Из воспоминаний участника обороны Севастополя. Из воспоминаний участника обороны Севастополя

Тест ЕГЭ-2011 по истории России

Вариант 3

А1. К какому веку относится княжение Ивана III, государя всея Руси?

1) XIII в. 2) XIV в. 3) XV в. 4) XVII в.

А2. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на льду Чудского озера?

1) Дмитрий Донской 3) Святослав Игоревич

2) Александр Невский 4) Иван Калита

А3. Как назывался в Древней Руси налог в пользу церкви?

1) полюдье 2) десятина 3) выкуп 4) оброк

А4. Что из названного относится к итогам деятельности Избранной рады в 50-60-е гг. XVI в.?

1) введение рекрутчины

2) создание полков «иноземного строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание стрелецкого войска

А5. Кого в период Смуты (начало XVII в.) называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II

2) Василия Шуйского

3) Ивана Болотникова

4) Ивана Заруцкого

А6. Требование решать все важнейшие государственные дела при участии членов Верховного тайного совета содержалось в

1) Соборном уложении

2) кондициях

3) Табели о рангах

4) Духовном регламенте

А7. Итогом заключения «Вечного мира» с Польшей (1686 г.) было то, что

1) Россия получила Левобережную Украину и Киев

2) Россия получила выход к Балтийскому морю

3) Речь Посполитая отказалась от Правобережной Украины

4) Речь Посполитая вернула России Новгород

А8. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как называлась летопись, о которой говорится в документе.

«Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета художественной и культурной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью… К этому времени относится составление нашей первоначальной летописи».

1) «Апостол» 3) «Изборник»

2) «Русская Правда» 4) «Повесть временных лет»

А9. Какое из названных событий произошло позже остальных?

1) основание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

2) строительство Транссибирской железной дороги

3) основание Печатного двора в Москве

4) строительство железной дороги между Санкт-Петербургом и Царским Селом

А10. А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер возглавляли

1) «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»

2) организацию «Народная воля»

3) общество петрашевцев

4) Южное общество декабристов

А11. Какой орган исполнительной власти, созданный в годы правления Николая I, осуществлял организацию политического сыска и следствия, выполнял функции цензуры?

1) Тайная экспедиция

2) Правительственный сенат

3) приказ Тайных дел

4) III отделение императорской канцелярии

А12. Понятие «крестьянский вопрос» в 1890-х годах включало, в частности, положение о необходимости

1) ограничения размеров оброка

2) отмены личной зависимости крестьян от помещиков

3) перевода крестьян на месячину

4) ликвидации малоземелья крестьян

А13. Идеи французских и русских просветителей конца XVIII века, знакомство с Европой во время Заграничного похода русской армии в 1813-1814 гг. оказали непосредственное влияние на идейное становление

2) народников 4) социал-демократов

А14. Прочтите отрывок из письма Н.М.Карамзина и укажите, как назывались крестьяне, о которых идет речь.

«Пишешь ты ко мне, бурмистр <управляющий>, что хотя и приказал я женить крестьянского сына Романа Осипова на дочери… Архипа Игнатьева, но миром крестьяне того не приказали: кто же из вас смеет противиться господским приказаниям..? На сей раз <прощаю>, но снова приказываю вам непременно женить упомянутого Романа на дочери Архиповой и не отдавать его в рекруты. А если вперед осмелится мир не исполнить в точности моих предписаний, то я не оставлю сего без наказания. Всякие господские повеления должны быть святы для вас: я вам отец и судья. Мое дело знать, что справедливо и для вас полезно».

1) государственные 3) крепостные

2) удельные 4) посессионные

А15. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А.Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А16. Как называется характерная для НЭПа форма привлечения иностранного капитала в экономику СССР, при которой иностранные предприниматели получали право на эксплуатацию хозяйственных объектов СССР?

1) акционирование 3) синдицирование

2) приватизация 4) концессия

А17. Приоритетным направлением внешней политики большевиков в 1918-1921 годах было

1) установление дипломатических отношений с ведущими странами Запада

2) тесное сотрудничество с коммунистами других стран с целью осуществления мировой революции

3) поддержка пацифистских лозунгов и сотрудничество с Лигой Наций для предотвращения новой войны

4) сотрудничество с США с целью противодействия японской экспансии на Дальнем Востоке

А18. Одна из причин принятия решения о коллективизации сельского хозяйства заключалась в стремлении советского руководства

2) заменить продразверстку продналогом

3) отказаться от принудительных методов управления сельским хозяйством

4) найти средства для финансирования индустриализации

А19. Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

1) С.И.Мамонтов 3) С.П.Дягилев

2) С.В.Рахманинов 4) Ф.И.Шаляпин

А20. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?

1) В.И.Чапаев, С.М.Буденный

2) А.П.Маресьев, А.М.Матросов

3) Д.В.Давыдов, В.Кожина

4) А.Г.Стаханов, П.Н.Ангелина

А21. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки… Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля».

1) битве на Орловско-Курской дуге

2) форсировании Днепра

3) битве за Москву

4) Сталинградской битве

А22. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.?

1) проведение экономических реформ в промышленности

2) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

3) ввод советских войск в другие страны

4) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы

А23. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой был подписан, когда руководителем СССР был

1) И.В.Сталин

2) Н.С.Хрущев

3) Л.И.Брежнев

4) М.С.Горбачев

А24. Что из названного свидетельствует о трудностях в проведении перестройки в СССР?

1) принятие решения о децентрализации управления промышленностью

2) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

3) освоение целинных и залежных земель

4) проведение шахтерских забастовок в Кузбассе и других регионах СССР

А25. Одна из основных причин перехода СССР и США к политике разрядки в 1970-е годы состояла в

1) укреплении экономики СССР в результате реформ А.Н.Косыгина

2) достижении СССР военно-стратегического паритета с США

3) упрочении отношений между СССР и Китаем

4) испытании в СССР первой водородной бомбы

А26. Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

1) 1954 г. 3) 1975 г.

2) 1962 г. 4) 1985 г.

А27. Что стало характерной чертой развития экономики России в 1990-е годы?

1) преимущественное развитие тяжелой промышленности

2) усиление военно-промышленного комплекса

3) развитие различных форм собственности

4) финансовая поддержка государственных предприятий

ЧАСТЬ 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) стояние на реке Угре

Б) Куликовская битва

В) Ледовое побоище

Г) Полтавская битва

В2. Какие три из названных имен связаны с событиями церковного раскола в России XVII в.?

1) Филарет

2) Аввакум

4) Иосиф Волоцкий

5) царь Алексей Михайлович

6) царь Федор Иоаннович

В3. Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца соответствую позицию второго.

В4. Прочтите отрывок из историка В.О.Ключевского и назовите российского государя, к которому относится эта характеристика.

«Из него, уроженца континентальной Москвы, вышел истый моряк, которому морской воздух нужен был, как вода рыбе.

Бросив кремлевские хоромы, он вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром он сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При нем не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обычная прислуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, называвшихся денщиками».

В5. Расположите следующие явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены явления, в правильной последовательности.

А) возникновение первых мануфактур

Б) отмена крепостного права

В) начало промышленного переворота в России

Г) возникновение первых монополистических объединений

В6. Какие три из перечисленных ниже событий относятся ко второй половине XIX в.?

1) открытие первого профессионального театра в Ярославле

2) основание Московского художественного общедоступного театра (МХТ)

3) основание Московского университета

4) учреждение Товарищества передвижных художественных выставок

5) открытие Высших женских курсов

6) основание Царскосельского лицея

В7. Установите соответствие между именами российских императоров XIX – XX вв. и событиями внешней политики.

В8. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название представителей общественной мысли, о которых идет речь.

«Составляющей… единения <представителей общественной мысли> была… теснейшая привязанность к Москве и Московскому университету, с которым были связаны почти все виднейшие <представители этого направления>. Хомяков был кандидатом университета, братья Киреевские брали уроки у университетских профессоров, курс «студентства» в разные годы прошли К.Аксаков, А.Кошелев, Ю.Самарин, В.Валуев…»

В9. Какие три из перечисленных названий относятся к политическим партиям начала XX века?

1) кадеты

2) нечаевцы

3) народовольцы

4) петрашевцы

В10. Установите соответствие между датами и событиями.

В11. Прочтите отрывок из воспоминаний современника и напишите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

«Он многое задумывал осуществить. «Дайте только 20 спокойных лет – и вы не узнаете России,- говорил премьер. Так это или не так, нам не дано узнать. 1 сентября 1911 г. он был смертельно ранен в Киеве. Один из наиболее ярких премьер-министров России унес с собой большинство своих планов и начинаний».

В12. Какие три из перечисленных черт характеризовали внешнюю политику СССР в 1945 – 1953 гг.?

1) нормализация отношений со странами Запада

2) усиление влияния в странах Восточной Европы

3) разрыв отношений с Югославией

4) достижение военно-стратегического паритета с США

5) расхождение интересов с союзниками по борьбе с фашизмом

6) проведение политики разрядки международной напряженности

В13. Установите соответствие между событиями в истории СССР и годами, в которые они происходили.

В14. Прочтите отрывок из выступления государственного деятеля СССР по Центральному телевидению в декабре 1991 года и напишите его фамилию.

«В силу сложившейся ситуации… прекращаю свою деятельность… Я покидаю свой пост с тревогой. Но и с надеждой, с верой в вас, в вашу мудрость и силу духа. Мы – наследники великой цивилизации, и сейчас от всех и каждого зависит, чтобы она возродилась к новой современной и достойной жизни…».

В15. Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности.

А) принятие Конституции «развитого социализма»

Б) первые выборы в Государственную Думу РФ

В) подписание Беловежских соглашений

Г) избрание М.С.Горбачева генеральным секретарем ЦК КПСС

ЧАСТЬ 3.

Из писем участник событий.

«С каждым часом делается все труднее и труднее… видеть ежеминутно перед собою страдания людей… Но досаднее всего это то, что на каждый наш выстрел <неприятели> отвечают десятью. Наши заводы не успевают делать такого количества снарядов, какое нужно выпускать, чтобы нанести хоть небольшой вред неприятелю; и кроме того, подвоз на телегах гораздо неудобнее, чем подвоз на пароходах, на которых неприятель доставляет все, что только ему нужно… Ни в одну войну не пролито столько крови, сколько в эту… Досадно видеть, что противники наши обладают такими средствами, какими мы – не в состоянии… Грустно было оставлять Севастополь, так долго нами защищаемый…».

Из воспоминаний участника обороны Севастополя.

«Горько было на сердце, когда я, сотворив крестное знамение, снова ступил на эту землю, политую кровью моих друзей и собратий… Приведением казался мне Малахов курган… Давно ли здесь распоряжались Нахимов, Истомин, Хрулёв?.. Давно ли здесь повсюду видны были русские шинели, звучала родная речь?.. Никто из нас и подумать не мог, что будут здесь и другие властители, и сами явимся здесь гостями…».

С1. Укажите название и даты начала и завершения войны, о событиях которой идет речь.

С2. Назовите не менее трех причин поражения России в названной войне. Для ответа используйте отрывки из писем и знания по истории.

С3. Какое чувство испытывали защитники Севастополя, вынужденные оставить город? Чем, по мнению авторов писем и воспоминаний, объясняется это чувство?

С4.

В 1722 году Петр I издал «Указ о наследовании престола», давший императору право назначать себе преемника по своему усмотрению.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Петра I канцлер Г.И.Головкин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине. Почему создалась ситуация выбора наследника? Укажите не менее двух причин. В чью пользу и каким образом решился этот вопрос? Приведите не менее двух положений.

С7. Сравните положение русских дворян в последние годы царствования Николая I и в последние годы царствования Александра II.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что – различным (не менее двух различий).

24-летний Борис Белозёров не только самый юный капитан команды в телеклубе «Что? Где? Когда», но и один из самых ярких и талантливых молодых игроков. Телезрители, которые любят интеллектуальные шоу, помнят Бориса ещё ребёнком. В шестом классе он стал участником программы «Самый умный» на СТС, которую вела Тина Канделаки, и однажды установил рекорд, дав 46 правильных ответов за два раунда. С 2014 года Борис играет в «Что? Где? Когда?» и дома, на полке с книгами у него уже стоит одна «Хрустальная сова». В Воронеж Борис приезжает часто - на игры «спортивного» «Что? Где? Когда?» и к друзьям. Во время одной из недавних поездок он дал эксклюзивное интервью корреспонденту «Ё!».

«Нужно ли каждому быть очень умным - большой вопрос»

- Борис, признайтесь, как ваши родители вырастили такого умного сына?

Я вырос в Волгограде, родители оба филологи по образованию, а папа ещё экономист. Он работает по финансовой части, а мама, когда я родился, ушла с работы и всю себя посвятила мне - думаю, это тоже сыграло большую роль. Первое моё воспоминание - я, трёхлетний, что-то рисую в волгоградской детской художественной школе. Мама водила меня по всевозможным кружкам, я ходил и на шахматы, и на танцы, и на футбол. Летом мы ездили в Питер, где я родился, и меня таскали по музеям, хотя я в четыре года не очень-то хотел идти в Эрмитаж. Но сейчас понимаю, что родные всё делали правильно. Я верю в теорию, что до 5 - 6 лет ребёнок поглощает любой объём информации, который ему можно дать, и надо этим пользоваться.

-- Вы, наверное, и читали уже в три года?

Нет, читать я научился сам, примерно в четыре с половиной года, писать - перед школой. Слишком ранним ребёнком в этом смысле я не был. Знаете, я, в целом за раннее развитие детей, но при этом считаю, что нужно обязательно учитывать, что хочет ребёнок. И водить его куда-то насильно ни в коем случае нельзя. Так же как пытаться научить чтению-письму, если он пока не готов. Я именно так буду воспитывать детей, хотя, думаю, они у меня появятся очень нескоро. Да и потом, нужны ли каждому человеку высокие когнитивные способности - ещё большой вопрос. Ведь когда у тебя слишком много мыслей, загонов - это очень усложняет жизнь.

- Вы хорошо учились, закончили школу с золотой медалью. А как складывалось общение с одноклассниками?

Честно скажу, проблемы с общением у меня были. Сам я больше любил общаться со взрослыми, с ними было интереснее. Я много читал и интересовался совсем другими вещами, чем мои сверстники. Поэтому, с одной стороны, я чувствовал перед ними некое превосходство, а с другой - небольшую зависть. Потому что хотелось нормального общения с одноклассниками, а получалось не очень. В школе дети очень жестоко относятся к тем, кто на них не похож. Но сегодняшним детям проще - есть интернет, олимпиады, школьные интеллектуальные игры, где можно найти единомышленников.

«Полгода просил знатоков, чтобы меня взяли в клуб»

- Наверное, всё изменилось, когда вы стали звездой программы «Самый умный»?

В шестом классе я увидел программу по телевизору и понял, что очень хочу там играть. Позвонил по номеру, который был указан, прошёл несколько отборов. Родители поначалу переживали - это серьёзный проект, который отнимает много сил и времени. Но в итоге они смирились, поддерживали меня. Этот проект много мне дал. И не только путёвку в «Что? Где? Когда?», но и новый круг общения. Это было потрясающе, когда я увидел ребят, равных мне. У меня появился новый круг общения, я стал увереннее в себе, и это положительно сказалось и на отношения с одноклассниками.

В так называемое «спортивное» «Что? Где?Когда?» играют тысячи человек по всей стране. И только единицы попадают «в телевизор». Как?

Я начал играть в спортивное «Что? Где? Когда?» за сборную школы. Потом играл в одной из волгоградских команд, потом, когда я переехал в Москву и поступил в МГУ, играл за их студенческую команду. Чтобы попасть в телеклуб, нужно получить приглашение на отбор от кого-то из знатоков или от редакторов. Редакторы обычно зовут призёров разных чемпионатов, а остальных рекомендуют телезнатоки по знакомству. С ними можно познакомиться как раз на больших турнирах по «спортивному» «Что?Где?Когда?», которые проходят и у вас, в Воронеже. Я добивался приглашения примерно полгода, разговаривая с разными членами клуба. В итоге Лена Потанина посчитала, что она может дать мне приглашение. Капитаном меня назначили редакторы, для моей новой команды это было удивлением. Сначала редакторы набирают «протокоманду», которая ещё год ходит на игры, наблюдает. А затем уже пускают её за игровой стол.

- Признайтесь, дедовщина в клубе есть - эдакое снисходительное отношение к новичкам со стороны мэтров?

В шутливой форме, конечно, это нормально для любого коллектива. И конкуренция, конечно, есть. Все мы люди амбициозные, умные, эмоциональные. Бывают и скрытые конфликты, и нелюбовь. Но лично я стараюсь со всеми дружить или в лучшем случае не ссориться.

«Есть специальная инструкция, что делать с упавшими в обморок»

- За четыре года вашей игры происходили ли на съёмках какие-то внештатные ситуации?

Ну по мелочи. Телегруппа игры очень опытная, быстро импровизирует. Бывает, кто-то из стоящих за нашими спинами падает в обморок. Его потихонечку убирают к стенке - есть специальная инструкция по поведению на игре. Её произносит перед каждой игрой Андрей Козлов (знаток и продюсер «Что? Где? Когда?» - «Ё!») - знаете, как стюардессы перед полётом. Тут курить можно, там нельзя, жвачки не жевать, в обморок падать стоя и так далее. Это можно увидеть в инстаграм-трансляции перед игрой.

- Когда вы обсуждаете вопросы, вам операторы не мешают - они же порой снимают очень близко?

Во время игры все эмоции уходят на игровую работу. Мы вообще не замечаем операторов и людей вокруг. Знаете, как будто ты в каком-то вакууме, и до тебя лишь доносится отдалённый шум. Лично я даже не волнуюсь на играх - у меня включается полезный механизм, когда все эмоции я перевожу в работу. И после окончания игры, независимо от результата, ты ощущаешь одно - пустоту. И лишь потом накрывают переживания.

- А бывает, что знатоки кричат друг на друга, что кто-то дал неправильную версию, не так себя повёл?

Это нормальная история - орать, ругаться. С возрастом этого становится меньше, команда становится более профессиональная. У нас и на тренировках бывают ссоры, конфликты мы очень яркая, эмоциональная команда. Конфликты возникают регулярно, но мы их гасим, разговариваем.

Телезрители порой задаются вопросом: почему на телеигры знатоки ездят даже тогда, когда не играют, просто постоять посмотреть. Причём такие серьёзные люди, как Друзь, Поташёв. Им за это платят?

Знатокам не платят за игры, это классическое заблуждение, которое все всегда развеивают, сейчас нам даже не платят за победы в финале как раньше. Поймите, мы «больны» этой игрой, в хорошем смысле слова - вот и весь ответ!

«В клубе стало модно играть парами»

- Борис, расскажите, чем вы занимаетесь помимо телеигры?

После двух лет учёбы на физфаке МГУ я понял, что это не моё, и перевёлся в МГИМО - изучаю международное энергетическое сотрудничество, в этом году получу степень бакалавра, а потом, наверное, пойду в магистратуру. Мне нравится вести интеллектуальные игры - это и путешествия по городам, и общение с людьми, и заработок. Интересуюсь кухнями разных народов, живописью, теннисом.

- А есть сферы, в которых вы вообще не разбираетесь?

Я не люблю и ничего не понимаю в автомобилях, мне совсем не близка медицина и всё, что с ней связано. И я, честно скажу, классический парень-интеллигент, который не представляет, как чинить кран и тому подобное.

- Вы упомянули, что папой станете не скоро. А почему вы в этом так уверены?

Да, в обозримом будущем жениться я не собираюсь. И именно потому, что семья и дети - это для меня очень важно. Поэтому я хочу уделять им достаточно времени. Но я знаю, что в ближайшие годы у меня его не будет.

- Сейчас в телеклубе играет несколько пар. Личные отношения помогают игре или мешают?

Да, сейчас модно играть парами. Но лично я не хотел бы играть вместе с девушкой, с которой встречаюсь. И не очень хочу, чтобы в моей команде играли люди в отношениях. Потому что это непредсказуемый фактор, который может сыграть как в минус, так и в плюс. А я, как капитан, непредсказуемости не люблю.

Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию. «Чем больше я играл Бориса Годунова

А20. К политике модернизации, проводившейся правительством России в начале XX в., не относится(ятся):
1) освобождение владельцев фабрик и заводов от налогов; 2) широкое привлечение иностранных капиталов в экономику; 3) значительные расходы на научные исследования; 4) недопущение иностранных капиталов в экономику. ++/ответ/++

А21. Какие из перечисленных ниже имен художников были связаны с понятием «передвижники»:
а) И.П. Брюллов; б) Н.Н. Ге; в) В. Г. Перов; г) Д.Г. Левицкий; д) В.Е. Маковский; е) И.Н. Крамской?
1) а, в, д, е; 2) б, в, г, д; 3) а, б, г, е; 4) б, в, д, е. ++/ответ/++

А22. Крестьянская фракция трудовиков в I Государственной думе не выдвигала требование:
1) разрушения общины; ++/ответ/++ 2) принудительной конфискации помещичьих земель и передачи их в общенародный фонд; 3) превращения всей земли во всенародное достояние с равным правом пользования ею; 4) отдачи сельскохозяйственных земель в пользование тем, кто будет ее обрабатывать своим трудом.

А23. Существовавшая в русской деревне в начале XX в. испольщина означала:
1) аренду крестьянами помещичьей земли за часть своего урожая; ++/ответ/++ 2) сдачу помещиком в аренду крестьянам сельхозтехники; 3) пользование крестьянами помещичьими лугами; 4) общинный передел земли между крестьянами.

А24. В начале XX в. Российская империя занимала первое место в мире по:
1) объему национального дохода; 2) темпам прироста национального дохода; ++/ответ/++ 3) производству промышленной продукции на душу населения; 4) доле населения, проживающего в городах.

А25. В начале XX в. подданные Российской империи в официальных документах делились на группы по принципу:
1) сословному; ++/ответ/++ 2) классовому; 3) национальному; 4) региональному.

А26. Какое из требований, выдвинутых рабочими 9 января, не было выполнено в ходе революции 1905-1907 гг.:
1) установление 8-часового рабочего дня; ++/ответ/++ 2) созыв Думы; 3) введение политических и гражданских свобод; 4) отмена выкупных платежей крестьян за землю?

А27. В начале XX в. (до 1905 г.) Россия была:
1) Самодержавной монархией; ++/ответ/++ 2) конституционной монархией; 3) аристократической республикой; 4) демократической республикой.

А28 Создание Государственной думы в России в начале XX в. было важным шагом на пути:
1) превращения России в федеративное государство; 2) введения демократической избирательной системы; ++/ответ/++ 3) утверждения республики; 4) свержения самодержавия.

А29. Важным событием внешней политики России в начале XX в. было:
1) заключение военно-политического союза с Великобританией: ++/ответ/++ 2) заключение договора с Китаем о дальневосточной границе; 3) отказ от ранее заключенного союза с Францией; 4) вступление в Тройственный союз с Германией и Австро-Венгрией.

А30 Какие из перечисленных событий относятся к периоду революции 1905-1907 гг.?
А) учреждение Совета Народных Комиссаров Б) отречение Николая II В) Всероссийская октябрьская политическая стачка Г) Декабрьское вооруженное восстание в Москве Д) мятеж генерала Л.Г. Корнилова Е) восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»
1) АБЕ 2) АГД 3) БВГ 4) ВГЕ ++/ответ/++

А31 Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
1) Ф.И. Шаляпин ++/ответ/++ 2) С.В. Рахманинов 3) С.П.Дягилев 4) С.И. Мамонтов

38. Прочитайте отрывок из воспоминаний выдающегося деятеля культуры и укажите егофамилию:

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в "Майской ночи", тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, какговорят…».Ф. Шаляпин

39. Прочитайте отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР и напишите название этогоприказа:

«...Военным Советам армий, и, прежде всего, командующим армиями: сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг передРодиной».Приказ № 227, «Ни шагу назад».

40. Прочитайте отрывок из воспоминаний У. Черчилля и укажите год, к которому относятся описанныесобытия:

«<…> за шестимесячную кампанию немцы добились внушительных результатов и нанесли противнику потери, которых не выдержала бы никакая другая страна. Но три главных объекта, к которым они стремились, – Москва, Ленинград и нижнее течение Дона – все еще прочно находились в руках русских… Наступила зима. Затяжная война была неизбежной».


41. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и напишите егоназвание:

«1. Донецкая Народная Республика является демократическим правовым социальным государством. 2. Территория Донецкой Народной Республики является единой и неделимой».

Конституция ДНР

42. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и напишите егоназвание:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность Донецкой Народной Республики, ее государственных органов и должностныхлиц».Конституция ДНР

43. Прочитайте отрывок из статьи и укажите название процесса, о котором идет речь:

«С июля по ноябрь 1941 г. на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан было вывезено более 100 промышленных предприятий. В тот же период по железным дорогам страны перевезено около 1,5 миллиона вагонов грузов. Эта четкая работа позволила в кратчайшие сроки создать на востоке страны новую экономическую базу, которая обеспечила рост военного могущества Советского Союза и егопобеду».эвакуация



44. Прочитайте отрывок из послания Президента США, адресованного руководителю СССР, и назовите фамилию этогоруководителя:

«Уважаемый г-н Председатель... Вы согласитесь устранить эти виды оружия [ракеты] с Кубы под надлежащим наблюдением и надзором ООН и принять обязательство... прекратить дальнейшую доставку таких видов оружия на Кубу. Мы, с нашей стороны, согласимся... а) быстро отменить меры карантина, применяющиеся в настоящий момент, и б) дать заверение об отказе вторжения наКубу...».Хрущёв

45. Прочитайте отрывок из выступления руководителя СССР и напишите его фамилию:

«В последнее время шла напряжённая работа над проектом нового Союзного договора. Сегодня я направил письмо руководителям делегаций, уполномоченных Верховными Советами республик, с предложением открыть договор для подписания 20 августа нынешнего года. <...> Что означает для жизни страны заключение нового Союзного договора? Прежде всего – это реализация воли народа, выраженной на референдуме 17 марта…».Горбачёв

46. Прочитайте отрывок из донесения царю Николаю Второму и напишите название крейсера, о котором идет речь:

«Крейсер… и канонерская лодка «Кореец» выдержали сильный бой с эскадрой из 6 больших крейсеров и 8 миноносцев. Крейсер…, лишенный возможности продолжать бой, вернулся вместе с «Корейцем» на рейд Чемульпо, где, свезя команды на иностранные крейсера, пустили свои ко дну, чтобы не дать японцам».Варяг

47. Прочитайте отрывок из воспоминаний маршала А.М. Василевского и укажите сражение, о котором идет речь:

«Итоги октябрьских событий были очень тяжелы для нас. Армия понесла серьезные потери. Враг продвинулся почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом

«Тайфун», ему не удалось... Разгромом гитлеровцев завершился первый этап борьбы на пути к полной и окончательной победе над фашистской Германией».

Битва за Москву


48. Прочитайте отрывок из документа и укажите фамилию руководителя СССР в период, когда происходили описанные в текстесобытия:

«В дополнение к представленной информации докладываю поступившие... данные о реагировании населения на решение... о некотором повышении цен на мясо, мясные продукты и масло. Нежелательные проявления продолжают иметь место в городе Новочеркасске... Наряду с этим имеют место политически неправильные, обывательского и враждебного характера высказывания... Бригадир механической мастерской... Зонов сказал: "Индивидуальных коров порезали, телят не растят. Откуда же будет мясо? Тут какой-то просчёт"».Хрущёв

49. Прочитайте отрывок из воспоминаний участника событий и укажите год, когда происходило сражение, о котором идет речь:

«Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного танкового сражения южнее Прохоровки... Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок)».1943

50. Прочитайте отрывок из письма М.И. Калинину (1931) и укажите название политики, о которой идетречь:

«Мы, крестьяне-труженики и дети наши <...> уже 5 месяцев как выселены и стали не похожи на людей: питаемся травой, хлеба нам не выдают, а заработать нам негде... Мы... разграблены местными властями. Кто подлежал высылке, те все дома, а мы по личным счетам выселены».Раскулачивание

51. Прочитайте отрывок из обращения патриарха Тихона к Совнаркому в октябре 1918 г. и укажите название упомянутого в нем мирногодоговора:

«Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли их в небывалое по жестокости братоубийство... И не предвидится конца порожденной вами войне, так как вы стремитесь руками русских рабочих и крестьян доставить торжество призраку мировой революции. Не России нужен был заключенный вами позорный мир с внешним врагом, авам...».Брестский мир

52. Прочитайте отрывок из исторического очерка и укажите страну, которой СССР оказывалпомощь:

«Эта помощь была двоякого рода: посылка командиров..., поставки военной техники... Что касается военных специалистов, то они начали прибывать... организованными группами в середине октября, проехав транзитом по чужим паспортам через французскую территорию либо морским путем на советских транспортах... До середины октября 1936 г. только небольшие группы добровольцев, асов бомбардировочной и истребительной авиации, получили разрешение отправиться в республиканскую зону в индивидуальномпорядке».

Испания

53. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и определите егоназвание:

«1. Государственную власть в Донецкой Народной Республике осуществляют Глава Донецкой Народной Республики, Народный Совет Донецкой Народной Республики - парламент Донецкой Народной Республики, Совет Министров Донецкой Народной Республики – Правительство Донецкой Народной Республики, образуемые в соответствии с настоящей Конституцией».

Конституция ДНР


54. Прочитайте отрывок из воспоминаний Ю. Левитана и напишите год, в который произошло упоминаемоесобытие:

«Я с трудом сдерживал слезы два раза в жизни – когда объявлял о безоговорочной капитуляции немцев 9 мая 1945 года, и когда Гагарин в космос полетел».1961

55. Прочитайте отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И. Алексеева и укажите год, когда происходило описываемоесобытие:

«…Никто из советских руководителей не возражал против планов Хрущева, а маршал Малиновский довольно активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. Появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».1962

56. Прочитайте отрывок из статьи и назовите описанное в немсобытие:

«Это один из эпизодов революции 1905 г., имевший место в Бахмутском уезде Екатеринославской губ. Конфликт начался как спор рабочих с администрацией машиностроительного завода Лоэста по вопросу зарплаты, и вылился в вооруженные столкновения с человеческими жертвами».Горловское вооружённое восстание

57. Прочитайте отрывок из документа и укажите название операции, пропущенное втексте:

«Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию, вынужден был признать, что «немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения». Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа надвермахтом».5 декабря 1941 - 7 января 1942 Тайфун

58. Прочитайте отрывок из особого нормативного правового акта и укажите егоназвание:

«Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Суверенитет РСФСР

Естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ…».


Вопросы к заочной викторине.

в каб. 104).

Легенда о том, что ценнейшая библиотека Ивана Грозного спрятана где-то в подземельях Московского Кремля или где–то в Коломенском заповеднике, существует не одно столетие. Ее искали везде, но никаких следов не нашли. А как во времена Ивана Грозного называлась библиотека?

Соборное Уложение 1649 года содержало много новых законоположений, имеющих характер крупных общественных реформ того времени. Какой новый приказ был образован в соответствии с Соборным Уложением?

Как называлось в России первой половины XIX в. сословие, обладавшее монопольным правом на владение крепостными крестьянами?

Как назывались руководители провинциальных судов в России с 1722 года?

О ком идет речь в отрывке из сочинения Н.М.Карамзина:

«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военоначальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю...»

В каком году в России было устранено сословное деление общества?

Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

При каком руководителе СССР был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой?

Назовите хотя бы три имени, связанные с событиями церковного раскола в России XVIII в.

Прочтите отрывок из воспоминаний бывшего посла СССР в Республике Куба А.И.Алексеева и укажите, в каком году происходили описываемые события.

«...Никто из советских руководителей не возражал против плана Хрущева, а маршал Малиновский довольног активно их поддерживал. Его можно было понять: ведь в тот период соотношение ядерных сил СССР и США было 1 к 17. появление же наших ракет на Кубе практически уравновешивало степень ядерного риска для обеих стран».

Прочтите отрывок из рапорта военачальника и укажите его имя.

«Сего 18-го числа в полдень при умеренном восточном ветре с дождем атаковала турецкую эскадру из 7 больших фрегатов, шлюпа, 2 корветов, 2 транспортов и 2 пароходов, стоявшую между батареями на Синопском рейде, и в 2 часа совершенно ее уничтожила; суда были отброшены на мель, и 2 фрегата отброшены на отмель, и 2 фрегата взорваны на воздух, батареи скрыты».

Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого офицера и определите название плана, о котором говорится в тексте.

«Я лично впервые услышал об этом плане... 29 июля 1940 года. В этот день генерал-полковник Иодль... заявил, что фюрер решил подготовить войну против России. Фюреробосновал это тем, что война должна произойти так или иначе, так лучше будет, если эту войну провести в связи с уже происходящей войной и, во всяком случае, начать необходимые приготовления к ней».

Как называлась программа С.С.Шаталина и Г.А.Явлинского, предполагающая переход к рыночной экоономике за 1,5 года.

Назовите центральные фигуры политического руководства СССР после смерти И.В.Сталина.

С каким лозунгом выступили рабочие предприятий г.Новочеркасска в июне 1960 г., на стихийном митинге против политики повышения цен?

Какое название получили территориальные органы управления экономикой, созданные во второй половине 1950-х годов?

Какое из понятий характеризует период руководства государством Н.С.Хрущевым: «борьба с космополитизмом», «раскулачивание», «реабилитация», «монархизм»?

Прочтите отрывок из доклада и укажите, когда он был сделан.

«Суть коренной перестройки управления экономикой страны - переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления...».

Прочтите отрывок из постановления ЦК ВКП(б) и укажите писателя, о произведениях которого идет речь.

«В журнале «Звезда» за последнее время, наряду со значительными и удачными произведениями советских писателей, появилось много безыдейных, идеологически вредных произведений. Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю_________, произведения которого чужды советской литературе».

Выберите из предложенных вариантов: М.Шолохов, Б.Пастернак, А.Фадеев, М.Зощенко.

Прочтитеотрывок из заявления Генерального секретаря ЦК КПСС и напишите фамилию автора.

«...Правительства СССР и Республики Афганистан договорились установить конкретную дату начала вывода войск в течение 10м есяцев. Дата эта установлена, исходя из того, что подписание соглашений об урегулировании состоится не позже 15 марта 1988 г.».

Что включает в себя понятие «ближнее зарубежье» для современной России?

По подсчетам академика М.Н. Тихомирова, в X веке их было 25, в XI – 89, в XII – 224, в 1237 году – 271. О чем идет речь?

Слово «куранты» появилось в России в 17 веке. Что оно тогда обозначало?

Какое учреждение в России можно назвать первым банком?

Как назывались появившиеся в России с начала 1990-х годов ценные бумаги, свидетельствовавшие о внесении пая в общий капитал предприятия и дававшие право получать часть прибыли?

Кто после отставки Е.Т.Гайдара стал председаталем правительства РФ, внесшим коррективы в курс проведения рыночных реформ?

Кто первым в нашей стране был награжден орденом Красного Знамени?

Назовите первого бригадира женской тракторной бригады, а потом и организатора женского движения под лозунгом: «Сто тысяч подруг на трактор!»

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императора, о внутренней политике которого идет речь.

«Он издал подробные указы-запрещения носить круглые шляпы, фраки, жилеты, жабо, высокие галстуки и вообще все, напоминавшее якобинцев. Он изгнал из официального языка слова «общество», «гражданин» и другие; учредил строжайшую цензуру для театральных пьес и литературных произведений,ю запретил привозить книги и музыкальные сочинения из Европы, вызвал путешествовавших или учившихся за границей русских и запретил въезд в империю всякому французу, не имеющему паспотра за подписью бурбонских принцев».

Назовите хотя бы три события, связанных с революцией 1905-1907 гг.