Почему сложно осознать внутриличностный конфликт. Способы разрешения внутриличностных конфликтов

Человеку требуется не состояние равновесия, а скорее борьба за какую-то цель, достойную его. Виктор Франкл

Если рассматривать положительные последствия внутриличностного конфликта (см. предыдущую статью), то можно выделить следующие:

1) конфликты способствуют мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих препятствий ее развития;

2) конфликты помогают самопознанию личности и выработке ее адекватной ;

3) внутриличностный конфликт закаляет и укрепляет психику человека;

4) конфликт является средством и способом саморазвития и самоактуализации личности;

5) преодоления конфликтов дают личности ощущение полноты жизни, делают ее внутренне богаче, ярче и полноценнее.

Существуют всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностных конфликтов:

Познайте самого себя. Следующий шаг - выявление талантов и сильных сторон своей личности. Проанализируйте, когда при каких обстоятельствах и каким образом вам удалось преодолеть себя, свою инертность и достигнуть успеха?

Выявление своих ошибок и недостатков, тех препятствий в нас самих, которые мешают раскрытию наших способностей. Для этого можно воспользоваться анализом следующих сдерживающих факторов:

  • Мы перекладываем ответственность на других вместо того, чтобы нести ее самим.
  • Другим мы верим больше, чем самим себе, потому что сами не знаем, что для нас главное.
  • Лицемерие из любезности и по любому поводу приводит к деградации наших чувств.
  • Нам недостает готовности защищать наше право на счастье и самореализацию.
  • Мы позволяем заглушить в себе силу, дающую нам независимость, фантазию.
  • Неспособность обратиться к важному и с легким сердцем отказаться от всего несущественного, второстепенного.

Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности. Используйте свой положительный жизненный опыт.

Будьте уверены в себе . Человек, не уверенный в своих силах, в то же время всегда чувствует себя неспокойно. Рано или поздно он столкнется с внутриличностным конфликтом, ибо неуверенность порождает сомнение, которое соседствует со страхом. Поэтому прежде чем взяться за какое-либо серьезное дело, проверьте, свойственны ли вам следующие типичные проявления неуверенности в себе:

  • боязнь попробовать - бездействие, нежелание добиваться своего из страха потерпеть поражение, “потерять свое лицо”.
  • суетливость - боязнь не угнаться за другими, беспокойство, вызывающие дискомфорт, тревогу и страх.
  • зависть и самоунижение - постоянное сравнивание себя с другими, недовольство самим собой, самоунижение и унижение других.
  • бравада и ложь - стремление произвести впечатление лучше, чем есть на самом деле, “пустить пыль в глаза”.
  • конформизм - приспособленчество, стремление быть “как все”, “не высовываться”, не рисковать.

Если вам свойственны хотя бы некоторые из названных качеств, необходимо принять меры к тому, чтобы от них избавиться. При этом можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Уверенный в себе человек не стремится самоутвердиться за счет других, унижая других. Он старается стать лучше, чем он есть сам, а не стать лучше других всегда и во всем, как это делает невротик.
  • Не поддавайтесь давлению поведенческих стереотипов, не сдерживайте свою активность.
  • Думайте “своей” головой, хотя, конечно, не стоит пренебрегать дельными советами и других.
  • Знайте, что у вас имеется много способностей и сил, достаточных для выполнения тех задач, которые вы перед собой поставили. Есть способности. о которых человек даже не подозревает, и которые обнаруживаются лишь в конкретном опыте жизни.
  • Доверяйте больше самому себе, не разрушайте свое собственное “Я”, постоянно и во всем прислушиваясь к мнению других.
  • Не забывайте, нет ничего для вас более худшего, чем отказываться от самого себя, жить чужой жизнью, чужими идеями и смыслами. Вы - это Вы, и никто другой никогда вас не заменит. Отбросьте установку “Я такой, какой вам нужен” и руководствуйтесь принципом “Я такой, какой Я есть”. Уже одно это осознание своей самоценности укрепит вашу уверенность в себе.

Стремитесь к нравственному самовоспитанию и самоутверждению.


Помимо названных способов предупреждения внутриличностных конфликтов современная конфликтология выделяет и другие. Вот некоторые из наиболее значимых.

  • Не стремитесь “объять необъятное”, не беритесь за все дела сразу. Умейте выделить из всех ваших мотивов и потребностей приоритетные и сосредоточьтесь на их выполнении в первую очередь.
  • Не копите проблем, В конце концов ситуация достигнет того уровня, когда вы уже не сможете справиться с их решением, что приведет к внутриличностному конфликту.

Разрешение (или преодоление) внутриличностного конфликта - это снятие внутреннего напряжения личности, преодоление противоречий между различными элементами ее внутренней структуры и достижение состояния внутреннего равновесия, стабильности и гармонии.

Разрешение конфликта носит позитивный характер и приводит к развитию личности, к ее самосовершенствованию.

Прежде всего следует отметить, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Это обусловливает то, что универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует.

Однако, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все. Итак, если вы попали в ситуацию внутриличностного конфликта, то рекомендуется предпринять следующее:

1 Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство , страха или гнева.

2 Осознайте экзистенциальный смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.

3 Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4 Проявите смелость в анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5 “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку.

6 Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам релаксации, медитации, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7 Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8 Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

9 Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение, силы двигаться дальше и добиваться успехов.

(По материалам книги “Конфликтология”, автор-составитель Буртовая Е.В.)

Как разрешить внутренний конфликт?

5 Rating 5.00 (1 Vote)

При рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно условно разделить на три вида взаимосвязанных причин. 1. Внутренние причины.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами лица при отсутствии согласованности между составляющими ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства и сформированы ценности, чем выше ее способность к самоанализу, тем в большей степени лицо склонна к конфликту. Среди основных противоречий, вызывающих внутренний конфликт, можно выделить следующие:

Противоречие между потребностями личности и существующими социальными нормами;

Противоречие мотивов, интересов и потребностей (и на свидание хочется сходить, и к семинару надо подготовиться)

Противоречие социальных ролей (и на занятиях необходимо быть, и больную бабушку необходимо посетить)

Противоречие социальных ценностей и норм (и насилия не делать, и защитить друзей от хулигана).

Для возникновения внутриличностного конфликта указанные противоречия должны приобрести глубокого личностного смысла, иначе человек не будет предоставлять им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на человека должны быть примерно равными, иначе человек из двух зол легко выбирает меньше, а из двух благ - больше, и никакого конфликта не будет.

2. Внешние причины.

А. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе.

их общий признак состоит в невозможности удовлетворения потребностей и мотивов, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для человека:

физические препятствия, которые не дают возможности удовлетворить насущные потребности: невозможность успеть до начала занятий из-за аварии на дороге;

Отсутствие объекта, необходимого для удовлетворения привычных потребностей (я хочу выпить чашку кофе, однако магазины закрыты, а дома кофе больше не осталось)

Биологические ограничения (люди с физическими недостатками, прикованные к инвалидной коляске, самостоятельно не могут самостоятельно осуществить прогулку)

Социальные условия - главный источник наибольшего количества наших внутриличностных конфликтов (невозможность качественно подготовиться к занятиям через проживание в общежитии, а когда наша потребность в уважении не встречает понимания: если мы чувствуем себя чужими в своей учебной группе из-за отношения к нам некоторых людей).

Б. Внешние причины, вызывающие внутриличностный конфликт, на уровне организации могут быть представлены такими видами противоречий:

Противоречие между большой ответственностью и недостаточными правами для ее реализации (старосту учебной группы наделили определенными обязанностями, а прав для их выполнения не предоставили)

Противоречие между жесткими требованиями к качеству выполнения задания и существующими условиями (необходимо написать качественную научную работу, а времени и литературы не хватает)

Противоречие между двумя взаимоисключающими требованиями или задачами (требования одновременно повысить качество обучения и, вместе с тем, увеличение учебной нагрузки);

Противоречие между жестко поставленной задачей и плохо разъясненными условиями его выполнения (необходимость написания научной работы на конкурс на первом курсе и недостаточное внимание руководителя к студенту)

Противоречие между стремлением к творчеству, карьеры, самоутверждения и возможностями реализации этого в пределах организации (из-за стремления стать отличником учебы и непонимание этого одно- групникамы может развиться внутриличностный конфликт)

Противоречия, вызванные несовместимостью социальных ролей лица (статус старосты учебной группы предъявлять одни требования и нормы поведения в отношении одногруппников, состояние близкого друга - другие).

В. Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе.

Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя и экономической жизни. К ним относятся:

Противоречия между соперничеством и личным успехом, с одной стороны, и братской любовью и человечностью - с другой;

Противоречия между нашими потребностями и существующими препятствиями на пути их удовлетворения;

Противоречия между задекларированной свободой человека и существующими фактическими ограничениями (выбор работы, вторая отдыха).

Таким образом, лицо в системе общего господства рыночных отношений и отчуждения раздваивается. Она чувствует себя на этом сплошном рынке одновременно и продавцом, и товаром. Человек чувствует, что ее ценность зависит не от ее человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому она вынуждена постоянно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для ее внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт.

Все это характерно и для Украины, когда речь заходит о влиянии рыночных отношений на формирование личности. К испытаниям, связанных с увеличением внутриличностных конфликтов, стрессов и неврозов, следует быть готовым и нам. Тем более что негативные последствия влияния рыночных реформ на психику человека, на развитие внутриличностных конфликтов проявляются уже весьма ощутимо.

Большую роль в этом сыграла быстрая переоценка ценностей. Целое поколение людей оказалось неспособным адаптироваться к рыночным ценностей или не захотело их принять. Оказалось, что идеалы, которыми оно жило, в которые верили на протяжении десятков лет, стали не актуальными и никому не нужны. Эта ситуация не могла не вызвать чувство разочарования, апатии и никчемности.

Следует отметить, что внутренние и внешние причины внутренне личностных конфликтов тесно взаимосвязаны. Так, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляющих потенциальную опасность для межличностных отношений в группе.

Всеобщие, или общесоциальные, условия и способы предупреждения внутриличностного конфликта связаны с установлением прогрессивной социальной структуры общества, гражданского общества, правового государства и касаются изменений, происходящих на макроуровне социальной системы.

Общесоциальные условия, в меньшей степени зависят от отдельной конкретной личности. Поэтому мы более подробно рассмотрим личностные способы и условия преодоления внутриличностного конфликта.

Выделяют целый ряд основных способов разрешения внутриличностного конфликта:

  • ? Компромисс? сделать выбор в пользу какого?то конкретного варианта и приступить к его реализации.;
  • ? Уход? отказ от решения проблемы, вызванной внутриличностными противоречиями;
  • ? Переориентация? изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю проблему;
  • ? Идеализация? мечтания, фантазии, уход от реальности, от внутриличностных противоречий.;
  • ? Вытеснение? процесс, в результате которого не приемлимые для личности мысли и переживания из сферы сознательного переводятся в бессознательное;
  • ? Коррекция? изменение Я?концепции в направлении достижения адекватного представления о себе.

Следует подчеркнуть, что все перечисленные способы разршения конфликта данного типа достаточно эффективны, и ведут к конструктивному разрешению конфликта.

На эффективность деятельности личности по конструктивному разрешению внутриличностного конфликта оказывает влияние целый ряд факторов.

Наряду со способами разрешения выделяют и механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (механизмы психической защиты).

Психическая защита? бессознательный, спонтанный регулятивный механизм устранения тревоги, неприятных, психотравмирующих переживаний, эмоций, любого психического дискомфорта, связанного с осознанием конфликта.

Функцией психической защиты является «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. Она, как правило, ведет к специфическому изменению содержания сознания как результату функционирования ряда защитных механизмов.

Механизм психологической защиты личности представляет собой специальную регулятивную систему стабилизации психики личности, направленную на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги или страха, сопровождающих внутриличностный конфликт.

Следует обратить внимание на тот факт, что целый ряд механизмов психической защиты одновременно являются его формой.

  • ? Отрицание? подмена принятия решения на его игнорирование.
  • ? Замещение? защитный механизм от угрозы разрушения, целостности «Я» личности, от психического перенапряжения, заключающийся в спонтанном изменении объекта актуализированной потребности. Например, агрессия, раздражительность по отношению к начальнику может вымещаться на членах семьи. Или в видоизменении, трансформации самой потребности. Например, мотивы поступления в технический вуз могут заместиться после неудачи на мотивы поступления в гуманитарный вуз или же на отказ от получения высшего образования вообще. Замещение как механизм психической защиты может проявляться в изменении чувств, мотивов, отношений личности на противоположные (безответная любовь может превратиться в ненависть; неудовлетворенная сексуальная потребность в агрессию и т.д.). В процессе действия механизма замещения происходит трансформация, перевод активности, энергии из одного вида деятельности в другой, сопровождаемый катарсисом. Катарсис? освобождение личности от травмирующих ее эмоций путем рассказа, вспоминания.
  • ? Подавление? сдерживание страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
  • ? Изоляция? восприятие травмирующей ситуации или воспоминание о ней без чувства тревоги.
  • ? Интроекция? присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угрозы с их стороны.
  • ? Интеллектуализация? способ анализа стоящих перед человеком проблем, для которого характерна абсолютизация роли мыслительного компонента при полном игнорировании его чувственных элементов. При использовании данного защитного механизма даже очень важные для личности события рассматриваются нейтрально, без участия эмоций, что вызывает удивление обычных людей. Например, при интеллектуализации человек, безнадежно больной раком, может безмятежно подсчитавать сколько ему осталось дней, или увлеченно заниматься каким?либо делом, совершенно не думая о предстоящей смерти.
  • ? Аннулирование? поведение, мысли способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, вину.
  • ? Сублимация? механизм замещения (переключения) с конфликтной ситуации на другую
  • ? Реактивное образование? выработка противоположной установки.
  • ? Компенсация? скрытие дефектом, посредством преувеличенного проявления и развития других качеств.
  • ? Идентификация
  • ? Приспособление
  • ? Обособление
  • ? Воображение (фантазия).

Формирование стабильного внутреннего мира опирается на учет своего позитивного и негативного жизненного опыта.

Ориентация на успех, как правило, предполагает, что личность должна руководствоваться реальной оценкой своих шансов на достижение цели и поэтому должна ставить перед собой выполнимые, хотя, может быть, и умеренные цели и задачи.

Принципиальность по отношению к себе, не только в большом, но и в малом, надежно предупреждает возникновение серьезных внутренних противоречий.

Нравственно зрелый человек, утверждающий своим поведением высокие этические нормы, никогда не окажется в ситуации, за которую ему придется переживать, испытывать чувство вины и угрызения совести.

Чтобы адекватно оценивать и рационально разрешать внутриличностный конфликт, необходимо соблюдать ряд общих принципов.

Таким образом, внутриличностный конфликт достаточно сложное, многообразное, многофункциональное, как позитивное, так и негативное явление. Знание его сущности и содержания, основных видов, причин возникновения, принципов, способов и приемов его разрешения, действия механизмов психологической защиты позволяет конструктивно подходить к этому уникальному социально?психологическому явлению, одному из основных способов развития психики и самоутверждения личности.

При более конкретном рассмотрении причин внутриличностного конфликта их можно разделить на три вида:

  • 1) внутренние причины, коренящиеся в противоречиях самой личности;
  • 2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
  • 3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе.

Внутренние причины внутриличностного конфликта коренятся в противоречиях между различными мотивами личности, в рассогласованности ее внутренней структуры. При этом чем сложнее внутренний мир человека, чем больше развиты его чувства, ценности и притязания, чем выше его способность к самоанализу, тем в большей степени личность подвержена конфликту.

Для возникновения внутриличностного конфликта противоречия должны приобрести глубокий личностный смысл, иначе человек не будет придавать им значения. Кроме того, различные стороны противоречий по силе своего воздействия на личность должны быть примерно равными. В противном случае человек из двух зол легко выбирает меньшее, а из двух благ? большее. И никакого конфликта не возникает.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в группе, могут быть разнообразными. Но их общий признак состоит в невозможности удовлетворения каких?либо важных, имеющих в данной ситуации глубокий внутренний смысл и значение для личности, потребностей и мотивов.

Когда наша потребность в уважении не встречает понимания, когда мы лишены свободы или чувствуем себя чужими в своем классе из?за отношения к нам некоторых людей,? мы находимся в состоянии фрустрации. Существует множество примеров конфликтных ситуаций подобного типа в жизни общества, поскольку очень часто группы оказывают давление на своих членов, что приводит к личным конфликтам.

Внешние причины внутриличностного конфликта, обусловленные положением личности в обществе. Эти причины связаны с противоречиями, которые возникают на уровне социальной макросистемы и коренятся в характере общественного строя, социальной структуры общества, его политического устройства и экономической жизни.

Каждый человек хотя бы однажды оказывался в конфликтной ситуации, и не только с внешним миром – окружающими, но и прежде всего с самим собой. А внутренние конфликты могут запросто перерасти во внешние. Для психически здоровой личности не выходящий за рамки нормы внутренний конфликт вполне естественен. Причем ситуация внутриличностной противоречивости и напряжения в определенных рамках не только естественна, но и необходима для совершенствования и развития самой личности. Любое развитие не может происходить без внутренних противоречий (кризисов), а там, где есть противоречия, есть и основа конфликта. И если внутриличностный конфликт протекает в рамках разумного, он действительно необходим, ибо умеренное критическое отношение к собственному “Я”, недовольство собой, как мощный внутренний двигатель, заставляет человека идти по пути самоактуализации и самосовершенствования, тем самым наполняя смыслом не только свою собственную жизнь, но и совершенствуя мир.

Научное изучение внутриличностного конфликта началось в конце XIX века и было связано в первую очередь с именем основателя психоанализа - австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 - 1939), раскрывшего биосоциальный и биопсихолог ический характер внутриличностного конфликта. Он показал, что человеческое существование связано с постоянным напряжением и преодолением противоречия между социально-культурными нормами и биологическими влечениями и желаниями человека, между сознанием и бессознательным. В этом противоречии и постоянном противоборстве названных сторон и состоит, по Фрейду, сущность внутриличностного конфликта. В рамках психоанализа теорию внутриличностного конфликта разрабатывали также К. Юнг, К. Хорни и др.

Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), который определил его как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три вида конфликтной ситуации.

1. Человек находится между двумя положительными силами примерно равной величины. “Это случай буриданова осла, находящегося между двумя равными стогами сена и умирающего от голода”.

2. Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными силами. Характерный пример - ситуация наказания. Пример: с одной стороны, ребенок должен выполнять школьное задание, которое он не хочет делать, а с другой - его могут наказать, если он его не сделает.

3. На человека одновременно действуют две разнонаправленные силы примерно равной величины и в одном и том же месте. Пример: ребенок хочет погладить собаку, но он ее боится, или хочет съесть торт, а ему запретили.

Последующее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления - американский психолог Карл Роджерс (1902-1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является “Я-концепция” - представление личности о самой себе, образ собственного “Я”, формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе “Я-концепции” происходит саморегуляция поведения человека.

Но “Я-концепция” часто не совпадает с представлением об идеальном “Я”. Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс (несовпадение) между “Я-концепцией”, с одной стороны, и идеальным “Я” - с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, последствием которого может стать тяжелое психическое заболевание.

Широкую популярность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1968). Согласно Маслоу, мотивационную структуру личности образует ряд иерархически организованных потребностей (см. здесь).

Самая высшая – потребность в самоактуализации, то есть в реализации потенций, способностей и талантов человека. Она выражается в том, что человек стремится быть тем, кем он может стать. Но это ему не всегда удается. Самоактуализация как способность может присутствовать у большинства людей, но лишь у меньшинства она является свершившейся, реализованной. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.

Еще одна весьма популярная сегодня теория внутриличностного конфликта разработана австрийским психологом и психиатром Виктором Франклом (1905-1997), создавшим новое направление в психотерапии - логотерапию (от гр. logos - мысль, разум и гр. therapeia - лечение). По его определению, логотерапия “занимается смыслом человеческого существования и поиском этого смысла”.


Согласно концепции Франкла, главной движущей силой жизни каждого человека является поиск им смысла жизни и борьба за него. Отсутствие смысла жизни порождает у человека состояние, которое он называет экзистенциальным вакуумом, или чувством бесцельности и пустоты. Именно экзистенциальный вакуум и становится причиной внутриличностного конфликта, который в последствии приводит к “ноогенным неврозам” (от гр. noos - смысл).

По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и вызван расстройством “духовного ядра личности”, в котором собраны смыслы и ценности человеческого существования, составляющие основу поведения личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство, вызванное экзистенциальным вакуумом, отсутствием у человека смысла жизни.

Именно экзистенциальный вакуум, чувство бесцельности и пустоты существования порождает на каждом шагу экзистенциальную фрустрацию личности, чаще всего проявляющуюся в скуке и апатии. Скука - свидетельство отсутствия смысла жизни, смыслообразующих ценностей, а это уже серьезно. Потому что смысл жизни обрести гораздо труднее и важнее, чем богатство. Кроме того, нужда, например, толкает человека к действию и способствует избавлению от неврозов, а скука, связанная с экзистенциальным вакуумом, напротив, обрекает его на бездеятельность и тем самым способствует развитию психологического расстройства.

Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы, следует назвать А. Н. Леонтьева (1903-1979), который своей теорией о роли предметной деятельности в становлении личности многое сделал и для понимания внутриличностного конфликта.

Согласно его теории, содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены характером структуры самой личности. Эта структура в свою очередь вызвана противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя разнообразные виды своей деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не обязательно живет только одной какой-либо целью или мотивом. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, даже в наивысшем ее развитии никогда не напоминает застывшую пирамиду. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является многовершинной.

Противоречивое взаимодействие этих “вершин” мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт.

Следовательно, внутриличностный конфликт, естественно присущий внутренней структуре личности,- нормальное явление. Любой личности присущи внутренние противоречия и борьба между различными стремлениями. Обычно эта борьба проходит в пределах нормы и не нарушает гармоничности личности. “Ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы”. Но иногда эта борьба становится главным, что определяет поведение человека и весь образ жизни. Именно тогда последствиями становятся несчастная личность и несложившаяся судьба.

Таковы причины внутриличностного конфликта. Определение внутриличностного конфликта: внутриличностный конфликт - это состояние структуры личности, когда в ней одновременно существуют противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценностные ориентации и цели, с которыми она в данный момент не в состоянии справиться, т.е. выработать приоритеты поведения, основанные на них.

Можно сказать и по-другому: внутриличностный конфликт – это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся противоборством ее элементов.

Таким образом, можно выделить следующие свойства внутриличностного конфликта:

1) внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренней структуры личности;

2) сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;

3) внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равноценными. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ - большее, а наказанию предпочитает награду;

4) любой внутренний конфликт сопровождается отрицательными эмоциями;

5) основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:

4.5 Rating 4.50 (1 Vote)