Схватка асов – голубев против бартлинга и лейште.

Биография Героя Советского Союза, летчика генерала-лейтенанта Голубева Василия Фёдоровича

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района, Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Потом семья переехала в Старую Ладогу. В 1928 году окончил 7 классов, собрался ехать в Ленинград. Пошел поступать в военно-теоретическую школу летчиков. Но в эту школу принимали ребят постарше, пришлось возвращаться домой, но по дороге завернул к старшему брату Александру в Сясьстрой, да и остался там работать на целлюлозно-бумажном комбинате. Через год его опять не приняли в летную школу, и тогда он добровольно пошел служить в Красную Армию. В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии. Там добился перевода в воздушно-десантные войска, где овладел прыжками с парашютом, что стал инструктором парашютного спорта.

После службы поступил в планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил лётную школу Осоавихима. Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды, твердо решив стать военным авиатором.

В 1939 году Василий Голубев поступил (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училищес разрешением самостоятельно летать на истребителе И-15. По окончанию училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу заместителем командира 13-й отдельной авиационной эскадрильи парашютно-десантной службе. Летчик 13 КОАЭ КБФ с июля 1940 по 9 октября 1941 года.

Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года. В первой атаке Голубев дал длинную очередь из пулемета, но промахнулся, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский "Юнкерс". К августу имел более 100 боевых вылетов. Только за первую половину августа 1941 года в воздушных боях он в составе группы сбил двенадцать самолетов противника, в том числе пять истребителей "Ме-109". 12 августа В.Ф.Голубев принял участие в бою, где наши восемь И-16 дрались против тридцати девяти Ю-88 и Ме-109. В этом бою Василий Фёдорович прикрыл своего товарища Князева Дмитрия, а сам был ранен в обе ноги. Находился на лечении. В сентябре 1941 года при перелете с аэродрома Купля, был сбит над водами Ладожского озера, спасен задушевным другом Князевым Дмитрием.

С 10 октября 1941 по 2 декабря 1941 года в числе шести пилотов был откомандирован к 4 АЭ 13 ИАП на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. В это трудное время вступил в ряды Коммунистической партии.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи, проявить талант руководителя. Василий Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк стал гвардейским. Летом 1942 года три лётчика эскадрильи были представлены к званию Героя советского Союза. Это сам командир, его комиссар Кожанов П.П. и заместитель командира эскадрильи Байсултанов А.Ю.

К июню 1942 года капитан Голубев В.Ф. совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолёта лично и 23 - в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722).

Осенью 1942 года В.Ф. Голубев назначен заместителем командира 4-го гвардейского истребительного полка. В январе 1943 года полк получил новые самолеты - Ла-5. Счёт балтийского аса неумолимо стал расти,прикрывал военно-морскую крепость Кронштадт. Летом 1943 года лучшие лётчики полка получили именные самолеты. На средства горьковских колхозников была построена эскадрилья Ла-5 "Валерий Чкалов". В конце 1943 года В.Ф. Голубев принял командование полком и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. Голубеву был вручен именной самолет Ла-5, на борту которого было написано:"От трудящихся Волховского района-Герою Советского Союза гвардии майору В.Ф.Голубеву". В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания. Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка, награждённого за боевые заслуги орденом Ушакова II-й степени.

К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 546 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 16 лично и 23 в группе.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в морской авиации. В 1951 году, окончив Военно-Морскую академию, он командовал авиационной дивизией на Северном флоте. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968-1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию.

С 1975 года генерал-лейтенант авиации Голубев В.Ф. уволился в запас по выслуге. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел.

Награждён двумя Орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), семью Орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.43, 06.04.85), двумя Орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями, высшими военными орденами Египетской Республики и Великобритании.

Жил в Москве. Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Литература:

Аннотация издательства: Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Василий Федорович Голубев повествует о своих однополчанах - летчиках истребительной авиации Балтийского флота. Он раскрывает яркие характеры и сложные судьбы отважных гвардейцев авиаполка, охранявшего небо Ленинграда. Его книга будит память о трудных днях Великой Отечественной войны, опаляет жарким дыханием боев и рассказывает нашим современникам, какими были те люди, перед которыми стояла одна цель - защита Родины.

  • КнигаА.Ф. Калиниченко, посвященная Голубеву В.Ф.-"Воздушный снайпер"

Книга посвящена летчику-истребителю Герою Советского Союза Василию Федоровичу Голубеву. На примере многочисленных фронтовых эпизодов автор показывает, как от боя к бою росло и оттачивалось летное мастерство В. Ф. Голубева и его боевых друзей П. П. Кожанова, М.Я.Васильева и других.
Отрывок из книги:
В часы крепкого предрассветного сна авиационный гарнизон подняли по тревоге. Надрывный вой сирены разносился над военным городком, словно раскаты грома. Василий Голубев вскочил, стал быстро одеваться.

Что же это такое? И в воскресенье не дают вдоволь поспать! - ворчала встревоженная жена.

Ты спи, Саша, я скоро вернусь, - успокаивал ее Василий, думая, что и эта тревога - обычная учебная: в тот беспокойный сорок первый их было особенно много.

Выбежав из дому, Голубев ощутил бодрящую ночную свежесть, вдохнул неповторимый аромат набравшей силу молодой листвы.

Гарнизон сразу наполнился топотом ног и возбужденными голосами. Люди спешили на аэродром. По дороге их обгоняли спецавтомашины. А со стоянки уже доносились звуки ревущих моторов: техники и младшие авиационные специалисты готовили самолеты к вылету.

У штаба Голубев увидел группу людей в летном обмундировании: общежитие холостяков находилось вблизи аэродрома, и по тревоге они прибывали сюда первыми. Вскоре к ним присоединились и другие летчики.

Часть была в сборе, но никаких распоряжений не поступало. Затянувшаяся неизвестность настораживала: прежде их давали быстро. Наконец раздалась команда "Становись!". Из домика вышел командир 13-й отдельной истребительной авиационной Краснознаменной эскадрильи Краснознаменного Балтийского флота капитан . Он был немногословен.

Самолеты рассредоточить и замаскировать! Ждать дальнейших указаний, - объявил комэск.

Люди успокоились - так было всегда при учебных тревогах. Казалось, и на этот раз все повторится, как обычно. Летчики и техники без промедлений расставили истребители на хорошо известные места. В отведенное нормативами время экипажи уложились. Над полем воцарилась тишина.

Василий сидел на самолетных чехлах. Ежась от прохлады, он, как и другие, ждал, когда же прозвучит сигнал отбоя тревоги и можно будет вернуться домой. Но не знал тогда лейтенант, что именно в эти предрассветные часы на наши пограничные посты уже наведены тысячи гитлеровских орудий, а с аэродромов уже начали взлетать сотни груженных бомбами фашистских самолетов. Не знал и того, что по решению наркома ВМФ тревога была объявлена всему Балтийскому флоту. Боевая!

Летчик бросился в кабину и запустил мотор. Подбежал адъютант отряда (В составе ВВС КБФ до конца 1941 года находилось несколько отдельных авиационных эскадрилий, состоящих из трех отрядов по три звена в каждом. (Примеч. авт.)). Взобравшись на крыло и стараясь перекричать работающий на малых оборотах двигатель, он передал:

Пойдете по маршруту номер два. Ведущий - командир отряда капитан Полторак. Таков приказ командира эскадрильи.



Г олубев Василий Федорович - командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов.

В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии, младший командир зенитной артбатареи 111-го авиаполка ВВС Ленинградского военного округа. После службы поступил в Дудергофскую лётно-планерную школу Осоавиахима. Работал инструктором затем руководителем Волховского лётно-планерного клуба. В 1938 году закончил Высшую лётно-планерную школу Осоавихима в Коктебеле (Крым). Работал инструктором в аэроклубе города Минеральные Воды, твердо решив стать военным авиатором. В 1939 году Василий Голубев поступил (сразу на 3-й курс) в Ейское военно-морское авиационное училище. По окончанию училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье в августе 1940: младший лётчик, с ноября 1940 - инструктор парашютно-десантной службы, с июня 1941 - инструктор.

Первый боевой вылет совершил на рассвете 22 июня 1941 года, а уже 28 июня одержал первую победу: на И-16 сбил вражеский "юнкерс". К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации. В это трудное время вступил в ряды Коммунистической партии.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии - 4-й гвардейский, в ноябре стал командиром звена. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка, участвовал во всех операциях ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи, проявить талант руководителя. Вскоре его эскадрилья стала лучшей в полку. В марте 1942 года полк стал гвардейским. Летом 1942 года три лётчика эскадрильи были представлены к званию Героя советского Союза. Это сам командир, его комиссар и заместитель командира эскадрильи

К июню 1942 года капитан Голубев В.Ф. совершил 339 успешных боевых вылетов. В 61-м воздушном бою сбил 4 самолёта лично и 23 - в группе.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 722).

В марте 1943 года В.Ф. Голубев назначен помощником командира 4-го гвардейского истребительного полка по лётной подготовке и воздушному бою. В январе 1943 года полк получил новые самолеты - Ла-5. Счёт балтийского аса неумолимо стал расти. Летом 1943 года лучшие лётчики полка получили именные самолеты. На средства горьковских колхозников была построена эскадрилья Ла-5 . В августе 1943 года В.Ф. Голубев принял командование полком и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания. Свои последние бои он провёл уже на новом истребителе Ла-7.

28 июня 1944 года он одержал свою последнюю победу. Войну Василий Голубев закончил гвардии подполковником, командиром 4-го гвардейского истребительного авиационного полка, награждённого за боевые заслуги орденом Ушакова 2-й степени.

К маю 1945 года В.Ф. Голубев совершил 589 успешных боевых вылетов и, участвуя в 133-х воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) - 16 лично и 23 в группе.

После войны отважный лётчик-истребитель продолжал служить в морской авиации. С марта 1946 года командовал 3-м гвардейским истребительным авиаполком ВВС 4-го ВМФ (Балтика). В 1951 году окончил Военно-Морскую академию имени К.Е. Ворошилова. С декабря 1951 года он командовал 122-й истребительной авиационной дивизией ВВС Северного флота. Генерал-майор авиации (3.08.1953). С снваря 1957 года - заместитель командующего ВВС Черноморского флота по ПВО.

В 1960 году В.Ф. Голубев был переведён из ВМФ в Войска ПВО страны и в июне 1960 года назначен первым заместителем командующего 14-й отдельной армией ПВО. С октября 1966 года - генерал-инспектор ПВО инспекции по Военно-воздушным силам государств - участников Варшавского Договора Управления Главнокомандующего Войск ПВО страны. Затем была длительная зарубежная командировка на должности старшего военного советника командующего ПВО Объединённой Арабской Республики в августе 1968 - сентябре 1970 года. С января 1971 по январь 1975 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель кафедры ПВО Военной академии Генерального штаба. Защитил кандидатскую диссертацию.

С июня 1975 года генерал-лейтенант авиации Голубев В.Ф. - в запасе, а затем в отставке. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел.

Жил в Москве. Умер 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище (участок 1).

Почётный гражданин посёлка Сясьстрой Волховского района Ленинградской области.

Генерал-лейтенант авиации (7.05.1966). Награждён 2 орденами Ленина (16.03.42, 23.10.42), 7 орденами Красного Знамени (14.08.41, 14.03.44, 19.07.45, 30.12.56, 29.04.57, 22.02.68, 26.08.70), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (19.01.43, 06.04.85), 2 орденами Красной Звезды (26.02.53, 22.02.55), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (30.04.75), медалями, высшими военными орденами Великобритании - "Орден Британской империи" 4-го класса (1943) и Египта - "За военные заслуги перед Объединённой Арабской Республикой" (1970).

Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морских авиационных полков Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в городе Кронштадт. В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

Сочинения:
Школа войны. М., 1947

Герои Великой Отечественной Войны

Голубев Василий Фёдорович

Василий Фёдорович Голубев родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка (ныне – Волховский район Ленинградской области).

В 1933-1935 годах добровольцем служил в Красной Армии. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Великая Отечественная война

Первый боевой вылет В.Ф. Голубев совершил 22 июня 1941 года. К августу 1941 года имел более 100 боевых вылетов. В начале октября 1941 года В.Ф. Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии - 4-й ГвИАП. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка. В.Ф. Голубев - один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года был назначен командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог воплощать в жизнь собственные тактические идеи.

12 марта 1942 в одиночку на самолёте «И-16» провёл бой против пары немецких истребителей «MesserschmittBf .109», в результате чего оба немца вскоре были сбиты.

В начале 1943 года полк начал получать новые самолёты «Ла-5». Тем не менее в полку оставались 6 самолётов «И-16», на которых иногда вылетали на разведку. В декабре 1942 года эскадра истребителей Люфтваффе «Jagdgeschwader 54» получила на вооружение самолёты «Fw -190A 4». В январе 1943 года В.Ф. Голубев, совершая вылет на «И-16», сбил два «Fw -190A 4» из «JG 54».

Всего за время войны В.Ф. Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолётов лично и 12 в группе.

Послевоенный период

После войны В.Ф. Голубев продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.

Лётчики-истребители Г.Д. Костылёв, Д.М. Татаренко, В.Ф. Голубев, А.Г. Батурин у самолёта

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан В.Ф. Голубев удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1951 году окончил командный факультет Военно-Морской академии. Затем назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота.

В 1968-1970 годах В.Ф. Голубев – старший советник ПВО Египта.

С 1971 года – старший преподаватель Военной академии Генерального штаба.

Уволился в запас в 1976 году. В последние годы жизни увлекался литературным творчеством, им было издано 11 книг.

Награды

Награды СССР:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 722, 23.10.1942),
- 2 ордена Ленина (16.03.1942, 23.10.1942),
- 7 орденов Красного Знамени (14.08.1941, 14.03.1944, 19.07.1945, 30.12.1956, 29.04.1957, 22.02.1968, 26.08.1970),
- 2 ордена Отечественной войны 1-й степени (19.01.1943, 06.04.1985),
- 2 ордена Красной Звезды (26.02.1953, 22.02.1955),
- орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975),
- медаль Жукова,
- медаль «За боевые заслуги» (1947),
- медаль «За воинскую доблесть. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»,
- медаль «За оборону Ленинграда»,
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
- юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
- юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
- юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
- медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,
- юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту»,
- медаль «В память 850-летия Москвы»,
- медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»,
- юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»,
- юбилейная медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»,
- юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»,
- юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»,
- юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»,
- медаль «В память 250-летия Ленинграда».

Иностранные награды:

Орден Британской Империи 4-й степени (Великобритания, 1943),
- медаль военных заслуг (Египет , 1970).

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области. Отец - Голубев Федор Михеевич (1874 - 1957). Мать - Голубева Варвара Николаевна (1875 - 1965). Супруга - Голубева Александра Федоровна (1918 г. рожд.). Дочь - Ананко Галина Васильевна (1942 г. рожд.), фармацевт.

После учебы в школе и работы на бумажном комбинате Василий в 1933 году добровольно вступил в Красную Армию и прослужил два года. Его влекли самолеты. Эта увлеченность и привела Василия в 1936 в планерную школу Осоавиахима. Был инструктором, а с 1937 года стал руководителем Волховского летно-планерного клуба. Спустя год окончил Высшую летную школу пилотов Осоавиахима. Затем работал инструктором и командиром звена аэроклуба в городе Минеральные Воды. Много летал на самолетах У-2, УТ-1, УТ-2 и обучал других.

Опытный и способный летчик, он твердо решил стать военным авиатором, овладеть более мощными и скоростными воздушными машинами. В 1939 году В. Голубев поступает в Военно-морское авиационное училище в Ейске, причем его сразу принимают на 3-й курс. Это училище он окончил с отличием в 1940 году.

С того времени и началась его постоянная служба в авиации. Поначалу был летчиком-истребителем, начальником парашютно-десантной службы, командиром звена. В октябре 1941 года его перевели в 13-й истребительный авиационный полк, который впоследствии стал 4-м гвардейским. В. Голубев и его боевые друзья сроднились с этим полком и до конца войны в его рядах громили врага на суше и на море.

Знаменательно, что первый боевой вылет на отражение атаки немецких самолетов на Кронштадтскую военно-морскую базу Голубев выполнил в 4 часа утра 22 июня 1941 года. С этого времени вылеты навстречу врагу следовали один за другим днем и ночью. Главнейшей задачей морские летчики считали прикрытие с воздуха Ленинграда на дальних и ближних подступах.

Надежный ведущий Василий Голубев при встрече с противником стремился построить боевой порядок группы так, чтобы сохранить за собой инициативу до начала воздушного боя или удара по наземному объекту. Поэтому он всегда выходил из боя победителем. И, как правило, не имел потерь. Важное значение придавалось взаимовыручке в бою.

Пример в этом подавал сам ведущий. В критический момент соприкосновения с гитлеровскими самолетами он не раз выручал ведомых, спасал их от поражения.

Память фронтовика хранит такой эпизод. Во второй половине июля 1041 года наши войска остановили захватчиков, рвавшихся к Ленинграду, у реки Луга. В. Голубев получил задание разведать их силы в районе города Гдова. Он вылетел вместе с лейтенантом Зотовым. Когда самолет ведомого был поврежден и потерял скорость, Голубев приказал ему занять место ведущего и на предельно малой высоте следовать курсом на аэродром. Не дойдя до линии фронта, они были перехвачены четырьмя "мессершмиттами". Прикрывая поврежденный самолет друга, Голубев, владея высшим пилотажем на малой высоте, в головокружительных маневрах не только отбивал атаки фашистов, но и поджег один "мессер"; остальные истребители ушли. А наша пара благополучно приземлилась на своем аэродроме.

Еще более жаркий воздушный бой разгорелся в районе железнодорожной станции Веймарн, где разгружался эшелон с ополченцами. Из опыта лейтенант Голубев знал, что выделенные для атаки эшелона вражеские бомбардировщики могут иметь сильное истребительное прикрытие. По его просьбе командир эскадрильи добавил к двум трехсамолетным звеньям еще два истребителя и таким образом создал две тактические группы по четыре машины для действий парами. И это полностью себя оправдало в бою.

Патрулируя над станцией, летчики обнаружили приближение большой группы "юнкерсов". Они шли тремя колоннами по десятку в каждой под прикрытием 12 "мессершмиттов". Итак, восемь наших И-16 против 42 немецких Ю-88 и Ме-109! Это не смутило Голубева. Надо чем-то ошеломить фашистов. И ведущий решил стремительно атаковать армаду бомбардировщиков своей четверкой строем "фронта" на встречном курсе, чего очень боялись немцы. Они не выдерживали такой психической атаки, начинали отворачивать. Расчет оправдался. Метким огнем реактивных снарядов и пулеметов наши летчики сразу сбили два Ю-88. Строй первой вражеской колонны стал распадаться. Бомбы посыпались на поле далеко от станции. Так же были атакованы и рассеяны вторая и третья колонны вражеских бомбардировщиков. Действия группы В. Голубева, отражая атаки "мессершмиттов", прикрывал сверху ведомый лейтенант Д. Князев. В неравном бою наши летчики сбили 11 самолетов противника, не потеряв ни одного своего.

Бывали и беды. В районе Шлиссельбурга однажды летчики встретились с четырьмя Ме-109. Пришлось применить испытанный прием - идти в лобовую атаку. Гитлеровцы не выдержали, отвернули. Но истребитель Голубева был подбит зенитной артиллерией. Летчик еле дотянул до восточного берега Ладожского озера. Самолет приводнился и затонул. Голубев вконец обессиленный, едва добрался до берега, вышел на безлюдный мыс. Ситуация казалась безвыходной. О происшествии доложили командованию. И тут боевой напарник Голубева - Дмитрий Князев, которого Василий не раз выручал, ринулся на его поиски на У-2. И нашел друга!

Памятными для Василия Голубева были бои под Ленинградом. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада противника насчитывала до 80 бомбардировщиков: Ю-88, Хе-111 в сопровождении 24 истребителей Ме-109 и Ме-109ф. Получалось пятикратное превосходство противника!

В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, фашисты сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя.

Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков Ю-87 под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что "юнкерсы" бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько "пиратов", не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь лобовой атаки и ушли, не выполнив задания.

Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В.Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова - представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В.Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

Почти два года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых летчиков. Летчики прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолетов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по фашистским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. В послевоенные годы авиаторы КБФ выполняли задачи по охране морских и сухопутных рубежей Родины в зоне Балтийского моря.

С окончанием войны В.Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно-морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание летного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины.

По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 - 1970 годах. С 1971 года В.Ф. Голубев - старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряженная работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодежью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны.

Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали.

В последнее время Голубев увлекался литературным творчеством. Им было издано 11 книг. Работу над очередной книгой закончить не успел. 17 апреля 2001 года в Москве Василий Федорович ушел из жизни.

Голубев Василий Фёдорович — советский летчик-истребитель. Герой Советского Союза.

Родился 16 ноября 1912 года в деревне Каменка ныне Волховского района Ленинградской области.

В 1933-35 годах добровольцем служил в Красной Армии. Окончил Ейское военно-морское авиационное училище. По окончании училища он получил направление на Краснознамённый Балтийский флот. Начал службу в 13-й отдельной авиационной эскадрилье.

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года. К августу имел более 100 боевых вылетов. В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налётов финской и немецкой авиации.

В октябре 1941 года перевёлся в 13-й истребительный авиационный полк, впоследствии — 4-й ГвИАП. В составе этого полка прошёл всю войну до последнего дня, от рядового лётчика до командира полка. Голубев — один из наиболее результативных летчиков-истребителей ВВС КБФ.

В январе 1942 года Василия Голубева назначили командиром 3-й эскадрильи. С этого момента он мог претворять в жизнь собственные тактические идеи.

12 марта 1942 в одиночку на самолёте И-16 провел бой против пары немецких истребителей Me-109. В коротком бою оба немца были сбиты.

Всего совершил 598 боевых вылетов. В 133 воздушных боях сбил 16 самолётов лично и 23 — в группе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года командир эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Голубев Василий Фёдорович удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1951 году он окончил командный факультет Военно-Морской академии. Затем назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота. В 1968—1970 годах старший советник ПВО Египта. С 1971 года В. Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. Уволился в запас в 1976 году. В последние годы жизни В.Ф. Голубев увлекся литературным творчеством, им было издано 11 книг. Скончался 17 апреля 2001 года. Похоронен в Москве.

Книга "Крылья крепнут в бою" (отрывок)

"....Утром 5 сентября летчики получили задание нанести штурмовой удар по войскам фашистов у железнодорожной станции Волосово. Технический состав готовил самолеты. Оставалось поставить реактивные снаряды, как вдруг серия красных ракет с командного пункта оповестила истребителей о срочном взлете по тревоге для отражения налетов фашистов на аэродром. Первым, как всегда, оторвался от земли лейтенант Бринько. Его ведомым был лейтенант Мальцев.

Бринько и Мальцев, едва успев убрать шасси, пошли в атаку на ведущего первой группы из восемнадцати Ме-110, которые с двух сторон заходили для удара по аэродрому. Спасая своего командира, четыре Ме-110 свернули в сторону атакующих И-16 и сами пошли в атаку. Мальцев меткой очередью сбил одного из них. Успели взлететь еще несколько наших истребителей. Завязался ожесточенный бой..."