Что человеке должно быть прекрасно. В человеке должно быть всё прекрасно

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли
Из пьесы «Дядя Ваня» (1897) Антона Павловича Чехова (1860-1904), слова доктора Астрова (действ. 2).
Используется: как способ сделать кому-либо замечание относительно внешнего вида, поведения и т. д.: мысли-де и так замечательны, а вот остальное... Или же наоборот (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли

Цитата из пьесы А.П. Чехова "Дядя Ваня" (1897); эти слова произносит доктор Астров (д. 2). Часто цитируется только первая половина фразы.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли" в других словарях:

    В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли - крыл. сл. Цитата из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» (1897); эти слова произносит доктор Астров (д. 2). Часто цитируется только первая половина фразы … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    - (1860 1904 гг.) писатель, драматург …Равнодушие это паралич души, преждевременная смерть. …Сделать из мрамора лицо это значит удалить из этого куска то, что не есть лицо. …что непонятно, то и чудо. Бди, копти и не траться на суету! Без труда не… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ЧЕХОВ А.П. - Писатель, драматург, театральный деятель. Антон Павлович Чехов родился в 1860 г. в Таганроге в семье владельца небольшой бакалейной лавки. Уже в детстве увлекся театром, вместе с братьями разыгрывая дома небольшие сценки. В 1879 г. после… … Лингвострановедческий словарь

    крылатые слова - , мн. Широко употребительные меткие речения, авторство и источник которых, как правило, известны говорящим. Любви все возрасты покорны (А. Пушкин). Рыцарь печального образа (М. Сервантес). Homo est animal sociale (Аристотель). В человеке… … Учебный словарь стилистических терминов

    ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ - - это ценности образного постижения мира в процессе любой деятельности человека (прежде всего в искусстве) на основе законов красоты и совершенства. Термин «эстетика» появился в научном обиходе в середине XVIII в., хотя учение о прекрасном, о… … Тематический философский словарь

    ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ - [греч. Βασίλειος ὁ Μέγας] (329/30, г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, Турция) или г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) 1.01.379, г. Кесария Каппадокийская), свт. (пам. 1 янв., 30 янв. в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; … Православная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия

    В России сложный комплекс взаимосвязанных внутренних и внешних экономических, политических и социальных процессов, приведших к Февральской революции 1917 года в России. Некоторые из предпосылок были сформулированы еще до начала Первой… … Википедия

Книги

  • Ошибка юной Анны , Вадим Норд. "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", - писал Чехов. Антону Павловичу простительно заблуждаться, потому что он, хоть и был врачом, нотерапевтом, а не…
  • Ошибка юной Анны , Вадим Норд. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», – писал Чехов. Антону Павловичу простительно заблуждаться, потому что он, хоть и был врачом, но терапевтом, а не…


"В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли."

Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.

"В человеке должно быть всё прекрасно..."

Именно это "должно быть" с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?

Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли".

Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.

Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?

Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа - это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!

И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь - наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.

Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.

Мысли - это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.

Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка - состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.

Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту - это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.

Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней - при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.

Теперь поговорим о человеческом лице.

Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный внутренний мир. И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.

Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.

Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что... эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным - это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т.п.

Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об истинной красоте, а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.

Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить красивую одежду. Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа - на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку - по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.

И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение внешним видом свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.

Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными - стали выражением его внутреннего ядра, духа!

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.»
Авторство этого крылатого выражения принадлежит русскому писателю Антону Павловичу Чехову (1860-1904), который вложил его в уста доктора Астрова, одного из персонажей пьесы «Дядя Ваня».
Несомненно, перед нами один из тех счастливых случаев, когда литературная цитата обрела крылатость благодаря глубочайшим запросам человеческой души, томящейся по идеалу. Люди ощутили в этом выражении ту высокую и благороднейшую цель, которую можно выразить следующим образом: возродить подлинную красоту, которая является отличительной чертой человечности.
«В человеке должно быть всё прекрасно…»
Именно это «должно быть» с предельной ясностью указывает на то, что без красоты, в самом деле, нет человечности! И это заставляет о многом задуматься и пересмотреть многие ставшие привычными представления. К примеру, называя себя с гордостью людьми, не выдаём ли мы желаемое за действительное? Не должны ли мы ещё основательно поработать над собой, чтобы не на словах, а на деле стать людьми?
Если теперь мы под этим углом зрения посмотрим на своё окружение, а также заглянем внутрь себя, то, увидев много некрасивого и безобразного и оставаясь при этом честными перед самими собой, мы должны будем признать следующее: чтобы не только называться, но, прежде всего, быть людьми, нам ещё очень многого недостаёт! Нам недостаёт подлинной человечности, которая находит своё выражение в красоте души, мыслей, лица и одежды. Именно так, как сказано: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Давайте теперь более пристально присмотримся к этой фразе, к упомянутым в ней составляющим.
Начнём с души. Земной человек должен сделать свою душу прекрасной. Что же это значит?
Благодаря Посланию Граля нам известно, что дух является подлинным животворным ядром многопланового человеческого существа. Собственно, именно дух является в нас, земных людях, источником человечности, придавая нашей душе (тонко-вещественным оболочкам духа) и земному телу ту характерную человеческую форму, которая отличает нас от других созданий. И только благодаря духу, нашему животворному ядру, мы становимся людьми, при условии, конечно, что мы даём сущему в нас духу проявить себя. Таким образом, одухотворённость нашего существа – это единственный критерий нашей человечности! А это в свою очередь означает, что подлинная красота, которой мы должны дать проявиться, заключена в духе!
И мы обязательно сделаем свою душу прекрасной, если позволим духу проявить себя. Тогда это произойдёт самодвижущимся образом: вся наша душевная (внутренняя) жизнь – наши чувства, устремления, желания, будут нести на себе печать красоты, ибо будут опираться на излучения духа, который проявляет себя посредством глубинных ощущений. Также следует подчеркнуть, что активное проявление сущего в нас духа изнутри наружу, когда наши чувства опираются на ощущения духа, является естественным, то есть правильным с точки зрения Законов Творения. Такое распределение ролей между чувствами и ощущением не нарушает гармонии в Творении, утверждая в Творении красоту.
Теперь переходим к следующей составляющей: мысли.
Мысли – это самое внешнее проявление того, что обычно называют внутренней жизнью человека. Мысли возникают в рассудке, который является порождением большого (переднего) мозга земного человека.
Если земное тело состоит из плотной грубой вещественности, то рассудок, как продукт деятельности переднего мозга, и мысли, как порождение рассудка – состоят из более тонкой грубой вещественности. Они невидимы земными глазами, так как имеют более тонкую природу, относясь при этом всё к той же грубой вещественности, из которой состоит и земное тело.
Строгий контроль за своей мыслительной деятельностью очень важен для земного человека, который проникся устремлением к духовному возрождению и совершенству. Придать своим мыслям красоту – это означает, опять-таки, не что иное, как подчинить свой рассудок духу. Правда, для нынешнего земного человека добиться этого очень непросто, потому что с рассудочной деятельностью связано возникновение в человечестве первородного греха: гипертрофированно развитого переднего мозга. Человечество само добилось того, что рассудок стал неестественно активен, своей деятельностью заглушая и перекрывая идущие из глубины души духовные импульсы ощущения. Однако без чистоты помыслов и подчинения их ощущению никакое духовное восхождение невозможно.
Приложив все имеющиеся в его распоряжении силы, земной человек должен справиться и с этой задачей, если не хочет погибнуть духовной смертью. И он непременно справится с ней – при наличии поистине доброго воления, устремлённости ввысь к Свету и непрестанной работы над собой по искоренению своих недостатков.
Теперь поговорим о человеческом лице.
Ни для кого не секрет, что земной человек, наделённый красивой внешностью (лицом, фигурой) может иметь безобразный внутренний мир. И наоборот: некрасивая земная форма может заключать в себе прекрасную душу. Как быть в этом случае? Ведь, очевидно, имея прекрасную душу и некрасивую земную форму, земной человек уже не сможет за отпущенный ему короткий промежуток земной жизни добиться того, чтобы и земная форма (лицо человека) преобразилась так, чтобы она стала отражением прекрасной души.
Здесь необходимо отметить, что такое положение дел, когда форма и суть находятся в противоречии друг с другом, стало возможно исключительно по вине самих людей, вследствие грехопадения человечества. То есть, это мы сами в течение тысячелетий всё искажали и запутывали так, что теперь не можем своими силами справиться с воцарившимися хаосом и сумятицей. Также очевидно, что при гармоничном развитии человечества отмеченные случаи противоречия сути и формы были бы исключены.
Но даже если теперь это и не так, необходимо отметить следующее: богатая, исполненная красоты и благородства внутренняя жизнь человека всегда компенсирует несовершенство внешней формы, потому что… эта внутренняя жизнь с неизбежностью отразится на лице человека. И тогда даже, казалось бы, некрасивое лицо под действием изучений духа преобразится и станет одухотворённым, то есть всё-таки прекрасным – это произойдёт благодаря сиянию глаз, улыбке и т. п.
Говоря теперь об одежде, необходимо начать с того, что так называемая мода, то есть те виды и стили одежды, на которые ориентируются сегодня земные люди, в особенности женщины, не является критерием красоты. Речь в нашем случае идёт только об истинной красоте, а не о том извращённом представлении о красоте, которое диктуется модой.
Разумеется, каждая женщина и девушка, стремясь быть красивой, стремится носить красивую одежду. Однако при этом женщина должна, просто обязана ориентироваться на ощущения своего духа – на то чувство прекрасного, которое пробивается изнутри, а не на так называемую моду, которая навязывается извне расчётливым и потерявшим связь с духом рассудком, преследующим исключительно низменные цели. Рассудок добился того, что красота земного тела, особенно женского, оторвана от красоты духовной. Отсюда всё бесстыдство и уродство нынешних стилей одежды, особенно молодёжной моды. В этом нет ни капли красоты. Для человека, хотя бы немного пробудившегося духовно, это прямо таки бросается в глаза: духовная составляющая полностью отсутствует в одежде современных модниц. Только по одному этому признаку – по тому, как одеваются нынешние женщины, можно судить о безудержном духовном падении всего человечества.
И всё-таки земной человек должен одеваться красиво. Ведь небрежность в одежде, пренебрежение внешним видом свидетельствуют об изъянах характера, о духовных упущениях и недоработках. Поэтому земному человеку нужно в первую очередь возродить свой дух, который в ощущениях подскажет ему стиль его одежды, позволив выявить его неповторимую индивидуальность.
Духовно пробудившийся человек, возродив в себе чувство прекрасного, будет стремиться к совершенству во всём. Он приложит максимум усилий к тому, чтобы его душа, мысли, лицо и одежда стали прекрасными – стали выражением его внутреннего ядра, духа!

Эссе

«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

К хорошему человеку, как к солнцу,

все тянутся, чтобы согреться его теплом.

Соловьёвой Марине Константиновне

Антон Павлович Чехов … это имя знакомо каждому русскому человеку. Чеховские рассказы и пьесы давно уже стали для многих поколений россиян незаменимым читательским опытом, которым так ненавязчиво делится писатель: «В человеке дОлжно быть всё прекрасно…». Именно дОлжно, потому как Чехов-учитель никогда не был морализатором, как Толстой, или идеалистом в отношении человеческой природы, как Достоевский; он никогда не настаивал и ничего не требовал, а его жизнь всегда была примером сопротивления окружающей глупости, серости, наконец, безысходности. А мы, читатели разных поколений, неизменно вместе с Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским из рассказа «Человек в футляре» вздыхаем: «Больше так жить невозможно!» - и после этого каждый сам решал для себя сам, как он будет поступать в дальнейшем, соотнося свои поступки с камертоном собственной совести, совсем по-чеховски; восклицаем вместе с Петей Трофимовым и Аней из «Вишнёвого сада»: «Вся Россия - наш сад» - чеховский оптимизм не столько в умных и красивых словах, сколько в поступках. Это и подвижническая работа на Сахалине, где он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек, собрал огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей - все эти наблюдения вылились в художественно-документальный труд «Остров Сахалин». Или в 1891-92-е годы, когда организовал сбор пожертвований в пользу голодающих Нижегородской и Воронежской губерний, куда сам дважды выезжал. А жизнь в Мелихове - это не только вдохновенный литературный труд, но и активная медицинская практика, колоссальная общественная деятельность. Чехов работает здесь земским врачом, принимая множество больных. Кроме этого, в Мелихове и его окрестностях писатель строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай, добивается открытия почты и телеграфа. Но и этого мало: он организует посадку тысячи вишневых деревьев, засевает голые лесные участки лиственницами, вязами, кленами, соснами и дубами. Он неизменно проповедовал любовь к конкретным живым людям, призывал быть отзывчивым на их горести и быть милосердным к их недостаткам. Наверное, поэтому мягкость, задушевность и простота, при совершенном отсутствии лицемерия, позы и ханжества в Чехове делали его слова и поступки такими зримыми, что появлялась потребность в их продолжении. Он сам постоянно стремился к идеалу, ненавязчиво увлекая за собой всё новых и новых знакомых, и даже его книги выполняют ту же задачу: зовут деятельно преобразовывать мир к лучшему. Поэтому, на мой взгляд, Чехов - один из немногих русских писателей, которых можно и нужно принимать в любом возрасте и при любом недуге без ограничений. Опять же без насилия, как это у нас в России любят, иначе это будет уже не чеховский диалог, а чеховская сатира.

Поэтому становится так ясно и понятно, почему каждое слово в чеховских рассказах и пьесах, каким бы афористичным оно не было, несёт очень важное смысловое значение, как явное, так и скрытое (знаменитый чеховский подтекст). Как неслучайно Антон Павлович вложил заявленные в заголовке слова в уста доктора Астрова из пьесы «Дядя Ваня». Они знакомы многим, но мало кто знает вторую часть высказывания и кому они отнесены.

Астров. В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но... ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своею красотой - и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие... Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою .

Значит, внешняя красота - это ещё не залог любви и почитания. Доктор Астров, очарованный внешним обликом Елены Андреевны, молодой жены профессора Серебрякова, понимает, что его чувства - это не любовь, а что-то другое. Но что? На этот вопрос должны опять же ответить сами читатели или хотя бы задуматься… Астров строго оценивает чету Серебряковых: «Оба - он и вы - заразили всех нас вашею праздностью... Куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы вносите разрушение...». Чеховский идеал красоты всегда соединён с постоянным вдохновенным трудом.

Времена меняются, но человеческая природа остаётся неизменной, и каждая эпоха предлагает свой шаблон красоты, который человеческое большинство считает идеалом; так в имиджевый 21-й век - это стандартные 90*60*90. В результате миллионы однотипных девушек и молодых людей. А если никакими средствами невозможно добиться этого эталона? … анорексия, алкоголь, наркотики, суициды? Необходим сильный характер, уважение к себе и, конечно, любимое дело, чтобы выйти из заколдованного круга «красоты».

Но, и с этим нельзя поспорить, безусловно, каждому из нас хотелось бы быть абсолютно красивым, но это ежедневный тяжкий труд, который не всякому по плечу, но, к счастью, вокруг нас всегда есть такие удивительные люди, бескорыстно дарящие нам свою красоту, согревающие наш мир и делающие его светлее. Когда такой человек входит в твою жизнь, пусть даже на мгновение, ты забываешь обо всем и ощущаешь блаженство; появляется неосознанное желание, как можно дольше находиться рядом, и не уставать от этого. Мой пример - Марина Константиновна Соловьёва. Все её роли сложно перечислить: дочь, супруга, мама и одновременно руководящий работник, учитель, классный руководитель … и всегда элегантная дама с блеском в глазах. Каждому её наряду, макияжу, причёске позавидуют известные кинодивы: Катрин Денёв, Джина Лолоджиба, Элизабет Тейлор, Софи Лорен… И в то же время, когда она входит в школу, от её светлой улыбки всё преображается: становится светлее, теплее, появляется чувство неосознанной радости, а, главное, ощущение собственной значимости, что так важно и необходимо не только ученикам, но и коллегам. СловаРР, ученицы СОШ №3: «Спасибо Марине Константиновне СОЛОВЬЕВОЙ , которая больше нас переживала, когда результаты по истории еще не пришли», истинны для каждого человека, кто знает её. Чувство сопричастности с каждый, кто нуждается в ней, высокая степень эмпатии - это качества, ставшие редкими в современном мире, и, к сожалению, среди нашего учительства, ярчайшие в обрисовке ее характера. Марина Константиновна очень давно составила для себя своеобразный «кодекс чести», законы которого исполняет неукоснительно. Поэтому она всегда всё успевает, всегда в центре событий, ни одни дело не обходится без неё, -

иначе нельзя: на неё равняются. Никто никогда не скажет вам, что Марина Константиновна что-то не сделала или что-то забыла. А вы видели ли её когда-нибудь злой, раздражённой? Никогда!!! Как уместны будут здесь слова великого учёного, защитника древнерусской культуры, Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным….».

Мне же хочется отметить особый талант классного руководителя, ибо для каждого ученика 5А класса (Какой по счёту класс?!) её слово было столь значимо, что всегда принималось как единственно верное и нужное, но это был не страх маленького человека перед большим и опытным, а искреннее уважение. Но дети есть дети, и потому иногда приносят и тревоги, и разочарования. Я же никогда не забуду, когда Марина Константиновна говорила своему любимому классу о их проступке, а они в гробом молчании слушали её, потупив головы. У некоторых девчонок показались слёзы. У самой классной мамы дрожал голос, и то же время она не старалась скрыть своей обиды. В этот момент мне, стороннему наблюдателю, передалось чувство общности, удивительного единения, когда каждый сидящий получил свой урок, ненавязчиво, аккуратно, тактично. Это был высший пилотаж педагогики, которая всегда останется искусством личностным, индивидуальным. И таких воспитательных моментов было множество, и Марина Константиновна никогда не стояла над своими пятиклассниками, она всегда была наравне с ними и, самое главное, рядом с ними. Для меня, как учителя, это была замечательная школа педагогического мастерства: мастер-классы, семинары, выполнение домашнего задания.

Можно говорит до бесконечности, описывая достоинства Марины Константиновны, с ней интересно и учиться, и работать, и отдыхать - костёр, горящий в сердце этой женщины согревает всех, но как он особенно необходим серым, безликим людям, занятым серыми, безликими занятиями; он преображает их души и сердца, и совсем по-чеховски призывает деятельно изменить своё будущее: «Если бы каждый человек на кусочке своей земли сделал всё, что от него возможно, как прекрасна стала бы земля наша» (А.П.Чехов).