Пример провала в развитии нтп. НТП: основные направления и характерные черты

Уровень развития транспортной системы государства – один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции1 в европейскую и мировую экономику.

Автомобильный транспорт представляет собой наиболее массовый вид транспорта. На его долю приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых перевозок.

Основными причинами активного использования автотранспорта стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородних перевозок. Кроме того, помощью автомобильного автотранспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» без дополнительных затрат на перегрузку, а также с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Здесь, по сравнению с другими видами транспортных средств, предъявляются менее жесткие условия к упаковке товара.

Большая мобильность, возможность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автотранспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров.

Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышение коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.

В отличие, например, от железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на один километр пути велика. Постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) наоборот невелики. В следствии этого, автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния.

Автомобильный транспорт - одна из важнейших отраслей народного хозяйства, развивается как неотъемлемая часть единой транспортной системы. В современных условиях дальнейшее развитие экономики немыслимо без хорошо налаженного транспортного обеспечения. В условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, автомобильный транспорт способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере. От его чёткости и надёжности во многом зависят трудовой ритм предприятий промышленности, строительства и сельского хозяйства. Он обеспечивает наряду с другими видами транспорта рациональное производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках.

Транспорт в нашей стране способствует решению таких важных политических задач, как ликвидация экономического отставания окраинных районов, противоположности между городом и деревней, расширение связей народов нашей страны, укрепление их дружбы, обмен достижениями во всех отраслях народного хозяйства и областях культуры.

Транспорт имеет огромное значение для экономического и культурного сотрудничества России с другими странами, укрепления и развития экономической системы хозяйствования, в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект. Так же транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков.

2. Определение понятия научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП: 1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов; 2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию; 3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда; 4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах: эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой; революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

    Факторы, определяющие научно-технический прогресс в области эксплуатации автомобильного транспорта.

Исходя из системного представления о ТЭА как подсистеме автомобильного транспорта, необходимо выделить следующие основные факторы, которые по­влияют на развитие ТЭА в ближайшие 10-15 лет:

1. Продолжится рост автомобильного парка страны, особенно легкового, его разнотипности и разномарочности, соответственно увеличивающих нагрузку на ТЭА, обеспечивающую работоспособность этого парка.

2. В парке будет увеличиваться сектор частных автомобилей (более 80% парка), включающий не только легковые, но и грузопассажирские и грузовые автомобили малой грузоподъемности и автобусы (микроавтобусы) малой вместимости. По мере усложнения конструкции автомобилей, ужесточения требований к дорожной и экологической безопасности и повышения жизненного уровня населения удельный вес услуг по обслуживанию этих автомобилей на специализированных предприятиях (мастерские, станции технического обслуживания, ди­леры, фирменные предприятия) будет увеличиваться и, согласно международному опыту, достигнет 70-80%.

3. Изменение структуры парков по грузоподъемности и вместимости автомобилей окажет существенное влияние на ТЭА (габаритные размеры и масса автомобилей, масса агрегатов, требования к оборудованию, персоналу и производственной базе и т.п.):

· увеличение удельного веса в парке грузовых автомобилей малой грузоподъемности, микроавтобусов и автобусов малой вместимости, имеющих общую или близкую конструктивную базу с легковыми автомобилями, что облегчает организацию технической эксплуатации этой группы автомобилей;

· дальнейшая специализация грузового парка (до 60-65%), требующего организации технического обслуживания и ремонта специализированного оборудования;

· распространяющееся применение на междугородных и международных перевозках интенсивно используемых (годовой пробег 100 тыс. км и более) автопоездов большой грузоподъемности и габаритов, к которым предъявляются повышенные требования надежности, экологической и дорожной безопасности, отвечающие международным стандартам.

    Диверсификация АТП, их разукрупнение, развитие предпринимательства привели к поляризации парков и сосредоточению значительного количества автомобилей на малых по размеру предприятиях, которые не располагают достаточной производственно-технической базой, персоналом, технологиями, организационными структурами, способными обеспечить в конкурентной среде требуемые уровни работоспособности своих парков.

    Виды транспорта и их основное назначение.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт

Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70-90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Водный транспорт

Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные (нуждаются в портах с глубоководными акваториями) и дизельные баржи (обладают большей гибкостью). Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Автомобильный транспорт

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта - перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Воздушный транспорт

Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки, главный недостаток - высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек.

Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

    Автомобильный транспорт в транспортной системе Украины

Велико значение транспорта в жизни человека, он играет исключительную роль в производственном процессе. Без транспортировки и перемещений продуктов и орудий труда функционирование производства невозможно. Транспорт является составной частьию народного хозяйства страны, обслуживает все его отрасли. Там, где транспорт, там - жизнь! Самым ярким подтверждением этого является Транс-Сибирская магистраль, где вокруг колеи поселились люди и началось бурное развитие народного хозяйства. Продукцией транспорта является сам материальный процесс перемещения. Работа транспорта измеряется количеством перевезенных грузов и людей, оборотом грузов и людей в тонно- и пассажиро-километрах. Также транспорт, особенно железнодорожный, играет ключевую роль в обеспечении обороноспособности государства. В Украине единая транспортная система страны, которая включает следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской, речной, поромный, городской. Транспорт потребляет около 13% топливно-энергетических ресурсов страны, на долю железнодорожного транспорта приходится 6% электроэнергии, 17% - валового потребления дизельного топлива. Производство транспорта составляет 20% стоимости всех фондов народного хозяйства, на долю железнодорожного транспорта приходится 6,9% основных фондов страны. Сегодня активно развивается новый вид транспорта - трубопроводный. И это не удивительно, ведь он обеспечивает доставку таких жизненно необходимых современному человеку продуктов, как газ и нефть. Преимущества трубопроводного транспорта: 1) Возможность повсеместной прокладки труб; 2) Кратчайшее расстояние транспортировки; 3) Самая низкая себестоимость транспортировки; 4) Полная герметизация продуктов транспортировки; 5) Автоматизация процесса доставки; 6) Меньшие, по сравнению с другими видами транспорта капиталовложения в металл. Основным недостатком трубопроводного транспорта является ограниченность грузов, которые он может транспортировать (только жидкие и газообразные, иногда на небольшие расстояния - сыпучие). Не сильно отстают от него и други виды транспорта, например автомобильный. Колоссальное увеличение количества машин на дорогах Украины заметно невооруженным глазом. Повышается не только количество машин, но и их качество: грузоподъемность, скорость, экологичность и т.д. Преимущества автомобильно транспорта: 1) Найбыстрейшая доставка грузов на короткие расстояния; 2) Широкая маневренность: доставка грузов в системе производитель-склад-потребитель не требует дополнительных перегрузок с одного транспортного средства на другое; 3) Регулярность перевозок там, где есть дороги; 4) сравнительно небольшие капиталовложения в строительство дорог. Недостатки: 1) Высокая себестоимость перевозок; 2) Негативное влияние на окружающую среду, в первую очередь из-за количества выхлопных газов. Эффективность своей работы продолжает неустанно поднимать железнодорожный транспорт. Сеть железных дорог Украины непрерывно развивается и расстраивается: прокладываются новые линии, совершенствуются технологии строительства путей и вагонов с локомотивами, автоматизируются и механизируются трудоемкие операции, все шире внедряется вычислительная техника. Сегодня железнодорожный транспорт Украины обеспечивает работой более 500 тыс человек! Основные преимущества железнодорожного транспорта по сравнению с другими: 1) Независимость работы от климатических условий, погоды, времени суток. Железнодорожный транспорт обспечивает регулярную, беспрерывную перевозку пассажиров и грузов в любое время дня и ночи, при любой погоде в самые отдаленные уголки нашей планеты; 2) Высокая провозная способность; 3) Способность осваивать массовые перевозки грузов и пассажиров; 4) Высокая скорость движения; 5) Короткий путь передвижения грузов и пассажиров; 6) Невысокая себестоимость перевозок (особенно при массовых на большие и средние расстояния); 7) Большая гибкость и меневренность при перевозках; 8) Наличие непрерывной рельсовой связи с подовляющим большинством крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий (внутри предприятий, связь предпрятий с основной магистралью); 9) Возможность сооружения железнодорожного полотна на любой сухопутной территории; 10) Экологичность электрифицированных линий (а таких большинство). Основным недостатком железнодорожного транспорта является потребность в больших капиталовложениях в строительство новых и реконструкцию существующих линий в основном по причине металлоемкости. Не последнее место в транспортной системе Украины занимает речной транспорт. Ведь у нас так много широких судноплавных рек: Дунай, Днепр, Южный буг, Днестр, Сиверский Донец и др. Преимущества речного транспорта: 1) Большая провозная способность на губоководных реках; 2) Низкая себестоимость перевозок; 3) Малые удельно-капитальные затраты: строить надо только порты, реки есть и так. Недостатки: 1) Несовпадение больших рек с направлениями грузопотоков; 2) Нерегулярность перевозок (зимой реки покрываются льдом); 3) Медленность перевозок. Преимущества морского транспорта: 1) Обеспечивает массовые межконтинентальные перевозки грузов и пассажиров; 2) Низкая себестоимость перевозок. Основным недостатком морского транспорта является его зависимость от погодных условий. Наверно активнее всего в последнее время в мире развивается воздушный транспорт. Причем не только пассажирский, но и грузовый, военный. Постоянно создаются новые, более быстрые, безопасные самолеты все больших размеров и грузо- и пассажироемкости, совершенствуется оборудование аэропортов. Воздушный транспорт имеет такие преимущества перед другими видами транспорта: 1) Возможность перевозок во всех направлениях, в любую точки Земного шара; 2) Сравнительно невысокие капиталовложения в строительство: нужны только аэропорты, а дорогой служит воздух; 3) Очень большая скорость доставки. Основным недостатком является возможность транспортировки небольшими партиями на дальние расстояния срочных или скоропортящихся грузов из-за стоимости транспортировки.

    перспективы развития автомобильного транспорта.

Автомобильный транспорт играет важную роль в работе транспортно-дорожного комплекса страны. Преимуществами автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы и пассажиров, чем по водным и железнодорожным путям.

Доля автомобильного транспорта в перевозках непрерывно увеличивается. Все больше грузов, перевозимых железнодорожным транспортом на короткие расстояния, передается на автомобильный, даже при наличии подъездных железнодорожных путей у отправителя и получателя.

Автомобильный транспорт обслуживает строительство крупнейших промышленных, гражданских и гидротехнических сооружений. Благодаря мобильности и возможности доставки строительных грузов непосредственно к месту работ за автомобильным транспортом утвердилась ведущая роль в транспортных работах на строительстве.

Автомобильный транспорт перевозит продукцию сельского хозяйства к станциям и пристаням, а также промышленные товары. Почти все товары и продукты розничной торговли, включая сеть общественного питания, перевозятся автомобильным транспортом. Значительную долю в грузообороте автомобильного транспорта составляют перевозки различных видов топлива для промышленности и бытовых нужд.

Интенсивно развиваются пассажирские автомобильные перевозки. К преимуществам городского автобусного транспорта относятся хорошая маневренность, быстрота ввода его в действие и некоторые другие. Автобусные перевозки имеют очевидные преимущества перед железнодорожными по себестоимости и удельным капиталовложениям в подвижной состав (отнесенным к 1 пассажиро-км) при сравнительно небольших расстояниях перевозок (в пределах 300 км).

Научно-технический прогресс (НТП) - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под НТП подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Как правило, выделяют следующие направления НТП:
1. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов;
2. Комплексная автоматизация и регулирование процессов управления производством, включая электронизацию и компьютеризацию;
3. Применение новых видов энергии в технике в качестве движущей силы и в качестве технологического компонента при обработке предметов труда;
4. Применение химических процессов в создании новых видов материалов и в технологии обработки предметов труда (включая биотехнологию).

Протекает НТП в двух основных формах:
эволюционной, воплощающейся в насыщении производства традиционной, постепенно совершенствующейся техникой;
революционной, воплощающейся в технологических прорывах, характеризующихся совершенно новыми технологическими процессами и принципами работы машин.

Две формы НТП взаимообусловлены: эволюционное, количественное накопление отдельных достижений в науке и технике приводит к качественным преобразованиям производительных сил. В свою очередь переход к принципиально новым технологиям и технике знаменует собой начало нового этапа их эволюционного развития.

Необходимо подчеркнуть, что внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю прошлого труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс «дорожает», так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражается в увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

В странах, где идет переход к сокращению средней продолжительности рабочей недели, все заметнее тенденция к замедлению темпов снижения затрат живого труда (трудоемкости), т. е. к замедлению снижения доли заработной платы в себестоимости продукции.

Таким образом, НТП вызывает встречное увеличение затрат и в сферах, где создается новая техника, и в сферах, где она применяется, т. е. вызывает не только экономию общественного труда, но и рост его затрат.

Тем не менее конкурентоспособность фирмы, предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма иди предприятие должны четко понимать, для решения каких задач - стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

Наука помогает нам проникнуть в суть явлений, происходящих в природе и обществе, понять закономерности, управляющие развитием окружающей нас естественной и созданной человеком среды.

Она указывает людям способы, позволяющие воздействовать на это развитие и направлять его. Техника возникает как материальное воплощение опыта и знаний, накопленных наукой и практикой, является орудием практической деятельности человека. Благодаря технике человек активнее взаимодействует с окружающим миром, имеет возможность улучшать условия своего существования. Техника становится также и мощным стимулом дальнейшего развития научных знаний, так как с ее помощью либо сразу, либо по прошествии определенного времени возникает возможность оценить результаты научных исследований.

Взаимодействие науки, техники и производства, ведущее к совершенствованию производительных сил общества, и порождает научно-технический прогресс.

В течение многих столетий наука и техника развивались, не обнаруживая явной взаимосвязи друг с другом. Наука тяготела к умозрительным построениям, к логическим выводам и философским обобщениям, в то время как техника и технология совершенствовались главным образом на основе опыта, интуитивных догадок и случайных находок. Тайны мастерства нередко передавались только по наследству. Это препятствовало широкому распространению технологических открытий. Наука не была тесно связана с производственной деятельностью человека.

В XVI в. нужды торговли, мореплавания и крупных мануфактур потребовали теоретического и практического решения целого ряда задач. Под влиянием идей Возрождения наука постепенно начинает обращаться к практике.

В последующие столетия ученые в разных странах - Г. Галилей, Э. Торричелли, Р. Бойль, И. Ньютон, Д. Бернулли, М. В. Ломоносов, Л. Эйлер, А. Вольта, Г. Дэви и многие другие - изучали механические процессы, тепловые, оптические, электрические явления. Результаты их научных открытий способствовали сближению науки и практики.

В XVIII-XIX вв. с развитием машинного производства наука становится все более тесно связанной с практической деятельностью человечества. Русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов был инициатором самых разнообразных научно-технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России. Английский изобретатель Дж. Уатт создал универсальную паровую машину. Французский химик А. Лавуазье объяснил с помощью закона сохранения массы вещества процесс обжига металлов и горение. Французский физик С. Карно дал теоретическое обоснование рабочего цикла паровой машины. Известный русский инженер-металлург Д. К. Чернов заложил основы металловедения.

В XX в. научно-технический прогресс связан с научно-технической революцией. Под ее воздействием расширяется фронт научных дисциплин, ориентирующихся на развитие техники.

Целые отрасли производства возникают вслед за новыми научными направлениями и открытиями: радиоэлектроника, микроэлектроника, атомная энергетика, химия синтетических материалов, производство электронной вычислительной техники и др. Наука стимулирует развитие техники, а техника выдвигает перед наукой новые задачи и обеспечивает ее современным экспериментальным оборудованием.

Научно-технический прогресс охватывает не только промышленность, но и многие другие стороны практической деятельности общества, сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркий пример плодотворной связи науки и техники - освоение человечеством космического пространства.

Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса. Однако в капиталистическом обществе прогресс науки и техники совершается в основном в интересах господствующего класса, военно-промышленного комплекса, нередко сопровождается разрушением человеческой личности.

При социализме научно-технический прогресс осуществляется в интересах всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению экономических и социальных задач коммунистического строительства, созданию материальных и духовных предпосылок для всестороннего и гармоничного развития личности.

XXVII съезд КПСС выдвинул на первый план задачу ускорения социально-экономического развития нашей страны на основе научно-технического прогресса. Одно из важнейших его направлений - широкое освоение передовых технологий: лазерных, плазменных, мембранных, радиационных, электроннолучевых, технологий с использованием сверхвысоких давлений и импульсных нагрузок и т. д. Другое направление - комплексная автоматизация и механизация производства, призванные сделать труд рабочих, колхозников, интеллигенции более производительным, творческим. Современный этап автоматизации опирается на революцию в электронно-вычислительной технике, быстрое развитие робототехники, роторно-конвейерных линий, гибких автоматизированных производств, обеспечивающих высокую производительность.

Рисунок (см. оригинал)

В последнее время на основе опыта ведущих научных организаций в нашей стране создаются межотраслевые научно-технические комплексы, являющиеся новой эффективной формой соединения науки с производством. Воплощается в жизнь Комплексная программа на-учно-технического прогресса стран - членов СЭВ на период до 2000 года.

Общественно-хозяйственное переустройство в России вызвало неустойчивость в системообразующих звеньях существовавшего ранее механизма. Оно было ориентировано на производство научно-технической продукции. Это, в свою очередь, сказалось на состоянии хозяйственной страны в целом.

Научно-технический прогресс (НТП) и экономический рост

Современные приоритеты передовых государств определяются не только по объемам рабочих ресурсов и добывающей промышленности, природных запасов. Это то, что традиционно выступает характеристикой благосостояния страны. Большую актуальность сегодня приобретает степень использования новшеств в том либо другом секторе. Как известно, экономический рост характеризует функционирование всей хозяйственной системы. Его показатели применяют при анализе состояния национального сектора, в сравнительной оценке стран. В качестве определяющего фактора в этой сфере выступает научно-технический прогресс (НТП). Рассмотрим далее, что он собой представляет.

НТП: определение и содержание

Говорить о такой форме развития начали впервые в конце 19-го - в начале 20-го столетия. Что такое НТП? Определение в общем виде можно сформулировать следующим образом:

Усовершенствование, обусловленное потребностями материального производства, увеличением и усложнением нужд общества.

Необходимость в этом процессе возникла вследствие укрепления взаимодействия крупной машинной промышленности с техникой и наукой.

Противоречия

Они стали следствием взаимосвязи между наукой, техникой и машинным производством. Противоречия сказались сразу на двух направлениях развития. В теории, таким образом, они подразделяются на технические и социальные. При массовом выпуске одних и тех же изделий на протяжении многих лет появляется возможность создать автоматические системы дорогостоящих машин. За продолжительный эксплуатационный период все затраты на них окупаются. Вместе с этим возникает необходимость непрерывного усовершенствования самих производственных объектов. Это можно сделать или модернизируя их, или заменяя продукцию. Такое положение обуславливается ускорением НТП. Это и есть первое противоречие. Оно возникает между сроком эксплуатации и периодом окупаемости. Социальное противоречие НТП - это несогласованность, связанная с человеческим фактором. С одной стороны, новшества направлены на облегчение условий труда. Достигается это за счет автоматизации в результате НТП. Это, однако, вызывает монотонность и однообразие работы. Разрешение указанных противоречий напрямую касается усилением требований к самому процессу усовершенствования. Они воплощаются в общественном заказе. Он выступает в качестве формы выражения социальных стратегических интересов в длительной перспективе.

Эволюция

Ученые говорят о различных факторах, сопровождавших НТП. Определение их имеет особое значение при анализе социальных преобразований. Важность факторов связана с их влиянием на изменения в обществе. В комплексе эти факторы обуславливают особенности НТП, этапы развития, формы. Процесс может быть или эволюционным, или революционным. В первом случае НТП - это относительно медленное усовершенствование традиционных производственных основ. В данном случае речь ведется не о скорости. Акцент делается на темпах производственного роста. Так, они могут являться низкими при революционном или высокими при эволюционном усовершенствовании. К примеру, можно рассмотреть производительность труда. Как свидетельствует история, темпы ее роста высокие при эволюционной форме, а при революционной - низкие.

Революция

В современном мире эта форма НТП считается преобладающей. Она обеспечивает крупные масштабы, ускоренные воспроизводственные темпы, высокий эффект. Революционный научно-технический прогресс (НТП) - это коренные преобразования во всей системе. Комплекс взаимосвязанных переворотов в разных сферах материального производства основывается на переходе на качественно новые принципы. В соответствии с изменениями, происходящими в материальном производстве, формируются присущие только такому явлению, как научно-технический прогресс (НТП), основные черты и этапы.

Стадии

Изменения, о которых было сказано выше, касаются не только эффективности непосредственно самого производства, но и факторов, которые обуславливают рост. Революционное усовершенствование проходит следующие стадии:

  1. Подготовительную (научную).
  2. Современную, включающую перестройку структурных элементов национального хозяйства.
  3. Крупного машинного автоматизированного производства.

Подготовительная стадия

Ее можно отнести к первой трети 20 столетия. В тот период велись разработки новых теорий машинной техники и принципов формирования производства. Эта работа предшествовала созданию обновленного оборудования, технологий, которые впоследствии применялись во время подготовки ко Второй мировой. В этот период коренным образом изменились многие фундаментальные представления о факторах окружающей среды. При этом в производстве отмечался активный процесс последующего развития технологии и техники.

Вторая стадия

Она совпала с началом войны. Наиболее активными научно-технический прогресс (НТП) и инновации были в США. Это обуславливалось, главным образом тем, что Америка не вела на своей территории боевых действий, не имела устаревшего оборудования, располагала удобными с точки зрения добычи и переработки полезными ископаемыми, а также достаточным объемом рабочей силы. Россия в 40-е годы 20 столетия не могла претендовать по уровню своего технического развития на ведущую позицию в области НТП. Вторая его стадия в СССР началась после окончания войны и восстановления разрушенного хозяйства. Остальные главные западноевропейские страны (Италия, Франция, Англия, ФРГ) вступили на этот этап практически сразу после США. Суть этой стадии состояла в полной производственной перестройке. В производственном процессе формировались материальные предпосылки для дальнейшего коренного переворота в машинной и прочих ведущих отраслях, а также во всем национальном хозяйстве.

Автоматизация

Она ознаменовала третий этап НТП. В течение нескольких последних десятилетий отмечается активный выпуск множества различных автоматических станков и станочных линий, созданием цехов, участков, а в ряде стран - возведением целых заводов. На третьем этапе формируются предпосылки для укрупнения автоматизированного производства, затрагивающего в том числе и предметы труда, и технологии.

Единая политика

Правительство любой страны с целью обеспечения эффективной экономики и предотвращения отставания от других государств должно реализовывать единую научно-техническую политику. Она представляет собой совокупность целенаправленных мер. Они обеспечивают комплексное развитие техники и науки, внедрение полученных результатов в экономическую систему. Для реализации этой задачи необходимо определить приоритетные сферы, в которых будут использоваться достижения в первую очередь. Это обуславливается, главным образом, ограниченностью государственных ресурсов на проведение крупномасштабных исследовательских работ по всем направлениям НТП и последующую их реализацию на практике. На каждой стадии, таким образом, должны определяться приоритеты и обеспечиваться условия внедрения разработок.

Направления

Они представляют собой сферы развития, реализация которых обеспечит максимум социальной и экономической эффективности в короткие сроки. Существуют общие (государственные) и частные (отраслевые) направления. Первые считаются приоритетными для одной или нескольких стран. Отраслевые направления важны для конкретных секторов промышленности и хозяйства. На определенном этапе были сформулированы такие общегосударственные направления НТП:


Электрификация

Это направление НТП считается важнейшим. Без электрификации невозможно усовершенствование других хозяйственных сфер. Следует сказать, что для своего времени выбор направлений был достаточно удачным. Это положительно отразилось на повышении эффективности, развитии, ускорении производства. Электрификация - процесс выработки и широкого применения электрической энергии в промышленности и быту. Он считается двусторонним. С одной стороны осуществляется производство, с другой - потребление в разных сферах. Эти аспекты друг от друга неотделимы. Производство и потребление совпадают во времени, что обусловлено физическими особенностями электрического тока как формы энергии. Электрификация выступает в качестве базы для автоматизации и механизации. Она способствует увеличению эффективности производства, производительности труда, повышению качества товаров, уменьшению их себестоимости, получению большей прибыли.

Механизация

Это направление включает в себя комплекс мероприятий, в рамках которых предусматривается широкая замена ручных операций машинами. Внедряются автоматические станки, отдельные производства и линии. Механизация процессов означает непосредственную замену ручного труда машинным. Это направление находится в постоянном развитии и совершенствовании. Оно переходит от ручной работы к частичной, малой, общей механизации, а затем к высшей своей форме.

Автоматизация

Она считается высшей степенью механизации. Это направление НТП позволяет осуществлять полный цикл работ только под контролем человека без непосредственного участия. Автоматизация представляет собой новый вид производства. Он является результатом научно-технического развития путем перевода операций на электронную основу. Необходимость в автоматизации обусловлена неспособностью человека с требуемой скоростью и точностью осуществлять управление сложными процессами. Сегодня в большинстве отраслей основное производство практически полностью механизировано. Вместе с этим вспомогательные процессы остаются на прежнем уровне развития и выполняются вручную. Большая часть таких операций присутствует в погрузочно-разгрузочных, транспортных работах.

Заключение

Научно-технический прогресс следует рассматривать не как просто сумму составляющих элементов или форм его проявления. Они пребывают в тесном единстве, взаимно дополняя и обуславливая друг друга. НТП- непрерывный процесс появления технических и научных идей, разработок, открытий, их реализации, морального старения оборудования и замены его новой техникой. Само понятие включает в себя множество элементов. НТП не ограничивается только формами развития. Этот процесс предполагает все прогрессивные изменения и в производственной сфере, и в непроизводственной.

Научно-технический прогресс (НТП ) - это процесс постоянного совершенствования средств и предметов труда, технологии, организации и управления производством, профессионального и образовательного уровня занятых в производстве.

Этот процесс осуществляется в целях повышения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества на основе реализации научных знании.

Из этого определения следует, что исходной движущей силой НТП являются научные знания. Основное содержание - развитие и совершенствование всех факторов производства. При этом для НТП характерны планомерность, системность, непрерывность и глобальность. Конечной целью внедрения достижений НТП является снижение общественно необходимых затрат на производство продукции и повышение ее качества, улучшение условий труда и повышение уровня жизни народа.

Ha современном этапе роль НТП возрастает. Решение важнее задач - переход на интенсивный путь развития экономики и неуклонное повышение эффективности производства - требует не столько количественнoгo, сколько качественного их изменения на основе всемерного и эффективного использования новейших достижений науки и техники. Использование науки в производстве является мощным фактором роста его эффективности. Установлено, что от 60 до 80 % прироста производительности труда и до 50 % прироста валового внутреннего прироста в различных странах обеспечивается за счет внедрения новейших достижений науки и техники.

НТП позволяет радикально улучшить использование природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии на всех стадиях, т. е. от производства и комплексной переработки сырья до выпуска и использования конечной продукции. За счет этого будет достигнуто резкое снижение материал емкости, металлоемкости и энергоемкости производства. Ресурсосбережение станет основным источником удовлетворения прироста потребностей общества в топливе, энергии и сырья, материалах.

Качественное совершенствование техники технологии в производстве, улучшении использования основных фондов позволяет преодолеть тенденцию снижения фондоотдачи и добиться ее повышения, что приведет к созданию предпосылок значительного повышения качества продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Социальное значение HTП огромно. В результате его происходит вытеснение тяжелого физического труда, изменяется его характер. НТП предъявляет очень высокие требования к профессиональному и образовательному уровню работников. Под его влиянием сглаживаются различия между умственным и физическим трудом.

Прогресс в науке и технике включает эволюционные и революционные изменения.


Эволюционные изменения выражаются в постепенном (количественном) накоплении научных знаний и совершенствовании традиционных элементов техники. Но на определенном этапе НТП приобретает форму научно-технической революции (НТР).

НТР - это взрывной процесс глубоких качественных преобразований техники на основе новейших научных открытий и изобретений. Они принципиально изменяют материальные элементы производительных сил, методы организации, управления, характер труда.

Следовательно, НТП и НТР - понятия нетождественные, хотя органически взаимосвязаны между собой.

Современную научно-техническую революцию характеризуют следующие черты:

Превращение науки в непосредственную производительную силу. Это проявляется в следующем. Современное производство представляет собой прямое продолжение и технологическое применение научных достижений. В то же время наука становится неотъемлемым элементом производства. И, наконец, в своем развитии наука опирается на индустриальные методы;

Коренное изменение роли современной техники - вторжение ее в среду умственной деятельности человека (создание кибернетических машин).

Роль НТП в развитии агропромышленного производства определяется следующим:

На его основе возможно радикальное решение продовольственной: проблемы (путем интенсификации сельского хозяйства, обеспечение продовольственной независимости Республики Беларусь);

Обеспечение устойчивости аграрного сектора экономики;

Повышение эффективности производства;

Обеспечение экологической защиты окружающей среды;

Успешное решение социальных проблем труда и жизни.

В различных отраслях народного хозяйства НТП реализуется в различных формах и развивается по различным направлениям.

Так, основные направления НТП в сельском хозяйстве следующие:

Создание и применение высокопроизводительных машин,

Комплексная механизация и автоматизация производства;

Электрификация, химизация и мелиорация земель;

Внедрение индустриальных технологий производства, ресурсо и энергосберегающих технологий, перевод сельского хозяйства на промышленную основу, внедрение биотехнологии и биоинженерии;

Специализация и концентрация производства на базе межхозяйственной кооперации агропромышленной интеграции;

Совершенствование форм организации и управления производством;

Развитие агропромышленных объединений;

Дальнейшее улучшение подготовки кадров и др.

В промышленности и строительстве они могут быть другими. Однако, несмотря на многообразие направлений научно-технического прогресса можно установить из них основные, присущие все отраслям народного хозяйства.

К ним относятся:

Электрификация;

Комплексная механизация и автоматизация;

Химизация;

Разработка и внедрение прогрессивных технологий;

Новая техника и компьютеризация производства.

Все направления тесно связаны между собой, взаимно обусловлены. В совокупности они обеспечивают единый процесс технического развития производства.

Все направления НТП связаны с использованием трех групп факторов:

Материально-технические факторы (создание и внедрение зональной системы машин, поточных линий для животноводческих форм, улучшение качества удобрений и гербицидов, применение прогрессивных способов их внесения, использование новых способов осушения, орошения и полива площадей;

Биологические факторы (селекция и биоинженерия , генетический потенциал растений и животных);

Социально-экономические факторы (организационные возможности использования первых двух факторов повышению их эффективность).