Как поздороваться с публикой при выступлении.  Дейл Карнеги

В закладки

Умение выступать - одно из самых важных умений для практически любого предпринимателя. Не важно, считаете ли вы постоянные публичные выступления необходимым звеном в процессе достижения успеха, или предпочитаете работать в тихом кабинете над продуктом - выступать так или иначе вам придется.

К сожалению, не каждому это дано: кто-то стесняется сцены, кто-то стряпает аляповатые слайды, кто-то не умеет работать с аудиторией. В итоге вместо восторженного рёва толпы вам достаётся холодный пот и чувство опустошения. Знакомо?

Ничего страшного - мы научим вас выступать. С помощью организаторов конференции SNCE , которая состоится в Москве 27-28 марта, мы подготовили 15 простых советов, которые помогут вам провести лучшее выступление в жизни и порвать зал так, как это делал Стив Джобс.

Преодолейте страх

Страх выступлений - самый распространённый после страха смерти. Однако же, 15-минутный доклад вряд ли вас убьёт, бояться здесь нечего. Важно помнить, что в зале сидят такие же люди, как и вы, и они точно так же чувствовали бы себя неуютно на вашем месте.

Перед выступлением важно уличить минуту и выйти на сцену, пока зал ещё пуст - тогда обстановка во время речи не застанет вас врасплох, вы будете знать, что вас ждёт.

И постарайтесь обратить своё волнение в преимущество - пускай адреналин помогает вам быть бодрее, а не сковывает движения. В конце концов, выступать - это весело.

Подготовка - мать успеха

К выступлениям всегда нужно готовиться, особенно если это для вас в новинку. Продумайте основные тезисы, структуру доклада, расставьте акценты; подготовьте заранее шутки, ответы на возможные вопросы, оденьтесь подобающим образом - в общем, сделайте всё, чтобы быть во всеоружии. Это не только сделает ваше выступление более цельным, но и не даст вам нервничать лишний раз - вы же знаете, что всё предусмотрели.

Что касается текста выступления - порой его можно написать заранее, но лучше не читать с листа (это всех бесит), а заучить или хотя бы накидать основные моменты на небольшие карточки. Или же можно опираться на слайды.

Правильная визуализация

Вообще, с презентацией на экране нужно обращаться очень бережно - она не может быть недостаточно информативной, иначе она не сможет помочь вам собраться с мыслями, и она не должна быть перегруженной - иначе зрители просто забьют на вас и примутся вычитывать текст на экране. Берите пример со Стива Джобса: «один слайд - одна мысль». Не нужно выкидывать в слайды весь конспект вашей речи - достаточно одного тезиса или забавной картинки, иллюстрирующей вашу мысль.

И не нужно усердствовать с шрифтами, цветами и анимацией - люди должны смотреть на вас, а не на мельтешение за вашей спиной.

Неправильная инфографика

Работайте с аудиторией

Выступление - это беседа, просто с некоторым количеством человек (и не очень важно, трое их или тысяча). Точно так же, как и отдельный собеседник, большая аудитория будет чувствовать ваше к ней отношение. Не забывайте, что вы стараетесь донести мысль именно до людей в зале, а не до своего подбородка - именно поэтому стоит следить за тем, как вы говорите, как вы двигаетесь, куда вы смотрите.

Не забывайте смотреть людям в глаза - они это любят. Чтобы расшевелить слушателей, достаточно несколько раз пошутить (особенно в самом начале), позадавать вопросы, заставить их подвигаться (хотя бы просто поднимая руки).

Следите за своим телом - не нужно стоять столбом в центре сцены, держа руки в карманах - потихоньку перемещайтесь (не быстро, иначе у людей будет болеть шея), жестикулируйте. Чтобы правильно двигать руками, важно помнить о том, что движения должны быть не резкими и не широкими. Иногда можно просто сложить руки ладонями друг к другу и постоять, главное - не скрещивать руки, это плохой жест.

Расскажите историю

Важный момент - люди любят истории. Ещё лучше, если это что-то личное, история из жизни, свой опыт (даже если печальный). Вы не можете давать людям советы (никто не может давать людям советы), но можете показать, как это сработало конкретно в вашем случае. Аудитория расчувствуется, поймёт, что вы свой парень, и будет прислушиваться к вам впредь. Ну и это хороший повод разрядить атмосферу.

Шутите

А атмосфера отлично разряжается юмором. Если вы прирождённый комик - отлично, можете немного импровизировать прямо на ходу, но всегда лучше подготовить какую-то шутку заранее. И нельзя с этим переусердствовать - да, это растопит зал, но одновременно может превратить ваше серьёзное, в общем-то, выступление в балаган.

Узнайте свою аудиторию

Важно ещё на стадии подготовки понять, кто эти люди перед вами, что они хотят узнать и зачем. От этого зависит то, как вы преподнесёте информацию - очевидно, что люди разного возраста, сферы деятельности и социального статуса и слушают по-разному. Подросткам нужно что-то поживее и с картинками, совету директоров важны графики продаж, люди на тренинге личностного роста хотят видеть успешные примеры. Во всех случаях вы не только доносите разную информацию, но и по-разному её упаковываете.

Расслабьтесь

Очень многие перед выступлением и в его начале напряжены до предела - а то как же, здесь 50 человек и все на вас смотрят, нельзя их подвести. Но это бренное - если у вас есть готовый материал, то ваше дело - просто его представить. Не нужно париться о том, что о вас думают и как, просто расслабьтесь и делайте своё дело. Кроме того, вы заметите, что как только ваша речь начинается, вы с каждой минутой чувствуете себя увереннее - психосоматическая система понимает, что убивать здесь никого не собираются, и помидорами закидывать, в общем-то, тоже. Так ради чего переживать?

Правило утки

«Правило утки» - это метод, упомянутый в одном из наших недавних текстов . Утка под водой постоянно перебирает лапами, совершает большой объём работы, но сверху мы этого не видим - её морда всегда безмятежна. Так же должно происходить и с вами на сцене - в любой ситуации улыбайтесь (к слову, всегда нужно улыбаться) и выглядите здорово.

Если вы ошибаетесь, если сгорел проектор, если во время речи вам пришла СМС от девушки о том, что она вас бросает - это всё неважно, вы должны продолжать. Ошибку всегда можно свести на шутку, вместо слайдов взять флипчарт, симпатичные девушки есть и в зале. Помните, вы - утка. Пока вы на сцене, у вас всё хорошо.

Митя Воскресенский выступает

Оденьтесь с иголочки

Внешний вид очень важен - люди сперва оценивают вас по внешности, а уже затем по тому, о чём вы говорите. Поэтому постарайтесь надеть чистую и выглаженную одежду, причесаться, помыться, почистить туфли и не сутулиться.

Учитесь у лучших

Регулярно просматривайте записи выступлений мастеров этого дела - того же Джобса или гостей конференции TED. Следите за их манерой речи, жестами, работой со слушателями, построением фраз - все эти фишки могут вам пригодиться. Если хотите практиковать мимику, посмотрите на известных комиков (лучше американских) - они знают, что их ужимки усиливают эффект шутки в тысячу раз, почему бы вам не позаимствовать этот метод? Смотрите, как держатся на сцене другие люди и копируйте.

Для примера - лекция Сэра Кена Робинсона, которая собрала больше 25 млн. просмотров и стала самым популярным видео на TED:

Практикуйтесь

Тут всё просто - чем больше вы выступаете, тем быстрее учитесь это делать. Опыт помогает во всём.

Учитесь на своих ошибках

Тем более, что практикуясь, вы набьёте синяки - и в другой раз уже не допустите такую же ошибку. Вы заранее будете знать, что лучше иметь с собой запасную батарейку для пульта, подготовить ответы на неприятные вопросы, не пререкаться с неприятным зрителем или не затягивать время выступления.

Кстати, насчёт вопросов - вы, безусловно, должны продумать ряд типовых ответов, но заодно помните, что невозможно знать всё. Гораздо лучше честно признаться, что вы не знаете ответ, чем что-то придумывать на ходу или врать. Если у конкретного слушателя вопросов накапливается много, то стоит предложить ему обсудить это всё после выступления - иначе вы потратите время впустую.

Паузы

Паузы - мощный инструмент, используйте их. Иногд паузы более выразительны, чем слова, стоит научиться ими играть. В любом случае, не нужно бешено тараторить - люди должны успевать за вашей мыслью. А если вы на секунду запнулись, можно обратить это в плюс - глотнуть воды, немного походить, собраться с мыслями - вас за это никто не осудит (только если вы не броситесь судорожно копаться в своих записях).

Умейте правильно закончить

Анекдоты про Штирлица учат нас, что финальная точка - самая важная, это то, что люди запомнят лучше всего. Поэтому в конце нужно резюмировать свою речь, подвести итоги, ещё раз дополнительно озвучить важнейшие утверждения. Здесь же обычно наступает время для вопросов - если вы были достаточно сообразительны, чтобы не отвечать на вопросы прямо во время выступления (это сильно сбивает структуру рассказа, поэтому лучше заранее договориться с аудиторией, что вы на все вопросы ответите после).

И помните - если вы на сцене, то это ваш звёздный час. Пользуйтесь им на всю катушку. И улыбайтесь!

Среди спикеров:

  • Александр Пятигорский - "Вымпелком"
  • Андрей Талалаев - Momondo Group
  • Игорь Денисов - Actis Wunderman и другие
Как говорить правильно и без стеснения Полито Рейналдо

Приветствие аудитории

Приветствие аудитории

Оказавшись перед аудиторией, первые слова, которые вы произнесете, должны быть приветствием людям, которые пришли послушать вас. Это уважительный, вежливый способ обратиться к присутствующим и привлечь их внимание. Это может показаться очевидным, но об этом часто забывают.

Редко кто начинает разговаривать с группой, не обратившись к ее членам персонально, то есть не поприветствовав их. Но приветствия бывают разного толка. Одни люди произносят приветственные слова напоказ, в качестве некой традиции или ритуала, тогда как другие вкладывают в них свою душу, стараясь быть вежливыми и дружелюбными.

Приветствие направлено на две цели. Первая заключается в том, чтобы действительно поздороваться: пожелать всем доброго вечера, например. Вторая – это привлечь внимание к тому факту, что вы стоите перед аудиторией. Например, когда во время вечеринки вы говорите «Минуточку внимания», чтобы произнести тост, это больше чем просто приветствие; вы привлекаете внимание каждого участника к факту своего присутствия и объявляете о том, что собираетесь говорить.

Приветствие – это часть введения, которое, как вы видите, фокусирует внимание аудитории, вызывает у людей желание того, чтобы ваше выступление оказалось успешным, настраивает на дружелюбный лад, желание испытать интерес и обратить внимание на ваше послание. Вступление также устраняет сопротивление, которое могут испытывать слушатели в отношении вас, предмета доклада или окружающей обстановки вследствие ее дискомфорта или мыслей о тех делах, которые их ждут после окончания мероприятия. Короче говоря, приветствие информирует собравшихся, что вы готовы начать.

Будучи частью введения, приветствие также помогает привлечь слушателей на свою сторону.

Соблюдайте формальности и старшинство

Форма приветствия всегда должна соответствовать степени формальности мероприятия, начиная от более официальных ситуаций, когда вы обращаетесь к аудитории со словами «леди и джентльмены», и заканчивая неформальными ситуациями, когда достаточно сказать «привет!». Кстати, обращение «леди и джентльмены» подходит практически для всех ситуаций.

У женщин есть право первенства, то есть их надо приветствовать первыми, если они не входят в совет директоров и не сидят за почетным столом, когда старшинство определяется иерархией, а не половой принадлежностью. Например, за почетным столом во время церемонии сидят президент страны и женщина-министр, то первым следует приветствовать президента, как самую важную персону среди присутствующих, а не министра.

Начинайте с приветствия самых важных персон. Обратите внимание на эту деталь, потому что я знаю случаи, когда политические конфликты и враждебность возникали из-за того, что оратор не приветствовал почетных гостей или не приветствовал их в нужной последовательности.

Будьте осторожны: аудитория может потерять к вам интерес, пока вы приветствуете большое количество почетных гостей одного за другим. Если протокол не требует, чтобы каждого из гостей приветствовали по отдельности, то можно найти прекрасный выход из этой ситуации, обратившись к «почетным приглашенным гостям». Однако если присутствуют представители власти или знаменитости, которых нельзя игнорировать, то решение может выглядеть так: «Я хотел бы поприветствовать господина президента Барака Обаму и распространить это приветствие на всех уважаемых почетных гостей, леди и джентльмены». Таким образом вы выразите свое уважение властной фигуре и не потратите время впустую на бесконечные приветствия остальным почетным гостям.

Проявляйте политическую чуткость

Некоторые собрания проводятся исключительно с политическими целями ради продвижения какой-нибудь фигуры. Люди ходят на подобные мероприятия не ради темы доклада, а просто чтобы оказаться на виду и чтобы услышать, как собравшиеся произносят их имя. В такой ситуации не стоит слишком беспокоиться относительно самого послания, однако необходимо упомянуть всех сидящих за столом для почетных гостей, а в некоторых случаях и в зале. Вы можете не сказать ничего содержательного, но все будут довольны устроенным вами представлением.

Это граничит с лицемерием? Я тоже так считаю, но такова жизнь. Если вы знаете, что собрание преследует чисто политические цели, либо не приходите на него и храните верность своим принципам, либо играйте по заявленным правилам. Желание донести до слушателей послание с глубоким смыслом в такой ситуации сродни желанию читать проповеди в пустыне, где не найти никаких слушателей, кроме верблюдов.

Из книги Как научиться говорить комплименты автора Тамберг Юрий

Комплименты аудитории Даже если лектор уверен в общественной значимости своей лекции или курса лекций, огромное значение имеет дружеское отношение и хороший контакт с аудиторией.Когда слушатели заинтересованы в выступлении и не предубеждены, оратор достигает цели

Из книги Дневник канатного плясуна автора Курпатов Андрей Владимирович

Приветствие Я проснулся поздним вечером. В палате совершенно темно. Заратустра стоит у окна, прижавшись лицом к тонкой оконной раме, глядя в ночное небо. Окно огромно, он стоит в окружении звезд. Тихо.Млечный Путь виден нам на плоскости и только поэтому кажется нам дорогой.

Из книги Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение автора Ахола Т

Участие аудитории Совместные обсуждения позволяют каждому из присутствующих стать Участником происходящего разговора. Мы поощряем всех задавать вопросы и делиться своими мыслями. Под конец сессии мы создаем несколько маленьких групп, и каждая из них представляет

Из книги Подобно огромному неподвижному камню автора Балсекар Рамеш Садашива

Приветствие редактора Адвайта Веданта известна как «прямой подход» - в отличие от «постепенного подхода». Постепенный подход подразумевает достижение различных уровней просветления, нечто вроде духовной лестницы, по которой ищущий должен взобраться. Адвайту же

Из книги Искусство презентации за 30 минут автора Азарова Ольга Николаевна

3.2. Анализ аудитории

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

3.1. Знакомство, приветствие, первые впечатления. согласование порядка хода переговоров Начало переговоров, определение повестки дня, целей встречи. Обычно с кратким приветственным словом к собравшимся обращается руководитель принимающей стороны. Он сообщает о цели

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

15.3. Оценка аудитории Публичное выступление - это общение с аудиторией. Поэтому перед выступлением нужно собрать сведения о тех, перед кем предстоит выступать. Одно дело - выступать с научным докладом перед коллегами, т. е. подготовленной аудиторией, другое дело - перед

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Приветствие На будущей неделе старайтесь приветствовать любого, с кем встретитесь в классе, в офисе, просто на улице. Улыбнитесь и скажите: «Прекрасный денек, не правда ли?», или «Вы когда-нибудь видели столько снега?» и т. п. Большинство из нас к такому не привыкли, и,

Из книги Я знаю, как меня воспитывать. И я вам честно об этом расскажу автора Ладитан Банми

Приветствие: крепкое рукопожатие Рукопожатие имеет ключевое значение для авторитета, потому что оно свидетельствует о том, насколько вы спокойны и уверены в себе. Ниже приводятся некоторые советы. Прежде чем применять их в ответственных рабочих ситуациях,

Из книги Блестящее выступление. Как стать успешным оратором автора Седнев Андрей

15. Затянувшееся приветствие Секреты рождения из первых рук Родовые схватки, питоцин – да-да, все мы знаем, что процесс родов доставил вам пару неприятных минут. Но задумывались ли вы о том, как самый длинный заплыв в его недолгой жизни подействовал на малыша? Возможно,

Из книги НЛП: навыки эффективной презентации автора Дилтс Роберт

Мысли аудитории Прочитайте мысли аудитории Слушатели думают на протяжении всего вашего выступления, даже если вы не слышите от них ни слова. Если вы хотите, чтобы ваша речь дала эффект, то вы должны контролировать не только то, что видит и слышит аудитория, но и то, о чем

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Прочитайте мысли аудитории Слушатели думают на протяжении всего вашего выступления, даже если вы не слышите от них ни слова. Если вы хотите, чтобы ваша речь дала эффект, то вы должны контролировать не только то, что видит и слышит аудитория, но и то, о чем она думает.Мысли

Из книги автора

Мысли аудитории Расскажите слушателям о том, что они думают, с помощью фраз: «Вы, наверное, сейчас спросили себя», «Вы, вероятно, подумали» или «Если бы вы спросили меня…» Передайте мысли публики в форме диалога. Это укрепляет связь и привносит юмор. Если вы рассказываете

Из книги автора

Оценка аудитории Для проведения эффективной презентации необходимо умение оценивать аудиторию. Два наиболее важных фактора, связанных с вопросами коммуникации и отношений, это отношение слушателей и их внутреннее состояние. Именно они определяют, каким образом

"Искусство ведения войны- это наука,

в которой удается лишь то,

что было рассчитано и продумано"

Наполеон

Это изречение столь же актуально для ораторов, как для полководцев.

УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ ОБУСЛОВЛЕНА ХОРОШЕЙ ПОДГОТОВКОЙ

Хорошо подготовленная речь - на девять десятых речь произнесенная.

Не пытайтесь подготовиться к выступлению за полчаса. Речь должна вызреть. Записывайте на бумажках все мысли и примеры, которые приходят к вам в голову и постоянно изыскивайте новые.

Собирайте значительно больше материала, чем будете использовать.

Иметь запас знаний - значит располагать большим объемом информации, чем вы можете задействовать.

СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

В начале изучения какого-либо вопроса будет торможение. Не стоит отступать. Однажды произойдет рывок.

В начале выступления возможно волнение. Необходимо проявить выдержку. Волнение должно пройти по мере выступления.

Все, кто преуспел на ораторском поприще, как правило не отличались выдающими способностями. Но они обладали упорством и твердостью, проявляли настойчивость и добивались цели.

Думайте об успехе. Тогда вы будете делать то, что необходимо для его достижения.

Если вы пали духом, посмотрите на портрет известной личности, и подумайте, как бы он повел себя на вашем месте.

Если вы плывете по жизни, как айсберг, и не можете выплыть из каких-то непредвиденных обстоятельств, а тут еще сессия, диплом и вам на все не хватает времени, то самый момент осуществить заказ диплома . На сайте http://diplom177.ru/ это выполнят в срок и качественно. Вам же предстоит все продумать, понять, уточнить и подготовить доклад к защите. Удивите комиссию своими углубленными знаниями! Ведь теперь это ваши знания, они помогут вам в дальнейшей работе.

СЕКРЕТ ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Правило первое : выделяйте важные слова и подчиняйте им неважные.

Правило второе: Говорите с модуляциями (тональность голоса должна то понижаться, то повышаться, голос должен быть естественным).

Правило третье: Меняйте темп речи.

Правило четвертое : Делайте паузу до и после важных мыслей.

ПОВЕДЕНИЕ НА ТРИБУНЕ

Не выступайте, если вы устали. Отдохните, восстановите силы и свой энергетический запас.

Перед выступлением не ешьте плотно.

Если вам приходится часто выступать - берегите свой энергетический потенциал. Оратор должен обладать магнетической силой.

Одевайтесь аккуратно и красиво.

Улыбайтесь. Выходя к публике, вы должны дать понять, что вы рады встрече.

Не стойте на возвышении. Оставайтесь на одном уровне со слушателями.

Проветривайте помещение перед выступлением.

В помещении должно быть светло. Встаньте так, чтобы свет падал вам на лицо и публика смогла вас хорошо видеть.

Не прячьтесь за мебелью, снимите, уберите все, что отвлекает внимание: таблички, плакаты и т.д.

Лучше не приглашать гостей на сцену. Они будут отвлекать от вас внимание.

КАК НАЧАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Как только вы появитесь перед публикой, ее внимание естественно и неизбежно будет привлечено к вам. В первые 5 секунд его не трудно вызвать, труднее удержать в течение последующих пяти минут. И если вы его потеряете, то завоевать снова будет трудно вдвойне. Поэтому сделайте интересной уже самую первую фразу. Не вторую. Не третью. Первую! П-Е-Р-В-У-Ю. Первую!

Но как это сделать?" - спросите вы. Задача не из легких. Пытаясь собрать материал для ее решения, придется пройти окольными скользкими тропами, ибо тут многое зависит от вас, от вашей аудитории, от темы, собранного материала, обстоятельств и т.д.

Начало выступления нужно тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть коротким.

Вот несколько вариантов начала:

Возбудите любопытсво

Можно начать с рассказа

Начните с конкретного примера

Используйте наглядный материал

Задайте вопрос и начните отвечать

Притягательность потрясающих фактов

Начало не должно быть официальным. Можно связать его с какими-то фактами, событиями и т.д.

КАК ЗАКОНЧИТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Сказанное под занавес будет помниться больше всего.

Недопустимо говорить "Пожалуй, это все, что я хотел сказать. Здесь можно поставить точку". Лучше просто кончить и точка.

Продумайте заключение заранее. Прорепетируйте его и знайте дословно, как вы закончите выступление. Концовка должна быть плавной. Не обрывайте речь на полуслове.

Вот семь вариантов заключений на выбор:

Обобщить и вкратце изложить основные рассмотренные вопросы

Призвать к действию

Сказать какой-то комплимент в адрес кого-то

Рассмешить публику

Привести поэтическую или какую-либо цитату

Использовать цитату из Библии

Кульминация как финал

Придумайте сильное начало и финал, а затем сведите к минимуму промежуток между ними.

УДАЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ!

«Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды» (Well Said! Presentations and conversations that get results).

В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало.

Дарлин Прайс

1. Расскажите захватывающую историю

Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на . Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека.

В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60–90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы (или кто-то другой) столкнулись? Как вы (или кто-то другой) их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

2. Задайте риторический вопрос

И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто?

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения.


Monkey Business Images/Shutterstock.com

При этом не всегда вопрос должен давать однозначный ответ «да» или «нет». Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое».

3. Озвучьте шокирующую статистику или заголовок

Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи.

Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

4. Используйте вескую цитату

Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса. Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Представьте, что вы управляющий конфликтами и убеждаете группу достичь согласия. Открывая переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена, который однажды сказал: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». Следующее предложение должно добавить нотку единства: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого из нас крайне важны в достижении соглашения».

5. Покажите эффектную фотографию

Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше.

Используйте снимки вместо текста, когда это возможно. Качественное фото привносит эстетическую привлекательность, улучшает понимание, заполняет воображение аудитории и делает доклад более запоминающимся.


Matej Kastelic/Shutterstock.com

Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?». В унисон прозвучало упоминание о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по в итоге спасли миллионы долларов.

6. Добавьте творчества

Тематический реквизит - это верный способ удержать внимание слушателей. Визуальная поддержка подчеркнёт вашу мысль.

Так, будучи заядлым любителем тенниса, руководитель крупной страховой компании начал своё выступление с эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и конечном счёте «завоевал Большой шлем».

Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы очаровать аудиторию, добавить юмора и донести главный посыл вашего сообщения.

7. Запустите короткое видео

Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини-фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка добавляет драмы и быстрее передаёт суть происходящего.

Как сказал Уолт Дисней:

Я бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись.

Хороший старт – это всегда полдела в публичном выступлении. Как начать так, чтобы дальше нас слушали и услышали? Мы поделимся некоторыми секретами ораторского искусства для старта.

Для начала, давайте определимся, что же должен сделать оратор в начале выступления. Все просто: завоевать внимание слушателя, сделать так, чтобы публика начала доверять, ну и конечно вызвать интерес к теме. Это основные задачи. Вы спросите: «Ну и как же это сделать?».

На внимание работают несколько основных приемов. Вы можете выбрать один, можете комбинировать приемы.

Пауза . Очень помогает собраться оратору перед выступлением. То есть Вы не бежите сразу с места, а аккуратно, размеренно, начинаете. Когда аудитория прекратит шуметь, двигаться, взгляды направятся на оратора, вот тогда и начните. Не позволяйте себе суетится: спокойствие вначале всегда вызывает уважение. Но пауза не должна затянуться, так как это может быть индикатором страха оратора.

Будьте доброжелательны . Не давите, не прессуйте, не агрессируйте вначале. Такую ошибку совершают часто неопытные ораторы, и это выдает их волнение и неуверенность. Начните с доброжелательного приветствия, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Говорите о том, что чувствуете , если волнуетесь. Это отличный прием просто сказать: «Здравствуйте, я немного волнуюсь перед выступлением». Это помогает оказаться рядом с аудиторией, показать, что Вы не над ней, а вместе с ней, Вы тоже человек. Вам простят шероховатости, а также Вы уберете напряжение. Кстати, для непринужденной атмосферы всегда выигрышной окажется самоирония . Например: «Господа, я бываю очень рассеян. Настолько рассеян, что могу забыть, где мои очки, учитывая, что они у меня на носу. Но вот важность нашей сегодняшней встречи я всегда помню. Давайте же начнем». Так Вы показываете, что Вы уверенный, но не самоуверенный.

Конечно, очень важно сделать правильное приветствие . И лучше сказать: «Добрый день!», чем просто банальное «Здравствуйте!». При этом, понижайте тон и делайте паузу после фразы «Добрый день», так как повышение тона звучит как вопрос и показывает Вашу неуверенность.

Первая фраза не должна состоять из сложных, заумных и длинных предложений. Иначе отношение будет к Вам такое «Самый умный, что ли?». Для вызова доверия говорите понятные, знакомые аудитории вещи, в которые она точно поверит, либо они ее не будут раздражать.

Очень хорошо начинать с цитаты . Но не с длинной. Цитата должна быть понятной и не заумной, обязательно в тему Вашего выступления. Кстати, в таком случае, цитатой лучше и заканчивать.

Всегда приятен комплимент аудитории. Но он должен быть не банальным и очень конкретным. Например: «Мне очень приятно, что данная тема вызвала интерес у такой молодой аудитории». Или: «Я уверен, что каждый из присутствующих не просто так оказался в этой аудитории, я вижу, что здесь нет равнодушных, или случайных людей».

Внимание аудитории здорово зацепить с помощью неожиданной фразы, или поступка . Например: «Я понял, что никому не нужен!» — именно с этих слов начинают свое повествование многие клиенты у психологов. Как на это реагировать? А давайте сегодня поговорим о приемах в психотерапии».

Поступки тоже могут быть разные. Я видел, как оратор пришел в зал с цветами и раздал женщинам по гвоздике. Просто так. И привязал это к теме выступления так: «Мы так редко делаем то, что мы хотим, так редко просто так доставляем радость окружающим! Я надеюсь, что мое выступление вызовет только положительные эмоции! И ведь оно вызвало! Но будьте аккуратны: шокировать публику надо тоже уметь и не переходить в крайности. Я был свидетелем случая, когда оратор вскочил на стол, переверну проектор, а потом долго его настаивал и приводил публику в чувства. Любая экспрессия имеет меру!

Начать с истории . Но здесь очень важно подвести историю к теме Вашего выступления. Например: «Дорогие друзья, когда я к Вам сегодня ехал, я был удивлен: все складывалось так, будто мир хочет, чтобы я попал к Вам сюда, независимо от обстоятельств. А они были! Я вообще вчера лежал с температурой, севшим голосом и уверением домашних: «Ну куда ты поедешь в таком состоянии». Утром я оказался бодр, весел и свеж. Вы не поверите все светофоры были зеленые, место для парковки сразу нашлось и даже солнце выглянуло, Вы посмотрите! Кстати, о солнце. Тема нашей сегодняшней встречи также о нашей солнечной системе: Есть ли жизнь на Марсе, или это не так?»

Когда я учился в университете, один профессор на торжественном концерте в честь первого сентября, всегда рассказывал со сцены одну и ту же историю на протяжении многих лет. Про Диогена, его бочку и про его знаменитый возглас «Эврика!». Это все профессор привязывал к тому, что студент всегда должен ориентироваться на творчество, на открытия и исследования, на познания мира с помощью нашего выдающегося университета.

Если у Вас планерка, или совещание, то хорошо начинать с главного, держа в голове структуру «тема –цель-регламент». Например: «Доброе утро, коллеги! Тема нашей встречи “Изменения в правилах техники безопасности”. Мы должны обсудить, как лучше донести эту информацию до работников предприятия. Мое сообщение займет десять минут, затем в течение трех минут я буду готов ответить на ваши вопросы, и еще пятнадцать минут мы посвятим обсуждению темы и выработке предложений. Приступим».

И помните, первые 5-10 секунд слушатель приглядывается к Вам и считывает, что он может получить от Вас, как от выступающего, интересна ли ему подача информации. Поэтому акцент на начале обязателен. Как удержать внимание аудитории читайте в наших последующих заметках.

Вадим Соколов