Презентация урока для интерактивной доски по чтению (1 класс) на тему: Буква мягкий знак.

Урок на тему:

«Буква Ь - мягкий знак»

Галина Айтжанова,

учитель начальных классов

Александровской СШ

Костанайская область

Презентация (.ppt, 1.93 Mb)

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Ь, формировать умение писать букву Ь и слова с этой буквой.

закреплять понятие о букве Ь, служащей для обозначения мягкости согласных;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к родному языку и родной природе.

I. Психологический настрой:

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Посмотрите в паре друг на друга, улыбнитесь.

II. Актуализация знаний

1. - Я знаю, что вы очень любите играть. И я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

Какие буквы записаны на карточках?

На какие две группы их можно разделить?

Какие гласные буквы указывают на твердость предыдущего согласного? (о а у ы)

Какие указывают на мягкость? (и е я)

Ребята, здесь нет еще нескольких букв, обозначающих мягкость согласного звука. С одной из таких букв мы сегодня познакомимся, но пока это тайна. И эту тайну давайте попросим разгадать наших гостей.

2. Инсценировка «Мягкий знак»:

Автор: Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные (входят герои инсценировки). Буквы жили - не тужили, потому что все дружили (герои хлопают в ладоши, держатся за руки). И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить и молчала. Было этой букве очень плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Вот, например, отгадайте загадку:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

Стали буквы составлять слово ГУСЬ (герои инсценировки выстраиваются в один ряд), получается слово ГУС.

Что-то у нас не получается, - говорят буквы.

Звук [с’] в слове мягкий, а у нас он - твердый.

Звук [и] говорит:

Давайте я встану, - и быстро пристроилась в конце слова.

Но ведь у нас в отгадке гусь, а не гуси?!

Как же быть?

Что делать? Какую букву нужно позвать на помощь?

Букву Ь - мягкий знак.

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце слова.

Какое слово получилось? (гусь)

Вот оказывается, какая важная буква Ь - мягкий знак.

III. 1. Постановка учебных задач:

Как вы, ребята, думаете, какая тема сегодняшнего урока письма? (слайд 2)

Опираясь на тему, сформулируйте задачи нашего урока. Используйте слова, записанные на экране (слайд 3):

Познакомимся...

Научимся...

2. Планирование достижения цели

Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.

Посмотрите на экран (слайд 4):

Сегодня мы с вами:

научимся писать букву мягкий знак

поработаем со словами

запишем предложение

поиграем

поработаем самостоятельно

поднимемся на вершину

Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждыас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научится писать букву Ь.

V. Работа по достижению поставленных целей:

1. Установка на письмо: писать надо аккуратно, красиво,

разборчиво. Выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.

2. Анализ буквы:

сравнение печатной и письменной буквы

с написанием какой буквы схоже написание буквы Ь

конструирование буквы из проволоки

обводка буквы пальцем по проволоке

3. Подготовка пальцев рук для письма: кинезиологические упражнения

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в прописи:

Сегодня последний день зимы. Дед Мороз всю зиму рисовал для нас узоры на окнах. Давайте мы его порадуем узорами в прописи (рисование узора на стр. 23).

6. Устное объяснение написания этой буквы: начинаем работу на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо. Касаемся нижней линии, ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

образец написания на доске

письмо в воздухе

игра «Фотограф»

обводка обратной стороной ручки образца в прописи

письмо по контуру букв в прописи

самостоятельное написание 3-х букв

Посмотрите внимательно на написанные буквы, сравните с образцом и выберите ту буквы, которую вы написали лучше других, поставьте под ней точку. Припишите также правильно и красиво еще три буквы.

В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу.

VI. Закрепление изученного материала

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Прочитайте слова, записанные на экране: собака, лось, корова, кошка (слайд 5).

Сравните их по значению и найдите лишнее слово.

2. - Выполним звуковой разбор этого слова:

произнесите это слово шепотом, послушайте себя

в паре выложите звуковую схему этого слова

анализ выполненного задания:

какой первый звук в этом слове, второй, третий

сверьте схему с образцом (слайд 6)

Звукобуквенный анализ (слайд 7)

Какая буква дает команду согласному: «Читайся мягко»?

Сколько звуков в слове лось?

Сколько букв?

Почему букв больше, чем звуков?

5. Запись слова ЛОСЬ в прописи

Какая буква помогла вам обозначить на письме мягкость предыдущего согласного?

6. Работа над развитием связной речи:

Что вы знаете об этом животном? (слайд 8)

7. Минутка чтения по прописи: чтение слов с мягким знаком на конце.

Какое из этих слов подходит к звуковой схеме слова (слайд 9)

Придумайте еще слова, соответствующие нашей схеме.

8. Запись слов КОНЬ по образцу прописи, запись слова РЫСЬ под диктовку. Самооценка (фонарик на второй ступени маршрутного листа).

9. Слайд 10

Скажите, что зимой страшнее животным: холод или голод?

Как люди помогают перезимовать диким животным?

Чтение сообщений детьми.

10. Семантика слова СОЛЬ: соль - пищевая добавка, полезное ископаемое, нота в музыке (слайд 11).

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Прочитайте предложение в прописи: Лось лизал соль.

Назовите слова с мягким знаком.

Сколько слов в предложении.

Какое первое слово, второе, третье?

Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

Выполнение работы по выбору: записать предложение по памяти или списать его с прописи.

При помощи какой буквы на письме мы показали мягкость последнего согласного звука?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЬЮ БУКВЫ Ь

Мягкий знак указывает не только на мягкость согласного, но и меняет значения слов, если он появляется или исчезает в словах. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком вы станете волшебниками и будете превращать одни слова в другие.

1. Дидактическая игра «Превращение слов»:

Озорной мягкий знак убежал из слов тронь, брать и превратил их в новые слова. Назовите какие. Как вы понимаете значение слова трон (слайд 12)?

Мягкий знак бежит к словам мел, вес.

Допишите Ь в слова мел и вес, какие слова получились.

Что иногда происходит со словами при появлении или исчезновении мягкого знака?

2. Дидактическая игра «Один - много»:лоси - окуни -

звери - лини -

кони - рыси -

3. Самооценка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Мальчики записывают слова, обозначающие названия рыб, девочки записывают слова, не обозначающие названия рыб.

Подчеркните букву в конце записанных слов.

Пришла пора подняться на последнюю ступеньку нашего пути.

Поднимите руку у кого фонарики горят на верхней и средней линейке.

Кто же ждет нас на последней ступеньке?

Чему улыбается Ь?

Вспомните тему нашего урока и закончите мою фразу:

мы познакомились...

мы научились...

мы узнали...

Стихотворение «Мягкий знак»:

Мягкий знак - хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?Это буква - мягкий знак!

Буква ь пишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, например: голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь .

Буква ь , которой кончается первая часть сложного или сложносокращенного слова, пишется для обозначения мягкости согласного перед любой буквой, гласной или согласной, начинающей вторую часть, например: сельисполком, сельсовет, утильсырьё, костьутиль, грабьармия, четвертьвековой, четвертьфинал, Дальэнерго, Связьинвест, Тюмень?нефть .

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква "ь" пишется в следующих случаях

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , например: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

Между двумя л мягкий знак не пишется, например: гулливый .

?ск? согласный л перед суффиксом – мягкий, поэтому после л пишется ь , напр.: сельский, уральский, барнаульский . Однако в некоторых прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий, сохраняется твердый л , и поэтому ь не пишется, например: кызылский, ямалский (наряду с вариантами кызыльский, ямальский ).

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, например: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

В большинстве прилагательных с суффиксом ?ск? согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, например: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом ?ск? мягкие, в них после н и р пишется ь : день?деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, например: тянь?шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом ?ц? от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, например: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, например: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами ?чик, ?щик, ?щин (а), например: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .

Буква "Ь" как показатель грамматической формы

Буква ь пишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:

а) в сложных числительных перед ?десят и ?сот: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот ;

В числительных пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать перед ?надцать ь не пишется.

б) в неопределенной форме глагола (инфинитиве) перед?ся (так же, как в инфинитиве глаголов без ?ся ), например: купаться, иметься, литься, расколоться, обуться, мыться, смеяться ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов перед ?ся и ?те (так же, как в формах без ?ся и ?те ), например: отправься, взвесься, пяться, сядьте, встаньте, бросьте, познакомьтесь, проверьте ;

г) в форме творительного падежа множественного числа существительных , например: людьми, лошадьми, дверьми, детьми , а также в форме творительного падежа числительного четырьмя .

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется по традиции в следующих грамматических формах:

а) на конце форм именительного/винительного падежа единственного числа существительных женского рода 3?го склонения , например: рожь, блажь, мышь, фальшь, ночь, мелочь, вещь, помощь ;

б) в окончании 2?го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (после ш ), например: несёшь, смеёшься, видишь, дашь, мчишься ;

в) в формах повелительного наклонения глаголов , например: мажь, ешь, спрячь, режьте, утешься, спрячьтесь, не морщься ;

г) в неопределенной форме глаголов (после ч ), например: печь, стричь, толочь, увлечься, обжечься .

Буква ь после шипящих пишется также на конце наречий и частиц , например: настежь, сплошь, наотмашь, вскачь, навзничь, невмочь, прочь, напрочь, ишь, лишь, вишь, бишь . Исключения: буква ь не пишется в наречиях замуж, невтерпёж, уж , в частице аж , а также в предлоге меж .

Буква ь после шипящих не пишется на конце следующих грамматических форм:

а) именительного/винительного падежа единственного числа существительных мужского рода 2?го склонения , например: нож, мяч, ковш, плащ ;

б) родительно падежа множественного числа существительных женского рода 1?го склонения , например: луж (от лужа ), туч, галош, рощ ;

в) кратких форм мужского рода прилагательных , например: свеж, охоч, хорош, нищ .

Тема урока: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука»

Формируемые УУД.

Познавательные : использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква.

Регулятивные : начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя, описывающим стандартные действия.

Коммуникативные :

договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные : самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Ход урока

Слайд 1 1.Мотивация к учебной деятельности

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжка? Ручки? А тетрадки?

Теперь улыбнёмся друг другу. Желаю вам успехов, а успехи вы будете отмечать на своей «лестнице успешности».

2.Актуализация знаний.

Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте по ленте букв.

Все ли изученные буквы обозначали какой-нибудь звук?

Какие буквы могут обозначать 2 звука?

Какая согласная буква обозначает один звук?

Слайд 2 - Какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

Когда буквы Е, Я обозначают 2 звука? А один?

3. Формулирование темы урока, постановка проблемы, цели урока

Слайд 3 -4

Прочитайте записку, которую мальчик оставил маме.

Верно ли он написал её или вы не согласны с написанием каких-то слов?

Слайд 5

Как вы думаете какая тема будет урока?

Какие цели мы поставим на урок?

Какую работу выполняет «мягкий знак»?

После каких букв стоит «мягкий знак»?

4. Работа по азбуке, стр.11

Как выглядит ь?

Почему нет заглавной буквы?

5 . Звуко – буквенный анализ слов «гусь», «гуси».

гусь-4 б., 3 з.

гуси -4 б., 4 з.

Составить звуковую схему слов.

Определите количество букв и звуков в словах?

Почему количество букв и звуков не совпадает?

Откройте секрет буквы «ь». (Ь звука не обозначает)

Слайд 6 -7

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.

Вывод: «Мягкий знак» смягчает согласный звук и не обозначает звука.

6. Сказка «Фокусник».

Почему сказка называется «фокусник»?

Я начну рассказывать сказку, а вы продолжите.

Живёт в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым…

«Ел» превращается в «ель».

Консервная «банка» - в теплую «баньку».

«Мел» - в «мель».

Похвастался Мягкий знак: -Я – самый волшебный!

Почему Мягкий знак хвастался? В чём секрет его фокуса?

Слайд 8 5.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Топай Мишка.

Хлопай Мишка.

Веселись со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше!

5.Закрепление нового

Сравнение слов.

(На слайде:)

Ел – ель

Банка – банька

Мел – мель

Кон – конь

В чём отличие слов 1 и 2 столбиков? (Количеством букв.)

В чём сходство? (Количеством звуков.)

Почему? («Мягкий знак» звука не передаёт.)

Что делает «мягкий знак» с впереди стоящим согласным? (Смягчает.)

6. Работа с текстом.

Чтение слов с «мягким знаком» в «Русской азбуке.» с. 11

Развитие словаря:

нет преград - нет никаких непреодолимых препятствий

лесные заросли – лес непроходимый, обильно заросший

Что ты узнал про лося?

Слайд 9 Работа над дикцией, памятью.

Ась-ась-ась – в речке плавает карась.

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

Ель-ель-ель – мы купили карамель.

Ерь- ерь- ерь- волк опасный очень зверь.

Слайд 10 7. Рефлексия учебной деятельности

Что нового узнали на уроке? Что понравилось? В чём вы были успешны? Какие трудности были?

Пословица на доске:

Не гордис званием,

А гордис знанием.

Всё ли правильно написано?

В чём ошибка?

Как понимаете смысл пословицы?

Какими знаниями, полученными сегодня на уроке вы можете гордиться?

Что ещё узнали про «мягкий знак»?

Топай Мишка.

Хлопай Мишка.

Веселись со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз,

Улыбайся и садись.

Дует ветер нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише…

Деревцо все выше, выше!

5. Физминутка для глаз

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Лось Львица и лев Гусь Медведь

Повтори: Л. Напиши: Л.
Повтори: Р. Напиши: Р.

Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

Прочитай, что у тебя написано:

  • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
  • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

Напиши: зь; нь.

На какую букву похож мягкий знак?

Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).

Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица).

Сказка про букву Ь

Отец и мать

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять! Пять! - радостно поет отец.
- Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
- Жуть,- говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

Загадки для детей на букву Ь

Кто приходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
(Лось)

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)

Веселые стихи про букву Ь для детей

Буква Р перевернулась
- Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит
- Слово мягко прозвучит.
(А. Шибаев)

Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так -
Стал похож на мягкий знак!
(Е. Тарлапан)

Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(Л. Шибаев)

Все короче наша тень,
Это значит - скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь.
(В. Лунин)

Вьюга хлещет так и сяк,
Бьет в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)

Вьется недалечко
Реченька-река.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть чуть-чуть!

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Цели:

  1. Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;
  2. Совершенствовать технику чтения учащихся;
  3. Развивать словарный запас учащихся (при знакомстве с историей возникновения Москвы);
  4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Метод обучения: эвристическая беседа.

Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование:

  • рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;
  • индивидуальные зеркальца;
  • Толковый словарь;
  • рисунки с изображением оленя, лося, лани;
  • рисунки с изображением Кремля, Собора, Царь-пушки, Царь-колокола;
  • аудиозапись песни О. Газманова “Москва”;
  • атрибуты для сценки “Старая Москва” (костюмы коробейников, костюм Юрия Долгорукого);
  • открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т.д.

Ключевые слова:

  1. Кремль
  2. Красная площадь
  3. Колокольня
  4. Собор
  5. Церковь

План урока

1. Организационный момент.

2. Знакомство с новой буквой.

2.1 Работа в Азбуке

а) чтение буквосочетаний – согласных букв с мягким знаком в столбиках

б) наблюдение за произношением этих буквосочетаний

в) чтение 1-го столбика

г) беседа о лексическом значении слов каждой пары

2.2 Работа в прописи

а) письмо буквы Ь

б) сравнение буквы Ь с буквой Ы

в) показ письма буквы на доске

г) письмо буквы Ь учащимися

д) физкультминутка для пальчиков

е) работа над соединениями с буквами

2.3 Работа в Азбуке

а) чтение 2-го столбика

б) звукобуквенный анализ слова “лось”

в) чтение 3-го столбика

г) сценка “Картинки старой Москвы”

д) физкультминутка под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”

е) работа с текстом “Московский Кремль”

3. Итог урока.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.

Разминка (с индивидуальными зеркальцами)

Сделаем гимнастику для губ и язычка. Возьмите зеркальца, почистим язычком верхние зубки. Сначала снаружи, затем – внутри. На завтрак ели вкусное варенье, запачкались.

Язычок, как индюк, пошел гулять по верхней губе, звук [а]. Цокает лошадка по мостовой, кончик языка стучит по нёбу, а сейчас стучит по зубам, звонко и твердо [д], звонко и мягко [д?], глухо и твердо [т], глухо и мягко [т?]. Что мы сейчас произнесли? (Звуки). Какие бывают звуки? (Гласные и согласные). Какие звуки называют гласными? Какие звуки называют согласными? Дайте характеристику звуку [д?]. Подумайте, как мягкость звуков обозначается на письме.

2. Знакомство с новой буквой.

2.1 Работа с Азбукой:

Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь )

Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках

Откройте Азбуку (по закладке) на странице 154.

Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.

б) Наблюдение за произношением

Чтение этих буквосочетаний с доски (хором, по цепочке)

ЛЬ БЬ ЗЬ

Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

в) Чтение 1-го столбика самостоятельно

Прочтите 1-ый столбик самостоятельно

Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)

Изменился ли смысл и звучание слов?

г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:

Мол - Моль Угол - Уголь

Был - Быль Пыл - Пыль

Кон - Конь

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

2.2 Работа в прописи:

а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)

Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.35)

б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры

На что похожа буква Ь ?

в) Показ письма буквы на доске

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …

г) Письмо буквы, учимся

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

д) Физкультминутка для пальчиков

е) Работа над соединениями с буквами:

Как соединяется Ь с буквами?

(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).

Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).

Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.

Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).

2.3. Работа в Азбуке:

а) Чтение 2-го столбика

Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?

Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:

ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ

б) Звукобуквенный анализ слова “ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Объясните значение слова ЛАНЬ?

(Животное из семейства оленей).

в) Чтение 3-го столбика слов (3 + 2 слова). Самостоятельное чтение

Прочитайте ключевые слова к тексту, найдите слово, обозначающее здание для богослужения. (Церковь, собор)

Чем отличаются эти слова? (Собор главная и большая церковь в больших городах.)

В нашем городе есть церковь? (Да) Где она находится?

Кто чаще всего ходит в церковь? (Православные)

В каком здании в нашем городе молятся мусульмане? (В мечети).

Объясните значение слова КОЛОКОЛЬНЯ. (Башня с колоколами на здании церкви).

Объясните значение слова КРЕМЛЬ. (Городская крепость в старых русских городах).

Почему площадь называется Красной ? (Это значит, красивая).

Где она находится? (Об этом узнаем в рассказе).

г) Вступительная беседа:

Сделайте предположение – О чем будет текст?

А кто из вас ребята был в Москве?

Что вам понравилось?

Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся на много-много лет назад, в древнюю Москву … Хотите?

Сценка “Картинки старой Москвы”.

(Звучит музыка, появляются 2 мальчика в русских костюмах, с узелками на палочках).

Учитель: А это что за мальчики?

Мальчик 1: Я – Илюшка, а это мой брат Ванюшка. Мы идем в Москву ремеслу учиться. Какая она, Москва? Кто строил? Почему Москвой назвал?

Учитель: Нам с вами, ребята, по пути. Мы тоже отправимся в этот город и узнаем, кто его основал, строил и почему назвал Москвой?

Звучат фанфары или колокола. На сцену выходит князь Юрий Долгорукий.

Князь: Я великий князь Юрий Долгорукий. Прискакал я со своею дружиною из богатого да славного города Суздаля. Хочу выбрать место для заставы на одном из семи холмов, что у бора соснового. Здесь соединились две реки. Одна – Москва – полноводная, чистая. Другая – Неглинка – узкая лесная речка.

Учитель: Едут дружинники по дремучему лесу дальше, видят – между деревьями будто густой туман клубится. Стал он сгущаться и превратился в зверя огромного, невиданного: три головы у него, а шкура полнеба закрыла, разными цветами переливается. Не оробел великий князь – натянул поводья и поехал прямо на того зверя. Да не доехал – растаяло чудное видение, словно облако. Старый мудрый советник, что всегда при князе был, так объяснил знамение: “Быть на этом месте великому городу – будет он велик, ибо зверь огромен, будет треуголен, ибо зверь трехглав, и сойдутся туда люди разных народов, ибо шкура у него многоцветная”.

Князь: Ставьте, воины, мою крепость здесь! Обнесите ее валом и забором-тыном. Да выстройте дубовые княжеские палаты.

Учитель: Так и сделали дружинники. А князь Юрий Долгорукий повелел в 1147 г. написать письмо князю Святославу: “ Приди ко мне, брате, в Москов”. Этот год и поныне считается годом рождения Москвы. Стояла крепость Москва в годины мира и войны. Съезжались в нее купцы, торговцы, ремесленники и славные воины. Стала Москва крупным городом. Крупным, но умещалась вся за кремлевскими дубовыми стенами. А при князе Дмитрии Донском поднялись стены из белого камня, и стали звать Москву Белокаменной. Стали говорить о ней: “Москва – всем городам голова!”

Мальчик 2: Что там впереди за стены белые? Скоро ли в Москву приедем?

Учитель: Скоро, скоро мы в Москву приедем, но не увидим белокаменных стен!

Мальчик 1: Почему?

Учитель: Пятьсот лет тому назад правил Москвою князь Иван Ш, и издал государь указ.

Глашатай: Эй, слушайте, люди московские! Повелел государь наш, Великий князь Иван Ш, перестроить крепость белокаменную. Он решил возвести стены новые взамен старых, обветшалых, залатанных. Стены, словно каменные кружева, с двурогими зубцами да бойницами для стражи и стрельцов. А еще со всех сторон поднять башни краснокаменные, сторожевые. Да такие, чтоб не смел злой ворог на наш славный город напасть!

Учитель: Прошли годы и не узнать стало Московский Кремль. Стены крепкие, прочные, аж до 6 метров толщиной. В глубине их – склады с боеприпасами, ходы потайные. А украшены сверху зубцами краснокаменными, двухметровыми. А за стенами, на подворье, выросли палаты богатые, терема да соборы с золотыми куполами.

Мальчик 2:Знаем, знаем теперь, почему зовут Москву златоглавою.

Учитель: А вместе со стенами выросли башни сторожевые.

Звучит колокольный звон, затем лирическая народная песня.

Учитель: А с другой стороны под кремлевскими стенами раскинулась торговая площадь – торговый посад. Протянулись длинные ряды дощатых палаток, навесов, прилавков. Торговали с телег, а то и просто из корзин и мешков. И называли эту площадь кто Пожаром, а кто Великим торгом.

Под русскую мелодию выходят коробейники, зазывая покупателей.

Открывается ярмарка.

Коробейник 1:

Закружись, развеселый хоровод!
Подходи, подходи, честной народ!
Налетай, выбирай, покупай!
В гости ярмарка веселая идет …

Коробейник 2:

Вот мех пушистый, золотистый!
Вот нежный – белоснежный!
Вот темный – скромный!
К любому параду забирай все к ряду!

Коробейник 3:

А на нашей улочке
Делают шкатулочки!
И кружки, толкушки,
Веретена да игрушки.

Весело, весело мастерит все село!
А потом везем на базар
Расписной свой деревянный товар”
Покупай дружно, кому чего нужно!

Звучит задорная народная мелодия.

Учитель: Здесь и гончары продают свой товар: миски, кувшины, горшки, глиняные свистульки и куклы на потеху ребятишкам. Медники-котельники посуду и украшения предлагают. Кузнецы-то, кузнецы! Поглядите, как, звеня, они выкладывают на прилавки свой товар!

Мальчики исполняют песню “Во кузнице”.

Мальчик 1: Ну и ярмарка! Никогда не видел такой!

Мальчик 2: Здесь торгуют и сукном и зерном, и мехами, и рыбой! И своим и иноземным товаром.

Учитель: И прозвали эту торговую площадь Красною. Ведь когда-то на Руси, ребята, “красным” называли не только цвет. “Красный” означало красивый, главный, почетный, самый дорогой!

д) Физкультминутка(под аудиозапись песни О. Газманова “Москва”)

е) Работа с текстом “Московский Кремль”

Самостоятельное чтение. Вопросы по ходу чтения.

1-ый абзац:

Чем любуются взрослые и маленькие дети? (Соборами Кремля, т.е. главной, большой церковью в г. Москве, колокольней Ивана Великого).

2-ой абзац:

Прочитайте 1-е предложение во 2-м абзаце.

Кто запомнил слово Кремль ? (Городская крепость в старинных русских городах).

Сколько лет Москве? Из чего были сделаны стены Кремля?

Как называли потом Москву? Почему? (Стены построили из белого камня и стали звать Москву Белокаменной.)

3-й абзац:

Как выглядит современный Кремль? (Стены из красного кирпича, есть башни).

Какая самая старая башня в Кремле? (Тайницкая башня). Интересное название: сравните со словом тайна. (Башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне).

Какая башня самая красивая? Что находится на ней? (Спасская башня. Бой башенных часов-курантов по радио слышат каждый день люди всего мира.)

Зачем в Москве нужны были Царь-колокол и Царь-пушка?

Рассказ учителя о Царь-пушке.

Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: “Лев”, “Орел” … Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь- пушкой. И стоит она в Кремле как памятник мастерству, а не войне. (Учитель может рассказать о Царь-колоколе).

4-ый абзац:

Где находится Красная площадь: в Кремле или у стен Кремля?

Почему Красная площадь получила такое название?

Что видела Красная площадь?

5-ый абзац:

Почему дороги каждому жителю России Кремль и Красная площадь? (Это наша история).

Задания и вопросы после чтения:

Рассмотрите рисунки на стр. 154-155. Что это? Давайте совершим заочное путешествие по Кремлю. Я буду показывать открытки с изображением памятных исторических мест, а вы комментировать их содержание. (Учитель показывает открытки с изображением Спасской башни, колокольни Ивана Великого, Успенского собора и т. д.)

Кремль – это еще не вся Москва. Многие площади, улицы хранят историю в своих названиях.

Какие улицы Москвы вы знаете? А как появились улицы? Об этом вы узнаете, прочитав текст “Имена московских улиц”.

Работа с текстом “Имена московских улиц”.

Чтение текста сразу вслух с комментированием по ходу чтения:

Чтение 1-го абзаца.

Интересно, как жили без улиц, переулков?

Вот, оказывается, как появились первые улицы в Москве.

Чтение 2-го абзаца.

Перечислите улицы, которые запомнили из текста. Почему они получили такие названия?

Как называется главная улица Москвы?

Какие красивые старые названия сохранили улицы Москвы?

Лексическое значение слов: ремесленники, гончар .

3. Итог урока.

Что интересного вы сегодня узнали о Москве?

Какое слово я задумала? В этом слове 1 слог, 6 букв, 5 звуков (Кремль).

Почему букв больше? (Мягкий знак звука не образует)

Для чего нужен мягкий знак?

Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?

Мне понравилось, как вы работали. А что понравилось на уроке вам? Что хотелось изменить? О чем хотелось бы услышать на следующем уроке?