Есенин о своей лирике. Сергей Есенин, ранняя лирика: известные стихотворения и их особенности
Начало XX века в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Самыми выдающимися, оставившими значительный след в истории литературы течениями стали символизм (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), футуризм (И. Северянин, В. Маяковский, Д. Бурлюк), имажинизм (Кусиков, Шер-шеневич, Мариенгоф). Творчество этих поэтов по праву называется лирикой серебряного века, то есть второго по значимости периода расцвета русской поэзии. Однако наряду с вышеперечисленными авторами в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определенной школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь -- Сергей Есенин, чье творчество стоит особняком в пестром и многообразном мире поэзии начала века.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Детство и юность его прошли в селе Константиново, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина "закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знако мых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:
« Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.»
Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придает стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта -- вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим (“Береза”, “Пороша”). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным (“Коровка”,- “Лисица”, “Сукин сын”). Юношеское восприятие жизни у поэта -- светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви (“Выткался на озере алый цвет зари...”), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период -- какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная -- не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не ее, а свои чувства и переживания, причем по-юношески романтично и трогательно:
«…Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.»
Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Все многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастает в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему -- тему Родины; одним из первых в ее осмыслении поэтом стало стихотворение “Гой ты, Русь, моя родная”. Поэт признается в любви Родине и фактически ставит ее выше рая, выше небесной жизни:
« Если крикнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.»
В стихотворении появляются религиозные, христианские мотивы, в основном связанные с церковной атрибутикой. (“Хаты -- в ризах образа”, “Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас”.) Поэт представляет себе Русь только христианской, этот мотив получает развитие и в стихотворении “Запели тесаные дроги” (1916 г.):
« И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
В этом же стихотворении поэт применяет характерную цветопись:
О Русь -- малиновое поле
И синь, упавшая в реку...»
Описывая родную деревню, Есенин обычно использует синий, голубой, зеленый цвета (сам поэт говорил: “...Россия! Роса и сила и синее что-то...”).
Переезд в Москву, скандальная жизнь, несколько наигранное поведение, эпатаж обусловили расхождение, двойственность тем Есенина: с одной стороны, именно эпатажная лирика (“Я нарочно иду нечесаный...”), с другой -- воспоминания о родном селе, жизни в нем как о самом светлом периоде. Тема Родины получает развитие в стихотворениях “Письмо матери”, “Русь советская”, “Русь уходящая”, “Возвращение на Родину”. Революционные преобразования, произошедшие в деревне, поэт воспринимает с долей трагизма; ведь ушедшие времена невозвратимы, невозвратима и светлая, беззаботная жизнь; Есенин чувствует утрату связи с родным краем, где теперь “поют агитки Бедного Демьяна”:
« Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.»
Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь Есенин называет себя “последним поэтом деревни”. Автор усиливает ощущение трагизма прямыми сравнениями, подчеркивающими смену идеалов:
« Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались...
(“Русь советская”) »
« И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”...
(“Возвращение на Родину”) »
Любовь -- это одно из необходимых условий человеческого счастья, и понимание человеком сущности счастья обычно с возрастом изменяется, так же как и понимание любви. В ранних стихах Есенин описывает счастье как состояние души человека, видящего родной дом, любимую девушку и мать:
« Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.»
«...моя тихая радость --
Все любя, ничего не желать.
(Тогда же.) »
Однако со временем поэт приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике появляются философские мотивы. Стихотворения последних лет отражают мысли Есенина о прожитой жизни (вероятно, поэт предчувствовал свой конец): он не сожалеет о прошедших временах, принимает с философским спокойствием и мудростью тот факт, что “Все мы, все мы в этом мире тленны”. Подлинными шедеврами Есенина являются стихотворения “Отговорила роща золотая...” и “Не жалею, не зову, не плачу...”. Смысл их и основные идеи сходны:
« Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком...»
« Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.»
Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: “роща” -- это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами (“души сиреневая цветь”), старость -- кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:
« Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне. »
И последнее, предсмертное стихотворение поэта тоже относится к философской лирике, оно как бы завершает, ставит точку в конце короткого, но бурного творческого пути:
« В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей. »
(“До свиданья, друг мой, до свиданья”)
Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь -- гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя “последним поэтом деревни”, было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, “последнего поэта деревни”, Сергея Александровича Есенина.
«Вся моя автобиография - в стихах», - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам полностью оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита».
Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля. Родился Есенин в Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами изобразилась в стихах, полных любви к Русской земле:
О Русь - малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отобразилось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».
Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих сто звонных, - писал поэт.
Такие строки, на мой взгляд, могут родиться только в душе истинного художника, для которого Родина - это; жизнь.
Дед Есенина, «яркая личность, широкая натура», по словам поэта, имел прекрасную память и знал наизусть множество народных песен и частушек. Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам. Мать его знала множество песен, которые Есенин вспоминал не раз. Поэт знал песни, как редко кто их знал, он любил их - грустные и веселые, старинные и современные. Песни, сказания, поговорки - на этом воспитывался Сергей Есенин. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров.
С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Блок написал своему другу Городецкому письмо с просьбой помочь молодому таланту. В своем дневнике Блок писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые. Давно не испытывал такого наслаждения». Позже стихи Сергея Есенина начали печатать столичные журналы:
Мечтатель сельский - я в столице
Стал первокласснейший поэт.
Один из рецензентов сказал о ранних стихах поэта: «Усталый, пресыщенный горожанин, читая стихи Есенина, приобщается к забытому аромату полей, чем-то радостным веет от его поэзии».
Началась первая мировая война. Всем сердцем, всей душой поэт предан Родине и своему народу в эти долгие годы горя и печали:
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Стихотворение «Русь» - это замечательное и широко известное произведение, это художественное кредо поэта. По настроению «Русь» чем-то перекликается с блоковскими скорбными раздумьями о Родине:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые
Как слезы первые любви!
Время творчества Есенина - время крутых поворотов в истории страны. Он писал в автобиографии: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном». Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Драматизм его мироощущения, его напряженные поиски истины, ошибки и слабости - все это грани огромного таланта, но, изучая его творческий путь, можно смело сказать, что Есенин всегда был верен себе в главном - в стремлении постичь сложную судьбу своего народа.
Полтора года, проведенные поэтом за границей, были исключительным периодом в его жизни: он не писал стихов, ничто не вдохновляло поэта вдали от родного края. Именно там возник замысел трагедийной поэмы «Черный человек». Это последнее поэтическое произведение Есенина. Только за границей он понял, какие грандиозные перемены происходят на Родине. Он отмечает в дневнике, что, возможно, русская революция спасет мир от безнадежного мещанства. После возвращения из-за границы Есенин посещает родные края. Ему грустно,
ему кажется, что народ не помнит о нем, что в деревне произошли огромные перемены, но в какую сторону, он определить не мог. Поэт пишет:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал, что я с народом дружен.
Моя поэзия здесь больше не нужна,
И сам я здесь ни капельки не нужен.
С горы идет крестьянский комсомол,
Наяривая под гармошку рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Долгие годы в школе изучали по Демьяна Бедного, Лебедева-Кумача, молодежь не знала Ходасевича, талантливого от Бога, в школьные учебники не включали лирику Есенина, ложно обвиняя его в безыдейности, лучших поэтов вычеркивали из литературы. Но они живы, их стихи читают, любят, им верят.
Есенин «кровью чувств» писал свои стихи. Раздавая себя, он рано сгорел сам, его поэзия - это его судьба. Еще раньше в стихотворении «Устал я жить в родном краю...» он предрекает свое будущее:
Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам,
Покину хижину мою, уйду бродягою
и вором...
А месяц будет плыть, и плыть, роняя весла по озерам,
И Русь все также будет жить, плясать и плакать у забора.
В поэзии последующих лет все чаще звучит мотив грусти, сожаления о растраченных силах, от его поэзии веет какой-то безысходностью. В «Черном человеке» он пишет трагические строки: «Друг мой, я очень и очень болен, сам не знаю, откуда взялась эта боль, то ли ветер шумит в чистом поле, то ль, как рощу в сентябрь, сжигает мозги алкоголь». Это не минутная слабость поэта, это ясное понимание, что жизнь его подходит к концу. Недавно в нашей прессе промелькнуло сообщение о том, что Есенин не покончил жизнь самоубийством, что его убили, потому что он оказывал большое влияние на умы русского народа. Вопрос спорный, но строки («в этой жизни умереть не ново, но и жизнь, конечно, не новей») говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью.
Мне бы хотелось закончить свое сочинение строками из его стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». Его слова - это дань Родине, потомкам:
Много дум в тишине я продумал,
Много песен про себя сложил,
И па этой по земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил.
Сергей Есенин был из тех поэтов, которому не удалось ощутить на себе веяния высокой литературы, прочувствовать тяжелый крестьянский труд или принять активное участие в революции. Он пришел в литературу, обладая безграничным талантом, но без конкретных общественных устремлений. И все же он смог прозвучать. Прозвучать непривычной для того времени золотой флейтой, изысканной и душевной. Даже в ранней лирике Есенина можно отметить эти хрупкие, «золотые» мотивы.
Краткая биография
Огромное влияние на раннюю лирику Есенина оказали впечатления детских и юношеских лет. Сергей Есинин родился в Константиновке, небольшом селе Рязанской губернии. С ранних лет его воспитывал дедушка. Он был зажиточным человеком и хорошо знал церковные книги. Сергею Есенину не довелось познать тяжелый крестьянский труд, но он был хорошо о нем наслышан.
Будущий поэт окончил четыре класса сельской школы, позже учился в церковно-учительской школе. В 1912 году подался в Москву к отцу, который на время служил у купца. В столице работает в типографии, присоединяется к литературно-музыкальному кружку Сурикова. В свободное время посещает лекции в народном университете Шанявского.
Первые его стихи появились в московских журналах в 1914-м. Его восторженно воспринимают в столичной литературной среде как посланца русской деревни и бескрайних полей. Именно с таким амплуа входит Есенин в среду русской литературы Серебряного века.
Особенности ранней лирики
Этому русскому поэту посвящены уроки в 11 классе. И ранняя лирика Есенина тоже рассматривается, вот только не всегда этому вопросу уделяется достаточно внимания. Обычно в школьной программе только кратко рассказывается о ранней лирике поэта. И эта краткость заключается лишь в обобщении, что основной темой лирики на раннем этапе творчества является любовь к Родине, описанная с нотками народного фольклора и традиций. Поэтому стоит более основательно рассмотреть раннюю лирику Есенина.
Поэт вырос в селе, он отлично знал обычный русский народ, традиции и культуру. В своих первых стихотворениях он описывает природу. Используя для этого метафоры, поэт маскировал среди природы истинные русские образы. Есенин проявлял живой интерес к старинным традициям, и даже его первый сборник был назван в честь старославянского праздника - «Радуница».
В ранней лирике Есенина прослеживаются гармония и полнота эмоций. Поэт подчеркивает красоту русских девушек, передает особенности человеческого характера характеристиками растений. В его стихотворениях человек растворяется в природе, становясь ее неотъемлемой частью. Есенин возвышает красоту окружающего мира и ставит природу на первое место, делая человека всего лишь небольшой ее частью.
Фольклор
Также в ранней лирике Есенина прослеживается сильное влияние народного фольклора. Даже некоторые его стихотворения по своему слогу напоминают частушки и имеют очень мелодичное звучание. Есенин выражал чувства посредством использования пейзажной лирики. Стихотворения ранней лирики Есенина просты в своем повествовании, эмоциональные и даже сегодня актуальные.
Что говорят литературоведы?
Литературоведы, что детально рассматривали поэзию поэта, говорят о ранней лирике Есенина другими словами. Его творчество неоднородное и неравноценное. В стихотворениях, особенно в первых, сталкиваются противоположные поэтические традиции и заметны неодинаковые социальные устремления поэта. Он постоянно делал попытки подтянуть это противоречие к какому-то одному ряду стихотворений и выделить один единственный звонкий мотив. Подчас это стремление вызывало противоречивые настроения в лирике, которые ставили исследователей в тупик.
Если же проводить анализ ранней лирики Есенина в целом, то поэт удивительно правдоподобно раскрывает социально-психологический мир. Как и многие поэты его времени, он нередко сталкивался с влиянием случайных инородных веяний. И все же произведения Есенина базировались на постоянной составляющей: безудержном удальстве, безмятежной радости, кротости, унынии и грусти.
Крестьянство и революция
Также в поэзии Есенина запечатлена неразрывная связь крестьянской психологии в ее противоречивости: детство и старость, младенческие порывы и мертвая неподвижность, постоянные оглядки на патриархальные традиции. Но в этот безмятежный мир врывались веяния революционной эпохи. Хотя поэту было не до них. Ранняя лирика Сергея Есенина была представлена яркими картинами близкой его духу природы. В ранней юности поэту не удалось испытать положительного влияния людей, которые имели бы четкие взгляды относительно дальнейшего развития общества. Поэтому идеи народной борьбы, которые в то время массово присутствовали в отечественной литературе, не стали источником ранней лирики Есенина. Но поскольку поэт обладал удивительной способностью тонко чувствовать все происходящие события, ему удалось уловить и передать в своих стихотворениях их временную тональность. Стихотворения Есенина «пахнут жизнью» и оставляют после себя пьянящее послевкусие вспаханных полей.
Мелодии родного края
Первые стихи Есенина написаны под детскими впечатлениями, основная их часть датируется 1910 годом. После того как поэт переехал в Москву, он испытывал влияние различных литературных веяний. Однако устойчиво и неизменно в его стихах звучали мотивы родного края, которые обретали более определенную форму поэтического выражения.
Он вырос среди глуши лесов, жил овеянный однообразным шумом сосен и берез, засыпал под тихий шепот трав. Детские годы он провел вдалеке от тенденций «нового времени», а в деревне не испытывал тяжелого бремени крестьянского труда. Его детство не было омрачено нуждами и лишениями, поэтому он просто учился, наблюдал за природой и деятельностью односельчан.
Есенин хорошо разбирался в бытовых вопросах и в психологии простых рабочих. От них он перенял глубокую любовь к Родине, природе и устным старинным преданиям.
Церковь и патриархальные порядки
Некоторые исследователи уверяют, что не последнее влияние на стихи ранней лирики Есенина оказала закрытая церковная школа. Учеба в этом заведении помогла поэту расширить круг своих знаний, в том числе и в области литературы. К тому же церковь хранила своих воспитанников от пафосных идей ХХ века и революционных течений. В закрытой школе воспитывались ученики в духе патриархально-религиозной старины.
Вот только Есенину были более интересны песни, сказки и частушки, что бытовали на его родине. Вопреки религиозному влиянию он начал подражать в своем творчестве фольклору. В своей автобиографии сам поэт указал, что начал писать стихи рано, а основным были сказки, что ему рассказывала бабка. Ему не нравились некоторые истории с плохим концом, и он переделывал их на свое усмотрение. Когда писал стихи, то подражал частушкам, а в церковь ходить не любил, да и в бога не верил.
Уже гораздо позже, в зрелом возрасте, Есенина спросят, что повлияло на его творчество, и он уверенно скажет, что в самом начале огромное влияние имели деревенские частушки.
Технические характеристики
В ранних работах Есенина поэтический образ простой и прозаичный, без особой вычурности. В стихах еще не успела обрести силу метафора, однако заметны ее индивидуальные особенности. Сами лирические чувства неглубокие и лишены серьезных переживаний. Эмоциональность ранних произведений схожа с порывами ветра, теплым летним вечером.
Что касается выразительных средств, то поэт чаще всего использует эпитеты и несложные сравнения. Каждая строфа - это маленькая картинка, которая появилась в процессе личных наблюдений, а потом оформилась в желание передать чувства, которые ощущал сам поэт, наблюдая за чем-то. Все что поэт видел, он выражал самой простой, бытовой лексикой, практически никогда не употребляя сложных слов.
Вот такая она, ранняя лирика Есенина. Жизнь и творчество поэта неразрывно связаны. Неважно, что происходило в жизни Есенина, он обязательно писал об этом в своих стихотворениях. Наличие таланта и отсутствие политически-религиозной остроты в произведениях - вот что сделало его певцом благочестивой мужицкой Руси.
Другие подрубрики в рубрике "Есенин С.А.":
Сергей Есенин — поэт крестьянской культуры, покоя, русского космоса. Его лирика отличается высокой степенью цельности. В ней все — о России. Образ крестьянской, деревенской Руси, мира покоя и благодати, в котором жизнь людей неразрывно связана с природой, сменой времен года, характерен для раннего периода его творчества. О такой России, своей «милой родине», Есенин пишет в …
Тему любви нельзя назвать ведущей в лирике С.А. Есенина. Творчество этого тонкого и проникновенного русского поэта объединяет тема родной страны, он больше всего писал о России. Образ Руси, проходящий через все стихотворения Есенина, задает особую тональность его любовной лирике. В ранних стихотворениях любимая приходит к поэту «из тумана», кажется ему воплощением его таинственной мечты. В …
В творчестве Есенина трудно отделить собственно философскую лирику от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией. Все это составляет единый мир, единый космос, в котором существует человек — а ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют …
Такое даже у великих поэтов случается нечасто. Строки уже самого раннего стихотворения одного из лучших и известных русских поэтов XX века Сергея Есенина, приходя к нам в раннем детстве, сохраняются в памяти на всю жизнь: Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром… Таковы обостренное чувство природы этого поэта, выразительность, точность его образов, способных …
Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни. Родина Есенина — это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него — это то, что он любит и видит перед собой, …
Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе: Заневестилася кругом Роща елей и берез, По кустам зеленым лугом Льнут охлопья синих рос… А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари…». Месяц у Есенина — «кудрявый ягненочек», …
Современное человечество близко подошло к экологической катастрофе. Варварское отношение к природе привело к необратимым изменениям, которые могут стать причиной гибели человечества. Мы должны задуматься над тем, как мы относимся к своей природе, и спасти ее и самих себя. И в этом нам помогут стихи замечательного русского поэта Сергея Александровича Есенина. Его стихи проникнуты искренней любовью …
Тема любви занимает значительное место в лирике Есенина. В стихотворениях поэт передает различные переживания, связанные с этим чувством: радость встречи, тоска разлуки, любовные порывы, грусть сомнений, отчаяние. Уже в ранней лирике богатая образность и разнообразные интонации служили воспеванию красоты светлых чувств. Поэт воспринимает любовь как чудо: «кто выдумал твой гибкий стан и плечи – к …
Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние традиции, песни и сказки с колыбели вошли в сознание будущего поэта. Есенин утверждал: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – …
Стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Оно вошло в цикл «Персидские мотивы». Произведение мы можем отнести к любовной лирике. Жанр его – любовное послание. Однако основная тема – ностальгия поэта по Родине. Известно, что Есенин очень ценил восточную поэзию, мечтал побывать в Персии. Однако мечте поэта не суждено было …
Последние статьи
А.И. Солженицын больше известен российскому читателю не как автор художественных произведений, а как диссидент, человек трагической судьбы, гонимый и преследуемый, восставший против государства и власти. Почти четверть века в нашей стране существовал запрет на публикацию его книг. Конфликт писателя с государством завершился насильственным изгнанием его из России. Главной причиной высылки послужил первый том «Архипелага ГУЛАГ», …
Творческий путь А.Т. Твардовского, одного из самых ярких и самобытных советских поэтов, начался в середине 20-х годов XX века. До войны основной темой его лирики была русская деревня, проблема коллективизации и зарождавшегося колхозного хозяйства. Во время войны Твардовский работал фронтовым корреспондентом, одновременно создавая главный труд своей жизни — поэму «Василий Теркин». «Книга про бойца» принесла …
Лирика Есенина
План
1. Народный поэт
2.Пейзажная лирика
3.Гражданская лирика
4.Филосовская лирика
5.Заключение
Народный поэт. навсегда вписал свое имя в историю русской поэзии. Простой крестьянский поэт сумел с предельной откровенностью выразить в своих стихотворениях глубокую прирожденную любовь к Родине. Даже в условиях господства модных авангардистских литературных течений Есенин достучался до человеческих сердец, напомнил людям о вечных духовных основах.
Поэту довелось жить в один из самых сложных периодов русской истории. Первая мировая война, революция и наложили свой отпечаток на творчество Есенина и еще ярче подчеркнули значение его таланта. Советская власть в лучшем случае равнодушно относилась к поэту, т. к. он символизировал собой старый патриархальный мир, разрушенный революцией.
Только в наше время становится понятно, что Есенин до конца жизни оставался верен Родине и своему народу. Творчество поэта чрезвычайно многообразно, но через него красной нитью проходит чувство глубокого патриотизма.
Пейзажи. Первые произведения Есенина были посвящены тому, что его окружало с рождения - родной природе. Поэт обладал уникальной способностью чувствовать свою неразрывную связь с окружающим миром и уметь передать свои ощущения читателям. Ранние стихотворения Есенина часто критиковали за простоту и детскую непосредственность. Но в них уже появлялись удивительные сравнения и образы, поражающие литературный мир. При этом произведения Есенина воздействовали непосредственно на душу человека.
С годами поэт оттачивал свое мастерство. Вынужденная разлука с родной деревней заставляла его постоянно обращаться к ней в своем творчестве. В противовес серой городской жизни Есенин с любовью описывал русскую природу. Только в ней он видел надежный оплот, способный защитить человека от физических и нравственных катастроф. Есенин не отделял себя от природы. Человеческий и природный мир в его произведениях дополняют и заменяют друг друга.
Гражданская лирика. Есенин никогда не выступал с открытой критикой советской власти. Первое время после революции он даже был ее горячим сторонником. Однако постепенно в его стихотворениях появляется мотив глубокого разочарования в революции. Поэт приветствовал научный и социальный прогресс, но не мог равнодушно наблюдать за разрушением основ народной жизни. В его представлении улучшения должны были произойти не только в материальной, но прежде всего в духовной жизни общества.
Есенин признавал отсталость старого патриархального мира. Но его разрушение не привело к возникновению достойной альтернативы. Ярким выражением взглядов Есенина стало стихотворение «Русь Советская», в котором поэт с грустью замечает, что обновленный деревенский мир погрузился в еще большее невежество. Причем это состояние объявляется властью достигнутым идеалом. Есенин не мог найти своего места в новом обществе. Его тоска по старому миру может служить олицетворением общероссийской невозвратимой утраты.
Филосовская лирика. Эта огромная часть творчества Есенина и в наше время продолжает подвергаться критическим нападкам. Печально известна разгульная жизнь скандального поэта. На этом основано утверждение, что Есенин символизирует собой пьяницу и хулигана, бесцельно растерявшего свой талант и воспевшего такой образ жизни. В качестве примера приводится цикл «Москва кабацкая» и часто встречающиеся в стихотворениях поэта намеки на самоубийство. Современники открыто обвиняли Есенина в «упадочничестве», «духовной прострации» и антиобщественной позиции.
Трагедия Есенина была в том, что все проблемы своего народа он чувствовал на себе. Чуткая душа поэта очень остро реагировала на коренную ломку всего общественного строя. За мотивами тоски и безвыходности часто не видят, что Есенин никогда не предавал и не отступался от своего основного идеала - старозаветной Руси. Философия поэта напрямую связана с чувством патриотизма. Это чувство не было казенным и лживо-благодушным. Именно глубокая боль за судьбу своей страны привела к трагической смерти Есенина.
Значение творчества Есенина невозможно переоценить. Немногим поэтам удавалось в такой же степени передать свою любовь к Родине. Лирика Есенина просто не укладывается в рамки одной поэзии. Она может считаться одной из вершин духовной и нравственной жизни русского народа.