Исторические события 4 века нашей эры. MirIstorii.ру - История в деталях

Великое переселение народов произошло в промежутке между 4-7 веками нашей эры. Это условное название было дано этническим перемещениям славян, сарматов, гуннов, германцев и некоторых других племен на территорию Римской империи. Из-за того, что часть территории была уже заселена, и достаточно густо, это движение сопровождалось многочисленными конфликтами, от языковых до религиозных.

Причины, вызвавшие великое переселение народов

Однозначного мнения на этот счет нет, хотя основная теория заключается в климатических изменениях. В 4 веке нашей эры пришло резкое похолодание, которое заставило этносы, ранее жившие на территориях с континентальным климатом, осваивать более благоприятные для проживания районы. Высокая детская смертность, неурожаи и вызванный ими голод только подталкивали людей к такому решению. Ко всем несчастьям добавлялись бури и наводнения, которые затронули земли нынешних Италии, Франции и Англии.

Дополнительным фактором, который рассматривается в учебнике за 10 класс, стал упадок Римской империи, спровоцированный комплексом причин. Результатом ослабления центральной власти и недееспособности армии стало то, что пограничные районы активно заселялись соседними народами.

Одной из причин была демографическая ситуация в Скифии и Сарматии. Эти земли стали более благополучными благодаря развитию торговых связей с Северным Причерноморьем и Средиземноморьем, что вызвало прирост населения. Миграционные процессы были вызваны необходимостью его прокормить.

Зарождение государственности стало еще одной причиной великого переселения народов: стремление к завоеваниям было порождено тем, что племена объединялись в союзы.

Однако спровоцировало переселение все-таки вторжение гуннов из Средней Азии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Гунны.

Важные даты и события Великого переселения народов

Миграция началась в 354 году, когда в Европу вторглись гунны, “народ всадников”. Это стало катализатором, вызвавшим движение этносов, которые обосновывались на тех землях, что смогли захватить. Так, в 486 году франкский правитель наносит окончательное поражение римлянам в Галлии и основывает Франкское государство, а в 6 веке славяне уже заселяют Мекленбург. К 6 веку славянские племена уже частично ассимилируют германское население на землях к востоку от Эльбы.

Также в Южной Галии и Испании поселяются вестготы – они окончательно осели на этих землях в 412 году, образовав собственное королевство.

С 434 по 453 год гуннами правил вождь Аттила, который создал империю, чьи границы проходили по Рейну и Волге. Однако после его смерти она распалась.

Рис. 2. Аттила.

Уже к 6 веку германцы полностью заселили Западную Римскую империю: вандалы осели в Северной Африке, вестготы (западные готы), как уже упоминалось, в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, франки - в Галлии, а англы и саксы стали жить в Британии.

Последствия великого переселения народов для мировой истории

В результате множества миграционных процессов образовались варварские королевства. Многие варвары окультурились, впоследствии на месте их государств появятся современные европейские страны.

С культурной точки зрения миграция вызвала противоречивые последствия: была полностью уничтожена цивилизация гуннов, но с другой стороны появились новые культуры, которые образовались в результате смешивания нескольких этносов. К тому же в этот период сформировалась вульгарная латынь, давшая основу европейским языкам.

С другой стороны были полностью стерты с лица земли североевропейские народы и разграблены их древние памятники.

История происхождения русского народа неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тыс. лет назад). 100 тысяч лет назад стали возникать первые общины. 6 - 5 тысяч лет назад начали складываться объединения племен, составивших основу будущих этносов.

Однако в отечественной исторической литературе принято считать, что история Русского государства начинается с 862 г. Получается, что Русь возникла вдруг, внезапно, хотя совершенно очевидно, что для становления государственности требуется длительное время.

В историографии этого вопроса имеется ряд взаимоисключающих теорий. Население Северной и Восточной Европы римские и греческие историки I - II вв. н.э. именовали славянами, варягами, литовцами, финнами, русами, росколанами (русколаны, роксоланы), т.е. разноплеменной социальной группой. Споры о происхождении Руси объясняются, с одной стороны, обилием домыслов у древних авторов, а с другой - отсутствием надежных славянских письменных источников.

Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б.В. Торнунгом.

В ней выделяются такие исторические периоды:

1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V - III тысячелетия до н.э.);

2) протославяне (конец III - начало II тысячелетия до н.э.;

3) праславяне (XV в. до н.э. - VII в. н.э).

Конец праславянского периода (V - VII вв.) именуют периодом великого переселения народов, в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. В VIII веке существовали три больших политических объединения восточных славян: Куявия (средний Днепр), Славия (в районе озера Ильмень), Аравия (Таманский полуостров).

Современный историк и этнолог Ю.Д. Петухов в своей монографии "История русов 4 - 3 тыс. до н.э." делает выводы, что русы были первонародом (суперэтносом).

В.Н. Демин в своей книге "Гиперборея", опираясь на древние источники об Арктиде - Гиперборее, утверждает, что "Россия была всегда". Историки Д.И. Иловайский, Г.В. Вернадский, В. Мавродин считают, что история русского народа начинается с каменного века и проходит через последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский. А. Асов считает, что историю любого народа надо изучать со времен былинных. Отдельные историки считают, что корень праславянской истории и культуры надо искать в единой ведической цивилизации.

Параллельно с исторической наукой всегда существовала и наука, основанная на изучении Священного писания. Древние славянские легенды, мифы, былины, сказки, священные тексты содержат бесценные сведения об истории Руси. В них сохранились сведения о временах Атлантиды и всемирного потопа. В истории праславян есть следы их давнего общения с атлантами, которым славяне обязаны переходу к земледельческому образу жизни и от которых они унаследовали "звездные знания".


Во второй половине XX в. в связи с публикацией Велесовой книги - древнейшей славянской летописи, написанной новгородскими волхвами, - стала развиваться новая историческая школа. Современные историки считают, что история славян и русов начинается с великого расселения народов с северной прародины - Гипербореи . Двадцать тысяч лет назад с наступлением холодов славяне под предводительством отца Яра ушли с Севера. В древнейших легендах Евразии, вошедших в "Звездную книгу Коляды", сохранилась память об эпохах Великих оледенений.

Легендарные прародители славян и русов заняли обширные земли от Финского залива до устья Оби. По Уралу расселились арии и иные предки ведической веры. Память о древней уральской прародине хранят легенды и предания многих народов, а также священные книги Руси, Индии, Ирана и Египта (Веды).

У истоков Оби когда-то располагалась священная страна - Беловодье. Здесь согласно повествованию Вед Индии правил сын Брахмы Ману, создавший кодекс "Законы Ману " (II в. до н.э. - I в. н.э.)

На Южном Урале находилась вторая прародина ариев. Здесь появились на свет Богумир и его жена Слава. От них якобы пошли многие славянские роды. Согласно авестинским преданиям Богумир научил людей искусству и ремеслам, разделил народ на сословия жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Он владел секретами врачевания, знал тайну бессмертия. Согласно Велесовой книге древляне, поляне, кривичи, русы и северяне ведут свой род от дочерей Богумира Древы, Поляны и Скревы и от его сыновей Севы и Руса. Богумир послал своих дочерей устанавливать власть над Евразией. Их потомки стали амазонками. Благодаря женщинам-амазонкам славяне выделились из арийских народов.

Славяне славили Сварога и Даждьбога. Этим они отличались от ариев, оставшихся в Индостане и почитавших Индру и Дыя. Славяне жили по единому для всей Вселенной Закону Прави, который повелевал отречься от злых деяний, призывал к добру и подъему духовности. Путь Прави - это путь к Богу.

Миграция по просторам Евразии растянулась на многие века. Постепенно преодолев гигантские расстояния и освоив новые территории от Ледовитого океана до Индийского и Атлантического, древние арии оставили следы своего пребывания в виде названий мест, рек и озер, а также многочисленных материальных артефактов.

В 80-е годы XX столетия в Челябинской области были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружения, похожие на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь позволили связать находки с продвижением на юг во 2 тысячелетии до н.э. еще не полностью расчлененных индоевропейских племен. По имени расположенной поблизости горы археологическое чудо было названо Аркаим.

Уникальный спиралевидный город в Южно-Уральской степи стал своеобразным символом мощи и красоты древней эпохи. Это был город-крепость, город-храм.

Арии волнами шли с севера Урала, через Восточную Европу, вдоль Волги, через русское Междуречье, Кавказ начиная с IX тысячелетия до н.э. и достигли земель Приднепровья и Подунавья. Здесь они соединились с атлантами. Так славяне обрели второй свой корень - "атлантический".

Русы, переселившиеся с Приазовья, Северного Кавказа и Южнорусских степей, продвинулись до Ярославской и Московской земель. Там они слились с местными народами: чудь, меря, весь, финны, мурома.

Это широкое расселение народов подготовило почву для появления исторических русов нордического и восточнославянского типов, которых мы идентифицируем с будущими русскими - великороссами.

Праславянская цивилизация

Украинский археолог Ю. Шилов - участник и организатор раскопок древних курганов Украины - в своей монографии "Предыстория Руси" пишет, что "задолго до Рождества Христова и примерно за 14 тысячелетий до библейского сотворения мира культура аборигенов Европы расцвела как никакая иная на тогдашней Земле", и в этой цивилизации уже были жрецы и святилища: "святилища соблюдали жрецы, между которыми сложились далекие связи в интересах познаний природы, приемов охоты, технологий и календарей, семейно-родовых отношений".

В те времена была изобретена первая письменность, о чем свидетельствуют надписи на стенах в Каменной могиле близ Мелитополя.

В XIII тысячелетии до н.э. между Дунаем, Волгой, Карпатами и Северным Кавказом была устроена святая земля, которую назвали "Арата-Подсолнечная страна". К V тысячелетию до н.э. там образовалось "содружество довольно единообразных государственных образований полисного типа: городов с сельской округой. Города достигали площади 500 гектаров и населения тысяч до 40".

Следы пребывания славян и русов на территории нынешней России и Украины найдены в скалах Днестровского побережья. Там сохранился жертвенник с надписью "Молот Перунов". В знаменитой Каменной могиле несколько гротов исписаны письменами шумерского типа. Под г. Владимиром обнаружена верхнепалеолитическая стоянка, возраст которой достигает 25500 лет.

Всемирный съезд археологов по неолиту установил, что все люди происходят от одной семьи. Матерью всех славянских и русских племен Восточной Европы является Трипольская культура.

Славяне жили по берегам рек и опушкам лесов Центральной и Восточной Европы. Эту землю принято называть единой славянской прародиной. Подобную идею высказал М.В. Ломоносов, который писал, "что словенский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно". В конце бронзового века славяне расселились на огромной территории Восточной Европы и образовали отдельные группы племен: венедов и антов на западе, сарматов-роксолан на востоке, киммерийцев на юге. Нашествие скифов, которые заняли центральную область Южно-Русской степи, разорвало общность этих племен и оттеснило сарматов-роксолан к Северному Донцу, а венедов и антов - на Днепр. И лишь после изгнания скифов Гаталом Великим в 179 г. н.э. у этих племен начали формироваться государства. Гатал создал Великую Сарматию между Волгой и Днепром, Кишек на Приднепровье, Вендал в бассейне р. Волхов (будущее Новгородское княжество).

На территориях Сибири и Алтая имеется немало доказательств существования ранних цивилизаций. Древнейшие поселения человека обнаружены в Западной Сибири, на Барсовой горе, близ города Сургута.

На юге Западной Сибири, от р. Урала до р. Ишим около 35 веков назад существовали государства так называемой "петровской культуры" с городами из сырцового кирпича, крестовой системой улиц, системой водоснабжения, водоотстойниками и дренажными стоками.

По последним данным археологии, на территории Алтая существовала одна из древнейших сибирских цивилизаций. Алтай - наиболее пригодная территория для мигрирующих народов, ушедших с Севера. Через него шли дороги в Западную Сибирь, Хакасию, Малую Азию, Двуречье. К сожалению, алтайская цивилизация является наименее исследованной.

В Южной Сибири зародилась первая письменность в виде петроглифов. Последние научные данные полностью опровергли версию о первичности греческого и латинского языков по отношению к русскому. Именно древняя славянская письменность положила начало европейским языкам. Язык, объединяющий славян, по словам М.В. Ломоносова, "....ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит, следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные славянские народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова ". Памятников славянской письменности множество. Тэртерийские (V тыс. лет до н.э.), протоиндийские (XXV - XVIII вв. до н.э.), критские (XX - XIIII вв. до н.э.), этрусские (VII - II вв. до н.э) надписи выполнены на праславянском языке.

В русских летописях есть упоминание о древнерусском сочинении "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске", где рассказывается о праотцах и вождях русского и всего славянского народа, которые после долгих скитаний по всему миру появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н.э., основали там города Словенск и Старую Руссу и начали военные походы "на египетские и другие варварские страны", где наводили "великий страх".

Государственное устройство

Славяне еще до Рождества Христова были образованным народом, владеющим различными ремеслами и искусством. Их союзы были высокоорганизованными сообществами. Во главе союзов стояли князья, которые избирались вече. Князь и старейшины рода судили родичей под Перуновым древом. Князья избирали старшего князя, и тот был вождем в сражениях. Отдельные славянские народы создавали военные союзы при необходимости защищать свои земли от нападения захватчиков. Таким образом, устанавливалась этническая общность, происходили языковое и культурное взаимопроникновение, ассимиляция.

Существовал путь "из варяг в греки", которым они пользовались и охраняли совместно. Историк Саксон Грамматик писал, что Русь еще до Рождества Христова "обиливала золотом", а обилие золота в стране, где не было золотой руды, могло появиться только вследствие торгового обмена. Все эти факты свидетельствуют о том, что у славян еще до новой эры уже были предпосылки формирования государственного устройства.

Все славянские племена говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и объединялись в борьбе с многочисленными ордами кочевников. Их объединяло не столько родство, сколько общественные связи и отношения, вид деятельности, необходимость выживания в окружающей среде, единая власть князя и общая территория. Преобладающими видами занятий были земледелие, скотоводство, рыболовство, зарождавшиеся ремесла и необходимый обмен товарами (торговля).

Первобытные порядки переставали обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения имущественного равенства внутри племен и между племенами и усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая стояла бы над обществом и регулировала отношения в нем. Такой силой являлось государство, призванное управлять обществом, регулировать отношения между его членами, а также организовывать защиту от внешних врагов.

Огромную роль в объединении славян сыграли скифы . В конце II - начале I тысячелетия до н.э. в черноморских степях произошло выделение кочевых скотоводческих племен. Они нам известны как скифы, или сколоты. Подвижные и воинственные кочевники начали непрерывные нападения на оседлые земледельческие племена, грабили население, уводили скот и людей, превращая их в рабов. Земледельцы начали строить укрепленные городища и "змеиные валы", тянущиеся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только сильному государству. Это был первый этап формирования государства.

В середине 1 тысячелетия до н.э. начались походы славян на Византию. Славяне сплачивались в военные союзы, но в то же время расселялись, изолировались на побережье Адриатики, на верховьях Волги, на берегу Финского залива, на Балканах.

Около середины 1 тысячелетия н.э. происходит обособление восточнославянских племен, известных под названием антов. Историк Иордан писал, что земли антов простираются от Черноморского побережья у Лукоморья и от Днестра до Днепра. Он считал антов храбрейшими из всех славянских племен. На Востоке анты соприкасались с кочевыми и полукочевыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Основным ядром земли антов было среднее Поднепровье.

Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа, Харькова, Херсона. В VI веке на антов напали авары - жестокий полукочевой народ, пришедший с Востока. В борьбе с аварами на Волыни, в Прикарпатье создается мощное политическое объединение восточных славян-антов под руководством дулебов-волынян. Это политическое объединение дулебов-волынян историки считают начальным этапом русской государственности, прямым предшественником Киевской Руси.

Роксолане, русы, русичи

Целые поколения историков вели споры о том, откуда началась Русь. Современные исследователи, археологи, историки считают, что русы были в Русколании (Сарматии), на Карпатах, на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. О русах-роксоланах, как их называли греки, известно со 179 г. н.э., когда они во главе с Гаталом Великим свергли скифское иго и положили начало Великой Сарматии. О договоре сарматского царя Гатала со скифами в 179 г. известно из берестяных грамот. В них говорится, что посредником в этом договоре был Рим.

Это свидетельствовало о признании Римом и Понтом роли Сарматии в международных делах. Эта дата и договор зафиксированы историками того времени Полибием, Страбоном и Тацитом. Полибий отзывался о Гатале как о великом полководце и великом государственном муже, заключившем военные союзы с Арменией, Боспорским царством и другими соседними государствами. Страбон отмечал, что роксолане, которые называли себя "русы", "русколане", "русичи", были чрезвычайно храбры и воинственны. Пилий Младший, историк 1 в. н.э., писал, что роксолане являются гегемонами на всем пространстве от Дона до Днепра. Тацит описывал девятитысячное войско тяжеловооруженной конницы роксолан, которая сражалась с римскими легионами у Троянова вала в 68 г. н.э.

Если сопоставить сведения историков - современников Великой Сарматии и новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики, на которые опиралась Е.С. Галкина в своей работе "Тайны русского каганата", то можно сделать вывод, что Русский каганат в верховьях Дона и Северного Донца - это часть Великой Сарматии. В Велесовой книге речь идет именно о русах верховья Донца, которые дали сильнейший отпор гуннам в 370 г. н.э., а затем пришли на помощь полянам Приднепровья, которых осталось очень мало после гуннского нашествия. Русы поселились вместе с ними, взяли их под свою военную защиту, дали своих князей и свое имя Русь. Об этом написал летописец Нестор в Повести временных лет: "Поляне, ныне зовомая Русь". Он никак не объясняет эту фразу, просто фиксирует как факт. Русский каганат - самое раннее государственное образование, имеющее отношение к имени "Русь".

Из всего вышеизложенного вытекает, что Русь возникла не на Днепре. Русы только объединились с приднепровскими славянами после гуннского нашествия, а сами они были таким же древним народом, как и греки, и римляне, и другие ближайшие соседи. Их прародина - бассейн Дона, куда они пришли в конце эпохи бронзы из трипольской культуры, откуда расселились все славяне. Трипольская культура получила название киммерийской (отсюда и название народа - киммерийцы).

Часть населения переселилась на север, на р. Волхов в Новгородскую республику. Первый русский летописец св. Иоаким - епископ Новгородский, написавший свою летопись почти на 100 лет раньше Нестора, повествует о династии новгородских князей от Вендала и Славена (Словена) до князя Гастомысла и Рюрика, в том числе и о Владимире древнейшем, который расширил территорию Новгородской республики до Урала. Киев был построен на 500 лет позже Новгорода.

В первые века нашей эры Русь была раздроблена на четыре самостоятельных центра. Русколань, занимавшая область бассейна Дона и нижней Волги, была самая многочисленная и самая сильная в военном отношении. Словения находилась на р. Волхов (Новгородская республика), а славяне Приднепровья составили Киевское княжество). Сурожская Русь - самое южное княжество на побережье Черного моря, где славяне жили с VIII в. до н.э. Там были славянские языческие храмы, в которых развивалась астрология, хранилась "роуськая" письменность св. Иоанна Тавроскифского (Иванова письменность), упомянутая в договорах Олега и Игоря.

Объединение славянских земель шло постепенно. В конце IV в. н.э. Русколань объединилась со славянами Приднепровья, в результате чего образовалась Киевская Русь. В 890 году князь Олег объединил Новгородскую республику с Киевским княжеством. Князь Святослав в 970-х годах предпринимает попытку объединения всех русских земель в империю Святослава, в которую вошли остатки поселений Русколани, а затем Рязанское и Муромское княжества. Сурожская Русь и сарматы Кубани объединились в Тмутараханское (Тмутараканское) княжество.

Возникновение государств у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами: разложением первобытно-общинного строя, развитием производства материальных благ в обществе, разделением труда, выделением скотоводства, земледелия, ремесел, торговли. Большое значение имели и другие факторы: улаживание конфликтов, возникавших с соседними племенами, борьба против кочевых племен.

Общественное устройство

Общественная организация восточных славян накануне образования Древнерусского государства была сложная и разнообразная. Живы были еще родовые и племенные связи, но уже образовались и чисто политические союзы племен, объединенных соседством и общностью интересов. Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

Задолго до образования Древнерусского государства на торговых путях его территории уже было несколько больших городов: Киев, Чернигов, Суздаль, Муром, Новгород, Смоленск и др.

Во главе восточнославянских государственных образований стояли светлые князья из племенной знати. Князей окружала родовая знать - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало общее ополчение, но постепенно вокруг князя сложилась профессиональная организация воинов - дружина, которая делилась на старшую и младшую.

Государства восточных славян были раннеклассовыми по своей сути, но с тенденцией развития не рабовладельческих, а феодальных отношений. Классы только зарождались, и родовая знать, князь и дружинники стремились захватить главное богатство - землю. Захватывая общинные земли и земли покоренных народов, знать не сгоняла земледельцев с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли.

Так называемая "военная демократия", существовавшая в условиях родоплеменной жизни, уступала место новым социально-экономическим и духовным отношениям, хотя внутриплеменная структура социальной власти (вече, избрание вождя, князей, сословие старейшин) сохранялась длительное время. Возникала публичная власть - власть, выросшая из родоплеменного общества, но уже возвышающаяся над этим обществом и приобретшая полномочия принуждения в отношении соплеменников, а не только в отношении "иноземцев".

Родоплеменная знать во главе с князем начала отделяться от простых общинников в социальном (сословном) и в имущественном отношениях. Таким образом, образовалась изначальная элита, которая постепенно присваивала полномочия государственной власти.

Религия

Восточные славяне были язычниками. Важное место в религии древних славян занимал культ предков, а также волхвов и кудесников, которые считались служителями богов и толкователями их воли.

Древние славяне поклонялись Даждьбогу - богу солнца, Перуну - богу грома, Стрибогу - богу ветра, Велесу - покровителю скотоводства. Мать - Земля сырая почиталась как божество. Богиня земли и плодородия - Мокошь олицетворяла женское начало. Ее велениям подчинялись боги и люди. Славяне верили в бессмертие души. Смерть была воплощена в образе богини Морены.

Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Восточные славяне с большим уважением и почтительностью относились к различным духам: лешим, домовым, водяным, берегиням, упырям, лесовикам, русалкам. Поклонялись силам природы, животным, деревьям.

Религиозные обряды совершали волхвы. Волхвами именовались и славянские гадатели, прорицатели и пророки. Нередко волхвы возглавляли разрозненные племена и роды, в случае необходимости становились военными предводителями, вершили суд и являлись главными хранителями тайного знания, культовых обрядов, тотемных традиций, передавая все это из уст в уста, как бесценное достояние, от поколения к поколению. Волхвы пользовались непререкаемым авторитетом и безграничным доверием народа.

Что означает «нашей эры» и «до нашей эры»?

До нашей эры или нашей эры — что это означает? В странах, которые в древности приняли христианство, принято деление эр на две части — до рождения (Рождества) Иисуса Христа и после. Если событие произошло до рождения Иисуса — то говорят «до нашей эры», если после Его рождения — то говорят «нашей эры». Представить это можно в виде следующей ленты времени:

Лента времени «До нашей» и «нашей эры» (нажмите, чтобы увеличить)

С течением времени такое исчисление дат стало универсальным не только для христианских стран, но и многих других. Однако, так было не всегда.

Как и когда появилось обозначение «нашей эры» и «до нашей эры»?

Обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» появилось не сразу. Его не было сразу же после Иисуса, не было и 500 с лишним лет после. Во времена когда обозначение «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова» возникло, существовала Римская империя с ее собственным летоисчислением. Случилось это в 241 году от начала правления римского императора Диоклетиана (воцарившегося в 284 году нашей эры) — монах Дионисий Малый, занимаясь утановлением дат Пасхи, вычислил, как ему казалось, дату рождения Иисуса Христа и принял ее за точку отсчета новой эры.

Дионисий установил, согласно тексту Нового Завета, что Христос родился за 525 лет до того, как он начал свои вычисления. Для Дионисия Малого император Диоклетиан был язычником и гонителем христиан, поэтому, как ему казалось, было бы не очень достойно рассчитывать эти священные даты от времени языческого императора.

Популярной же его систему отсчета сделал в 731 году (уже нашей эры) другой монах, летописец англосаксонской истории Беда Достопочтенный в своем труде «О шести возрастах мира».

Именно Беда ввел отсчет и в обратную сторону — «до нашей эры». После этого новая система отсчета стала распространяться по всем тогдашним европейским странам. Последней в Западной Европе перешла к новой хронологии Португалия — в 1422 году. В России «новую эру» ввел Петр I в 1699 году — до этого в России считали «от сотворения мира».

Ввиду того, от какого события ведется отсчет, также говорят: «после Рождества Христова», «до Рождества Христова». Современные исследователи Нового Завета говорят о том, что Дионисий Малый немного ошибся в рассчетах — где-то года на четыре. Несмотря на это, обозначение «нашей эры» и «до нашей эры» в современном мире оторвалось от своих религиозных корней и существует уже независимо от того, что, по сути, в вычислениях есть неточность. Вкратце обозначается «н.э.», «до н.э».

Как считать века нашей и до нашей эры? Как ведётся счёт лет нашей эры и до нашей эры?

Существует простой способ определить век нашей или до нашей эры, зная дату. Например, если это 1961 год, то убираем две последние цифры — остается 19 — и прибавляем единичку. Получается 20, т.е. 1961 год — это 20 век (или XX в римской записи). Если это 525 год, то снова убираем две последние цифры и прибавляем единичку. Значит это 6 (VI) век — и неважно, в какую сторону — до нашей или нашей эры.

А если это 70 год нашей/до нашей эры? Ведь если убрать две цифры, то ничего не остается! Все так же — раз ничего не осталось, то считаем, что у нас ноль — к нему и прибавляем единичку. Таким образом получается, что все года до 99 года нашей или до нашей эры — это 1 (I) век нашей или до нашей эры (или от/до Рождества Христова). 100 год — это уже 2 век — или II век римскими цифрами.

А как ведется счет лет нашей эры и до нашей эры? Например, если сейчас 2017 год, а древняя Римская республика была основана в 509 году до нашей эры, значит от этого события до наших дней прошло 2526 лет (2017 + 509 = 2526).

Счет в рамках нашей эры ведется, наоборот, т.е. даты вычитаются — например если событие, ну, допустим, Бородинская битва, произошло в 1812 году, а сейчас 2018 — то 2018-1812 = 206. Т.е. в 2018 году отмечается 206-летие Бородинской битвы.

301
Эдикт Диоклетиана de maximis pretiis (о максимальных ценах) на продовольственные и ремесленные изделия.

302
Умер Нарсе, которому наследует Хормизд II .

303
Эдикт против христиан.

303
Диоклетиан празднует в Риме "Двадцатилетие правления" (20 ноября). В Никомедии начинается преследование христиан.

304
Умер папа Марцеллин.

305
Отречение Диоклетиана и Максимиана, которых сменяют августы: Константий и Валерий; цезарями назначены Север и Максимин Даза.

306
Смерть Константия в Йорке (25 июля). Солдаты Константия провозглашают его сына Константина императором Запада. Началось (формально) управление империей Константина Великого (с 306 по 337 г). Фактически стал управлять с 313 г, а единолично - с 324 г, после победы над соперниками.

306
Максентий провозглашается принценсом в Риме и получает поддержку своего отца Максимиана. Вторжение Севера в Италию.

307
Константин женится на Фаусте, дочери Максимиана, и признает Максентия в качестве августа. Поражение и смерть Севера. Галерий вновь появляется в Италии, но удаляется в Паннонию.

308
Лициний провозглашается августом. Совещание императоров в г. Карнунте на Дунае (Диоклетиан, Валерий и Максимиан).

309
Умер Хормизд II.

310
Максимиан, захваченный в плен в Массилии, лишает себя жизни. Памфилий казнен.

311.04.30
Галерий в Никомедии издает указ об официальном признании христиан (Отменен антихристианский Эдикт против христиан 306 г).

311
Умер Валерий. Возобновление преследований христиан (октябрь - ноябрь). Подавление восстания в Африке. Мученичество Петра, епископа Александрийского. Мильтиад - епископ Римский.

312
Победа Константина над Максентием у Мульвиева моста (28 октября). Самоубийство Максентия.

313
Константин отражает нападение германцев и франков на Рейне. Лициний побеждает Максимина при Тзиралле (1 мая). Лициний в Никомедии провозглашает свободу вероисповедания (июнь) - Миланский Эдикт о свободном исповедании христианства.

313
В Тарсе умер Максимин. Собор в Риме осуждает донатистов.

314
Соглашение между Константином и Лицинием о новом разделе Римской империи. Встреча епископов в Арле.

315
Сооружение Арки Константина в Риме.

316.11
Константин принимает решения против донатистов.

316
Эдикты (выпускались с 316 по 332 г) Константина о прикреплении колонов к земле, ремесленников - к коллегиям, куриалов- к городам. Общее усиление власти господ над рабами.

317
Сыновья Константина - Крисп и Константин и сын Лициния - Лициниан провозглашаются цезарями.

320
Лициний возбуждает судебные преследования против христиан.

321
Константин допускает веротерпимость по отношению и донатистам.

323
Началась борьба между Константином и его соравителем Лицинием, мужем дочери Константина (продолжалась 323 - 324 г).

324
Начало войны между Константином и Лицинием. Константин побеждает Лициния при Хрисополе (18 сентября), высылает его в Салонику, а затем умерщвляет. Начинается преобразование Византия в г. Константина (ноябрь).

325
Принято решение о переносе центра империи в Византию.

325
Первый Вселенский (Никейский) собор христиан.

330
Император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию ("Второй Рим"), получивший название Константинополя.

337
Передовые отряды гуннов достигли Дона, согнали со своих мест остготов, которые, в свою очередь, вытеснили вестготов и сарматских племен в пределы Римской империи. Смерть Константина Великого вызвала формальное разделение империи на Западную и Восточную.

337
В Риме начал править Константин II (с 337 - 240 г.) сын Константина Великого.

337
В Риме же начал править Констант I (с 337 - 250 г.), сын Константина Великого.

337
В Константинополе начал править Констанций II (с 337 по 361 г) сын Константина Великого.

340
Констант побеждает Константина II и правит на Западе.

340
В Нумидии вспыхнуло антиримское восстание.

341
Гангрский церковный собор, защитивший рабовладение.

342
Сардинский собор.

347
В Африке началось вооруженное сопротивление императорским чиновникам.

350
С 350 по 360 г - первые вторжения франков, алеманов и саксонцев в Галлию.

350
Мятеж Магнетия, который убивает Константа.

351
Константий II наносит поражение Магнетию при Нурсе; до 360 г. Константий II правит всей империей.

355
Константий назначает Юлиана цезарем.

357
Юлиан побеждает алеманнов близ Аргентората (Страссбург).

359
Война с Ираном.

361
Началось правление Юлиана (с 361 по 363 г).

361
Эдикт Юлиана о восстановлении язычества, за что он получил прозвище Отступника.

363
Поход Юлиана в Иран и его смерть; конец династии Константина Великого.

363 - 364
С персами был заключен мир на условии возвращения Ирану пяти областей по Евфрату.

364
Началось правление императора Валентиниана I в империи (с 364 по 375 г).

364
Началось правление императора Валента (с 364 по 378 г.), брат Валентиниана I в Восточной Римской империи.

364
С 364 по 375 г шло массовое дезертирство солдат, рост числа разбойников, восстания крестьян, колонов, рабов.

364
Вторжение готов во Фракию.

367
Грациан, сын Валентиниана, назначен третьим августом. Саксоны, пикты и скотты нападают на Британию; Феодосий вскоре восстанавливает порядок.

374-397
Амвросий - епископ Миланский.

375
Умер Валентиниан I.

375-383
Грациан - император на Западе.

375-392
Валентиниан II.

376
Бегство готов через Дунай от гуннов в Римскую империю. Восстание готов на Дунае.

378
Поражение римлян в битве с готами в битве при Адрианатоле, гибель императора Валента.

378-395
Феодосий I.

379
Начал править император Феодосий I Великий (с 379 по 395 г).

381
Константинопольский собор.

382
Вестготы поселяются в Мезии как foedarati (союзники).

382
Алтарь победы вынесен из здания сената.

383
Восстание Максима в Британии. Умер Гратиан.

383-408
Аркадий.

388
Максим побежден и убит Феодосием.

390
Бунт и резня в Фессалониках.

391
Указы против язычества. Разрушение храма Сераписа.

392
Восстание Арбогаста. Убийство Валентиниана II. Эвгений провозглашен августом.

394
Сражение при Фригиде. Смерть Арбогаста и Эвгения.

394-423
Гонорий.

395
Умер Феодосий I. Раздел империи. Аркадий - император на Востоке (до 408), Гонорий - на Западе (до 423). Восстание Алариха и вестготов.

395
Умер Феодосий. Произошло окончательное политическое разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

396
Аларих терпит поражение от Стилихона в Греции.

1-4 века нашей эры

В период, охватывающий первые четыре века нашей эры, можно проследить значительные изменения в характере и распространении памятников, отражающих соответственно крупные сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях племён населяющих территорию Латвии. Археологические памятники этого периода представлены главным образом могильниками. Их число намного больше числа памятников предыдущего периода. Изменения показывает и их топография. Если раньше население обитало главным образом в низменных районах, то теперь оно постепенно заселяло и более высокие пространства, водоразделы, осваивая новые, пригодные для земледелия участки земли. Из этого следует заключить, что с первых веков нашей эры земледелие становится главной отраслью хозяйства. Наряду с земледелием важное место в хозяйстве занимало так же скотоводство. Другие же занятия имели более или менее подсобное значение. Археологический материал показывает, что бронза и железо получили в этот период широкое применение. Обработка металлов и ткачество достигли значительного технического уровня. Обмен хотя и носил межплеменной характер, стал для хозяйства необходимостью.

К этому периоду относятся и первые письменные упоминания о балтийских племенах. Римский историк Тацит в своём произведении “О Германии” (конец 1 века н.э.) упоминает племена “эстиев” обитавших на правом побережье Свевского (Балтийского) моря. Эстии, писал он, почитают матерей – богинь, разводят хлебные злаки и собирают на побережье моря янтарь.

Памятники первых четырех веков нашей эры свидетельствуют о существовании на территории Латвии нескольких племенных групп. Эти племена, несмотря на некоторые различия своей культуры, находились, примерно на одинаковой ступени социально-экономического развития.

Результатом развития производства и роста обмена было некоторое накопление в руках отдельных семей. О значительной роли обмена в хозяйстве свидетельствует широкое применение привозной бронзы. Найдено несколько сотен медных римских монет, ряда металлических предметов и много стеклянных бус. Находки римских монет и привозных предметов на берегах Даугавы говорят о том, что Даугава была важным торговым путём, связывающая племена на территории Латвии с восточнославянскими землями.

5-9 века

С дальнейшим ростом производственных сил, в особенности с распространением пашенного земледелия в 5 – 9 веках н.э. у племён, обитавших на территории Латвии, начался и проходил процесс имущественного и социального расслоения, появились зачатки классовых отношений.
Развитие пашенного земледелия было важнейшей предпосылкой возникновения обособленного хозяйства малой семьи и выделение её из общинного хозяйства. При помощи сохи с тяговой силой животных отдельная семья справлялась с обработкой земельного участка, необходимого для получения пропитания. Тем самым она становится в известной мере независимой от общины.

Археологические памятники говорят о росте скотоводства, так как скот стал широко применяться в земледелии в качестве рабочей силы. Ремесленное производство всё более становится делом отдельных мастеров, выделившихся из общин и работающих на индивидуального потребителя. Во второй половине VII века обмен из межплеменного перерастает в непосредственную торговлю с отдельными районами. Таковы основные причины возникновения обособленных хозяйств и установления частной собственности на средства производства.

С ростом производительности человеческого труда стала возможность эксплуатация человека человеком. В истории человечества первой формой эксплуатации было рабство. В рабство обращались побеждённые враги, которых до этого просто убивали. Теперь же стало выгоднее использовать труд раба, который, кроме средств необходимых для поддержания его жизни и работоспособности, производил так же и прибавочный продукт, обогащавший рабовладельца. Со временем рабов стали так же продавать и покупать. Кроме того, в рабство обращали свободных людей за долги. В Прибалтике рабство существовало в его первоначальной форме (патриархальное рабство) при котором рабский труд являлся не основной производственной формой, а лишь некоторым дополнением к труду свободного населения.

Возникновение обособленного хозяйства и частной собственности привело к распаду общин, связанных кровным родством. Прежнюю общину сменила территориальная, сельская или соседняя – в которую могли входить члены различных родов, и которая основывалась лишь на общих экономических интересах. В территориальной общине уже не было имущественного равенства. Из неё всё чаще выделялись семьи, более обеспеченные орудиями труда, накопившие больше скота и других богатств, обладавшие большим количеством рабов и способные в силу этого захватывать лишние участки земли. Об этом свидетельствуют богатые могилы. В Гейстауты Лиепайского района найдена могила очень богатого мужчины. Здесь найдены помимо длинного боевого ножа серебряная шейная гривна, серебряная арбалетовая фибула (пряжка), отличающиеся изяществом, как формы, так и орнамента и носящие следы позолоты. Вторая фибула, изготовленная из бронзы, но покрыта листовым серебром. Эта могила содержала так же железную фибулу, массивный бронзовый браслет, поясные пряжки из бронзы и железа и миниатюрный глиняный сосуд, отличающейся, как и весь инвентарь, исключительно высокой техникой изготовления.

В 7-8 веках у куршей появился новый тип городищ, представляющих собой замки верхушки знати. Древнейший письменный источник, упоминающий куршей (cori), житие Ансгария (вторая половина 9 века), указывает, что у куршей существовало пять земель.

Тот же источник рассказывает о нападении датских грабителей , в 853 году, на Куршу и об успешном отражении куршами их нападения. В следующем году на куршском побережье высадился с большим отрядом шведский король Олаф, которому удалось взять два куршских городища – Зеебург и Апуле и получить с куршей дань. Шведы уже и раньше делали попытки подчинить куршей и даже заложили здесь опорный пункт, но шведское поселение просуществовало недолго. Шведы были изгнаны и все их новые попытки подчинить куршей оказались безуспешными. Начиная с 8 века курши в свою очередь, стали делать набеги на шведские и датские побережья.

Из земгальских захоронений наиболее известны грунтовые могильники в Оши и Стури Добельского района. Здесь обнаружены погребения с ценными серебряными и даже отдельными золотыми украшениями. Земгальские могилы богаты железными орудиями труда и оружия.
У латгалов, как и у других племён, в этот период начинают выделяться отдельные особенно богатые семьи. В могильнике Леяс-Битени (Рижский район) найден питьевой рог с роскошной серебряной оковкой. Наиболее часто клады состоят из шейных гривен. Можно сказать, что шейные гривны из благородных металлов были украшениями и отличающим знаком представителей знати.

В последнем тысячелетии до н.э. городища носили характер постоянно обитаемых укреплённых поселений. В начале нашей эры, с расселением населения на более широкие пространства, городище превратилось во временное убежище, в которых население появлялось только в периоды, когда грозили вражеские нападения. Но картина меняется в 5-6 веках. Начиная с этого времени, происходит усиление прежних городищ и возникновение новых. Городища всё же сохраняют на первых порах ещё общинный характер, т.е. они строятся и используются совместно одной или несколькими соседними общинами. В 7-8 веках появились новые виды городищ – городища замки для представителей знати. Эти укрепления строились главным образом рабами и другими подневольными людьми. Они хорошо укреплены. В основном это относится к куршам. У других древнелатышских племён – у земгалов и латгалов – городища типа замка возникают примерно в IX-X веках.

В период, 5-8 века, вообще общественное развитие Восточной Прибалтики, в том числе и древнелатышских племён, отставало от их восточнославянских племен. У восточных славян в это время сложилось классовое общество, объединившееся в 9 веке в единое Киевское государство (Киевская Русь). В Восточной Прибалтике классовые отношения в этот период лишь зарождались.

10-12 века

На исходе первого тысячелетия нашей эры в жизни древнелатышских племён произошли крупные изменения. Начальный этап феодализации производственно-общественных отношений, появление первичных политических образований раннефеодального типа и начало формирования латышской народности.

Феодализм – новая общественно-экономическая формация, более прогрессивная по сравнению с первобытнообщинным строем и рабовладельческим строем. При феодальном строе основой производственных отношений является собственность феодала на средства производства и неполная собственность на работника производства – крепостного, которого феодал уже не может убить, но которого он может продать, купить. Наряду с феодальной собственностью существует единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на своё частное хозяйство, основанное на личном труде.

Нарождающийся класс крупных землевладельцев, чтобы подчинить себе массы свободных общинников, с самого начала нуждался в средствах принуждения и насилия в отношении массы сельского населения. Так появляются органы феодального властвования – замки, дружина, суд и т.д.

Задачу идеологического воздействия на трудящихся взяла на себя христианская церковь.

Одновременно изменился и характер торговли. Она уже не ограничивалась простым, натуральным обменом продуктов одного на другой. В этот период в качестве материала стоимости и средства платежа широкое применение получил драгоценный металл – серебро. В IX-XI веках деньгами на территории Латвии были главным образом серебряные слитки, которые можно было разрубить на куски. Главной весовой единицей был иракский фунт серебра – 408 грамма. Половина этого фунта, по весу, приравнивалась к новгородской гривне или голландской марке, четверть смоленской гривне. Соответственно весу смоленской гривне выработалась и местная денежная единица – озеринь, равный около 100 грамм серебра.

В это время территория Латвии становится перекрёстком торговых путей. Один торговый путь, связывавший латышей с русскими землями, шел по Даугаве: по этому пути русские купцы через Полоцк проникали вплоть до её низовьев. Сюда же вела сухопутная дорога из Пскова и Новгорода, которая проходила через эстонские земли и дальше на запад по течению реки Гауя (Аа). Южные торговые пути проходили по рекам Лиелупе (Курляндская Аа) и Венте. Один путь шёл по суше: начиная с низовьев Даугавы (у Икшкиле) через Межотне и Бауск он вёл прямо в Литву. По этому пути латыши поддерживали связи с литовцами и древними пруссами, а через них – с западными странами.

К концу 12 века на территории Латвии начали образовываться государственные образования – княжества или земли. На территории заселённой земгалами было семь земель: Тервете, Добеле, Спарнене, Силене, Добе, Ракте и Упмале. В каждой из этих земель был, по крайней мере, один хорошо укреплённый замок. Особенно широко известны были Терветский и Межотненский замки.

Наиболее глубокие корни процесс создания государственности пустил в восточной Латвии, населённой латгалами. Одним из наиболее сильных государственных образований было Ерсикское княжество. К западу от Ерсики находилось Кокнесское княжество. В числе крупнейших государственных образований на востоке Латвии была Талава с центром в Беверине. Между Талавой и Псковским княжеством располагалось земля Атзеле.

В Селии упоминается, по крайней мере, семь замков, крупнейшим из которых был Селпилс. Однако конкретных сведений о наличии здесь государственности нет.

На территории населённой куршами находились земли: Ваннема, Вентава, Вандава, Пиемаре и Дувзаре.
В 11-12 веках борьбу за политическое влияние над древнелатышскими земля включились и русские княжества. На территории Латвии в этот период, несомненно, ощущалось наличие русского политического влияния, хотя определить его границы довольно трудно. Ливы, жившие у самого устья Даугавы (в Икшкиле) платили дань Полоцкому князю. Вассалами Полоцкого князя были и такие сильные княжества, как Кокнесское и Ерсикское. Что касается Талавы и Атзеле, то эти земли платили дань Псковскому князю. В тоже время князьки и старейшины земгалов и куршей в политическом плане были самостоятельными.
Наряду с попытками установления политического господства предпринимались и попытки распространения христианства на земли, населённые предками латышей. Впервые о христианстве предки узнали от викингов. Проникновение христианства шло с востока, с древнерусских земель – православные храмы в восточной части Латвии появились ещё в конце XII века. Особенно много православных церквей было в Ерсике. Однако, в основном, древние латыши прохладно относились к вере, принесённой иноземцами, и оставались верны своим богам.

Немецкие купцы, которые всё в большем количестве приезжали к устью Даугавы, стремились к захвату мест, наиболее выгодных для торговли. Чтобы обеспечить за собой торговые пути, они пытались подчинить своему господству жившие здесь местные народности. Однако в этом деле им требовалась помощь со стороны феодалов и церкви.

Первые агенты католической церкви появились в Прибалтике довольно рано. Немецкие купцы, слабо разбирающиеся в грамоте, в качестве счетоводов брали с собой священников. По-видимому, именно таким путём вместе с купцами в Латвии появился монах Мейнард.

В 70-е года 12 века на берегах Даугавы появились миссионеры католической церкви. Возглавлял миссию монах Мейнард (Мейнхард, Meinhard) из монастыря города Холштейн. По разрешению полоцкого князя он прибыл в Икшкиле, где предполагалось построить церковь и замок для миссии. Церковь и замок строились в 1184-1186 годах приглашёнными с острова Готланд (Швеция) каменщиками. Это были первые каменные строения на территории Балтии. В 1186 году замок стал резиденцией вновь образованного Икшкильского (ливземского) епископства. Началось принудительное крещение ливов и завоевание их территорий. Вскоре начнётся наступление и на другие народности Латвии и Эстонии.

Мейнард и его помощники не достигли успехов в крещении ливов. Кроме того в устье Даугавы на приезжих купцов часто нападали курши. Тогда Мейнард с помощью шведского и германского рыцарства организовал первый крестовый поход против куршей. Поход закончился неудачей, так как буря загнала экспедицию на побережье Эстонии, и захватчикам пришлось удовлетвориться только разорением приморской территории.
В 1198 году в устье Даугавы появился приемник Мейнарда – новый епископ Бертольд (Berthold Schulte), прибывший вместе с завербованными в Германии крестоносцами. Ливы организовали отпор захватчикам, но были разбиты. В этой битве, у селения Рига, погиб епископ Бертольд. По преданию, его убил лив Имантс. Одержав победу, немцы заставили ливов принять крещение и содержать за свой счёт католических священников. Когда же крестоносцы вернулись в Германию, ливы, „смыли” в реке навязанную им веру и прогнали со своей земли католических проповедников.

В 1199 году епископом в Ливонии был назначен властолюбивый и не стесняющийся в выборе средств Альберт Буксгенден (Albert von Buxhoenden), родственник бременского архиепископа. Епископ Альберт приступил к подчинению балтийских народностей уже в более значительном масштабе.
Политику Альберта по завоеванию Прибалтики поддерживал и направлял папа римский Иннокентий 3 (1198-1216). Римская католическая церковь добивалась у немецких завоевателей обещания, что церковь получит не только новые доходы с захваченных территорий, но так же гарантии о непосредственном подчинении этих владений папскому престолу. На основе соглашения папа немедленно объявил крестовый поход против жителей Прибалтики.

Одежда жителей Латвии

Интересными и своеобразными были одежда и украшения древних жителей Латвии. Мужчины носили длинные рубахи и штаны, сшитые из льняной ткани. Поверх рубахи надевался шерстяной кафтан. По праздникам воротник и манжеты украшались орнаментом. Рубаха и кафтан у шеи застёгивались особенной булавой – сактой. Кафтан украшался бронзовыми спиральками и различными подвесками. Штаны подвязывали тканью или изготовленному из кожи поясом, иногда украшенному чеканным металлом. Шапку шили из шерстяной ткани или звериных шкур. Особенно любили использовать для шапок мех куниц. Необходимым элементов одежды была накидка из шерстяной ткани. Обыденная женская одежда состояла из льняной блузы с длинными рукавами и одноцветной, полосатой или клетчатой юбки. В праздники женщины обязательно надевали виллайне – наплечное покрывало из шерстяной ткани, концы которого украшались орнаментом или бронзовыми подвесками. На плечах виллайне держалось при помощи кольцеобразных пряжек – сакт. На голове женщины носили особые чепцы, а гордостью девушки был венок. Без него она почти никуда не выходила. Летний венок был из цветов, зимой носили головной убор из металла или ткани, расшитый орнаментом.

Вконтакте