Советские луноходы. Полёты к луне автоматических аппаратов

ПОЛЁТЫ К ЛУНЕ АВТОМАТИЧЕСКИХ АППАРАТОВ.

СССР впервые доставил на Землю порцию лунного грунта с помощью беспилотного аппарата «Луна-16» , который стал первым советским аппаратом, совершившим по-настоящему мягкую посадку на Луне в сентябре 1970 года. На его борту находилось сборное устройство (мини-буровая), которое зачерпнуло порцию грунта и поместило её в контейнер возвращаемого аппарата. Капсула возвращаемого аппарата диаметром 50 см и весом 39 кг вскоре совершила посадку на Землю с помощью парашюта, доставив из Моря Плодородия 100 граммов лунного вещества. Следует заметить, что к этому времени американские лунные экспедиции «Аполлон» уже доставили на Землю значительное количество грунта с Луны. Но для геологов и это небольшое количество лунного грунта представляло не меньшую научную ценность, чем килограммы, доставленные американскими астронавтами.

Конструкция аппарата «Луна-16».

10 ноября 1970 г. СССР запустил на Луну беспилотный аппарат «Луна-17» (нумерация в соответствии с сообщениями печати), на борту которого находился самоходный аппарат «Луноход-1» (аппарат 8ЕЛ №203). Эта машина, внешне похожая на ванну на восьми колесах, весила 760 кг . Её размеры составляли 2,15 м в длину и 1,35 м в высоту. Она дистанционно управлялась с Земли и была оборудована различными научными приборами. Каждое из восьми сетчатых колёс диаметром 50 см с титановыми ободами приводилось в действие отдельным электродвигателем, установленным в его ступице. Этот удивительный самоходный аппарат проехал в общей сложности 10 километров 540 метров по поверхности Моря Дождей.

«Луноход-1» проработал 10 месяцев, или 11 лунных дней, что оказалось в три раза больше минимально рассчитанного ресурса. Длительность активного функционирования аппарата равнялась 301 суткам 6 часам 37 минутам. 15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и только 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.


Шасси и мотор-колесо Лунохода-1.

В результате выполнения программы исследований было получено более 200 детальных панорамных снимков лунных ландшафтов, изучены механические характеристики грунта в 500 точках, а также химический состав грунта в десятках пунктов, в общей сложности обследована площадь в 80000 квадратных метров. Аппарат управлялся с Земли экипажем из 5 человек, для этого с Луны было передано более 20 000 телеснимков небольших участков, располагавшихся по пути следования. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе французского отражателя позволила измерить с точностью до 3 м.

Нужно отметить, что Советским Союзом также планировались пилотируемые лунные экспедиции. Поэтому в программу Лунохода входил поиск района будущей посадки лунной кабины с космонавтом. Предполагалось, что перед осуществлением высадки космонавта на Луну будут отправлены два лунохода для выбора основного и запасного района прилунения. В запасной район потом должна была сесть в автоматическом режиме резервная беспилотная лунная кабина (ЛК). А в основном районе прилунилась бы лунная кабина с космонавтом. Основной режим посадки этой ЛК тоже был автоматический на сигнал радиомаяка лунохода. В будущем луноход планировалось использовать ещё и для транспортировки космонавта по Луне к резервной ЛК, если бы основная кабина не смогла стартовать.

Конструкция аппарата «Луноход-2».

В 1973 году на Луну был доставлен . Аппарат проработал на Луне с 16 января до 09 мая 1973 года, что в три раза превысило первоначально рассчитанный ресурс. уже имел дополнительную третью верхнюю телекамеру, на уровне роста человека, что существенно улучшало обзор и помогало дистанционно управлять аппаратом. Автоматическая беспилотная станция «Луна-21» , на борту которой находился села в Море Ясности в точке с координатами 25° 51" с.ш. 30° 27" в.д., что было в 172 километрах от места прилунения Аполлона-17. При посадке вышла из строя навигационная система Лунохода и поэтому управлять им пришлось ориентируясь по Солнцу и окружающей обстановке. При этом положение корпуса определялось косвенным путем по нагрузке на колеса. Благодаря опыту, приобретенному экипажем управления (находящимся на Земле) при управлении первым луноходом, средняя скорость движения "Лунохода-2" значительно превышала среднюю скорость предшественника: 340 метров в час против 140 метров. За четыре месяца работы прошёл в общей сложности около 37 километров (это рекорд для роботов, работающих вне ), передал на Землю 86 панорам и около 80 000 кадров телесъёмки,

Ещё через два года был изготовлен очередной луноход - «Луноход-3» (8ЕЛ №205). Аппарат стал следующим шагом вперед по сравнению со своими предшественниками. Ещё совершенной стала телевизионная система лунохода. Она стала стереоскопической в полном смысле, с одновременной передачей двух каналов изображения. Телевизионная стереопара стояла в поворотном блоке, который значительно расширял возможности обзора. Блок камер был установлен на выносной штанге, как и дополнительная камера на «Луноходе-2» . От телекамер, жестко закрепленных на луноходе, конструкторы отказались. Аппарат 8ЕЛ №205 был полностью укомплектован научным оборудованием, прошёл весь цикл наземных испытаний и подготовлен к экспедиции на Луну. Но Советская программа исследований Луны была приостановлена. «Луноход-3» так и не стартовал и остался на Земле.

17 ноября 1970 года автоматическая станция «Луна-17» доставила на поверхность Луны первый в мире планетоход - «Луноход-1». Учёные СССР успешно реализовали эту программу и сделали ещё один шаг не только в гонке с США, но и в изучении Вселенной.


«Луноход-0»

Как ни странно, но «Луноход-1» это не первый луноход, стартовавший с поверхности Земли. Путь к Луне был долгим и трудным. Методом проб и ошибок советские учёные прокладывали дорогу в космос. Вот уж действительно - первопроходцам всегда тяжело! Ещё Циолковский мечтал о «лунной карете», которая будет сама передвигаться по Луне и совершать открытия. Великий учёный как в воду глядел! - 19 февраля 1969 года ракета-носитель «Протон», которая и сейчас используется для получения первой космической скорости, необходимой для выхода на орбиту, стартовала, дабы отправить межпланетную станцию в космическое пространство. Но при разгоне головной обтекатель, закрывавший луноход, под воздействием силы трения и высоких температур начал разрушаться - обломки попали в топливный бак, что привело к взрыву и полному уничтожению уникального планетохода. Этот проект получил название «Луноход-0».

«Королёвский» луноход

Но даже «Луноход-0» оказался не первым. Проектирование аппарата, который должен был, как машинка на радиоуправлении, передвигаться по Луне, началось ещё в начале 1960-х годов. Космическая гонка с США, стартовавшая в 1957 году, подстёгивала советских учёных на смелую работу по сложным проектам. Программой планетохода занялось самое авторитетное конструкторское бюро - КБ Сергея Павловича Королёва. Тогда ещё не знали, что собой представляет поверхность Луны - твёрдая она или покрыта многовековым слоем пыли? То есть для начала необходимо было спроектировать сам способ передвижения, а уж потом переходить непосредственно к аппарату. После долгих исканий решили ориентироваться на твёрдую поверхность и ходовую часть лунной машины сделать гусеничной. Этим занялся ВНИИ-100 (позднее ВНИИ ТрансМаш), специализировавшийся на изготовлении ходовых частей танков - проектом руководил Александр Леонович Кемурджиан. «Королёвский» (как его впоследствии называли) луноход напоминал своим внешним видом блестящую металлическую черепаху на гусеницах - с «панцирем» в виде полусферы и прямыми металлическими полями внизу наподобие колец Сатурна. Глядя на этот луноход, становится немного жаль, что ему не было суждено выполнить своё предназначение.

Всемирно известный луноход Бабакина

В 1965 году из-за чрезвычайной загруженности по пилотируемой лунной программе Сергей Павлович передал автоматическую лунную программу Георгию Николаевичу Бабакину в конструкторское бюро химкинского Машиностроительного завода имени С.А. Лавочкина. Это решение Королёв принял с тяжёлым сердцем. Он привык в своём деле быть первым, но с колоссальным объёмом работы в одиночку не мог справиться даже его гений, поэтому мудро было работу разделить. Следует отметить, что с поставленной задачей Бабакин справился с блеском! Отчасти ему на руку сыграло то, что в 1966 году автоматическая межпланетная станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Селену, и советские учёные наконец-то получили точные представления о поверхности естественного спутника Земли. После этого внесли коррективы в проект лунохода, изменили ходовую часть, да и весь внешний вид претерпел существенные изменения. Луноход Бабакина встретил восторженные отзывы всего мира - как среди учёных, так и среди простых людей. Едва ли какое-нибудь средство массовой информации в мире обошло вниманием это гениальное изобретение. Кажется, что и сейчас - фотографией из советского журнала - перед глазами стоит луноход, как смышлёный робот в виде большой кастрюли на колёсиках со множеством замысловатых антенн.

А всё-таки, какой он?

По размерам луноход сопоставим с современным легковым автомобилем, но на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Колёс у лунохода восемь, причём у каждого из них свой собственный привод, что обеспечивало аппарату вездеходные качества. Луноход мог двигаться вперёд и назад с двумя скоростями и делать повороты на месте и в движении. В приборном отсеке (в «кастрюле») размещалась аппаратура бортовых систем. Солнечная батарея откидывалась, как крышка рояля, днём и закрывалась ночью. Она обеспечивала подзарядку всех систем. Радиоизотопный источник тепла (использующий радиоактивный распад) обогревал оборудование в тёмное время суток, когда температура с +120 градусов падала до -170. Кстати, 1 лунные сутки равняются 24 земным. Луноход предназначался для изучения химического состава и свойств лунного грунта, а также радиоактивного и рентгеновского космического излучения. Аппарат был снабжён двумя телекамерами (одна резервная), четырьмя телефотометрами, рентгеновскими и радиационными измерительными приборами, остронаправленной антенной (о ней речь впереди) и прочей хитрой техникой.

«Луноход-1», или недетская игрушка на радиоуправлении

Не будем вдаваться в подробности - это тема для отдельной статьи - но так или иначе «Луноход-1» оказался на Селене. Доставила его туда автоматическая станция, то есть людей там не было, и управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Последнему необходимо было следить за тем, чтобы антенна всегда «смотрела» на Землю, обеспечивая радиосвязь с луноходом. Между Землёй и Луной приблизительно 400 000 км и радиосигнал, с помощью которого можно было подкорректировать движение аппарата, проходил это расстояния за 1,5 секунды, а картинка с Луны формировалась - в зависимости от ландшафта - от 3-х до 20-и секунд. Вот и получалось, что пока формируется картинка, луноход продолжает движение, а после того, как изображение появлялось, экипаж мог обнаружить свой аппарат уже в кратере. Ввиду большого напряжения, экипажи сменяли друг друга каждые два часа.


Таким образом, «Луноход-1», рассчитанный на 3 земных месяца работы, проработал на Луне 301 сутки. За это время он проехал 10 540 метров, обследовал 80 000 квадратных метров, передал множество снимков и панорам и так далее. В итоге радиоизотопный источник тепла исчерпал свой ресурс и луноход «замёрз».

«Луноход-2»

Успехи «Лунохода-1» вдохновили на реализацию новой космической программы «Луноход-2». Новый проект внешне почти не отличался от своего предшественника, но был усовершенствован, и 15 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила его на Селену. К сожалению, луноход просуществовал всего 4 земных месяца, но за это время он успел пройти 42 км и провести сотни измерений и экспериментов.

Дадим слово водителю экипажа Вячеславу Георгиевичу Довганю: «Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя. Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются. Мы попробовали выехать и зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… Луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился. 11 мая сигнала от лунохода уже не было».

«Луноход-3»

К сожалению, после триумфа «Лунохода-2» и ещё одной экспедиции «Луна-24» о Луне надолго забыли. Проблема заключалась в том, что в ее исследованиях, к сожалению, главенствовали не научные, а политические устремления. А ведь уже завершалась подготовка к старту нового уникального самоходного аппарата «Луноход-3», и экипажи, получившие бесценный опыт в предыдущих экспедициях готовились вести его среди лунных кратеров. Эта машина, вобравшая в себя все самые лучшие качества предшественников, имела на борту самое совершенное в те годы техническое оборудование и новейшие научные приборы. Чего только стоила поворотная стереокамера, подобные которой модно сейчас называть 3D. Теперь «Луноход-3» всего лишь экспонат музея НПО имени С.А. Лавочкина. Несправедливая судьба!

Советский Союз остался для многих из живших в то время, страной героического прошлого, светлого будущего, не совсем обильного, но полного оптимизма настоящего. Да, многого в этой великой стране не хватало, однако с символами было всё в порядке. Мало кто сейчас скажет, что является символом современной России, однако любой россиянин будет утверждать что самым главным символом СССР был Космос - именно так, с большой буквы. И великая троица рукотворных образов, знакомых всем и понятных каждому - шарик первого спутника с четырьмя антеннами, белозубая улыбка Гагарина и металлический цилиндр на восьми колёсах - Луноход! Вспоминаю, как маленький я, увидев первые фото лунохода в газете, тут же отправился мастерить этот символ покорённой советским народом Луны. Консервная банка как нельзя лучше подходила для корпуса, её открытая крышка изображала солнечную батарею, колёса выпиливались из деревянных кругляшей, видеокамеры изображали катушки от ниток. И надпись СССР во весь борт красной краской. Это был мой луноход и маленький я тоже был покорителем Луны, как и все советские люди тогда. И никто не тогда думал о том, что до посадки лунохода на Луну на ней уже трижды побывали американцы. Всё равно об этом писали в наших газетах на последних страницах и мелким шрифтом, и это были всего-навсего американцы, всего-навсего летавшие на Луну за свои американские доллары. Наши же луноходы отвезли тогда на луну всех граждан СССР и мы могли уверенно говорить тогда - "Мы - первые люди на Луне".

Лунная эйфория довольно быстро подошла к концу. В июне 1973 года, зачерпнув лунной пыли солнечной батареей, остановился Луноход-2. Он проработал на лунной поверхности больше пяти месяцев. Луноходу Один повезло больше, он проработал на Луне почти год. В декабре 1972-го завершилась и американская лунная программа, Аполлон-17 в последний, шестой раз высадил астронавтов на Луну.
Лунного продолжения не получилось. Третий луноход не полетел, ожидаемые постройкой в 90-х годах лунные поселения построены конечно-же не были, человечество увлеклось сначала гонкой вооружений, затем перестройкой, затем интернетом и электронными гаджетами с тачскринами.
Прогресс остановился. И только уголковые отражатели установленные на безжизненных советских луноходах, оставшихся на лунной поверхности, иногда посылали отраженные сигналы на Землю, как бы снова призывая человечество начать новое покорение поверхности своей ближайшей космической соседки...
В 90-х годах вообще стало как-то не до космоса и луноходов, бывших советских людей больше занимали другие, более земные дела. Символы космоса тоже стали другим, на смену восторженным статьям советских газет пришло американское кино, и фантастическая литература, иностранная и отечественная, типа романа Виктора Пелевина "Омон Ра", где автор создал потрясающий по своей силе образ советского первопроходца луны, сидящего в корпусе лунохода в телогрейке, противогазе и приводящего луноход в движение велосипедными педалями под последние аккорды "Пинк флойд". Оставим этот постмодернистский образ на совести автора и попробуем коротко проследить историю советских луноходов, тем более повод для этого у нас есть.

Известно, что луноходов было четыре:
- Луноход-0 — автоматический луноход, который должен был стать первым. Не был доставлен на поверхность Луны ввиду неудачного старта ракеты-носителя с аппаратом Е-8 № 201 19 февраля 1969 года;
- Луноход-1 — первый автоматический луноход. Был доставлен на поверхность Луны 17 ноября 1970 года советской межпланетной станцией Луна-17 (Е-8 № 203), стартовавшей 10 ноября 1970 года. Официальное завершение миссии 4 октября 1971 года.
Луноход-2 — второй автоматический луноход. Был доставлен на поверхность Луны 16 января 1973 года советской межпланетной станцией Луна-21 (Е-8 № 204), стартовавшей 11 января 1973 года. Официальное завершение миссии 3 июня 1973 года.
- Луноход-3 — третий автоматический луноход. Должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году советской межпланетной станцией Луна-25. Запуск не состоялся, в настоящее время находится в музее НПО имени С.А.Лавочкина.

В конце ноября, в небольшой компании блоггеров мне удалось посетить музей НПО имени С.А.Лавочкина, который находится на территории предприятия и теперь переехал в новое просторное помещение. Работники этого известнейшего предприятия, одного из крупнейших в отрасли, создали отличный музей, где можно отследить не только историю предприятия, но и практически весь путь отечественной космонавтики, особенно той её части, которая касается межпланетных исследовательских полётов и высадок на поверхности ближайших планет. Руководителем предприятия долгое время работал Георгий Николаевич Бабакин, один из основных разработчиков и организаторов межпланетных полётов, человек, на долгие годы вперёд определивший приоритеты в исследовании планет и межпланетного пространства.
Под его непосредственным руководством и создавались советские Луноходы.

Выставленный в музее Луноход-3 как уже было сказано должен был быть доставлен на поверхность Луны в 1977 году, но по различным причинам этот запуск и миссия лунохода не состоялись. Аппарат 8ЕЛ №205 (заводское обозначение Л-3) был полностью укомплектован научным оборудованием, прошел весь цикл наземных испытаний и подготовлен к экспедиции. Однако, к тому времени изменилось отношение к лунной тематике руководства космической отраслью. Было видно, что американцы не собираются возвращаться на Луну, тем более уже тогда представлялась более интересной программа доставки на Землю марсианского грунта. Все силы КБ были брошены на решению этой задачи, и хотя аппарат был готов, сами же его творцы запускать его не собирались. Кроме того, получилось так, что в графике космических пусков 1977 года для Л-3 попросту не нашлось свободного носителя.
Благодаря этому стечению обстоятельств мы получили возможность рассмотреть поближе этот полностью укомплектованный для работы на поверхности Луны аппарат.

1. Луноход-3 выставлен в музее в посадочной конфигурации, съезжающим с посадочной ступени, за мгновение до касания колёсами поверхности Луны.

2. Вид с другой стороны, хорошо видна стереоскопическая носовая телекамера, блок уголковых отражателей и конусовидная малонаправленная антенна.

3. Самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИ ТрансМаш под руководством Александра Леоновича Кемурджиана, где до этого разрабатывались ходовые части советских танков. Организации также была поручена разработка самоходного шасси с блоком управления движением и системой безопасности с комплектом информационных датчиков. В музее мы можем хорошо рассмотреть знаменитые спицованные мотор-колёса лунохода, хорошо видна независимая торсионная подвеска.

4. Эскизный проект лунохода был утверждён осенью 1966 года. К концу 1967 года была готова вся конструкторская документация. Масса и геометрические размеры создаваемых луноходов были обусловлены следующими предпосылками: максимальной возможной массой, доставляемой на поверхность Луны унифицированной посадочной ступенью, и габаритами головного обтекателя ракеты-носителя «Протон», с помощью которой связка «посадочная ступень — луноход» выводилась на траекторию полёта к Луне.
Можно хорошо рассмотреть посадочную ступень (ПС) Лунохода-3, унифицированную с ПС других спускаемых лунных аппаратов.

5. Герметичный корпус лунохода является основной частью конструкции и служит для размещения аппаратуры бортовых систем и защиты её от воздействия окружающей среды. Корпус выполняет также роль несущей конструкции шасси и служит для крепления на нём элементов ходовой части. Корпус имеет форму усечённого конуса с выпуклыми верхним и нижним днищем. С целью уменьшения массы корпус изготовлен из магниевых сплавов. Корпус лунохода для сохранения тепла покрыт снаружи теплоизолирующим покрытием, толщиной около 20 см.

6. Остронаправленная управляемая антенна. С её помощью осуществлялась связь с Землёй.

7. Телевизионная система лунохода (привет Wall-e) — она была стереоскопической. Конструктивные отличия Лунохода-3 от предыдущих моделей заключались в размещении двух телекамер на подъемной платформе, а также возможности одновременной передачи на Землю изображения с обеих телекамер для стереоскопического обзора местности. У предыдущих моделей луноходов тоже были парные телекамеры, но работать они могли только поодиночке, и просто резервировали друг друга. Телевизионная стереопара Л-3 стояла в поворотном гермоблоке, который значительно расширял возможности обзора. Теперь аппарату было достаточно повернуть стоящий на выносной штанге гермоблок, а не разворачиваться целиком для обзора местности.

8. Верхняя поверхность корпуса лунохода используется как радиатор-охладитель системы терморегулирования, закрываемый на ночь крышкой с солнечной батареей для сохранения тепла. Крышка приборного отсека, она же солнечная батарея, самая запоминающаяся деталь дизайна лунохода. Крышка закрывалась во время передвижения и в период лунной ночи.

9. Вид на посадочную ступень, её основу составляла связка из четырёх основных сферических топливных баков, с двух сторон к которым крепились сбрасываемые отсеки (СО) и цилиндрические баки. В СО находились системы, обеспечивавшие перелёт к Луне и функционирование на орбите ИСЛ.

10. На посадочной ступени располагались антенны для связи с Землёй, радиовысотомер, доплеровский измеритель скорости, посадочное устройство. Сам луноход жёстко крепился с помощью пироузлов. Перед съездом по радиокоманде производился их подрыв, луноход несколько приподнимался — «отскакивал», - освобождались механические связи и происходило разъединение электрических связей, после чего посадочная ступень дополнительно опускалась для улучшения схода.

11. Складывающиеся трапы для съезда лунохода на поверхность Луны. Одна пара трапов предназначалась для съезда вперёд, другая — назад. Направление съезда выбиралось в зависимости от положения посадочной ступени на грунте, углов съезда и окружающей обстановки. Для предохранения от сваливания лунохода с трапов при «отскоке» или наклоне посадочной ступени на трапах имелись небольшие перила.

12. Ещё один вид на луноход сзади. Для обогрева аппаратуры применялся радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с полонием-210. Источник был вынесен за пределы корпуса. Использовалась активная двухконтурная система терморегулирования.

13. Лапа посадочной ступени. Именно эти устройства первыми касались поверхности Луны, амортизировали энергию толчка при посадке. Также виден один из управляющих двигателей.

Непосредственно про миссии луноходов и управлении ими с земли я рассказывать не буду. Об этом можно много писать писать и уже написаны целые книги. Упомяну только, что Управление луноходами осуществлялось группой операторов из 11 человек, составлявших посменно экипаж аппарата: командир, водитель, оператор остронаправленной антенны, штурман, бортинженер. Каждый сеанс управления длился ежедневно до 9 часов, с перерывами в середине лунного дня (на 3 часа) и на лунную ночь. Отработка действий операторов проводилась на действующей модели лунохода на специальном полигоне с имитацией лунного грунта.
Дистанционное управление осуществлялось при помощи комплекса аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе ЭВМ Минск-22.
Основную сложность при управлении луноходом составляла задержка времени: радиосигнал проходит до Луны и обратно около 2 секунд, а частота смены картинки малокадрового телевидения составляла от 1 кадра в 4 секунды до 1 кадра в 20 секунд. Общая задержка в управлении доходила до 24 секунд в зависимости от рельефа. Несколько фотографий, найденных мной в интернете.

Действующая модель лунохода на специальном полигоне с имитацией лунного грунта.

Центр управления луноходами.

Капитан Вячеслав Довгань - один из первых водителей лунохода.

Пара снимков сделанных мной во время посещения так называемого "Ангара-18" где группа энтузиастов под руководством Руслана Владимировича Комаева готовит к экспозиции в музее предприятия и в создающемся образовательном детском космическом центре различные космические аппараты, в том числе и действующую модель Лунохода-2, полностью индентичную той, что работала на Луне. О посещении "Ангара-18" можно почитать .

14. В задумке Руслана Владимировича сделать в детском космическом центре полноценный лунодром, на котором можно было бы практиковаться в управлении луноходом. Предполагаются два режима: «Луноход», когда управление полностью соответствует тому, как оно осуществлялось в 1973 году; и «Марсоход», когда необходимо написать программу действия, отправить на аппарат, а он уже займется выполнением. Для первого режима будет сделан пульт управления, который соответствует оригинальному пульту.

15.

Такой получился репортаж и только об одном из экспонатов музея НПО им. Лавочкина. А там их много и каждый заслуживает подобной (или более развёрнутой) статьи. Да пребудут с нами наши силы!

Ещё 17 ноября 1970 года автоматической станцией «Луна-17» на Луну был доставлен, на первый взгляд, первый в мире аппарат, способный совершать передвижения по поверхности планет. То есть это был планетоход, названный «Луноход-1». Учёными СССР была с успехом реализована данная программа и сделан дальнейший шаг как в так называемой гонке с США, так и в исследовании космоса в целом. Но точно ли этот аппарат был первым в своём роде?

«Луноход-0»

Примечательно, что «Луноход-1», как бы это странным ни было, оказывается, не является первым луноходом, стартовавшим с Земли. Путь к Луне прокладывался довольно долго и тяжело. Учёные СССР прошли через множество попыток и совершали немало ошибок на пути к освоению космоса. И вправду, первопроходцам этих экспедиций наиболее тяжко пришлось в этом плане! Ещё в своё время Циолковский выражал свои мечтания о так называемой «лунной карете», способной самостоятельно осуществлять передвижения по Луне и всевозможные открытия. Знаменитый исследователь был близок к воплощению этого, ведь уже 19 февраля 1969 года стартовала ракета-носитель, названная «Протоном», применяемая и ныне в целях достижения так называемой первой космической скорости, требуемой для вылета на орбиту. Данная ракета предназначена была для отправки межпланетной станции в космос. Однако, аппарат потерпел большую неудачу: сила трения и высокие температуры стали разрушать головной обтекатель во время разгона, и обломочные элементы оказались в топливном баке, вследствие чего произошёл взрыв, а далее последовало полное уничтожение этого аппарата. Данный аппарат как раз и был назван «Луноход-0».

«Королёвский» луноход

Примечателен тот факт, что и вышеописанный аппарат не являлся первейшим в своём роде, ведь уже в начале 60-х годов предыдущего века начали проектировать аппарат, призванный осуществлять передвижения по Луне словно радиоуправляемая машинка. В то время как раз проходила так называемая космическая гонка с американцами, начавшаяся ещё в 1957 году. Она и подталкивала учёных заниматься смелой работой по столь сложного рода проектам. Бюро конструкторов Сергея Королёва в то время считалось самым авторитетным, и именно оно взяло на себя программу планетохода. В то время пока не было известно, какова поверхность Луны: твёрдая или покрытая древнейшим слоем пыли. Иными словами, вначале требовалось осуществить проект самого способа передвижения, а затем уже заняться самим аппаратом. Долго пытались понять, как всё это осуществить, и вот остановились на ориентации на твёрдую поверхность и преобразовании ходовой части аппарата в гусеничную, чем и начал заниматься на то время «ВНИИ-100», предназначенный для изготовления ходовых частей танков. Данный проект под своё руководство взял некий Александр Кемурджиан. Данный луноход прозвали «Королёвским», и он чем-то похож был внешне на блестящую черепаху, передвигающуюся на гусеницах из металла и имеющую панцирь в форме полусферы и прямые поля из металла на самом низу, напоминающие кольца Сатурна. Жалко, что этот апапарат так и не выполнил назначенную ему задачу.

Выдающийся луноход Бабакина

Каков всё же луноход?

Размеры лунохода доходят до габаритов современного легкового автомобиля, но в остальном он очень различается от упомянутого. Луноход имеет 8 колёс, у каждого из которых отдельный привод, и аппарат тем самым принял свойства вездехода. Он способен был совершать движения вперёд и назад, применяя две скорости, а также поворачиваться на месте и во время движений. Приборный отсек в виде кастрюли имел в себе аппаратуру бортовых систем. Солнечную батарею откидывали словно крышку рояля в дневное время, а ночью закрывали. Данная батарея заряжала все системы. Радиоизотопный тепловой источник с применением радиоактивного распада занимался обогревом оборудования в ночное время при падении температуры с +120 до -170. К слову, сутки на Луне равны 24 земным дням. Предназначение лунохода – изучение химического состава, свойств грунта на Луне и излучений рентгеновского и радиоактивного типа. На аппарате были установлены две телекамеры, одна из которых – резервная, четыре телефотометры, рентгеновские и радиационные приборы для измерения, остронаправленная антенна и прочая техника, разработанная с некой хитростью.

«Луноход-1»

Опустим подробности, для которых следовало бы выделить отдельную статью. Вкратце – «Луноход-1» посетил Луну. Людей на нём, конечно же, не было, и доставлен он был туда автоматической станцией. Управление аппаратом производилось прямо с Земли. В составе каждого из экипажей, осуществляющих управление луноходом, было по 5 человек: оператор остронаправленной антенны, водитель, штурман и бортинженер. В обязанности оператора же входило слежение за антенной, обеспечивающей радиосвязь с луноходом. Расстояние от Земли до Луны равняется 400 тыс. км., а радиосигнал, посредством которого была возможность корректировки движения аппарата, преодолевал такое расстояние всего за полторы секунды, однако, изображение с Луны было сформировано зависимо от ландшафтных особенностей за 3-20 сек. Так что получилось такое явление, что при формировании картинки луноход продолжал ещё своё движение, а после появления изображения экипаж обнаруживал аппарат уже находящимся в кратере. Для экипажа эта работа была весьма напряжённой, поэтому ввели сменный график, и экипажи менялись каждые пару часов.

Следовательно, данный аппарат, который был рассчитан всего лишь на 3 месяца службы, на самом деле сумел прослужить 301 суткии. Всего он проехал 10540 м., исследовал 80 тыс. кв. м. Он сумел предоставить за это время большое количество фото и панорамных снимков. Что случилось затем? Тепловой источник радиоизотопного типа растратил свои ресурсы, и аппарат просто-напросто замёрз.

«Луноход-2»

Успешность проекта «Луноход-1» вдохновила на разработку новой программы, но уже под названием «Луноход-2». С виду новая разработка практически не отличалась от предыдущей, однако, разработчики произвели усовершенствование. Уже 15 января 1973 года автоматической станцией «Луна-21» аппарат был доставлен на Луну. Он сумел прослужить всего лишь 4 месяца, однако, за такое время им было пройдено 42 км. и проведены сотни измерительных и экспериментальных работ.

Водителем экипажа был Вячеслав Довгань. Он рассказал, что история этого проекта вышла довольно глупой, ведь аппарат пробыл на спутнике Земли лишь 4 месяца. 9 мая Вячеслав сел за штурвал. Они попали в кратер, и тогда система навигации перестала работать. Они не знали, как выбраться оттуда, но в таких ситуациях уже бывали не раз, и обычно просто-напросто закрывали батареи, заряжаемые от Солнца, и без особых проблем в итоге выбирались. Однако, в данной ситуации было приказано не закрывать батарею и выбраться так. Это объяснялось тем, что при закрытии может перестать откачиваться тепло из лунохода и случится перегрев приборов. Как сказал Вячеслав, они попытались выехать, но вдруг ими был зацеплен лунный грунт, а ведь пыль на Луне очень липкая, и аппарат тогда прекратил заряжаться от Солнца в достаточном для функционирования объёме. Вскоре просто произошло его обесточивание, и уже 11 мая от него окончательно пропал сигнал.

«Луноход-3»

После предыдущего проекта «Луноход-2», а также последующей экспедиции «Луна-24» о спутнике Земли почему-то на долгое время забыли. Суть проблемы здесь была в том, что там преследовались уже не научного плана цели, а больше политическая заинтересованность. В то время как раз завершали подготовку к запуску новинки «Луноход-3», и те экипажи, что участвовали в прежних проектах и получили тем самым неоценимый опыт, были готовы вести новый аппарат на Луну. Он вобрал в в свой функционал все самые выдающиеся свойства и возможности прежних аппаратов, входящих в лунную программу. На его борту установили совершеннейшее на тот момент оборудование и новинки приборов научного назначения. К примеру, можно было похвалиться поворотной стереокамерой. Ныне подобные камеры называют 3D. В настоящее же время «Луноход-3» стоит в музее НПО им. Лавочкина в качестве экспоната. Как несправедливо!

Заключение

Таким образом учёные СССР реализовывали лунную космическую программу. Был как успех, так и неудача. К сожалению, последняя усовершенствованная версия аппарата была доставлена на Луну, но не запущена. Таким образом, экспедиция окончена, как бы это печально ни было, музеем. Так закончилась почти десятилетняя программа по исследованию Луны.


Сорок лет назад поверхности Луны коснулся первый советский луноход. Как советские ученые и испытатели готовились к этому событию? Какие преграды им пришлось преодолеть?

Гость программы "Космическая среда" - Вячеслав Георгиевич Довгань, заслуженный испытатель космической техники, водитель луноходов, генерал-майор.

Ведущая - Мария Кулаковская.

Освоение Луны было не менее важным, чем первый полет человека в космос. Еще в 1960 году проектный отдел конструкторского бюро ОКБ-1 под руководством Михаила Тихонравова определил основные параметры будущего "лунного трактора". Ходовую часть лунохода стали разрабатывать в ленинградском институте "Трансмаш", где в годы Великой Отечественной создавали танки и самоходные артиллерийские установки. Затем разработки передали в подмосковное ОКБ имени Лавочкина. Многое делалось впервые.

Вспоминает руководитель КБ-6 НПО имени Лавочкина Самуил Крупкин: "Исследование Луны луноходом - это много шагов вперед. Мы научились решать много задач. Помимо того, что мы их проектировали, мы их отрабатывали на станции, на полигоне, мы их стыковали с ракетой, участвовали в отправлении, в самом процессе. Это было настолько близко. Это был свой ребенок, дитя. Родителей много, а это - дитя".

Инженерам и конструкторам предстояло решить немало вопросов. Что станет с машиной на Луне, где сила тяжести в шесть раз меньше Земной? Как поведут себя отдельные детали и механизмы в условиях вакуума? Наконец, по какой поверхности предстоит передвигаться? После нескольких лет испытаний, в ноябре 1970, луноход приступил к работе в районе Моря Дождей. Это был триумф советской космонавтики, машиностроения, науки.

Вспоминает заместитель генерального конструктора КБ имени Лавочкина Александр Моишеев: "На мой взгляд, в непилотируемой части программы мы не уступили американцам. Первый луноход, доставка лунного грунта на Землю. И ученый мир, не пиарщики, не политики, говорит, что автоматы сделали для науки практически то же, что и люди".

Продолжает Руслан Кузьмин, главный научный сотрудник Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского: "Основным научным заказчиком была Академия наук. Программа шла последовательно и эффективно. Основные результаты луноходов анализировались. Первый луноход двигался почти год и фактически, поскольку это была равнинная местность, однообразность, научные задачи уже были выполнены".

"Луноход-1" проехал более 10 километров, передал на Землю уникальные панорамы Луны. Были получены данные о физическом и химическом составе лунного грунта. Уголковый лазерный отражатель, установленный на первом луноходе, позволил с точностью до метра установить расстояние от Земли до Луны.

Говорит Александр Базилевский, заведующий лабораторией сравнительной планетологии Института геохимии и аналитической химии имени Вернадского: "Мы с вами на Земле. Мы знаем геологию Земли сегодня. А то, что было на Земле 4 миллиарда лет назад? Таких горных пород на Земле практически не осталось, в одном месте, может быть, в Гренландии, едва-едва. А в это время происходило зарождение жизни. Какие были условия? А на Луне эти четырехмиллиардные породы лежат на поверхности. А Луна рядом с Землей. Изучая Луну, мы уже много чего узнали. Недаром американский космонавт, геолог Джек Шмидт нашел удачные слова. Он сказал, что Луна - это запыленное окно в прошлое Земли".

Луна - не только прошлое, но и будущее Земли. Сегодня в НПО имени Лавочкина готовится новая лунная программа. В 2012 году к Луне отправится новый луноход - это будет совместный проект Роскосмоса и Индийской организации космических исследований.

Проект космического интернета был представлен президентской комиссии по модернизации на заседании рабочей группы "Космос и телекоммуникации". В ближайшем будущем Роскосмос собирается создать глобальную информационную среду в наземном, воздушном и космическом пространстве. Радиоканал нового поколения будет использовать для передачи информации электромагнитное поле. При этой технологии интернет сможет появиться даже там, куда оптоволокно никогда не придет.

Говорит депутат Государственной думы Российской Федерации Геннадий Райков: "Сегодня XXI век. К этому президент призывает. Без космических систем, без систем связи, которую обеспечит или низкоорбитальная станция типа "Гонец", или высокоорбитальная - типа ГЛОНАССа, мы не сможем. Поэтому мы и работаем над этим направлениями. Если мы будем стоять на месте, за нас это сделают другие, потом мы будем покупать проекты за бешеные деньги, и все равно их надо внедрять. Мы в общем мире живем".

Адаптация интернет-технологий к космическим условиям и создание нового канала связи между спутниками позволит решать задачи министерства обороны и МЧС, развивать спутниковую связь и навигацию. Еще один плюс проекта - отсутствие ограничения частотного ресурса. За счет большой пропускной способности может быть получен радиоканал, который позволит обеспечить высокую скорость передачи данных.

Восьмого июня 1985 года советские космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных совершили настоящий подвиг на орбите. Впервые в мире корабль "Союз" успешно состыковался с неработающим объектом на орбите. Космонавтам буквально за считанные дни удалось реанимировать "умершую" станцию "Салют-7".

Вспоминает участник экспедиции, лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных: "Салют-7" терял высоту и не отвечал на запросы из ЦУПа. Двое землян посреди безграничного космоса. Температура - минус 7 градусов по Цельсию. Система водоснабжения замерзла. Солнечные батареи не дают энергопитания".

После перезагрузки аккумуляторных батарей возникла новая проблема: ледниковый период сменился всемирным потопом. Талая вода грозила электронике коротким замыканием. Как выяснилась позже, ошибка маленького датчика стала роковой: станция потеряла связь с Землей. Спасли "Салют-7" два отважных профессионала. Сегодня, спустя 25 лет, Виктор Савиных и Владимир Джанибеков о своих победах вспоминают с иронией. Говорят, что многие их действия могли бы стать сценарием для космического сериала. Только шутить надо по-доброму, чтобы новое поколение не забывало о настоящих героях российского космоса.

Интервью

Кулаковская: В эфире программа "Космическая среда". Здравствуйте. Мы поговорим с вами об исследованиях Луны. Сорок лет назад ее поверхности коснулся первый советский луноход. Это было величайшим событием того времени, настоящим достижением отечественной космонавтики, науки и конструкторской мысли.

У нас в гостях человек, принимавший в освоении Луны непосредственное участие. В нашей студии - заслуженный испытатель космической техники, кандидат военных наук, профессор, член Центрального совета Союза ветеранов космических войск, водитель луноходов, генерал-майор Вячеслав Довгань. Вячеслав Георгиевич, здравствуйте!

Довгань: Добрый день.

Кулаковская: Вячеслав Георгиевич, очень интересно узнать, как управляется луноход, и как осуществлялся набор в экипажи? Я знаю, что комиссию вы проходили такую же, как и космонавты. Но было отличие. Если в космонавты тогда брали только летчиков, то в вашу команду, напротив, набирали военных, которые не имели никакого опыта управления транспортными средствами, вплоть до мопедов. "Чтобы не переучивать", - говорил конструктор Олег Ивановский.

Довгань: Да, так оно и было. Но тогда это называлось дистанционное управление транспортным средством. И тогда еще луноход так не называли, и не знали, что такое Луноход. В 1968 году на все научно-измерительные пункты, которые были на нашей территории, начиная от Евпатории и кончая Камчаткой, прибыла телефонограмма, которая обязывала командование отобрать добровольцев, которые пожелали бы продолжить свою деятельность в развитии исследований космического пространства.

Кулаковская: И желание было у большинства, наверно.

Довгань: Да, это набор в космонавты. Конечно, с каждым из нас побеседовали отдельно. С нашего симферопольского научно-измерительного пункта было отобрано восемь добровольцев. И мы ехали в одном поезде, в одном купе почти. Но никто из них не говорил о том, куда он едет. Едем в командировку. А потом все встречаемся в Институте медико-биологических проблем. И там уже мы все поняли. Все прошли медицинскую комиссию. Потом прошли мандатную комиссию. Мы даже не знаем точное количество всех добровольцев, которые были там. Это все было очень секретно, завуалировано. Потом, когда произошел отбор, нас осталось 17 человек.

Нас представили командованию Центра командно-измерительного пункта в Москве. Нас принял заместитель начальника Центра генерал Павел Артемьевич Агаджанов и, вы его уже упоминали, Олег Генрихович Ивановский, он был заместителем Георгия Николаевича Бабакина по лунной тематике. Он нам как раз и объяснил, чем мы должны заниматься. Оказалось, это дистанционное управление транспортным средством. Опять о луноходе речи не было. Семь человек изъявили желание быть непосредственно водителями этого транспортного средства, среди которых был и я.

Нас направили в НИИ "Трансмаш", где уже было готово шасси лунохода, на полигоне уже проводили испытания по дистанционному управлению, но с ручного пульта. Затем мы прибыли уже в Центр дальней космической связи под Симферополь. Мы опять туда вернулись, но мы уже знали, кто мы такие. Все остальные не знали.

Кулаковская: Вячеслав Георгиевич, а вы умели управлять до этого машиной?

Довгань: Мы все военнослужащие, офицеры, закончили училище и академию. Конечно, мы управляли всеми транспортными средствами, вплоть до тягачей. Мы еще и артиллеристы были до этого. Но мы не имели навыков вождения легковых автомобилей, потому что мы их не имели. У нас сразу образовалась команда. Были водители, были штурманы, операторы остронаправленной антенны. На луноходе есть приемные передающие антенны, но передающая антенна - самая главная, она должна быть остронаправленной, должна все время смотреть в сторону пункта управления луноходом, то есть на Землю и, более того, на Симферополь, на Центр дальней космической связи. Этой антенной нужно было управлять.

Вот вам, пожалуйста, водитель, штурман, оператор остронаправленной антенны. И, конечно, бортинженер, который принимал всю телеметрическую информацию, хотя, частично, она была на наших стрелочных приборах. Но они следили и по другим параметрам. Шестнадцать стоек на два канала - 32 канала. Они изучали, какие телеметрические параметры могли выйти за пределы, и докладывали. А раз четыре человека - это уже команда. Значит, расчет. Значит, командир.

Пять человек получилось в каждом экипаже. Потому что сделали два расчета, которые менялись через каждые два часа работы. Мы сидели в лифчиках с датчиками, и медики за нами следили, очень здорово следили. Мы этого не замечали, конечно. Наша смена заканчивается спустя около двух часов. Перерыв, смена. Но мы, правда, садились рядом, чтобы в любой момент можно было снова войти в работу.

Кулаковская: Вячеслав Георгиевич, почему Лунодром - испытательный полигон для луноходов - был построен именно под Симферополем? Насколько я знаю, там же располагался и Центр дальней космической связи?

Довгань: Именно в Центре дальней космической связи и сделали Лунодром. Это, практически, футбольное поле.

Кулаковская: А почему именно там?

Довгань: Потому что мы там тренировались.

Кулаковская: Или там рельеф был похож на лунный?

Довгань: Нет. Его сделали военные строители. Но и мы в этом принимали участие. Убрали грунт, сделали ровную горизонтальную площадку, а затем привезли евпаторийский ракушечник и сделали горки. Камни привезли различные. Все это было сделано под руководством академика Виноградова - поверхность, приближенную к лунной поверхности. Посыпали песком и даже покрасили в серо-черный цвет. Конечно, и Солнце под Симферополем было очень хорошее, и тени. А на Луне же тень и свет, больше ничего нет.

Кулаковская: Там лунные сутки, по-моему, две недели.

Довгань: Четырнадцать с половиной суток - день, и четырнадцать с половиной суток - ночь. Лунные сутки - это 29 земных дней и ночей.

Кулаковская: То есть, вы жили лунными сутками?

Довгань: Да. Мы работали по Луноходу 14,5 суток, а потом уезжали по своим домашним местам. Приезжая в Москву, мы жили кто в Щелково, кто - в Галицино, это Краснознаменск сейчас. И сразу в наряд ходили, потому что за нас 14,5 суток другие офицеры ходили в наряд. Потом мы возвращались и то же самое отрабатывали. Так что с семьями мы виделись очень мало.

Кулаковская: А сколько длилась эта программа?

Довгань: Первая программа длилась 11 месяцев. Первый старт у нас был 19 февраля 1969 года. И мы бы исполнили слова песни "Мой Вася будет первым на Луне", но не получилось. Ракета-носитель "Протон-К" взорвалась на 53 секунде. И первый луноход погиб прямо на Байконуре. Следующий старт был "Лунохода-1". Машина уже другая по номеру. Семнадцатого ноября мы начали работу, и закончили ее четвертого октября 1971 года, в день запуска первого искусственного спутника Земли. А затем обработка и написание отчета, два больших тома.

Кулаковская: Вячеслав Георгиевич, у вас были карты лунной поверхности или вы двигались вслепую?

Довгань: Мы карт, конечно, не имели. Были искусственные спутники Луны, и наши, и американские. Но мы тогда не делились. Американцы нам не давали, и мы им ничего не давали.

Кулаковская: Конечно, проблемы были закрытыми.

Довгань: Тем более, мы же военные. Тогда мы не могли даже сказать о том, кто управляет луноходом. Ведь, если возьмете первое сообщение ТАСС: "Благодаря своим шасси Луноход передвигается".

Кулаковская: О том, что управление ведется с Земли, не говорили.

Довгань: Вот тогда и появились разговоры, что в луноходе сидит человек из КГБ и управляет луноходом. Но это шутка, конечно. А потом уже, 20 ноября, в газете "Правда" корреспондент Вадим Смирнов, уже с разрешения, рассказал о том, что луноходами управляют люди в ярко-синих костюмах со значком СССР, которые, кстати, я закупил в Симферополе и одел на членов экипажа и группу управления. В печати мы были сотрудниками каких-то НИИ. Я был водитель Слава. Был водитель Гена. Командир - Игорь Леонидович.

Кулаковская: Фамилию вашу не называли?

Довгань: Нигде не называли.

Кулаковская: Вячеслав Георгиевич, как вы привыкали к необычным телеизображениям? Наверно, это нельзя назвать телевидением. На передачу одного кадра уходило от трех до 20 секунд, плюс задержка сигнала с Луны.

Довгань: Телевидения тогда у нас не было. Двадцать пять кадров - в секунду. Нам передавали фотографию на экран с помощью видеоконтрольного устройства на пульте управления. Это было черно-белое изображение, и оно "стояло" от 10 до 20 секунд. А луноход-то движется. Вот в чем дело. Следующий кадр приходит, а он совершенно другой. Потом оказалось, что это не сложно для нас, потому что привыкли, в основном, с помощью тренировок.

Сначала Институт медико-биологических проблем, сотрудники НИИ "Трансмаш" и НПО Лавочкина. Они выставляли вешки на Лунодроме, а мы, принимая сигнал по телевидению, докладывали, какое расстояние от Лунохода до вешки. Конечно, сначала ошибались, а потом все пошло нормально. Потом определяли, сколько - до кратера, сколько - до того камня. Потом "рвали" маршрут, по которому должны были пройти. Но тут пошла задержка, пошли другие кадры. Поэтому мы работали в так называемом старт-стопном режиме. Проехали секунд 20, и машина сама останавливается. Ждем картинку, начинаем изучать, или, как мы говорим, оценивать обстановку. Докладываем вслух. Все члены экипажа и командир слышат. Слушают и все сотрудники, принимавшие участие в тренировке.

Кроме того, у каждого была таблица, в которой написано, что оператор такой-то, время такое-то, Солнце оттуда, программа такая-то. Допустим, вешка стоит на расстоянии пяти метров. Водитель определяет 5,1 или 4,5. И тут же ставится плюс или минус, а потом разбор полетов.

Кулаковская: Вячеслав Георгиевич, это правда, что вы подарили женщинам-коллегам восьмерку на поверхности Луны в честь праздника?

Довгань: Решили преподнести сюрприз. Рассчитали со штурманами, как это сделать. Некоторые даже сказали, что эту восьмерку в телескоп можно увидеть. Это делалось очень просто, не так как мы описывали в некоторых средствах массовой информации. Она делалась элементарно просто. Луноход разворачивался на 360 градусов, потом отъезжал и еще раз разворачивался. Те панорамы, которые получают сейчас, подтверждают, что там есть восьмерка, и даже на лепесточках таких, на веточках.

Кулаковская: Как мимоза.

Довгань: Потому что отъезжали. Это можно просмотреть в Интернете. Конечно, когда мы раздали маленькие сувениры всем своим женщинам- сотрудницам, история про "восьмерку" произвела шок. А начальство побрюзжало-побрюзжало, а потом попросило и для своих жен. Мы и сделали.

Кулаковская: Повторили?

Довгань: Да.

Кулаковская: Скажите, а сейчас наш луноход выполняет какие-то задания с Земли? Или это просто памятник советской лунной программы?

Довгань: Уже как памятник выполняет свою программу.

Кулаковская: Это понятно, это бесспорно.

Довгань: Таких памятников, кстати, на Луне десять. Это стало известно, когда была конференция, посвященная юбилейной дате сотрудничества с космическим агентством Франции. Французский отражатель стоял и на "Луноходе-1", и на "Луноходе-2". Но когда лунная программа закончилась в 1974 году, то создалось такое впечатление, что забросили все это дело. Но, оказывается, работа продолжалась именно по уголковому отражателю.

Мы один и второй луноход, когда уходили в ночь, развернули и оставили для подзарядки до следующего утра, лунного дня. Открывалась панель солнечной батареи, и лучи подзаряжали аккумуляторы. Уголковый отражатель работает только ночью. Посылался лазерный импульс, и обсерватория во Франции, на Пике Победы, и наша Крымская обсерватория, принимали оттуда сигнал. Первый сигнал был принят 5 декабря, второй - 7 декабря 1970 года с "Лунохода-1".

Недавно было сообщение о том, что "Луноход-1" потеряли. Даже всякие версии были. Почему потеряли? Потому что уголковый отражатель теперь не отражает. Это может быть. Ведь отражатель - это, собственно говоря, стекло. Оно могло покрыться пылью, как покрылась наша панель солнечной батареи на "Луноходе-2", что не дало возможности подзарядки буферной аккумуляторной батареи. И сразу паника - его утащили инопланетяне. А теперь снова принимают сигналы. Раз сигнал принимается, значит, он там есть. А почему это произошло? Может быть, не тот импульс послали.

"Луноход-2" тоже нашли. Причем нашли с американского орбитального спутника-разведчика, который был запущен в прошлом году, в июне. Кстати на Луне находится и наш прибор по определению воды. Спутник сфотографировал как места посадки "Апполонов", так и наших "Луны-17", и наши "Луноход-1" и "Луноход-2". Их интересует только вопрос о том, почему у "Лунохода-1" светлое пятно на фотографии, а у "Лунохода-2" - черное. Но они забыли о том, что на "Луноходе-2" мы не закрыли панель солнечной батареи. Это был день, когда мы уходили. Поэтому он стоит с открытой панелью солнечной батареи, но тоже смотрит на восток.