Конспект открытого урока почему радуга разноцветная. Урок по окружающему миру "почему радуга разноцветная"

Цели:

1. Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.

2. Обобщить материал по культуре поведения за столом.

3. Воспитывать общую культуру.

4. Развивать интерес к культуре приема пищи.

Наглядные пособия: Картины, предметы сервировки стола.

Метод обучения: Рассказ, беседа, практическая работа.

Тип занятия: Занятие игра-игра.

Практическая работа: «Сервировка стола к чаю».

Ход занятия.

Воспитатель: (беседа)

На занятиях мы с вами касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом.

Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы.

Каждое правило имеет свой смысл.

Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед.

Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания:

«Убери локти со стола»!

«Возьми правильно нож»!

«Доешь все, что на тарелке»!

Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются.

Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе со мной сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно.

...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

- Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.

Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Ответы детей).

Воспитатель: А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?

Ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

2. Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был мальчик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень неловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвимoe. Нечаянно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.

Ответ: Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».

3. Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит Слава. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное - нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.

4. Можно ли разговаривать за столом?

Ответ: Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.

5 . Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.

Ответ: Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)

Воспитатель: Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении, которые мы сейчас и послушаем. (Стих дается заранее детям)

1 ребенок:

Коли друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома,

Пригодиться самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай:

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

3 ребенок:

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол, и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

2 ребенок:

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками,

Ложкой больше зачерпнешь.

Коли вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье

Трудно будет вынимать.

4 ребенок:

Если вас зовут обедать,

Гордо прячьтесь под диван

Если все-таки достанут

И за стол посадят вас,

Опрокидывайте чашку,

Выливайте на пол суп,

Зажимайте рот руками,

Падайте со стула вниз.

А котлеты вверх бросайте-

Пусть прилипнут к потолку.

«КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ»

(правила)

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, отрежь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.

11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой.

12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.

13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.

14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.

15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.

16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.

17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.

Воспитатель: Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сервировке стола.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспечить садящим за столом наибольшее удобство.

Воспитатель: Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку?

(используются вопросы-загадки)

ЗАГАДКИ:

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).

2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)

5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)

Воспитатель: Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки, приборы, посуда и цветы.

2. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.

3. На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка обязательный предмет.

· Она предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить одежду от случайного попадания пищи.

· Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.

· По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.

4. На салфетку ставят закусочную тарелку.

· Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы.

· Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.

· Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к правому плечу сидящего.

5. Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят справа от закусочной тарелки или на нее.

6. Общее блюдо с гастрономическими продуктами - в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет, что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.

7. На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки.

8. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каждый добавляет его по вкусу.

Воспитатель:

Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин.

1. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут руками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно делить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.

2. Если необходимо взять хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.

3. Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся дальше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.

4. По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

5. Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку.

6. Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой.

7. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой.

Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.

Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя)

1. Дети выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.

2. Контролировать работу детей, помогать им.

К приходу гостей тебе нужно накрыть стол. С чего же начать?

Прежде всего, расставь стулья вокруг стола, за которым соберутся гости.

Стол накрой чистой выглаженной скатертью, которая должна касаться сидений стульев.

Сервировка стола — это настоящее искусство, и многое необходимо запомнить.

Поставь на стол большие тарелки, а на них — тарелки поменьше — закусочные.

Справа от каждой тарелки положи ложку, выпуклой сто-роной вниз. Слева от тарелок — вилку для закуски и вилку для второго блюда (вилки также кладутся выпуклой стороной вниз).

Перед вилками поставь маленькую тарелочку для хлеба. Перед тарелками положи столовый прибор для десерта: вилку — зубцами вправо, ложку и нож — ручками вправо.

Перед тарелками, чуть справа от них, поставь бокал для напитков.

Для сервировки стола тебе обязательно понадобятся бумажные и матерчатые салфетки. Накрахмаленные полотняные салфетки можно красиво поставить на тарелки. Гости могут расстелить их на коленях, чтобы во время еды не испачкать свою одежду. Руки и губы вытирают бумажными салфетками. Эти салфетки сложи веером и вставь в специальную подставку или стакан.

Если ты захочешь украсить стол цветами, то и здесь существует несколько правил. Конечно, не стоит ставить огромный букет цветов в центр стола — всем собравшимся придётся всё время наклоняться, чтобы увидеть друг друга. Большой букет лучше поставить где-нибудь сбоку. Очень красиво будут смотреться цветы в маленьких вазочках, поставленных справа от каждой тарелки рядом с бокалами или посередине в низкой и небольшой по размеру вазе.

Ты проявишь изысканный вкус, если подумаешь о сочетании цветов на твоём столе с цветом скатерти, посуды и салфеток.

При такой расстановке твоим гостям будет удобно пользоваться всеми этими приборами.













Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • формировать первоначальное представления о свете и цвете;
  • познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;
  • обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;
  • воспитывать интерес к изучению нового.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность:

  • описывать чувства, возникающие при виде радуги;
  • называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;
  • запомнить последовательность цветов радуги;
  • высказывать предположения о причинах возникновения радуги,
  • работать в группах и паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Формирование УУД:

  • Предметные - перечислять цвета радуги в правильной последовательности.
  • Познавательные - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные - слушать и понимать речь других, уметь сотрудничать.
  • Регулятивные - Учиться высказывать свое предположение (версию); работать по предложенному учителем плану; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Личностные - освоение роли ученика; формирование интереса к учению.
  • Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, конверт №1-15 шт., конверт №2-30 шт., сигналы, цветные карандаши, проектор,

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, на нашем уроке сегодня присутствуют гости. Повернёмся и поздороваемся.

Проверим готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, конверт № 1 – 1 шт., конверт № 2 – 2 шт., сигналы, цветные карандаши.

Послушайте девиз нашего урока.

Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Мы - хороший дружный класс!
Всё получится у нас!

Вы согласны с этими словами? Тогда за работу.

2. Актуализация знаний.

Начнём наш урок с повторения изученного материала. Проведём игру “Верю – не верю”. Для работы нам потребуются сигналы – красный и зелёный. Я буду читать утверждения. Если правильно – вы поднимаете зелёный сигнал, если утверждение неверно, то - красный. Слайд 2

  1. Солнце – это ближайшая к Земле звезда.
  2. Луна – это планета
  3. На Луне есть воздух.
  4. Ветер – это движение воздуха.
  5. Холодный воздух легче тёплого.
  6. Ухо – орган слуха.
  7. Звук распространяется волной.
  8. Эхо появляется, когда дует сильный ветер.
  9. Громкий звук вреден для ушей.
  10. Туча – это дым.
  11. Насекомое издает жужжащий звук.
  12. Из тучи идёт дождь, потому что капли воды в ней тяжёлые.

Молодцы! Вы порадовали меня своими хорошими ответами.

3. Объявление темы урока.

А продолжит наш урок сказка, которая поможет нам определить тему урока.

Сценка

Автор : Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти кончился и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:

Солнечный зайчик.

Я всегда со светом дружен.
Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи
Пробегаю по листве.

Муравьишка: Кто ты?

Муравьишка: Что ты делаешь там, так высоко?

Солнечный зайчик: Я делаю чудеса!

Муравьишка:

Что за чудо – красота!
Расписные ворота
Показались на пути,
В них ни въехать, ни войти.

Муравьишка: Как же так? – удивился – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?

Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал.

Учитель. Ребята, как вы думаете, на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

Тема урока: “Почему радуга разноцветная?” Слайд 3

4. Постановка учебной задачи.

Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге.

А что бы вы хотели узнать про радугу? (Предположения детей).

Муравьишка предлагает провести исследование и узнать: (учитель вывешивает карточки с вопросами, приложение 1 ).

Что обозначает слово радуга?

Как и когда она появляется?

Почему радуга разноцветная?

Как получить радугу в домашних условиях?

Из каких цветов состоит радуга?

Задачи нам понятны, приступаем к работе.

4. Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации.

Поднимите руку те, кто видел радугу?

Где вы видели радугу? Какие чувства вы испытывали в это время?

Откуда же пришло к нам слово радуга? Расскажет нам докладчик. Слушайте внимательно. Слайд 4

Как в старину называли радугу? Во что верили люди?

В какое время года можно увидеть радугу?

После какого природного явления можно наблюдать радугу? (После дождя)

Как и когда появляется радуга знает следующий докладчик. Слушаем её сообщение.

6. Продолжение изучение нового материала.

Откуда же берётся цвет? Ведь солнечные лучи и дождевые капли не имеют цвета. Почему в воздухе возникло такое чудо? Слайд 6

Проведём исследование “Прохождение луча света через стеклянную призму”.

1. На слайде мы видим луч света, который направлен на призму.

Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды.

Так можно получить небольшую радугу.

Как же получилась радуга? (Луч света прошёл через призму и распался на цветные лучики).

Что нам заменяла призма? (Капельку воды)

2. А сейчас мы рассмотрим радугу с помощью специального прибора, напоминающего бинокль.

Для чего нужна щель? (Для светового луча. Через щель можно смотреть)

Как вы думаете, что внутри? (Стеклянная линза, заменяющая капельки воды)

Рассматривание радуги (прибор на 3 парты) – 3-5 мин

Ребята, а кто является главным “художником” в природе? (Солнце)

На что попадают в небе солнечные лучи? (На капельки дождя)

Что происходит с солнечными лучами? (Распадаются на разноцветные лучики.)

Что при этом образуется? (Радуга).

Молодцы! Вы правы. Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Что же такое радуга? (Это солнечное свечение. Солнечные лучи, попадая на капельку дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

Прочтём вывод в учебнике.

(Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику. Стр.31)

Послушаем стихотворение про радугу.

Чтение стихотворения

Летний дождь прошел с утра,
Выглянуло солнце.
Удивилась детвора,
Посмотрев в оконце, -
Семицветная дуга
Заслонила облака.

Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (Семицветная дуга)

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Слайд 7, 8

Сколько цветов у радуги? (семь) Может, кто-то уже знает порядок следования цветов в радуге? Проверим, собрав картинку из пазлов.

Работа в парах. (конверты №1 с пазлами, приложение 5 ) Слайд 9

Какой цвет создаёт наружную сторону дуги? Какой находится внутри? Какой цвет следует за красным? Оранжевым? Жёлтым? Зелёным? Голубым? Синим? Какая дуга окажется самой длинной? Самой короткой?

Как запомнить их по порядку и очень быстро?

Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такую фразу – подсказку:

“Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан” Слайд 10

Как же могут помочь эти странные слова?

По первым буквам этих слов определяется порядок цвета.

Выучим порядок следования цветов радуги.

Работа в парах.

(заучивание запоминалки) учебник – с. 40

Проверка. Слайд 11

7. Закрепление изученного.

Запомнить цвета радуги Вам поможет стихотворение "Цвета радуги" (автор А. Венгер, приложение 6 ).

Проверим, как вы запомнили цвета.

Игра “ Что изменилось?” (поменять 2 цвета, убрать один цвет, назвать цвета по порядку, восстанови радугу)

8. Физкультминутка. Игра “Построй радугу”.

(Участвуют 2 команды. У каждого ученика радуги на шее платочек

одного из семи цветов радуги. Какая команда быстрее построит радугу)

9. Закрепление изученного материала.

Учебник – с. 41

Посмотрите, что делают Муравьишка и Мудрая Черепаха? (они решили сами сделать радугу)

Может ли получиться у них радуга?

Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

О каком правиле надо при этом помнить? Слайд 12

(Чтобы увидеть радугу, необходимо находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед тобой) .)

Дополнительная информация (приложение 7)

Работа в рабочей тетради.

Поможем правильно раскрасить. Радугу будем рисовать в рабочей тетради – с. 26 Она будет яркая и красивая. Но с какого цвета надо начать? (работа по ЭОР)

– Хором проговорим ещё раз запоминалку.

Раскрасьте самостоятельно

(слайд ЭОР закрыть, включить песню “Радуга”).

Взаимопроверка - работа в парах (слайд ЭОР открыть).

Индивидуальная работа у доски

10. Проверка знаний. Слайд 13 (конверт №2, приложение 8 )

А сейчас поиграем в игру “Третий лишний ”. Из трёх названных цветов вы должны вычеркнуть тот цвет, которого нет в радуге, проверим свои знания на слайде.

  • Оранжевый, коричневый , жёлтый;
  • Зелёный, голубой, белый ;
  • Фиолетовый, малиновый , красный;

МОЛОДЦЫ! А какого радужного цвета здесь нет?

11. Домашнее задание:

1. Раскрасить вагончики в рабочей тетради.

2. Выучить фразы – подсказки.

12. Итог урока. Рефлексия.

Какое настроение у вас было на уроке?

Что узнали нового на уроке?

Когда было трудно? Интересно? Весело?

МКОУ Мирнинская СОШ

Открытый урок

"Почему радуга разноцветная".

(Окружающий мир.1 класс.)

Составила

Кишулько Татьяна Петровна

Учитель начальных классов

2014 г.

Цель: формировать первоначальное представление о свете и цвете Задачи : познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью; обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений; воспитывать интерес к изучению нового. Тип урока: решение частных задач Оборудование: Мультимедиопроектор, полоски цветной бумаги, краски, цветные карандаши, фломастеры, песня, стихи, презентация, альбомные листы.

В ходе урока учащиеся будут иметь возможность: - описывать чувства, возникающие при виде радуги; - называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; - запомнить последовательность цветов радуги; - высказывать предположения о причинах возникновения радуги; - работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок; - осуществлять взаимопроверку, взаимопомощь.

Формирование УУД: Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности. Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативые – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

1. Организационный момент

Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять, многое должны узнать.

2. Актуализация знаний

Я приготовила вам задание, выполнив которое, мы узнаем тему нашего урока.
Начнём наш урок со сказки.
Однажды Муравей Вопросик попал под сильный дождь и спрятался под листочком. А когда дождь почти закончился, и появилось солнце, Муравей услышал, как высоко в небе кто – то запел тоненьким голоском:
Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,
Я от зеркала, от лужи пробегаю по листве..
- Кто ты? – спросил Муравьишка.
- А вы, ребята, как думаете, кто это был?(солнечный зайчик.)
- Что ты делаешь там, так высоко? – спросил Муравей.
- Я делаю чудеса! – ответил Солнечный зайчик.
И тут Муравьишка увидел в небе…
- Давайте отгадаем загадку и узнаем, что увидел Муравьишка:
Что за чудо – красота!
Расписные ворота показались на пути,
В них ни въехать, ни войти (радуга)
- Как же так? – удивился Муравьишка. – Ты Солнечный зайчик сам белый, а радуга разноцветная! Почему радуга разноцветная?
Засмеялся Солнечный зайчик и ничего не сказал. А нам с вами надо ответить на этот вопрос.

3. Тема урока. Постановка проблемного вопроса . - Какие явления природы вы знаете? – О каком явлении природы мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (О радуге.) - Когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь.)
- Поговорим о радуге.
Слайд 1 - Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.
- От какого слова происходит слово радуга? (радость). Почему возникло затруднение? Что нам поможет?
- Ребята, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь)
– Дети, кто из вас видел радугу? Слайд 2

– Какое настроение было, когда ты увидел радугу? На какое слово похоже слово радуга?

Слово « радуга» похоже на слово « радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга . Какие приметы вы знаете? Слайд 3

Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги. Слайд 4

Когда мы смотрим на радугу с земли, она кажется нам дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом.

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. – Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

4. Решение проблемного вопроса – Кто же построил радугу? Кто мастер-строитель?

– А кто из вас знает, как это происходит? Слайд 5

Причина появления радуги – солнечный свет и дождик. Мы считаем, что свет белый, но на самом деле он разноцветный. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. А когда на их пути встречается капля воды, она преломляет свет, как призма, и раскладывает его на разноцветные лучи. Слайд №6 Таким образом на небе, напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Что такое радуга? (Это солнечное свечение.)

Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга. (Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

5. Физкультминутка. Радуга.
В небе дождь, гроза. Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит.
В небе радуга стоит.
По траве босиком, прямо в небо прыжком.

6. Постановка проблемного вопроса

Сколько цветов у радуги? (семь)

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

7 . Решение проблемной ситуации. Слайд 7

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

8. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (с. 41).

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да.)

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

9. Закрепление. Работа над проектом (работа в парах)

а) Выбор проекта, обоснование.

– Чтобы запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу.

б) Выбор материалов и инструментов.

– Давайте подумаем из чего можно сделать радугу? (Карандаш, пластилин, акварель, цветная бумага.)

– Какой способ выбираете вы?

в) Планирование проекта.

– Работать будем в паре. Между собой договоритесь, кто будет, какую полоску радуги рисовать. На белом листе отмечены дуги радуги. Сколько дуг нарисовано? (7)

– Определим цвета наших полосок. (Дети отмечают буквами названия цветов.)

г) Практическая работа. В это время звучит песня «Кто построил радугу»

(Дети самостоятельно разукрашивают радугу.)

д) Защита проекта.

– У кого же самая веселая радуга? (Свою радугу дети вывешивают на доску)

10. Радуге посвящено очень много стихов давайте их расскажем.

В небе дождь, гроза, закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
Поскорей, поскорей выбегай из дверей,
По траве босиком, прямо в небо прыжком

Солнце светит и смеется,
А на землю дождик льется.
И выходит на луга семицветная дуга.

Теплым майским днем барабанщик-гром
Словно молотом бьет по туче: «Бом!».
Туча дождик льет, ветер краски трет
И рисует РА- и рисует ДУ- и рисует ГУ. Радугу!
Ленты разноцветные над землёй парят,
Люди изумленные в небеса глядят.
Радуга раскинула ровный полукруг,
Ореолом праздничным распахнулась вдруг.
Чудо разноцветное, таинство Земли,
Диво безответное в солнечной пыли. Радуга умытая видится вдали.
Коромысло дивное на плечах Земли.

Как неожиданно и ярко На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла. Летний дождь прошел с утра, выглянуло солнце. Удивилась детвора, посмотрев в оконце, - Семицветная дуга. Заслонила облака

11 . Закрепление нового.

А . Работа парами. В конверте разноцветные полоски.

Задание . Помогите Муравьишке собрать радугу.

Проверка по слайду – слайд № 8

Б. Работа в тетради /А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс./

Задание № 2. Прочитайте задание. Раскрасьте шарики и вагончики.

Проверка.

12. Тест. Слайд № 9
- Туча – это темное, густое облако;
да нет
- Ситничек – это сильный проливной дождь; да
нет
- Ветер дует, потому что качаются деревья; да
нет
- В радуге оранжевый цвет идет после синего; да
нет
- Радуга состоит из пяти цветов; да
нет
- Ветер – это движущийся воздух;
да нет
- Эхо бывает только в горах; да
нет
- Звуки издают только живые существа;
да нет
- Радуга образуется, когда солнечные лучи
попадают в небе на капельки дождя.
да нет

Проверка. Слайд № 10

13. Рефлексия
Ребята, о чём вы сегодня расскажете своим родителям о нашем уроке?
– Кто для себя сделал открытие?