Первый герой ссср ляпидевский. Ляпидевский Анатолий Васильевич - биография

Одно время имя легендарного лётчика Анатолия Ляпидевского гремело на всю страну – а потом о нём неожиданно забыли

16 апреля 1936 ЦИК СССР ввел почетное звание Героя Советского Союза. Первым удостоенным высокого звания стал 25-летний летчик Анатолий Ляпидевский . Постановление об этом вышло 20 апреля.

До войны имя героического спасителя ледокола «Челюскин » знали и взрослые, и дети. Однако после войны, в конце 40-х, имя Анатолия Ляпидевского исчезло со страниц газет, а его самого сняли со всех занимаемых постов.

Долгожданное спасение

16 июля 1933 года из Ленинграда в Мурманск, а затем во Владивосток, вышел пароход «Челюскин», чтобы отработать путь доставки грузов по Северному морскому пути. Экспедицию возглавил Отто Юльевич Шмидт . В конце сентября «Челюскин» был заблокирован льдами в Чукотском море. Пароход дрейфовал почти пять месяцев, и, казалось бы, свобода была близка, но 13 февраля 1934 года судно было раздавлено льдами, затонув в течение двух часов. На льду оказались 104 человека, которые заранее все подготовили к эвакуации.

Пароход «Челюскин» перед отплытием из Ленинграда, июль 1933 года. Фото: wikipedia.org

За челюскинцев переживала вся страна. Спасение могло прийти только по воздуху. Но сильный мороз (почти 40 градусов) и ветер мешали летчикам добраться до потерпевших крушение. Было совершено 29 вылетов, но каждый раз самолеты возвращались ни с чем. И только 5 марта Ляпидевский сумел обнаружить во льдах лагерь челюскинцев. Когда обессиленные люди увидели самолет, то их радости не было предела. Летчик спас 10 женщин и двоих детей, в том числе новорожденную.

Герой номер один

По воспоминаниям Ляпидевского, добраться до лагеря было практически невозможно. Тогда у самолетов не было застекленных кабин, радиосвязи, а сами летчики даже не надевали защищающие очки. Чтобы хоть как-то уберечься от мороза и ветра, они обертывали голову оленьей шкурой, прорезав для глаз тонкие дырочки.

Анатолий Ляпидевский. Фото: wikipedia.org

Требовалось высочайшее мастерство, чтобы посадить самолет на небольшую льдину – всего 400 на 150 метров, а потом и взлететь с нее. После подвига Ляпидевского и другие летчики сумели долететь до погибающих людей. 13 апреля 1934 года был совершен последний рейс на льдину и спасены все участники экспедиции.

В операции по эвакуации челюскинцев принимали участие 7 летчиков: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский , Василий Молоков , Николай Каманин , Маврикий Слепнёв , Михаил Водопьянов и Иван Доронин . Именно они стали первыми Героями Советского Союза, о чем было написано во всех газетах 20 апреля. А поскольку фамилия Ляпидевского стояла в списке на награждение первой, то Анатолий Васильевич и получил медаль №1. Церемония состоялась в начале ноября 1939 года.

Неправильное происхождение

Анатолий Ляпидевский родился в небольшом селе в Краснодарском крае. Его отец был священником, продолжив семейную династию.

Поповское происхождение в те годы накладывало на человека отпечаток «неблагонадежности» и закрывало двери во многие училища, институты и профессии. Поэтому юноша начал свою трудовую жизнь с помощника кузнеца, потом устроился в ученики к слесарю, работал на маслобойне.

Толя мечтал стать моряком. Но его не приняли из-за отца-священника. В те времена семья жила в Ейске, куда перевели из Севастополя школу морских летчиков. В нее Анатолий и поступил. По окончании поповского сына заслали подальше, на Дальний Восток, где ему пришлось развозить на самолете почту в дальние уголки края.

По совету товарищей Ляпидевский рискнул подать рапорт о зачислении его в только что открытое Главное управление Северного морского пути. Оно было создано для освоения Арктики и разработки кратчайшего пути от европейской части страны до Дальнего Востока. Ляпидевского, к его радости, взяли в эту структуру. Не случись этого, кто знает, как сложилась бы судьба эвакуированных на льдину.

Праздник и похмелье

Существует такая легенда, что во время торжественного приема в Кремле в честь летчиков, спасших челюскинцев, к авиаторам подошел Иосиф Сталин с бутылкой вина. Молодые герои стояли кучкой, стесняясь высокого начальства, и пили минеральную воду. Вождь сказал им, что на празднике нужно пить вино, и протянул бокал Ляпидевскому, а сам глотнул прямо из горлышка. Также он предложил Анатолию Васильевичу не стесняться своего происхождения, так как сам учился в духовном училище, а потом в семинарии. И пообещал выполнить любую его просьбу.

Ляпидевский тут же попросил разрешения на поступление в Военно-воздушную академию РККА имени Жуковского , куда его никогда бы не приняли из-за «запятнанной» биографии. И вскоре нарком обороны СССР Климент Ворошилов распорядился принять Анатолия Ляпидевского в академию, если тот сдаст экзамены. Или сначала подготовить, а затем принять.

Анатолий Ляпидевский. Фото: wikipedia. o

После этого карьера летчика пошла в гору: замначальника инспекции авиапромышленности, директор авиационного завода. В войну Ляпидевский, мечтающий сражаться в небе, занимал исключительно командные посты, а потом вновь был назначен руководить заводом. Но в апреле 1949 года ему сообщили, что он освобожден от всех занимаемых должностей. Далее были два месяца неизвестности.

Анатолий Васильевич сходил с ума, так как знал, что никакие звания и подвиги не смогут уберечь его от ареста. Некоторые историки предполагают, что таким образом Сталин хотел проучить и поставить на место легендарного героя, о котором трубили все газеты. Другие специалисты считают, что вождь таким образом проверял человека на стрессоустойчивость перед очень серьезным назначением. Кроме того, это было началом операции по засекречиванию героя. Как бы там ни было, но с этого момента фамилия Ляпидевского отовсюду исчезла и о герое вскоре забыли.

Секретная операция

Чем занимался Ляпидевский, не знали даже его родные. Его назначили одним из руководителей НИИ, который занимался созданием водородной бомбы. Не удивительно, что имя героя засекретили и постарались удалить из народной памяти.

Чем занимался Ляпидевский, узнали только после испытания 30 октября 1961 года 50-мегатонной бомбы, прозванной «Царь-бомба» или «Кузькина мать». Говорят, что все участники испытаний получили очень большую дозу облучения. У Анатолия Васильевича позднее диагностировали лейкемию, но он еще 21 год, до последних своих дней, работал ведущим конструктором и заместителем главного инженера в КБ Микояна. Скончался первый Герой Советского Союза от простуды, которую подхватил на похоронах своего друга, одного из семи летчиков-спасателей челюскинцев, Василия Молокова , 29 апреля 1983 года.

Анатолий Васильевич Ляпидевский родился 23 марта 1908 г. в с. Белая Глина (Краснодарский край), в семье священнослужителей. Детство будущего героя прошло в г. Ейске. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он ушел на заработки в ст. Старощербинскую (Кубань), где работал батраком почти 4 года. Затем стал подручным кузнеца и учеником слесаря, а после этого - помощником шофера маслобойного завода.

В 1926 год Ляпидевский вступил в Красную Армию, а когда по всей стране прокатились лозунги партии, призывающие молодежь вступать в ряды авиации, молодой парень исполнил свою давнюю мечту - в следующем году успешно закончил военно-теоретическую школу для летчиков. Его наставниками стали такие опытные инструкторы Сигизмунд Леваневский и Василий Молоков.

В 1928 г. Анатолий Ляпидевский стал выпускником Севастопольской высшей школы красных морских летчиков. Трудовой стаж парня на этом поприще прошел через ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а также через Школу морских летнабов Ейска, где он работал летчиком-инструктором. В 1933 г вышел в запас.

Но и после этого Ляпидевский не оставил своей любви к небу и попросился на один из самых трудных летных линий – Сахалинскую, где был пилотом в правлении ГВФ Дальнего Востока. Затем, уже на Крайнем Севере, трудился в отряде управления полярной авиации Главсевморпути.

В 1934 году ему довелось участвовать в спасении команды челюскинцев, находившихся в плену у полярных льдов. Он самым первым прибыл в зону бедствия и совершил на своем двухмоторном самолете АНТ-4 целых двадцать девять поисковых полетов в страшную пургу, которые вначале не привели к успеху. Наконец пятого марта 1934 г, Анатолию Ляпидевскому удалось обнаружить лагерь Шмидта, сесть на дрейфующую льдину и вывезти оттуда десять женщин и двоих грудных детей.

Подвиг двадцатипятилетнего молодого парня сделал его известным далеко за пределами СССР. Анатолий Васильевич Ляпидевский стал считаться лучшим полярным летчиком во всем мире, но… слишком секретным. Из - за «железного занавеса» иностранным журналистам пришлось довольствоваться лишь крохами информации о его биографии.

За совершенный полярный подвиг Анатолию Ляпидевскому самому первому в СССР 20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. А четвертого ноября 1939 года он был удостоен медали «Золотая Звезда» под номером 1.

В 1935 году Анатолий Ляпидевский вернулся в армию, одновременно поступив в военно – воздушную академию им. Жуковского. После окончания ВУЗа, в 1939 году был назначен на должность заместителя главы инспекции Народного комиссариата авиапромышленности, а с октября 1941 г, Анатолий Васильевич Ляпидевский возглавлял авиационный завод №156 в столице.

Когда началась Великая Отечественная война А.В. Ляпидевский стоял во главе четвертого отдела НИИ ВВС, а в сентябре 1943 г его назначили заместителем командующего ВВС девятнадцатой армии. После этого опытного управленца и летчика направили на Карельский фронт в качестве начальника полевого ремонта седьмой воздушной армии.

Начиная с 1943 года, и до окончания войны, Анатолий Васильевич Ляпидевский возглавлял авиационный завод. После окончания ВОВ был главным контролером Госконтроля СССР, первым замом министра авиапромышленности, руководил заводом, подконтрольным Министерству машиностроения. В 1961 году генерал-майор авиации Анатолий Васильевич Ляпидевский уволился в запас.

Умер двадцать девятого апреля 1983 года от простуды. Похоронили героя на Новодевичьем кладбище в городе Москва.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:


Ляпидевский Анатолий Васильевич - легендарный летчик, Герой Советского Союза. Родился 23 марта 1908 в станице Белоглинская (ныне - село Белая Глина Краснодарского края). Русский. Детство провел в городе Ейск. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом, помощником шофера на маслобойном заводе.

В армии с 1926. В 1927 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1928 - Севастопольскую школу морских летчиков. Служил в строевой части ВВС Балтийского флота, затем - летчиком-инструктором в Ейской школе морских летчиков. С 1933 - в запасе.

Работал пилотом в Дальневосточном управлении ГВФ. В 1934 принимал участие в спасении челюскинцев. Совершил 29 поисковых полетов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и 2 детей.

За мужество и отвагу, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 присвоено звание Героя Советского Союза. В ноябре 1939, при вручении медалей "Золотая Звезда", ему была вручена Звезда Героя Советского Союза N 1.

С 1935 - вновь в армии. В 1939 окончил Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. С 1939 - заместитель начальника Главной инспекции НКАП, директор авиационного завода N156 (на Центральном аэродроме).

Участник Великой Отечественной войны: с сентября 1942 по сентябрь 1943 - заместитель командующего ВВС 19-й армии, начальник полевого ремонта 7-й воздушной армией (Карельский фронт). С 1943 вновь директор авиационного завода. После окончания войны работал главным контролером Госконтроля СССР, заместителем министра авиационной промышленности, директором авиационного завода. С 1961 генерал-майор авиации Ляпидевский А.В. - в запасе.

Жил в Москве. Работал заместителем главного инженера опытного завода. Умер 29 апреля 1983. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "Знак Почета", медалями. Его именем названа улица в Москве.

Конечно, называть Анатолия Васильевича Ляпидевского первым Героем Советского Союза несколько неправильно. Все-таки подвиг был коллективный, и считаться, кто сделал больше, точно не стоит.


Они были первые, и этого достаточно.

А наш герой, который прожил весьма интересную жизнь, – один из «великолепной семерки».

110-й годовщине со дня рождения Анатолия Васильевича Ляпидевского посвящается.

Анатолий Ляпидевский родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарского края), в семье священника.

Детство провел в Ейске. Парня тянуло к технике, потому в юности он охотно работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

Но настоящей страстью Анатолия было море…

Когда в 1926 году Ляпидевского призвали на службу в РККА, он хотел поступить в морское училище. Однако «непролетарское происхождение» поставило крест на карьере в военном флоте.

Мы никогда уже не узнаем имени того, кто посоветовал расстроенному парню идти в школу летчиков. Но этому человеку надо было сказать большое «спасибо».

В 1927 году Ляпидевский окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков.

Служил в ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем был переведен на должность лётчика-инструктора в знаменитейшую впоследствии Ейскую школу морских лётчиков.

В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский воздушный флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути.

Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский, душа которого явно требовала подвига, перевелся на Крайний Север.

Что такое полеты на нашем Севере, да еще в те годы, рассказывать могут лишь те, кто летал. Мы же просто констатируем факт того, что Ляпидевский летал, и летал хорошо.

Когда в 1934 году случилась катастрофа с теплоходом «Челюскин», Ляпидевский был одним из тех, кого бросили на поиски. И это – лучшая характеристика умениям как самого Ляпидевского, так и его экипажа.

Самолет: АНТ-4, это который ТБ-1.
Командир экипажа: Анатолий Ляпидевский.
Второй летчик: Евгений Конкин.
Штурман: Лев Петров
Бортмеханик: Михаил Руковской.

Могли. Умели. Летали.

И здесь самым лучшим девизом были бы слова «Один в поле не воин». Тем более, когда поле ледяное или снежное на Севере.

Это сейчас у всех путешественников и туристов есть GPS или ГЛОНАСС и спасатели четко знают, куда лететь. И то бывают трудности и сложности.

А в 30-е годы прошлого века… Экипаж Ляпидевского примерно знал, куда им надо лететь.


Снимок не экипажа Ляпидевского, но на АНТ-4 летали так все.

29 полетов оказались неудачными. И только на 30-й раз, 5 марта 1934 года, они нашли челюскинцев.

«Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь.

Солнце, тишина, но страшный мороз – 40-45 градусов... Мы всматривались до боли в глазах. И наконец, прямо «уперлись» в лагерь Шмидта. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!..»

Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой, но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу – ударюсь о льды, проскочу – свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда взлетать-то буду?!

Посоветовались с Отто Юльевичем Шмидтом и решили сразу взять с собой десять женщин и двух девочек... Самолет большой, тяжелый... впихнули, фигурально выражаясь, в большие, тяжелые малицы женщин и детей, и им пришлось кому-то лежать, кому-то сидеть, сильно сжавшись».
(Из мемуаров А. В. Ляпидевского.)

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем.

Рейс закончился аварией: сломался коленвал одного из двигателей.

Вынужденная посадка, сломанное шасси. Повторюсь – 30-е годы прошлого века. Радиосвязь – очень условная.

«Экипаж пропал без вести…»

Однако не на тех нарвались. С помощью местных жителей, которым Ляпидевский с экипажем буквально на свое счастье свалились на головы, экипаж добрался до Ванкарема. На собаках.

В Ванкареме были мастерские, в которых изготовили все необходимое для ремонта сломавшейся лыжи. Плюс коленвал для двигателя. Самолет отремонтировали и своим ходом вернулись на базу.

Сорок два дня в ледяной пустыне.

А. Ляпидевский совершил 30 поисковых полётов, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - десять женщин и двух детей.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но, поскольку в списке он значился первым, его и стали считать героем №1. Когда в августе 1939 года учредили «Золотую звезду», то и медаль №1 досталась ему.

В стране начался культ семерки полярных летчиков, а вместе с ними – исследований Севера.

Испортило ли это героев? Не те времена, не те… Да и люди, в общем-то тоже другие.

В 1934 году в Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства. На приеме в Георгиевском зале к Ляпидевскому подошел сам Сталин. Ляпидевский на 100% использовал ситуацию, попросив Сталина дать ему возможность продолжить учебу.

Уже через несколько дней нарком обороны СССР Ворошилов поставил на рапорте Ляпидевского о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского свою знаменитую резолюцию: «Проверить знания тов. Ляпидевского: если подготовлен – принять, если не подготовлен – подготовить и принять».

Для академии Ляпидевский оказался подготовлен.

Ворошилов взял полное шефство над полярными летчиками. В 1938 году, к 20-й годовщине РККА, летчикам хотели дать звание майоров (они в основном были капитанами, только Каманин майором). Ворошилов лично написал на представлениях к званию: «ПОЛКОВНИКИ!».

В 1939 году полковник Ляпидевский окончил Военно-воздушную Академию РККА им. Жуковского и был назначен заместителем начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности. Потом перешел в ЦАГИ – Центральный аэрогидродинамический институт, где работал начальником 8-го отдела (отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок).

Но настоящая работа была впереди.

В 1940 году Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 в Москве.

Директором завода и встретил начало войны полковник Ляпидевский.

4 июля 1941 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в городе Омске авиационного завода. Вдали от линии фронта. Завод создавался на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81.

Первым директором нового завода в Омске 18 июля 1941 года и был назначен А. В. Ляпидевский. Впоследствии завод №166 станет ОНПО «Полет».

Осушение болот, расчистка территории, возведение на ней корпусов завода в условиях военного времени (а значит, нехватки буквально всего) стали испытанием для директора. Главное, что в Омске того времени просто не было в наличии столько рабочих рук и техники, сколько требовалось для срочного (как иначе в условиях войны) запуска завода.

Даже НКВД с ГУЛАГом не смогли решить проблемы. Не было уже столько рабочих рук в лагерях.

C середины октября 1941 года авиазавод № 166 вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2.

За годы Великой Отечественной войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9.

А Ляпидевский рвался на фронт…

В мае 1942 года его перевели из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний НИИ ВВС. И все-таки в сентябре 1942 года Ляпидевский был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу.

В декабре 1942 - сентябре 1943 года полковник Ляпидевский служил начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт).

Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья - это понять может только тот, кто там сам служил.

В 1946 году А. В. Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.

В 1949 году А. В. Ляпидевский был назначен по приказу самого Сталина в сверхсекретный КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), где группой физиков-ядерщиков под руководством И. Е. Тамма и А. Д. Сахарова разрабатывались блоки автоматики для водородных бомб.

Вот так к 1954 году герой-летчик снова стал директором. И до 1961 года Ляпидевский работал в должности директора этого самого опытного завода КБ-25.

В 1961 году произошло событие, которое в очередной раз круто изменило судьбу Ляпидевского.

Во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей, Ляпидевский, как и все участники правительственной комиссии, получил жесткую дозу облучения.

По этой причине в том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку.

Но подлечившись понял, что просто так сидеть и умирать от лейкемии – дело не интересное. Однако годы и сильно пошатнувшееся здоровье не предполагали, что Ляпидевский сможет полноценно работать.

Слава обстоятельствам, что снова в жизни Анатолия Васильевича нашелся человек, который считал так же.

Артем Иванович Микоян, светлая ему память.

И до самого конца своей жизни Ляпидевский руководил разработкой истребителей «МиГ», в том числе МиГ-25 и МиГ-27. Сначала ведущим инженером (после директорских кресел такого уровня!), в 1962-1965 годах, затем ведущим конструктором - в 1965-1971 гг.

Закончил свою трудовую карьеру Анатолий Васильевич заместителем главного инженера по капитальному строительству. И вел активную общественную жизнь.

Умер генерал-майор Ляпидевский 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах, на которые просто не мог не прийти.

29 декабря 1982 года хоронили Василия Сергеевича Молокова, который был одним из первых его летных инструкторов и товарищем по спасению «челюскинцев».

К сожалению, для больного и ослабленного лейкемией организма Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. Несколько месяцев он сражался с болезнью, но… возраст взял свое.

И первый Герой СССР ушел из жизни последним из той «великолепной семерки».

110 лет со дня рождения, 35 лет со дня смерти.

Вечная память и вечная благодарность за все: за спасенных челюскинцев, за сотни боевых самолетов и самолето-вылетов, за МиГи, за «Царь-бомбу».

    Анатолий Васильевич Ляпидевский 10 (23) марта 1908(19080323) 29 апреля 1983 Место рождения … Википедия

    Ляпидевский Анатолий Васильевич Энциклопедия «Авиация»

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - А. В. Ляпидевский Ляпидевский Анатолий Васильевич (1908—1983) — советский лётчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1934, удостоверение № 1). Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1928), Военно воздушную… … Энциклопедия «Авиация»

    ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич - (1908 83) летчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода Челюскин. В Великую Отечественную войну директор авиационного завода … Большой Энциклопедический словарь

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - [родился 10(23).3.1908, станица Белоглинская, ныне село Белая Глина Краснодарского края], советский лётчик, Герой Советского Союза (20.4.1934), генерал майор авиации (1946). Член КПСС с 1934. В Красной Армии с 1926, окончил Севастопольскую школу… … Большая советская энциклопедия

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - (1908 1983) советский летчик, генерал майор авиации (1946), Герой Советского Союза (1934, удостоверение №1). Окончил Севастопольскую школу морской лётчиков (1928), Военно воздушную академию Рабоче крестьянской Красной Армии имени профессора Н. Е … Энциклопедия техники

    Ляпидевский Анатолий Васильевич - (1908 1983), лётчик, Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В 1934 участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». В Великую Отечественную войну директор авиационного завода. * * * ЛЯПИДЕВСКИЙ Анатолий Васильевич… … Энциклопедический словарь

    Ляпидевский, Анатолий Васильевич - (23.03.1908 29.04.1983) первый Герой Советского Союза (1934), генерал майор авиации (1946). В авиации с 1928 г. Служил в авиации Балтийского флота, затем был инструктором Ейской авиашколы. С 1933 г. работал пилотом в Дальневосточном управлении… … Большая биографическая энциклопедия