Не является современником царя алексея михайловича. Правление алексея михайловича романова

Недолго жил и сын и Михаила Фёдоровича царь Алексей Михайлович (Тишайший) (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования в 16 лет, он исповедовал веру в богоизбранность царя, его власти. Отличаясь, как и отец, мягкостью, кротостью характера, он мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода; наконец, мягкий и застенчивый взгляд (рис.2).

Рис. 2

В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне исправно исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй -- Н. К. Нарышкиной -- троих детей. Многие из них рано умирали. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья -- регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).

1 июня 1648 года вспыхнуло восстание в Москве - Соляной бунт. Восставшие в течение нескольких дней удерживали город в своих руках, разоряли дома бояр и купцов.

Вслед за Москвой летом 1648 года развернулась борьба посадских и мелких служилых людей в Козлове, Курске, Сольвычегорске, Великом Устюге, Воронеже, Нарыме, Томске и других городах страны.

Практически на протяжении всего правления царя Алексея Михайловича страна была охвачена мелкими и крупными восстаниями городского населения. Необходимо было укрепить законодательную власть страны, и в начале 1649 года был принят новый свод законов - Соборное Уложение.

Если непосредственной причиной создания Соборного уложения 1649 г. послужило восстание 1648 г. в Москве и обострение классовых и сословных противоречий, то глубинные причины лежали в эволюции социального и политического строя России и процессах консолидации основных классов - сословий того времени: крестьян, холопов, посадских людей и дворян, - а также начавшемся переходе от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Указанные процессы сопровождались заметным ростом законодательной деятельности, стремлением законодателя подвергнуть правовой регламентации максимальный объем сторон и явлений общественной и государственной жизни.

Соборное Уложение состояло из 25 глав, включавших в себя 967 статей. В нем были систематизированы на более высоком по сравнению с предшествующим законодательством уровне юридической техники правовые нормы, действовавшие и ранее. Кроме того, имелись и новые правовые нормы, появившиеся главным образом под давлением дворянства и чернотяглых посадов. Для удобства главам предшествует подробное оглавление, указывающее содержание глав и статей.

Как кодекс права, Уложение 1649 г. во многих отношениях отразило тенденции дальнейшего процесса развития феодального общества. В сфере экономики оно закрепило путь образования единой формы феодальной земельной собственности на основе слияния двух ее разновидностей - поместий и вотчин.

В социальной сфере Уложение отразило процесс консолидации основных классов - сословий, что привело определенной стабилизации общества и в то же время вызвало обострение классовых противоречий и усиление классовой борьбы, на которую, безусловно, влияло установление государственной системы крепостничества. Недаром с XVII в. открывается эра крестьянских войн.

В Уложении "главное внимание обращено на дворянство, как на господствующий военно-служилый и землевладельческий класс: без малого половина всех статей Уложения прямо или косвенно касается его интересов и отношений. Здесь, как и в других своих частях, Уложение старается удержаться на почве действительности"*.

При Алексее Михайловиче расширяются владения России и на востоке, в Сибири, и на западе. Проводится активная дипломатическая деятельность. Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отсталость страны диктовала приглашение иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

В правление Алексея Михайловича в 1653 г. патриархом Никоном были проведены церковные реформы.

Патриарх Никон (в миру Никита Минов) был выдающейся личностью. Личный друг и советчик Алексея Михайловича, он в 1652 г. был избран патриархом. Он стал стремиться к тому, чтобы Россия, Русская Православная Церковь стали центром мирового православия. Алексей Михайлович поддержал патриарха, так как у правительства были планы объединения православных церквей Украины и Балканских стран с Русской Церковью.

Кроме того, возник спор о том, как именно исправлять книги и обряды и что, собственно, является правильным, а что нет. Многие московские священники были не согласны с мнением патриарха.

Все это усугублялось еще тем, что патриарх Никон претендовал на власть не только церковную, но и светскую, считая, что власть государственная во главе с царем должна полностью подчиняться власти церковной во главе с патриархом.

Он был почти на 25 лет старше Алексея Михайловича; эта разница лет облегчала ему влияние на царя. Это не была дружба сверстников, а влияние очень умного, деятельного и замечательно красноречивого человека почтенных лет на мягкую впечатлительную душу юного царя... Никон был практик, Алексей Михайлович - идеалист.

Будучи человеком крайне честолюбивым, Никон стремился заполучить все больше и больше власти и однажды переступил черту. Во время войн 1654--1658 гг. царь часто отсутствовал в Москве, находился, следовательно, вдали от Никона и присутствием своим не сдерживал властолюбия патриарха. Возвратившись из походов, он стал тяготиться его влиянием. Царь и патриарх поссорились, а в 1658 году Никон был смещен с патриаршего престола. Враги Никона воспользовались охлаждением к нему царя и непочтительно стали относиться к патриарху. Горделивая душа архипастыря не могла снести обиды; 10 июля 1658 он отказался от своего сана и уехал в Воскресенский монастырь.

Государь, однако, не скоро решился покончить с этим делом. Лишь в 1666 году на духовном соборе под председательством александрийского и антиохийского патриархов Никон лишён архиерейского сана и заточен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Деятельность патриарха Никона привела к церковному расколу. В 1666 году в Москве состоялся Великий собор, одобривший все реформы Никона (хотя самого Никона он осудил). В итоге все приверженцы старого порядка вещей были названы еретиками (сами они назвали себя старообрядцами, поскольку выступали за старые, то есть неисправленные обряды).В результате этого решения Русская Церковь оказалась расколотой.

Но к этому времени в Москве и Константинополе установились разные церковные уставы - порядок совершения церковных служб. Дело в том, что во времена принятия Русью православия в Византии действовали два церковных устава. Они были совершенно равноправны. Русь переняла один из них, а Византия позже остановилась на другом. Кроме того, в русских и византийских церковных книгах содержались разночтения, так как русские церковные книги переписывались от руки.

Итак, патриарх Никон стремился к тому, чтобы Русская Церковь играла ту роль в православном мире, какую играла Константинопольская, т.е. стала наследницей Константинопольской. Но для этого требовалось перейти на греческий церковный устав, привести тексты богослужебных книг в соответствие с греческими образцами. Книгопечатание давало такую возможность.

В 1653 г. Никон начал проводить реформу. Русская Церковь стала переходить на греческий церковный устав, богослужебные книги стали приводиться в соответствие с греческими.

Но реформы вызвали резкий протест части общества - боярства, духовенства, народа. Сторонники старых обрядов отказывались признать реформы Никона и призывали вернуться к дореформенным порядкам. Внешне разногласия сводились:

  • v по каким образцам - греческим или русским унифицировать церковные книги,
  • v креститься двумя или тремя перстами,
  • v как совершать крестный ход - по ходу солнца или против хода солнца.

В это же время на страну обрушились голод и моровая язва. Народ посчитал эти бедствия карой Божьей за отступление от веры предков. Тысячи крестьян, посадских людей бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь. Поддержали раскол и представители некоторых знатных боярских фамилий, в частности, родственницы первой жены Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской боярыня Ф.П. Морозова и её сестра Е.П. Урусова. Знатных сестёр заковали в кандалы, подвергли страшным пыткам, потом сослали в Боровск, где в земляной тюрьме они и умерли. Протопоп Аввакум и его сторонники были сосланы на Cевер в г. Пустозёрск. Там в земляной тюрьме в зоне вечной мерзлоты они провели 14 лет. Но от своей веры Аввакум не отрёкся. За это он и его единомышленники были сожжены на костре.

Патриарх Никон также впал в немилость царя. В 1666 г. на церковном соборе он был смещен с поста патриарха и сослан под Вологду. После смерти Алексея Михайловича Никону было разрешено вернуться из ссылки. В 1681 г. он умер под Ярославлем.

С тех пор единая Русская Церковь расколота на две - Русскую Православную Церковь (никонианскую) и Русскую Православную Старообрядческую Церковь.

В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории - Россия вернула Левобережную Украину.

Воссоединение Украины с Россией имело огромное значение для обоих государств:

  • v освободило народ Украины от национального и религиозного гнёта, спасло от порабощения Польшей и Османской империей, способствовало формированию украинской нации;
  • v способствовало укреплению российской государственности. Удалось вернуть смоленские и черниговские земли. Это давало возможность начать борьбу за Балтийское побережье. Кроме того, открывалась перспектива расширения связей России с другими славянскими народами и государствами Запада.

Еще одним важным событием этой эпохи явилось восстание под предводительством Степана Разина.

Родился Степан около1630 г. Трижды (в1652, 1658 и1661 гг.) бывал в Москве, а в первый из этих приездов--в Соловецком монастыре. Обстановка на Дону накалялась. В1667 г. с окончанием войны с Речью Посполитой на Дон и в другие места хлынули новые партии беглых. На Дону царил голод. В поисках выхода из тяжелого положения, чтобы добыть хлеб насущный, бедные казаки в конце зимы -- начале весны 1667г. объединяются в небольшие ватаги, перебираются на Волгу и Каспий, грабят торговые суда. Их разбивают правительственные отряды. Но ватаги собираются снова и снова. Во главе их становится Степан Разин.

В августе они появляются в Астрахани, и местные воеводы, взяв с них обещание верно служить царю, сдать все суда и пушки, отпустить служилых людей, пропускают их вверх по Волге на Дон.

В начале октября Разин вернулся на Дон. Его удалые казаки, которые приобрели не только богатства, но и военный опыт, обосновались на острове у Кагальницкого городка.

На Дону установилось двоевластие. Делами в Войске Донском управляла казацкая старшина во главе с атаманом, сидевшая в Черкасске. Ее поддерживали домовитые, зажиточные казаки. Но находившийся у Кагальника Разин не считался с войсковым атаманом Яковлевым, своим крестным отцом, и всеми его помощниками.

Численность разинского повстанческого войска, формирующегося на Дону, быстро растет. В начале мая 1670г. Разин снимается с лагеря. Разин захватывает Царицын, Астрахань, Смбирск. Пламя восстания охватывает огромную территорию: Поволжье, Заволжье, многие южные, юго-восточные, центральные уезды. Слободскую Украину, Дон. Основной движущей силой становятся массы крепостных крестьян. Активно участвуют в движении городские низы, работные люди, бурлаки, служилая мелкота (городовые стрельцы, солдаты, казаки), представители низшего духовенства, всякие "гулящие", "бездомовные" люди. В движение включаются чуваши и марийцы, мордва и татары.

Разосланные Разиным и другими предводителями прелестные грамоты поднимали на восстания новые слои населения. По сообщению современника-иностранца, в это время в движении участвовало до200 тысяч человек. Многие дворяне пали их жертвой, сгорели имения.

Напуганные размахом восстания, которое в документах того времени называли войной, власти мобилизуют новые полки. Царь Алексей Михайлович сам устраивает смотр войскам. Главнокомандующим всеми силами он назначает боярина князя Ю. А. Долгорукого, опытного полководца, отличившегося в войне с Польшей, сурового и беспощадного человека. Тот делает своей ставкой Арзамас. Сюда идут царские полки, по пути отбивая нападения повстанческих отрядов, давая им сражения.

Обе стороны несут немалые потери. Однако медленно и неуклонно сопротивление вооруженных повстанцев преодолевается. Правительственные войска собираются также в Казани и Шацке.

Степана Разина схватили 14апреля 1671г. в Кагальнике домовитые казаки во главе с К. Яковлевым. Вскоре его привезли в Москву и после пыток казнили на Красной площади, причем бесстрашный предводитель в свой последний, смертный час "ни единым вздохом не обнаружил слабости духа". Возглавленное им восстание стало самым мощным движением "бунташного века". И одним из событий эпохи правления первых Романовых.

Рождение и воспитание. Характер

Царя Алексея Михайловича историк Ключевский называл славной русской душой и готов был видеть в нем лучшего человека древней Руси.

Алексей Михайлович вступил на престол в 1645 году, 16-летним юношей. Он получил обычное старомосковское образование, то есть мог бойко прочесть в церкви часы и не без успеха петь с дьячком на клиросе по крюковым нотам. При этом он до мельчайших подробностей изучил чин церковного богослужения и мог поспорить с любым монахом в тонкой искушенности по части молитв и поста.

Царевич прежнего времени, вероятно, на этом бы и остановился. Но Алексей воспитывался в иное время, когда русские люди смутно испытывали потребность в чем-то новом, а значит, иноземном. Ребенком Алексей уже держал в руках затейливые заморские игрушки: коня немецкой работы, немецкие же гравюры, и даже детские латы, сделанные для него мастером немчином Петром Шальтом. Кроме того, в 11−12 лет Алексей уже был владельцем маленькой библиотеки, заключавшей в себе дюжину томов. Со временем чтение стало его ежедневной потребностью. Про зрелого Алексея Михайловича говорили, что он «навычен многим философским наукам». Царь также любил писать, пытался изложить историю своих военных походов, пробовал себя в стихотворстве и составил устав соколиной охоты, замечательный по образному языку и стремлению к бескорыстному любованию красотой.

Вот это привлекательное сочетание верности старорусской традиции с наклонностью к полезным и приятным новшествам составляло корень характера Алексея Михайловича. Царь был образцом набожности: в Великий и Успенский пост по вторникам, четвергам и субботам ел один раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод — все без масла. По понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести кряду, клал по тысячи земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. В то же время, увлекаемый новыми веяниями, он частенько отступал от старозаветного порядка жизни. Ездил Алексей Михайлович в немецкой карете, брал с собой жену на охоту, устраивал первые в России театральные представления, заботился о развитии флота и дал детям в учители книжного монаха Симеона Полоцкого, который учил их не только часослову и Псалтыри, но также латинскому и польскому языкам. Что ж удивляться, что именно в семье Алексея Михайловича вырос будущий прорубатель окна в Европу.

И наконец, не забудем то необыкновенное смирение, с которым Алексей Михайлович воспринимал свой царский чин. В одном его письме читаем поразительные слова. Самодержец всея Руси жалуется, что истощил долготерпение Господа, ибо по многим своим грехам не годится во псы, не то что в цари. «Лучше быть маленькой звездочкой там, у небесного престола, нежели солнцем здесь, на земле», — пишет он в другом месте. Тут, кстати, вспомним, что Алексей Михайлович был современником другого государя, Людовика XIV, который в своем непомерном тщеславии присвоил себе титул «короля-Солнца» и не видел ничего дурного или хотя бы смешного в том, чтобы напевать хвалебные гимны, сложенные в его честь придворными подхалимами.

Тишайший

Царь Алексей Михайлович остался в истории с прозвищем «Тишайший». А вот что оно означает?

Обыкновенно считается, что Алексея Михайловича прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Казалось бы, ответ лежит на поверхности. Обыкновенно считается, что второго Романова прозвали так за его мягкую доброту. Действительно, царь был добродушный человек. Однако он вовсе не был «тишайшим» в этом смысле слова — ни по своей натуре, ни по делам. Рассмотрим вначале его характер.

Если второй Романов и обнаруживал некую «тихость», то лишь в первые годы своего правления, когда был юн. Но его природная вспыльчивость очень быстро дала себя знать. Царь легко терял самообладание и давал волю языку и рукам. Так, однажды, поссорившись с патриархом Никоном, он прилюдно обругал его мужиком и сукиным сыном. Вообще Алексей Михайлович умел браниться весьма изобретательно и изощренно, не то что нынешние сквернословы со своим убогим лексиконом средней школы. Вот, например, какое письмо царь отправил казначею Саввино-Сторожевского монастыря отцу Никите, который, выпивши, подрался с размещенными на постой стрельцами: «От царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси врагу Божию и богоненавистцу и христопродАвцу и разорителю чудотворцева дома и единомысленнику сатанину, врагу проклятому, ненадобному шпыню и злому пронырливому злодею казначею Миките».

Таков был царь на язык. Скажем теперь насчет рук. Раз в думе обсуждался вопрос о войне с Польшей, и царев тесть боярин Милославский, никогда не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь назначит его воеводой, то он приведет ему пленником самого короля польского. Это наглое хвастовство так возмутило царя, что он дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинками вытолкал из палаты. И это тишайший царь? Вряд ли.

Протопоп Аввакум обличает: «...И царя тово враг божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе: «благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, — больше всех святых от века! — да помянет Господь Бог во царствии своем, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков».
Но царь-то оказался другим, не тишайшим вовсе: «А царь-ет, петь, в те поры чается и мнится бутто и впрямь таков, святее его нет! А где пуще гордости той!» и т.д.

Что касается дел, то в царствование Алексея Михайловича меньше всего было тишины и покоя. Царь требовал от своих подручных служить без устали. Вспоминая «работы свои непрестанные», боярин Артамон Матвеев замечал, что «прежде сего никогда не бывало». А по отзыву протопопа Аввакума, царь «накудесил много в жизни сей, яко козел скоча по холмам и ветер гоняя». Да и когда было Алексею Михайловичу отдыхать, если в его правление бунт следовал за бунтом, война за войной. Сами современники называли XVII век — «бунташным веком».

Но как раз это последнее обстоятельство и дает ключ к правильному пониманию прозвища «Тишайший». Его истоки лежат в старинной формуле «тишина и покой», которая символизировала благоустроенное и благоденствующее государство. Моление о «мире и тишине», о «покое и тишине, и благоденствии» со времён Бориса Годунова в «чашу государеву» (особый словесно-музыкальный жанр). Самозванцы и мятежники по тогдашней терминологии — «развратники тишины».

Алексей Михайлович именно «утишил» Россию, раздираемую бунтами и расколами. В одном документе того времени так и сказано, что по смерти Михаила Федоровича Мономахову шапку надел «благородный сын его, благочестивейший, тишайший, самодержавнейший великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович. Тогда под его высокодержавною рукой во всем царстве благочестие крепко соблюдашеся, и все православное христианство безмятежно тишиной светилось».

Вот какой смысл вкладывали наши предки в эпитет «тишайший» — это был официальный государев титул, имевший отношение к сану, а не к характеру царя. Он имеется и в надписании траурного «гласа последнего ко Господу Богу святопочившего о Господе благочестивейшего, тишайшего, пресветлейшего Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича».

И таким «тишайшим» государем, кстати, официально был не один Алексей Михайлович, но и его сыновья, преемники на троне: вначале Федор Алексеевич, затем братья Иван и Петр, а потом в течение 30 лет один Петр, которого уж никак заподозришь в «тихом» поведении и излишней мягкости.

Соляной бунт

В первые годы царствования Алексея Михайловича большое влияние на него имел его бывший воспитатель боярин Борис Иванович Морозов. Чтобы еще больше укрепить свое положение при дворе, Морозов сосватал 18-летнему царю младшую сестру своей жены — Марию Милославскую. Отец Марии, Илья Милославский, воспользовался своим неожиданным возвышением лишь для того, чтобы быстро набить карман. За взятки он раздавал купцам различные торговые монополии. Но особенно тяжело отразилось на благосостоянии народа резкое повышение налога на соль, так как соленая рыба была главной пищей тогдашнего простонародья. Доходы от этих махинаций Милославский делил со своими помощниками и клевретами — думским дьяком Назаром Чистым и двумя приказными дьяками — Петром Траханиотовым и Леонтием Плещеевым. Народ возненавидел эту компанию самой задушевной ненавистью.

29 июня 1649 года накопившееся недовольство вылилось в открытое возмущение. В этот день царь сопровождал патриарха в церковной процессии. Когда Алексей Михайлович вернулся в Кремль, то увидел себя окруженным большой толпой, прорвавшейся сюда раньше царя. Среди московской черни, купцов, ремесленников в толпе были и служилые люди. Пока одна часть мятежников удерживала царя, другая бросилась громить дворец Морозова. Погромщики не брали себе дорогие вещи, а ломали их на куски, топтали ногами или бросали в окна с криком: «Вот наша кровь!» Хотели разрушить и сам дворец, но Алексей Михайлович велел объявить, что здание принадлежит ему. Тогда толпа, умертвив трех слуг ненавистного временщика, рассеялась по Москве в поисках Морозова, Милославского и их честной компании.

Назар Чистый не ускользнул от народного гнева. Его поймали, избили, бросили на кучу навоза, где наконец и прикончили. Остальным удалось скрыться в надежных убежищах. Но на следующий день москвичи вновь появились перед царским дворцом, требуя их выдачи. Между тем обстановка накалялась, и город уже горел, подожженный мятежниками с четырех концов.

Алексей Михайлович должен был вступить в унизительные переговоры с бунтовщиками. Он просил не трогать Морозова, обещая сослать его подальше, и сумел-таки отстоять своего любимца. Но Плещеев и Траханиотов были выданы на расправу толпе, которая тут же буквально разорвала дьяков на куски. Это ужасное зрелище так подействовало на 20-летнего царя, что он со слезами на глазах стал умолять бунтовщиков о пощаде, клятвенно обязуясь уничтожить монополии, улучшить финансовое управление и дать стране справедливое правительство. Мало-помалу волнение народа улеглось и бунт прекратился.

Но то было лишь начало. «Бунташный век» неумолимо всходил в свой кровавый зенит.

Раскол

В царствование Алексея Михайловича русский дух дал первую глубокую трещину, которая получила название церковного раскола. Так что за клин расколол русский народ на две части — православных и старообрядцев?

За 600 с лишком лет существования на Руси христианства в русской Церкви возникли и утвердились некоторые местные обычаи и обряды, отличные от принятых в Церкви греческой, от которой Русь в свое время приняла новую веру. Таковы были двуперстное крестное знамение, начертание и произношение имени Иисус с одним «и» — Исус, пение двойной, а не тройной «аллилуйи» во время богослужения и тому подобное. Кроме того, при многократном переписывании от руки богослужебных книг в них накопилась масса описок и разногласий, а типографский станок только размножил эти недоразумения и придал им цену печатного слова. Как видите, церковные разногласия с греками не касались глубинных вопросов веры и церковных догматов, а носили чисто обрядовый характер. Но люди того времени придавали обряду огромное значение - в его соблюдении видели залог душевного спасения.

К середине XVII века эти накопившиеся неисправности и разногласия стали уж очень сильно резать глаза образованным русским людям. Возникло естественное стремление переписать церковные книги согласно древним образцам. При патриархе Никоне с православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы старинных рукописных книг — греческих и церковнославянских. Исправленные по ним новые издания разослали по русским церквам с приказанием отобрать и истребить старопечатные и старописьменные книги. Вот тут-то и началась смута и брожение в умах. Многие православные, заглянув в присланные книги, ужаснулись, не найдя в них ни двуперстного знамения, ни Иисуса, ни двойной аллилуйи, ни других привычных и освященных временем верований, обычаев и начертаний. В новых книгах усмотрели попытку церковных властей ввести какую-то новую веру. А ведь русские люди свято верили, что древние святые отцы спасались именно тем обычаем, который был принят на Руси, и что православным следует умирать «за единую букву аз» в церковном тексте.

Часть русского духовенства прокляло новые книги, как еретические, и продолжало совершать служение и молиться по старым книгам. На московском церковном соборе 1666-1667 годов непокорные были преданы анафеме за противление церковной власти и отлучены от Церкви. А отлученные, в свою очередь, перестали признавать церковную иерархию законной церковной властью. С тех пор и длится это церковное разделение русского народа, которое принесло немало бед России.

Заметим еще, что нервом церковного раскола была вовсе не слепая привязанность к старым обрядам. В отступлении церковного начальства от древнего правоверия раскольники увидели страшное знамение приближения конца времен. Раскол был своего рода социально-апокалиптической утопией, исступленным ожиданием пришествия Антихриста. Это экстатическое настроение породило своеобразный душевный тип «расколоучителей» первого поколения — скорее одержимых фанатиков, чем добрых пастырей.

Начнем с мучеников. Первое место среди них следует, конечно, отвести протопопу Аввакуму. Это был крупный самородок, умный от природы, хотя и необразованный человек. «Аще я и не смыслен гораздо, неученый человек, — говорил он сам о себе, — не учен диалектике и риторике и философии, но разум Христов в себе имам — невежда словом, а не разумом».

Подобная самоуверенность была вызвана не одним только непомерным самомнением, которого у Аввакума действительно было хоть отбавляй. Он и в самом деле свято верил в ниспосланный ему дар непосредственного общения с Богом. Его неприятие церковной реформы было искренним и глубоким. «Задумалися, сошедшися меж собою, — рассказывает он о своих впечатлениях от нововведений патриарха Никона, — видим яко зима хочет быти: сердце озябло и ноги задрожали».

По складу своего характера Аввакум был рьяный фанатик и доведись ему победить, он с наслаждением мучил бы и истязал своих противников. Но история обрекла его на поражение, которое он встретил мужественно и твердо, с полным присутствием духа. В одной из своих челобитных царю Аввакум спокойно говорит: «Ведаю, яко скорбно тебе, государь, от докуки нашей… Не сладко и нам, когда ребра наши ломают, кнутьем мучат и томят на морозе гладом. А все церкви ради Божией страждем». Он умер, верный себе, мученической смертью. Его сожгли в срубе вместе с тремя его товарищами, уже после смерти царя Алексея.

Высокий пример духовной стойкости явили также сестры — боярыня Федосья Морозова и княгиня Евдокия Урусова. Их арестовали за неоднократные оскорбления высших церковных властей и самого царя. Раздетых до пояса, сестер вздернули на дыбу, пытали огнем, потом на несколько часов бросили на снег. Однако они не отреклись от своих убеждений и были навечно заточены в монастырь.

Впрочем, не все раскольники выбирали пассивное сопротивление. Старцы Соловецкого монастыря, например, фактически отделились от церкви и государства, просидев 11 лет за крепкими стенами далекой обители. Алексей Михайлович долго пытался образумить мятежных старцев увещеваниями, слал им письма в примирительном духе. Но когда ему донесли, что монахи держали между собой «черный собор» (то есть самозваный, незаконный), на котором предали государя анафеме, Алексей Михайлович скрепя сердце приказал взять монастырь штурмом.

Наконец, были среди раскольников и откровенные изуверы, толкавшие людей на самосожжения — печально знаменитые раскольничьи «гари». Несмотря на все усилия правительства, остановить это огненное поветрие оказалось невозможно - оно затихло постепенно само собой, подобно прочим видам повального умопомешательства.

Разинский бунт

Народное движение, потрясшее основы Московского государство, началось как чисто казачье «добывание зипунов», то есть было самым обыкновенным, хотя и крупным разбоем. Вожаком его был Стенька Разин, составивший себе шайку из так называемой «голытьбы» — малоимущих казаков, всегда готовых погулять на чужой счет. С этими бесшабашными людьми Стенька разбойничал сперва на Волге, а затем на берегах Каспия. Вдоволь пограбив персидское побережье, казаки с богатой добычей возвратились в 1669 году на Дон, где слава и значение удачливого атамана выросли невероятно. Теперь Стеньку величали не иначе, как Степан Тимофеевич, и тысячи беглых воров и лентяев почитали за счастье попасть к нему на службу.

Перезимовав на Дону, Разин летом 1670 года вновь двинулся на Волгу, но уже не с разбоем, а с бунтом. Провозглашая повсюду, что он идет войной на московских бояр, атаман почти без боя взял Астрахань и двигаясь вверх по Волге, дошел до Симбирска. Вот здесь казацкий набег и перерос в «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Крестьяне, взбаламученные призывами Разина бить бояр, грабили и убивали своих помещиков, соединялись в отряды и примыкали к казакам. Вслед за ними поднялись инородцы Поволжья — мордва, чуваши, черемисы, башкиры, которые бунтовали и резались, сами не зная за что. Воинство Стеньки, пьяное от вина и крови, дышало самой черной местью и завистью. Законы, общество, религия, — короче все, что так или иначе стесняет личные инстинкты и побуждения, возбуждало в этих людях самую лютую ненависть. Всей этой сволочи Стенька обещал во всем полную волю. «Иду на бояр, приказных и всякую власть, а меж вами учиню равенство», — провозглашал он в своих «прелестных письмах». На деле же он забрал всех в жесточайшую кабалу, в полное рабство. Достаточно сказать, что перед этим поборником равенства все должны были падать ниц.

Силы Разина достигли огромных размеров. Казалось, перед ним и впрямь открывается дорога на Москву. Как вдруг его полчища постигла полная неудача под Симбирском. Стенька потерпел поражение от князя Барятинского, у которого часть войска была обучена европейскому строю. Тогда, бросив крестьянские шайки на произвол судьбы, Разин бежал с казаками на Дон, но был схвачен там «домовитыми», или иначе, «старыми» казаками, сохранившими верность царю, и отправлен туда, куда так настойчиво стремился попасть — в Москву. На плахе он сказал своему брату Фролу, который трясся от страха: «Не будь бабой! Мы славно погуляли, теперь можно и пострадать!» В этих словах сказался весь Стенька, пришедший совсем не для того, чтобы дать народу волю, а чтобы всласть погулять на народной беде.

Нововведения

Мощный гений Петра Великого наложил такой неизгладимый отпечаток на все дела, к которым он прикасался, что на первый взгляд кажется, что именно ему Россия обязана всеми важнейшими нововведениями. Между тем почти на всех направлениях своей деятельности Петр всего лишь шел по стопам своих предшественников, завершая начертанную ими программу.

Начнем с того, что в 1672 году состоялось первое в России театральное представление. В загородном Коломенском дворце Алексея Михайловича была разыграна французская стихотворная пьеса на библейский сюжет «Эсфирь и Артаксеркс», переведенная на русский язык церковным писателем Симеоном Полоцким, близким другом царя. Актеры для невиданного заморского действа были набраны из труппы пастора Грегори, жившего в Немецкой слободе.

Еще раньше в Москве была отпечатана первая русская газета, получившая название «Куранты», по примеру многих газет, издававшихся в Германии, Голландии и Польше. Московские «Куранты» печатались в Посольском приказе в количестве 20 номеров в год и сообщали читателям о событиях в чужеземных государствах.

В области военного дела Алексей Михайлович провел важную реформу, значительно увеличив число полков иноземного строя. Он охотно принимал на службу иностранных офицеров и специалистов. Таким путем Россия приобрела многих из будущих полководцев и сподвижников Петра I, как, например, генералов Патрика Гордона, Франца Лефорта и Якова Брюса.

Наконец, никто иной, как Алексей Михайлович позаботился о том, чтобы завести в России военный флот. Причем и он отнюдь не был в этом деле первопроходцем. Еще в 1635 году, при его отце Михаиле Федоровиче, один голштинский мастер с помощью русских плотников, построил в Нижнем Новгороде военное судно «Фридрих», которое добралось по Волге до Каспийского моря, но, правда, тут же и затонуло у берегов Дагестана. Этот неудачный опыт, однако, не обескуражил Алексея Михайловича. Поскольку голштинцы оказались не на высоте своего дела, новых корабельных мастеров выписали из Голландии — признанной морской державы своего времени.

В 1667 году в селе Дединове на Оке, по соседству с Коломной, была заложена верфь, в распоряжение которой были отданы леса в Вяземском и Коломенском уездах, а также тульские литейные заводы. И уже в сентябре 1668 года на воду сошла первая русская эскадра, состоявшая из одного 22-пушечного корабля «Орел», яхты, двух шлюпок и одного челнока. Прибывший из Амстердама с 14 человеками экипажа капитан Давид Бутлер принял начальство над новой эскадрой.

Перед Бутлером была поставлена задача уничтожить пиратство у берегов Каспийского моря. Осенняя непогода задержала отплытие эскадры на юг. Только в следующем 1669 году переправленный на Волгу «Орел» наконец бросил якорь на Астраханском рейде. К несчастью, вскоре Астрахань была захвачена разинскими ворами, и красавец «Орел», подожженный по приказу Стеньки, сгорел дотла вместе со всей эскадрой. В следующий раз русская эскадра славного шкипера Питера прорвалась к южным морям только спустя 28 лет, но зато теперь уже — навсегда.

Внешняя политика и итоги царствования

В царствование Алексея Михайловича Россия, хотя и сотрясаемая бесконечными бунтами и внутренними неурядицами, тем не менее достигла больших успехов во внешней политике. Можно сказать, что тишайший царь вернул Московскому государству звание великой державы, утерянное со времен Великой Смуты.

Исторически самым важным внешнеполитическим вопросом того времени был вопрос о Малороссии, как в то время называли Украину. В 1648 году казачий сотник Богдан Хмельницкий поднял Запорожье против Речи Посполитой. Его дружно поддержало украинское крестьянство, восставшее против своих господ — польских панов. Образовалась грозная сила, с которой Хмельницкий в каких-нибудь полгода изгнал поляков из всей страны. Но поляки быстро оправились от неожиданности и перешли в контрнаступление, нанося казакам одно поражение за другим. Хмельницкому, поначалу мечтавшему о независимой Украине, не оставалось ничего другого, как ударить челом московскому государю с просьбой принять Украину под его высокую руку. В 1654 году присланные на Украину московские послы приняли от казаков присягу на верность московскому царю. В последовавшей затем затяжной русско-польской войне русским войскам удалось вернуть еще и Смоленск. С этих пор Москва перехватила у Польши наступательную роль и стала последовательно добиваться возвращения западнорусских областей.

В конце 60-х - начале 70-х годов XVII века состоялось первое серьезное столкновение России с Турцией. Огромное войско турецкого султана при участии крымской орды и изменившего украинского гетмана Дорошевича попыталось овладеть присоединенными к Москве украинскими землями, но было остановлено храброй обороной пограничных крепостей.

На востоке русская колонизация, перевалившая за Урал еще в конце XVII веке, ушла далеко в глубь Сибири. Русские первопроходцы, а за ними государевы стрельцы и воеводы, вышли к Амуру, проникли за полярный круг и достигли берегов Берингова пролива. Впервые была установлена русско-китайская граница и налажены дипломатические отношения с великим восточным соседом.

Вообще приезды различных иноземных послов стали тогда привычным явлением в Москве. Да и сами московские послы зачастили ко всевозможным европейским дворам, добравшись до Парижа, Лондона, столиц итальянских государств и даже до далекого Мадрида. Никогда прежде русская дипломатия не выходила на такое широкое поприще.

К концу царствования Алексея Михайловича Русское государство добилось впечатляющих успехов. Оно отбилось ото всех внешних врагов, заключило мирные договоры с Польшей, Турцией, Швецией и приросло не менее чем семьюдесятью тысячами квадратных километров украинской и сибирской землицы. У страны, развивавшейся такими темпами, впереди было грандиозное будущее.

Алексей Михайлович умер от сердечного приступа в январе 1676 года, всего 47 лет от роду.

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (19.III.1629-29.I.1676) - русский царь с 1645, сын Михаила Федоровича Романова. По молодости вначале мало участвовал в государственных делах, фактически управлял государством боярин Б. К. Морозов воспитатель («дядька») царя и его родственник (был женат на сестре царицы). Политика правительства Морозова, вызвавшая усиление финансового гнета, обострила классовую борьбу. Вслед за Московским восстанием 1648 вспыхнули восстания в 1650 в Новгороде и Пскове. Созванный в этой обстановке Земский собор принял в 1649 новое «уложение», которое удовлетворило основные требования дворян о бессрочном сыске крестьян и верхушки посада (ликвидация беломестных слобод и пр.). Во внутренней политике царствование Алексея Михайловича характеризовалось усилением феодальной эксплуатации крестьян и ростом финансового гнета. В ответ на это нарастала антифеодальная борьба народных масс, жестоко подавлявшаяся Алексеем Михайловичем В экономической политике правительство Алексея Михайловича поощряло промышленную деятельность, покровительствовало отечественному купечеству, защищая его от конкуренции иностранных купцов. В правление Алексея Михайловича были приняты Таможенный (1653) и Новоторговый уставы (1667), способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли. При Алексее Михайловиче началось превращение сословно-представительной монархии в абсолютную (постепенное отмирание земских соборов, уменьшение роли Боярской думы и т. д.). В отличие от своего отца, Алексей Михайлович принимал большее участие в управлении государством. Созданный им Приказ тайных дел (1654-76) подчинялся непосредственно царю и осуществлял контроль над государственными учреждениями. Алексей Михайлович был образованным для своего века человеком. Он сам читал челобитные и другие документы, писал или редактировал многие важные указы и первым из русских царей стал их собственноручно подписывать. В отдельные периоды правления Алексея Михайловича большое влияние на государственные дела оказывали приближенные (Никон, А. Л. Ордин-Нащокин), но до тех пор, пока проводили политику, отвечавшую взглядам. Алексей Михайлович настойчиво развивал теорию о неограниченности царской власти и ее божеств, происхождении, энергично выступил против патриарха Никона пытавшегося поставить церковную власть выше царской.
А лексей Михайлович вел активную внешнюю политику, в которой международное значение Русского государства значительно возросло. Он сам руководил переговорами со поляками и др., усилил контроль за деятельностью русских послов. Участвовал в военных походах под Смоленск (1654), Вильно (1655), Ригу (1656), в проведении смотров войскам. Самое крупное достижение внешней политики правительства Алексея Михайловича - воссоединение в 1654 Украины с Россией, что было закреплено в результате войны России с Речью Посполитой 1654-67. Однако попытка одновременно добиться выхода к Балтийскому морю окончилась неудачей. При Алексее Михайловиче успешно велась борьба с турками и татарами за безопасность южных границ России. В его правление началось введение армии нового строя. Представление об Алексее Михайловиче, как о «тишайшем царе», буржуазными историками, неверно.
А лексей Михайлович был дважды женат: на Марии Ильиничне Милославской (1648) и на Наталии Кирилловне Нарышкиной (1671). От первого брака родились будущие цари Федор и Иван и царевна Софья, а от второго - Петр I .

Лит.: Очерки истории СССР..., XVII в., М., 1955; Заозерский А. И., Царская вотчина XVII в. Из истории хозяйственной и приказной политики царя Алексея Михайловича, 2 изд., М., 1937; Соловьев С.М., История России, СПб., т.10-11., Ключевский В.О., Соч. т.3.

И.А. Булыгин. Москва.

// Советская историческая энциклопедия. Т.1. / гл. ред. Е.М.Жуков. - М., 1961. - С.383.

Царь (император) годы правления + современники Внутренняя политика Внешняя политика Культура
Алексей Михайлович Романов Тишайший
Годы жизни (1629-1676)
Годы правления (1645-1676)
Воспитатель царяБорис Иванович Морозов – боярин (в 1648 году в результате Соляного бунта отправлен в опалу)
Патриарх Никон(1605-1681)
Протопоп Аввакум(1620-1682)
Симеон Полоцкий(1629-1680) – писатель и публицист
Ордин-Нащокин(1605-1680) дипломат, политик, реформатор.
Ртищев Ф.М.(1626-1673) дипломат, окольничий, политик.
Матвеев А.С.(1625-1682) политический деятель.
Артамон Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозёрск1649 год – Соборное уложение. Введено понятие «государственное преступление» (наказание - смертная казнь).
Учреждение бессрочного сыска беглых крестьян (введение крепостного права).
Прикрепление горожан к посаду.
Ликвидация «белых слобод», жители белого посада обложены налогом.
1648-1654 годы – военная реформа– массовое создание полков нового строя на основе иноземных
Падает роль Земских соборов после 1654 года они не собираются.
Из состава Боярской Думы выделилась Ближняя Дума и Расправная палата (судебные функции)
Увеличилось число приказов (около 100) Создан Приказ Тайных дел1654 год
Ограничено местничество 1648-1654 годы - освободительная война Украины против Речи Посполитой.
Участники: Богдан Хмельницкий.
1649 год – Зборовский мир (автономия Украины)
1651 год – Белоцерковский мир(автономия только в Киеве)
1 октября 1653 года – Земский собор разрешил вхождение Украины в состав России, а 8 января 1654 года Переяславская рада согласилась с воссоединением Украины и России.
1654-1667 годы – Русско-польская война
Причина: противоречия из-за присоединения Украины к России.
Участники: Иван Выговский, отец и сын Хмельницкие.
1667 год - Андрусовское перемирие. Россия вернула Смоленские и Чернигово-Северские земли, получила Левобережную Украину и Киев на правом берегу Днепра.
1676-1681 годы русско-турецкая война (Чигиринские походы) в ходе войны разрушена крепость Чигирин.
Участники: Ромодановский Г.Г.
Бахчисарайский мир 1681 год признал право России на Левобережную Украину и Киев.
Русско-шведская война 1656-1661 годы
Причина: выход к Балтийскому морю и возврат земель потерянных в годы Смуты.
1661 год Кардисский мир(1658 год - Валиесарское перемирие на три года) отказ от территориальных приобретений.
Освоение Сибири: С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров, В. Атласов 1648 год - С. Дежнев открыл пролив между Азией и Северной Америкой
1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.
1648 год – в Андреевском монастыре Москвы учреждено первое училище. (идея Ртищева Д.М.)
1649-1652 – церковь Рождества Богородицы в Путинках (шатровый стиль) в 1653 году этот стиль запрещён Никоном.
1653 год – церковь Троицы в Никитниках.
1667-1668 годы деревянный дворец в Коломенском (мастера: С.Петров и И.Михайлов, художник Симон Ушаков) – «8 чудо света».Новый стиль «московское барокко»
Живопись: парсуна - светский портрет Симон Ушаков – «Спас нерукотворный».
Никитин и Савин фреска Ильи Пророка
1674 год – историческое произведение «Синопсис»
1672 год «Царский титулярник» (портреты)
1675 год «Житие протопопа Аввакума»
Сатирические повести «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче».
1672-1676 годы - театр при дворе царя, актеры иностранцы, пьесы ставил Симеон Полоцкий (церковь запретила)
В селе Преображенском была построена "комедийная хоромина" - первый театр в России.. Первое театральное представление в России состоялось 17 октября 1672. Название пьесы: "Эсфирь" ("Артаксерксово действо"), длившееся десять часов до самого утра. Автор: Иоганн-Готфрид Грегори (1631-1675). В 1673 -- переделка либретто оперы Ринуччини "Эвридика"(первый балет). В ноябре 1674 года в Преображенском "тешили" царя комедийной пьесой "Как Алаферну (Олоферну)-царю царица голову отсекла" (первая опера).
Поставлена пьеса "Темир-Аксаково действо", представляющая собой отдаленный отголосок трагедии К.Марло "Тамерлан Великий".
Иоганн Грегори в 1673 году даже основал театральную школу, в которой 26 мещанских детей учились "комедийному делу"
Экономика Социальная структура Религия Бунты, восстания
Складывается всероссийский рынок;
Специализация районов: Астрахань – икра, соль, Соленая рыба. Сибирь – меха. Урал – самоцветы. Москва и Тула – оружие, железо.
Вид оптового торга - ярмарки (Макарьевская, Ирбитская, Архангельская)
Внешняя торговля шла в двух направлениях: с югом и востоком через Астрахань; с западом через Архангельск.
Развивается протекционизм – 1667 год Новоторговый устав (пошлины на импорт).
Ремесло перерастает в мелкотоварное производство.
Строятся первые мануфактуры (30)
При Михаиле: в 1631 была открыта первая частная мануфактура - Нициннский медеплавильный завод на Урале. В 1634 был открыт первый стекольный завод под Москвой. В 1635 была начата разработка медных руд на р. Каме. В 1635 была начата разработка медных руд на р. Каме. В 1636 голландский купец Виниус А. Д. в Тульско-Каширском районе пустил вододействующий завод, на котором отливали пушки и ядра. Часть его продукции поступала на внутренний рынок (сковороды, гвозди) . Такие же заводы для удовлетворения потребности вотчин в железе основали крупные землевладельцы Милославский И. Д. и Морозов Б. И. Появились первые медеплавильные заводы. В 1630-е швед Коет Е. основал стекольный завод под Москвой, в значительной мере его продукция шла на нужды царского двора. В Москве действовала текстильная мануфактура - Хамовный двор, в Архангельске - канатный завод. Общее количество мануфактур в к. XVII в. едва достигало двух десятков и выпускало ничтожную долю продукции. Крестьянство делилось на две основные категории: владельческие и черносошные.
Поземельная подать (исчислялась с пахотной земли) заменена на подать подворную.
Новое сословие – казачество (военное) 1652 год церковная реформа патриарха Никона.
Кружок ревнителей древнего благочестия (Никон, Аввакум, Ртищев).
Причина: множественные ошибки в священных книгах. Разногласия между Аввакумом и Никоном – начало раскола (1653-1658).
Патриарх Никон 1652-1658 годы - соправитель царя, требовал власти и поклонения (Священство выше царства) 1658 год ссора – Никон самовольно покинул патриарший престол, удалился в Воскресенский монастырь. На церковном соборе в 1666 году расстрижен до монахов (низложен). Сослан в Ферапонтов монастырь, на севере.
Протопоп Аввакум – глава старообрядцев - раскольников посажен в яму в Пустозерске, сожжен в 1682 году.
Гонения на старообрядцев. 1648 год - Соляной бунт (налог на соль)
1662 год Медный бунт (медные деньги привели к инфляции)
1650 годы Хлебные бунты в Пскове и Новгороде (власть в руках восставших 6 месяцев)
1666 восстание Василия Уса(попытка поступить к царю на службу – отказ)
1667-1669 – поход за зипунами на Волгу, Яик и каспийское море
1670-1671крестьянская война Степана Разина (усиление крепостного права, пресечение автономии казаков). Войско Донское приведено к присяге, Разин казнен.
1668-1676 год Соловецкое восстание старообрядцев («Соловецкое сидение»)
Современник Алексея Михайловича.
Артамо́н Серге́евич Матве́ев (1625 - 15 (25) мая 1682, Москва) - русский государственный деятель, «великого государя ближний боярин», руководитель русского правительства в конце царствования Алексея Михайловича, один из первых «западников».
Стоял у истоков придворного театра. Матвеев ценил общение с иностранцами и охотно пересаживал на русскую почву заморские новинки. Он организовал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку и был в числе организаторов первой аптеки в Москве.
Дом его был убран по-европейски, с разрисованным потолком, картинами немецкой работы, изображавшими святых, и часами столь затейливой конструкции, что на них обращали внимание и иностранцы. Жена Матвеева появлялась в мужском обществе; сын Андрей получил тщательное образование на европейский манер. Боярин Матвеев предложил Гивнеру составить труппу актёров и забавлял государя театральными представлениями («Артаксерксово действо»).
Человек образованный, Матвеев написал несколько литературных работ (не дошедших до нас), преимущественно исторического содержания, между прочим: «Историю русских государей, славных в ратных победах, в лицах» и «Историю избрания и венчания на царство Михаила Фёдоровича». Кроме того, он ответственен за создание «Царского титулярника», справочника по монархам и другим первым лицам разных стран эпохи и по русской истории.
В молодости служил в Малороссии, участвовал в войнах с Речью Посполитой и осаде Риги (1656). Будучи полковником и стрелецким головой 3-го приказа (стрелецкого полка), участвовал в осаде Конотопа в составе большого полка князя А. Н. Трубецкого. Присутствовал на Переяславской раде, вёл переговоры с гетманами Выговским и Гонсевским.
Во время Большого собора Матвеев сопровождал прибывших в Россию восточных патриархов. В 1669 г. вместе с князем Г. Г. Ромодановским организовал проведение Глуховской рады. По возвращении в Москву сменил Ордина-Нащокина во главе Малороссийского, а потом и Посольского приказа. С 1671 года думный дворянин, с 1672 года окольничий, с 1673 года ближний окольничий, с 1674 года ближний боярин.
В доме Матвеева царь Алексей познакомился с родственницей его жены, Н. К. Нарышкиной. Девушка воспитывалась в покоях супруги Матвеева, Е. Г. Хомутовой (По рождению шотландка Мэри Гамильтон). Наталья Нарышкина стала второй супругой Алексея Михайловича, матерью Петра Великого. О прочной дружбе царя с Матвеевым свидетельствуют строки из письма Алексея Михайловича: «Приезжай скорее, мои дети осиротели без тебя, мне не с кем посоветоваться».
Матвеев уделял внимание не только западному направлению внешней политики. Он заключил с армянскими купцами выгодный договор о торговле персидским шёлком и отправил Н. Спафария на восток разведать путь в Китай. Со шведами конфликтовать избегал, ибо видел в них средство нейтрализовать активность Речи Посполитой в Поднепровье.
Современники Внутренняя политика Внешняя политика Культура
Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605-1680) дипломат, политик, реформатор.
Глава Посольского приказас громким титулом «царской большой печати и государственных великих посольских дел сберегателя», то есть был государственным канцлером.
Ему были вверены также Смоленский разряд, Малороссийский приказ, чети Новгородская, Галицкая и Владимирская и некоторые другие отдельные управления. В 1650 году, во время восстания городской бедноты, предложил царю Алексею Михайловичу план усмирения Пскова.
Банковское дело
В 1655 году Ордин-Нащокин стал основателем первого русского банка в Пскове, имевшего название «Земская изба». Банк существовал один год. К сожалению, эта попытка закончилась неудачно. Нащокин был отозван из Пскова, а новый воевода ликвидировал все его нововведения. Банки как особые экономические институты начали создаваться в России лишь через 100 лет.
Попытка создания флота
В 1669 году на Оке был спущен на воду первенец русского флота корабль «Орел». Но уже на следующий год он попал в руки разинцев в Астрахани и был сожжён. Неудачей закончилась и попытка арендовать за рубежом гавань для русского флота. Такие переговоры в 1662 году велись с Курляндией. В результате, задачу создания русского флота пришлось отложить, но чётко сформулировала этот важнейший для страны вопрос власть уже тогда. И роль в этом канцлера Ордина-Нащокина огромна.
Организация мануфактур
Ордин-Нащокин активно участвовал в развитии российского производства. Принял участие в организации металлообрабатывающи, кожевенных, бумажных и стеклянных мануфактур.
Предложения реформ
В 50-х гг. предложил реформировать армию путём
введения рекрутских наборов, увеличения стрелецкого войска и сокращения малобоеспособной дворянской конницы.
Политика меркантилизма
В 1667 г. Ордин-Нащокин составил Новоторговый устав, согласно которому иностранцы должны были платить пошлину в размере 6% продажной цены и проезжую пошлину в размере 10%. Некоторые товары (предметы; роскоши) облагались еще выше (с вина 15%). Поскольку « пошлинное серебро взималось по заниженной цене, то в целом платежи иностранцев оказывались на уровне 20%. Между тем с русских купцов взималась лишь «рублевая пошлина» в размере 5%. Розничная торговля иностранцам запрещалась. Не могли они торговать и между собой. Определялись места их оптовой торговли (Архангельск, Новгород, Псков). Лишь по специальным разрешениям допускались поездки иноземцев за пределы этих городов. Платить пошлины следовало серебряными ефимками (иоахимсталерами). Любопытно ограничение ввоза предметов роскоши. Русские купцы одобрили устав и поставили свои подписи.
Ордин дал распоряжение ввести контроль за тульскими и каширскими оружейными заводами, поскольку они находились в ведении гам бурского предпринимателя П.Марселиса. Ордин стремился поставить преграду утечке прибылей за рубеж. Карьера Ордина-Нащокина началась в 1642 году, когда он участвовал в разграничении новой русско-шведской границы после Столбовского мира.
В 1642–1643г. Ордин-Нащокин блестяще выполнил дипломатическую миссию во время поездки в
Молдавию, добившись временного мира с Турцией и укрепления русско-молдавских связей. И в
итоге был привлечен к посольскому делу при дворе тогдашнего царя Михаила Федоровича.
Успешно применял ряд новых для России приемов в дипломатической службе: использовал православные монастыри Украины и Молдавии для получения и пересылки необходимой информации, ввел систему тайнописи для переписки с послами
Во время русско-шведской войны 1656 - 1658 годов был воеводой в городе Друя (ныне в Белоруссии), участвовал в походе на Динабург (Даугавпилс), в штурме Витебска, руководил штурмом ДриссыВ 1656 году Ордин-Нащокин подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 году - крайне необходимое для России перемирие со Швецией. За это Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина.
Добившись в 1667 году подписания выгодного для России Андрусовского перемирия с Польшей, получил чин боярина и стал во главе Посольского приказа, сменив на этом посту своего предшественника, Думного дьяка, печатника, Алмаза Иванова.
Городовой дворянин по отечеству и происхождению, после заключения упомянутого перемирия он был пожалован в бояре и назначен главным управителем Посольского приказа.
Особенно удачлив оказался Афанасий Лаврентьевич в налаживании связей с Востоком.
Заключил договор с «Армянской компанией» о торговле
шёлком-сырцом через Россию. Только вывоз мехов
через Астрахань доставил казне прибыль на миллион
серебряных рублей. Укреплялись связи России со
Средней Азии, Арменией, Персией,
Монголией и Китаем. Профинансированные Посольским приказом землепроходцы осваивали Сибирь и Дальний Восток, строя пограничные крепости и закладывая города.
Он выступал сторонником союза с Речью Посполитой для борьбы со Швецией за выход к Балтийскому морю и для отражения турецкой агрессии. Истоки дипломатического этикета в России
В столичном здании Посольского приказа (в Кремле, напротив Архангельского собора) при Ордин-Нащокине
стали принимать иностранцев. Комнату для их приемов обили красным сукном, украсили росписью – все это
положило начало складыванию дипломатического этикета в России.
Регулярный выпуск «Курантов». (начало выхода – 1621 г. При Михаиле)
Ордин-Нащокин поддерживал и развивал систему перевода иностранных газет и вестовых писем, из которых дьяки Посольского приказа составляли выписки. В 60-70-х годах выпуск «Курантов» стал регулярным. Этими рукописными листками, явившимися предшественниками печатной газеты, московское придворное общество оповещалось о международных событиях.
Разведение в России красивых садов с выписанными из-за границы деревьями и цветами не обходилось без участия Ордина-Нащокина.
Заботясь о распространении науки и технических знаний в России, Ордин-Нащокин приглашал из-за границы специалистов, преподавателей школ для обучения русских людей ремеслам, технике военного дела.
Происхождение Личные качества Конец карьеры Место в истории
Выходец из скромной помещичьей семьи. Городовой дворянин. Его карьера довольно уникальна для российской истории, так как он был первым мелким дворянином, получившим звание боярина и высокие должности в государстве не благодаря семейным связям, а вследствие личных достижений и способностей. Отец Афанасия позаботился о том, чтобы сын получил познания в латыни, немецком и математике. Впоследствии Афанасий обучился польскому и молдавскому языкам. «От младых ногтей» юноша отличался любознательностью и упорством. До конца своих дней любил он книги, эти, по его словам, «сокровища, очищающие душу»; знаком был не только с церковными, но и светскими сочинениями, например, по истории, философии. Ко всему этому следует добавить острую наблюдательность, тягу к восприятию нового, неизвестного, стремление узнать и внедрить то лучшее, что имелось в более передовых странах Запада. Некоторые из современников говорили о нём, что он - «человек умный, знает немецкое дело и немецкие нравы знает же», а пишет «слагательно». И друзья, и враги отдавали дань его уму и государственным способностям. Он был, что называется, «говорун и бойкое перо», обладал тонким, острым умом В 1671 году, вследствие доносов и интриг, он был отстранён от службы в Посольском приказе. Изображён среди 109 фигур горельефа памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, символизирующих историю. Его разносторонняя деятельность оставила глубокий след во многих областях жизни России, подготовив страну к реформам Петра I.

После смерти Михаила Федоровича новым царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676), вступивший на престол в том же возрасте, что и его отец, в 16 лет. К царствованию Алексея готовили заранее: в пять лет стали учить читать, а в семь - писать. В зрелые годы он не только сам писал многие документы, но и сочинял небольшие литературные произведения. Алексей Михайлович был человеком набожным и, привечал богомольцев, нищих и обездоленных. Многие современники отмечали его необычную для российских правителей доброту и благожелательность, а порой и слабость характера. В народе царя прозвали Тишайшим. Все это не мешало ему, однако, в случае необходимости проявлять и решимость, волю, жесткость. Александр Боханов «Царь Алексей Михайлович» Вече 2012 год стр. 315

От первого брака (с Марией Ильиничной Милославской) у Алексея родилось 13 детей, в том числе сыновья Федор и Иван, а также дочь Софья. После смерти первой жены царь женился второй раз на Наталии Кирилловне Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Петр (будущий Петр Великий). Именно между детьми от первого и второго брака разгорелась борьба за власть после смерти Алексея Михайловича и кратковременное правления его старшего сына Федора (1676-1682).

Фавориты Алексея Михайловича

Борис Иванович Морозов (1590--1661)

Борис Иванович Морозов-- русский боярин , один из крупнейших землевладельцев своего времени, воспитатель царя Алексея Михайловича . Старший сын Ивана Михайловича Глухого Морозова и внук известного воеводы, боярина Михаила Яковлевича Морозова .

В 1615 году Морозов был взят «на житьё» во дворец. В 1634 году возведён в бояре и назначен «дядькой» к царевичу Алексею Михайловичу. Он стал ещё ближе к молодому царю, когда женился на сестре царицы Анне Ильиничне Милославской. До конца жизни Морозов оставался самым близким и влиятельным человеком при царском дворе. Современники характеризовали его как человека умного и опытного в государственных делах, проявляющего интерес к западному просвещению. Вероятно этот интерес он сумел привить и своему воспитаннику.

Он владел 55000 крестьян и рядом производств железа, кирпича и соляными промыслами.

Тёмным пятном в биографии Морозова являются злоупотребления, послужившие одной из причин Соляного бунта 1648 года . В это время Морозов был начальником нескольких важных приказов (Большой Казны , Аптек и Налогов).

Покровительство недостойным родственникам, введение новых податей и откупов вызвали в московском народе возмущение против Морозова. Стремясь увеличить доходы казны, Морозов сократил зарплаты служащим и ввел высокий косвенный налог на соль. Эти меры вызвали народные выступления в мае 1648 года. Повстанцы требовали головы Морозова. Его ближайшие помощники, Траханиотов и Ларионов, были убиты, сам он едва спасся в царском дворце.

Царь вынужден был удалить своего любимца, -- Морозов был выслан в Кирилло-Белозерский монастырь . Это, правда, не изменило отношения Алексея Михайловича к Морозову. Через четыре месяца Морозов вернулся в Москву.

По возвращении Морозов не занимал официального положения во внутреннем управлении, вероятно потому, что царь хотел выполнить данное народу обещание. В то же время, в 1649 году, Морозов принял активное участие в подготовке Соборного уложения , Свода законов, который просуществовал до 19 века.

Морозов все время был при царе. При выступлении в поход на Литву в 1654 г. царь пожаловал Морозова высшим военным званием -- дворовым воеводою, начальником над «полком государевым».

Когда Морозов умер в 1661 году , царь лично отдал последний долг покойному в церкви вместе с другими.