Столица древней македонии. Древняя македония - империя двух царей

Слово «Македония» означает «высокая земля». Эта часть Греции обладала чрезвычайным потенциалом. Природным и человеческим ресурсам могла позавидовать любая другая провинция. Но долгое время не было ведущего лидера, который бы с умом использовал все ее силы.

От дикарей к завоевателям

На краю жили странные племена. На их культуру, язык и традиции повлияли как греки, так и соседи фракийцы. Для всего македонцы долгое время оставались варварами, невеждами и "низкосортным" народом.

Древняя Македония имела значительные исторические преимущества, для того чтобы стать одной из самых могучих империй мира. Греция была разбита войной со Спартой, которая длилась 27 лет с небольшими перерывами. Кроме того, сразу после падения Афин другие города начали бороться друг с другом за право первенства. Охватил значительный кризис и Древнюю Персию, солнце династии Ахемена катилось к закату. Из-за постоянных нападений разорился Египет.

Переломным для истории стал 359 год до н. э. Далекую греческую провинцию возглавил двадцатитрехлетний царь Филипп. Под его руководством родилась Древняя Македония. Но он стал не только основателем империи, а и открыл второе дыхание для культуры Греции.

Поклонник Греции

Филипп родился в - Пелле, в царской семье. Взошел на трон в ходе кровавых событий. Причиной междоусобиц была мать Филиппа, Эвридика, которая имела любовную связь с мужем своей дочери. По ее приказу убили царя.

На престол взошел его брат Пердикк, который был убит врагами в 359 году до н. э. Тогда Филипп стал царем Македонии вместо малолетнего племянника. Но впоследствии, завоевав доверие войска, сместил наследника и занял трон. Именно он расширил бедную провинцию до размеров империи, которая известна как Древняя Македония. История установления государства началась с военной реформы правителя. Еще одним путем к успеху стала дипломатия.

Филипп был первым, кто вооружил своих воинов длинными копьями (до шести метров). Благодаря этому традиционные фаланги стали непобедимы. Еще одним изобретением стала первая катапульта. В ходе битв в 338 году до н. э. он стал полноправным правителем Греции.

Интриги македонской верхушки

Год спустя царь увлекся знатной девушкой из Македонии, из-за чего развелся с женой Олимпиадой. От первого брака у него было двое детей: дочь Клеопатра и сын Александр, которым и должна была быть возглавлена впоследствии империя Древняя Македония. Но новый брак отца не устраивал молодого человека. Поэтому он вслед за матерью покинул Македонию. Филипп извинился перед сыном, и тот вернулся на родину, пытаясь сохранять нейтральность и не становиться ни на одну из сторон в конфликте родителей.

В 336 году до н. э., во время свадебной церемонии дочери Филиппа, один из охранников бросился вперед и убил царя. Он умер в возрасте 47 лет.

Убийцу казнили, когда он пытался убежать. Истории до сих пор неизвестно, кто был заказчиком. По одной из версий это обиженная Олимпиада. Обвиняли и Александра. Также под подозрением был брат Олимпиады - Александр Молосский. Позже сын Филиппа официально обвинил персов.

Завершение дела отца

Нового правителя в лице Александра получила Древняя Македония. Греция уже была в подчинении нового царя, но он решил осуществить план отца и захватить Персию. Правитель продолжал развивать военную инженерию и в 334 году до н. э. пошел на врагов. Победа на суше была легкой и молниеносной. Но в ходе сражений возникла проблема - отсутствие боеспособного флота. Это Александр компенсировал новой стратегией. Он атаковал важные морские базы с суши.

После победы над давними врагами - персами - царь пошел на Египет, житницу, которая должна была кормить всю его империю. Эту цивилизацию с вековой историей он безгранично уважал, и там его встретили как бога. Египет сдался добровольно. Древняя Македония дала новый толчок к развитию египетской и греческой культуры.

В 325 году до н. э. границы земель простирались от Греции до территории современной Индии. Его правление продолжалось до самой смерти в 323 году до н. э. Точная причина гибели великого полководца неизвестна. Есть версии о том, что он был ранен в бою, заразился инфекцией, или даже о том, что его отравили враги.

После смерти Македонского империю разделили между собой его военачальники.

Культурный расцвет империи

Филипп был сторонником Греции. Есть свидетельства о том, что с 368-365 гг. до н. э. он был в плену в Фивах, где увлекся культурой Поэтому после завоевания Греции позволил светлым умам того времени вернуться в свои города и продолжать работу. Пригласил греческих философов и учителей царь и на родину. Культура, язык, письменность Древней Македонии были основаны на знаниях греков.

После смерти Филиппа его дело продолжил Александр. Каждый завоеванный город погружался в эллинизм, то есть полностью превращался в греческий полис с храмом, агорой (рыночной площадью) и театром. Приоритетом отца и сына было создание не только большой, но и цивилизованной империи.

Столица Эгес , потом Пелла Язык(и) древнемакедонский Денежная единица Тетрадрахма Форма правления олигархия Преемственность ← Греческие Тёмные века Македония (римская провинция) →

Возникновение Македонии

В доисторический период Македония была территорией, через которую в Европу из Малой Азии проникали носители неолитических культур (подробнее см. Доисторическая Греция). В конце бронзового века в Македонию с севера вторгаются различные индоевропейские племена, часть которых направляется далее в Малую Азию , а часть - в Грецию .

Слово «Македония» происходит от греческого «μακεδνός (makednós )», что означает «высокий» .

Первое Македонское государство было основано в VIII веке до н. э. или начале VII века до н. э. греческой династией Аргеадов - переселенцев из южного греческого города Аргоса (отсюда и название - Аргеады), возводивших своё происхождение к Гераклу . Первый царь Македонии - Пердикка I (по более поздним данным - Каран).

Раннее царство

Мифическим основателем македонского государства называли Карана , отождествляемого с сыном аргосского царя Темена Архелаем . По Юстину , от Карана до последнего царя Македонии Персея прошло 924 года , что заставляет датировать правление Карана XI веком до н. э.

Александр активно пользовался культурным наследием завоеванных держав, но при этом знакомил покоренные народы с культурой Греции и поощрял изучение греческих наук. И хотя новообразованная империя распалась вскоре после смерти Александра, её наследие сохранилось и позволило покоренным народам вступить в эпоху эллинизма . Население эллинистических стран Азии даже во II в. н. э. составляло более четверти населения Земли. Греческое койне более тысячелетия было языком международного общения большинства стран мира.

В 330 году до н. э. полководец Александра Македонского Зопирион совершил поход в Скифию , в результате которого его тридцатитысячное войско было разгромлено.

Закат царства

Пирр, царь Македонии и Эпира , в 279 году до н. э. нанёс поражение римлянам, не снискав славы. Относительная малочисленность македонцев не позволила сдержать натиск Римской республики, а Персей Македонский не оказал ожидаемого сопротивления захватчикам. Дорога к захвату Ахайи была открыта.

В 215 до н. э. Македония вступила в первую из трёх войн против Рима : результатом проигранных второй (197 до н. э.) и третьей (168 до н. э.) стало свержение правящей династии. Когда Македония была завоевана Римской республикой , страну разделили на четыре независимые друг от друга республики с аристократией во главе, которые выплачивали дань Риму. В 149 до н. э. в Македонии появился некий самозванец Андриск , выдававший себя за умершего сына Персея Филиппа VI. Это привело к четвёртой Македонской войне. В 148 до н. э. римляне разбили Лжефилиппа. Итогом стало объявление Македонии римской провинцией в 146 до н. э.

Во время великого переселения народов на Македонию беспрестанно совершали набеги готы и авары ; в VI-VII веках н. э. славянские племена основали там свои первые поселения.

После падения Константинополя в ходе четвёртого крестового похода (1204) латиняне и болгары развязали войну за право владеть Македонией; в итоге страна была поглощена

МАКЕДОНИЯ ДРЕВНЯЯ - древ-нее го-су-дар-ст-во V-II веков до нашей эры на Бал-кан-ском полуострове.

Гра-ни-чи-ла на юге с греческой Фес-са-ли-ей, на юго-за-па-де - с Эпи-ром , на за-па-де и се-ве-ро-за-па-де - с Ил-ли-ри-ей, на се-ве-ро-вос-то-ке - с Фра-ки-ей.

В Древней Македонии вы-де-ля-лись два ре-гио-на: Верх-няя Ма-ке-до-ния - внутренняя гор-ная об-ласть и Ниж-няя Ма-ке-до-ния - при-мор-ская рав-ни-на.

Во-прос об эт-но-ге-не-зе древ-них ма-кедонских пле-мён ос-та-ёт-ся дис-кус-си-он-ным.

Че-рез тер-ри-то-рию Древней Македонии про-хо-ди-ли важ-ные тор-го-вые пу-ти. Стра-на об-ла-да-ла зна-чительными сырь-е-вы-ми ре-сур-са-ми (лес, ру-ды ме-тал-лов и другое).

С VI века до нашей эры в Древней Македонии пра-ви-ли ца-ри из ро-да Ар-геа-дов, од-на-ко дол-гое вре-мя ро-до-вая знать, осо-бен-но в Верх-ней Ма-ке-до-нии, об-ла-да-ла зна-чительной са-мо-стоя-тель-но-стью.

При Алек-сан-д-ре I (пра-вил около 498-454 годов) в начале V века Древняя Македония бы-ла вы-ну-ж-де-на при-знать власть Ахе-ме-ни-дов го-су-дар-ст-ва. По-сле раз-гро-ма пер-сов гре-ка-ми (по-сле 479 года) Алек-сандр I про-во-дил по-ли-ти-ку сбли-же-ния с греческими по-ли-са-ми и рас-про-стра-не-ния греческой куль-ту-ры, за что по-лу-чил про-зви-ще Фи-лэл-лин. Од-на-ко борь-ба с греческими го-ро-да-ми Хал-ки-ди-ки за вы-ход к мо-рю при-ве-ла к обо-ст-ре-нию от-но-ше-ний Древней Македонии с Де-лос-ским сою-зом.

Для пре-ем-ни-ков Алек-сан-д-ра I Пер-дик-ки II (пра-вил около 454-413 годов) и Ар-хе-лая I (пра-вил в 413-399 годы) ха-рак-тер-на по-ли-ти-ка ла-ви-ро-ва-ния в от-но-ше-ни-ях с наи-бо-лее силь-ны-ми греческими государствами - Афи-на-ми и Спар-той. При Ар-хе-лае I бы-ла уси-ле-на центральная власть, на-ча-лась во-енная ре-фор-ма, ре-ор-га-ни-зо-ва-но мо-нет-ное де-ло, сто-ли-ца пе-ре-не-се-на из города Эги в Пел-лу, рас-по-ло-жен-ную не-да-ле-ко от мо-ря. По-сле ги-бе-ли Ар-хе-лая I рез-ко обо-ст-ри-лась борь-ба за власть (при по-сто-ян-ном вме-ша-тель-ст-ве греческих го-су-дарств).

В 359 году к вла-сти при-шёл Фи-липп II, сын ца-ря Амин-ты III (пра-вил около 392-370 годов). При Фи-лип-пе II про-изош-ло рез-кое уси-ле-ние цар-ской вла-сти. Он про-вёл во-енную ре-фор-му, соз-дав зна-ме-ни-тую ма-кедонскую фа-лан-гу и уве-ли-чив зна-че-ние тя-же-ло-воо-ру-жён-ной кон-ни-цы, на-би-рав-шей-ся из пред-ста-ви-те-лей ма-кедонской зна-ти (ге-тай-ров). За-хва-тив бо-га-тые Пан-гей-ские руд-ни-ки во Фра-кии, Фи-липп II при-сту-пил к че-кан-ке в боль-шом объ-ё-ме зо-ло-той и се-реб-ря-ной мо-не-ты. Во внешней по-ли-ти-ке Фи-липп II по-сле-до-ва-тель-но осу-ще-ст-в-лял ан-нек-сию со-сед-них фра-кий-ских и греческих тер-ри-то-рий. Раз-гром Хал-кид-ско-го сою-за (348 год), за-клю-че-ние Фи-ло-кра-то-ва ми-ра с Афи-на-ми (346 год), по-бед-ное за-вер-ше-ние 3-й Свя-щен-ной вой-ны про-тив Фо-ки-ды (356-346 годы) зна-чи-тель-но уси-ли-ли влия-ние Древней Македонии на по-ли-сы Бал-кан-ской Гре-ции. По-пыт-ка гре-ков от-сто-ять свою сво-бо-ду за-кон-чи-лась их по-ра-же-ни-ем в бит-ве при Хе-ро-нее (338 год). В 338/337 годы в Ко-рин-фе со-зван кон-гресс, на ко-то-ром был об-ра-зо-ван со-юз греческих по-ли-сов, Фи-липп II про-воз-гла-шён его ге-ге-мо-ном. В 337 году Ко-ринф-ский со-юз при-нял ре-ше-ние о на-ча-ле вой-ны с Пер-си-ей.

По-сле ги-бе-ли в 336 году Фи-лип-па II его сын Алек-сандр III (Алек-сандр Ма-ке-дон-ский) унас-ле-до-вал долж-ность ге-ге-мо-на Ко-ринф-ско-го сою-за. Про-дол-жая за-вое-вательную по-ли-ти-ку от-ца, он раз-гро-мил на се-ве-ре фра-кий-ские и ил-ли-рий-ские пле-ме-на, по-да-вил вос-ста-ние гре-ков и раз-ру-шил Фи-вы. Вес-ной 334 года вы-сту-пил в по-ход про-тив пер-сов. В ре-зуль-та-те по-бе-до-нос-но-го 10-лет-не-го Восточного по-хо-да воз-ник-ла ми-ро-вая дер-жа-ва с цен-тром в Ва-ви-ло-не.

По-сле смер-ти Алек-сан-д-ра Ма-ке-дон-ско-го в 323 году на-ча-лась борь-ба его со-рат-ни-ков за власть (вой-ны диа-до-хов). На вре-мя по-хо-да на-ме-ст-ни-ком в Ма-ке-до-нии и Гре-ции ос-та-вал-ся Ан-ти-патр, ко-то-рый на-нёс по-ра-же-ние гре-кам в Ла-мий-ской вой-не (323-322 годы) и удер-жал их под вла-стью Ма-ке-до-нии. По-сле ги-бе-ли за-кон-ных на-след-ни-ков вла-сти Алек-сан-д-ра Ма-ке-дон-ско-го - свод-но-го бра-та Фи-лип-па III Ар-ри-дея (убит в 317 году) и сы-на Алек-сан-д-ра IV (убит в 311/310 годы) пре-сек-лась ди-на-стия Ар-геа-дов.

В 306 году наи-бо-лее силь-ные диа-до-хи объ-я-ви-ли се-бя ца-ря-ми (Ан-ти-гон I Од-но-гла-зый, Пто-ле-мей I, Се-левк I Ни-ка-тор, Ли-си-мах, Кас-сандр - сын Ан-ти-пат-ра). В по-сле-дую-щий пе-ри-од ца-ря-ми Древней Македонии ста-но-ви-лись Кас-сандр, Де-мет-рий I По-ли-ор-кет - сын Ан-ти-го-на I Од-но-гла-зо-го, эпир-ский царь Пирр, Ли-си-мах, Пто-ле-мей Ке-равн - сын Пто-ле-мея I.

В 280-277 годы в Древнюю Македонию, Северную и Центральную Гре-цию вторг-лись пле-ме-на га-ла-тов; в сра-же-нии с ни-ми по-гиб Пто-ле-мей Ке-равн (279 год). Сын Де-мет-рия I По-ли-ор-ке-та Ан-ти-гон II Го-нат в 277 году от-ра-зил на-ше-ст-вие га-ла-тов и ста-би-ли-зи-ро-вал по-ло-же-ние в стра-не (пра-вил в 276-239 годы). Его главной за-да-чей бы-ло ук-ре-п-ле-ние ма-кедонского влия-ния в Гре-ции, в ко-то-рой всё боль-шую роль на-чи-на-ли иг-рать Ахей-ский со-юз и Это-лий-ский со-юз. Осо-бен-но тя-жё-лым ис-пы-та-ни-ем для Древней Македонии ста-ла Хре-мо-ни-до-ва вой-на (267-261 годы), в хо-де ко-то-рой Афи-ны, Спар-та и ряд других греческих го-су-дарств, опи-ра-ясь на под-держ-ку пто-ле-ме-ев-ско-го Егип-та, по-пы-та-лись до-бить-ся не-за-ви-си-мо-сти от Древней Македонии.

Сы-ну Ан-ти-го-на II Го-на-та Де-мет-рию II (пра-вил в 239-229 годы) при-шлось вес-ти дли-тель-ную вой-ну про-тив объ-е-ди-нён-ных сил Это-лий-ско-го и Ахей-ско-го сою-зов («Де-мет-рие-ва вой-на»). Си-туа-цию в Гре-ции уда-лось ста-би-ли-зи-ро-вать его пре-ем-ни-ку Ан-ти-го-ну III До-со-ну (пра-вил в 229-221 годы). Уси-ле-ние Спар-ты при ца-ре Кле-о-ме-не III при-ве-ло к сбли-же-нию Древней Македонии с Ахей-ским сою-зом и соз-да-нию в 224 году Эл-лин-ско-го сою-за при ге-ге-мо-нии Древней Македонии. В бит-ве при Сел-ла-сии (222 год) спар-тан-ская ар-мия бы-ла раз-би-та.

Сын Де-мет-рия II Фи-липп V (пра-вил в 221-179 годы) про-дол-жил по-ли-ти-ку уси-ле-ния вла-сти Древней Македонии в Гре-ции, спро-во-ци-ро-вав за-кон-чив-шую-ся без-ре-зуль-тат-но вой-ну с Это-лий-ским сою-зом (Со-юз-ни-че-ская вой-на 220-217 годов). Про-дви-же-ние Ри-ма на вос-ток (за-хват в 229 году по-бе-ре-жья Ил-ли-рии) за-ста-ви-ло Фи-лип-па V в 215 году за-клю-чить до-го-вор с Ган-ни-ба-лом, ко-то-рый в это вре-мя вёл бое-вые дей-ст-вия на тер-ри-то-рии Ита-лии. Од-на-ко рим-ля-не ини-ции-ро-ва-ли вы-сту-п-ле-ние про-тив Древней Македонии Это-лий-ско-го сою-за и ли-ши-ли её воз-мож-но-сти ока-зать под-держ-ку Кар-фа-ге-ну (1-я Ма-ке-дон-ская вой-на 215-205 годов). Стрем-ле-ние Фи-лип-па V за-хва-тить вла-де-ния Пто-ле-ме-ев в Эгей-ском море и юго-западной Ма-лой Азии при-ве-ло к во-енному столк-но-ве-нию с коа-ли-ци-ей греческих го-су-дарств (Пер-гам, Ро-дос, Ви-зан-тий, Афи-ны и другие), ко-то-рые об-ра-ти-лись за по-мо-щью к Ри-му. В хо-де 2-й Ма-ке-дон-ской вой-ны 200-197 годов рим-ля-не раз-гро-ми-ли ма-кедонскую ар-мию (бит-ва при Ки-но-ске-фа-лах 197 года) и за-ста-ви-ли Фи-лип-па V вы-вес-ти свои гар-ни-зо-ны из всех греческих го-ро-дов. На Ист-мий-ских иг-рах 196 году рим-ский пол-ко-во-дец Тит Квинк-ций Фла-ми-нин объ-я-вил о сво-бо-де Гре-ции. Од-на-ко в по-сле-дую-щий мир-ный пе-ри-од Фи-липп V ста-рал-ся вос-ста-но-вить эко-но-мическую и во-енную мощь государства; эту по-ли-ти-ку по-сле смер-ти от-ца про-дол-жил его сын Пер-сей (пра-вил в 179-168 годы). В 171 году Рим на-чал 3-ю Ма-ке-дон-скую вой-ну 171-168 годов про-тив воз-ро-ж-даю-щей-ся Древней Македонии, ко-то-рая за-кон-чи-лась по-бе-дой рим-лян в сра-же-нии при Пид-не (168 год).

Древняя Македония пе-ре-ста-ла су-ще-ст-во-вать как еди-ное государство. Специальная ко-мис-сия римского се-на-та раз-де-ли-ла Древнюю Македонию на 4 не-за-ви-си-мых друг от дру-га ок-ру-га с рес-пуб-ли-кан-ским уст-рой-ст-вом и зна-чи-тель-но ог-ра-ни-чи-ла их хо-зяйственную дея-тель-ность (за-прет раз-ра-бот-ки зо-ло-тых и се-реб-ря-ных руд-ни-ков, вы-во-за ко-ра-бель-но-го ле-са). По-сле по-дав-ле-ния ан-ти-рим-ско-го вос-ста-ния Ан-д-ри-ска (149-148 годов), вы-да-вав-ше-го се-бя за сы-на Пер-сея, Древняя Македония бы-ла пре-об-ра-зо-ва-на в рим-скую про-вин-цию.

Древняя Македония
царство
IX в. до н. э. - 146 до н. э.
Герб
Столица Эгес , потом Пелла
Язык(и) древнемакедонский
Преемственность
← Греческие Тёмные века
Македония (римская провинция) →

Древняя Македония - рабовладельческое государство в центральной и северо-восточной части Балканского полуострова . Существовала с 5 в. до н. э. до 148 до н. э.. Наибольшего расцвета достигла в результате завоеваний Филиппа II (подчинение всей Греции) и Александра Македонского (империя Александра Македонского).

Государство на землях Нижней Македонии сложилась в течение 6-5 ст. до н. э., но еще в 4 в. до н. э. племена Верхней Македонии были на стадии родоплеменного строя. Основными занятиями населения государства были земледелие и скотоводство. Непосредственное соседство с Грецией способствовало воздействию греческой культуры и языка, установлению тесных взаимосвязей с греческими полисами. С образованием в Македонии классового общества происходило и ее постепенное политическое объединение, расширение государственных границ, укрепление независимости и рост военно-политической мощи.

Во времена правления Филиппа II (359-336 до н. э.) окончательно сформировалась македонская монархия и была подчинена Верхняя Македония. Филипп II завершил реорганизацию армии и создал македонский флот. Стремясь расширить свои владения и политическое влияние, а также овладеть морским побережьем, которое находилось в руках греков, Филипп II в течение 357-346 до н. э. вел войну против Афин и их союзников, в результате которой овладел более чем 30 городами, подчинил Фессалию и захватил все фракийское побережье Эгейского моря. Повторное его вмешательство в дела Греции завершилось в 338 до н. э. битвой при Херонее , в которой македонское войско оказалось победителем и греческие города признали гегемонию македонской монархии. В 336 до н. э., готовясь выступить против Персидского царства и местной знати, Филипп II стал жертвой заговора.

Его преемником стал сын Александр Македонский (336-323 до н. Э.), который подавил восстания греческих городов и осуществил намерения своего отца в отношении Персидского царства. Он разбил царя Дария III , завоевал Персидскую державы и на ее территории образовал свою большую монархию, которая, однако, была непрочной. После смерти Александра империя распалась, и Македония боролась за контроль над Грецией с Ахейским и Эталийским союзами. После вступления в конфликт с Римом из-за Иллирии (Македонские войны) Македония понесла поражение, была разделена на 4 республики под римским протекторатом, и, наконец, включена в состав Рима как провинция (148 до н. э.).

, » остров Пелопса » ,так называется самый южный полуостров Эпира и всей Европы.

Там в состязаниях на колесницах он победил царя Эномая и в награду за это получил его дочь Гипподамию и трон.

Пелопс был могучим и мудрым царём и вскоре завладели всеми землями до самого Истма, которые стали называть его именем, хотя ранее, согласно Гомеру, они назывались Апия, Пеласгия, и Ахейский Аргос.

Поскольку Пелопс, без сомнения, являлся самым знаменитым мифологическим героем Пелопонесса, именно с его именем связанно возникновение Олимпийских Игр.

Все сыновья Пелопса и Гипподамии стали правителями в соседних полисах, так Атрй основал династию Атридов в Микенах, а имена остальных сыновей послужили названиям соответствующих городов на Пелопоннесе: Коринф, Тризин, Аргос.

Со времён первых поселений и по сегодняшний день, был и остаётся жизненно важным регионом Греции.

Соединённый с материком узким перешейком длиной в 5 км. он одновременно отделён от него двумя заливами. Сароническим и Коринфийским.

Однако всегда оставался важнейшим центром, где зарождалась, развивалась и сохранялась на протяжении веков подлинная и многообразная греческая культура. Полуостров площадью 21439 кв. км. своими очертаниями напоминает «платановый лист. брошенный в море» , именно поэтому в средние века, полуостров назывался Мореас (лист платана) .

На этой земле ахейцами-греками в послеэлладский период будет заложен самый крупный центр великой культуры, «златообильные микены» , как их называл Гомер.

Древняя Македония

Название Македония происходит от двух слов - «μακ» и «δων» - что означает «высокая земля» или, что более прозаично, - горная местность. Именно отдаленные горные районы страны, то есть историческая Верхняя Македония, и была родиной македонян.

Согласно древней традиции, Македония унаследовала земли легендарного царя Мидаса. Основателем правящей династии Геродот называет Пердикку І. Этот царь был выходцем из Аргоса - одного из древнейших европейских городов, находящегося в восточной части Пелопоннеса. Предками македонян считаются дорийцы. В том, что македонские цари имели эллинское происхождение Геродот не сомневался. То же самое после некоторого разбирательства было признано и судьями Олимпийских игр. Его необходимость возникла, когда македонский царь Александр (V в. до н.э.) пожелал лично участвовать в соревнованиях. Установленный же порядок не допускал к участию никого, кроме эллинов. Александр доказал, что он аргосец, сумев убедить в этом судей.
Именно к его правлению царя Александра относится оформление Македонии в единое государство и начало ее активных отношений с Грецией.

По другой версии, более мифологизированн ой, основателем Македонии считается брат аргосского царя Каран, при этом временем рождения царства называется XI в. до н. э. Являясь прямым потомком божественного Геракла в одиннадцатом колене, Коран вместе с тем считался предком последнего фактического и наиболее прославленного македонского царя - Александра III Великого - в семнадцатом колене. Каран ушел с Пелопонесса на север в поисках места для поселения и, ступив в Иматию, взял себе в проводники козье стадо. Животные искали убежища от непогоды, и хитроумный аргосец последовал за ними. Именно благодаря непогоде Карану удалось овладеть городом Эдессой - густой туман и дождь помешали местным жителям узнать заранее о приближении захватчика. Эдесса, вскоре переименованная Караном в Эги (то есть «козий город»), стала центром его правления. Новому правителю, с тех пор всегда державшему в походах коз впереди знамен, удача улыбалась и дальше. Ему удалось вытеснить других мелких царей с македонских земель. Став первым самодержавным правителем в этих краях, Каран объединил жившие вокруг племена, и Македония стала единым целым.

Древняя литературная традиция насчитывает более тридцати известных античных историков, упоминающих в своих трудах о Македонии. Естественно, греческие авторы писали историю Эллады, а не ее северного соседа, упоминая о Македонском царстве только там, где это имело связь с событиями, происходившими в жизни греческих земель. До V в. до н.э., и в особенности до времени Филиппа ІІ, значимой роли в международных отношениях Македония не играла. Ее внутренняя жизнь не занимает сколько-нибудь важного места в работах греческих авторов. Начиная со времени Филиппа рассказы о Македонии сосредоточены на стремлении молодого мощного государства к расширению своих границ.

До нас дошло очень мало сведений о жизни македонского народа до этого периода. Античные историки акцентировали свое внимание на политических и военных делах, которые служат фундаментом в истории отношений между Македонским царством и Элладой. Долгое время в эллинских интересах Македония не занимала существенного положения. Это объясняет тот прискорбный факт, почему исторических документов, повествующих о Древней Македонии практически нет.

Первое упоминание о македонских землях мы находим в эпосе Гомера. Великий певец говорит о северных Балканах, в основном о Фракии. В «Илиаде» и «Одиссее» ним воспет широкая и быстротечная река Аксиос, гора Атос (более знакомая нам под названием Афон), город Амидон и другие. В описанных Гомером событиях Троянской войны, датировку которой большинство исследователей относят к рубежу XIII-XII вв. до н. э., участию фракийцев, участвовавших в войне на стороне Трои, уделено немало внимания. В «Илиаде» имеется несколько мест, из которых можно почерпнуть информацию о климате и животном мире Фракии, однако ни сама Македония, ни ее жители Гомеру не были знакомы. Только Гесиод, первый исторически достоверный древнегреческий поэт, живший в VIII в. до н.э., употребляет имя Македон , считая его производным от самоназвания македонян.

Геродот, работая над своим многотомным трудом о греко-персидских войнах, собирал материал везде, где это только было возможно. Немалую пользу он извлек из произведений своего учителя Гекатея. Отдав долг еще не оформленной тогда в самостоятельную науку географии, Гекатей записал ряд сведений о македонской земле, через которую войска персов вошли в Элладу. Из трудов Гекатея Геродот позаимствовал данные о природных богатствах Македонии, ее горах с залежами руды, диких лесах и их диких обитателях. Но, описывая территорию, «отец истории» все же не проводит границ между македонскими и фракийскими племенами.

Но вот наступил IV в. до н.э., и древнегреческие сочинения перешагнули черту разрозненных повествований, вступив в область непосредственно науки. Это событие связано, прежде всего, с именем Аристотеля. Ученый-энциклопе дист посвятил не один свиток описанию особенностей македонского растительного и животного мира, свойствам и качествам ее природных ископаемых, использованию ресурсов в хозяйстве. Работу, начатую Аристотелем продолжил его ученик и будущий «отец ботаники» Феофраст. Флору Македонии и Аристотель и Феофраст знали по собственным наблюдениям.

Также некоторые сведения о Древней Македонии оставили Псевдоскимн, Страбон, а также римляне Помпоний, Плиний и Клавдий Птолемей.

Вся история Македонии наполнена династической и межплеменной борьбой, а также непрерывными конфликтами с соседями - фракийцами и иллирийцами, что являлось серьезной помехой созданию прочного государства. Однако перед угрозой военного вторжения племена нередко объединялись, забывая о своей вражде.

Примечателен тот факт, что до воцарения Филиппа II Македонское царство не имело собственного войска. Описывая положение дел того времени, Александр обращается к армии со словами: «Отец мой Филипп застал вас бедными пастухами, одетыми в овчину и стерегущими свои стада от фракийцев и иллирийцев. Вместо овчины он одел вас в воинские доспехи, расселил по городам, дал вам законы, из рабов сделал вас господами».

Таким образом, картина жизни обитателей этого региона не выглядит слишком пестрой. Основным занятием было земледелие и скотоводство. Македоняне выращивали многие сельскохозяйстве нные культуры, разводили коз и овец, активно развивались ремесла. Время от времени наскучившее однообразие македоняне разбавляли набегами друг на друга.

Особого упоминания заслуживает ювелирное дело, в котором местные мастера приблизились к уровню подлинного искусства. Лучшие образцы золотых украшений, доспехов и оружия сегодня можно увидеть в музеях Вергины (бывших Эг), Пеллы и Салоников. В орнаментах македонская культура ближе всего к крито-микенской - те же изображения растительности и животных, часто даже не стилизованных.

По форме организации и особенностям правления уклад македонян был ближе всего к спартанскому. Строгого порядка престолонаследов ания не существовало. Допускалось многоженство.

Для погребальной культуры характерны курганные захоронения.

Царь Архелай, правивший в V в. до н.э., начал обширное строительство, приглашая ко двору новой столицы Пеллы лучших греческих архитекторов. При нем также были возведены знаменитые постройки в находящемся у подножия Олимпа Дионе - святилища Зевса и Геракла. Дион без преувеличения можно назвать северной Олимпией, здесь регулярно проходили театральные и гимнастические состязания, на которые съезжалось огромное количество участников и гостей.

Символом династии Аргеадов было золотое шестнадцатилучев ое (иногда восьмилучевое) солнце на пурпурном фоне. Это солнце как национальный или же царский символ в контексте Македонии систематически начитает встречаться со времени правления Филиппа, но более всего оно было любимо Александром. Этот символ солнечной чистоты и ясности в раннем христианстве стал символом Богородицы. Сегодня шестнадцатилучев ое солнце присутствует на флаге греческой Македонии, правда фон его изменился на синий.

Давно ушедшие в Греции в историю архаические обычаи в Македонии сохранялись еще очень долгое время. Такими, например, были сакральные поединки будущих царей с дикими пещерными львами. Сегодня среди густых македонских лесов уже не встретить этого зверя. Он навсегда остался в той эпохе, где человек был в силах противопоставить свой ум, мужество, ловкость и умения необузданной животной силе. И все же восстановить облик этого реликтового обитателя македонских земель мы можем, обратившись к мозаикам того времени. Именно такого льва, а возможно и сам поединок, можно увидеть на мозаике из Пеллы, носящей современное название «Охота на льва».

В Древней Македонии были популярны многие культы, главным образом оргаистические, служа своеобразным духовным ядром для всего народа. Повышенным вниманием пользовался культ Орфея, также раз в год македоняне участвовали в празднествах в честь Гефеста (древнего доолимпийского божества огня). Отголоски этого культа сохранились в Греции до сих пор, хотя и претерпели некоторые идеологические изменения. Это анастенарии («огнехождение») , проводимые ежегодно в нескольких селениях в период с 20 по 22 мая. Особым почтением характеризуется культ Диониса. Дионис не был, как долгое время считалось, фракийским богом, попавшим в Грецию через македонские земли где-то в VIII-VII вв. до н.э. Упоминания о нем встречаются уже в микенскую эпоху, то есть он был известен эллинам еще до Троянской войны. Через несколько веков ему удалось завоевать Грецию, но все же именно Македония стала местом его триумфа. Одной из самых ревностных последовательниц дионисийского культа в Македонии была Олимпиада Эпирская - жена Филиппа II и мать Александра.

Ошибочно считать этого бога лишь покровителем плодородия и виноделия. Для древних Дионис был богом священного экстаза, вдохновения, неистовства и самого блаженного освобождения. Его царство распространялось на всю природу, в особенности на ее животворную и оплодотворяющую влагу: текущий в дереве сок, пульсирующая в венах кровь, жидкий огонь винограда, таинственные неуправляемые приливные процессы в природе - словом, все то, что приходит и уходит. Суть дионисийского экстаза тонко раскрыта одним из исследователей религий: дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдается. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила человека в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством. Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек - проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук - во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит - с Дионисом.

Изначально это был культ, целью приобщения к которому было освобождение от всего бренного, единение с Вселенной и доказательство бессмертия души. Однако вскоре он стал вырождаться, скатываясь в безумные оргии, пока, в конце концов, не был в Греции строго ограничен как по времени (два раза в год), так и по территории (только на Парнасе). И только особое почитание Диониса Александром вернуло его культу прежний блеск с наступлением эпохи эллинизма.

Что касается древнемакедонско го языка, то его чаще всего считают диалектом древнегреческого, причем преобладал заметный дорийский акцент. Македонские имена зачастую также имеют греческую этимологию, хотя в ряде случаев они и отличаются от чисто эллинских. Македоняне не имели собственной письменности, по причине чего известно всего лишь около 150 словоформ из языка, на котором они говорили. Ввиду близости древнемакедонско го к древнегреческому не исключен вариант происхождения двух языков от одного - т.н. палеобалканского. И хотя сегодня в Греции по политическим причинам, в первую очередь из-за конфликта с северо-западным соседом, жителейДревней Македонии безоговорочно причисляют к эллинам , греки V-IV вв. до н. э. вряд ли оценили бы подобное отождествление. В то время они показательно отчуждали себя от македонян, именуя их не иначе как варварами.

По мере расширения контактов между Македонией и Грецией среди македонской элиты укоренился дорийский диалект древнегреческого. До той поры невообразимое - то есть формирование общей, надрегиональной формы древнегреческого - случилось во второй половине IV в. до н.э. Деятельность Александра Великого не могла не коснуться области языка. Ведь именно язык служит тем связующим звеном между людьми, которое позволяет не только согласованно мыслить, но и единодушно действовать. По мере стремительного продвижения объединенных греко-македонски х войск на Восток, их новосформировавш ийся общий диалект распространился от Египта до границ Индии . Койне стал языком эллинистической эпохи и прямым предком современного греческого. Этот язык не был создан, введен или как-либо закреплен официально. Он развивался естественно, живя своей жизнью, вернее жизнью тех, для кого он стал средством повседневного общения. Койне был порождением нового мира, в котором языковый барьер перестал существовать. И этот язык, на котором написаны тысячи научных трудов и художественных произведений, переводы древних религиозных текстов, а также апокрифы и канонические тексты Нового Завета, появился благодаря выходцу из Македонии.

Царство македонян просуществовало около 12 веков, достигнув вершины могущества во второй половине IV в. до н.э. В 168 г. при правлении Персея Антигонида последняя династия была свергнута, Македонское царство исчезло с карты, а его земли стали римской провинцией.

Они дадут название первому периоду в истории греческой культуры, достигшей расцвета на территории Европы-микенскому. И сегодня для нас ещё одна важная древняя история Атридов, которая неразрывно связана с землёй арголиды и походом ахейцев на Трою.

Именно с этой землёй связано возникновение мифа о величайшем герое античной мифологии Геракле, здесь он совершил свои подвиги, а после гибели микенского дворца, сюда вернулись его потомки, гераклиды, которые отождествляются с дорийцами, и именно на эти земли произойдёт так называемое «переселение» дорийцев

На этой земле родились доблестные воины, триста из которых во главе с царём Леонидом противостояли полчищам персов. Совсем не случайно, именно здесь, в 1821 году началась революция против османского господства. Это Пелопоннес!!!

    Греческая мастиха - одно из чудес природы!!!

    Отправляясь в путешествие по Греции главное - заранее познакомиться с тем, что представляет собой ценность и больше нигде не встречается. Таких достопримечательностей и полезных природных компонентов здесь много. Сегодня поговорим об ароматной греческой мастике из острова Хиос Мастиха - компонент современных спиртных напитков

    тианская Греция. По следам апостола Павла

    Пелопоннес. Колыбель Греции

    Этим названием согласно приданию он обязан имени мифического персонажа Пелопса, сына Тантала и внука Зевса. Покинув Малую Азию, свой родной город Лидию и обладая большими сокровищами, Пелопс достиг берегов Элиды и поселился в городе Писа.

    Венецианская крепость Метони

    Метони – это городок на острове Пелопоннес, в его юго-западной части. Гавань Метони находится в 10 километрах от города Пилос. Метони считается одним из самых востребованных мест отдыха туристов разных стран. Здесь весьма неплохо развита инфраструктура и есть где искупаться в море со всем возможным комфортом.

    Погребальные обряды в Греции

    С древнейших времен греки задумывались о том, что там, «за чертой». Есть ли какая-либо возможность существования человеческой души после смерти телесной? Что происходит с душой, когда она уходит в мир иной? Ответов на эти вопросы человечество не нашло по сей день. Впрочем, от некоторых предположений о существовании загробного мира в древней греческой цивилизации зависели и особенности погребения людей.