Почему школа работает над созданием модели выпускника. Модель выпускника современной школы
Москва - город больших возможностей. В погоне за призрачной удачей в нерезиновую каждый год съезжается множество провинциалов, полных надежд изменить свою жизнь к лучшему. Зачастую они меняют шило на мыло. Заработки в Москве действительно гораздо выше, чем в среднем по стране, но не стоит забывать о дороговизне столицы.
Для маленького Петрозаводска, как и любого другого Замкадска, доход в 100 тысяч рублей - целое состояние. Действительно, у нас на эти деньги может безбедно жить многодетная семья, но в Москве расходы куда выше провинциальных. Цены взлетают вслед за зарплатами, и вот уже 100 тысяч не роскошь, а тот минимум, которого едва хватает, чтобы прокормить большую семью.
А ведь заветную сотню надо еще заработать, что не так-то просто. Как утверждают сами москвичи, добрая половина из них работает за зарплату вдвое меньше и точно так же, как жители глубинки, считает каждую копейку. Россияне, подумывающие попытать счастья в столице, а много ли для него нужно? Как выяснилось, да. Мы собрали несколько мнений как коренных москвичей, так и приезжих.
А кому не до жиру: если у вас хороший доход, Москва - это кафе и рестораны, театры, мюзиклы, кино, крутой шопинг и крупные проекты. Доход ваш маленький - ничего из перечисленного вы не коснетесь. Аренда жилья будет съедать львиную долю дохода, а оставшееся уйдет на услуги и еду. Разнообразие вокруг одновременно будет воодушевлять и разочаровывать: ведь все это можно наблюдать, но ничего себе не позволишь… Ежедневные толчеи в метро или, не дай бог, в грязной электричке за пару месяцев озлобят. А дикий темп мегаполиса будет выжимать все соки, не давая ничего взамен.
Сколько тратят сами москвичи: по личным ощущениям - тысяч 80 плюс примерно 35 на однушку. Это даже не особо откладывая и не делая больших покупок, но, по крайней мере, просто не отказывая себе в маленьких радостях.
- Аппетиты приезжих скромнее: не знаю, куда господа тратят по 70-80 тыс., каждый выходной в барах по 10 к. проматывают? Бутерброды из икры и крабов каждый день? Да желания такого не возникает особо.
Не хлебом единым: москвич - не тот, кто много тратит, а тот, кто с умом расходует, планирует свой бюджет и потом может себе дополнительно позволить различные вещи отдохнуть на юге два раза в год и купить шикарные оригинальные товары, если к этому лежит душа.
Сколько нужно по минимуму:
25 тысяч — квартира вместе с коммуналкой (не больше часа до центра)
1 тысяча — дорога (1700 рублей 60 поездок по Тройке)
10 тысяч — продукты (закупаешься на 1000 рублей два раза в неделю)
= 36 тысяч рублей, и ты сытый, с крышей над головой и добираешься, куда хочешь. На этом все. Выживать за копейки и терпеть лишения можно и в глубокой провинции, так же как и жить в достатке, стоит ли за этим ехать в Москву?
Действительно, стоит ли: многие как ехали, так и продолжат ехать именно в Москву на зарплаты в 30, 40, 50 тысяч, обрекая себя на лишения в надежде на перспективы и улыбку фортуны. У кого-то удается. Правда, частота «звездных» историй сравнима с погрешностью, и ее можно назвать не более чем «систематической ошибкой выжившего», ставить для себя в пример которую можно, но не более чем для краткосрочного вдохновения.
- Вырваться в столицу или из нее: нормально жить в Москве - это жить в Москве в мае-сентябре. Отличное время. Остальные месяцы тут довольно уныло и не выезжать куда-либо за солнцем, и в места с хорошим климатом, экологией, более низкой плотностью или просто нормальным белым снегом а не серой жижей - не нормально, а уныло. Больше всего денег тратится именно на то чтобы вырваться из Москвы, а сколько - это уже зависит от того, куда вы поедете.
_________________________________________________________________
Часто мои друзья и знакомые, которые хотят переехать в Москву, спрашивают об особенностях жизни в российской столице. Понятное дело: жизнь в Москве динамичнее, увлекательнее и веселее чем в абсолютном большинстве других городов страны, а возможности и деньги, которые здесь есть, многим могут вскружить голову. Распространенная ошибка - считать, что московские зарплаты, которые, порой, превышают аналогичные региональные в разы, сделают вас богатым. Рядовому жителю условного Барнаула оклад в 100 тысяч рублей может показаться настоящим состоянием, на которое можно прокормить многодетную семью. В Барнауле, наверняка, так оно и есть. Но в Москве высокие зарплаты порождают все более и более дорогие цены, и 100 тысяч на семью - это значит отказывать себе во всем:
- 35 тысяч в месяц за более или менее нормальную съемную квартиру (молчу про ипотеку, народ платит от 50-60 в месяц)
- хотя бы 30 тысяч на еду (дошики с макдаком имеют свойство заставлять заводить куда больший бюджет на медицину)
- 5 тысяч на транспорт
- хотя бы 5 тысяч на одежду
- остается 25.
Билет в кино или музей меньше 500 рублей стоит редко, нужно искать такое. Концерты, фестивали - несколько тысяч за одного. А ведь еще сколько-то уйдет на аптеки, красоту и уход за собой, захочется купить что-то из электроники или для дома - а это не один десяток тысяч рублей.
Вот почему первое, что я говорю желающим перебраться: даже не думайте переезжать в столицу, если суммарный доход на двоих у вас получится менее 150 тысяч . Или готовьтесь к лишениям и жесткому дискомфорту. Оно вам надо?
В Москве вообще масса всего, на любой вкус и цвет. Но все стоит денег. Здесь живется комфортно, но только людям со средним достатком и выше. Москва - город, ненавидящий бедняков. Если у вас хороший доход, Москва - это Патрики с множеством кафе и ресторанов, это театры, мюзиклы, кино, крутой шопинг и крупные проекты, место, где управляют глобальными делами, наконец, просто паутина широких дорог, покатушки по ночному городу… Если доход ваш маленький - ничего из перечисленного вы не коснетесь. Аренда жилья будет съедать львиную долю дохода, а оставшееся уйдет на услуги и еду. Разнообразие вокруг одновременно будет воодушевлять и разочаровывать: ведь все это можно наблюдать, но ничего себе не позволишь… Ежедневные толчеи в метро или, не дай бог, в грязной электричке за пару месяцев озлобят. А дикий темп мегаполиса будет выжимать все соки, не давая ничего взамен, ведь любое удовольствие в Москве платное.
В этом плане куда лучше Петербург: перспектив, возможностей, работы хоть и ощутимо меньше, чем в Москве, но денег там для жизни нужно минимум. Город не так сильно выжимает силы, зато дает с лихвой взамен: Летний сад, набережный, Дворцовая, Невский и Петроградка, Царское Село и Петергоф, берег залива - прогулки по этим воодушевляюще красивым местам бесплатны, а приносят они массу сил, энергии, перезагружают тебя полностью. Развлечения дешевле, много всего бесплатного - даже небольшой суммы денег должно хватить). А когда надоест, чтобы развеяться, всегда можно вырваться в Европу: Эстонию или Финляндию, до которых рукой подать, а билеты можно найти порой всего за 250-500 рублей. Скоростной поезд «Аллегро» до столицы Финляндии, в пути всего три часа - 1800 рублей или что-то вроде того. В свое время мы жили в Петербурге на 30 тысяч на двоих, и нам ничего сверх не было нужно.
_____________________________________________________
Ну, давайте возьмем два варианта.
1. У вас есть жилье в Москве.
Обязательной тратой каждый месяц будет коммуналка. Это ~4000 руб.
Внутри варианта с жильем рассмотрим также две ситуации. В первой вы работаете.
Это значит, что на дорогу каждый день придется тратить 100 рублей. 5 рабочих дней в неделю в итоге дадут примерно ~2000 рублей на проезд в месяц.
На работе вам будет хотеться кушать. Можно брать еду из дома. Это и полезнее, и вкуснее. Можно заказывать бизнес-ланчи в ресторанчиках в обеденное время либо есть в столовой на работе, если такая имеется. Если нет желания готовить дома, то это обойдется вам еще в 250 рублей день на еду на работе. Умножаем на те же 20 рабочих дней в месяце и получаем ~5000 руб. на еду на работе.
Кроме работы, надо что-то есть дома. Полный рацион будет включать в себя мясо, крупы, сыр, молочную продукцию, овощи, фрукты, еще всякие сладости, чай, возможно, кофе.
На 1200 рублей можно закупаться на неделю не скоропортящимися продуктами. Моя корзина, например, такая: салат айсберг (100 рублей), помидоры черри (70 рублей), хлеб зерновой Fazer (60 рублей, конечно, можно покупать хлеб и дешевле, в «Билле» практически всегда есть свежеиспеченные багеты, чиабатты и т. д. за 20-40 рублей), килограмм яблок (120 рублей), 0,5 кг бананов (35 рублей), 0,5 кг сезонного фрукта (100-200 рублей), литр кефира (90 рублей, можно и дешевле), литр молока (80 рублей), 300 граммов сыра (200 рублей), какие-нибудь сладости (которые можно и не брать, 150 рублей), мясо/птица на 1 день (100-400 рублей, за 100 рублей можно купить куриный окорок, а за 400 небольшой мираторговский стейк или шницель), творог (120 рублей), яйца (100 рублей). Итого: ~4000 рублей в месяц.
Плюс к этим продуктам каждый день можно докупать какую-нибудь мелочь, может, захочется каких-нибудь снеков, грибов, мяса (если у вас не семья из 5 человек, то нет смысла покупать мясо килограммами, на одну трапезу достаточно 100-300 граммов). Это до 300 рублей в день.
Есть еще продукты, которые закупаются в долгосрочной перспективе, каждую неделю на них деньги тратить не будешь: оливковое/подсолнечное масло, крупы, чай. Месячный бюджет ни них можно усреднить до 600 рублей, а то и меньше.
Магазины, в которых покупать: «Билла», «ВкусВилл», «Пятерочка» (не все), «Магнолия». В магазинах надо обращать внимание на сроки годности. Особенно в дешевых. «Азбука вкуса» — не корпорация зла, некоторые продукты там имеет смысл покупать. Там вкусная выпечка, вкусные сыры. Есть импортные товары, которые не найдешь в обычном магазине. К списку также можно добавить «Алые паруса», но, насколько я знаю, их не так уж много по Москве.
Бытовая химия составит примерно ~1000 рублей в месяц.
Итого: ~17 000 рублей на все базовые потребности.
Можно приплюсовать сюда 10 000 на развлечения, рестораны и одежду. Но в эти категории можно вливать бесконечно, поэтому их я не расписываю.
Если вы фрилансите, выбрасываем еду на работе и транспорт. Получается ~10 000.
2. У вас нет жилья в Москве.
Если вы фрилансите, то можно снимать потрясающую студию с террасой за МКАД за 20 000 рублей (немножко утрирую). Можно просто хорошую однушку с современным ремонтом и всеми удобствами за 15 000 рублей. Можно и хорошую двушку найти за 20 000 рублей.
Сюда приплюсовываем 10 000 рублей из предыдущего пункта. Получается ~30 000 рублей.
Если вы работаете, то внутри кольца лучше выбирать квартиру рядом с местом работы, если такая возможность имеется. В среднем однушка стоит 30 000 рублей в месяц.
Добавляем сюда 17 000 из предыдущего пункта, если квартира рядом с работой, то минус 2000 рублей.
Итого: ~45-47 тыс. руб.
_________________________________________________________________________
Один раз я составила таблицу, в которой расписала все свои обязательные траты, таким образом вывела минимальную сумму, на которую можно жить в Москве. В этот список вошли такие траты, которые невозможно отменить, а именно: еда, проезд, оплата коммуналки (в складчину), оплата Интернета, мобильного и ТВ, корм, пелёнки и косточки для собаки, косметика, оплата кредита (1500 руб./месяц) и минимальные свободные расходы (4000 руб./месяц). У меня вышло что-то около 25000 рублей. Это при том, что живу я, хоть и в своей квартире, но за МКАДом и в месяц трачу лишние 4000 рублей на проезд (маршрутка в одну сторону 70 рублей). Не знаю как люди умудряются тратить на еду в месяц по 20 000 рублей на одного. У меня выходит максимум десятка, а я вовсе не из тех, кто может позавтракать йогуртом или салатиком.
__________________________________________________________________________
Второй год живу, второй год — 36-40 к. (к. = 1000 руб. — прим. ред .) в месяц вместе с жильем. Жилье — снимаю комнату в трех станциях от кольца, 16 к. в месяц. Еда — тысяч 10, с бизнес-ланчами по 350-400 руб. и нормальными продуктами, периодические креветки и икра по настроению. 2 к. в месяц — алкоголь, 2 к. — проезд, 1 к. — за телефон и Интернет. Тысяч 5-8 на развлечения. Прибавьте сюда, ну, пару тысяч в месяц в среднем на обувь и одежду.
Не знаю, куда господа свыше тратят по 70-80 тыс., каждый выходной в барах по 10к проматывают? Бутерброды из икры и крабов каждый день? Да желания такого не возникает особо.
У коллег и знакомых так же примерно. Пол-Москвы работает на 40 к. в месяц, если что.
Поводы для этого серьезные: с одной стороны, не утихают страсти вокруг обсуждения нового закона об образовании, с другой - введение в школу новых государственных стандартов общего образования. Оба документа, в конечном счете, призваны определить, каким должен стать современный выпускник школы.
Законодателям и разработчикам новых документов видится, что на выходе из школы ребенок должен быть способным решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта. С этой точки зрения, если рассматривать учащихся как строителей собственной жизни, задача школы не сводится к их обеспечению строительным материалом в виде знаний. Задача школы - научить «строить дом».
Другое дело, что в таком «щепетильном» вопросе необходимо учитывать мнение родительской и педагогической общественности. Предполагается, что первые лучше представляют, каким должен быть их ребенок по окончанию школы, а вторые - как добиться желаемого для родителей результата. И родители, и педагоги должны сформировать свой социальный заказ к школе. И вот что на это говорит статистика, полученная в результате исследования Центра социологических исследований и социального проектирования (г. Пермь).
Для ответа на вопрос о том, каким именно критериям должен соответствовать современный выпускник школы, участникам социологического исследования был предложен спектр из 16 ключевых компетенций, востребованных сегодня как самой школой, так и окружающим ее социумом. На диаграмме ниже представлены наиболее
популярные ответы, полученные в результате опроса.
Анализ социального заказа родителей, предъявляемого к современному выпускнику школы, подтверждает, что этот заказ является предельно нечетким, поверхностным и противоречивым. С одной стороны, современная школа, по замыслу, призвана готовить человека, успешного в своей деловой карьере и в жизни в целом, т.е. конкурентоспособного в современном мире выпускника школы. С другой стороны - такие вроде бы важные в деловом мире характеристики, как индивидуальная и социальная ответственность, критическое мышление, конкурентоспособность практически не звучат в анкетах родителей, характеризующих идеальную модель выпускника школы.
Несколько иначе видят портрет современного выпускника представители педагогической общественности, но и тут все достаточно неоднозначно. В первую очередь необходимо отметить, что педагоги, принимавшие участие в анкетировании, солидарны с родителями в критерии «конкурентоспособность в современном мире» - т.е. они также не выделяют его в качестве основного. В тоже время для педагогов свойственно все-таки говорить о таких компетенциях выпускника, как ответственность, критическое мышление и т.д.
Примечательно, что педагоги к современному выпускнику предъявляют требования по знаниям и умениям, необходимым в повседневной жизни, тогда как еще совсем недавно главной отличительной чертой нашего образования было наличие хорошего багажа академических знаний. Это связано с тем, что постепенно педагогическая общественность приходит к пониманию того, что не надо ребенка перегружать теми знаниями, которые ему могут не понадобиться в повседневной жизни. Но вот парадокс, - компетенций, с помощью которых выпускник смог бы получить необходимые ему в дальнейшем знания и умения, педагогическая общественность в своих ответах не указывает, ссылаясь только на компетенции коммуникативного характера.
Таким образом, для родительской и педагогической общественности при формировании социального заказа характерны следующие требования к выпускнику современной школы: набор достаточных знаний и умений; умение находить выход из любой ситуации; умение формулировать цели и выстраивать пути для их достижения. При этом вопреки расхожему мнению, что школа должна выпустить конкурентоспособного человека, социальный заказ родителей и педагогов ориентирован на это в меньшей степени.
Учительская профессия – это
человековедение,
постоянное никогда не прекращающееся
проникновение в сложный духовный мир человека.
Замечательная черта – постоянно открывать
в человеке новое, изумляться новому,
Видеть человека в процессе его становления –
один из тех корней, которые питают
призвание к педагогическому труду.
В.А. Сухомлинский
Исходя из социального заказа, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9» Вилючинского городского округа сложилась определенная модель выпускника – как теоретический образ, служащий основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов. Кроме того, модель выпускника предполагает формулирование основных положений, соответствие которым определяет достижение качественного образования (ответственность, инициативность, адаптивность к меняющимся условиям, сформированность ценностных ориентаций и др.).
Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. Т.е., выпускник нашей школы – это личность, готовая к социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социально-экономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.
Выпускник школы – это человек образованный, самостоятельно добывающий знания, готовыйкпринятиюнравственно оправданных решений.
- Осознающий разнообразие жизненных ценностей (свобода, сотрудничество, уважение другой личности), собственную самоценность.
- Умеющий осуществлять выбор; жить и работать в разновозрастном коллективе.
- Способный планировать свою жизнь в соответствии с целями, принимать решения.
- Имеющий жизненный опыт деятельности в группе: под руководством, самостоятельно, в паре, с книгой, с документами, с приборами, компьютером.
Ведущую роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, защите интересов дает именно классный руководитель. Классный руководитель– это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека (Приложение 1 )
– духовным посредником между обществом и
ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
– защитником от моральной деградации,
нравственной гибели;
– организатором отношений сотрудничества в
разнообразных видах совместной деятельности
классного коллектива;
– организатором условий для самовыражения и
развития каждого ребенка, осуществляющим
(совместно с психологом, социальными педагогами)
коррекцию процесса его социализации;
– помощником, консультантом в организации
повседневной жизни и деятельности, в осмыслении
социально-экономической, политической жизни
общества, в профессиональной ориентации;
– координатором усилий педагогов, семьи, социума
– словом, всех воспитательных институтов
общества влияющих на становление и развитие
воспитанников;
– создателем благоприятной микросреды и
морально-психологического климата в детском и
подростковом коллективе, объединении, группе.
Основные характерологические ориентиры личности выпускника (Приложение 1 )
Свободная личность . Личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная нести ответственность перед собой и обществом.
Гуманная личность – проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Готовая оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.
Духовная личность – имеет потребность к познанию и самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.
Творческая личность – обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.
Практичная личность – знает основы компьютерной грамотности, профессиональной подготовки, имеет эстетический вкус, хорошие манеры, знает и уважает Конституцию и законы страны. Стремится к физическому совершенству, является сторонником здорового образа жизни.
МОУ СОШ № 9 – школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Исходя из неоднородности контингента, школа делает акцент на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основное направление образования в школе – адаптация учащихся к жизни в современном обществе на основе общего образования в рамках государственного стандарта.
Модель выпускника МОУ СОШ № 9 (Приложение 1 )
Владеющая общей культурой, нравственными ориентациями на социальные значимые ценности. Выпускник школы – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремлённый человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Толерантность», «Семья».
Готовая к жизни в 4-х сферах: экономической; экологической; нравственно-правовой; научной. Выпускник школы готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности. Он стремится продолжить своё образование или включиться в трудовую деятельность.
Готовая к самореализации в предметно-практической и коммуникативной деятельности. Выпускник активен, обладает организаторскими способностями. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать своё поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.
Владеющая культурой человеческих отношений, их проявлением и самоанализом. Выпускник стремится строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал. Он законопослушен, обладает основами правового образования.
Имеющая широкий кругозор, обладающая культурой мысли, чувств, речи. Выпускник отличается широкой образованностью, выступающей в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой в жизни.
В нашей школе обучение осуществляется на трех ступенях: начальная школа (1–4 класс), основная школа (5–9 класс) и средняя школа (10–11 класс).
Одним из направлений модернизации российского образования видится профильное обучение на III ступени школы. Гибкая система профильного обучения предоставляет возможность продолжения образования в профильном классе или классе универсального профиля. Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Портрет выпускника МОУ СОШ №9 на трех ступенях образования (Приложение 1 ).
Модель выпускника не рассматривается как самоцель. Она не ставит жестких рамок для ученика и для учителя, предполагая творческий, индивидуальный подход к воплощению принципов развивающего обучения и личностно-ориентированной педагогики.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).
Классный час по профориентации. Формирует готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Тема: "Современный выпускник. Кто он?"
Важно ни кем стать, а каким стать!
Что хочет современный выпускник? Какой он в работе? Каков он? Какой он в общении с другими? Цели:
Справка. Потребности- нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, общества в целом.
"Потребности и интересы".
Потребность в самообразовании. Потребность в профессиональном самоопределении. Потребность в трудовой деятельности. Потребность в развлечениях. Потребность в общении. Потребность в свободе. Потребность в самостоятельном выборе. Естественные потребности. Потребности: Потребность в сопереживании, соучастии и сострадании. Потребность быть Человеком.
"Организационно- деятельностные качества"
Трудолюбие. Предприимчивость. Оперативность. Расчётливость. Дисциплинированность. Ответственность. Способность к деловому риску. Коммуникабельность. Организованность.
"Эмоционально- физические и волевые качества".
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКИЕ. Энергичность. Спортивность. Оптимизм. Способность к физическому совершенствованию. Развитая эмоциональная сфера. ВОЛЕВЫЕ Целеустремлённость. Собранность. Упорство. Требовательность к себе. Самокритичность.
"Социальные качества".
1.Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности. 2.В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью. 3.Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие. 4.Чтобы поверить в добро, надо начать делать его. 5.Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот, кто внимателен к порицаниям. 6.Распродажа друзей- не признак банкротства, а признак карьеры. 7.Искренность состоит не в том, чтобы говорить всё, что думаешь 8.Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. 9.Любовь к себе- это начало романа, который длится всю жизнь. 10.Подающий нищему не обеднеет. 11.Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси, что ты можешь сделать для своей Родины. 12.Добро должно быть с кулаками. 13.Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. 14.Мы слишком сильно любим своих детей и слишком мало- своих родителей. 15.Национальную традицию нельзя унаследовать- её надо завоевать 16.Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого народа. (гуманность) (честность) (отзывчивость) (доброта) (скромность) (предательство) (искренность) (справедливость) (самовлюблённость) (милосердие) (гражданская позиция) (злость) (патриотизм) (уважение к старшим) (национальные традиции) (любовь к семье)
Ответ Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 А 10 5 5 3 5 10 10 10 3 3 5 5 5 10 5 10 5 10 3 3 Б 5 10 10 10 10 3 3 3 5 10 3 10 10 5 10 3 10 3 5 10 В 3 3 3 5 3 5 5 5 10 5 10 3 3 3 3 5 3 5 10 5
140-200 очков. У тебя есть возможность добиться успеха в жизни. В твоём характере существует хорошее равновесие между инстинктом и разумом, между личной и общественной жизнью, между действием и размышлением. 70-139 очков. Ты в принципе обладаешь качествами, необходимыми для того, чтобы утвердиться в обществе. Но всё же тебе надо постоянно контролировать себя и не допускать, чтобы тлеющие в твоём подсознании конфликтные ситуации вырывались на поверхность и влияли на твои действия. 60-69 очков. Тебе необходима большая вера в себя и большая открытость перед окружающими. Только так ты можешь добиться полной реализации своих способностей. Результаты:
1."Потребности и интересы". 2."Организационно- деятельностные качества". 3."Эмоционально- физические и волевые качества". 4."Социальные качества".
Спасибо за участие.
Счастливого пути!
Предварительный просмотр:
Цель: Формировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
Задачи:
1.Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
2. Воспитывать уважение к рабочему человеку.
Подготовительная работа.
1.Учащиеся пишут сочинение «Профессия моих родителей».
2.Родители и учащиеся заполняют анкеты о выборе профессии.
3.Учащиеся готовят сообщения о профессиях: швея, газоэлектросварщик, официант, слесарь.
Важно ни кем стать,
а каким стать.
Ход мероприятия.
1.Орг. момент.
Дорогой невзначай мы встретились с тобой;
Остановилися, окликнули друг друга,
Как странники в ночи, когда бушует вьюга,
Когда весь мир объят и холодом, и тьмой,
Один пред нами путь лежал в степи
Безбрежной, и вместе мы пошли…
На экране появляются изображения выпускников разных лет.
(см. слайд 1).
1.А.С.Пушкин в лицее.
2.Комсомольцы.
3.Выпускники 2012 года.
Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
Тема сегодняшнего разговора:
«Современный выпускник. Кто он?»
(на экране тема, см. слайд 2).
Иными словами, нам предстоит сегодня с вами создать модель личности современного выпускника. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
Что хочет современный выпускник?
Какой он в работе?
Каков он?
Какой он в общении с другими?
(см. слайд 4).
Давайте выясним, какие потребности и интересы у современного выпускника, и тем самым ответим на первый поставленный вопрос:
«Что хочет современный выпускник?»
(см. слайд 5,6) «Потребности и интересы ». 1.
Нам в этой жизни роли не отводят-
Мы сами начинаем в них играть,
А после удивляемся, что вскоре
Нас игроками начинают называть.
Мы разделились условно на 2 группы. Участники каждой группы будут играть свою роль. 1 группа- роль ученика, 2- роль родителя.
Вам необходимо в соответствии с заданной ролью подумать и назвать потребности и интересы современного выпускника, обосновав свой выбор. Вы можете начать свой ответ с тех фраз, которые находятся на ваших столах.
Для ученика:
- Как будущий выпускник школы, я думаю…
- С точки зрения моего, ещё не богатого жизненного опыта, я считаю, что…
- Я старшеклассник и полагаю, что…
Для родителя:
- Как родитель будущего выпускника, я считаю, что…
- Общаясь, каждый день со своим ребёнком, я предполагаю, что…
- Мы со своим ребёнком друзья, и поэтому я уверен(а), что…
Потребности:
- потребность в самообразовании;
- потребность в профессиональном самоопределении;
- потребность в трудовой деятельности;
- потребность в развлечениях;
- потребность в общении;
- потребность в свободе;
- потребность в самостоятельном выборе;
- естественные потребности.
(дети работают в группах).
(см. слайд 7)
Вы высказали разные мнения, но мы создаём универсальную модель. Как вы думаете, к чьему мнению - родителей или учеников надо прислушаться в первую очередь? (ответы детей).
Очень часто мнения родителей и детей не совпадают. И это является причиной извечного конфликта «отцов и детей».
Для того чтобы избежать этого конфликта, нужно быть чутким и внимательным к позиции взрослых и не бояться высказывать своё мнение.
А теперь я предлагаю вам прослушать отрывок из обращения директора одной зарубежной школы и учителем, принимаемым им на работу:
«Мои глаза видели то, что не должен видеть ни один человек: газовые камеры, построенные квалифицированными инженерами;
Детей, отравленных высококвалифицированными врачами; женщин, сожженных выпускниками высшей школы. Поэтому я не доверяю образованию. Я прошу вас: помогите вашим ученикам стать человечнее. Ваши усилия не должны привести к появлению обученных монстров, тренированных психопатов. Чтение, письмо и арифметика важны, только если они служат человечности».
Я уверена в том, что каждый человек должен испытывать потребность в сопереживании, соучастии и сострадании.
9.Потребность в сопереживании, соучастии и сострадании.
10.Потребность быть Человеком.
В своё время китайские мудрецы долго думали над вопросом «Как сделать человека человечнее?» и предлагали думать, созерцать, а главное играть.
Предлагаю вам головоломку. (Со спичками).
Итак, у нас появилась команда – победитель. Как вы думаете, какие качества личности помогли вам одержать победу в этом испытании? У вас на столах находится набор таких качеств, выберите из них три качества, которые в наибольшей мере вам помогли победить, и в недостаточной мере проявились у соперников.
(см. слайд 8,9)
« Организационно- деятельностные качества ».
- Трудолюбие.
- Предприимчивость.
- Оперативность.
- Расчетливость.
- Дисциплинированность.
- Ответственность.
- Способность к деловому риску.
- Коммуникабельность.
- Организованность.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы как истории планет.
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
У каждого свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
Что знаем мы про братьев, про друзей,
Что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
Мы, зная всё, не знаем ничего.
На протяжении 3 четверти ребята заполняли анкеты о выборе профессии. Писали сочинения о профессиях родителей. Как приятно было читать тёплые строки о маме, её работе. Что вы знаете о рабочем месте своих родителей. (примеры из сочинений.)
Как удивителен мир профессий. А что вы о них знаете? Существует много рабочих специальностей, без которых наша жизнь была бы невозможной. Давайте послушаем о некоторых из них (сообщения учащихся).
(сопровождается презентацией см. слайд 10-18).
Профессий нужных много, выбор остаётся за вами.
На мой взгляд, каждый человек должен не только изучать себя, но и стараться развивать то, что дано ему природой. Предлагаю вам ряд несложных упражнений, которые помогут вам развивать физическую, волевую и интеллектуальную составляющие.
Повторяйте за Фаридой под энергичную и весёлую музыку.
(Физминутка).
(звучит энергичная музыка см. слайд 19).
«Эмоционально- физические и волевые качества». (см. слайд 20).
Психологи утверждают, что эти упражнения повышают работоспособность и улучшают настроение.
Я надеюсь, что у нас это получилось.
Говоря об уникальности личности, мы не можем не говорить о неразрывной связи человека и общества, в котором протекает его жизнь. Каким должен быть человек, чтобы оставаться свободным и не препятствовать свободе другого?
(см. слайд 21).
«Социальные качества». (см. слайд 22- 23).
Из предложенных высказываний известных людей выберите то, которое в наибольшей степени, по вашему мнению, характеризует существование человека в обществе. Если ни одно из высказываний вам не близко, то вы можете высказать своё мнение.
(дети работают с цитатами).
(звучит музыка).
Высказывания известных людей.
1.Люби человечество сколько тебе угодно, но не требуй взаимности.
Дон-Аминадо.
2.В наше время, когда о человеке говорят, что он умеет жить, обычно подразумевают, что он не отличается особой честностью.
Джордж Галифакс.
3.Лучше самая малая помощь, чем самое большое сочувствие.
Владислав Лоранц
4.Чтобы поверить в добро надо начать делать его.
Лев Толстой.
5.Скромен не тот, кто равнодушен к похвалам, а тот кто внимателен к порицаниям.
Жан Поль.
6.Распродажа друзей - не признак банкротства, а признак карьеры.
Леопольд Новак
7.Искренность состоит не в том, чтобы говорить всё, что думаешь, а в том, чтобы думать именно то, что говоришь.
Ипполит де Лиери
8.Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
Евангелие от Луки.
9.Любовь к себе – это начало романа, который длиться всю жизнь.
Оскар Уайльд.
10.Подающий нищему не обеднеет.
Царь Соломон.
11.Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя,- спроси, что ты можешь сделать для своей Родины.
Джон Кеннеди.
12.Добро должно быть с кулаками.
Станислав Куняев
13.Патриотизм: убеждение. Что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.
Джордж Бернард Шоу.
14.Мы слишком любим своих детей и слишком мало- своих родителей.
Альфред Конар.
15.Национальную трагедию нельзя унаследовать- её надо завоевать.
Томас Стернз Элиот.
16.Семья- это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер.
Я хочу, чтобы вы поделились своими соображениями о выбранных цитатах.
Почему вы не выбрали цитаты под №6, 9, 12? Объясните.
Для того, чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость, которую, как и ум, «на базаре не купишь», её ничем не заменишь. Её необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.
(заполнение теста).
(звучит музыка см. слайд 24).
Тест «Можешь ли ты добиться успеха?»
1.Что бы ты предпочёл…
а) быть капитаном судна;
б) стать космонавтом;
в) быть музыкантом?
2.Если ты видишь человека в опасности…
а) бросаюсь спасать его даже с риском для жизни;
б) лихорадочно обдумываю все возможности его спасения;
в) вызову кого-либо на помощь.
3.Какую игру ты предпочитаешь…
а) в карты;
б) в бильярд;
в) разгадывание кроссвордов.
4.Когда звонит телефон, ты сразу думаешь…
а) ищут из школы;
б) вспомнил приятель;
в) случилось какое-то несчастье.
5.Если идёшь на вечер в школу или дискотеку…
а) отправляюсь в своём обычном костюме;
б) одеваюсь особенно тщательно;
в) в зависимости оттого, что будет на нём, выбираю одежду.
6. Если пожилой человек рассказывает о своей жизни…
а) требую в рассказе подробностей;
б) скучаю;
в) прерываю его или ухожу.
7. Если находишься в компании…
а) от души развлекаюсь;
б) скучаю;
в) думаю о своём.
8.Если надо уехать…
а) предупреждаю близких - куда и зачем;
б) не говорю ничего;
в) говорю, что только надо отлучиться на время.
9. Если попадаешь в трудное положение…
а) советуюсь с друзьями;
б) делюсь проблемами с родными;
в) никому ничего не рассказываю.
10.Если надо купить картину, предпочитаешь…
а) в стиле абстракционизма;
б) в стиле импрессионизма;
в) в стиле реализма.
11. Заметив, что на твоём столе отсутствует какая-либо вещь…
а) начинаю искать её;
б) думаю, что кто-то украл;
в) сразу забываю об этом.
12.Ты оказался в чужом городе и есть немного свободного времени…
а) отправляюсь в музей;
б) изучаю карту города и выбираю, что можно посмотреть;
в) отдыхаю.
13.В споре…
а) упорствую в утверждении своей точки зрения;
б) ищу компромиссное решение;
в) уступаю перед упорством других.
14.Перед старой семейной фотографией…
а) испытываю волнение;
б) она кажется смешной;
в) ощущаю неприятное чувство.
15. Обнаружив перед важным заседанием, что забыты важные документы…
а) возвращаюсь быстро к себе, чтобы взять их;
б) положусь на свою память и способность к импровизации;
в) откажусь от участия в совещании.
16.Просыпаясь утром, обычно чувствуешь…
а) бодрость;
б) зависть к тем, кто ещё спит;
в) готов работать без особых усилий над собой.
17. В свободное время…
а) занимаюсь спортом;
б) встречаюсь с друзьями;
в) читаю.
18.В случае экономического кризиса…
а) обдумываю, какие из этого можно извлечь выгоды;
б) встревожен последствиями;
в) отказываюсь от своих планов и жду развития событий.
19. Ты предпочитаешь…
а) находиться в одиночестве;
б) проводить время с семьёй;
в) проводить время в компании друзей и знакомых.
20.Во время снежной бури только твой автомобиль остался на ходу, и ты…
а) продолжаю путь, не обращая внимания на неудачников;
б) подсаживаю в машину столько людей, сколько можно;
в) подсаживаю в машину людей только своего социального круга.
Подсчитайте очки по данной таблице. (см. на слайд 25).
Результаты заполнения теста на экране.(зачитать см. слайд 26).
Итак, какую работу мы с вами сегодня выполняли?
(ответы детей).
Мы сегодня с вами создали модель современного выпускника, и какие качества его характеризуют. Это…(см. слайд 27).
Как вы думаете, является ли эта модель завершённой или её можно дополнять и совершенствовать?
Действительно, мы собственными силами создали модель, которая, с одной стороны, характеризует современного выпускника, а с другой стороны, каждому позволяет развивать те качества, которые станут ему нужны. Проделав эту работу, вы определите новые горизонты развития.
Выбор за вами.
«Модель выпускника» начальной школы - это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Общие требования к выпускнику начальной школы.
Модель ученика.
Тула
2016 год
«Модель выпускника» начальной школы - это предполагаемый результат реализации образовательной программы ФГОС, общий ответ на вопрос о том, какой «продукт» должен получиться в результате деятельности педагогического коллектива на каждой из ступеней образования. «Модель выпускника» является ориентиром для построения образовательного процесса, согласования деятельности различных ее звеньев и структур, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов.
Нормативно-правовой базой создания модели выпускника школы являются : Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образованиив Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10 2009 г. № 373,
образовательная программа ОУ.
Таким образом, модель выступает как норматив. Выстраивая образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Формирование личности не является следствием лишь школьного воспитания, оно зависит от генетических предпосылок и воздействия дошкольного времени, влияния средств массовой информации, а, главное, воспитания в семье. Поэтому воспитание, образование и развитие возможно только совместными усилиями школы и семьи.
Современному обществу нужен человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению новой информации, способный принимать верные решения, поэтому развитие ребенка с помощью школы строится через самореализацию, самообразование, самоопределение и саморазвитие.
Роль педагогов нашего Центра в формировании личности ребенка можно определить следующими словами: педагогическая помощь, поддержка и продвижение.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако в Стандарте определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое.
В ФГОС НОО определен портрет выпускника.
Когда мы выстраиваем свою работу по созданию модели выпускника , то прежде всего сравнили портрет выпускника начальной школы и портрет выпускника основной школы. И в ходе сравнения определили, что…
Определен «портрет» выпускника начальной школы :
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет выпускника начальной и основной школы по ФГОС |
|||||
|
|||||
Главная цель начального образованияв нашем Центре – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.
Каким должен быть выпускник начальной школы, какие качества необходимо у него сформировать, чтобы сохранить его стремление учиться, развить потребность самостоятельно учиться и творчески решать различные познавательные задачи, обеспечить условия для успешного обучения в основной школе? Какова «модель» выпускника начальной школы?
Выпускник начальной школы должен:
1. Освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования (то есть овладеть общеучебными умениями и навыками).
2. Овладеть простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.
3. Освоить способы деятельности (познавательную, речевую, алгоритм работы с информацией, порядок организации деятельности: установление последовательности действий, выполнение инструкций, определение способов контроля, определение причин возникающих трудностей, нахождение и самостоятельное исправление ошибок и др.).
4. Овладеть основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления.
5. Сформировать потребность самостоятельно учиться, желания учиться, понимания взаимосвязи явлении внешнего мира.
6. Овладеть основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Родители, отдавая своего ребёнка в начальную школу, ориентируются не только статус школы, систему обучения, но и на личностные качества педагога. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок учился в современных, комфортных условиях, а учитель был не только профессионалом, но и интересной творческой личностью. В их понимании результат обучения - это база знаний, которая позволит ребёнку успешно учиться на последующих ступенях обучения, а также сохраненное здоровье.
Выпускник начальной школы, кроме усвоения основной программы, должен быть положительно мотивирован на дальнейшее обучение.
Учителя начальных классов нашего Центра формируют у обучающихся умение учиться и способность к организации своей деятельности, самостоятельному поиску и усвоению информации, умения проявлять творческий подход при решении поставленных задач.
Обязательно должно быть сотрудничество между учителями начальной школы и среднего звена.
Выпускник начальной школы должен быть готов к обучению в среднем звене. А готов к этому он будет, если будет здоров. С современными образовательными технологиями это возможно. Он должен уметь самостоятельно добывать знания, быть воспитанным, коммуникативным, творческим и с желанием идти в школу.
Учителя начальных классов учат детей не только писать, читать и считать, но и прививают им потребности к самостоятельному добыванию знаний. Наши педагоги способствуют формированию у учащихся потребности развития своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных, физических возможностей.
Мы осознаём, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ, и помогаем ему в его развитии.
- Какими же ключевыми компетенциями должны обладать выпускники
начальной школы?
Обладать компетентностью - значит иметь определенные знания, быть осведомлённым в чём-либо, в какой-либо сфере.
В начальной школе мы выделяем компетенции:
1. Учебно- познавательные. (Ученик добывает знания непосредственно из окружающей действительности, владеет приёмами решения учебно-познавательных проблем, действий в разных (нестандартных) ситуациях. Например,4класс. Окружающий мир. Тема «Природная зона-тундра». Обобщающий урок.
Весь класс превращается в научную станцию. Идёт самостоятельная исследовательская работа уч-ся. Дети делятся на группы: ученые-географы, ботаники, экологи,зоологи. Перед каждой группой стоит определенная задача, которая изложена в карточках «помогайках». Защищают свои мини-исследования в конце урока, используя рисунки, фотографии, рефераты. В процессе таких заданий мы развиваем познавательный интерес, учим выбирать из общего материала главное и приводить в систему.
2. Ценностно - смысловые компетенции. (Связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.)
Например, по плану воспитательной работы в 4 классе проводилось открытое школьное мероприятие « Я и мои права» Ребёнок должен знать права и свои обязанности, быть уверенным в себе, иметь собственное достоинство.
3. Коммуникативные компетенции. (Навыки владения работы в группе, коллективе с различными социальными ролями.Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, заявление заполнить анкету, задать вопрос, вести дискуссию)
Например, на уроке математики в 4 классе работают консультанты. Они проверяют сделанную работу на своём ряду, исправляют ошибки. Такой вид деятельности развивает у детей взаимопомощь, взаимопроверку, навыки работы в группах.
4. Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.
Урок трудового обучения.Тема: «Изготовление модели ракеты». Учащиеся работают в парах, получая инструкционную карту последовательности изготовления ракеты. Дети поэтапно выполняют работу.
Дизайн ракеты придумывают сами. В процессе таких заданий обогащается трудовой опыт детей; развиваются навыки и умения конструирования.
5. Информационные компетенции
Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, компьютер, принтер) и информационными технологиями...(аудио- и видеозапись, Интернет..)
Метод проектов по своей дидактической сути нацелен на формирование способностей, обладая которыми выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменениям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Проектная деятельность в школе является эффективным инструментом формирования самых различных видов компетенций, а также полной совокупности компетенций – функциональной грамотности.
Работа над проектами многое даёт учащимся. Это и активная мыслительная деятельность, и развитие познавательной и социальной активности, и заинтересованность в обучении, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их. Кроме того, школьники учатся работать над проблемой, обретать навыки сбора и обработки информации, умения и навыки исследовательской деятельности, учатся применять знания. Проектная деятельность дает ученикам и возможность сотрудничать с учителем, обсуждать и предлагать свою точку зрения.
Проекты запланированы в течение всего года практически по всем предметам школьной программы. Дети с удовольствием выполняют эти работы. Им нравится открывать для себя и своих одноклассников что-то новое, быть исследователями неизвестного для них материала.
6. Здоровьесберегающие компетенции.
Знание и соблюдение норм здорового образа жизни; знание и соблюдение личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
К четвертому классу у большинства детей уже складывается
индивидуальный стиль учебной работы, намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше. Это зависит от особенностей детей, их работоспособности, специфики познавательного развития, переработки информации, неодинакового интереса к различным учебным предметам и т.д.
Несмотря на некоторые индивидуальные особенности выпускника начальной школы, к концу его обучения в начальном звене, должны быть сформированы следующие основные компоненты его ведущей деятельности – учебной:
Достаточно высокий уровень овладения учебными навыками и действиями;
Умение действовать по алгоритму, применять приобретенные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, логически мыслить, использовать операции анализа и синтеза, строить умозаключения и делать выводы, воспринимать и удерживать в памяти необходимую информацию (особенно данные умения развивались в ходе учебного курса «Информатика» во 2-3 классах);
Развитие познавательной сферы должно соответствовать уровню, актуальному возрастным нормам;
Обладать достаточно развитым мышлением и нормальным уровнем интеллектуального развития;
Нормальный или высокий уровень учебной мотивации, сформированные учебно-познавательные мотивы;
Наличие сформированного контроля и самоконтроля;
Наличие положительной самооценки;
Хорошо развитую и в соответствии с возрастом стабильную эмоциональную сферу.
Особое место в психологическом портрете нашего выпускника занимает формирование его коммуникативной компетентности, так как при переходе в среднее звено ведущей деятельностью становится общение. Формировать эту компетентность помогает курс «Юный филолог», который ведётся в начальной школе, начиная со второго класса.
Важнейшей линией в портрете выпускника являются и социально значимые качества, прежде всего присущие гражданину: уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой. Т.е. уже на этапе младшего школьного возраста мы стремимся заложить первые “кирпичики” высших чувств – патриотизма, гуманизма, трудолюбия. Помогает в этом учебный курс ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур», который преподается в четвёртом классе, кружки по внеурочной деятельности «Люби и знай свой край», «Туристы-краеведы».
Именно в начальной школе проявляются первые способности, склонности, интересы, резервные возможности ребенка, поэтому очень важно именно на этом этапе создать для каждого ребенка ситуацию успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой, необходима положительная эмоциональная оценка любого достижения ученика. Методическое Объединение учителей начальных классов в течение всех четырёх лет обучения привлекает учащихся к участию в различных конкурсах, выставках, олимпиадах разного уровня. География этих конкурсов очень широка и разнообразна. Среди выпускников нашего Центра нет ни одного ученика, который не принял бы участие хотя бы в одном из предложенных конкурсов. Как свидетельство этого – портфолио учащихся, копилка их достижений и успехов.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе. Выпускники начальной школы посещают кружки, музыкальные и художественные школы, спортивные секции. В этом направлении учителями начальных классов проводится большая работа по пропаганде внеурочной деятельности среди учеников и их родителей через посещение творческих детских центров, приглашение специалистов в школу и т.д. Многие дети добиваются в этой деятельности хороших результатов.
В нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ как образовательного учреждения и состоит из следующих направлений:
- нравственный потенциал;
- познавательный потенциал;
- коммуникативный потенциал;
- эстетический потенциал;
- физиологический потенциал.
Нравственный потенциал
Познавательный потенциал
Коммуникативный потенциал
Умеющий высказывать свое мнение.
Эстетический потенциал
Физиологический потенциал
Как соотносятся качества личности, заложенные в портрете выпускника с универсальными учебными действиями?
В портрете выпускника начальной школы представлены результаты:
- Личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно – этическая ориентация).
- Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с личностными УУД.
Личностные УУД | |
Самоопределение (внутренняя позиция, «Я – концепция», гражданская идентичность, самоуважение и самооценка) | Любящий свой край и свою страну |
Смыслообразование (мотивация (учебная, социальная), отношение: к себе, школе, социуму, границы собственного знания и «незнания») | Любознательный, интересующийся, активно познающий мир. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих |
Нравственно – этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков) | Уважающий и принимающий ценности семьи и общества |
Когда мы распределим и соотнесем качество личности, прописанное в портрете выпускника начальной школы с личностными действиями, станет понятно, где, как и при каких условиях мы можем помочь ребенку сформировать эти качества.
Соотношение качеств личности в портрете выпускника начальной школы с метапредметными УУД.
Метапредметные УУД | Качества личности в портрете выпускника начальной школы |
Регулятивный компонент | Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Владеющий основами умения учиться. |
Познавательный компонент (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность). | Владеющий основами умения учиться. Умеющий высказывать свое мнение. |
Коммуникативный компонент (навыки сотрудничества, речевая деятельность). | Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера. Умеющий высказывать свое мнение. |
Результаты обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО предполагают усвоение еще и предметных действий:
- Предметные (опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира).
Модель выпускника начальной школы МБОУ ЦО № 35 в нашем случае отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, специфику ОЦ как образовательного учрежденияи состоит из следующих направлений:
- нравственный потенциал;
- познавательный потенциал;
- коммуникативный потенциал;
- эстетический потенциал;
- физиологический потенциал.
Нравственный потенциал
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
Познавательный потенциал
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Владеющий основами умения учиться.
Умеющий высказывать свое мнение.
Коммуникативный потенциал
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.
Умеющий высказывать свое мнение.
Эстетический потенциал
Способный к эстетическому восприятию предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, имеющий личностное (собственное, индивидуальное) эмоционально окрашенное отношение к произведениям искусства.
Физиологический потенциал
Выполняющийправила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Формирование модели выпускника начальной школы требует от учителя повышения профессионализма в следующих направлениях:
- Проектирование учебного процесса
- Организация работы обучающихся
- Оценочная деятельность
- ИКТ – компетентность.
Базовыми технологиями образовательного процесса должны стать:
- Информационные технологии
- Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
- Технология, основанная на реализации проектной деятельности
- Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
На развитие личностных качеств направлена внеурочная деятельность школы. Она предполагают работу с обучающимися. От 3 до 5 часов в неделю мы проводим следующие занятия: «Школа Волшебников», «Голубая планета», «Модульное оригами» ,бисероплетение, и др.
Мы будем очень рады, если выпускники нашей школы научатся понимать и применять в жизни такие понятиями:
- «Живу в России, и мне это нравится»;
- «расту нормальным хорошим человеком»;
- «хочу учиться»;
- «учусь успеху»;
- «контролирую ситуацию»;
- «учусь оценивать»;
- «думаю, говорю, делаю сам»;
- «всегда на связи»;
- «в здоровом теле здоровый дух».
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система оценивания достижений учащихся. НО не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.