Типичная петербурженка. Отсутствие восхищения культурным наследием

От редакции «Леди Mail.Ru». Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях — иногда забавных, иногда трогательных — мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.

О жителях Петербурга сложилось немало стереотипов. Как на самом деле выглядит типичная жительница культурной столицы России, мы решили узнать у 26-летней Ании Батаевой, тележурналистки и коренной петербурженки.

Ания — коренная петербурженка

«Я не сноб и не считаю себя культурнее остальных только потому, что я родилась и выросла в «культурной столице». Хотя такой стереотип в обществе существует. Многие почему-то думают, что настоящая петербурженка должна каждые выходные ходить в музей или театр, по вечерам читать Достоевского, во всех непонятных ситуациях быть вежливой и воспитанной, а своим внешним видом воспроизводить какой-то художественный образ. Это далеко от истины. Сейчас мне кажется, что приезжие девушки больше ориентированы на культурное развитие: постоянно ходят на выставки, в музеи, театры. А нас этим немного «перекормили» в детстве. Более-менее регулярно я хожу только в театр.

По погоде и по случаю

В вопросах моды петебурженки практичны и всегда выбирают, что надеть, исходя из того, какая погода за окном. У меня, например, есть шуба из мутона, длинная и теплая. Но в основном я ношу , если температура около нуля, и пуховик, если холодно. Уверена, что меня хорошо поймут москвички: несмотря на многолетнее противостояние двух столиц, в одежде мы стали очень похожи. И там, и тут доминирует повседневная мода casual — простая и удобная одежда.

Я работаю телевизионным журналистом, и мне приходится очень много времени проводить на улице. Период с ноября по март — настоящая катастрофа . Когда я выезжаю на событие, а на улице -2 °С, снег с дождем и ветер с Финского залива, то приходится думать не только о том, как выглядеть в кадре во время записи стендапа, но еще и о том, как не подхватить воспаление легких. В таких ситуациях не обойтись без крепких ботинок, я предпочитаю Ecco и Timberland, хороших джинсов и теплой верхней одежды, о которой я уже говорила.

Петербурженки выбирают наряд прежде всего по погоде

Конечно, есть у меня одежда и для особых случаев. Например, для похода в театр. Если билеты куплены заранее, а в Петербурге иначе на приличную постановку не попасть, то наряд можно спланировать заранее. В джинсах в театр я никогда не пойду — это некультурно . Да и хочется иногда почувствовать себя леди, тем более что место соответствует. Поэтому в театр я всегда иду в платье и туфлях, зимой их можно взять с собой.

Кстати, часто девушек из провинции, приехавших в Петербург, можно «вычислить» по одежде. Многие из них наряжаются чересчур пестро, неумело смешивают одежду разных стилей. А еще забывают про погоду. Это сразу бросается в глаза.

Одежда должна быть не просто модной, но и защищать от холода и ветра

Ненависть к подделкам

Я стараюсь покупать только качественные вещи, но на распродажах, так выходит дешевле. А подделки я просто ненавижу. Несколько лет назад в петербургском метро можно было часто встретить девушек с сумочками L ouis Vuitton . Спрашивается, если у тебя есть 50 или 100 тысяч рублей на сумку, почему на тебе линялый плащ или застиранная ? Не знаю, где они покупали эти подделки, но выглядело это пошловато. Хорошо, что эта мода прошла, правда, началась новая — теперь в фаворе сумочки как бы от Michael Kors.

Вообще мода творит с людьми странные вещи. Какое-то время назад все как будто помешались на уггах, а ведь это дико неудобные сапоги на тонкой подошве, которые промокают уже после первой лужи. Для Петербурга эта обувь совершенно не подходит, но многие упорно их покупали. То же самое с модой на резиновые сапоги, которые некоторые умники и умницы даже летом в жару носили, хотя известно, что резиновая обувь вредна для ног, и обувать ее стоит, только когда в этом есть нужда. Если это называется модой, то я себя модницей не считаю.

Раньше я очень любила петербургские секонд-хенды, там можно было купить за 200 рублей приличную вещь от Calvin klein, просто порывшись в куче тряпья. Сегодня это большая редкость. Продавцы «секондов» научились разбираться в одежде и делают внушительные наценки на известные бренды, поэтому проще пойти на распродажу. Денег, конечно, потратишь больше, но зато вещь будет новая.

Естественность как тренд

В Петербурге достаточно возможностей для того, чтобы выглядеть ухоженно, и цены, по сравнению с московскими, более адекватные. Но у большинства наших девушек есть чувство меры, им нравится выглядеть естественно и не стремиться к «красивости». В последнее время многие петербурженки отказываются от использования декоративной косметики и не красят волосы. Для нас это очень актуальный тренд наравне с вегетарианством и одеждой unisex. Не вижу в этом ничего плохого: у меня самой аллергия на обычную косметику, а минеральная стоит дорого. Приходится мучиться, так как в кадр я не могу выйти без макияжа. Сейчас вот сделала себе перманент — это выход из ситуации. Но не думаю, что когда-нибудь женщины полностью перестанут краситься, ведь косметика делает их привлекательнее и увереннее в себе. Главное, чтобы это не превращалось в паранойю, вроде «без косметики я как голая».Я хожу на курсы самообороны, и там очень много девушек. Надеюсь, это не из-за того, что на них часто нападают .

Никаких бадлонов

Петербурженку, пожалуй, можно «вычислить» по речи. Но только потому, что говорит она правильно и красиво, не тараторит и не «окает». Обычно все пишут о специфических петербургских словечках и характерной манере произношения отдельных слов. Конечно, «парадная» и «поребрик» у нас действительно говорят, но крЭм, рЭльсы — это из области фантастики. А уж слово бадлон () я слышу только когда кто-то просит написать текст про петербургский лексикон . Интересно, остались люди, которые так говорят? Я не встречала! Так вот, запомните: никаких бадлонов ! Мы уже давно носим . Я люблю — с оленями».

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ в Петербурге выше, чем в Москве, он вообще самый высокий в России. Зато петербуржцы запросто получают шенгенскую мультивизу в финском консульстве, написав в анкете, что собираются ездить в Финляндию за покупками.

В МОСКОВСКОМ СУПЕРМАРКЕТЕ петербурженке предлагают говорить громче и быстрее. В петербуржском супермаркете думают, что москвич хочет им что-то продать. В московском метро так целеустремленно бегут к свободному месту, что петербуржец понимает: в этом городе колебаться нельзя.

ПЕТЕРБУРЖЦЫ ЛЮБЯТ ГУЛЯТЬ ПО ГОРОДУ , москвичи тоже любят гулять по этому же городу, по Москве гулять не любит никто. Не дальше, чем от подъезда до машины, от машины до клуба, бара, ресторана. Разговоры на ходу в Москве не приняты, потому что перемещение в пространстве пешком — это то временное состояние, из которого все хотят выйти как можно скорее.

ЧТОБЫ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ МОСКВИЧОМ , достаточно прожить в Москве несколько лет. Чтобы стать петербуржцем, нужно родиться им в третьем поколении.

КОРЕННОЙ МОСКВИЧ вполне может сказать: «Я не люблю Москву», и никто его за это не осудит, коренной петербуржец своих чувств прямо не выражает, но услышав, что кто-то оскорбительно сравнил его город со Стокгольмом, затаивает злобу.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ НЕДОУМЕВАЕТ , как это в Москве все послушно выстраиваются в очередь перед передней дверью автобуса с турникетом, — он привык к кондуктору, который подойдет к нему сам, пока он с комфортом висит на поручне.

ПЕТЕРБУРЖСКАЯ БОЛЕЗНЬ — хронический гайморит. Московская болезнь — хронический стресс. При переезде взаимно обогащаются.

МОСКОВСКАЯ ДИСКУССИЯ о том, где хорошие сырники и до скольких их подают, петербуржцу непонятна. Завтраками он интересуется в последнюю очередь, да и вообще ест реже и меньше, чем москвич. Предложение от московских друзей встретиться в 9 утра за завтраком воспринимает стоически, но опаздывает на полчаса, потому что лег в пять, а перед тем как лечь, думал и курил.

МИФИЧЕСКАЯ ЭЛЕГАНТНОСТЬ петербуржцев происходит не от хорошей жизни. Принцип сложился еще до войны: носить темное, не надевать белый воротничок, не выглядеть буржуазно. «Бывшие» боялись выделяться. И до сих пор петербуржец старается сделать костюм минималистичным. Москвичи хотят быть нарядными, и плевать они хотели на климат, покупая розовые туфли.

В МОСКВЕ ПРИНЯТО собирать разношерстные компании малознакомых людей. В Петербурге собираются узким кругом «своих», этих «своих» везде тащат с собой, если впереди замаячило благо.

ПЕТЕРБУРЖСКИЕ ТЕАТРАЛЫ покупают билеты на третий ярус, чтобы не тратить на партер 6 тысяч, которых у них все равно нет. Перед третьим звонком бегут в кассу, спрашивают, какие места не проданы, несутся в партер и плюхаются на них. В Москве свободных мест не бывает.

ПЕТЕРБУРЖЕЦ ВОЗМУЩАЕТСЯ , когда кто-то из местных путается в названиях «Съездовская» - «Съезжинская». Переехав в Москву, заявляет: да тут все понаехавшие, дорогу спросить не у кого, и ничего в этом плохого нет.

И МОСКВИЧИ, И ПЕТЕРБУРЖЦЫ ругают свои дороги и пробки одними и теми же словами. Но, оказавшись в Москве, петербуржец понимает, что диалог «Где вы живете? — В пробке на Кутузовском» вполне достоверен.

ПЕТЕРБУРГ — ЭТО НЕ ГОРОД, А СЕКТА . Город небольшой, поэтому одной футбольной команды достаточно. Все болеют за «Зенит» и сидят «ВКонтакте». Москвичи не страдают болезненным патриотизмом.

Каких только качеств не приписывается молвой петербуржцам! Тут и старомодная интеллигентность, и гипертрофированная вежливость, и утонченность мыслей, и загадочность, и непредсказуемость, и неясная тоска во взгляде, и революционный дух...

На самом деле характер настоящего петербуржца довольно сложен и даже несколько противоречив. С одной стороны, основная масса населения действительно традиционно вежлива, доброжелательна и дружелюбна, здесь с удовольствием дадут нужную консультацию, покажут дорогу приезжему, а при необходимости даже и проводят. С другой стороны, при первом знакомстве петербуржцы могут произвести впечатление несколько холодных и сдержанных людей, четко держащих дистанцию с незнакомым человеком. Это во многом объясняется полученным воспитанием.

С детства маленькому петербуржцу внушают, что он живет в культурной столице и не имеет права ее позорить. Конечно, с возрастом многие запреты преступаются, и вчерашние робкие дети превращаются в независимых и свободолюбивых молодых людей, но тем не менее основная масса горожан (конечно, бывают и исключения) старается строить свою жизнь так, чтобы причинять минимум неудобства окружающим. К примеру, никто, даже самый разухабистый панк или увешанный цепями воинственного вида металлист, не войдет внутрь метро с мороженым (можно ведь испачкать кого-нибудь!) или не станет грызть там семечки или бросать пивные бутылки. Здесь все еще уступают место в транспорте пожилым, инвалидам и беременным женщинам (хотя старожилы все равно жалуются, утверждая, что раньше молодежь была гораздо лучше воспитана и вскакивала при первом приближении такого человека) . По мере возможности здесь стараются лишний раз не шуметь, не обращать на себя внимание посторонних, не лезть в чужие разговоры, да и вообще в чужую жизнь. Здесь уважают свою и чужую независимость. Как и все северяне, люди в Петербурге довольно сдержанные и уравновешенные.

Поэтому, если вы хотите чувствовать себя здесь комфортно, постарайтесь тоже соблюдать простейшие правила хорошего тона и не ведите себя вызывающе. Если же вы все-таки совершите что-то не то, скорее всего, вам не сделают замечание (ведь замечание - это тоже невоспитанность, недопустимое вмешательство в чужую жизнь) , а просто неодобрительно (но очень выразительно) посмотрят.

Не принято здесь обращение на «ты» между незнакомыми людьми, так говорят только маленьким детям, а вот к незнакомому подростку вполне могут уже обратиться и на «вы». Для того чтобы перейти на «ты» после знакомства, желательно спросить разрешение собеседника, равно как и на то, чтобы называть его уменьшительным именем. Если сомневаетесь в уместности - лучше называйте на «вы» и по имени-отчеству. В ходу достаточно церемонные обращения, правда, произносимые обычно с несколько ироническим подтекстом: «господа», «дамы» и т.д.

Совсем другими становятся те же самые сдержанные петербуржцы в своей среде, в домашней обстановке, среди друзей и близких знакомых. Это очень открытые, веселые, гостеприимные люди, многие из которых отличаются замечательным чувством юмора. Еще в конце XVIII в. этнограф Иоганн Готлиб Георги утверждал в своем «Описании российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга»: «Гостеприимство есть отличная нравственная склонность санкт-петербургских жителей всех классов». Там же он отмечал, что в этом городе «всякий, даже и самый странный человек легко может найти несколько сходных друзей». Это остается актуальным и для сегодняшнего Петербурга.

Быт и мода

Чисто в бытовом аспекте типичный петербуржец достаточно неприхотлив и не гонится за помпезностью или роскошью, будь то жилище, питание или свой собственный внешний вид. Вас вполне могут привести в гости в обшарпанный подъезд, в старую коммуналку или квартиру с отстающими от стены обоями, и собравшаяся там компания будет себя чувствовать очень уютно и комфортно. Дорогому пафосному ресторану петербуржец, скорее всего, предпочтет более скромное «бюджетное» заведение. И не в силу того, что у него нет денег, а просто потому, что не видит в этом целесообразности. В одежде то же самое - изощренные гламурные изыски вызывают здесь не зависть, а смех, а лощеная безупречность - просто дурной тон. Здесь принято одеваться так, как комфортно самому человеку, большинство людей на улицах предпочитают обычные джинсы, при этом умудряясь выглядеть стильно и современно.

Отношение к деньгам

Отсутствие или недостаток денег здесь не является пороком, который надо скрывать и делать хорошую мину при плохой игре, а вот хвастовство высокими доходами - однозначно моветон. Настоящий петербуржец не стремится посвятить всю жизнь исключительно зарабатыванию и накоплению денег, однако здесь не принято и бездумно их тратить. Здесь считается, что откровенное швыряние деньгами на ненужную роскошь - это от лукавого. Даже те, у кого с финансами все великолепно, предпочитают не разбрасывать их без толку, а тщательно и придирчиво изучают ассортимент магазина или меню ресторана, прежде чем на что-то решиться. Одним словом, во всем приветствуется практичный, рациональный и взвешенный подход в рамках европейской традиции.

Политические настроения

В политическом аспекте Петербург отличается традиционным демократизмом. Известно, что Петербург всегда голосует не так, как Москва или другие части России. Здесь пользуется большой поддержкой демократическая оппозиция, а также частенько голосуют «против всех». Наверное, повлияло и то, что в советское время Ленинград не был столичным городом черных шляп, кожаных пальто и белых кашне, городом Политбюро и ЦК, поэтому он не успел в большой степени пропитаться «партийным душком». В Петербурге высокий образовательный уровень, это город науки и ВПК, инженеров и изобретателей, писателей и художников - одним словом, самостоятельно мыслящих людей, у которых на все есть свое мнение.

Характер горожан

Конечно, все те испытания, что перенес город за свою недолгую, но бурную историю, не могли не сказаться на его людях. За три столетия у них сформировался особый характер - открытый и способный к переменам, свободный, и в то же время способный выдержать любые испытания. Чего только не перенес этот город - в первую очередь, конечно, страшные 900 дней блокады, но было и многое другое - Жданов с его идеологическими вывертами, травлей и уничтожением интеллигенции города, знаменитый «Большой дом» на Литейном, тюрьма «Кресты», красный террор после убийства Кирова, Кронштадтский мятеж и многое другое. Но не страх и подлость, а стойкость и мужество оказались неотъемлемыми чертами характера ленинградцев.

Хочется процитировать строки Виктора Чижикова о петербургском характере: «В Петербурге все не просто. Это не просто дирижер, а дирижер оркестра Ленинградской государственной филармонии, не просто рабочий, а рабочий с Путиловского завода, не просто кандидат наук, а кандидат, защитивший диссертацию в Ленинградском политехническом институте, и цена ему на порядок выше, чем кандидату наук, защитившему диссертацию в другом городе. Видимо, одной из главных черт этого характера является врожденное чувство такта, если хотите, чувство меры, подсказывающее определенное отношение, умение держать себя подобающим образом в определенной обстановке и с определенным собеседником». Одним из самых известных людей - носителей классического петербургского характера был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: внешне мягкий, исключительно внимательный к собеседнику, широко эрудированный ученый, но со стальным стержнем жизненных принципов, за пределы которых не могла его заставить переступить никакая сила.

Большинству петербуржцев присуще благоговейно-трепетное чувство личной сопричастности к судьбе города. С малых лет они привыкли ощущать себя полноценными наследниками всех событий петербургской истории - и величественных, и трагических. Как бы ни относились к городу в то или иное время официальные власти, народная любовь к нему не ослабевала никогда. Петербуржцы поголовно влюблены в свой город. Он для них не просто среда обитания, это живой организм, друг и даже родственник. Все, что в нем происходит, затрагивает каждого. Помните известную песню Александра Розенбаума:

И, растворившись в вас, о жители мои,
Спешу в любви единственной признаться!
Я кожей ощущаю, как горит
Огнем сердечным питерское братство!

Туризм

Петербуржцы много путешествуют за границу. Географическое положение города как «окна в Европу» этому значительно способствует. От любой европейской страны его отделяет не более трех часов лету, а в расположенную в двух часах езды на машине Финляндию многие и вовсе ездят на уик-энд, как к себе на дачу. Часто посещают и соседние прибалтийские страны.

Обобщения и выводы

Итак, что же формирует мировоззрение и образ жизни нынешнего петербуржца? С детства его окружает красота родного города и чувство причастности к великому, ему доступно огромное количество шедевров искусства, до Европы ему рукой подать, он окружен особой романтикой - романтикой города на воде.

Город переворотов и революций пропитывает его свободой духа и стремлением к самовыражению, которое ценится здесь больше, чем внешние атрибуты успеха. Еще в XIX в. французский композитор Гектор Берлиоз, гастролировавший в Петербурге, писал: «Здесь любят все прекрасное; здесь живут музыкальной и литературной жизнью; здесь носят в груди такой огонь, который заставляет забывать и снег, и мороз». В каждом поколении здесь традиционно много поэтов, писателей, художников, музыкантов, причем у каждого из них - свой неповторимый стиль, они не боятся экспериментировать. Петербург - родина отечественного балета, джаза, кино, рок-музыки. Все эти и другие виды искусства продолжают развиваться и находить своих почитателей в Петербурге нынешнем.

Ритм жизни в Петербурге не такой стремительный, как в столице, он более расслабленный и неторопливый. Может быть, в какой-то мере это объясняется тем, что здесь нет такой острой необходимости бороться за место под солнцем, нет (пока!) такой бешеной конкуренции во всех сферах жизни, как в Москве. Взять, к примеру, такой мелкий, но показательный факт, особенно удивляющий (а иногда и раздражающий) гостей из столицы, - в метро, на эскалаторе, спускающемся вниз, люди встают справа, оставляя слева проход для тех, кто торопится. Это нормально, так происходит и в Москве, и в других крупных городах. Однако на эскалаторе, поднимающемся вверх, петербуржцы встают и справа, и слева, не оставляя прохода, - они просто не могут себе представить, что кому-то может прийти в голову бежать по эскалатору вверх. Даже если человек сильно опаздывает, скорее всего, он отнесется к этому философски, но не полезет вверх, расталкивая локтями пассажиров. Такой вот здесь образ жизни - динамичный, как в любом большом городе, но без лишней суеты.

У петербуржцев много общих интересов, которые объединяют людей разных возрастов и социального положения: все они болеют за одну футбольную команду, почитают основателя города Петра Великого, гордятся Эрмитажем и Мариинским театром, летом дружно отправляются на одни и те же пляжи Финского залива или на озера Карельского перешейка, а осенью - в лес за грибами и клюквой. Все они одинаково наслаждаются белыми ночами, опаздывают на мосты, страдают от комаров, мокнут под затяжными питерскими дождями и поскальзываются на обледеневших зимних улицах.

Тем не менее при общей схожести жизни горожан это город «многослойный», город разных течений, не любящих смешиваться. В нем существуют разные, довольно замкнутые круги общения со своими интересами и пристрастиями. Попасть внутрь такого круга не так просто - желательно, чтобы кто-нибудь вас привел и представил, самому навязываться не принято. В зависимости от того, в какой именно круг вы попадете, такое у вас сложится впечатление от посещения города.

Скорее всего, скучать вам здесь не придется - ведь Петербург задает тон и создает новые модные тенденции для всей страны. Это он предложил России первых рок-музыкантов, искусство андеграунда, диджеев, рейвы, фестивали авангардной моды, вечеринки в развалинах старинных дворцов и крепостей и т.д. До сих пор здесь работают всевозможные клубы на любой вкус.

Ну а во всем остальном петербуржцы - такие же люди, как и любые россияне, они так же заводят новых друзей, влюбляются, женятся, растят детей, радуются успехам и переживают неудачи, как и в любом другом месте страны. Поэтому вряд ли у вас могут возникнуть с ними какие-то сложности или проблемы. Будьте дружелюбны и тактичны, и вы заведете себе новых верных друзей и возвратитесь сюда еще много раз.

Почему петербуржцы чувствуют себя оскорбленными, когда их называют питерцами? Что значит “сменить Растрелли на Церетели”? И в каких случаях употребляют выражение “всякий сам себе Исаакий”? Рассказываем о некоторых тонкостях петербургского языкового фольклора.

Питерец или питеряка?

Если хочешь оскорбить петербуржца - назови его питерцем. Эта истина бесспорна и известна каждому, кто провел в Северной столице хотя бы несколько дней. Оказывается, недовольство жителей Петербурга таким наименованием корнями уходит глубоко в историю. Дело в том, что вообще это сокращенное название города - Питер - произошло от неуклюжего “Питерград” - именно так в XVIII-XIX веке называли новую столицу жители далеких провинций.
Те, кто отправлялся в Питерград на заработки, как раз и звались питерцами, а также питерщиками и питеряками. Крестьяне, которым удавалось переехать в столицу и прожить там какое-то время, получали презрительное прозвище полированный питерец, а те, чье начинание успехом не увенчалось и кто с позором возвращался в родную далекую губернию, звались питерской браковкой. Вот почему у коренных петербуржцев это наименование вызывает такой шквал возмущения.

Сам себе Исаакий

Много существовало и поговорок, связанных с культурной и нравственной стороной жизни, которая, по всей видимости, волновала петербуржцев испокон веков. Например, говорили так: “Все родились в Петербурге, но одних воспитал город, а других - улица”. Это выражение появилось в 1990-е годы. Оно обличало тех, кто, имея великую честь родиться в Культурной столице, совсем не пытался этому соответствовать.
Выражение “Всякий - сам себе Исаакий” употребляют, когда имеют в виду, что каждый назначает себе цену сам и ведет себя так, как считает для себя приемлемым.
А в XIX веке - в романтическую пору подвигов и дуэлей - появилось вот такое интересное выражение: “На кого обижаются в Петербурге? На женщин, дураков и великих князей”. Именно этим категориям, согласно дуэльному “кодексу”, запрещалось участвовать в дуэлях, поэтому ничего не оставалось, кроме как обидеться. Вызвать женщину или представителя царской семьи на поединок было невозможно.

Растрелли vs Церетели

В народном петербургском фольклоре не могла не отразиться и любовь к культуре, архитектуре и достопримечательностям своего города. Так, в 2000-м году зашел разговор о переносе столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Новость была воспринята петербуржцами крайне остро, и по этому поводу говорили: “Как? Сменить Растрелли на Церетели?”. Церетели, как известно, - художник, скульптор и декоратор, чья творческая деятельность особенно ярко проявилась в современной Москве. В кругах петербургской художественной общественности его считают чуждым для утонченной петербургской архитектуры, определяющими ориентирами для которой всегда являлись зодчие Растрелли и Росси.
Еще одно выражение возникло в Северной столице в связи с переименованием Ленинграда в Санкт-Петербург. “Меняй город дьявола на город святого!” - именно так звучал лозунг в поддержку реформы. Под дьяволом в данном случае подразумевали Ленина, под святым - апостола Петра, в честь которого город и получил свое название в 1703 году.

“А труб “Авроры” тебе не надо?” - петербургская разновидность выражения “А шнурки тебе не погладить”, широко распространенного в России. Фраза используется для выражения отказа в просьбе о чем-то невозможном, дефицитном. “Аврора” - широко известный петербургский крейсер, в настоящее время находящийся на плановом ремонте.

“Нет бога кроме Гога” - фраза, распространенная в петербургском высшем свете, среди театралов и творческой богемы, державшей руку на пульсе культурной жизни города. Гога - это Георгий Александрович Товстоногов, главный режиссер Большого драматического театра имени Горького (который теперь носит его имя). Родом великий режиссер был из Грузии, за что и получил свое прозвище. По словам актеров его театра, Гога всегда был суров, требователен и пользовался непререкаемым авторитетом.

“В Питере не пьют только четыре человека...”

Много выражений в истории Петербурга возникало и в связи с пристрастием жителей города к алкогольным “возлияниям”. Алкоголизм в XIX веке считался привилегией не низших слоев, а благородного офицерского состава воинского Петербурга. Именно в этих кругах и появилась шутка: “В Питере не пьют только четыре человека, да и то, потому что некогда: они коней держат”. Имелись в виду фигуры четверых мужчин, которые укрощают коней на Аничковом мосту.
Чуть позже, уже в послереволюционном Ленинграде на эту тему возникло еще одно выражение: “Если будет 25, снова будем Зимний брать!”. Этот лозунг принадлежал ленинградским рабочим, которые таким образом реагировали на повышение цен на спиртное.
“Нам целый мир - чужбина, отечество нам - Царское Село” - это, конечно же, строка из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, которую в XX веке присвоили себе вовсе не лицеисты, а люди, страдающие от алкоголизма, которых на лечение отправляли в Лечебно-трудовой профилакторий, находившийся как раз в нынешнем городе Пушкине.

Россия – слишком большая страна, чтобы иметь всего лишь одну столицу. Поэтому их у нее две: Москва и Санкт-Петербург. Одна обычная и действующая, а вторая – бывшая и культурная.

Хотя оба города можно назвать мегаполисами, их жители в значительной степени отличаются друг от друга. Компания «КОМКОН-СПб» на основании собранных обобщенных данных составила психологические портреты москвичей и петербуржцев и сравнила их. Оказалось, что полученные образы совсем не похожи друг на друга.

Психологический портрет

Оказалось, что москвичи в отличие от питерцев более энергичны и амбициозны. Петербуржцы, в свою очередь, более сдержанны, осторожны, гостеприимны и интеллигентны.

Конечно, это не значит, что все москвичи или питерцы одинаковы. Вовсе нет. Просто здесь описываются усредненные образы. Например, по своему менталитету велика разница между московскими жителями, предки которых проживали в Москве, от перебравшихся в столицу в раннем детстве или в зрелом возрасте.

Образ москвича, скорее отрицательный, чем положительный, сложился именно из-за приезжих, которых в нежном возрасте привезли родители. Некоторые из них из кожи вон лезут, чтобы не отличаться от коренных москвичей, что их обычно и выдает.

Из-за большого количества приезжих москвичи более терпимы к чужакам и толерантны. Питерцы к чужим относятся более настороженно и нетерпимо.

Хотя Москва – более древний город, чем Санкт-Петербург, питерцы более консервативны. Кроме того, они больше тяготеют к Европе и европейской культуре. Все-таки Питер и был задуман Петром Великим как «окно в Европу».

Питерцы более дружелюбны, отзывчивы, общительны, чем москвичи, у которых характер жестче.
Следует еще отметить, что москвич более нацелен на деньги, чем питерец. Последний не считает, что деньги – важнее всего. Просто считает их средством для достижения своих целей и создания комфортных условий для жизни.

Стиль жизни

Несмотря на то, что, Питер – достаточно крупный город, ритм жизни здесь гораздо спокойнее, чем в Москве. У москвичей жизнь более скоростная и агрессивная. Это и понятно, ведь Санкт-Петербург сложился как культурная столица с сильным европейским влиянием. Москва – это, скорее всего, деловой центр, исконно купеческий город, где всегда процветала торговля. Сюда приезжают люди с высокими амбициями, стремящиеся сделать карьеру и добиться высокого материального положения.

Даже свободное время москвичи и питерцы проводят по-разному. Московские жители не прочь «оторваться» в шумной компании малознакомых людей. Среднестатистический петербуржец скорее предпочтет общество близких друзей. Замечено также, что жители Санкт-Петербурга чаще посещают музеи, выставки, классические концерты и другие культурные мероприятия, чем москвичи.

Речевые отличия

Хотя в последнее время разница в манере общения все больше стирается, по разговору можно определить, кто перед вами: петербуржец или москвич.

Если москвичи предпочитают заменять «ч» на более мягкое «ш» (яиШница, конеШно), то питерцы говорят, как пишут.

К тому же некоторые одинаковые понятия они обозначают разными словами. Например, подъезд многоквартирного дома питерцы назовут «парадное». Там не говорят «курица», как в Москве, а скорее скажут «кура». Если в Москве проезжая часть ограничена бордюром, то в Питере – поребриком.

Правда, последнее время москвичи почему-то перенимают питерскую манеру речи и поведения. Возможно, из-за того, что многие в руководстве страны, в том числе и Президент – выходцы из Питера. Может быть, москвичи непроизвольно стараются походить на людей, которые пользуются у них уважением.