В какую организацию входит сирия. Сирия

Часто люди интересуются, где находится Сирия. Достаточно открыть карту и тщательно поискать. Сирия — страна, находящаяся в Западной Азии, граничащая с Ираком, Иорданией, Турцией, Ливаном и Израилем. Её западную часть омывает Средиземное море. Территория государства возвышается над уровнем моря на 200-700 метров. Координаты: 35°18′00″ с. ш. и 38°38′00″ в. д.

Краткая характеристика Сирии

Площадь страны - 185, 2 тыс. км, численность населения равна 18,5 млн человек (по данным 2015 года), из которых 90% составляют сирийцы (арабы), 9% - курды, живущие в сельской местности и ведущие кочевой образ существования, 1% - армяне, обитающие в основном в городе Халебе. Для людей, которые узнают, где находится Сирия, сразу становится понятным их специфический уклад жизни. Во главе государства стоит президент, избирающийся на 7 лет. Арабский язык является официальным. Основная религия - мусульманство, количество верующих составляет 90% от всех проживающих в этой стране.

В основном сконцентрировано около Средиземноморского побережья. Климат тут тесно связан с местонахождением государства. Он здесь средиземноморский, субтропический, с преобладающей вечнозелёной растительностью. На протяжении всего побережья находится множество пляжей. Покрытие их, как правило, галечное или песчаное. Особенно красиво смотрится пляж Вади аль-Кандил с вулканическим чёрным песком. Восточная часть страны отличается очень засушливым климатом. Тут преобладают степи и пустыни, годовое количество осадков не превышает 150 мм, а летняя температура обычно составляет около 40 градусов. Западную и восточную части страны разделает гора Ансария.

История

Страна Сирия известна ещё с самых дальних времён. История зарождения государства берёт своё начало со времён до нашей эры. А её столица - город Дамаск - является одним из самых старинных городов в мире, который прославился изготовлением всемирно известной В Сирии зародилась одна из древнейших видов письменности - финикийская. На территории страны расположено большое количество культурно-исторических объектов, например, базилика святой Захарии, находящаяся в Дамаске или крупнейший древний театр в городе Босра.

Сирийская наука и искусство внесли в своё время огромный вклад в развитие не только арабской, но и византийской и римской культуры. Государство делится на 14 административных округов, которые называются - мухафазы. Одна из них - Кунейтра - начиная с 1973 года находится под оккупацией Израиля. В связи с этим на улицах Сирии запрещено появляться с символикой и вещами, связанными со страной-захватчицей.

Кухня

Постоянные вопросы о том, где находится Сирия, связаны и с их прекрасной кухней. Каждый хочет приехать сюда, чтобы отведать самые вкусные блюда. Население придерживается арабской, кавказкой и арамейской традиции. Отличительной чертой в приготовлении пищи является использование большого количества специй, оливкового масла, кисломолочных продуктов. Сирийцы не употребляют в пищу свинину и алкоголь, так как это запрещает ислам. К самым распространённым блюдам является лепёшка хобз, имеющая пресный вкус и употребляющаяся почти со всеми блюдами. Самый популярный десерт - пахлава.

Особенности уклада жизни

Узнавая, где находится Сирия, необходимо помнить, что государство имеет весьма странный уклад жизни, который местному населению страны кажется традиционным. Именно поэтому приезжим из Европы следует быть очень аккуратными и заранее изучить все необходимые правила поведения:

Однако, несмотря на такие жёсткие понятия, сирийцы отличаются гостеприимством. В основном это связано с расположением государства. Ведь выжить в суровой пустыне без взаимовыручки просто невозможно.

Сирия. Про страну.

Введение.
Прежде чем поехать куда либо, я всегда составляю свой собственный путеводитель по той стране, которую собираюсь посетить. Страну надо знать и иметь о ней реальное представление.
К настоящему времени у меня таких описаний-путеводителей скопилось около сотни стран.
Вот пример некоторого авторского предварительного описания страны Сирия. Конечно, большая часть материалов, это результат творческкой переработки различных источников интернета, адаптированных к собственному маршруту и программе осмотра страны.

Сирия. Общая информация.
Сири́йская Ара́бская Респу́блика (арб: аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя) - государство на Ближнем Востоке, на Восточном побережье Средиземного моря. Граничит с Турцией на севере, Ираком на востоке, Иорданией и Палестиной на юге. Западная оконечность страны граничит с Ливаном и омывается Средиземным морем.
Название Сирия происходит от древнегреческого названия колоний Ассирии, образованных от семитского слова «Сирион».
История сирийской цивилизации насчитывает более 6 тысяч лет. Число, совершенно не сопоставимое с историей любого Европейского государства. Археологами доказано, что Сирия явилась колыбелью большинства древних цивилизаций мира. Уже в 2400-2500 годах до н. э. огромная Семитская империя, часть которой была территория современной Сирии, с центром в Эбле простиралась от Красного моря до Закавказья. Язык Эблы считается древнейшим в семье семитских языков. В библиотеке Эблы, обнаруженной в 1975, найдены более 17 тысяч глиняных табличек, посвященных промышленности, сельскому хозяйству и искусству.
Список империй и государств, владевших территорией современной Сирии, велик. Она попадала под владычество египтян, ханаанитов, арамейцев, ассирийцев, вавилонян, персов, греков, армян, римлян, набатейцев, византийцев, арабов и крестоносцев. Дольше всех Сирия находилась под властью Османской империи.
Ислам закрепился в Сирии в 636, когда Дамаск стал столицей Арабского халифата. В это время Халифат уже был могущественным государством, простиравшимся от Пиренейского полуострова до Центральной Азии. И Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII веке являясь одним из крупнейших городов мира.
В середине XIII века Дамаск был провинциальным центром Империи мамлюков.
В 1400 Сирия подверглась нападению со стороны татаро-монголов. Тамерлан разгромил отряды мамлюков, разрушил Дамаск и вывез все его богатства в Самарканд.
В 1517 Сирия на несколько столетий попала под владычество Османской империи.
После поражения в Первой мировой войне Османская империя распалась и в 1920 году было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске (протекторат Франции).
В 1936 году между Сирией и Францией был подписан договор, предусматривающий независимость Сирии, но в 1939 году Франция отказалась его ратифицировать.
27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куватли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи.
В 1958 году, на волне популярности панарабского движения Сирия и Египет объединились в одно государство - Объединённую арабскую республику с центром в Каире. Президентом нового государства стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер. В 1961 году, в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот, Сирия вновь объявила независимость. После выхода Сирии из конфедерации страну возглавил либерал Назим Аль-Кудси (президент).
В марте1963 года в Сирии произошёл очередной военный переворот и к власти пришла партия Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, ар. «БААС» - «Возрождение»). Была принята новая конституция, в которой была закреплена ведущая роль ПАСВ. Страну возглавил Амин Хафез, начавший радикальные социалистические реформы. В феврале 1966 года случился очередной переворот (пятый за 4 года). Амин Хафез был свергнут и к власти пришло правительство, которое возглавил Хафез аль-Асад, правивший страной почти 30 лет. После кончины 10 июня 2000 Хафеза аль-Асада, президентом стал его сын Башар аль-Асад.

Географическое расположение:
Площадь Сирии составляет 185,2 тысяч км². Вдоль всей страны протянулась горная цепь Ансари́я, которая разделяет страну на влажную западную часть и засушливую восточную. На плодородной прибрежной равнине, простирающейся вдоль берега Средиземного моря от турецкой до ливанской границы, сосредоточено практически все сельское хозяйство страны. Большая часть сирийской территории, это засушливое плато, испещренное горными цепями, средняя высота которых 250 - 800 метров. К северу от гор расположена пустыня Хамад, к югу - Хомс. На востоке Сирию пересекает Евфрат, вдоль течения которого, развито сельское хозяйство. В 1973 в верхнем течении Ефрата была построена дамба, образовалось большое водохранилище, названное Озером Асада.
Политическая система: Как государственное образование, Сирия насчитывает немногим более 60 лет, но цивилизация зародилась здесь ещё в четвёртом тысячелетии до нашей эры. Республика, возглавляемая Президентом (генеральным секретарем партии Баас), избираемым общим голосованием каждые 7 лет (количество сроков пребывания у власти подряд не ограничено). Парламент, избираемый прямым голосованием каждые 4 года и кабинетом, возглавляемый премьер-министром. С 1963 года республика находится под управлением партии Баас. Почти 30 лет страной бессменно управлял один президент - Хафиз Асад. Власть в Сирии наследуется от отца к сыну и сейчас президентом государства является Башар Асад - сын прежнего. В Сирии портреты, статуи и скульптуры этих двух президентов, по отдельности и вместе, друг за другом, будут встречаться вам на каждом шагу, куда бы вы не зашли.

Образование.
Будучи напрямую, профессионально, связан с образованием, я всегда интересуюсь с вопросами организации этого процесса в тех странах, которые я посещаю. Образование - это уровень общей культуры и значит, предполагаемых контактов с населением этой страны.
В Сирии обязательное бесплатное образование в начальной школе, с 6 до 11 лет. Полный цикл школьного обучения составляет 12 лет и состоит из 6 лет обязательной начальной школы, трех лет общеобразовательной и ещё трех лет специальной подготовки, необходимой для поступления в университет. Уровень грамотности высокий и составляет 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин. Средняя продолжительность жизни - 70 лет.

Столица - Дамаск.
Это один из древнейших постоянно заселенных городов мира. Согласно справочнику Бедекера, Дамаск - самая древняя из существующих столиц мира.

Население Сирии.
Составляет около 20 млн. жителей (данные 2009 г.). Преимущественно арабы (более 80 % населения, в том числе ок. 400 тысяч палестинских беженцев). Крупнейшее национальное меньшинство - курды (10 % населения, большинство проживает в северной части страны, на границе с Турцией). 3 % населения Сирии - ассирийцы, в основном - христиане, также проживают на севере и на северо-востоке страны. Кроме того, в Сирии проживает до 400 тысяч черкесов (адыгов) и около 200 тысяч армян. На границе с Турцией (Алеппо, Латакия и в Дамаске), проживает около 900 тысяч турок. Большая часть населения проживает вдоль берегов плодородной долины Евфрата и на побережье Средиземного моря.

Государственный язык - арабский.

Климат.
Субтропический средиземноморский на побережье и сухой континентальный во внутренних районах. На протяжении всего года в Сирии преобладает теплая и сухая погода. Средние температуры января от +4 в восточных районах до +12оС на побережье, летом (июль) от +33 до +26оС соответственно, с дневными максимумами до +50оС. Короткие дожди бывают в период с ноября по март. Лето жаркое, но благодаря сухому климату жара переносится легко. В пустынных районах и на возвышенностях ночью довольно прохладно даже в летний период.

Религия.
Основная часть населения исповедует ислам, около 13% жителей являются христианами.
Сирия занимает важное место в истории христианства - согласно Библии, Павел принял христианскую веру в Антиохии, где им была основана первая христианская церковь (см. описание моих поисков этой церкви при визите в Дамаск).

Валюта.
Сирийский Фунт (SP), называемый в Сирии и других арабских странах "Лира". Деньги можно обменять в аэропорту, отелях и редких обменных пунктах (банках). Оплата товаров и услуг – в местной валюте. Курс: 1 евро = 68 лир, 1 доллар США = 45 лир

Виза Сирии.
Для въезда в страну гражданам России нужна виза, которую можно получить в посольстве страны в Москве. Проще и быстрее получить визу по прилету в аэропорту Дамаска или на сухопутных границах. Стоит это удовольствие $20 и действует виза 15 дней. Выездной сбор - 550 сирийских лир. Обычная туристическая виза дает право на пребывание в стране в течение 2 недель. Если вы намереваетесь остаться там дольше, вам нужно будет пройти процедуру продления пребывания в стране. При необходимости визу можно легко продлить.
Внимание. Вы не сможете получить визу, если у вас в паспорте есть любые отметки государства Израиль. Желательно не иметь при себе ничего, связанного с этим государством и не поминать это государство в своих рассказах. Часть Сирии оккупирована Израилем и эти две страны в настоящее время находятся в состоянии войны.

Транспорт.
Для передвижения по стране удобно использовать рейсовые автобусы, которые очень дешевы. Так как большая часть дорожных указателей на арабском, то надо иметь хорошую карту местности и чаще спрашивать. Следует учитывать, что доступ к некоторым редко посещаемым достопримечательностям затруднен, и к ним можно доехать только по грунтовой дороге. Предварительно уточняйте маршрут и его сложность.

Электричество: 220 В.

Связь: Код связи с Россией - 00+7. В стране действует мобильная связь, есть много недорогих интернет-кафе (1 долл/час).

Что купить на память.
Традиционные арабские кофейники, дамасские ножи и сабли, засахаренные фрукты, одежда и обувь… Лучше всего покупать сувениры и одежду на базарах в Дамаске и в Алеппо. Базары работают без выходных. Цены низкие. Большое обилие и разнообразие товаров.
Я, как всегда, покупал национальные головные уборы. Дешево и качественно.

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

Вошла в состав Македонского царства .

История Сирии
Телль Хазна l
Угарит
Мари
Эбла
Эмар
Катна
Шубат-Энлиль
Ямхад
Митанни
Хеттское царство
Сиро-хеттские царства
Арамейский Дамаск
Новоассирийское царство
Нововавилонское царство
Держава Ахеменидов
Государство Селевкидов
Апамея
Пальмира
Римская Сирия
Пальмирское царство
Византийская Империя (Сирия Прима , Сирия Секунда , Феодориада
Арабское завоевание
Омейядский халифат
Антиохийское княжество
Эдесское графство
Мамлюкский султанат
Сельджукская империя
Османская Империя (Эялет Дамаск , Эялет Алеппо , Вилайет Сирия , Вилейет Алеппо, Вилайет Бейрут)
Арабское восстание
Арабское королевство Сирия
Французский мандат в Сирии и Ливане
Сирийская революция
Арабо-израильский конфликт
Объединённая Арабская Республика
Сирийская Арабская Республика
Исламистское восстание в Сирии
Гражданская война в Сирии
Портал «Сирия»

В пещере Дедерьех (Dederiyeh Cave), находящейся в долине реки Африн , найдены останки нескольких неандертальцев .

Около 10 тыс. лет до н. э. Сирия стала одним из центров докерамического неолита A , где впервые в мире появились скотоводство и земледелие. Для последующего докерамического неолита B характерны прямоугольные дома Мурейбетской культуры. В эпоху докерамического неолита местные жители использовали сосуды из камня, гипса и обожжённой извести. Находки обсидиана , происходящего из Анатолии , свидетельствуют о древних торговых отношениях.

11000 лет назад община в Тель Карасса стала родоначальником сельского хозяйства. Открытия, сделанные в Tell Qarassa North, являются старейшими свидетельствами одомашнивания трёх видов зерновых: один вид ячменя и два вида пшеницы (полба и спельта) .

Поселение Телль Халула IX-VIII тыс. до н. э. на севере Сирии имело площадь 8 га. Исследование ДНК жителей Телль Халула и Телль Рамад на юге Сирии показало, первые европейские поселения основали жители Ближнего Востока .

Древнейшие известные на сегодняшний день ископаемые остатки одомашненной коровы сделаны на ранненеолитическом поселении Джа"де эль-Мугара в северной Сирии и относятся к VIII тысячелетию до н. э. (калиброванные же радиоуглеродные даты составляют 10 650 - 10 250 лет назад). Молекулярно-генетический анализ данных находок позволяет сделать вывод, что всё поголовье нынешних коров произошло от 80 туров , приручённых в поселениях Джа"де эль-Мугара и Чайоню-Тепеси в юго-восточной Турции .

В 5 тыс. до н. э. на севере современной Сирии существовала халафская культура , которая враждовала с убайдской культурой и была ею поглощена.

В Северной Месопотамии начало городской жизни можно увидеть в Нагаре (ныне Тель-Брак в северной части Сирии). К 3800 году до н. э. город имел большие здания, обширные мастерские и предполагаемое население 20 тыс. человек, не считая его пригороды. Первым значительным поселение на юге Месопотамии был Эриду около 3700 г. до н.

В эпоху позднего неолита и раннего бронзового века важную роль играли города Хамукар и Эмар .

Арам

Одной из ярких эпох его ранней истории были X-VIII века до н. э., когда после завоевательных походов царей Ризона I и Таб-Риммона город Дамаск стал центром могущественного арамейского царства, сделавшегося вскоре гегемоном всей Сирии. Это главенствующее положение сохранялось и при их потомках. В начале IX в. до н. э. сын Таб-Риммона, Бен-Хадад I , воевал с царством Израиль и отторг у израильтян часть северной Галилеи. Но спустя несколько десятилетий гегемонии Дамаска стали угрожать стремительно усиливавшиеся ассирийцы. Впервые они собрали дань с правителей Сирии в 859 до н. э. Чтобы успешней противостоять врагу, местные владетели решили объединить свои силы. Сыну Бен-Хадада I, Бен-Хададу II , удалось создать мощный антиассирийский союз, в который вместе с ним вошли царихаматский , израильский , арвадский , аммонский и некоторые другие. В 853 до н. э. под стенами города Каркара, на берегу реки Оронт, произошла ожесточенная битва . Она была очень кровопролитной, но закончилась безрезультатно. Некоторое время спустя ассирийский царь Салманасар III опять вторгся в Сирию, осадил Дамаск , но взять его не смог.

Однако опасная для ассирийцев коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. Вскоре между израильским царем Ахавом и Бен-Хададом II (библ. Венадад ) началась война. В сражении при Римот-Гилеаде в 850 до н. э. израильтяне были разбиты, а Ахав был убит (4Цар. ). Затем в 843 до н. э. умер и сам Бен-Хадад II - один из его приближенных, некто Азаил , воспользовавшись тем, что царь был болен, придушил его одеялом и сам захватил власть. В 834 до н. э. 120-тысячное ассирийское войско во второй раз подступило к Дамаску. Царь Ассирии Салманасар III обнаружил, что сирийцы заняли позиции на горе Сенире, одной из горных вершин Ливана, и окопались там. Ассирийцы сумели разбить сирийское войско, а сам Азаил вынужден был бежать в Дамаск. Ассирийцы окружили город и вырубили рощи в его окрестностях. Салманасар III смог захватить большую добычу, но взять город не удалось и на этот раз.

Античный период

Французский мандат

Конституция 1969 года определила Сирию как демократическую, народную, социалистическую республику с плановой экономикой, с ограниченной рамками закона частной собственностью. 16 ноября 1970 года в результате военного переворота был свергнут президент Салах Джадид , и президентом республики в 1971 году стал Хафез аль-Асад , чьё правление фактически являлось диктатурой. Явный советский уклон сирийского руководства был уравновешен реверансами в сторону ислама. Арабо-израильские войны в и 1973 годах способствовали увеличению роли Сирии в общем противостоянии.

В годы правления Хафеза Асада Сирия стремилась ограничить влияние Израиля в регионе. Под контроль Израиля перешли сирийские Голанские высоты , однако своеобразной «компенсацией» за эту потерю стал почти полный политический контроль Сирии над Ливаном , установленный во время гражданской войны в этой стране.

В -1982 годах в Сирии произошла серия вооружённых выступлений

(Сирийская Арабская Республика)

Общие сведения

Географическое положение. Сирия - государство в Западной Азии, раскинувшееся от Средиземного моря на западе до Ирака на востоке в центре древних торговых путей между Европой, Азией и Африкой. На севере страна граничит с Турцией, на юге - с Иорданией, на западе - с Ливаном и Израилем (Голанские высоты). Протяженность средиземноморского побережья - 180 км.

Площадь. Территория Сирии занимает 185 200 кв. км.

Главные города, административное деление. Столица Сирии - Дамаск. Крупнейшие города: Дамаск (1 500 тыс. чел.), Халеб (1 500 тыс. чел.), Хомс (580 тыс. чел.), Аль-Ладхимия (300 тыс. чел.). Административно-территориальное деление страны: 13 мухафаз (губернаторств) и приравненный к ним муниципалитет Дамаска.

Государственный строй

Сирия - республика. Глава государства - президент. Глава правительства - премьер-министр. Законодательный орган-однопалатный Народный совет.

Рельеф. Большая часть Сирии - это пустынное плато с невысокими горами, понижающееся с запада на восток. На западе тянутся два горных массива, образующие горы Джебель-Ансария (высота до 1 562 м) вдоль средиземноморского побережья, горы Курд-Даг, Джебель-Завия, Антиливан (высота до 2 814 м) и Джебель-Эль-Шейх (арабское название горной гряды Хермон, большая часть которой теперь находится на территории Израиля). На юге Сирии поднимается черный базальтовый массив Джебель-Друз. Приморская низменность с вечнозеленой растительностью и роскошными пляжами имеет ширину 10-20 км. Купаться в теплом море можно почти круглый год. Восток страны представляет холмистую степь, полупустыню и пустынюс редкими оазисами. Северо-восточную часть занимает пустыня Джезире.

Геологическое строение и полезные ископаемые. Недра страны содержат запасы нефти, фосфатов, марганца, хрома.

Климат. Климат на побережье-субтропический средиземноморский, с влажной мягкой зимой (средняя температура января + 12°С) и сухим летом со средней температурой +26°С. В горах холоднее, зимой выпадает снег. Во внутренних районах климат сухой континентальный, для него характерны большие сезонные и суточные перепады температуры, например, зимой температура может меняться от+10°С ночью до +20°С днем, а летом максимальная температура достигают +45°С, +50°С.

Внутренние воды. С северо-запада на юго-восток на протяжении 680 км через Сирию течет река Евфрат. В древности чуть южнее, в Двуречье (или Междуречье, между Евфратом и Тигром), зародилась древнейшая земная цивилизация. Через страну, протекает еще одна полноводная река-Оронт, длиной 570 км, на территории Сирии - 325 км.

Почвы и растительность. Склоны гор покрыты лесами (дуб, сосна, кипарис, лавр), занимающими около 3% территории страны. С увеличением высоты леса переходят в альпийские луга. Из деревьев также встречаются тополь, тамариск, каштан и эвкалипт. Пальмы можно увидеть в оазисе Пальмира.

Животный мир. Животный мир Сирии довольно беден. Из хищников можно назвать пантеру, шакала, полосатую гиену. Водятся антилопы, газели, онагры (дикие ослы). Много пресмыкающихся и грызунов.

Население и язык

Население страны составляетпримерно 13,5 млн. человек: от 80% до 90% (по разным источникам) - арабы. Бедуинов около 100 тыс. человек. Национальные меньшинства представлены курдами, армянами, турками и черкесами. Государственный язык-арабский (сирийский диалект). В Алеппо и других больших городах говорят по-армянски, в некоторых деревнях восточнее Евфрата-по-турецки. В двух-трех деревнях до наших дней сохранился язык Библии - арамейский. Местные жители понимают английский язык, старшее поколение-французский.

Вероисповедание

Господствующая религия в Сирии - ислам. Из 82% мусульман сунниты составляют 68%, шииты - 14%. Шииты разделяются на несколько сект: алавиты (нусайриты) - 11,5%, исмаилиты - 1,5%. Около 3% составляют друзы.

Краткий исторический очерк

Около 800 тысяч лет назад из Африки пришли в Сирию первобытные люди. На территории Сирии раскопано около полусотни древних поселений. В Ситт Марко, Рас-Шамре и Латамне найдены предметы раннего палеолита, в пещерах Дедерия найдены древнейшие останки человека периода среднего палеолита (мезолита). Английский археолог Леонард Вуллей в 1927-1928 гг. раскопал город Ур на Евфрате, легендарную родину праотца Авраама. Обнаруженные им царские гробницы дали богатейшую информацию о жизни шумеров, о их похоронных обрядах. Но самое поразительное открытие состояло в том, что под культурным слоем с остатками гробниц оказался абсолютно чистый слой глины около двух с половиной метров толщиной. Был сделан единственно возможный вывод: в древнем Шумере произошло невиданное наводнение. Возможно, реальный потоп, описанный в более древнем, чем Библия, «Сказании о Гильгамеше», обнаруженном на глиняных клинописных табличках, послужил основанием для библейского рассказа о Всемирном Потопе. На глиняных табличках были расшифрованы и списки древних царей, и тексты договоров и законов. Археологические раскопки и расшифрованные тексты доказали: в IV тысячелетии до н. э. в долине Евфрата и, в частности, на территории современной Сирии жили племена ханаанеян (амореев). В конце III - начале II тысячелетия до н. э. в регионе возникли ранние рабовладельческие государства.

В XVI-XIV вв. до н. э. на территории Сирии шли почти непрерывные войны. Сирию поочередно завоевывали египтяне, империя Митанни (контролировавшая Джезиру), хетты, затем арамеи, к I тысячелетию до н. э. распространившие свое влияние почти на всю Юго-Западную Азию. Хетты, империя которых была разрушена около 1200 г. до н. э., были вытеснены в Северную Сирию и долину Верхнего Евфрата и создали там новые хеттские царства с центрами в Алеппо, Каркемише, Хаме, Арпаде. В начале X в. до н. э. на территории Сирии возникло арамейское Дамасское царство, с VIII в. входившее в состав Ассирии (примерно с IX в. до н. э.), затем Нововавилонского (в VII в. до н. э.), древнеперсидского царства Ахеменидов (до 333 г. до н. э.) и эллинистического государства Селевкидов. Еще одно арамейское царство, созданное в Хаме, также было покорено Ассирией в IX в. В 333 г. до н. э. в Северной Сирии войска Александра Македонского разбили огромную армию персидского царя Дария III. После смерти великого полководца империя была поделена. Восток достался полководцу Александра Селевку Никатору (основателю династии Селевкидов). Греки основали в Сирии города Антиохию, Аламею, Дура-Европос.

В 64 г. до н. э. римляне сокрушили Пальмирское царство, простиравшееся от Египта до Малой Азии и занимавшее значительную часть современной Сирии. Антиохия стала столицей новой римской провинции. ВIV-VII вв. н. э. Сирия была процветающей провинцией Византийской империи. ВIV-V вв. строились христианские церкви, возникали новые богатые города. В 532 г. Сирия испытала нашествие персов, а после войны византийцев и персов-Сасанидов 603 г., в 611 г. в страну снова хлынули персы, окончательно изгнанные из Сирии в 627 г. Когда в 636 г. арабы разгромили византийцев при Йармуке, сдался Дамаск. В 639 г. были захвачены Алеппо, Антиохия и Латакия, а затем и вся страна.

В 661 г. Муавия, арабский наместник в Сирии и основатель династии Омейядов, захватил власть и перенес столицу в Дамаск. До 750 г. Дамаск оставался столицей халифата Омейядов. Именно в этот период распространился арабский язык, большая часть населения приняла ислам и зародилось исламское искусство. В 750 г. сторонники Абу аль-Аббаса, положившего начало династии Аббасидов, свергли династию Омейядов. В 762 г. столицу Арабского халифата перенесли в Багдад, и роль Сирии заметно уменьшилась. В 868 г. Ахмад ибн-Тулун (основатель династии Тулунидов), правитель Египта, завоевал Сирию. В 934 г. Дамаск, как и Египет, перешел в руки династии Икшидов, вскоре изгнанных из Северной Сирии на юг страны и в Египет арабской династией Хамданидов (впоследствии Фатимидов). До 975 г. Хамданиды правили и в Алеппо, пока не были изгнаны византийским императором Иоанном I Цимисхием.

В X-XI вв. значительную часть страны захватили турки-сельджуки. XI-XIII вв. - эпоха крестовых походов. В 1097-1098 гг. крестоносцы осадили и взяли Антиохию, а затем основали Антиохийское княжество - одно из многих княжеств и королевств (в том числе и Иерусалимского), основанных крестоносцами на Востоке. С тех времен на территории Сирии остались довольно хорошо сохранившиеся замки и крепости рыцарей-крестоносцев. Власть крестоносцев не была устойчивой. В 1173 г. Салах-ад-Дин (известный в Европе как Саладин) захватил Дамаск и объединил Египет и Сирию, положив начало правлению династии Айюбидов. В 1187 г. в битве при Хаттине он захватил Иерусалим. С 1265 г. крестоносцев начинают вытеснять с Востока. В1268 г. султан Бейбарс овладел Яффой в Палестине и Антиохией в Сирии. В 1271 г. пала крепость Крестоносцев, в 1285 г. - крепость Маркаба, в 1303 г. - остров Аруад - последний оплот крестоносцев в Сирии.

С XIII в. до начала XVI в. Сирией правили египетские мамлюки - воины египетских султанов, набиравшиеся из рабов тюркского происхождения, а в 1250 г. захватившие власть в Египте и правившие Египтом и Сирией до турецкого завоевания в 1517 г. В 1400 г. Сирия испытала нашествие монголов, в 1401 г. войска Тамерлана захватили и сожгли Дамаск, истребили его жителей. В 1453 г. турки захватили Константинополь, закрепив свою победу над Византией и быстро завоевав Юго-Западную Азию. В 1516 г. при Селиме I турки захватили Египет и Сирию, и до 1918 г. Сирия входила в состав Османской империи (по имени Османа-создателя эмирата, а затем империи). Самые значительные события этого периода: 1812г. - восстание янычар, которым удалось взять Дамаск и Алеппо; 1860 г. - истребление христиан в Дамаске. Во время Первой мировой войны Турция и, следовательно, вся Османская империя была союзницей Германии. Для изгнания турецких войск с территории Юго-Западной Азии шейх Фейсал объединился с английскими и французскими войсками. В 1917 г. Фейсал вступил в Дамаск, а в 1920 г. основал арабское королевство.

После поражения Германии и ее союзницы Османской империи в Первой мировой войне Лига Наций в 1920 г. выдала Франции мандат на управление Сирией. Французское правление ознаменовалось многочисленными восстаниями, самым мощным из которых было восстание друзов в 1925 г., закончившееся бомбардировкой захваченного восставшими Дамаска. Летом 1941 г. в Сирию вошли английские, французские и иорданские войска, чтобы свергнуть профашистский режим. В результате мощного национально-освободительного движения французские военные власти в ноябре 1941 г. были вынуждены признать независимость Сирии. В 1943 г. было сформировано первое национальное правительство, а 17 апреля 1946 г. из страны были выведены все иностранные войска. С 1945 по 1954 г. в Сирии произошло несколько государственных переворотов. Переворот генерала Займа произошел после первой арабо-израильской войны 1948 г. (которую в Израиле называют войной за Независимость).

В феврале 1958 г. Сирия и Египет объединились в Объединенную Арабскую Республику (ОАР), президентом которой стал президент Египта Насер, но в 1962 г. Сирия вышла из союза и стала самостоятельной Сирийской Арабской Республикой (САР). Главой республики является президент, законодательная власть в стране принадлежит парламенту. В 1963 г. к власти пришла партия Баас, девизом которой были слова «Единство-Свобода-Социализм». Последующий период ознаменован сближением с Советским Союзом, национализацией многих секторов промышленности. В1967 г. в ходе Шестидневной войны с Израилем Сирия потеряла Голанские высоты. В 1970 г. к власти пришел генерал Хафез аль-Асад, бывший ранее министром обороны и объединивший несколько политических партий в Прогрессивный национальный фронт. Остальные партии были запрещены. В 1992 г. он был в четвертый раз избран президентом на семь лет практически единогласно. Период правления Асада, несомненно внесший стабильность в жизнь страны, был омрачен еще одной арабо-израильской войной-Войной Судного дня, в результате которой не только не удалось вернуть Голаны, но израильская армия оказалась в 40 км от Дамаска, и Сирия понесла серьезный экономический урон.

Краткий экономический очерк

Сирия - аграрно-индустриальная страна. Возделывают зерновые и зернобобовые, технические (хлопчатник, сахарная свекла и тростник, табак) культуры. Плодоводство, овощеводство, виноградарство, бахчеводство, оливковые рощи. Экстенсивное животноводство. Рыболовство. Добыча нефти, фосфатов, соли. Текстильная и пищевкусовая промышленность. Химические, кожевенно-обувные, нефтеперерабатывающие предприятия. Кустарные промыслы. Экспорт нефти, нефтепродуктов, хлопка, сельскохозяйственных продуктов, текстильных изделей.

Денежная единица - сирийский фунт.

Краткий очерк культуры

Искусство и архитектура. В условиях подъема национально-освободительного движения в Сирии зародилось новое искусство. О его направленности позволяют судить даже названия картин художников Фарида Кардуса «Пробуждение арабов» и Назема Джафари «Народы приветствуют единство арабов». Первые сирийские художники учились в Италии, Франции и Германии, с 1950 г. в Дамаске стали периодически проводиться художественные выставки, а в 1956 г. было основано «Сирийское общество искусства». Любимой темой реалиста Назема Джафари стал городской пейзаж Дамаска. Жанровые художники Махмуд Джалал («Крестьянка с соломенным подносом») и Нассир Шаур (портреты крестьянок) создали поэтичные и чистые образы сирийских женщин. Наим Исмаил в своем творчестве опирается на традиции средневековой миниатюры даже в произведениях на бытовые темы («Рынок», «Деревенская дорога» и др.). Некоторые из современных художников Сирии испытали и сильное влияние западноевропейского абстракционизма.

, Вилейет Алеппо , Вилайет Бейрут)

Портал «Сирия»

История Сирии - история территории, на которой находится Сирийская Арабская Республика . Около 10 тыс. лет до н. э. Сирия стала одним из центров докерамического неолита A, где впервые в мире появились скотоводство и земледелие. В III тыс. до н. э. на территории Сирии существовал семитский город-государство Эбла, который входил в круг шумеро-аккадской цивилизации. Одной из ярких эпох его ранней истории были X-VIII века до н. э., когда после завоевательных походов царей Ризона I и Таб-Риммона город Дамаск стал центром могущественного арамейского царства, сделавшегося вскоре гегемоном всей Сирии. В 739 году до н. э. ассирийские отряды сумели взять Арпад. В 738 году до н. э. они также захватили ещё 19 сирийских городов. В этих условиях сирийские владетели забыли о своих распрях и сплотились вокруг нового дамасского царя Ризона II. После битвы при Иссе Александр Великий, вместо того чтобы преследовать Дария, двинулся в Сирию. Парменион захватил в Дамаске весь обоз персидской армии, а сам Александр занял Финикию. Таким образом Сирия в 332 году до н. э. вошла в состав Македонского царства.

В 635 году Сирия была опустошена и затем завоевана арабами, обратившими значительную часть арамейского населения в ислам. В 660-750 годы, когда Дамаск служил резиденцией халифов, благосостояние Сирии вновь стало подниматься, но с упадком Дамасского халифата страна обеднела. В 1260 году пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском, но был остановлен силами мамлюков во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины. Под египетским господством Сирия находилась до завоевания её в 1517 году султаном османов Селимом I. При османах Сирия была разделена на 4 провинции во главе с губернаторами, которые напрямую подчинялись стамбульской администрации. Во время Первой мировой войны арабы (в основном из Хиджаза) вместе с англичанами участвовали в освобождении Сирии от Османов. Когда же арабская армия во главе с Фейсалом ибн Хусейном в октябре 1918 вступила в Дамаск, она была встречена как освободительница. В 1920 году Франция получает в Сан-Ремо мандат на управление Сирией и начала наступление от побережья на восток своей 60-тысячной армией. Вскоре французы вступили в Дамаск и изгнали Фейсала с его 8-ми тыс. армией.

17 апреля 1946 года Сирия получила полную независимость от Франции. В 1958 году Сирия попыталась объединиться с Египтом и образовалась Объединённая Арабская Республика. В 1973 году во главе республики стал Хафез аль-Асад. После смерти Хафеза Асада президентом Сирии стал его сын, Башар аль-Асад. В 2011 году в Сирии вспыхнуло восстание.

Доисторический период

Около 10 тыс. лет до н. э. Сирия стала одним из центров докерамического неолита A , где впервые в мире появились скотоводство и земледелие. Для последующего докерамического неолита B характерны прямоугольные дома Мурейбетской культуры. В эпоху докерамического неолита местные жители использовали сосуды из камня, гипса и обожжённой извести. Находки обсидиана , происходящего из Анатолии , свидетельствуют о древних торговых отношениях. Поселение Телль Халула (en:Tell Halula) IX-VIII тыс. до н. э. на севере Сирии имело площадь 8 га. Исследование ДНК жителей Телль Халула и Телль Рамад (en:Tell Ramad) на юге Сирии показало, первые европейские поселения основали жители Ближнего Востока .

В эпоху позднего неолита и раннего бронзового века важную роль играли города Хамукар и Эмар .

Арам

Одной из ярких эпох его ранней истории были X-VIII века до н. э., когда после завоевательных походов царей Ризона I и Таб-Риммона город Дамаск стал центром могущественного арамейского царства, сделавшегося вскоре гегемоном всей Сирии. Это главенствующее положение сохранялось и при их потомках. В начале IX в. до н. э. сын Таб-Риммона, Бен-Хадад I, воевал с царством Израиль и отторг у израильтян часть северной Галилеи. Но спустя несколько десятилетий гегемонии Дамаска стали угрожать стремительно усиливавшиеся ассирийцы. Впервые они собрали дань с правителей Сирии в 859 до н. э. Чтобы успешней противостоять врагу, местные владетели решили объединить свои силы. Сыну Бен-Хадада I, Бен-Хададу II, удалось создать мощный анти-ассирийский союз, в который вместе с ним вошли цари хаматский, израильский, арвадский, аманский и некоторые другие. В 854 до н. э. под стенами города Каркара, на берегу реки Оронт, произошла ожесточенная битва. Она была очень кровопролитной, но закончилась безрезультатно. Некоторое время спустя ассирийский царь Салманасар III опять вторгся в Сирию, осадил Дамаск , но взять его не смог.

Однако опасная для ассирийцев коалиция сирийских и палестинских правителей сохранялась недолго. Вскоре между израильским царем Ахавом и Бен-Хададом II (библ. Венадад ) началась война. В сражении при Римот-Гилеаде в 850 до н. э. израильтяне были разбиты, а Ахав был убит (4Цар. ). Затем в 843 до н. э. умер и сам Бен-Хадад II - один из его приближенных, некто Газаил , воспользовавшись тем, что царь был болен, придушил его одеялом и сам захватил власть. В 834 до н. э. 120-тысячное ассирийское войско во второй раз подступило к Дамаску. Царь Ассирии Салманасар III обнаружил, что сирийцы заняли позиции на горе Сенире, одной из горных вершин Ливана, и окопались там. Ассирийцы сумели разбить сирийское войско, а сам Азаил вынужден был бежать в Дамаск. Ассирийцы окружили город и вырубили рощи в его окрестностях. Салманасар III смог захватить большую добычу, но взять город не удалось и на этот раз.

Античный период

Французский мандат

В 1920 году Франция получает в Сан-Ремо мандат на управление Сирией и начала наступление от побережья на восток своей 60-тысячной армией. Вскоре французы вступили в Дамаск и изгнали Фейсала с его 8-тысячной армией. В соответствии с франко-турецким договором 20 октября 1921 года Александреттский санджак был выделен в особую автономную административную единицу внутри французского мандата, так как в нём, помимо арабов и армян, проживало значительное количество турок. 7 сентября 1938 года на северо-западе Сирии на территории Александреттского санджака образовалось Государство Хатай , которое 29 июня 1939 года было аннексировано Турцией. После Восстания 1925-27 Франция была вынуждена пойти на уступки в вопросах местного управления, и в 1932 году Сирия была объявлена республикой (с сохранением французского мандата).

Современная Сирия

Полную независимость от Франции Сирия получила 17 апреля 1946 года , который празднуется как День Эвакуации. Первым президентом стал глава колониальной администрации Куатли . Появление государства Израиль в 1948 и последующая за ним арабо-израильская война привела к острому политическому кризису. В 1949 году в Сирии в результате трёх военных переворотов сменилось три диктатора: Хусни аз-Заим , Сами аль-Хиннави (англ. ) и Адиб аш-Шишакли . В 1958 году Сирия попыталась объединиться с Египтом, в результате чего образовалась Объединённая Арабская Республика .

Сирия с её 15 миллионным населением после неудачной попытки объединения с Египтом, в результате переворота в 1963 году оказалась под властью лидеров партии БААС (Партия Арабского Социалистического Возрождения). В БААС достаточно быстро верх одержала националистическая фракция с ориентацией на тотальный социализм , близкий к советской модели . Вскоре социалистический акцент в экономике был смягчён, но за этим последовал военный переворот 1966 года . Курс на укрепление роли госсектора в экономике был продолжен. Основную оппозицию Баас составляли исламисты. В 1976-1982 годах в стране происходили организованные исламистами массовые выступления и террористическая борьба против Баас, получившие название исламского восстания .

Конституция 1969 году определила Сирию как демократическую, народную, социалистическую республику с плановой экономикой, с ограниченной рамками закона частной собственностью. 16 ноября 1970 года в результате военного переворота был свергнут президент Салах Джадид , и президентом республики в 1971 году стал Хафез аль-Асад , чьё правление фактически являлось диктатурой. Явный советский уклон сирийского руководства был уравновешен реверансами в сторону ислама. Арабо-израильские войны в и 1973 годах способствовали увеличению роли Сирии в общем противостоянии.

В годы правления Хафеза Асада Сирия стремилась ограничить влияние Израиля в регионе. Под контроль Израиля перешли сирийские Голанские высоты , однако своеобразной «компенсацией» за эту потерю стал почти полный политический контроль Сирии над Ливаном , установленный во время гражданской войны в этой стране. Конец этому был положен в , когда войска Сирии были выведены из Ливана.

После смерти Хафеза Асада президентом Сирии стал его сын, Башар аль-Асад .

Политика Башара Асада отличается б́ольшей мягкостью и гибкостью по сравнению с его отцом. В он согласился вывести из Ливана сирийские войска и даже дал согласие сотрудничать со следователями ООН , подозревающими сирийские спецслужбы в убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири .

Согласно статье К. Капитонова, ещё до Войны в Ираке 2003 года, в обход запрета Совета Безопасности ООН, Сирия участвовала в снабжении оружием режима Саддама Хусейна .

Россия (2008), США, ЕС, Израиль и Франция обвиняли Асада в материально-технической поддержке военизированных групп - противников Израиля (Хезболла , Хамас , Исламский джихад) , признанных террористическими организациями в ряде стран мира.

Напишите отзыв о статье "История Сирии"

Примечания

не корректировщик огня, а офицер ВКС Александр Пархоменко.

Литература

  • Бикерман Э. Государство Селевкидов / Пер. с франц. Л. М. Глускиной. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1985. - 264 с.
  • Вулли Леонард. Забытое царство / Пер. с англ. Е. Н. Самусь. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1986. - 168 с.: ил. - Серия «По следам исчезнувших культур Востока ».
  • Грушевой А. С. Очерки экономической истории Сирии и Палестины в древности (I в. до н. э. - VI в. н. э.). - СПб.: Нестор-История, 2013. - 392 с. - Серия «Историческая библиотека». - ISBN 978-5-90598-803-5
  • Древняя Эбла (Раскопки в Сирии) / Сост. и введение Пьера Маттиэ. Под ред. И. М. Дьяконова . - М.: Прогресс, 1985. - 368 с.: ил.
  • Заблоцка Юлия. История Ближнего Востока в древности (от первых поселений до персидского завоевания). - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. - 416 с. - Серия «По следам исчезнувших культур Востока ». - ISBN 5-02-016588-3
  • Матвеев К. П., Сазонова А. А. Пять жизней древней Сури. - М.: Молодая гвардия, 1989. - 188 с.: ил. - Серия «Эврика».
  • Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в средние века. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. - 272 с.: ил. - Серия «Культура народов Востока ».
  • Смирнов С. В. Государство Селевка I (политика, экономика, общество). - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке; Университет Дмитрия Пожарского, 2013. - 344 с.
  • Церен Эрих. Библейские холмы / Пер. с нем. Н. В. Шафранской. Под ред. Д. П. Каллистова . - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. - 480 с.: ил. - Серия «По следам исчезнувших культур Востока ».
  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. - М.: Астрель, Транзиткнига, 2003. - 576 с. - Серия «Классическая мысль». - ISBN 978-5-17-018173-6
  • Шифман И. Ш. Сирийское общество эпохи Принципата (I-III вв. н. э.). - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1977. - 310 с.: ил.
  • Шифман И. Ш. Угаритское общество (XIV - XIII вв. до н. э.) - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1982. - 392 с.: ил.
  • Шифман И. Ш. Культура древнего Угарита (XIV-XIII вв. до н. э.). - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1987. - 236 с.: ил.

Ссылки

Отрывок, характеризующий История Сирии

Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
«Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
– Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
– Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
– Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
– Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
– Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
– Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
– Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
– Маменька, что вы говорите!..
– Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
– Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
– Ты устала – постарайся заснуть.
– Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
– Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
«Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
– Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.
Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, – насколько то было в его власти, – не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск.
Но, кроме того, со времени выказавшихся в войсках утомления и огромной убыли, происходивших от быстроты движения, еще другая причина представлялась Кутузову для замедления движения войск и для выжидания. Цель русских войск была – следование за французами. Путь французов был неизвестен, и потому, чем ближе следовали наши войска по пятам французов, тем больше они проходили расстояния. Только следуя в некотором расстоянии, можно было по кратчайшему пути перерезывать зигзаги, которые делали французы. Все искусные маневры, которые предлагали генералы, выражались в передвижениях войск, в увеличении переходов, а единственно разумная цель состояла в том, чтобы уменьшить эти переходы. И к этой цели во всю кампанию, от Москвы до Вильны, была направлена деятельность Кутузова – не случайно, не временно, но так последовательно, что он ни разу не изменил ей.
Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их; но вместе с тем он чувствовал, заодно с солдатами, всю тяжесть этого, неслыханного по быстроте и времени года, похода.
Но генералам, в особенности не русским, желавшим отличиться, удивить кого то, забрать в плен для чего то какого нибудь герцога или короля, – генералам этим казалось теперь, когда всякое сражение было и гадко и бессмысленно, им казалось, что теперь то самое время давать сражения и побеждать кого то. Кутузов только пожимал плечами, когда ему один за другим представляли проекты маневров с теми дурно обутыми, без полушубков, полуголодными солдатами, которые в один месяц, без сражений, растаяли до половины и с которыми, при наилучших условиях продолжающегося бегства, надо было пройти до границы пространство больше того, которое было пройдено.
В особенности это стремление отличиться и маневрировать, опрокидывать и отрезывать проявлялось тогда, когда русские войска наталкивались на войска французов.
Так это случилось под Красным, где думали найти одну из трех колонн французов и наткнулись на самого Наполеона с шестнадцатью тысячами. Несмотря на все средства, употребленные Кутузовым, для того чтобы избавиться от этого пагубного столкновения и чтобы сберечь свои войска, три дня у Красного продолжалось добивание разбитых сборищ французов измученными людьми русской армии.
Толь написал диспозицию: die erste Colonne marschiert [первая колонна направится туда то] и т. д. И, как всегда, сделалось все не по диспозиции. Принц Евгений Виртембергский расстреливал с горы мимо бегущие толпы французов и требовал подкрепления, которое не приходило. Французы, по ночам обегая русских, рассыпались, прятались в леса и пробирались, кто как мог, дальше.
Милорадович, который говорил, что он знать ничего не хочет о хозяйственных делах отряда, которого никогда нельзя было найти, когда его было нужно, «chevalier sans peur et sans reproche» [«рыцарь без страха и упрека»], как он сам называл себя, и охотник до разговоров с французами, посылал парламентеров, требуя сдачи, и терял время и делал не то, что ему приказывали.
– Дарю вам, ребята, эту колонну, – говорил он, подъезжая к войскам и указывая кавалеристам на французов. И кавалеристы на худых, ободранных, еле двигающихся лошадях, подгоняя их шпорами и саблями, рысцой, после сильных напряжений, подъезжали к подаренной колонне, то есть к толпе обмороженных, закоченевших и голодных французов; и подаренная колонна кидала оружие и сдавалась, чего ей уже давно хотелось.
Под Красным взяли двадцать шесть тысяч пленных, сотни пушек, какую то палку, которую называли маршальским жезлом, и спорили о том, кто там отличился, и были этим довольны, но очень сожалели о том, что не взяли Наполеона или хоть какого нибудь героя, маршала, и упрекали в этом друг друга и в особенности Кутузова.
Люди эти, увлекаемые своими страстями, были слепыми исполнителями только самого печального закона необходимости; но они считали себя героями и воображали, что то, что они делали, было самое достойное и благородное дело. Они обвиняли Кутузова и говорили, что он с самого начала кампании мешал им победить Наполеона, что он думает только об удовлетворении своих страстей и не хотел выходить из Полотняных Заводов, потому что ему там было покойно; что он под Красным остановил движенье только потому, что, узнав о присутствии Наполеона, он совершенно потерялся; что можно предполагать, что он находится в заговоре с Наполеоном, что он подкуплен им, [Записки Вильсона. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ] и т. д., и т. д.
Мало того, что современники, увлекаемые страстями, говорили так, – потомство и история признали Наполеона grand, a Кутузова: иностранцы – хитрым, развратным, слабым придворным стариком; русские – чем то неопределенным – какой то куклой, полезной только по своему русскому имени…

В 12 м и 13 м годах Кутузова прямо обвиняли за ошибки. Государь был недоволен им. И в истории, написанной недавно по высочайшему повелению, сказано, что Кутузов был хитрый придворный лжец, боявшийся имени Наполеона и своими ошибками под Красным и под Березиной лишивший русские войска славы – полной победы над французами. [История 1812 года Богдановича: характеристика Кутузова и рассуждение о неудовлетворительности результатов Красненских сражений. (Примеч. Л.Н. Толстого.) ]
Такова судьба не великих людей, не grand homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов.
Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала и до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный s истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12 м годе, им всегда как будто немножко стыдно.
А между тем трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели. Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та цель, к достижению которой была направлена вся деятельность Кутузова в 1812 году.
Кутузов никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи. Он писал письма своим дочерям и m me Stael, читал романы, любил общество красивых женщин, шутил с генералами, офицерами и солдатами и никогда не противоречил тем людям, которые хотели ему что нибудь доказывать. Когда граф Растопчин на Яузском мосту подскакал к Кутузову с личными упреками о том, кто виноват в погибели Москвы, и сказал: «Как же вы обещали не оставлять Москвы, не дав сраженья?» – Кутузов отвечал: «Я и не оставлю Москвы без сражения», несмотря на то, что Москва была уже оставлена. Когда приехавший к нему от государя Аракчеев сказал, что надо бы Ермолова назначить начальником артиллерии, Кутузов отвечал: «Да, я и сам только что говорил это», – хотя он за минуту говорил совсем другое. Какое дело было ему, одному понимавшему тогда весь громадный смысл события, среди бестолковой толпы, окружавшей его, какое ему дело было до того, к себе или к нему отнесет граф Растопчин бедствие столицы? Еще менее могло занимать его то, кого назначат начальником артиллерии.
Не только в этих случаях, но беспрестанно этот старый человек дошедший опытом жизни до убеждения в том, что мысли и слова, служащие им выражением, не суть двигатели людей, говорил слова совершенно бессмысленные – первые, которые ему приходили в голову.
Но этот самый человек, так пренебрегавший своими словами, ни разу во всю свою деятельность не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны. Очевидно, невольно, с тяжелой уверенностью, что не поймут его, он неоднократно в самых разнообразных обстоятельствах высказывал свою мысль. Начиная от Бородинского сражения, с которого начался его разлад с окружающими, он один говорил, что Бородинское сражение есть победа, и повторял это и изустно, и в рапортах, и донесениях до самой своей смерти. Он один сказал, что потеря Москвы не есть потеря России. Он в ответ Лористону на предложение о мире отвечал, что мира не может быть, потому что такова воля народа; он один во время отступления французов говорил, что все наши маневры не нужны, что все сделается само собой лучше, чем мы того желаем, что неприятелю надо дать золотой мост, что ни Тарутинское, ни Вяземское, ни Красненское сражения не нужны, что с чем нибудь надо прийти на границу, что за десять французов он не отдаст одного русского.
И он один, этот придворный человек, как нам изображают его, человек, который лжет Аракчееву с целью угодить государю, – он один, этот придворный человек, в Вильне, тем заслуживая немилость государя, говорит, что дальнейшая война за границей вредна и бесполезна.
Но одни слова не доказали бы, что он тогда понимал значение события. Действия его – все без малейшего отступления, все были направлены к одной и той же цели, выражающейся в трех действиях: 1) напрячь все свои силы для столкновения с французами, 2) победить их и 3) изгнать из России, облегчая, насколько возможно, бедствия народа и войска.
Он, тот медлитель Кутузов, которого девиз есть терпение и время, враг решительных действий, он дает Бородинское сражение, облекая приготовления к нему в беспримерную торжественность. Он, тот Кутузов, который в Аустерлицком сражении, прежде начала его, говорит, что оно будет проиграно, в Бородине, несмотря на уверения генералов о том, что сражение проиграно, несмотря на неслыханный в истории пример того, что после выигранного сражения войско должно отступать, он один, в противность всем, до самой смерти утверждает, что Бородинское сражение – победа. Он один во все время отступления настаивает на том, чтобы не давать сражений, которые теперь бесполезны, не начинать новой войны и не переходить границ России.
Теперь понять значение события, если только не прилагать к деятельности масс целей, которые были в голове десятка людей, легко, так как все событие с его последствиями лежит перед нами.
Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что ни разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его.
Только признание в нем этого чувства заставило народ такими странными путями из в немилости находящегося старика выбрать его против воли царя в представители народной войны. И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасать и жалеть их.
Простая, скромная и потому истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история.
Для лакея не может быть великого человека, потому что у лакея свое понятие о величии.

5 ноября был первый день так называемого Красненского сражения. Перед вечером, когда уже после многих споров и ошибок генералов, зашедших не туда, куда надо; после рассылок адъютантов с противуприказаниями, когда уже стало ясно, что неприятель везде бежит и сражения не может быть и не будет, Кутузов выехал из Красного и поехал в Доброе, куда была переведена в нынешний день главная квартира.