Стихи Красота природы. «Весенний дождь

Через диалог искусств можно познакомить детей начальной школы со стихотворением А.А. Фета "Я пришёл к тебе с приветом".

Литературные страницы кружка "Соловушка"

Цель: рассказать об особенностях творчества А.А. Фета.

Задачи: продолжить работу над анализом поэтических произведений, развивать умение выражать свои мысли, научить разделять восхищенное отношение поэта и художников к природе, родной земле, формировать ценностное отношение к окружающему миру.

На доске надпись: Природы чудные мгновенья... (после определения темы добавляю слово "Весна"), ниже надписи расположен на доске лист, слегка окрашенный, на который после рассматривания картин художников дети крепят выполненные элементы: лист, веточку, облачко...

Ход занятия

1.Подготовка к восприятию темы

Встаньте ровно и красиво. Теперь спокойно сядьте.

Послушайте лирическую миниатюру Б. Бочарникова и скажите, каким чудным мгновениям природы будет посвящено наше занятие?

"Вешнее солнце! .. Сколько в нём весёлой силы и щедрости, как неутомимо оно работает, чтобы всё сущее на земле быстрее вышло из зимнего оцепенения, пробудилось и обновилось...

А какие запахи - от поля, от талой воды, от берёз, по стволам которых бушует берёзовый сок, от молодой травы! Может, только в этот час открылась для меня вся мудрая простота слов бабки Марфы: "Каждый весенний день - праздник."

Каким чудным мгновениям природы будет посвящено наше занятие?

- Каждый рад весне и пытается свою радость выразить по-своему.

Сегодня на занятии разные виды искусств будут говорить о весне. Слово предоставляется поэту Афанасию Афанасьевичу Фету.

2.Слушание стихотворения

Послушайте стихотворение в исполнении мастера слова Яковлева и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

3. Аналитическое чтение стихотворения.

Что вы представляли, слушая стихотворение?

(- Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)

Скажите, о чем это стихотворение?

(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)

- Хотите ещё раз послушать это стихотворение?

На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?

(- Нет. Здесь стоит знак звездочки, знак, который показывает, что поэт решил оставить его без названия, чтобы дать читателям возможность подобрать своё название.)

Прочитаем первую строфу. Подготовьте ответ на вопрос: о чем взволнованно хочется рассказать автору в первую очередь?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

(В первую очередь - О СОЛНЦЕ! о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет "горячий " придает солнечному свету живительную силу.)

Да, восход солнца - это самое первое, самое важное, что привлекает внимание поэта, волнует его, заставляет делиться своей радостью с близким человеком.

Теперь прочитайте четвертую строку: в ней встречается глагол «затрепетало». А.А. Фет любил употреблять в своих стихах этот глагол. Объясните, как вы понимаете его смысл?

(- «Затрепетало» - т.е. начало трепетать, дрожать. Каждый листик колышется, движется, поворачивается разными своим сторонами к солнышку. Когда смотришь на деревья, которые начинают освещать солнце, они как бы оживают, трепещут.)

Прочитайте про себя вторую строфу. О чем она рассказывает? Как пробуждается лес утром? (Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

Энергия солнечного света разбудила лес, который весь проснулся.

Какие слова рисуют эту картину?

(- «Лес проснулся...»; «Весь проснулся, веткой каждой…»)

Фет показал весну не только в движении, но ещё наполнил её звуками. Давайте их услышим их в стихотворении. Для этого прочитаем вторую строфу вслух еще раз, выделяя голосом повторяющиеся звуки.

(Расс казать, что лес прос нулс я,

Вес ь проснулс я, веткой кажд ой,

Кажд ой птицей вс трепенулся

И вес енней полон ж ажд ой;)

- Какие звуки повторяются?

Мы слышим много свистящих и шипящих звуков. Кто в мире природы может издавать такие звуки?

(- Птицы и насекомые: жуки, пчелы, шмели. Они начинают свою жизнь ранним утром!)

Конечно, в этой строфе передается вся жизнь утреннего леса, в ней радостно участвуют все - от мала до велика!

В конце третьей строки - глагол «встрепенулся». Как вы понимаете его значение?

(- «Встрепенулся» - значит ожил, пришел в движение. «Каждой птицей встрепенулся» означает, что все птицы начали звонко щебетать.)

В четвёртой строке есть слова «И весенней полон жажды». Что такое «весенняя жажда»?

(- Природа пробуждается весной, и ей хочется влаги, чтобы напоить каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце.)

Верно. Но так можно сказать о природе. Подумайте, о ком еще?

(- Наверное, о человеке - он может испытывать жажду, т.е. сильно хотеть, желать чего-либо.)

Как художник красками, Фет словами рисует пейзаж: читатель может представить себе и яркую зелень весеннего леса, пляшущие по листве солнечные блики, слышать щебет птиц...

Какие средства выразительности использует автор?

(Эпитеты ("весенней жаждой", "горячий свет "), олицетворения ("лес проснулся", "солнце по листам затрепетало"), метафоры ("песня зреет", "душа счастью служит готова", звукопись ).

Мы не только представляем яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышим шелест весеннего леса, чувствуем прикосновение ветерка.

- Посмотрите внимательно, из скОльких предложений состоит стихотворение? Все стихотворение - одно предложение. Это не случайно, так как создается целостная картина гармонии природы и чувств человека.

Это очень верное наблюдение. О чем говорится в первой и второй строфах?

(- В них говорится о пробуждающейся природе.)

Поэт не только любуется, наслаждается весенним утром, пробуждающимся лесом - он словно дарит эту красоту нам всем, каждому из нас. Ведь забыть эти строки мы с вами уже никогда не сможем: Фет подарил их нам на всю жизнь!

О чем говорится в третьей и четвертой строфах?

(- В этих строфах говорится о человеке.)

Природа и человек у Фета неразрывно связаны между собой! Прочитаем третью строфу. Все ли слова в ней вам понятны?

- Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Обратим внимание на слово «страсть». Оно называет не просто чувство, а очень сильное чувство. Значит, сильное чувство любви и счастья переполняет героя стихотворения.

Конечно. Поэт словно подсказывает нам: и завтра будет обязательно радостным! Чувства переполняют поэта, и его героя, и нас, читателей.

Прочитаем четвертую строфу.

(- Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.)

В четвертой строфе «весельем веет» - «отовсюду» - говорится, что веселье пронизывает весь мир вокруг и царит в душе героя. «Что не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет». Как вы понимаете эту строку?

(- «Песня» - это стихи. Поэта переполняют чувства, и ему хочется писать стихи.)

Конечно. Счастье, радость, веселье, которые поэт ощущает повсюду, переполняют его душу. Он осознает, что «стихи зреют», поэтому торопится сообщить о своих чувствах каждому из нас.

При помощи простых фраз и ярких образов Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра.

Поэзия была главным делом жизни Фета, его призванием.

Поэт восхищён жизнью, и это восхищение передаётся нам. Поэт готов петь гимн жизни.

4. Показ фильма из усадьбы А.А. Фета

Ярослав Сергиевский вместе со своей сестрой Дианой совершил путешествие в усадьбу Афанасия Фета, Воробьёвку. И сегодня он готов рассказать вам об этом. (Демонстрация фильма, в котором директор музея рассказывает о том, что можно увидеть в усадьбе и приглашает класс посетить усадьбу.)

5. Демонстрация картин о весне курских художников

Поэты и писатели воспевали красоту весны словом. Как же выражали свои чувства художники? Ирина Васильевна, старший научный сотрудник Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, поможет вам ответить на этот вопрос.

(Демонстрация картин)

Какие строки из стихотворения подходят к этой картине?

Найдите строки, подходящие для этой картины!

Какие краски помогают выразить чувства?

6. Работа над элементами коллективного панно

Сейчас мы с вами попробуем выразить свои чувства и создать свою картину. Вам нужно выбрать отдельный элемент, поработать над ним в цвете и прикрепить к панно.

7. Слушание музыкального произведения "Утро"

Помогать нам в работе будет музыка....в исполнении Власа Олешицкого.

(Работа над коллективным панно)

8. Рефлексия

Кто готов выразить свои чувства словами? Чем запомнились вам "Природы чудные мгновенья...ВЕСНЫ"?

О чём заставили задуматься? Выскажите свои мысли.

А.А. Фет заслуженно и широко известен как тонкий лирик, чуткий художник, создавший яркие, незабываемые картины природы, отразив сложнейшие переживания человеческой души. Фета-лирика не интересовали общественные и политические проблемы современности, за что его, как представителя «чистого искусства», осуждали и высмеивали революционно-демократические литературные деятели. Главными для поэта стали «вечные» темы: природа, любовь, красота. Его стихи музыкальны, его образы волнуют звуками, запахами, они почти ощутимы, зримы, как прекрасные яркие мгновения жизни. Природа у Фета одухотворена и гармонична душе человека, она взаимосвязана с настроением и мироощущением лирического героя стихотворения. Как писал сам А.А. Фет в предисловии к третьему выпуску стихотворений «Вечерние огни», он хотел бы найти в поэзии «убежище от всех житейских скорбей», и таким убежищем становится для него прежде всего природа, ее неуловимый мир, пронизанный мыслью о красоте и вечности.

Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» обычно датируется 1857 годом. Даже если есть какие-то спорные моменты в определении его даты, сразу ясно, что это шедевр зрелого мастера пейзажной лирики, сумевшего выхватить и ярко запечатлеть один неуловимый миг жизни. Поэт рисует картину весеннего дождя, теплого и праздничного. Дождь начинается исподволь, незаметно:

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Обычная картина солнечного весеннего дня, нарочито мирная и бытовая. Наступление дождя противопоставлено этому покою, но картина не создает впечатления чего-либо мрачного и хмурого, напротив, она пронизана теплом, солнцем, ощущением радости:

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Сравнение и эпитет («будто в золотой пыли») производит впечатление прозрачности и тепла, а дальнейшая картина создает ощущение чистоты и свежести:

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Краски, звуки, запахи - все это наполняет небольшое по объему стихотворение, состоящее всего из трех строф, яркостью и новизной эмоционального восприятия мира. Очень простое по своему синтаксическому построению и по наличию художественных средств, используемых автором, стихотворение является живым подтверждением известной мысли о том, что все гениальное просто. Фет сумел в трех строфах не только образно и зримо передать картину весеннего дождя, но и создать неповторимое эмоциональное настроение тепла, весенней свежести, радости лирического мироощущения.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

А. Фет был непревзойденным мастером в художественном описании природы. Ему было присуще удивительное чувство понимания окружающего мира. В самым обыденных и незначительных деталях поэт мог увидеть проявление великого таинства природы. Ярким примером огромного таланта Фета является стихотворение «Весенний дождь» (1842 г.).

Произведение открывается картиной природы, ожидающей близкого дождя. Еще ярко светит солнце. Поэт обращает внимание на воробья, который радостно копошится в песке. При этом он использует глагол «купается», тем самым намекая на приближение благодатного дождя. Это уже становится заметно вдалеке в двигающейся «завесе», которая окрашивает горизонт в золотые краски.
Для Фета было очень важно заметить самые первые признаки природного явления, запечатлеть это неуловимое мгновение. Кульминационным событием становятся всего лишь два капли, которые сразу же преображают весь окружающий мир. Кардинальные изменения заметны даже в запахах («от лип душистым медом тянет»).

В стихотворении автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Фет боготворил природу. Он считал, что она, подобно человеку, имеет собственную душу. Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики. Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека.

Стихотворение «Весенний дождь» является классическим образцом пейзажной лирики. Фет очень точно подметил главные приметы, сопровождающие дождь. Поэт всегда подчеркивал прочную связь человека с природой. В произведении нет лирического героя, но он незримо присутствует в роли восторженного наблюдателя. Становится понятно, что все изменения в природе находят отклик в его душе. Автор делится своими впечатлениями с читателем и надеется, что повлияет на восприятие окружающего мира, научит любить его и уважать.

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Читать стих «Весенний дождь» Фета Афанасия Афанасьевича правильнее со спокойными интонациями. Стихотворение, написанное предположительно в 1857 году, создано таким образом, что вызывает не чувство грусти, а умиротворение. В названной лирике определённо ощущается опыт и мастерство автора в передаче пейзажных зарисовок.

Произведение описывает обстановку перед самым началом дождя. Фет не стремился создать гнетущую атмосферу, предвещающую страшную грозу. Он предпочёл при помощи тонко подмеченных мельчайших деталей передать состояние природы в ожидании спокойного весеннего дождя. Автор обрисовал на первый взгляд повседневную картину немного пасмурного дня, когда солнце периодически выходит из-за облаков. Но, по известной многим народной примете о купающихся в пыли или песке воробьях, читатели могут догадаться, что приближается дождь. Именно это приближение во втором четверостишие описано уже не буднично, а очень поэтично. Льющаяся с неба вода для автора словно завеса, приближающаяся и укрывающая опушку леса «золотой пылью». В стихотворении поэт прямо не говорит о дожде, используя местоимение «что-то». Но на это природное явление чётко указывает название и вполне понятные красочные описания. Прочитав прекрасное стихотворение полностью, легко ощутить свежесть, которую приносит с собой начинающийся дождь, усиливающий окружающие запахи. Фет сравнивает аромат, исходящий от лип, с душистым мёдом. Гениальность авторского слова позволяет представить, как несколько капель быстро появляются на стекле, а затем дождь становится сильнее и начинает барабанить по листьям в саду.

Текст стихотворения Фета «Весенний дождь» принято рассматривать на уроке литературы (3-5 класс) в рамках пейзажной поэзии автора. Учить стихи онлайн или скачать можно на нашем сайте.