетливее всего показывает глубокие исторические различия между системой Цицерона и системой Квинтилиана. Цицерон, как мы помним, ратует против риторических школ, за практическое образование на форуме, где начинающий оратор прислушивается к речам современников, учится сам и не перестает учиться всю жизнь. У Квинтилиана, наоборот, именно риторическая школа стоит в центре всей образовательной системы, без нее он не мыслит себе обучения, и его наставления имеют в виду не зрелых мужей, а юношей-учеников; закончив курс и перейдя из школы на форум, оратор выходит из поля зрения Квинтилиана, и старый ритор ограничивается лишь самыми общими напутствиями для его дальнейшей жизни. В соответствии с этим Цицерон всегда лишь бегло и мимоходом касался обычной тематики риторических занятий – учения о пяти разделах красноречия, четырех частях речи и т.д., а главное внимание уделял общей подготовке оратора – философии, истории, праву. У Квинтилиана, напротив, изложение традиционной риторической науки занимает три четверти его сочинений, а философии, истории, праву посвящены лишь три главы в последней книге, изложенные сухо и равнодушно и имеющие вид вынужденной добавки. Для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, для Квинтилиана – изучение классических писателей; Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан – стилиста. Цицерон настаивает на том, что высший судия ораторского успеха – народ; Квинтилиан в этом уже сомневается и явно ставит мнение литературно искушенного ценителя выше рукоплесканий невежественной публики. Наконец – и это главное – вместо цицероновской концепции плавного и неуклонного прогресса красноречия, у Квинтилиана появляется концепция расцвета, упадка и возрождения – та самая концепция, которую изобрели когда-то греческие аттицисты, вдохновители цицероновских оппонентов. Для Цицерона золотой век ораторского искусства был впереди, и сам он был его вдохновенным искателем и открывателем. Для Квинтилиана золотой век уже позади, и он – лишь ученый исследователь и реставратор. Путей вперед больше нет: лучшее, что осталось римскому красноречию – это повторять пройденное. После исчезновения демократии античная риторика ориентировалась главным образом на два типа речей: на судебные и парадные речи. Соответственно двум этим целям (утилитарной и эстетической) формируются два направления в теории стиля: аттицизм (аттикизм, аттическое направление), заботившийся преимущественно о точности выражения, и азианизм (азианство, азиатское направление), ставивший целью занимательность изложения и выработавший особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. С падением республики красноречие как таковое приходит в упадок (описанный Тацитом в «Диалоге об ораторах»), зато риторические приёмы проникают в поэзию.

Заключение.

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия. Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древнего Рима смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов. В их работах настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.

В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, они сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером.

Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо.

Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а живет, и по сей день.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика//Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.: 1994. – 68 с.

2. Радциг С. И. История древнегреческой литературы: Учебник. 5-е изд. М.: Высш. школа, 1982.– 487 с.

3. http://rushist.com/index.php/historical-notes/1983-grecheskie-oratory

4. http://studopedia.org

5. http://www.7zs.ru


Похожая информация.


ГАЙ И ТИБЕРИЙ ГРАКХИ, МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН,

ГАЙ ЮЛИЙ ЦЕЗАРЬ, МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН,

ЛУЦИЙ АННЕЙ СЕНЕКА

По сложившейся традиции годом основания Рима, сначала города, затем государства, считается 753 г. до н.э. Но бесчисленные войны с окружавшими племенами за право владычества в регионе надолго по сравнению с Грецией задержали развитие его духовной культуры.

Изначально римское государство было государством землепашцев и воинов, народа, смотревшего на мир глазами рассудочного практицизма и холодной трезвости. Знаменитый греческий культ красоты во всем, восторженное служение ей воспринимались в Риме как некая восточная распущенность, низменное сладострастие и недостаток практицизма. По сравнению с эллинским миром, даже в смысле географии сориентированным на более культурный Восток, Рим был чисто западной цивилизацией прагматизма и напора. Это была культура иного типа, цивилизация индивидуальностей, но не коллектива. Ф.Ф. Зелинский (в кн. История античной культуры. СПб,1995.С.274) говорит об этом так: «В противоположность эллину с его агонистической душой, поведшей его вполне естественно и последовательно на путь положительной морали, мы римлянину должны приписать душу юридическую и в соответствии с ней стремление к отрицательной морали праведности, а не добродетели. Идеал положительной нравственности заключается в понятии доблести, переходящим к понятию добродетели, средством его является деятельность, а отдельным проявлением – подвиг. Это идеал античный, общим всем эпохам. Идеал отрицательной нравственности – праведность, ее средство – воздержание, ее отдельное проявление избежание проступка или греха; это идеал фарисейский в объективном смысле слова.

Принцип соревнования, столь характерный для античности, содействовал положительному направлению ее нравственности, побуждая каждого человека к совершению подвига в смысле доблести и добродетели».

Деловой и в то же время «отрицательный» характер римского менталитета определяет характер отношений римлянина с красноречием. Воинственный народ не мог обходиться без полководцев и вождей, обращавшихся к войску и к народу в минуты тяжких испытаний. Но в римской ментальности никогда не присутствует культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждения искусностью говорящего.

Собственно о красноречии республиканского Рима мы знаем, преимущественно, благодаря рассказам Цицерона и немногим цитатам в сочинениях других авторов. Нам известны имена знаменитых политических деятелей (в республиканском Риме – синоним оратора), но речи их до нас не дошли, поскольку вплоть до Юлия Цезаря не было традиции ведения сенатских протоколов. Утилитарность римского красноречия сыграла печальную роль в его истории.

Политическое устройство Древнего Рима требовало развития практического красноречия главным образом в его политической форме. Государственные решения и законы, начиная с 510 г. до н.э., принимались чаще всего коллегиально, на заседаниях сената. Ораторские способности играли заметную роль в продвижении идей во время сенатских прений.

Самым значительным оратором республиканского Рима был защитник плебеев Гай Гракх, прославленный Цицероном, несмотря на противоположность политических взглядов. Интересную сравнительную характеристику ораторской практики аристократов, возглавивших борьбу плебеев за свои права, братьев Тиберия и Гая Гракхов дает Плутарх в жизнеописаниях: « Выражение лица, взгляд и жесты у Тиберия были мягче, сдержаннее, у Гая – резче и горячее, так что, и выступая с речами, Тиберий скромно стоял на месте, а Гай первым среди римлян стал во время речи расхаживать и срывать с плеча тогу… Гай говорил грозно, страстно, зажигательно, а речь Тиберия радовала слух и легко вызывала сострадание. Слог у Тиберия был чистый и старательно сделанный, а у Гая захватывающий и пышный».

Патетический стиль Гая Гракха и его младших современников Луция Лициния Красса и Марка Антония был закономерным проявлением общей тенденции в развитии римского красноречия. Начавшись декларативной простотой, искусство оратора в республиканском Риме должно было стремиться к пышности и изощренности.

Если греческое искусство говорить родилось из восторга неискушенного человека перед красотой и мастерством иноземного (сицилийского) слова, поскольку красота угодна богам, то римляне, строгие и деловые, по-военному не рассуждающие, использовали речь по прямому назначению. Поэтому путь греческой риторики лежал от нагромождения красивостей и сложности к простоте, изяществу и гармонии – определяющим принципам греческой культуры. Простые до наивности души римлян были насмерть поражены греческой красивостью, поэтому их путь противоположен – от упрощения к нагромождению, азианству. Нельзя не отметить и еще несколько отличий римского красноречия от греческого:

1) в основании политических речей римлян всегда лежала инвектива, черта, характерная для архаических обществ, когда идея еще не отделена от своего носителя: развенчание личности политического противника есть развенчание его идей;

2) другой отличительной чертой римского красноречия был грубоватый юмор, всегда привлекавший на сторону оратора симпатии толпы;

3) наконец, речи римских ораторов отличались афористичностью выражений, которые навсегда запомнили потомки (скопление глаголов, риторические вопросы, антитезы, повествование).

Гай Юлий Цезарь (102 - 44 гг. до н.э.)– полководец и один из основателей Римской империи. Автор военно-исторических мемуаров и литературных работ высокохудожественного уровня. Цезарь происходил из патрицианского рода Юлиев, получил ораторское образование на о. Родос у знаменитого оратора Молона. Был сторонником демократии популяров, завоевал симпатии народа.

Как наследник Гракхов и Мария, Цезарь не мог не владеть искусством слова на уровне, сопоставимом с лидерами своих противников – оптиматов, ведущей фигурой среди которых был Цицерон.

Мысль о выдающихся достоинствах Цезаря-оратора и писателя подтверждается практически всеми древними авторами, писавшими о нем. В молодости и в зрелые годы он отдавал дань литературе: античные писатели не раз упоминали о несохранившейся поэме Цезаря о Геракле и трагедии «Эдип», о трактате «Об аналогии», написанном в ответ на риторическое произведение Цицерона «Об ораторе». Светоний говорит и о Цезаре – судебном ораторе, начавшем политическую карьеру с обвинения в лихоимстве одного из столпов сенатской партии Долабеллы.

К сожалению, ни одна из политических речей Цезаря не сохранилась до наших дней. Вероятно, он не считал необходимым обнародовать тексты своих выступлений по случаю, так как, в отличие от Цицерона, не считал их произведениями высокого искусства, а видел в них средство к достижению цели.

Тем не менее, современники запомнили те из них, которые были произнесены в переломные моменты римской истории, как образцы убедительности. Историки Саллюстий, Плутарх, Светоний с нескрываемым удовольствием рассказывают об участии Цезаря в сенатском заседании по делу заговора Катилины, когда он смог убедить сенат в том, что убивать без суда людей несправедливо. Все, выступавшие после него, присоединились к его мнению. Еще один случай стал свидетельством мастерства Цезаря – публичного оратора. Лишь силой своей речи он сам бесстрашно подавил и привел к полному подчинению восставшие в Капуе легионы. Как рассказывает Светоний, «Цезарь, не слушая отговоров друзей, без колебаний вышел к солдатам и дал им увольнение; а потом, обратившись к ним «граждане!» вместо обычного «воины!», он одним этим словом изменил их настроение и склонил их к себе: они наперебой закричали, что они его воины, и добровольно последовали за ним в Африку, хоть он и отказывался их брать». Используя свое блестящее знание солдатской психологии, Цезарь одним «квириты!» вместо «милитас!» добился потрясающего эффекта.

Сам Цезарь, высоко ценивший красоту и силу мысли в речах Цицерона, никогда не пользовался речью ради «искусства для искусства». Для него талант оратора был необходимой составляющей для достижения вполне конкретных политических целей. Поэтому красноречие Цезаря было лишено поэтических красот и ученых изысков, оно преисполнено живостью, естественностью и энергией. Сенатская партия была обеспокоена усиливавшимся авторитетом и военной мощью признанного предводителя демократической партии Юлия Цезаря и предъявила ему ряд серьезных обвинений в беззакониях, нарушении элементарных норм римского права и воинской чести. Преступления, ставившиеся в вину Цезарю сенатом, не являлись в жизни Древнего Рима чем-то из ряда вон выходящим, напротив, грабеж казны и получение взяток консулами были явлениями привычными, а коварство на войне с варварами вполне могло расцениваться как военная хитрость. Но для Цезаря такой поворот был катастрофой. Надо было немедленно развеять утверждения сторонников сената о хищническом управлении провинциями и создать иную картину. Функция создания мифического образа непобедимого и справедливого рачителя интересов римского народа Юлия Цезаря была возложена автором на «Записки о Галльской войне» – произведение в высшей степени тенденциозное, апология самому себе. Однако, будучи тонким психологом, Цезарь сохраняет в своем повествовании иллюзию правдивости и объективности. Он с упоением рассказывает о доблести своих подчиненных, ибо знает: главная опора его могущества – армия. Солдат должен чувствовать свое значение, заботу о себе полководца, и тогда он будет служить верой и правдой. Своим сочинением Цезарь не только удачно опровергает своих политических противников, но и в свою очередь уличает их в сговоре с варварами. Оправдывая свои противозаконные действия, Цезарь приводит аргументы, создающие хоть видимость законности и справедливости. Например, свой переход через Рубикон он, по его словам, совершает «ради блага государства», «чтобы восстановить народных трибунов, безбожно изгнанных из среды гражданства…» Победными оказались не только политические, но и стилистические идеи Цезаря. Его простой, ясный и изящный стиль – аттицизм , напоминавший Лисия и ранних аттических политических ораторов, завоевывал себе в Риме все больше сторонников.

Цезарь стал образцом для подражания всех позднейших апологетов единовластия, вплоть до Наполеона и Муссолини. При Наполеоне сочинения Цезаря стали образцом школьной латыни, первоначально благодаря политической тенденции. Позднее это чтение привилось благодаря правильному и точному языку, сравнительно скромному словарному составу и занимательному рассказу. Более того, в сознание европейцев Цезарь вошел как архетипический родоначальник всего и вся: он действительно был творцом идеи Императорского Рима и первой фигурой среди императоров; его родовое имя стало титулом единовластных правителей Рима – цезари (откуда позднейшие Кесарь, царь и т.д.); по его указанию было создано традиционное европейское летоисчисление – юлианский календарь, которым православная церковь пользуется и доныне; он оставил европейцам наиболее древние сведения об истории их предков, о варварских народах Европы. При Августе Божественного Юлия ввели в пантеон римских божеств.

Вся громкая слава римской риторики может быть обозначена одним звучным именем Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н.э.). Выдающийся оратор и политический деятель, писатель, философ, автор трактатов на темы морали и воспитания, он стал олицетворением целой эпохи в римской истории и самой значительной фигурой в латинском красноречии вообще.

Цицерон не принадлежал к римскому нобилитету, а происходил из «всаднического» сословия города Арпина. Его родители мечтали о политическом поприще для своего сына и воспользовались столичными связями, чтобы ввести его в дома известных сенаторов.

Цицерон получил блестящее образование, изучал греческих поэтов. Учился красноречию у знаменитых ораторов Антония и Красса, слушал и комментировал выступавшего на форуме известного трибуна Сульпиция, изучал теорию красноречия. Римскому праву учился у популярного юриста Сцеволы. Цицерон не придерживался определенной философской системы, но во многих своих произведениях излагал взгляды, близкие к стоицизму. В трактате «О государстве» он говорит о высоких нравственных принципах, которыми должен обладать государственный деятель. Свой протест против тирании Цицерон выражает в ряде произведений: «О дружбе», «Об обязанностях», «Тускуланские беседы», «О природе богов». Но определенной политической платформы он не имел.

Первая дошедшая до нас речь (81 г.) «В защиту Квинкция» принесла Цицерону успех. В последующих речах он выступил против насилий сулланского режима и добился популярности в народе. Опасаясь преследования Суллы, Цицерон отправился в Афины и на остров Родос. Там он слушал Молона, оказавшего влияние на стиль Цицерона. С этого времени он стал придерживаться «среднего» стиля красноречия, занимавшего середину между азианским и умеренным аттическим стилем.

Блестящее образование, ораторское дарование, удачное начало адвокатской деятельности открыли Цицерону доступ к государственным должностям. В 76 г. он стал квестором в Западной Сицилии. Выступив против Верреса, наместника Сицилии в защиту интересов народа, Цицерон выиграл судебный процесс. По сути речи против Верреса имели политический характер, так как по существу Цицерон выступал против олигархии оптиматов. В 66 г. он становится претором. Поддерживая интересы денежных людей в речи «В защиту закона Манилия», Цицерон вновь добивается успеха. Но этой речью заканчиваются его выступления против сената и оптиматов.

В 63 г. он избран консулом. Поддержал сенаторов и всадников против демократов. Раскрыл заговор Катилины. В речах против Катилины приписывает своему противнику всевозможные пороки и самые гнусные цели. По приказу Цицерона вожди восстания Катилины были казнены без суда. Реакционная часть сената одобрила действия Цицерона и даровала ему титул «отца отечества». Все это вызвало неудовольствие популяров. С образованием первого триумвирата, куда входили Помпей, Цезарь и Красс, Цицерон по требованию народного трибуна Клодия вынужден был в 58 г. отправиться в изгнание. В 57 г. он вернулся в Рим, но уже не имел политического влияния и занимался главным образом литературной работой. В это время им был написан известный трактат «Об ораторе». В 51-50 гг. он был проконсулом в Малой Азии. В 50 г. вернулся в Рим, примкнул к Помпею. После убийства Цезаря в 44 г. снова вернулся к политической деятельности, выступая на стороне Октавиана. Написал 14 речей против Антония, которые, в подражание Демосфену, называются «Филиппиками». За них он был внесен в проскрипционный список и в 43 г. до н.э. убит.

В своем знаменитом сочинении «Об ораторе», восходящем к традициям философского диалога Платона и Аристотеля, Цицерон создает образ оратора-политика и правозащитника, который знаком со всеми науками, ибо они дают ему методику мышления и материал для его речей.

В диалоге Цицерона Красс предлагает компромиссное решение: риторика не есть истинная, то есть умозрительная наука, но она представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта. Цицерон далек от мировоззренческих споров философов и риторов греческой классики, поэтому он примиряет, с одной стороны, софистов с Сократом и Платоном, а с другой - Аристотеля с Исократом, поскольку все они для него символы великого греческого искусства и образцы для подражания римлян. Цицерон солидарен с греками в утверждении, что речь оратора должна служить только высоким и благородным целям, а обольщать судей красноречием столь же позорно, как и подкупать их деньгами. Задача воспитания политического вождя лежит не в том, чтобы научить его красивой речи. Он должен знать многое и многое. Только соединение красноречия со знанием и опытом создаст политического вождя. Во второй книге Цицерон рассуждал о нахождении, расположении, памяти, и, что особенно интересно, об иронии и остроумии – материале, наименее поддающемся логическому схематизированию. В третьей книге он говорил о ремесле, о словесном выражении и о произнесении.

В целом книга «Об ораторе» говорила об образовании оратора истинного, идеального и совершенного.

«Брут» – книга об истории римского красноречия.

«Оратор» – завершение картины риторической системы Цицерона. Здесь он рассуждал о трех стилях красноречия, об уместности, ритме, словесном выражении и других аспектах риторики.

I в. н.э. – время становления императорской власти в Риме, когда республиканские традиции красноречия превращаются в факт далекой и славной истории предков и открывается страница запретов на республиканскую идеологию и ее пропаганду. «С переходом от республики к империи латинское красноречие повторило ту же эволюцию, которую в свое время претерпело греческое красноречие с переходом от эллинских республик к эллинистическим монархиям. Значение политического красноречия упало, значение торжественного – возросло. Римское право все больше складывалось в твердую систему, в речах судебных ораторов оставалось все меньше юридического содержания и все больше формального блеска. Цицероновское многословие становилось уже ненужным, на смену пространным периодам приходили короткие и броские сентенции, лаконически отточенные, заостренные антитезами, сверкающие парадоксами. Все подчиняется мгновенному эффекту. Это – латинская параллель рубленому стилю греческого азианства; впрочем, в Риме этот стиль азианством не называется, а именуется просто «новым красноречием».

Главным прибежищем красноречия этого периода становятся риторические школы, где учебными образцами остаются классические речи и трактаты Цицерона. Но все школьные упражнения были очень далеки от практики красноречия предшествующей эпохи, но не были вовсе бесполезны: они представляли собой прекрасную гимнастику для ума и языка. Помимо того, изобретательность и занимательность сюжета, чисто психологические коллизии, патетика, установка на образное восприятие конфликта, игра воображения – все сближало риторику и поэзию. Результатом стало развитие жанра авантюрного романа и других не менее плодотворных жанров «второй софистики», оказавшей огромное влияние на развитие европейской литературной традиции.

Глава новой риторической школы Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – 96 г.г. н.э.) размышлял «О причинах упадка красноречия» в одноименном трактате. На поставленный вопрос Квинтилиан отвечал как педагог: причина упадка красноречия в несовершенстве воспитания молодых ораторов. В целях улучшения риторического образования он пишет обширное сочинение «Образование оратора», где излагает ведущие взгляды своей эпохи на теорию и практику красноречия, образцом которого продолжает служить Цицерон.

Подобно Цицерону(«Брут»), Квинтилиан видит залог процветания красноречия не в технике речи, а личности оратора: чтобы воспитать оратора «достойным мужем», необходимо развивать его вкус. Развитию нравственности должен служить весь образ жизни оратора, в особенности же занятия философией. На развитие вкуса рассчитан цикл риторических занятий, систематизированный, освобожденный от излишней догматики, ориентированный на лучшие классические образцы. «Чем больше тебе нравится Цицерон, - говорит Квинтилиан ученику, - тем больше будь уверен в своих успехах».

«Но именно это старание Квинтилиана как можно ближе воспроизвести цицероновский идеал отчетливее всего показывает глубокие исторические различия между системой Цицерона и системой Квинтилиана. Цицерон, как мы помним, ратует против риторических школ, за практическое образование на форуме, где начинающий оратор прислушивается к речам современников, учится сам и не перестает учиться всю жизнь. У Квинтилиана, наоборот, именно риторическая школа стоит в центре всей образовательной системы, без нее он не мыслит себе обучения, и его наставления имеют в виду не зрелых мужей, а юношей-учеников; закончив курс и перейдя из школы на форум, оратор выходит из поля зрения Квинтилиана, и старый ритор ограничивается лишь самыми общими напутствиями для его дальнейшей жизни. В соответствии с этим Цицерон всегда лишь бегло и мимоходом касался обычной тематики риторических занятий – учения о пяти разделах красноречия, четырех частях речи и т.д., а главное внимание уделял общей подготовке оратора – философии, истории, праву. У Квинтилиана, напротив, изложение традиционной риторической науки занимает три четверти его сочинений, а философии, истории, праву посвящены лишь три главы в последней книге, изложенные сухо и равнодушно и имеющие вид вынужденной добавки. Для Цицерона основу риторики представляет освоение философии, для Квинтилиана – изучение классических писателей; Цицерон хочет видеть в ораторе мыслителя, Квинтилиан – стилиста. Цицерон настаивает на том, что высший судия ораторского успеха – народ; Квинтилиан в этом уже сомневается и явно ставит мнение литературно искушенного ценителя выше рукоплесканий невежественной публики. Наконец – и это главное – вместо цицероновской концепции плавного и неуклонного прогресса красноречия, у Квинтилиана появляется концепция расцвета, упадка и возрождения – та самая концепция, которую изобрели когда-то греческие аттицисты, вдохновители цицероновских оппонентов. Для Цицерона золотой век ораторского искусства был впереди, и сам он был его вдохновенным искателем и открывателем. Для Квинтилиана золотой век уже позади, и он – лишь ученый исследователь и реставратор. Путей вперед больше нет: лучшее, что осталось римскому красноречию – это повторять пройденное» (Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика//Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994. С. 68).

Создателем нового стиля, сменившего «старинный стиль» Цицерона, был Луций Анней Сенека (4 г. до н. э. – 65 г. н.э.). Родился в Испании, отец его, Сенека Старший, был всадником, написал труд о римских риторах. Оказал большое влияние на риторическую подготовку сына. Луций Сенека получил образование в Риме. Учился философии у стоиков Аттала и Фабиана и до конца своей жизни сохранил склонность к стоицизму, хотя интересовался Платоном и Эпикуром.

Свою деятельность как судебный оратор он начал в 31 г. Его успех вызвал недовольство Калигулы, который хотел его убить. Смертная казнь грозила Сенеке и при Клавдии. Вследствие интриг Мессалины, сосланный в 41 г. на остров Корсику, Сенека оставался там до 49 г. Возвратившись в Рим, Сенека получил должность претора благодаря покровительству второй жены Клавдия Агриппины, которая поручила Сенеке воспитание своего сына от первого брака, будущего императора Нерона.

Когда Нерон вступил на престол, Сенека фактически стал управлять государством, и это время ослабленного деспотического режима считается счастливым «пятилетием Нерона». Облеченный властью, получивший звание консула, Сенека накопил огромное богатство. Это вызвало против него оппозицию. В 62 г. он удалился от двора, но, по-видимому, продолжал принимать участие в политике, так как в 65 г., в связи с раскрытием заговора против императора, он, по приказу Нерона покончил жизнь самоубийством.

Литературное наследие Сенеки состоит из сочинений философского характера и поэтических произведений.

В периоды общего упадка гражданских идей в обществах, прошедших путь от демократии к единовластию, всегда наблюдается процесс примирения риторики и философии. Сенека Млад- ший – характерный пример подобного симбиоза.

Если Цицерон писал свои морально-этические трактаты в форме диалога, то Сенека в своих философских трактатах приходит к формедиатрибы – проповеди-спора, где новые и новые вопросы заставляют философа всё время с разных сторон подходить к одному и тому же центральному тезису. Если трактаты Цицерона имели в основе линейную композицию развития тезиса – логику развития мысли, то в сочинениях Сенеки композиция как таковая отсутствует: Все начала и концы выглядят обрубленными, аргументация держится не на связности, а на соположении доводов. Автор старается убедить читателя не последовательным развитием логики мысли, подводящей к центру проблемы, а короткими и частыми наскоками со всех сторон: логическое доказательность заменяет эмоциональный эффект. По существу это не развитие тезиса, а лишь повторение его снова и снова в разных формулировках, работа не философа, а ритора: именно в этом умении бесконечно повторять одно и то же положение в неистощимо новых и неожиданных формах и заключается виртуозное словесное мастерство Сенеки.

Тон диатрибы, проповеди-спора, определяет синтаксические особенности «нового стиля» Сенеки: он пишет короткими фразами, всё время сам себе задавая вопросы, сам себя перебивая вечным: «Так что же?». Его короткие логические удары не требуют учёта и взвешивания всех сопутствующих обстоятельств, поэтому он не пользуется сложной системой цицероновских периодов, а пишет сжатыми, однообразно построенными, словно нагоняющими и подтверждающими друг друга предложениями. Вереницы таких коротких, отрывистых фраз связываются между собой градациями, антитезами, повторами слов. «Песок без извести», - метко определил эту дробную рассыпчатость речи ненавидевший Сенеку император Калигула. Враги Сенеки упрекали его в том, что он использует слишком дешёвые приёмы в слишком безвкусном обилии: он отвечал, что ему как философу безразличны слова сами по себе и важны лишь как средство произвести нужное впечатление на душу слушателя, а для этой цели его приёмы хороши. Точно так же не боится быть вульгарным Сенека и в языке: он широко пользуется разговорными словами и оборотами, создаёт неологизмы, а в торжественных местах прибегает к поэтической лексике. Так из свободного словаря и нестрогого синтаксиса складывается тот язык, который принято называть «серебряной латынью», а из логики коротких ударов и эмоционального эффекта – тот стиль, который в Риме называли «новым красноречием». Наиболее полно отразился новый стиль Сенеки в его сатире «Отыквление», явившейся ядовитой пародией на обычай обожествления императоров после их смерти. Клавдий после смерти превратился в тыкву, символ глупости в Риме, а не в бога – таков финал этой интереснейшей комедии Сенеки.

2.1 Цицерон и его сочинения об ораторском искусстве

Культура Древней Греции, в том числе и достижения в области риторики, была творчески воспринята Древним Римом. Расцвет римского красноречия приходится на I в. н. э., когда особенно возрастает роль Народного собрания и судов. Вершиной развития ораторского искусства является деятельность Цицерона. Самым ярким и известным оратором и теоретиком красноречия признан Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Литературное наследие его обширно. Сохранилось 58 речей Из трех основных видов красноречия у Цицерона представлены два: политическое и судебное. Он выработал свой особый стиль, средний между азианизмом и умеренным аттикизмом. Для речей его характерно обильное, но не чрезмерное использование риторических украшений, выделение крупных, отчетливых в логическом и языковом отношении и ритмически оформленных периодов, изменение - по необходимости - стилистической тональности; отсутствие иноязычных слов и вульгаризмов. Достижения античной риторики и свой собственный «практический опыт» Цицерон обобщил в трех риторических трактатах: «Об ораторе», «Брут», «Оратор». В них он поднимает проблемы, актуальные и сегодня. Прежде всего, его интересовал вопрос о том, какие данные необходимы оратору, и пришел к выводу, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Только обладая всеми этими данными, оратор «сможет реализовать три великие цели красноречия - «убедить, усладить, победить (воздействовать)». Цицерон продолжил вслед за греками разработку теории трех стилей и ратовал за классическую схему построения речи, согласно которой оратор должен найти, что сказать, расположить материал по порядку, придать должную словесную форму, все запомнить, произнести. Особо он подчеркивал связь содержания и словесной формы: «Всякая речь состоит из содержания и слов, и во всякой речи слова без содержания лишаются почвы, а содержание без слов лишается ясности».

Другая яркая фигура римского красноречия - Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36-96 гг. до н. э.), знаменитый ритор, адвокат, автор пространного сочинения «Образование оратора». Уже из самого названия видно, что автор не сводил красноречие к сумме риторических правил, а призывал к всестороннему воспитанию оратора, который должен быть мудрецом, высоконравственным и образованным человеком. Главным объектом восхищения и подражания Квинтилиана был Цицерон. У них можно увидеть много общего. Оба различали три стиля красноречия и признавали три «великие цели»; оба делили работу над речью на пять этапов согласно древнегреческой риторической традиции. Оба утверждали, что риторика - это и наука, и искусство, задумывались над соотношением природного дара и специальной подготовки в красноречии. Но позиции этих двух теоретиков красноречия не идентичны. Для Цицерона оратор - прежде всего мыслитель, а основа риторики - философия. Квинтилиан же на первое место ставил стилистику и требовал от оратора мастерства в этой области. Он восхвалял чувство меры и считал, что из трех направлений ораторского искусства - азианского, аттического, родосского - лучшим является аттическое: «Пусть красноречие будет великолепно без излишеств, возвышенно без риска..., богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности; здесь, как и во всем, вернейший путь - средний, а все крайности - ошибки». Цицерон выступал против школярства, за практическое образование на форуме (место для народного собрания, площадь, центр политической и культурной жизни римского народа); для Квинтилиана эталон образовательной системы - риторская школа. Цицерон обращался со своими, речами к народу на форуме; Квинтилиан ориентировался на узкий круг образованных ценителей. Вместе с тем оба ритора внесли ценный вклад в развитие ораторского искусства, в теорию красноречия.


И коротко о других фигурах:

Марк Порций Катон (лат. Marcus Porcius Cato; 234 - 149 до н. э.), обыкновенно называемый в отличие от его правнука Марка Порция Катона Младшего, современника Юлия Цезаря, Старшим (Major) и прозванный также у римских писателей Цензором (Censorius, Censor) - представляет собой одну из наиболее крупных фигур Древнего Рима и как государственный деятель, и как писатель.

Марк Анто́ний (лат. Marcus Antonius; 14 января 83 до н. э., Рим - 1 августа 30 до н. э., Александрия Египетская) - древнеримский политик-цезарианец и военачальник, триумвир 43-33 гг. до н. э., трижды консул 44 до н. э., 34 до н. э. и 31 до н. э., квестор 51-50 гг. до н. э.

Марк Лициний Красс (лат. Marcus Licinius Crassus; 115 - 53 гг. до н. э.) - древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени.

Гай Ю́лий Це́зарь (лат. Gaius Iulius Caesar [ˈgaːjʊs ˈjuːljʊs ˈkae̯sar]; 13 июля, или, по другим данным, 12 июля 100 или 102 до н. э. - 15 марта 44 до н. э.) - древнеримский государственный и политический деятель, диктатор, полководец, писатель.

Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев.

Марк Калидий (лат. Marcus Calidius) - римский оратор.

Современник Цицерона и сторонник Цезаря, был претором в 57 до н. э. и умер наместником Галлии по ту сторону Альп в 47 до н. э. Он был главным представителем так называемого аттического направления в римском ораторском искусстве.

Заключение

На протяжении всего периода античной культуры риторика предопределяла не только стиль речи, но и в значительной степени образ мыслей и поведения, т. е, философию жизни. Труды древних ораторов по риторике оказали огромное влияние на все дальнейшее развитие теории ораторского искусства, они внесли значительный вклад и на развитие практического красноречия. В своих трудах ораторы поднимают проблемы, актуальные и сегодня. Их интересовал вопрос о том, что необходимо хорошему оратору, и сделали вывод, что совершенный оратор должен обладать природным талантом, памятью, иметь навык и знания, быть образованным человеком и актером. Если для греков главное в риторике - искусство убеждать, то римляне больше ценили искусство говорить хорошо. Риторика, родившаяся в Древней Греции и получившая развитие в Древнем Риме, не погибла вместе с античной цивилизацией, а продолжала жить в Средние века и «Новое время».