Связь интересов склонностей и способностей. Биология в лицее

Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Многие представители этого направления были учениками 3. Фрейда. Однако было бы неверным считать, что аналитическая теория является неким новым, более совершенным этапом в развитии классического психоанализа. Это - качественно другой подход, основанный на ряде новых теоретических положений. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг.

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек получает по наследству от родителей готовые первичные идеи - «архетипы». Некоторые архетипы универсальны, например идеи Бога, добра и зла, и присущи всем народам. Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии (Юнг К., 1994). Смысл жизни каждого человека - наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

    Архетипы - наследственно передающиеся первичные идеи.

Коллективное бессознательное - совокупность всех врожденных архетипов.

По мнению Юнга, личность формируется в течение всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» - совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам, или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя. Основными элементами личности являются психологические свойства отдельных реализованных архетипов данного человека. Эти свойства также часто называют чертами характера (Юнг К., 1994). Например, свойства архетипа «персона» (маска) - это все наши психологические характеристики, роли, которые мы выставляем напоказ; свойства архетипа «тень» - это наши истинные психологические чувства, которые мы прячем от людей; свойства архетипа «анимус» (дух) - быть мужественным, твердым, смелым; защищать, охранять, охотиться и т. д.; свойства архетипа «анима» (душа) - нежность, мягкость, заботливость. В аналитической модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности: 1. Коллективное бессознательное - основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов. 2. Индивидуальное бессознательное - совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого. 3. Индивидуальное сознательное - структура, служащая основой самосознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность. Целостность личности достигается за счет действия архетипа «самость». Главная цель этого архетипа - «индивидуация» человека, или выход из коллективного бессознательного. Это достигается благодаря тому, что «самость» организует, координирует, интегрирует все структуры психики человека в единое целое и создает уникальность, неповторимость жизни каждого отдельного человека. У самости существует два способа, две установки такой интеграции: - экстраверсия - установка, заключающаяся в том, чтобы наполнить врожденные архетипы внешней информацией (ориентация на объект); - интроверсия - ориентация на внутренний мир, на собственные переживания (на субъект).

    Экстраверсия - ориентация на объект.

Интроверсия- ориентация на внутренний мир,на собственные переживания.

В каждом человеке существует одновременно и экстраверт, и интроверт. Однако степень их выраженности может быть совершено различной. Кроме того, Юнг выделял четыре подтипа переработки информации: мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный, доминирование одного из которых придает своеобразие экстравертивной или интровертивной установке человека. Таким образом, в типологии Юнга можно выделить восемь подтипов личности. В качестве примера приведем характеристики двух типов личности: 1. Экстраверт-мыслительный - сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый. 2. Интроверт-мыслительный - заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей. Согласно аналитической теории, личность - это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности. Ответ на контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» можно теоретически сформулировать следующим образом: потому что они родились с соответствующими архетипами (воина, преступника и т. д.) и социальная среда позволила им «наполнить» эти архетипы.

Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»

Педагог – психолог, методист Началова И. А.

Лекция для учащихся «Интересы , склонности , способности и их роль в профессиональном самоопределении »

Цели лекции :

1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес » , «склонности » , «задатки» «способности » ; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей .

2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов , склонностей и способностей .

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход лекции

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии , являются интересы и склонности .

Интересы - это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями : духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище) . Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес - эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают :

2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные) ;

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес , безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес .

Склонность - это нечто большее , чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность , то предполагается и интерес .

Между интересами и склонностью много общего , но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу : с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть , а склонность отсутствует . Интересы можно выразить формулой «Хочу знать» , а склонность – «Хочу сделать» .

Как правило, область интересов и склонностей совпадает . Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того , как наступит момент выбора профессии , ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, - от способностей человека .

Способности - это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость , глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей) . Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность , чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий : художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки . Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей . Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью , а комплексом, сочетанием способностей , своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться , обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности . Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности .

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические Интерес к технике , техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей . Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант - выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность - наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет -ресурсы по данной теме :

http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.cgi?view=O - тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса) : 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника. После ответов на вопросы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.

1. Закрепление знаний учащихся

1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес ?

1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных ?

1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека ?

1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей ?

1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности ?

2. Физкультминутка

2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик »

«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,

«Коммуникативно-организаторские склонности » (КОС,

«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,

«Карта интересов »

3.1 Вводный инструктаж

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы ):

3.3.1 Формирование новых умений : проверка организованности начала работы учащихся ;

3.3.2 Усвоение новых знаний : проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД) ;

3.3.3 Целевые обходы :

инструктирование учащихся по выполнению задания;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся ;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися .

3.3.4 Заключительный инструктаж :

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися ;

разбор типичных ошибок учащимися ;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок ;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок .

7. Подведение итогов урока учителем

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов учащихся на уроке ; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся ;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

9. Уборка рабочих мест

Задание : покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей .

Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками

Педагогические Творческое воображение, образное мышление

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Задание : необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.

1. Под интересом понимается . познавательная. человека на той или иной.

2. Склонность - . заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

3. Способности - любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.

Тема урока: Профессиональные интересы, склонности и способности

Цель урока: Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонность», «способность».

Задачи:

    Образовательная: способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях»;

    Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

    Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

    Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку .

Методическое оснащение урока:

    Материально – техническая база:

    • кабинет ТО;

      оргтехника.

    Дидактическое обеспечение:

    рабочая тетрадь;

    методики интересов, склонностей, способностей

    материалы для контроля знаний учащихся:

    методики;

Методы обучения: эвристический, тренинговый, объяснительный, аналитический

Объект труда: методики «Профиль», «Склонность», «Экспресс - диагностика».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

(Эпиграф на доске)

Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
когда не получают пищу интересы или их нет - жить скучно.
М. Эриксон

    Организационный момент.

    приветствие;

    проверка явки учащихся;

    заполнение учителем классного журнала;

    проверка готовности учащихся к уроку;

    настрой учащихся на работу;

    Актуализация знаний.

Перед каждым из нас периодически возникают проблемы, в том числе, что делать? Чаще всего, чем заняться в свободное время. В старших классах: что делать дальше – продолжить учиться или работать. Помните стихотворение В.Маяковского «Кем быть»? Кто скажет, как оно начинается? (ответ учащихся)

У меня растут года

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Поднимите руки, кто уже решил, кем станет в будущем? (ответы учащихся)

Кто скажет, совпадают ли ваши желания с вашими интересами и способностями (ответы учащихся)

Вы можете дать определение, что такое интерес, склонность, способность? (ответы учащихся)

Цель нашего сегодняшнего занятия: дать определения этим понятиям.

Прежде чем приступить к объяснению понятий, я хочу прочесть вам одну историю:

Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» - спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», - ответил отец.

«Когда я вырасту, я найду его!» - воскликнул сын.
С 14 лет он - ученик в лавке, затем - юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским - за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.

Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.

Дусавицкий А.К., Формула интереса

С обыденной точки зрения поведение Шлимана - чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья - «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью. Представим, что не было долгих лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые бы позволили Шлиману разбогатеть. А был мальчик, который хотел разыскать Трою. По мере взросления мечты рассеиваются, как утренний туман. Если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.

    Изложение нового материала

Так что такое интерес?

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по широте, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Большинство великих людей - ученых, писателей, композиторов, художников - уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством. Но интерес этот возникал не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Задание №1. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока)

Прочитайте утверждения и поставьте в бланке ответов рядом с соответствующим номером «+», если вам нравится выполнять эти действия, и «-», если не нравится. Если сомневаетесь - поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Мне нравится…

1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

3. Выяснять устройство электроприборов.

5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

21. Проводить опыты по физике.

22. Ухаживать за животными растениями.

24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

25. Коллекционировать камни, минералы.

26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

30. Участвовать в военных играх, походах.

31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

32. Замечать и объяснять природные явления.

33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

40. Заниматься физической культурой и спортом.

41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

46. Участвовать в спектаклях, концертах.

47. Изучать политику и экономику других стран.

48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Обработка результатов. Десять колонок с номерами вопросов в бланке - это десять возможных направлений профессиональной деятельности:

1 – физика и математика;

2 – химия и биология;

3 – радиотехника и электроника;

4 – механика и конструирование;

5 – география и геология;

6 – литература и искусство;

7 – история и политика;

8 – педагогика и медицина;

9 – предпринимательство и домоводство;

10 – спорт и военное дело.

Подсчитайте число плюсов в каждом столбике. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям. Пять баллов говорят о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Скажите, у кого из вас совпал результат теста с вашими интересами. (Ответы учащихся).

Интерес формируется в реальном деле - пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности: спорте, литературе, искусстве, науке - в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Но чтобы все это успеть, всему научиться и запомнить, человеку нужна хорошая … (ответ учащихся) правильно память. Кто может похвастаться хорошей памятью? (Ответ учащихся). Давайте проверим с помощью игры. Расслабьтесь, откиньтесь на спинку стула, вытяните вперед ноги. И, приступаем к игре.

(Игра «Хорошая память». Презентация )

Интерес - необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.

Склонности – это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. От склонностей зависит привлекательность различных видов деятельности, интерес к ним. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, совсем другое находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Склонность мы можем проверить с помощью следующего теста:

Задание №2. Выберите наиболее подходящий ответ теста склонности личности человека «А» или «Б». Предположим, что после соответствующего обучения профессии вы сможете выполнить любую работу. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы вы предпочли:

Ответы на тест - склонности личности человека к профессии

Ч - П - взаимодействие человек - природа: профессии, где происходит работа с флорой и фауной.

Ч - Т - взаимодействие человек - техника: профессии технического характера.

Ч - Ч - взаимодействие человек - человек: профессии предусматривающие общение и коммуникации.

Ч - З - взаимодействие человек - знаковая система: профессии связанные с расчетами и вычислениями.

Ч - Х - взаимодействие человек - художественный образ: профессии творческой направленности.

Ответьте, у кого результаты теста совпали с вашими склонностями ( ответы учащихся)

А теперь скажите, у кого склонности совпадают с интересами (ответы учащихся)

Чтобы правильно ответить на вопросы тестов, вы должны внимательно читать вопрос. Кто может сказать, что «я - внимательный человек»? (Ответы учащихся). Давайте это проверим это с помощью игры.

(Игра «Я – внимательный». Презентация)

Почему люди различаются по степени успешности профессиональной деятельности? Почему два человека, занимаясь одним и тем же, делают это неодинаково хорошо и успешно? Почему у одного и того же человека одно дело получается лучше, а другие хуже? Все дело в том, что разные люди обладают разными способностями.

Способности тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека. Способности – это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то эта способность очень нужна химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме, то это – способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и т.д.

Способности делятся на общие и специальные.

Общие способности необходимы для всех (например, способность к творчеству) или многих профессий и видов деятельности (организаторские – для учителя, менеджера, предпринимателя др.).

Специальные способности важны для отдельной профессии или относительно узкого круга профессий (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле, устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – изготавливающим сложные изделия по чертежам и т.д.).

Вашу способности мы сейчас проверим очень быстро с помощью экспресс - диагностики способностей человека

Задание №3. Демонстрируем пять геометрических фигур: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Прошу вас выбрать одну из них. (Учащиеся выбирают карточки с фигурами, на обороте которых написаны способности)

Квадрат

Свидетельствует о наличии математических способностей. При восприятии информации он делает упор на цифры и факты. Его сильная сторона – мыслительный анализ. Вы не угадываете результат, а его вычисляете путём логичных рассуждений и последовательных действий. Отличает трудолюбие, усердие, методичность и скрупулёзность.

Треугольник

Характерно наличие лидерских качеств. Вы уверенны в себе, решительны, но нетерпеливы и категоричны. Ваше кредо – превзойти, добиться высокого статуса и быть исключительно лучше остальных. Вы умеете концентрироваться, видеть суть вопроса. Вы энергичны и изобретательны. Ваши способности связаны с искусством, сценой, ораторскими возможностями и лингвистикой.

Круг

Для вас необходима доброжелательная атмосфера. Вам важно окружение тех людей, которые вас любят и верят в ваши возможности. Вы чувствительны, ранимы и эмоциональны. Умеете больше отдавать, чем принимать. У вас развита эмпатия. Ваши способности связаны с коммуникативностью.

Прямоугольник

Это фигура поиска и самоопределения. Выбирают в состоянии тревоги, замешательства, внутренних проблем и кризисные периоды.

Зигзаг

Вас отличает мечтательность и богатое воображение. В вас развиты творческие способности (склонность к живописи, музыке и поэзии). Мышление образное. Развита интуиция. Вы одиночка. Строгий мир цифр вам чужд, а сцена или общение отнимает много энергии. Вы любите творить в своем мире грёз и фантазий.

Скажите, у кого результаты теста совпали с вашими способностями. (Ответы учащихся)

Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора - когда интересы, склонности и способности согласованы между собой и дополняют друг друга.

Посмотрите результаты сегодняшних тестов и ответьте, у кого есть все совпадения. (Ответы учащихся)

Человеку, которому предстоит выбрать правильную, нужную для него и полезную для общества профессию, необходимо много знать о себе. А для этого ему нужно хорошо ориентироваться, чтобы выбрать для себя что-то полезное. Как у вас с ориентированием? (ответы учащихся)

Давайте на минутку еще отвлечемся и проверим вашу способность к ориентированию.

(Игра «Ориентирование». Презентация)

Может ли человек развивать свои интересы, склонности?

Естественно, да, но это очень длительный процесс, для которого необходимо:

1.Повышать свою информированность об интересующем предмете деятельности (чтение специальной литературы, подготовка рефератов, докладов).

2.Заниматься практической деятельностью (факультативы, дополнительные занятия).

3.Заниматься самопознанием и развитием своих индивидуальных качеств

    Закрепление знаний учащихся

    Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

    В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

    Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

    Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

    Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?

    Как вы думаете, от каких усло­вий зависит развитие способностей?

    Каким образом в профессиональ­ном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

    Подведение итогов урока учителем

    сообщение учителя о достижении целей урока;

    объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

    сообщение о теме следующего урока;

    задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

    Д/З: карточки –

    Задание: проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:

    высокий рост баскетболиста;

    стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;

    хорошая осведомленность в области астрономии;

    человек хорошо различает оттенки разных цветов;

    ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;

    школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки;

    ученица правильно решает у доски задачу.

    Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между назва­ ниями и определениями специальных способностей.

Рефлексия

«Все у меня в руках»

На доске прикреплен плакат с изображением руки, на пальцах которой написано: большой палец – «Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать», указательный – «Здесь мне были даны конкретные указания», средний – «Здесь совсем не понравилось», безымянный – «Психологическая атмосфера», мизинец – «Мне здесь не хватало…». Выходя из класса, прошу оставить свое отношение к уроку, прикрепив стикер на выбранный пальчик

Спасибо за урок!!!

>> Интересы, склонности, способности

§ 64. Интересы, склонности, способности

1. Чем интерес отличается от склонности?
2. Обладают ли люди способностями от рождения?
3. Как найти свое призвание?

Интерес.

Каждый по своему опыту знает, что не ко всем событиям мы относимся с равным вниманием. Одни нас привлекают, другие оставляют равнодушными. Одних людей больше интересует политика, других - спорт, третьих - компьютеры, четвертых - кино.

Интерес - это форма проявления познавательной потребности.

Она выражается в направленности внимания на получение информации в определенной области. При этом информация вызывает положительные эмоции. Но как всякая потребность, она на некоторое время угасает после получения очередных сведений, но затем вспыхивает вновь. Интерес может быть непосредственный, когда занимаются любимым делом, но может быть и опосредованным. Представьте, что надо прочитать сообщение на иностранном языке и волей неволей приходится учить его. Интерес к языку в этом примере опосредованный.

Склонность - это пристрастие к занятиям определенными видами деятельности.

Можно иметь склонность к вышиванию, игре на флейте, чтению. Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способностями называют индивидуальные физиологические и психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Мало иметь к ней склонность, нужны и способности. Они основаны на природных задатках, которые можно развить в результате деятельности, систематического упражнения.

Поясним примером. Предположим, что у человека от рождения большие кисти рук, длинные пальцы, крепкие суставы , хорошая их подвижность, отличные музыкальный слух и чувство ритма. Все это - задатки, идеальные для обучения игре на фортепиано.

Но задатки так и останутся задатками, если они не будут востребованы. Способному человеку потребуется меньшее время на овладение профессией , он скорее достигнет мастерства в своем деле, но без работы его способности не проявятся и угаснут, так и не развившись.

Обычно способности и склонности совпадают. Но бывает и так: человек имеет все задатки для того, чтобы стать хорошим пианистом, но вот желания посвятить себя музыке у него нет. Следовательно, его задатки и его склонности не совпадают. Поэтому, прежде чем выбрать профессию, подумайте, нравится ли вам дело, которым вы собираетесь заниматься, и если да, то есть ли у вас способности, чтобы заниматься им успешно.

Интересы: непосредственные, опосредованные, склонности, способности, наследственные задатки.


1.Как соотносятся интересы и склонности?

2. Как развиваются способности?

Укажите, какая связь существует между наследственными задатками и трудовой деятельностью человека.

Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Для правильного выбора профессии необходимо знать требования, которые предъявляются профессией к человеку, а также учитывать свои индивидуально-психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Для самореализации в профессиональном плане огромное значение имеют интересы, склонности и способности личности.

Интересы и выбор профессии

Любая профессия предъявляет требования к интересам: в одних случаях это интерес к новому, в других – к практической деятельности, процессу труда или его результату.

Интерес (от лат. interest – имеет значение, важно) – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. В психологии под интересом понимается активная познавательная направленность личности на тот или иной предмет. Интерес – это индивидуальная психологическая особенность человека, которая характеризуется избирательной направленностью к явлениям действительности. Интерес проявляется в положительной эмоциональной реакции и интеллектуальной познавательной активности. Только при наличии этих двух признаков можно считать, что у человека есть тот или иной интерес.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении. Содержание и характер интересов непосредственно связаны с мотивами и потребностями человека. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире. Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако это несовместимые словосочетания с точки зрения логики, поскольку интерес – это не свойство вещи (книги, кинофильма и т. п.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, а другому нет. Не существует неинтересных предметов, есть не заинтересовавшиеся ими люди. А интересы у различных людей неодинаковы.

Интересы различаются:

  • по содержанию (например, литература, музыка, техника и т. п.);
  • по широте (разносторонние или узкие, направленные только на один предмет или его сторону);
  • по глубине (глубокие или поверхностные);
  • по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Об устойчивости интересов судят по способности человека преодолевать трудности на пути удовлетворения этих интересов. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.

Интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета интересы закрепляются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонности.

Склонности и выбор профессии

Склонность – это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда этой деятельности. Это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении. Склонность – это влечение, интерес к какому-либо занятию.

Можно говорить о склонности к работе, если человека привлекает не только результат, но и сам процесс работы. Все значительные профессиональные достижения выросли из интересов, которые при благоприятных условиях развились в склонности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело – интересоваться книгами о животных, но совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Применительно к выбору профессии выделяют следующие виды склонностей:

  • склонность к работе с людьми;
  • склонность к работе с техникой;
  • склонность к работе с условными знаками;
  • склонность к работе с растениями и животными;
  • склонность к работе с художественными образами.

Между интересами и склонностями существует много общего, но есть и различия. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: отслеживать все кинопремьеры и с удовольствием ходить в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, однако при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино. Существует много футбольных болельщиков, которые не пропускают ни одного футбольного матча, однако сами не занимаются ни физкультурой, ни спортом, и даже не делают утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. Оптимальный вариант в ситуации профессионального выбора – когда интересы и склонности согласованы между собой и дополняют друг друга. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.

Способности и выбор профессии

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные обстоятельствами жизни в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию «способности», полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди усваивают знания, умения и навыки быстрее и лучше, чем другие. Что же такое способности?

Способности являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека, тесно связанной с интересами и склонностями. Способности – это такие индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения.

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть только задатки, которые лежат в основе развития способностей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности в течение его жизни, под влиянием воспитания и обучения. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Отдельные способности человека еще не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Развитое у человека тонкое восприятие формы и цвета еще не делает его художником. Отличный музыкальный слух сам по себе еще не создает музыканта. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство.

Различают общие умственные и специальные способности.

Общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности – это умственные способности: критичность ума, его самостоятельность, глубина, пытливость, быстрота умственной ориентировки, скорость мышления. В структуре способностей некоторых людей эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у них разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Люди, обладающие общими (умственными) способностями, как правило, быстро осваиваются в новых видах деятельности, областях знаний, хорошо обучаются.

Специальные способности – это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо определенной области деятельности.

Выделяют следующие виды специальных способностей:

  • учебные и творческие;
  • математические;
  • конструктивно-технические;
  • музыкальные;
  • литературные;
  • художественно-изобразительные.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как другие предполагают создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

В составе математических способностей большую роль играют математическая память (не память на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач), способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода есть основной элемент математического творчества.

Конструктивно-технические способности включают такие компоненты, как наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющую видеть их достоинства и несовершенства, точность и живость пространственных представлений, комбинаторную способность (способность составлять из определенных деталей новые комбинации), техническое мышление.

Музыкальные способности составляют единство ладового чувства, проявляющегося в эмоциональном восприятии и легком узнавании мелодий, способности к слуховому представлению, музыкально-ритмического чувства, абсолютного слуха (способности точно определять высоту звука), вокальных способностей.

В основе литературных способностей лежат творческая активность и эстетическая позиция, объединяющие частные способности – наблюдательность, впечатлительность (эмоциональное переживание воспринятого), творческое воображение.

К художественно-изобразительным способностям относятся способность правильной оценки пропорций и световых отношений, способность чувствовать выразительную функцию цвета, творческое воображение и др.

Не трудно заметить, что с точки зрения успешности освоения конкретной профессиональной деятельности важными являются не только общие умственные и сложные специальные, но и другие виды способностей. Например, глазомер необходим закройщику, а высокая обонятельная чувствительность – парфюмеру и т. д. Хорошо развитая речевая способность необходима преподавателю, а способность к общению – воспитателю. Если человек хорошо различает запахи и помнит их – это способности, необходимые химику, дегустатору, повару и др. Если человек способен удерживать в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их в уме – это способности, необходимые математику, программисту, конструктору.

Способности отражают возможности человека, влияют на степень успешности и время освоения различных видов деятельности. Каждая профессия имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией человеку. Если они совпадают с личными качествами человека, его индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, то тогда говорят о профессиональной пригодности человека.

Екатерина ПАСТУШКОВА