Гай КавасакиСтартап по Кавасаки: Проверенные методы начала любого дела. Стартап Как начать и раскрутить свой стартап-бизнес

Когда читаешь книги про бизнес – главное вовремя остановиться, перейти к реальным действиям и начать внедрять идеи на практике, иначе дело может ограничиться витанием в облаках и черным поясом по чтению бизнес-литературы. Эксперты акселератора GenerationS выбрали восемь полезных и практических книг, после которых сразу хочется засучить рукава и идти работать.

1. Дэвид Дотлих. «Темная сторона силы. Модели поведения руководителей, которые могут стоить карьеры и бизнеса»

Алексей Кушнер

Бизнес-ангел, инвестор, серийный предприниматель

Мне часто приходится работать с предпринимателями, и я постоянно наблюдаю одну и ту же историю – самострел. Человек управляет другими лучше, чем собой. На старте бизнеса особенно нужна трезвая самооценка. Без лишней самокритики и самокопания, но с учетом того, что бизнес – это люди и их отношения. Когда я прочитал эту книгу, кое-что в реакции партнеров и коллег на мои методы работы стало более понятным. Рекомендую всем здравомыслящим руководителям – управляйте собой и своим поведением в два раза внимательнее, чем вы делали это до сегодняшнего дня.

2. Джим Коллинз. «From Good to Great»

Эта книга не зря стала классикой бизнес-литературы. Она содержит описание накопленного опыта: какими были великие руководители, которым удалось построить великие компании, и чем они руководствовались в своей работе

3. Стив Бланк, Боб Дорф. «Стартап. Настольная книга основателя»

Это одна из моих любимых книг, я всегда рекомендую ее начинающим предпринимателям. Описанные в ней методы запуска собственного бизнеса основаны на многолетнем практическом опыте Стива Бланка и Боба Дорфа. Книга содержит четкие инструкции к применению, которые можно использовать как в ИТ, так и в других областях. Советую всем предпринимателям внимательно прочитать книгу и всегда держать ее на рабочем столе.

4. Гай Кавасаки. «Революционный продукт: как создать и вывести на рынок»

В книге Гай доступным языком и с помощью ярких примеров описывает ряд подходов как к созданию самого продукта, так и к определенным практикам ведения бизнеса. Где-то они перекликаются с рекомендациями Стива Бланка и Боба Дорфа, а где-то являются мыслями самого Гая, «дистиллированными» по результатам работы в Apple и многих других компаниях в долине.

К примеру, принцип Churn Baby Churn («перетряхивай, детка, перетряхивай») точно передает ключевой принцип практики customer development – быстрая и итеративная разработка. Чередуя циклы разработки и согласование каждой новой версии с конечным потребителем, предприниматель приходит к продукту, который работает.

Такие идеи как Eat Like a Bird, Crap Like an Elefant («Ешь как птичка, наваливай, как слон») – это уже мировоззрение самого Гая. Он предлагает потреблять всю информацию, до которой предприниматель способен дотянуться, и так же быстро распространять ее в своей компании.

Книга не содержит сложных формул или процедур, и поэтому ее может с одинаковым успехом прочитать как начинающий, так и опытный предприниматель. Для первых это будет введение в мир бизнеса, для последних – закрепление основ и несколько интересных идей и инструментов, которые можно успешно применять в развитии компании.

Я никогда и думать не думал ни о признании, ни о славе… Но то, что наполняет мое сердце, должно выходить наружу - это есть и причина, и повод моего творчества.

Людвиг ван Бетховен

« Е сли бы я тогда знал то, что знаю сейчас…» Рано или поздно эти слова произносит самый опытный бизнесмен. Эту книгу я написал для того, чтобы вам не пришлось испытывать подобные сожаления.

За свою карьеру я успел основать три компании и инвестировать в десять, мне доводилось консультировать маленькие организации, состоявшие из двух человек, и таких гигантов, как Google. Я дважды работал в Apple, а сейчас являюсь главным евангелистом стартапа Canva. Сотни предпринимателей атакуют меня своими предложениями - пока от телефонных звонков у меня не начинает звенеть в правом ухе.

Что касается стартапов, то я успел не раз наступить на все хранящиеся там грабли. Пора, как говорят компьютерщики, «сохранить дамп памяти» - записать все, что мне известно. За эти знания я расплачивался синяками и шишками, зато вам выпадает шанс не повторять моих ошибок.

Моя цель проста и ясна - облегчить жизнь начинающему предпринимателю, то есть вам. А моя мечта - чтобы после моей смерти вы бы сказали: «Этот парень вдохновил меня». И чтобы это был не один голос, а целый хор - тех, для кого и писалась эта книга:

  1. Для юношей и девушек, начинающих грандиозные проекты, сидя в родительских гаражах, студенческих общежитиях и офисах.
  2. Для смельчаков, уже основавших свою компанию и продвигающих на рынок новые продукты.
  3. Для социальных предпринимателей, продвигающих некоммерческие проекты и делающих наш мир лучше.

Великие компании. Великие школы. Великие церкви. Великие некоммерческие организации. Великие предприниматели. Все это и есть наш план, наш образец. Но перед тем как сделать первый шаг, еще несколько пояснений.

  • Поначалу я хотел всего лишь дополнить уже изданную книгу свежими данными. Но тут же начал добавлять, вычеркивать, формулировать заново. И вместо «версии 1.1» получилась «версия 2.0» - нечто новое, полностью переделанное. Когда мой редактор попросил прислать ему рукопись в режиме правки Word, чтобы было видно, что я там исправил, я рассмеялся. Версия 2.0 была на 64% длиннее уже опубликованной (по сравнению с книгой «Стартап» (Art of the Start))!
  • Для краткости и потому, что в главном все предприниматели похожи друг на друга, я обозначаю словом «стартап» любое бизнес-начинание - коммерческое или некоммерческое. Так же и «продукт» означает у меня не только изделие, но и любую услугу или идею. Секреты, раскрываемые в этой книге, универсальны, они подойдут для любого проекта, поэтому, пожалуйста, не зацикливайтесь на частностях .
  • На любую рекомендацию найдется исключение, и я тоже могу ошибаться. Учиться на чужих примерах - дело рискованное, но не менее рискованно ждать, пока ученые-экономисты разложат все по полочкам и докажут. Запомните: в бизнесе редко оперируют категориями «правильное» и «неправильное», здесь в ходу другой критерий - работает или нет.

Я исхожу из того, что вы собираетесь изменять мир, а не изучать его. Предпринимательство - это прежде всего действия, а не наука о действиях. И если вас уже подмывает сказать мне «Хватит вступлений - перейдем к сути», значит, вы выбрали правильную книгу правильного автора. Поехали!

Гай Кавасаки
Кремниевая долина, Калифорния
[email protected]

Переводчик Д. Глебов

Редактор В. Потапов

Руководитель проекта А. Василенко

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

© Guy Kawasaki, 2004, 2015

This edition published by arrangement with Portfolio, an imprint of Penguin Publishing Group, a division of Penguin Random House LLC

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

Моим детям: Нику, Ноа, Ноэми и Густаво. Дети – самый важный стартап, а у меня их четверо

Много лет назад Редьярд Киплинг выступил с речью в университете Макгилла в Монреале. Он сказал очень важную вещь, которую, по-моему, следует помнить каждому. Предостерегая студентов от опасностей, которые влекут за собой чрезмерная страсть к обогащению, карьеризм, желание славы, он произнес: «Когда-нибудь вы встретите человека, которого не интересует ни одна из этих вещей. Тогда-то вы поймете, насколько бедны».

Хэлфорд Лакок

Благодарности

Давая советы другу, старайся ему помочь, а не сделать ему приятное.

Солон Афинский

Версия 2.0

Спасибо всем, кто читал черновики этой книги. Сотни рекомендаций, которые я от вас получил, сделали ее лучше и гораздо полезнее. Анкит Агарвал, Биджи Анчери, Кристофер Батс, Марк Бависотто, Стивен Брэнд, доктор Джули Коннор, Джерджели Ксапо, Дэвид Айз, Дэвид Джиакомини, Оскар Глаузер, Аллан Исфан, Дэвид Ф. Леопольд, Элиджио Мерин, Дэвид Ньюбергер, Грета Ньюборн, Майк Сакс, Дерек Сиверс, Дейл Сайзмор, Элеанор Старр, Стивен Стралсер, Лесли Тайонгко, Джулиус Винце и Маруф Юсупов – спасибо вам большое!

Те, кто делал невозможное не по обязанности, но по зову сердца: Рэймонд Камден, Марк Куперсмит, Энди Дален, Пег Фицпатрик, Майкл Холл, Челси Ханерсен, Моханджит Джолли, Билл Джус, Даг Леоне, Билл Ричерт, Берил Рейд, Питер Релан, Майк Скэнлин, Йэн Собиски, Стейси Тит и Хун Тран – вам моя отдельная благодарность.

И, конечно же, коллектив издательства Portfolio: Рик Кот, Уилл Вайссер, Эдриан Закхайм, Диего Нуньес, Стефани Розенблум, Виктория Миллер и Тара Гилбрайд – снова работать с вами, командой класса А, было истинным удовольствием! Надеюсь, что не свел вас с ума. И отдельный поклон вам, Слоун «Хитман» Харрис. Рад, что вы на моей стороне.

Прочти меня

Я никогда и думать не думал ни о признании, ни о славе… Но то, что наполняет мое сердце, должно выходить наружу – это есть и причина, и повод моего творчества.

Людвиг ван Бетховен

«Если бы я тогда знал то, что знаю сейчас…» Рано или поздно эти слова произносит самый опытный бизнесмен. Эту книгу я написал для того, чтобы вам не пришлось испытывать подобные сожаления.

За свою карьеру я успел основать три компании и инвестировать в десять, мне доводилось консультировать маленькие организации, состоявшие из двух человек, и таких гигантов, как Google. Я дважды работал в Apple, а сейчас являюсь главным евангелистом стартапа Canva . Сотни предпринимателей атакуют меня своими предложениями – пока от телефонных звонков у меня не начинает звенеть в правом ухе.

Что касается стартапов, то я успел не раз наступить на все хранящиеся там грабли. Пора, как говорят компьютерщики, «сохранить дамп памяти» – записать все, что мне известно. За эти знания я расплачивался синяками и шишками, зато вам выпадает шанс не повторять моих ошибок.

Моя цель проста и ясна – облегчить жизнь начинающему предпринимателю, то есть вам. А моя мечта – чтобы после моей смерти вы бы сказали: «Этот парень вдохновил меня». И чтобы это был не один голос, а целый хор – тех, для кого и писалась эта книга:

1. Для юношей и девушек, начинающих грандиозные проекты, сидя в родительских гаражах, студенческих общежитиях и офисах.

2. Для смельчаков, уже основавших свою компанию и продвигающих на рынок новые продукты.

3. Для социальных предпринимателей, продвигающих некоммерческие проекты и делающих наш мир лучше.

Великие компании. Великие школы. Великие церкви. Великие некоммерческие организации. Великие предприниматели. Все это и есть наш план, наш образец. Но перед тем как сделать первый шаг, еще несколько пояснений.

Поначалу я хотел всего лишь дополнить уже изданную книгу свежими данными. Но тут же начал добавлять, вычеркивать, формулировать заново. И вместо «версии 1.1» получилась «версия 2.0» – нечто новое, полностью переделанное. Когда мой редактор попросил прислать ему рукопись в режиме правки Word, чтобы было видно, что я там исправил, я рассмеялся. Версия 2.0 была на 64 % длиннее уже опубликованной (по сравнению с книгой «Стартап» (Art of the Start))!

Для краткости и потому, что в главном все предприниматели похожи друг на друга, я обозначаю словом «стартап» любое бизнес-начинание – коммерческое или некоммерческое. Так же и «продукт» означает у меня не только изделие, но и любую услугу или идею. Секреты, раскрываемые в этой книге, универсальны, они подойдут для любого проекта, поэтому, пожалуйста, не зацикливайтесь на частностях.

На любую рекомендацию найдется исключение, и я тоже могу ошибаться. Учиться на чужих примерах – дело рискованное, но не менее рискованно ждать, пока ученые-экономисты разложат все по полочкам и докажут. Запомните: в бизнесе редко оперируют категориями «правильное» и «неправильное», здесь в ходу другой критерий – работает или нет.

Переводчик Д. Глебов

Редактор В. Потапов

Руководитель проекта А. Василенко

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка К. Свищёв

Дизайн обложки Ю. Буга

© Guy Kawasaki, 2004, 2015

This edition published by arrangement with Portfolio, an imprint of Penguin Publishing Group, a division of Penguin Random House LLC

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Моим детям: Нику, Ноа, Ноэми и Густаво. Дети – самый важный стартап, а у меня их четверо

Много лет назад Редьярд Киплинг выступил с речью в университете Макгилла в Монреале. Он сказал очень важную вещь, которую, по-моему, следует помнить каждому. Предостерегая студентов от опасностей, которые влекут за собой чрезмерная страсть к обогащению, карьеризм, желание славы, он произнес: «Когда-нибудь вы встретите человека, которого не интересует ни одна из этих вещей. Тогда-то вы поймете, насколько бедны».

Хэлфорд Лакок

Благодарности

Давая советы другу, старайся ему помочь, а не сделать ему приятное.

Солон Афинский
Версия 2.0

Спасибо всем, кто читал черновики этой книги. Сотни рекомендаций, которые я от вас получил, сделали ее лучше и гораздо полезнее. Анкит Агарвал, Биджи Анчери, Кристофер Батс, Марк Бависотто, Стивен Брэнд, доктор Джули Коннор, Джерджели Ксапо, Дэвид Айз, Дэвид Джиакомини, Оскар Глаузер, Аллан Исфан, Дэвид Ф. Леопольд, Элиджио Мерин, Дэвид Ньюбергер, Грета Ньюборн, Майк Сакс, Дерек Сиверс, Дейл Сайзмор, Элеанор Старр, Стивен Стралсер, Лесли Тайонгко, Джулиус Винце и Маруф Юсупов – спасибо вам большое!

Те, кто делал невозможное не по обязанности, но по зову сердца: Рэймонд Камден, Марк Куперсмит, Энди Дален, Пег Фицпатрик, Майкл Холл, Челси Ханерсен, Моханджит Джолли, Билл Джус, Даг Леоне, Билл Ричерт, Берил Рейд, Питер Релан, Майк Скэнлин, Йэн Собиски, Стейси Тит и Хун Тран – вам моя отдельная благодарность.

И, конечно же, коллектив издательства Portfolio: Рик Кот, Уилл Вайссер, Эдриан Закхайм, Диего Нуньес, Стефани Розенблум, Виктория Миллер и Тара Гилбрайд – снова работать с вами, командой класса А, было истинным удовольствием! Надеюсь, что не свел вас с ума. И отдельный поклон вам, Слоун «Хитман» Харрис. Рад, что вы на моей стороне.

Прочти меня

Я никогда и думать не думал ни о признании, ни о славе… Но то, что наполняет мое сердце, должно выходить наружу – это есть и причина, и повод моего творчества.

Людвиг ван Бетховен

«Если бы я тогда знал то, что знаю сейчас…» Рано или поздно эти слова произносит самый опытный бизнесмен. Эту книгу я написал для того, чтобы вам не пришлось испытывать подобные сожаления.

За свою карьеру я успел основать три компании и инвестировать в десять, мне доводилось консультировать маленькие организации, состоявшие из двух человек, и таких гигантов, как Google. Я дважды работал в Apple, а сейчас являюсь главным евангелистом стартапа Canva . Сотни предпринимателей атакуют меня своими предложениями – пока от телефонных звонков у меня не начинает звенеть в правом ухе.

Что касается стартапов, то я успел не раз наступить на все хранящиеся там грабли. Пора, как говорят компьютерщики, «сохранить дамп памяти» – записать все, что мне известно. За эти знания я расплачивался синяками и шишками, зато вам выпадает шанс не повторять моих ошибок.

Моя цель проста и ясна – облегчить жизнь начинающему предпринимателю, то есть вам. А моя мечта – чтобы после моей смерти вы бы сказали: «Этот парень вдохновил меня». И чтобы это был не один голос, а целый хор – тех, для кого и писалась эта книга:

1. Для юношей и девушек, начинающих грандиозные проекты, сидя в родительских гаражах, студенческих общежитиях и офисах.

2. Для смельчаков, уже основавших свою компанию и продвигающих на рынок новые продукты.

3. Для социальных предпринимателей, продвигающих некоммерческие проекты и делающих наш мир лучше.

Великие компании. Великие школы. Великие церкви. Великие некоммерческие организации. Великие предприниматели. Все это и есть наш план, наш образец. Но перед тем как сделать первый шаг, еще несколько пояснений.

Поначалу я хотел всего лишь дополнить уже изданную книгу свежими данными. Но тут же начал добавлять, вычеркивать, формулировать заново. И вместо «версии 1.1» получилась «версия 2.0» – нечто новое, полностью переделанное. Когда мой редактор попросил прислать ему рукопись в режиме правки Word, чтобы было видно, что я там исправил, я рассмеялся. Версия 2.0 была на 64 % длиннее уже опубликованной (по сравнению с книгой «Стартап» (Art of the Start))!

Для краткости и потому, что в главном все предприниматели похожи друг на друга, я обозначаю словом «стартап» любое бизнес-начинание – коммерческое или некоммерческое. Так же и «продукт» означает у меня не только изделие, но и любую услугу или идею. Секреты, раскрываемые в этой книге, универсальны, они подойдут для любого проекта, поэтому, пожалуйста, не зацикливайтесь на частностях.

На любую рекомендацию найдется исключение, и я тоже могу ошибаться. Учиться на чужих примерах – дело рискованное, но не менее рискованно ждать, пока ученые-экономисты разложат все по полочкам и докажут. Запомните: в бизнесе редко оперируют категориями «правильное» и «неправильное», здесь в ходу другой критерий – работает или нет.

Я исхожу из того, что вы собираетесь изменять мир, а не изучать его. Предпринимательство – это прежде всего действия, а не наука о действиях. И если вас уже подмывает сказать мне «Хватит вступлений – перейдем к сути», значит, вы выбрали правильную книгу правильного автора. Поехали!

Гай Кавасаки
Кремниевая долина, Калифорния

Концепция

Глава 1
Искусство старта

Самая эмоциональная фраза, предвещающая научное открытие, – вовсе не «Эврика!», а «Хм, забавно…».

Айзек Азимов

СУТЬ (Самый Умный Тезис)

Гораздо проще делать все сразу хорошо, чем сделать кое-как, а потом переделывать. На этом этапе вы создаете ДНК своего будущего проекта, его генетический код, изменить который потом будет невозможно, как ни пытайся. Именно поэтому так важно не упустить некоторые вещи – тем самым вы заложите надежный фундамент и избавите себя от больших проблем в будущем. Словом, эта глава о том, как начать свое дело.

Несколько простых вопросов

Бытует миф, будто без огромных амбиций настоящего успеха добиться нельзя. Мол, не стоит даже и думать о занятии бизнесом, если вы не поставите перед собой заоблачные, едва достижимые цели. Мой опыт говорит об обратном: в основе любого мало-мальски успешного проекта лежат простые ответы на столь же простые вопросы. Итак:

И К ЧЕМУ ЭТО ПРИВЕДЕТ? Вы выявляете уже существующий или предвидите некий тренд и пытаетесь понять, во что он выльется. Принцип примерно такой: «Скоро у всех будет по смартфону с камерой и доступом в Интернет». И к чему это приведет? «Все смогут делать фотографии и выкладывать их в Сеть». И к чему это приведет? «К тому, что люди захотят загружать свои фотографии и оценивать и комментировать фотографии других людей. Давайте сделаем для этого специальное приложение». И – вуаля! Появляется Instagram.


А НЕЛЬЗЯ ЛИ СДЕЛАТЬ ЛУЧШЕ? Недовольство текущим положением вещей – еще один импульс для стартапа. Как однажды сказал Фердинанд Порше: «Я посмотрел вокруг, пытаясь найти машину своей мечты. А не найдя – решил сделать ее сам» . Знаменитый Apple I увидел свет, поскольку собравший его Стив Возняк верил в то, что должен быть способ заполучить доступ к компьютеру, не устраиваясь на государственную службу, в университет или в корпорацию. А Ларри Пейдж и Сергей Брин полагали, что лучший способ оптимизировать поиск в Интернете – измерять внешние ссылки. И придумали Google.

ПОЧЕМУ НАША КОМПАНИЯ НЕ ДЕЛАЕТ ЭТОГО? Недовольство текущим положением дел вполне может стать катализатором развития. Вы хорошо знаете своего клиента и еще лучше понимаете, что именно ему нужно. Но вот беда – менеджеры и слушать вас не хотят. В конце концов вам надоест биться лбом о бетонную стену и вы решитесь пуститься в самостоятельное плавание.

ПОЧЕМУ МЫ ЭТОГО НЕ ДЕЛАЕМ? ВЕДЬ МЫ МОЖЕМ. Как правило, рынки встречают принципиальные инновации с большим скепсисом. В 1970-х, когда компания Motorola изобрела переносной телефон, большинство людей не могло взять в толк, зачем он вообще нужен, ведь тогда телефоны были привязаны к месту, а не к человеку. И тем не менее Мартин Купер и другие инженеры Motorola рискнули и выпустили свое детище на рынок. А заодно и в Историю. Принцип «Есть товар – найдется и покупатель» отлично работает, не слушайте тех, кто разубеждает вас в этом.

«Создание великой компании начинается с желания изменить мир, а не с мечты о богатстве».

В ЧЕМ СЛАБЫЕ МЕСТА ЛИДЕРОВ РЫНКА? Есть три вещи, которые делают лидера уязвимым. Первое слабое место – неповоротливость: однажды выбрав успешную стратегию, он упрямо следует ей. Компания IBM продавала свои компьютеры только через дилеров, и потому прямые продажи их конкурентов из Dell стали инновацией. Второе слабое место: то, чем недовольны клиенты лидера. Например, необходимость клиентов преуспевавшей сети видеопроката Blockbuster ехать в магазин, чтобы сдать старый фильм и взять новый, открыла дверь на рынок конкурентам из Netflix, «доставлявшим» файл на компьютер клиента. В-третьих, лидер может настолько увлечься выкачиванием денег, что забывает о необходимости развития. Вот почему позиции Microsoft Office становятся уязвимыми с появлением Google Docs.

Обратите внимание: в этом списке нет вопроса «Как заработать вагон денег?». Можете считать меня идеалистом, но создание великих компаний начинается с желания изменить мир, а не c мечты о богатстве.

УПРАЖНЕНИЕ

Закончите предложение: Если бы моего стартапа не было, мир стал бы хуже, потому что ________________________________.

Найдите «точку приложения сил» на рынке

Если у вас есть верный ответ хотя бы на один простой вопрос, смело приступайте к поиску точки приложения сил на рынке. Марк Куперсмит, один из авторов книги «Еще одно неприличное слово на "п": Провал – мудрые уроки инновационного развития и процветания» и старший научный сотрудник Школы бизнеса им. Хааса Калифорнийского университета в Беркли, показывает, как это делается, с помощью диаграммы Венна. Вот какие факторы он выбрал:

КОМПЕТЕНЦИЯ. То, что вы и ваши учредители можете и умеете делать. Пусть полностью укомплектованной команды у вас еще нет, но вы должны располагать набором фундаментальных знаний и умений, чтобы запустить свой стартап.

ВОЗМОЖНОСТИ. Они делятся на возможности сегодняшнего и потенциального рынка. Те и другие представляют интерес, ваша задача – составить представление об объеме рынка и понять, как он будет изменяться в ближайшие годы. Преступники не зря предпочитают грабить банки, а не секонд-хенды. Впрочем, бывают моменты, когда составить реалистичный прогноз попросту не получается. В таких случаях остается полагаться лишь на удачу.

СТРАСТЬ. Тут все не так однозначно: ни один эксперт не сможет сказать вам, страсть ли ведет к успеху или успех подогревает страсть. Первое утверждение безусловно справедливо, но давайте признаемся: любить дело, которое идет в гору, значительно проще и легче. Значит, истинно и второе утверждение. Впрочем, дорога к успеху может оказаться долгой, поэтому постарайтесь хотя бы не ненавидеть то, чем собираетесь заниматься.



Необязательно иметь в наличии все три фактора с самого начала. Вполне достаточно двух, а третий, если вы будете упорно работать, придет сам.

Найдите единомышленников

Следующий шаг – сплотить вокруг себя людей, с которыми вы отправитесь в свое Большое Приключение, как Фродо Бэггинс из «Братства кольца». Да, людям нравятся «творцы-одиночки»: Томас Эдисон (лампочка накаливания), Генри Форд (знаменитая Model T), Анита Роддик (Body Shop), Ричард Брэнсон (Virgin Airlines)… Но это – не ваш случай.

Успешные компании обычно возникают и добиваются успеха благодаря совместным усилиям хотя бы двоих единомышленников. Вполне возможно, что потом, спустя какое-то время, в людской памяти останется только один из основателей, но рисковать всегда лучше в компании.

«Первый последователь – вот кто превращает одиночку в лидера».

В 2010 г. на очередной конференции TED Дерек Сиверс, основатель компании-дистрибьютора CD Baby, проиллюстрировал эту идею с помощью любопытного видеоролика. В поле в гордом одиночестве танцует мужчина. Через некоторое время к нему присоединяется еще один танцор, потом – еще один… Наконец, мы видим целую толпу танцующих людей. Их так много, что они не помещаются в кадре – настоящий танцевальный фестиваль.

Сиверс отводит первому последователю важную роль, именно он обеспечивает лидера необходимым уровнем доверия. Ему, а не только лидеру, подражают все остальные. «Первый последователь, – говорит Сиверс, – вот кто превращает чудака-одиночку в лидера». И зачастую становится сооснователем стартапа, добавим мы.

Между такими единомышленниками-основателями должно быть не только сходство, но и различия. Разберемся сначала с желательными точками соприкосновения:

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ. Стараниями восторженных энтузиастов это слово превратилось в штамп, но для единомышленников оно очень важно: основатели должны одинаково представлять себе развитие стартапа и рынка. Например, если вы уверены в том, что компьютеры необходимы только большим компаниям, а ваш сооснователь считает, что будущее – за компактными, дешевыми и легкими в использовании персональными компьютерами, ваш союз вряд ли будет долговечным.

МАСШТАБ. Не все хотят строить финансовую империю. Не все готовы посвятить бизнесу всю жизнь. Планы на будущее не бывают правильными или неправильными – речь о том, по пути вам друг с другом или нет. Основатели не всегда с самого начала четко понимают, чего они хотят, но если вы хотя бы думаете в одном направлении – уже неплохо.

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ. Все работают на равных. Что важнее: стартап, семья или то и другое в равной степени? Очень сложно делать дело, если у основателей разные приоритеты. Кто-то хочет поработать пару лет и с выгодой продать бизнес. Кто-то – создать компанию, которая просуществует десятилетия. Само собой, между ними возникнут разногласия. Идеальная ситуация, когда основатели согласны заниматься проектом в течение хотя бы десяти ближайших лет.

А вот в чем им желательно отличаться друг от друга:

УМЕНИЯ. Для стартапа нужны как минимум двое: тот, кто делает (как Стив Возняк), и тот, кто продает (как Стив Джобс). Основатели должны дополнять друг друга, чтобы выстроить серьезную компанию.

ЗОНЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ. Кто-то доводит до ума детали, кто-то занят стратегическими проблемами. Успешному стартапу нужно то и другое.

ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ. Чем их больше и чем сильнее они отличаются друг от друга, тем лучше. Пусть взгляды молодежи и пожилых, богатых и бедных, мужчин и женщин, производственников и продавцов, физиков и лириков, мусульман и христиан, геев и натуралов дополняют друг друга…

И наконец несколько общих советов вам и вашим единомышленникам:

НЕ СПЕШИТЕ. Основатели могут работать вместе много лет, каждого нового члена команды нужно выбирать вдумчиво, как выбирают супруга или супругу (конечно, если вы не чемпион по разводам). Количество здесь не переходит в качество, а любой разрыв, как и в браке, переживается болезненно.

НЕ ПРИВЛЕКАЙТЕ СОУЧРЕДИТЕЛЕЙ РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ КАПИТАЛА. Единственная серьезная причина брать в проект новых людей – идет ли речь о членах совета директоров или уборщице – желание сделать стартап лучше и успешнее. Спросите себя, наняли бы вы этого человека, если бы не деньги, которые он с собой принесет? Если нет, такое решение будет сущим безумством.

НАДЕЙТЕСЬ НА ЛУЧШЕЕ, ГОТОВЬТЕСЬ К ХУДШЕМУ. Команды возникают и распадаются. Возможно, ваш стартап станет счастливым исключением, но подстраховаться не помешает: установите для всех (в том числе для себя) период постепенного получения причитающегося пакета акций, чтобы участник, решивший уйти из проекта менее чем через четыре года, не мог контролировать значительную часть капитала компании.

Найдите смысл

Итак, вы ответили на все вопросы, нашли свое место на рынке, собрали команду и настроились на победу. А теперь задумайтесь: а в чем смысл, в чем состоит предназначение вашего стартапа? Деньги, власть, престиж – все это здесь не годится. Точно так же не может быть смыслом создание классного рабочего места с бесплатным питанием, пинг-понгом, волейболом и возможностью приводить на работу собаку. Смысл – это изменение мира к лучшему.

«Есть смысл – будут и деньги».

Вопрос этот не так прост, как кажется, особенно если вы – два энтузиаста, дни и ночи напролет пишущие код или собирающие сконструированное вами устройство в гараже. Из маленького желудя вырастает огромный дуб. Если вам даже в самых смелых мечтах не под силу увидеть, как ваш стартап меняет мир, смиритесь: вам никогда не стать главой компании, вершащей судьбы планеты.

Ничего страшного, впрочем, тут нет. Не так уж их и много, таких компаний. И еще меньше тех, которые именно с этой целью появились на свет. Но, черт возьми, я просто хочу, чтобы вы мыслили глобально. Все гиганты когда-то были годовалыми малышами – и разве мог тогда кто-нибудь подумать, насколько громкий успех ждет их в будущем. Поверьте мне, есть смысл – будут и деньги.

Придумайте мантру

Следующий ваш шаг – сочинить мантру из трех-четырех слов, которая объясняла бы весь смысл вашей деятельности. Для стартапов отлично подходит определение мантры, которое дает словарь American Heritage Dictionary of the English:

«Имеющее сакральное значение высказывание, повторяемое во время молитвы или медитации как обращение к божеству, заклинание или фрагмент текста, которому приписывают мистические свойства».

Приведу пять примеров (реальных и гипотетических) мантр, которые успешно передают цель компании:

Все для настоящего спорта (Nike)

Развлечения для всей семьи (Disney)

Доступная коммерция (eBay)

Доверься мастеру (Etsy)

Этих примеров вполне достаточно, чтобы сформулировать основные требования к хорошей мантре:

ЛАКОНИЧНОСТЬ. Мантры коротки, благозвучны и легко запоминаются (самая, пожалуй, короткая из них – всем известная «Ом») – в отличие от кредо компании: кредо обычно длинное, невнятное и его почти невозможно запомнить. Мантру должны знать назубок все, от членов совета директоров до секретаря в приемной. Что на ваш взгляд эффективнее: мантра «Полезные ежедневные мелочи» или миссия компании «Starbucks создана для того, чтобы быть мировым лидером по производству и продаже самого лучшего кофе; наши принципы неизменны, и мы будем неуклонно следовать им, каких бы вершин ни добились»? Думаю, комментарии излишни.

«"Все для настоящего спорта" звучит лучше, чем "Продаем тонны кроссовок, сшитых в Китае"».

ПОЗИТИВНОСТЬ. Мантра должна формировать положительное впечатление о вашей компании и объяснять, как то, чем вы занимаетесь, меняет мир в лучшую сторону. «Все для настоящего спорта» звучит лучше, чем «Продаем тонны кроссовок, сшитых в Китае».

УПРАЖНЕНИЕ

Впишите сюда мантру вашего стартапа: ________________________________.

ФОКУСИРОВКА НА ВНЕШНИЙ МИР. Мантра сообщает, что вы даете клиенту и обществу в целом. Она не эгоистична и не эгоцентрична. «Разбогатеть» – это антимантра. Клиентов интересует «доступная коммерция», а не толщина ваших с акционерами кошельков.

УПРАЖНЕНИЕ

Сформулируйте принципы своих отношений с клиентом. В чем смысл вашего стартапа?

УПРАЖНЕНИЕ

Если кто-то спросит ваших родителей или, скажем, секретаря, чем вы занимаетесь, что они ответят?

Scott Bedbury, A New Brand World: Eight Principles for Achieving Brand Leadership in the Twenty-First Century. New York: Viking, 2002, р. 51.

Scott Bedbury, A New Brand World: Eight Principles for Achieving Brand Leadership in the Twenty-First Century. New York: Viking, 2002, р. 53.

www.infobusiness2.ru

Стартап Как начать и раскрутить свой стартап-бизнес

2011 © Андрей Парабеллум, Артем Пугачев


CONTENTS


ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ОСТАВЬТЕ ОБУВНЫЕ КОРОБКИ ПУСТЫМИ

ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТАРТОВОМ КАПИТАЛЕ

ПО СВОИМ СУСЕКАМ: ВОЗЬМИ «В ДОЛГ» У СЕБЯ

ХУДШИЙ ВАРИАНТ: ЗАЙМИ У РОДНЫХ ИЛИ ЗНАКОМЫХ.

ПОИСК ИНВЕСТОРОВ. РАУНД 1. БИЗНЕС-АНГЕЛЫ. БРИДЖ-ФИНАНСЫ.

ПОИСК ИНВЕСТОРОВ. РАУНД 2. ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ НАЙТИ МЕГА-ИНВЕСТОРА.

ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ. ГРАБЛИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ОБОЙТИ

ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ. ДЕГОТЬ В БОЧКЕ МЕДА

НАЙДИ СЕБЕ ПАРТНЕРА С РЕСУРСАМИ

ДА ПОМОЖЕТ НАМ ГОСУДАРСТВО!

УТРОМ ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ СТУЛЬЯ. КАК ЗАБЫТЬ О СТАРТОВОМ КАПИТАЛЕ?

КАК ОБОЙТИСЬ БЕЗ СТАРТОВОГО КАПИТАЛА

СОЗДАЙ РЕШЕНИЕ БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМЫ

РАСКРУТКА СТАРТАПА С НУЛЯ

ШЕСТЕРЕНКИ И ПРУЖИНКИ

ИДИТЕ ЗА ДЕНЬГАМИ

СТАРТАП КАК ОТРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ СТАРТАПА

ПАРТНЕРЫ И ОТНОШЕНИЯ С НИМИ

ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧИНАЮЩИХ СТАРТАПОВ

НУЖНЫЕ ЛЮДИ 50 ПСИХОЛОГИЯ ИНВЕСТОРОВ

ДЕЛО СВОЕЙ ЖИЗНИ

ЛОВУШКИ СТАНДАРТНЫХ КОНТРАКТОВ

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ СТАРТАПОВ

В ПОИСКАХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ИНВЕСТОРА

ПРОБЛЕМА ВЫХОДА ВЛАДЕЛЬЦА

СТАРТАПЫ И ПРОБЛЕМЫ

3 ЭТАПА РОСТА КОМПАНИИ

БЫСТРЫЙ РОСТ И МАСШТАБИРОВАНИЕ

РОСТ ЗА СВОЙ СЧЕТ

ЗАТАЧИВАНИЕ ПРОДУКТА ПОД КРУПНЫХ КЛИЕНТОВ

СТАРТАП И СИСТЕМА ПРОДАЖ

КРУПНЫЕ КОНКУРЕНТЫ И СТАРТАПЫ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

ПУСТЬ ВАШИ ОТЛИЧИЯ РАБОТАЮТ НА ВАС

ПУСТЬ ОТЛИЧИЯ КОНКУРЕНТА РАБОТАЮТ… ТОЖЕ НА ВАС!

ПЛОЩАДКА ДЛЯ БЫСТРОГО ВЗЛЕТА


ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ОСТАВЬТЕ ОБУВНЫЕ КОРОБКИ ПУСТЫМИ


Деньги - извечная проблема и извечное средство решения многих проблем. Почему мы решили писать книгу именно на эту тему - стартап-бизнес? Сказать по правде, сначала была мысль поговорить только о венчурных капиталах: их сущности, методах поиска и наиболее эффективном применении. Когда черновик был готов, мы обратились к аудитории- разослали письма различным гуру, разместили множество сообщений на форумах и в блогах. Нужна была обратная связь, чтобы понять, что необходимо подправить, изменить, дополнить. И вдруг оказывается, что большинство опрошенных вообще НЕ ЗНАЕТ, что такое венчурный капитал! Мало этого, у многих в голове есть просто одна или две «убойные» идеи нового бизнеса, жгучее желание его раскрутить и понимание, что без денег это сделать практически невозможно. А что именно сделать для нахождения денег и где их искать - непонятно. И тем более непонятно, как из этого всего вырастить полноценный работающий бизнес. В этот момент стало ясно, что начинать следует с самых азов и рассмотреть все вопросы, связанные с нахождением стартового капитала, построением начальных продаж и эффективным выстраиванием Вашего нового бизнеса. В последнее время многие из моих друзей хотят организовать свой бизнес. И вроде все у них хорошо, идей через край, да только один каверзный вопрос мучает их: с чего начать? Где взять деньги для старта? И нужны ли они вообще? Если заглянуть в мысли большинства людей, Вы увидите там сложившийся успешный бизнес. Наверное, каждому второму в голову приходили и приходят какие-то оригинальные и, казалось бы, обреченные на успех проекты. Они молниеносно воплощаются в нашем сознании - и вот уже мы видим себя с сигарой в зубах отдыхающим на собственном острове. Но что-то мешает окончательно отдаться очарованию этих грез… Это что-то - деньги! «Все отлично, осталось найти энную сумму для разгона…» - думаем мы, и эта мысль действует, как хлесткая волна на песочный замок выдуманного бизнеса. Только что он красовался башнями, но мгновение - и ровная скучная поверхность блестящего песка на его месте… В истории масса примеров, когда идея, зародившись, «спала» годами, прежде чем извергнуться подобно вулкану в рынок. Так, еще в 1800 году у французов братьев Ньепсов родился замысел двигателя внутреннего сгорания. Но исторические перипетии, равнодушие со стороны науки и незаинтересованность обычных людей просто не дали ростку пробиться на свет. Может, братьям нужно было действовать более энергично? Так или иначе, лишь только спустя семь десятков лет на весь мир прославился уже Рудольф Дизель. И сегодня у многих людей опускаются руки. Мне известны просто мегаэнергичные персоны, которые, тем не менее, буквально складывали все свои грандиозные идеи на клочках бумаги в ящики своего стола. Процентов 90 из них больше никогда не возвращались к этим озарениям, а если и возвращались, то не с решимостью в глазах, а с ностальгией. Меж тем, существует ряд способов нахождения стартового капитала - популярных, удобных, грамотных. Ниже мы коснемся каждого из них, а заодно рассудим - а обязателен ли стартовый капитал вообще?


ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О СТАРТОВОМ КАПИТАЛЕ