Собственные имена существительные. IV

«Характеристика имени существительного» - Образец морфологического разбора существительного. Выберите правильный вариант окончания существительного. Самостоятельная знаменательная часть речи. Имя существительное. Равноправные варианты. Одушевленные существительные. Какое существительное относится к мужскому роду. Выделите имена существительные.

«Упражнения по имени существительному» - Существительные. Прибытие. Путешествие в Африку. Слон. Имена существительные. Задание от зебры. Словарные слова. Отдохнём. Задание от жирафа. Задание от льва. Классная работа. Слон Анжиус. Задание от верблюда.

«Морфологический разбор существительного» - Непостоянные признаки. Род. Синтаксическая роль. Ученики. Постоянные признаки. Морфологический разбор имени существительного. Одушевлённое или неодушевлённое. Собственное или нарицательное. Весной у зайчихи рождаются зайчата. Ученики рисуют в альбоме. Части речи. Морфологические признаки. Чувства. Образец разбора.

«Разбор существительного» - Терпенья, уменья, творенья. Названия книг. Весенние воды. Имя существтельное. Поиск знаний. Морфологический разбор. И к склонению сейчас перейти нам в самый раз. Теперь падеж определяем. Значенье вопросов. Весна идет. Прочитайте текст стихотворения. Весенний вечер. Дальше род определяем. Определить число.

«Существительное в русском языке» - Употребление в речи. Ребус. Удивительная часть речи. Число имени существительного. Роль существительного в предложении. Буквы А, У, И после шипящих. Неодушевленные имена существительные. Какие существительные здесь спрятаны. Морфология. А, У, И после шипящих. Склонение имен существительных. Кроссворд.

«Какие есть существительные» - НЕ с существительными. Существительное. Род. Содержание. Падеж. Число. Склонение. Имя существительное. Род несклоняемых имён существительных. Имена существительные общего рода. Некоторые существительные мужского рода, называющие лиц по профессии. Несклоняемые имёна существительные.

Всего в теме 34 презентации

30. Общая характеристика существительного как части речи. Лексико-грамматические разряды.

Имя существительное – феноменальное явление, так как под его категориальное значение можно подвести любой компонент действительности (лицо, предмет, действие, количество, пространство и т.д.). Частиречная семантика сущ. может носить ядерный (предмет) и периферийный (отвлеченные понятия – но человек развивает абстрактное мышление и опредмечивает их) характер.

Сущ. обозначают предметность не только лексически, но и грамматически. (бег – опредмеченно-мыслимое действие – сущ.).

Морфологические признаки.

ГЗ предметности выражается в словоизменительных категориях числа и падежа; классифицирующей категории рода.

До сих пор спорным остается вопрос о статусе одушевленности/неодушевленности. Это противопоставление охватывает все сущ. Существует 2 концепции:

    Н.Н. Дурново – ГК рода + одуш./неодуш. = согласовательный класс. Не описывал семантику этой ГК. Сущ. согласуется с прил. по родам.

    В.В. Виноградов – рассматривал О/неО как самостоятельную ГК. Всем сущ. присуще это значение и есть различительная ГФ В.п. мн.ч. / Р.п. мн.ч. – это самостоятельная ГК.

Синтаксические признаки.

Наиболее характерная синтаксическая роль – подлежащее и дополнение, но по причине своей феноменальности может быть любым ЧП. Сущ. вступает в словосочетания с многими ЧР и чаще всего это согласование или управление.

Словообразовательные признаки.

Отличается богатством способов словообразования, но чаще всего – аффиксальный.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – знаменательная ЧР, обозначающая предмет как субстанцию, выражающая это значение в словоизменительных категориях падежа и числа и классифицирующей категории рода. В предложении обычно выступает в роли подлежащего или дополнения.

Лексико-грамматические разряды.

В зависимости от обобщенного лексического признака, имеющего то или иное грамматическое выражение, у сущ. выделяется 6 ЛГР: О/неО; собственное/нарицательное; конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное.

ОДУШЕВЛЕННОЕ/НЕОДУШЕВЛЕННОЕ.

Все сущ. делятся на О/неО в зависимости от того, что обозначают. Грамматическое понимание не совпадает с разграничением живого и неживого в науке о природе. Язык опосредованно отражает внеязыковую действительность. На язык оказывает воздействие мышление говорящего субъекта. Существуют мифы, религиозные представления, олицетворение.

В настоящее время к числу одушевленных предметов относятся:

    названия мифологических существ # дух, ангел;

    умерших людей # мертвец, покойник (НО не труп);

    кукол #кукла, петрушка, чебурашка;

    некоторые игорные термины # конь, слон, туз, дама;

    виртуальные персонажи #гоблины, телепузики;

    метонимические и метафорические переносы # басы, теноры;

    сущ. ср. р. # лицо (человек), дитя, существо;

    объекты поклонения # идол, кумир.

К неодушевленным относятся:

1) названия деревьев и растений;

2) совокупность живых существ # народ, толпа;

3) собирательные сущ., обозначающие живых # студенчество;

4) микроорганизмы # вирус, микроб;

5) названия кушаний из рыбы # форель.

В древний период О/неО не различались, современное различение сложилось к 17 веку.

СОБСТВЕННОЕ/НАРИЦАТЕЛЬНОЕ.

Сущ. выполняют номинативную функцию. Нарицательные С не только называют предмет, но и указывают на его существенные признаки, принадлежность его к целому классу предметов, поэтому они имеют общую и частную соотнесенность с предметами реального мира.

Собственные имена только называют предмет, не обобщая его существенные признаки. Дают представление о лице. Среди них выделяется 2 разряда: собственные в узком смысле и наименования.

1. Собственные в узком смысле:

1) имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы (антропонимы);

2) клички животных;

3) топонимы;

4) астрономические названия;

5) названия стихийных бедствий.

Семантические различия между собственными и нарицательными выражаются в ГЗ. Собственные не имеют корреляции по числу, обычно употребляются только в форме одного числа. Иногда появляются формы другого числа, но у них образуется деривационное значение: 1) форма обозначения лиц, находящихся в родственных отношениях (Карамазовы); 2) однофамильцы (Шестаковы); 3) названия лиц, имеющих с данным лицом общие признаки (наполеоны). На первый план в таком случае выходит новая информация – она находится между собственным и нарицательным. Фамилии, имена во мн.ч. с положительной оценкой пишутся с большой буквы, с отрицательной – с маленькой.

2. Наименования:

1) предприятий, учреждений, организаций;

2) газет, журналов, литературных произведений;

3) исторических событий, периодов;

4) общественно-политических мероприятий, праздников;

5) разновидностей и сортов товаров;

6) наград, орденов, премий;

7) предметов материальной культуры.

Границы между собственными и нарицательными подвижны, бывают случаи возникновения нарицательных от собственных # Калашников – автомат.

Употребление имен. Большая часть традиционных употребляемы имен в РЯ заимствована из других языков в связи с принятием христианства. При язычестве называли мотивированными именами # Ждан (жданный), Некрас (некрасивый); некоторые из них остались – Владимир, Людмила.

Религия пришла из Греции, но не все имена были греческими. Греки собирали имена из лучших имен многих народов. С т.з. семантики, употребляемы в России имена подчеркивают положительные качества человека # Андрей – мужественный, София – мудрая. Когда церковь отделилась от государства, люди могли выбирать любые имена. Стали упоминаться разные социальные явления в именах # Октябрина, Тракторина. Появились новые иноязычные имена #Клара, Луиза.

История становления отчеств в РЯ непроста. Сначала отчества носила только знать. Первые пять классов чиновников имели полное отчество, остальные – полуотчество. Образовались отчества: от личных имен на –а/-я при помощи –ич-/-ична-; от имен на согласный при помощи –ович-/овна.

Фамилии впервые появились в 14 веке. Крестьяне и солдаты их получили только в 19 веке, они произошли от притяжательных прилагательных, от имен, прозвищ.

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ.

Обозначают совокупность однородных предметов как единое целое # чиновничество, мошкара. Есть оценочные #комарье.

ГЗ: существуют только в форме ед.ч. (но эта форма обозначает множество в единстве); сочетаются только с количественными словами. Все собирательные относятся к неодушевленным.

Словообразование с помощью суффиксов: ё, во, ня, ур, щин, от, в.

К ЛГР собирательных НЕ относятся слова: полк, группа, комиссия, отряд. Они имеют множественное число – их нельзя отнести к собирательным.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ.

Обозначают однородные по составу вещества, которые делятся на части, обладающие свойствами целого. Их можно измерить, но не сосчитать.

К этому разряду относят слова со значением: минералов, химических веществ, с/х культур, лекарств, тканей.

ГЗ: 1) обладают формой только одного числа – обычно ед.ч. 2) не сочестаются с количественными числительными; 3) для некоторых сущ. м.р. характерно наличие форму Р.п. на –у; 4) в основном это слова с непроизводной основой.

Исключения, образующие деривационные пары по числу:

    форма мн.ч. получает дополнительное значение сорта или вида # молдавские вина;

    значение пространства, занимаемого этим предметом # пески, снега;

    значение сплошной массы вещества # мозги, грязи.

Бывает, когда вещ. сущ. трудно отграничить от собирательных. Иногда они сближаются, если вещество состоит из нескольких мелких предметов – эти значения сосуществуют (изюм, горох).

КОНКРЕТНЫЕ/ОТВЛЕЧЕННЫЕ.

Понятия логической и языковой конкретности различны. Конкретность в грамматике обозначает названия явлений и предметов объективной действительности, которые представлены в расчлененном виде и способны образовать корреляцию по числу (стол, стул, гроза, минута). Собирательные сущ. не относятся к конкретным.

Среди конкретных выделяются и сингулятивы – обозначают предметы, выделенные из массы вещества (жемчуг - жемчужина).

Отвлеченные обозначают отвлеченное понятие, называют свойства, качества, действия, состояния. ГЗ: только в 1% таких сущ. есть мн.ч. В настоящее время идет процесс конкретизации отвлеченных существительных, которые образуют форму мн.ч.

Урок №72-73 рус.яз. 6 класс Дата_______________

Тема: Повторение и обобщение по теме «Имя существительное»

Цели:

    повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений;

    развитие речи учащихся;

    воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, шифрограмма, таблицы, дополнительные материалы к уроку.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний.

Прочитайте слова: т етрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик .

Найдите лишнее слово.

Зеленый.

Почему оно является лишним? Докажите.

Слово зеленый является именем прилагательным, все остальные имена существительные.

Что называется именем существительным?

Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

К предметам относятся:

ПРЕДМЕТЫ:
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: ДЕВОЧКА, ДЯДЯ;
НЕЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: КАМЕНЬ, ЛИНЕЙКА;
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ: ГРОЗА, ВЕТЕР;
ПРИЗНАК КАК ПРЕДМЕТ: БЕЛИЗНА, СВЕЖЕСТЬ;
ДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕДМЕТ: БЕГ, ХОДЬБА,
КТО? ЧТО?

Какой вывод можно сделать?

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТЫ, НО И ОТВЛЕЧЕННЫЕ (АБСТРАКТНЫЕ) ПОНЯТИЯ.

III. Работа по теме.

О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?

Об именах существительных.

    Сформулируйте тему урока.

    Имена существительные.

    Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему.

Спишите предложения, объясните их смысл.

Лес – наше богатство. Он дарит нам радость.

Лес дает человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес дает строительный материал. Лес – прекрасное место для отдыха. Лес не только дарит нам радость, но и создает разные удивительные вещи, надо только нагнуться и поискать. – Что вы можете сделать для спасения леса? – Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры в лесу и не мусорить. Не разорять гнезда птиц. От человека зависит состояние природы. Надо любить и беречь природу.

Подчеркните имена существительные, какими членами они являются?

В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами и определениями.

А теперь напишем слова под диктовку: собака Рекс, тетя Надя, поэт Сергей Есенин, город Симферополь, кот Пушок, журнал «Мурзилка».

Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы. Почему? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Расскажите правило.

Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. – К собственным им. существительным относятся :
фамилии, имена, отчества людей; – клички животных; – названия городов, деревень, улиц, рек, озер и т.д.; – названия газет-журналов, книг, картин и т. д. – Названия газет-журналов, книг, картин пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц или единичных предметов.

А остальные существительные как называются?

Нарицательные.

Расскажите правило.

Нарицательное существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.

А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова. Найдите и назовите их

    ВУ МАМА ПС

    ВЕТКА ЛЮУ

    ИДК АСТРА

    Я ВОРОБЕЙ

    АЗ КОШКА Ш

    ЦЕИЖ РЕПА

Прочитайте, какие слова у нас получились? Что объединяет эти слова?

Все они имена существительные. Все нарицательные существительные.

Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?

    Мама – кто?

    ветка – что?

    астра – что?

    воробей – кто?

    кошка – кто?

    репа – что?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Почему?

Потому что они обозначают живые предметы.

Как называются эти существительные?

Одушевленные.

Остальные слова отвечают на вопрос что?

Почему?

Они обозначают неживые предметы.

Чем отличаются одушевленные и неодушевленные сущ-ные?

Одушевленные существительные отвечают на вопросы кто и обозначают людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живые предметы. Неодушевленные сущ-е обозначают неживые предметы и явления природы; отвечают на вопросы что?

IV. Закрепление. Выполнение упражнений.

б ) Физкультминутка.

Встали все из-за парт, руки на пояс. Если я назову одушевленные существительные, то вы хлопните в ладоши, а если – неодушевленные, то нет.

Собственность и нарицательность, одушевленность и неодушевленность являются постоянными признаками имен существительных.

Какие еще постоянные признаки имен существительных вы знаете?

Род.

Определите род данных имен существительных, запишите их в 3 столбика.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

Кто правильно определил род имен существительных, давайте проверим. Проверяем по цепочке.

мужской род

женский род

средний род

праздник
писатель
инженер
город
лисенок
дождь
папа
доктор

веревка
рыба
яблоня
корова
печь
радость

стекло
поле
село
окно
дерево

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

мужской

женский

средний

мальчик
юноша
конь

девочка
земля
мышь

окно
поле
10 слов на -мя

Как вы определили существительные м.р. и ж.р. с нулевым окончанием.

Надо поставить в Р.п.

Еще какой постоянный признак существительных вы знаете?

Склонение .

Что называется склонением?

Сколько склонений в русском языке?

3 склонения.

А теперь определите склонение данных существительных.

Давайте проверим.

1 склонение

2 склонение

3 склонение

папа
веревка
рыба
яблоня
корова

праздник
писатель
инженер
город
лисенок
дождь
доктор
стекло
поле
село
окно
дерево

печь
радость

1 склонение

2 склонение

3 склонение

-а, -я (ж.р., м.р.)

(м.р.), -о,-е (ср.р.)

(ж.р.)

Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

Назовите непостоянные признаки имени существительных Число, падеж.

Сколько падежей в русском языке? Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Название падежа

Падежные вопросы

Вспомогательные слова

Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный

кто? что?
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чем?

существует
нет
дать
вижу
горжусь
говорю

Просклоняйте по одному слову: мама, отец, степь.

Как различать И.п. и В.п. неодушевленных имен существительных?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
В ФОРМЕ И.П. – ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
А В ФОРМЕ В.П. – ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?

Употребите эти имена существительные в форме мн. числа.

Игра «Найдите «третье лишнее» (устно)

1. Меч, ночь , камыш.

Почему? Докажите.

Выпишите в левый столбик существительные м.р., а в правый – ж.р.

Рож…, грач…, ноч…, помощ…, гараж…, молодеж…, карандаш…, вещ…, мяч…, малыш….,рубеж …, реч….

м.р.

ж.р.

грач
гараж
карандаш
малыш
рубеж
мяч

рожь
ночь
помощь
молодежь
вещь
речь

в) упр. _____ (устно), __________ (письм).

V. Домашнее задание

Написать мини-сочинение-рассуждение на тему «Лес – наше богатство», просклонять существительное «лес» по падежам.

VI. Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.

За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

VII. Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу. О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?

По количеству слов имя существительное – самая богатая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Писатель Л.В. Успенский считал, что «имя существительное – это хлеб.


Имя существительное в словообразовательном отношении - самая богатая часть речи. Кроме способов словообразования, действующих в сфере других частей речи, имеются специфические субстантивные способы словообразования: аббревиация, усечение основ, субстантивация. Существует лишь один способ словообразования, не распространяющийся на существительные,- сращение (это способ словообразования прилагательных) .
В словообразовании существительных широко представлена суффиксация. Этим способом производятся существительные от основ различных частей речи: имен существительных, прилагательных, глаголов и
1 Подробнее описание словообразования различных частей речи см. в работах: В. В. Виноградов. Русский язык. М., 1986; Русская грамматика. М., 1980 (гл. «Словообразование»); Земская Е. А. Современный русский язык: Словообразование (гл. 9); Русская грамматика. Praha, 1979 (гл. «Словообразование»).
реже наречий. По сравнению со словообразованием других частей речи число суффиксов существительных самое значительное.
Производные, относящиеся к области синтаксической деривации, образуются от основ имен прилагательных и глаголов.
Отприлагательные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного признака и образуются с помощью суффиксов:
-ость: глупый - глуп-ость, весёлый - весёл-ость; -от(а): добрый - добр-ота, прямой - прям-ота; -ин(а): тихий - тиш-ина;
-изн(а): белый - бел-изна, голубой - голуб-изна; -в изменение конечного согласного основы система флексий существительных типа кость: зелёный - зелень, гнилой - гниль, сухой - сушь;
-в усечение суффикса или субморфа -нпроизводящей основы + система флексий существительных типа стол: интимный - интим, примитивный - примитив, грандиозный - грандиоз. Эти образования синонимичны существительным с суффиксом -ость, ср.: грандиоз и грандиозность.
Среди имен существительных с суффиксами -ость, -от(а), -изн(а), -ин(а) имеются слова, не относящиеся к области синтаксической деривации, так как они не равны по значению однокоренным прилагательным. Таковы названия физических параметров, т. е. измерений (типа скорость, глубина, ширина, высота) ".
Отглагольные синтаксические дериваты имеют значение отвлеченного действия и образуются с помощью суффиксов:
-mij(e): рисовать - рисова-ние, петь - пе-ние; -к(а): носить - нос-ка, разрезать - разрез-ка;
-в: отгонять - отгон-в, перелететь - перелет-в; -б(а): косить - кось-ба, молотить - молоть-ба. Область лексической деривации включает ряд словообразовательных категорий.
Производные от основ имен существительных.
  1. Существительные, имеющие размерно-оценочные значения. Эти значения по-разному обнаруживаются в производных. Чаще всего значение уменьшительности совмещается со значением положительной оценки (ла-
1 См.: Панов М. В. Русский язык и советское общество: Проспект. Алма-Ата, 1962. С. 27.
скательности), а значение увеличительное™ - со значением отрицательной оценки (уничижительности): -ик: дом - дом-ик, мяч - мяч-ик;
-чик: карман - карман-чик, автомобиль - автомобиль-чик;
-ец: брат - брат-ец, доклад - доклад-ец; -ц(е)/-ец(о)/-иц(е): окно - окон-це, корыто - корыт-це, письмо - письм-ецо;
-иц(а): вода - вод-ица, вещь - вещ-ица;
-ок: друг - друж-ок, лист - лист-ок;
-к(о): яйцо -яич-ко, ведро - ведёр-ко;
-к(а): рука - руч-ка, нога - нож-ка;
-еньк(а): нога - нож-енька. рука - руч-енька; -ищ(е), -ищ(а): дом - дом-ище, книга - книжища;
-ин(а): дом - дом-ина, газета - газет-ина; -ишк(а), -ишк(о): дом - дом-ишка, слон - слон-ишка, письмо - письм-ишко;
-ошк(а): рыба - рыб’-ошка, комната - комнат’-ошка;
-ышк(о): перо - пер-ышко, крыло - крыл-ышко; -’онк(а): рука - руч-онка, газета - газет’-онка; -енцщ(а): книга - книж-енция, старуха - старуш-енция.
  1. Существительные, имеющие собирательное значение:
-ств(о): учитель -учитель-ство, офицер - офицер-ство;
-uj(a): комсомол - комсомол-ия, пионер - пионер-ия;
-н’(а): ребята - ребят-ня, офицер - офицер-ня,
солдат - солдат-ня;
-j(o): ворон - ворон’-j (о), зверь - 3eep’-j(o), пацан - пацан’-І(о), профессор - профессор’-j(o), тряпка - тряп’-і(о);
-ур(а): профессор - професс-ура, аппарат - аппарат-ура.
  1. Особую словообразовательную категорию составляют существительные, обозначающие совокупность каких-то предметов или явлений, связанных с тем, что называет производящее существительное. Такие производные образуются с помощью суффикса -иан(а): Ленин - Ленин-иана, Пушкин - Пушкин-иана, Мольер - Мольер-иана. То же значение могут иметь производные с суффиксом -(и)ада. Обычно они употребляются в книжных заголовках: «Бюрократиада» Маяковского, «Россиада» Хераскова.
  2. Существительные, имеющие значение единичности, производятся от основ существительных вещественных с помощью суффиксов:
-ин(а): горох - горош-ина, фасоль - фасол-ина, виноград - виноград-ина;
-инк(а) (значение единичности совмещается со значением уменьшительности): песок - песч-инка, снег - снеж-инка, солома - солом-инка.
  1. Существительные, имеющие значение невзрослости, образуются от названий животных и лиц с помощью суффиксов:
-’онок (во мн. ч. -’ата): тигр - тигр’-онок, мышь - мыш-онок, повар - повар’-онок;
-’оныш: змея - зме"\-оныш, волк - волч-оныш.
  1. Существительные женского рода, соотносительные с однокоренными существительными мужского рода, обозначающие живые существа женского пола.
Существительные, обозначающие лиц женского пола, образуются от основ соотносительных существительных с помощью различных суффиксов.
Одни из суффиксов прибавляются к неусеченной основе соотносительного существительного:
-их(а): дворник - дворнич-иха, повар - повар-иха; -ш(а): кондуктор - кондуктор-ша, доктор - доктор-ша (о жене доктора и докторе-женщине);
-j(a): певун - певун-j(a), шалун - шалун’-і(а). Другие суффиксы присоединяются к основе существительного, лишенной суффикса лица:
-щик/-щиц(а), -чик/-чиц(а): сортировщик - сортиров-щица, наладчик - налад-чица, буфетчик - буфет-чица;
-ец/-иц(а): красавец - красав-ица, упрямец - упрям-ица.
Третью группу представляют суффиксы, которые в одних случаях присоединяются к основе существительного, содержащей суффикс лица, а в других - к основе, лишенной этого суффикса. Таковы, например, суффиксы -к(а) и -ниц(а).
Суффикс -к(а). В тех случаях, когда существительное мужского рода содержит суффиксы -ец, -анин или -ин, соотносительное существительное женского рода не включает элементов -ец и -ин: литовец - литов-ка, эстонец - эстон-ка, комсомолец - комсомол-ка, киевлянин - киевлян-ка. В других случаях суффикс -к(а) присоединяется к основе существительного: студент - студент-ка, пионер - пионер-ка, москвич - москвичка, швед - швед-ка.
Суффикс -ниц(а) присоединяется к основам существительных с суффиксом -тель: учитель - учительница, писатель - писатель-ница.
Если же существительное мужского рода имеет суффикс -ник или -ик, то он не входит в существительное, но соотносится с -ница, -ица в существительном женского рода: колхозник - колхоз-ница, школьник - школь-ница.
Существительные, обозначающие самок животных, производятся от соотносительных существительных с помощью суффиксов:
-щ(а): тигр - тигр-ица, волк - волч-ица, орел - орл-ица;
-их(а): слон - слон-иха, лебедь - лебед-иха; -к(а): голубь - голуб-ка, глухарь - глухар-ка.
  1. Существительные со значением лица, связанного каким-либо образом с тем, что названо производящей основой, образуются с помощью суффиксов:
-щик/-чик: барабан - барабан-щик, баня - банщик. газета - газет-чик;
-ник: школа - школь-ник, колхоз - колхоз-ник; -ец: Ленин - ленин-ец, комсомол - комсомол-ец; -ист: Маркс - маркс-ист, Пушкин - пушкин-ист, трактор - трактор-ист;
-ант: квартира - квартир-ант, диплом - дипломант;
’-ор: комбайн - комбайн-ор, киоск - киоск’-ор; -арь: аптека - аптек-арь, библиотека - библиотекарь;
-ич: Москва - москв-ич, Кострома - костром-ич; ’-ак: Тула - тул’-ак, Пермь - перм’-ак;
-анин: Рига - риж-анин, Рим - римл’-анин;
-ач: борода - бород-ач, усы - ус-ач;
-ан: пузо - пуз-ан, горло - горл-ан.
  1. Существительные со значением ‘вместилище, помещение для того, что названо производящей основой’ производятся с помощью суффиксов:
-ник: чай - чай-ник, молоко - молоч-ник, пчела - пчель-ник;
-ниц(а): сахар - сахар-ница, салат - салат-ница.
  1. Существительные со значением ‘место, связанное с тем, что названо производящей основой’ производятся с помощью суффиксов:
-н’(а): колокол - колоколь-ня, кофе - кофе-(й)-ня;
-ищ(е): пожар - пожар-ище, костёр - костр-ище (‘место от костра’).
От основ имен прилагательных производятся наименования лиц, живых существ и предметов со значением ‘носитель признака, названного производящей основой’. При этом используется суффиксация: 1) материально выраженная, 2) нулевая.
  1. Суффиксация материально выраженная:
-’ак: пошлый - пошл’-ак, бедный - бедн’-ак, толстый - толст’-ак, порожний - порожн-ак;
-ец: скупой - скуп-ец, слепой - слеп-ец;
-ик: умный - умн-ик, черновой - чернов-ик;
’-атин(а): кислый - кисл’-атина, пошлый - пошл’атина;
’-аг(а): весёлый - весел’-ага, здоровый - здоров’ага;
’-уг(а): хитрый - хитр’-уга, жадный - жадн’-уга.
Существительные разнообразных предметных значений образуются с помощью суффикса -к(а) на базе сочетаний прилагательное + существительное. В качестве производящей основы используется основа имени прилагательного; семантически же существительное эквивалентно всему словосочетанию: летучее заседание - летуч-ка, овсяная крупа - овсян-ка. Суффикс производящей основы может усекаться: вечерняя газета - вечёр-ка, десятилетняя школа - десятилет-ка.
  1. Нулевая суффиксация.
Среди отприлагательных имен существительных, производимых нулевой суффиксацией, имеется два словообразовательных типа:
а) существительные, имеющие значение ‘носитель признака, названного производящей основой’: универсальный - универсал, интеллектуальный - интеллектуал, индивидуальный - индивидуал;
б) такое же деривационное значение имеют существительные, производные от основ имен прилагательных с помощью суффикса и одновременного усечения производящей основы, но семантически эквивалентные одному или нескольким сочетаниям, включающим однокоренное прилагательное + существительное. Усекается конечная часть производящей основы вне зависимости от границы морфем. Производное кончается на твердый согласный и относится к мужскому роду независимо от рода существительного, входящего в опорное словосочетание (склоняется по образцу слов типа стол): синхронный перевод - синхрон, мемориальный музей, мемориальные соревнования - мемориал, факультативный курс - факультатив. В редких случаях производное относится не к мужскому роду, например ретроспективный показ - ретроспектива.
Для существительных, производимых от основ глаголов, характерны такие значения производных:
  1. Существительные, обозначающие ‘производитель действия, названного производящей основой’. Такие производные могут быть именами лиц и именами орудий, инструментов (ср. врун - человек и колун - предмет, исполнитель - человек и выключатель - прибор, разведчик - человек и передатчик - механизм).
Для производства существительных со значением ‘производитель действия’ используются суффиксы: -тель: мечтать - мечта-тель, исполнить - исполнитель, выпрямить - выпрями-тель;
-чик/-щик: возить - воз-чик, придумать - придумщик, корректировать - корректиров-щик;
-ец: бороться - бор-ец, творить - твор-ец;
-л(а)-со значением лица, -л(о) - со значением орудия: обирать - обира-ла, зубрить - зубри-ла, пугать - пуга-ло, кадить - кади-ло;
-ун: врать - вр-ун, прыгать - прыг-ун;
-в(а): заикаться - заик-в-а, задирать(ся) - задир-0-а.
Чисто инструментальное (орудийное) значение имеют существительные с суффиксом -лк(а): сеять - сея-лка, прочищать - прочища-лка.
  1. Существительные со значением ‘место, где совершается действие, названное производящей основой’ производятся с помощью суффиксов:
-льн’(а): читать - чита-льня, раздевать-раздева-льня;
-лк(а): раздевать - раздева-лка, сушить - сушилка;
-ищ(е): учить-учи-(л)-ище, вместить - вмести(л)-ище.
Большая часть префиксальных типов существительных обладает высокой продуктивностью и образуется с легкостью, близкой образованию словоформ.
Для префиксальных существительных наиболее характерны следующие словообразовательные категории:
  1. Производные с общим значением интенсивности, высокой степени того, что названо производящей основой:
раз-: красавица - рас-красавица, граф - раз-граф; сверх-: человек - сверх-человек, гигант - сверх-гигант, прибыль - сверх-прибыль, запоминание - сверхзапоминание;
супер-: экспресс - супер-экспресс, пятитонка - супер-пятитонка, танкер - супер-танкер, кубок - суперкубок;
архи-: демократ - архи-демократ, порядок - архипорядок;
ультра-: мода - ультра-мода, радикал - ультрарадикал, звук - ультра-звук;
гипер-: вежливость - гипер-вежливость, коррек
ция - гипер-коррекция, фонды - гипер-фонды;
экстра-: мода - экстра-мода, хлеб - экстра-хлеб, совершенство - экстра-совершенство.
  1. Производные с общим значением противоположности, отрицания:
анти-: частица - анти-частица, роман - анти-роман, герой - анти-герой;
противо-: меры - противо-меры, действие - противо-действие;
контр-: удар - контр-удар, позиция - контр-позиция, инициатива - контр-инициатива;
де-/дез-: гуманизация -де-гуманизация, информация - дез-информация;
не-: счастье - не-счастье, покой - не-покой, руководитель - не-руководитель;
дис-: пропорция - дис-пропорция, гармония - дисгармония, комфорт - дис-комфорт.
  1. Производные с общим значением неистинности, ложности:
псевдо-: рецензия - псевдо-рецензия, открытие - псевдо-открытие;
квази-: диалог - квази-диалог, открытие - ква
зи-открытие, доказательство - квази-доказательство.
  1. Производные со значением совместности:
со-: автор - со-автор, редактор - со-редактор, переживание - со-переживание.
  1. Производные со значением подчиненности: под-: вид - под-вид, класс - под-класс, группа - под-группа, язык - под-язык;
суб-: продукты - суб-продукты, инспектор - субинспектор, аренда - суб-аренда.
Кроме того, в словообразовании существительных действуют отдельные малопродуктивные приставки.
Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные на базе сочетаний существительных с предлогами. В составе производного предлог преобразуется в приставку. Производящим является сочетание имени существительного с предлогом. Производные, как правило, обозначают предметы, соотнесенные в пространственном или временном отношении с тем, что названо производящей основой. Наиболее употребительны при этом суффиксы -ник, -j(e), -иц(а).
  1. Производные с пространственными значениями: под... -ник (предмет, находящийся под тем, что
названо производящей основой): под снегом - подснеж-ник, под локтем - под-локот-ник;
на-... -ник (предмет, находящийся на том, что названо производящей основой): на колене - на-колен-ник, над почкой - над-почеч-ник;
за... -j(e) (то, что находится за предметом, названным производящей основой): за рекой - за-реч-}(е), за Волгой - за-волж-j(е);
при... -j(e) (то, что находится рядом с предметом, названным производящей основой): при Урале - ПриypaA’-j(e), при море - npu-Mop’-j(e);
меж... -j(e) (то, что находится между предметами, названными производящей основой): меж горами - меж-гор’-j(e), меж бровями - меж-бров’-і(е).
  1. Производные с временными значениями: меж... -j(e): меж сезонами - меж-сезон -j(e); пред... -j(e): пред зимой - пред-зим’-"\(е).
  2. Производные, обозначающие отсутствие того, что названо производящей основой, образуются с помощью приставки бези суффиксов -иц(а) и -j(e):
без... -иц(а): без работы - без-работ-ица, без дороги - без-дорож-ица, без корма - бес-корм-ица;
без... -j(e): без денег - без-денеж-](е), без людей- без-люд’-}(е), без земли - без-земел’-j(e), без рыбы - без-рыб’-\(е), без культуры - бес-культур’-Не).
Группа префиксально-суффиксальных существительных не соотносится с сочетанием предлог + существительное. Приставка, входящая в производное, не имеет омонимичного предлога. Эта группа малочисленна и дает мало новообразований. В производных участвуют приставка антии суффикс -ин: комар - антикомар-ин, спазма - анти-спазм-ин, шутливые: антиведм-ин, анти-любв-ин. Производные называют средство против того, что названо основой производящего существительного.
Префиксация в соединении с нулевой суффиксацией используется для производства от основ имен прилагательных существительных со значением ‘слабой степени обнаружения какого-либо признака, названного производящей основой’. При этом действует префикс пров соединении с нулевым суффиксом.
Производные содержат те же чередования, что слова типа сушь, и относятся к тому же склонению: жёлтый - про-желт’-в, седой - про-сед’-в.
Производство сложных существительных осуществляется несколькими способами. В русском языке сложные слова обычно состоят из двух основ, но могут включать и большее число компонентов.
С точки зрения способа соединения компонентов различаются две группы сложных существительных: компоненты которых соединяются с помощью интерфикса («соединительного гласного») и - реже - компоненты которых соединяются без помощи интерфикса.
Рассмотрим сначала сложные существительные с интерфиксами.
Способом чистого сложения образуются имена существительные, последняя (опорная) часть которых является самостоятельным существительным. В качестве первого компонента обычно используются основы: имен прилагательных, существительных, реже - числительных и местоимений: вольн-(о)-слушатель, сух-(о)-фрукты; груз-(о)-отправитель, лес-(о)-промышленность; пере-(о)-источник, втор-(о)-разрядник; сам-(о)-защита, сам-(о)-критика.
Первый компонент сложения служит конкретизатором значения опорного компонента.
Сложение в соединении с суффиксацией. В таких сложных существительных чаще всего действуют суффиксы -ец, -тель, -чик/-щик, -ник, -uj(e): орден-(о)-нос-ец, красн-(о)-флот-ец, воздух-(о)-плаватель, железн-(о)-дорож-ник, легк-(о)-мысл-ие, долг(о)-лет-ие. Сложное слово может иметь значение лица, предмета или отвлеченного понятия.
Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией.
Сложения с опорным глагольным компонентом преимущественно обозначают производителя действия, названного глагольной основой. Они составляют две основные семантические группы:
а) наименования лиц и животных: стал-(е)-вар, кост-(о)-рез, скал-(о)-лаз, скор-(о)-ход, кор-(о)-ед;
б) наименования механизмов: атом-(о)-ход, тепл(о)-воз, пул-(е)-мёт.
Значительно менее продуктивны сложения со второй глагольной частью, обозначающие действие в отвлечении от его носителя: лед-(о)-ход, снег-(о)-пад, солнц(е)-пёк.
Первая часть сложения содержит конкретизацию действия, выраженного опорным компонентом: называет характер действия (скороход), его объект (пулемёт, короед) или субъект (солнцепек, ледоход).
Сложения с опорным именным компонентом имеют значение ‘носитель отношения к предмету, названному опорным компонентом сложения и конкретизированному первым компонентом сложения’. В качестве первого компонента сложения может выступать основа имени существительного, прилагательного или глагола: нос-(о)-рог, утк-(о)-нос, лиз-(о)-блюд. Сложное слово обычно является именем лица или животного.
Сложные слова без соединительного гласного - более редкий тип слов. Примером их могут быть существительные типа Ленинград, генерал-майор, меч-рыба. Словообразование существительных способом аббревиации и субстантивации рассмотрено выше (см. 5, 33, 34).

Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). Имя существительное - важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать все то, что его окружает. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?. Кто? – одушевленные. Что? – неодушевленные. Имена существительные имеют род: мужской, женский и средний. Имена существительные изменяются по числам и могут иметь формы единственного числа и множественного числа. Некоторые имена сущесвительные могут иметь форму только единственного или только множественного числа. Как ты думаешь, почему? Имена существительные изменяются по падежам. Существительное - самая существенная часть речи


Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительный Родился – стал Родительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный. Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Прямо так и говорили, когда его вспоминали, даже песенку пели с припевом: Именительный, родительный, Именительный, родительный, Дательный, винительный, Дательный, винительный, Творительный, предложный. Творительный, предложный. У падежа как-то спросили: У падежа как-то спросили: - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - А зачем нужны вы,падежи, существительным? - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - Без нас никак нельзя. Мы указываем на отношение нашего хозяина Существительного к другим словам в предложении. - А как именно? - А как именно? - Указываем на отношение действия и места(идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия(бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта(читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие. - Указываем на отношение действия и места(идти лесом, сидеть на стуле), дествия и орудия(бить молотком, рисовать карандашом), действия и объекта(читать книгу, собирать ягоды), целого предмета или его части (ветка березы, стрелка прибора) … Без нас Существительное не проживет, как без рода и числа, и превратится в Наречие.


Не думайте, что название именительный просто образовано русскими учеными- лингвистами от слова имя и, следовательно, возникло сравнительно недавно. Нет, история его, как и многих других грамматических определений, восходит к древним временам Греции и Рима, мы с этим уже встречались. Греки первыми придумали для него название onomastike ptosis [ономастика птозис]. Римские ученые любили заимствовать свои термины у старших своих соседей.Они довольно точно перевели эти слова на латынь: casus nouinatius. И греческое onoma[онома] и римское nomin[номин]одинаково значили «имя». Слово номинатив стало звучать в грамматиках большей части так называемых новых европейских языков (французский, немецкий и др.). Мы перевели это слово на русский как именительный, поляки – как мяновик, болгары - именителен. Почему он первый среди равных? Почему все его считаю основной формой имен? Да хотя бы потому, что немало слов как раз в именительном падеже равно своему корню. Все остальные падежи уже произведены от него (кот -а, кот- у, кот- ом, о кот-е).Слово в именительном падеже является одним из двух главных членов предложения. Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, - подставьте существительное женского рода (я вижу дом - именительный или винительный? Я вижу маму, дочку, книгу… и т. д. – винительный).


Нет, это не описка, а заранее обдуманное намерение. В латинском языке он звался Genetivuus casus[ генетивус казус ],что вообще-то можно истолковать и как «падеж родства». Уже во времена римлян (да и раньше) его применяли часто в тех случаях, когда нужно было обозначить родство: сын своего отца, внук знаменитого деда, потомки императора и т. п. «Родство» можно понимать и шире:ветка пальмы – ветка, рожденная пальмой; заводы Форда – заводы, построенные(то есть как бы « порожденные») Фордом. Таково исходное,начальное значение этого падежа. Но затем он приобрел иные значения, некоторые из них очень далеко ушли от основного. Родительный падеж может обходиться и без предлогов, но не избегает их. Мы уже говорили вам, что можно сделать, чтобы не спутать именительный и винительный падежи (оба они отвечают на вопрос что?) А тот же винительный падеж имеет и с родительным общий вопрос кого? Я смотрю на (кого?) слона. Какой это падеж - родительный или винительный? Подставляем другое существительное. Я смотрю на (кого?) маму, дочку…. Так и есть – винительный. У (чего?) дома есть крыша,- это « кого» родительного падежа.


Щедрым можно назвать дательный падеж только по происхождению: первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого, ради которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери; помогать (кому?) соседу; дань (чему?)памяти. Вдумавшись, во всех этих выражениях можно как бы почувствовать мысль о том, что кому-нибудь что – либо как бы дается – дочери дается подарок, соседу – помощь, памяти (погибшим, умершим) отдается дань любви, преклонения.Такое значение, очевидно, и дало еще у древних народов название этому падежу:у греков он Dotike ptosis, у римлян – Casus datives. И в том, и в другом имени ощущается общее с нашим дательным падежом. Но уже очень давно он получил возможность выражать и совсем непохожие на « дать» понятие: Мне (кому?) грустно и легко….


Теперь – о творительном падеже. Творительный падеж, видимо, потому назван в русской грамматике этим самым своим именем, что главным его значением было такое: значение орудия, которым что-нибудь делают: Старик ловил (чем?) неводом рыбу; Рыбка (чем?) голосом молвит человечьим Вот почему в латинской грамматике один из видов творительного падежа назывался ablativus instrumentals. Да и у нас в страну иногда упоминали оорудивный падеж (от орудие). Но кроме этого, наш творительный выражает еще немало других значений. Нередко падеж этот встречается с предлогами: Там царь Кащей Над (чем?) златом чахнет. Подумайте, нет ли других значений, которые бы выражал творительный падеж.


Обычно научные термины выражают только одно значение и в обыденной речи отдельно практически не употребляются. Мы не говорим дательный человек, винительная речь т. п. Это относится и к предложному, например, языку. Из всех падежей предложный – самый предложный, наипредложнейший, так как без предлога не употребляется. Предложный падеж в нашем языке встречается очень часто. Он занимает второе место после именительного Родоночальником нашего нынешнего предложного падежа был древний местный падеж. Летописи так и пестрели им: Во городе во Смоленске, в Вышгороде и т. п. Теперь потомок местного падежа, падеж предложный, служит у нас для обозначения времени, места, как в старину, а также того, о ком (или о чем) мы ведем речь. А предложным он называется за выработанную веками привычку не употребляться иначе, чем с предлогами о, при, на, в, по. Теперь вопросы, сохранившиеся со времен старого местного, связанные с этими предлогами(на ком? на чем? при ком? при чем? в ком? в чем?),можно заменить вопросом где? то есть в ком? в чем? в каком месте?