Биологические ресурсы мира и их охрана. Что такое биологические ресурсы

ВВЕДЕНИЕ

§1.1 Международно-правовое регулирование отношений в сфере охраны морских биологических ресурсов

§1.2 Особенности развития национального законодательства в области рационального использования и охраны морских биологических ресурсов

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

§2.1 Правовое регулирование деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации по контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов

§2.2 Перспективы совершенствования правового регулирования деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в области охраны морских биологических ресурсов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время наблюдается следующая ситуация - экспорт рыбных товаров из Российской Федерации в последние годы составляет 1,1 млн. тонн. Более 90 процентов его приходится на рыбную продукцию низкой степени переработки. В то же время импорт рыбной продукции в 2002 году увеличился по сравнению с 1991 годом в 2,8 раза и составил 610 тыс. тонн. И это несмотря на то, что по данным статистических органов Российской Федерации среднедушевое потребление рыб и рыбных товаров в стране в 2000 г. составило 10,4 кг против 20,3 кг в 1990 г . Уровень же потребления во всем мире составляет уже 15-16 кг в год на человека . В США, где жители традиционно предпочитают продукты птицеводства и животноводства, среднедушевое потребление морепродуктов достигло 23 кг, а в Японии и Исландии – 65-70 кг в год .

В условиях ограничения доступа российских промысловых судов в морские пространства, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, возрастает роль промысловых запасов биологических ресурсов морских вод, на которые распространяются суверенные права Российской Федерации, и в частности российской исключительной экономической зоны. Доля внутренних водоемов (Каспийское, Белое моря, реки, озера, водохранилища, а также товарные рыбоводные хозяйства) в общем вылове сравнительно невелика – в 1998 году было выловлено 267,6 тыс. т, или 6% . Как отмечается в научной литературе, посвященной вопросам рыболовства, рациональное освоение и использование биоресурсов национальной исключительной экономической зоны (5-6 млн. т ежегодного вылова плюс развитие морской аквакультуры) могут обеспечить рекомендуемые нормы среднедушевого потребления не хуже, чем в советский период .

Существенно возросли масштабы незаконного промысла морских биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Так, около 80% морепродукции, вывозимой за рубеж, по-прежнему не декларируется и выпадает из под валютного и таможенного контроля . Сравнительные показатели ввоза, например, в Японию продукции морского рыбного промысла, добытой в территориальных водах, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, по данным российской и японской статистики, имеют расхождения как по объему, так и по стоимости. Анализ этих данных свидетельствует, что неучтенные поставки в порты Японии рыбной продукции, добытой российскими судами в исключительной экономической зоне России, составляют ежегодно от 83 до 117 тыс. т. Это негативно сказывается на состоянии рыболовства, и в первую очередь на запасах ценных видов морских биологических ресурсов.

Таким образом, можно отметить, что расхищение морских биологических ресурсов представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации и ее ключевым компонентам - продовольственной, экономической и экологической безопасности.

В этих условиях одним из путей решения данной проблемы является усиление охраны со стороны государства за рациональным использованием морских биологических ресурсов.

Оценивая нынешнее состояние организации контроля, следует признать, что он стал неуправляемой системой, представляющей совокупность большого количества различных элементов. Появление новых контрольных органов далеко не всегда сопровождалось разграничением их задач, прав и обязанностей как между собой, так и между вновь возникающими и уже имеющимися органами контроля. Это привело к непомерному росту количества данных органов и дублированию в их деятельности, во многом превратило контроль в орудие ведомственности, далекое от защиты общегосударственных интересов. В результате сложившегося положения происходит распыление средств на организацию контроля, и как следствие – снижение его эффективности. Так, органы морской охраны ведущего в области контроля за рациональным использованием морских биологических ресурсов федерального органа исполнительной власти - ФСБ России из-за отсутствия достаточных сил и средств для постоянного нахождения патрульных судов в морских контрольных пунктах осуществляли проверку только трети добывающих и транспортирующих судов.

Назревшим вопросом является создание комплексного контроля со стороны государства путем слияния органов с однородными контрольными функциями. При решении этой проблемы многие авторы приводят в качестве аргументов своим доводам зарубежный опыт, в частности США . Но довольно часто опыт США воспринимается весьма субъективно, на основе фрагментарных, поверхностных, популистских представлений, что приводит либо к непомерному восхвалению американских моделей и подходов, либо к необоснованному отрицанию их полезности.

Как справедливо отмечает А.Н. Вылегжанин, в США создана одна из самых разработанных юридичес­ких основ сохранения и использования морских биологических ресурсов. США внесли значительный позитивный вклад в рационализацию современного междуна­родно-правового режима управления морскими биоресурсами (прежде всего, запасами тихооке­анских анадромных, запасами минтая в центрально-беринговоморском районе, биоресурсами в центральной части Охотского моря). «Свои нацио­нальные интересы в области управления морски­ми биоресурсами США защищают, как правило, весьма результативно, в полной мере используя международно-правовые возможности».

Вопросы, связанные с рациональным использованием морских биологических ресурсов активно обсуждаются в последние годы в научной литературе и средствах массовой информации.

Большое внимание правовому статусу морских биологических ресурсов уделяется в работах таких авторов, как А.Н. Вылегжанин, Г.А. Волков, С.П. Головатый, С.В. Молодцов и др.

Цель дипломной работы состоит во всесторонней оценке правовых норм, которые применимы к охране морских биологических ресурсов, определении внутренних противоречий, очевидных пробелов в действующем законодательстве, выявлении недостатков в деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности в указанной сфере, и в выработке предложений по дальнейшему совершенствованию нормативной базы в данной области.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ В СФЕРЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ МОРСКИХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

§1.1 Международно - правовое регулирование отношений в сфере охраны морских биологических ресурсов

Одной из основных задач пограничной политики Российской Федерации, согласно Основам пограничной политики Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г., является создание условий для обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Пунктом 3.2 Основ пограничной политики Российской Федерации пограничная безопасность определяется как важнейшая составная часть национальной безопасности, представляющая собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации, охватывающем государственную границу Российской Федерации, пункты пропуска через государственную границу и связанные с ними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Одной из серьезных угроз национальным интересам и безопасности Российской Федерации в пограничном пространстве является расхищение национальных богатств Российской Федерации. Представляется, что к составной части этой угрозы можно отнести и незаконный промысел морских биологических ресурсов.

Экологические проблемы, начиная с середины прошлого века, быстрыми темпами стали приобретать все большее значение для человечества. Одна часть из них связана с возросшей потребностью людей к уровню своего жизненного комфорта, другая – с неконтролируемым относительно возможных последствий научно-техническим прогрессом, третья – с резким приростом в масштабах планеты населения и т.д. Одной из проблем в области экологии является проблема сохранения биоразнообразия планеты. Так, по данным, собранным Мировым центром мониторинга сохранения природы, к середине ХХI в. исчезнет примерно 25% всех существующих на планете видов живой природы. 95% всей живой природы в настоящее время сосредоточено в районах под суверенитетом и юрисдикцией государств.

Проблема сохранения биоразнообразия планеты требует своего скорейшего разрешения. Причем меры, предпринимаемые отдельными государствами в этой области, зачастую не смогут стать выходом из сложившейся ситуации стремительной деградации окружающей среды. Необходимы совместные усилия большинства государств по регулированию вопросов рационального использования и сохранения природных ресурсов. В связи с этим особую значимость в данной сфере приобретает механизмы международно-правового регулирования.

Вся живая природа, окружающая нас - это сложная, многоуровневая система объединённых между собой биологических ресурсов. Человек тоже может рассматриваться как неотъемлемая часть этой системы.

Биологические ресурсы - богатство, данное
человеку планетой

Биоресурсы - это «жизнь Земли». Всё живое, от одноклеточных морских организмов до многотонных млекопитающих - это биологические ресурсы мира. К ним относятся:

Живые организмы, которые нельзя причислять ни к флоре, ни к фауне, например морские также являются частью биоресурсов планеты и в совокупности могут называться биомассой.

Они выполняют одновременно много функций и имеют большое значение для человечества. Давайте рассмотрим все составляющие части, объединенные в понятие "биологические ресурсы".

Животный мир

Животные - неотъемлемый компонент экосистемы Земли. Они играют важную роль как для человека, так и для функционирования остальных элементов биосферы.

Обеспечение плодородия почв, опыление растений, очистка вод в естественных условиях, трансформация органических веществ в экосистеме - это лишь немногие их функции.

Растительные ресурсы мира

К этой группе относятся в первую очередь лесные биологические ресурсы. Они возобновляемые, но исчерпаемые. Размеры этих биоресурсов исчисляют площадью либо объёмами древесины, которая может быть использована человеком. Леса занимают около 30 % площади планеты, что равняется 40 млн кв. км. Если рассматривать запасы древесины как сырья, то её объёмы составляют приблизительно 350 млрд куб. м.

Но лес - это не только материал для производства и топливо, а ещё и место обитания многих видов животных. На данном примере видна тесная взаимосвязь между всеми компонентами биологических ресурсов планеты.

Биологические ресурсы океана и пресных вод

Мировой океан занимает 70 % площади нашей планеты. Запасы полезных ископаемых в недрах океанских шельфов не относят к биоресурсам. Биологические ресурсы — это все живые организмы, находящиеся в глубине водных просторов, которые человек может использовать себе во благо. Общая масса таких живых организмов оценивается в 35 млрд тонн. Самую высокую производительность в плане вылова рыбы имеет Тихий океан, а также Берингово, Норвежское и Японское моря.

Биологические ресурсы океана также являются возобновляемыми.

Как человек использует биоресурсы планеты

Объёмы биологических ресурсов тяжело определить, а ещё сложнее узнать их ценность в денежном эквиваленте. Например, лесные угодья могут одновременно выполнять множество функций: быть строительным материалом, топливом и местом отдыха Также растительный мир - это бесценный источник кислорода.

В случае с сельским хозяйством трудно разграничить биоресурсы и агроресурсы. Все окультуренные сельхозугодья, используемые человеком, появились за счёт сокращения нетронутых естественных площадей, ранее причисляемых к биоресурсам.

Водные биологические ресурсы используются человеком постоянно. являются источником продуктов питания, а также сырьем для других отраслей (медицина, сельское хозяйство).

Наземные животные - это тоже биологические ресурсы. Животный мир, если рассматривать исключительно диких зверей, теряет прежнее значение для человека. Это происходит в связи с развитием животноводства. Хотя в некоторых регионах охота по-прежнему остаётся стратегически важным промыслом.

Состояние биологических ресурсов планеты

Как видим, человек всегда смело пользовался тем, что дарила ему планета. И биоресурсы не стали исключением. Но вмешательство человека не осталось незамеченным.

Биологические ресурсы мира год за годом теряют свой первозданный вид под влиянием человеческих деяний. Мы не всегда задумываемся о том, что одно действие может стать причиной необратимых нарушений функционирования экосистемы планеты. Например, становится причиной исчезновения многих видов животных.

За последние 30 лет значительно уменьшились площади зелёных насаждений. Масштабы вырубки так велики, что это даже видно на снимках, сделанных из космоса. А всего за время существования цивилизации нашими руками уничтожено 35 % лесов. Работы по восстановлению зелёных насаждений, к сожалению, не приносят должного результата. Сейчас скорость сокращения в 18 раз превышает скорость их регенерации.

Неизгладимые последствия от деятельности человека чувствуют на себе и водные биологические ресурсы. Прежде всего, ущерб, наносимый водным биоресурсам, проявляется в масштабных выловах рыбы и других морепродуктов, загрязнении водоёмов, разрушении нерестилищ.

Животные - это источник сырья для многих производственных процессов. Однако масштабы использования дикой наземной фауны - незначительны, если сравнивать с объёмами сельскохозяйственного животноводства.

Охрана биоресурсов - задача каждого из нас

То, что биологические ресурсы мира имеют несоизмеримое значение для жизни человечества, не нуждается в каких-либо аргументах. Даже невозможно представить, как люди смогут существовать без доступа к этим богатствам планеты.

Мировые биологические ресурсы не имеют границ, поэтому вопрос их охраны должен решаться на международном уровне. Всего сейчас существует более тридцати организаций, которые регулируют активные действия, направленные на охрану биоресурсов в каждом отдельно взятом государстве. Инициативой ЮНЕСКО было создание «Международного союза и природных ресурсов». Более 90 стран принимают участие в исследованиях «Человек и биосфера» под руководством этой же организации.

Ещё одно социально активное объединение «Друзья Земли» проводит регулярные кампании в защиту флоры и фауны. «Акция в защиту Земли» — молодёжное подразделение этой организации.

Охрана биологических ресурсов - основная задача деятельности международного объединения «Гринпис». Эта организация действует на местном, национальном и международном уровнях и имеет поддержку широких масс.

Основные методы сохранения биоресурсов

Как видим, организаций, позиционирующих себя защитниками природы, достаточно, но какие же конкретные меры предпринимает человечество, чтобы биологические ресурсы мира подвергались как можно меньшему влиянию с его стороны?

  1. Рациональное отношение к биологическим благам. Внедрение технологий по безотходному производству и повторному использованию сырья.
  2. Защита от загрязнений - целенаправленные мероприятия, задачей которых становится устранение отрицательного влияния жизнедеятельности человека (установка очистных сооружений на предприятиях, утилизация отходов).
  3. Обустройство территорий, где охраняются биологические ресурсы. Животный мир и растительность здесь можно наблюдать в нетронутом виде. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки - это места, где появляется возможность восстановить популяции и растений.

И напоследок...

Каждый из нас осознанно или безотчётно ежедневно пользуется доступными биоресурсами. В связи с этим наша задача — как можно более рационально использовать их, охранять, восстанавливать, чтобы дать возможность нашим детям, внукам и правнуками увидеть и оценить все богатства Земли.

Контрольно-надзорная деятельность в отношении рыбопромышленных предприятий остро нуждается в реформировании с обязательным применением рискориентированного подхода в законопослушным рыбакам, заявил в ходе своего выступления на IV Съезде работников рыбохозяйственного комплекса РФ президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) Максим Козлов. По оценке руководителя бизнес-объединения сахалинских рыбаков, многочисленные проверки судов и предприятий, имея крайне низкую результативность, оборачиваются для компаний миллионными убытками, в то время как главным бичом многих "рыбных" регионов Дальнего Востока продолжает оставаться массовый браконьерский промысел и "черный рынок" рыбных ресурсов. Редакция ИА SakhalinMedia публикует текст доклада президента АРСО (с незначительными сокращениями ):

Сегодня идет большая реформа контрольно-надзорной деятельности по всем направлениям. Работа рыбохозяйственного комплекса, естественно, тесно связана с надзором контролирующих органов. Добыча, переработка, хранение, транспортировка, реализация улова - на каждом этапе рыбопромышленник должен доказать, что не совершил административного или иного проступка, за который предусмотрена ответственность.

Однако уже в течение многих лет критику вызывает уже само отношение к рыбаку. Действия контролирующего органа по охране водных биологических ресурсов - в силу федерального закона "О животном мире" - в первую очередь должны заключаться в сохранении биологического разнообразия. А все пресечение посягательств на водные биоресурсы, находящиеся в состоянии естественной свободы, по сути, сводятся к многочисленным проверкам хозяйствующих субъектов.

Количество проверок судов в море может достигать 35-ти в год, а это в среднем - каждые 10 дней. Причем каждый проверяющий осуществляет проверку с самого начала, просматривая весь пакет документов, проверяя промысловую и судовую документацию. Результативность таких проверок крайне низка. А экономические убытки, связанные с простоем судов, исчисляются для Сахалинской области в более чем 1 млрд рублей.

Мы поддерживаем инициативу по необходимости снятия административного барьера в виде учета улова водных биоресурсов в море по видовому и количественному составу, мы за предоставление возможности судам доставлять улов на берег и осуществлять его учет исключительно на берегу.

Вместе с тем нельзя прекращать борьбу с незаконным промыслом, с попытками судов, не имеющими технических средств контроля и находящихся под иностранным флагом, вести браконьерский помысел в наших водах. Мы предлагаем разделить на две основные государственные функции следующие вещи. Первое - это государственная охрана водных биоресурсов от посягательств браконьеров. И второе - государственный контроль за хозяйствующими субъектами, теми, кто имеет разрешение на промысел, чьи суда оборудованы техническими средствами контроля, кто перерабатывает в море или доставляет улов на берег для переработки.

Сегодня Федеральное агентство по рыболовству уже приняло решение о переходе на профилактический контроль, ФАР вошло в число ведомств, участвующих в пилотном проекте по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД). На рассмотрении находится законопроект о реформе КНД, в который контроль в море не вошел. Просим поддержать инициативу нашего пограничного управления, в чью компетенцию входит надзорная деятельность в море, и включиться в работу по переводу государственного контроля на систему рискоориентированного подхода. Для этого предлагаем внести соответствующее положение резолюцию Съезда, а участников Съезда - поддержать ее.

В число административных барьеров, по нашему мнению, входит и вопрос об осуществлении перегрузок уловов в море под надзором должностного лица специально уполномоченного органа по охране водных биоресурсов. Данная норма, напомню, была введена в 1998 году федеральным законом "Об исключительной экономической зоне РФ", и тогда эта норма была актуальной. В 2004 году были введены дополнительные требования в виде необходимости доставки улова в места, определенные властями субъекта федерации, для промышленного рыболовствного флота РФ.

Таким образом, сегодня продукция проходит двойной контроль. В свою очередь, и пограничные органы указывают на избыточность данной нормы - в связи с необходимостью задействования дополнительных средств для осуществления контроля. Предлагаю внести предложения в резолюцию по исключению указанной нормы из закона "Об исключительной экономической зоне".

Актуальным является вопрос охраны биоресурсов. Мы видим недостаточность усилий, принимаемых в этом направлении. Активно идет массовая незаконная добыча хорошо оснащенными организованными бригадами браконьеров. На берегах вырастают целые поселки со своей внутренней инфраструктурой и законами. Активно процветает скупка незаконно добытых биоресурсов. Высокая стоимость ресурсов вовлекает в браконьеры все больше граждан, проживающих на территории Дальнего Востока. Эту проблему необходимо решать. Сегодня незаконная добыча не просто конкурирует с легальным промышленным рыболовством, но и по своим масштабам может даже его превосходить. Необходимо принять кардинальные меры по усилению ответственности за осуществление рыболовного браконьерства, решить вопрос увеличения штатной численности и оплаты государственных служащих, задействовать для охраны биоресурсов и другие ведомства, например, Росгвардию. Прошу поддержать данное предложение.

И самым важным вопросом, сегодня неоднократно затрагивавшимся, является вопрос пересмотра базовых принципов распределения квот на добычу водных биоресурсов.

Считаем недопустимым пересмотр базовых принципов, поддерживаем резолюцию Съезда в том, что "исторический принцип" – это главное завоевание отрасли, этого принципа необходимо придерживаться и в дальнейшем,

Завершил свое выступление на IV Съезде рыбаков президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.

Напомним, что IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса РФ прошел в Москве 26 февраля. В мероприятии приняли участие около 500 представителей рыбопромышленных компаний, отраслевых ассоциаций и объединений, федеральных и региональных органов государственной власти. Организаторами крупнейшего мероприятия рыбной отрасли России выступили ВАРПЭ и Росрыбпрофсоюз при поддержке Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство). По итогам мероприятия делегатами была принята резолюция IV Съезда рыбаков, в которой отражены актуальные проблемы отрасли и предложены пути их решения. Текст проекта резолюции ранее ИА PrimaMedia.

В связи с интенсификацией промысла на камчатском шельфе уже возникли экологические проблемы. Сохраняется тенденция их усиления, поскольку предполагается дальнейшая активизация морского и прибрежного промысла. Достаточно сказать, что в морях Камчатки в путину находятся одновременно от 600 до 1500 российских и зарубежных судов, занимающихся рыболовным промыслом. Проблема значительно осложняется и тем, что на шельфе начаты разведочно-поисковые работы и освоение углеводородного сырья (нефть, газ). При сейсморазведочных работах используется звук, производимый взрывным способом, что пагубно отражается на жизнедеятельности гидробионтов и приводит к гибели некоторых из них в зоне взрывного котла. Бурение морского дна на первый взгляд не имеет серьезных экологических последствий, но при детальном изучении вопроса выясняется обратное. Так, обычно в процессе бурения используется буровой раствор, компонентами которого являются бентонитовая глина, углещелочной реагент, КМЦ (обойный клей), утяжелители, окись кальция, хлористый кальций, а также применяется хромпик, действующий на все живое сильнее цианитов. Для каждой скважины требуется несколько тонн раствора. В конечном счете указанные реагенты попадают в морскую воду.

Большой урон водным биоресурсам - и на суше, и на море - приносит браконьерский промысел. Вот несколько примеров проверки сотрудниками «Севострыбвода» в лососевую путину 2013 г.:

  • с 9 по 15 июля 2013 г. вскрыто 104 нарушения законодательства в области рыболовства, наложено штрафов на сумму 190 тыс. руб., изъято 770 кг рыбы, 67 орудий лова и 17 транспортных средств;
  • 16 июля 2013 г. на вертолете Ка-27 в бух. Бечевинская на территории расформированной военной базы подводных лодок обнаружен хорошо подготовленный стан браконьеров, при осмотре которого были найдены 10 шкур калана в засоленном виде;
  • с 23 по 29 июля 2013 г. вскрыто 159 нарушений законодательства в области рыболовства, наложено штрафов на сумму 385 тыс. руб., изъято 400 кг рыбы, 14 кг икры лососевых видов рыб, 77 орудий лова и 14 транспортных средств;
  • 26 июля 2013 г. в ходе проведения оперативных мероприятий на территории Усть-Большерецкого района на р. Большая был обнаружен житель г. Елизово, у которого при себе находилась рыба лососевых пород - нерка и кета - общим весом 1859 кг;
  • с 29 июля по 5 августа 2013 г. вскрыто 148 нарушений законодательства в области рыболовства, наложено штрафов на сумму 424 тыс. руб., изъято 2590 кг рыбы, 196 кг икры, 91 орудие лова и 43 транспортных средства.
  • с 19 по 26 августа 2013 г. вскрыто 129 нарушений законодательства в области рыболовства, наложено штрафов на сумму 426 тыс. руб., изъято 420 кг рыбы, 36 кг икры лососевых видов рыб, 75 орудий лова.

Антропогенное воздействие можно оценить по результатам добычи водных биоресурсов и объемов изготовленной продукции. Так, в 2009 г. предприятиями края освоено 839,6 тыс. т водных биоресурсов и произведено 713,6 тыс. ттоварной пищевой рыбной продукции. Часть продукции идет на экспорт. В 2009 г. он составил 251,0 тыс. т или 428,2 млн долл. Основными потребителями являются Республика Корея (> 63%), Япония (> 15%), США 9%), Китай 5%).

В г. Петропавловске-Камчатском на причальной линии Авачин- ской губы размещено четыре предприятия, эксплуатирующих крупные холодильники: ООО «КМП-Холод» (10 тыс. т), ООО «Оптима-Н» (10 тыс. т), ООО «Галеас» (5 тыс. т), ЗАО «Акрос» (2 тыс. т).

В целях охраны водных объектов в Камчатском крае проводился мониторинг ситуации, связанной с судовым металлоломом, подлежащим утилизации, оказывающим негативное воздействие на водные объекты. Так, в акватории Авачинской губы установлено 28 мест концентрации судового лома. В этой связи, в рамках имеющихся полномочий при Управлении Росприроднадзора по Камчатскому краю, создана Коллегия.

Источниками, оказывающими отрицательное влияние на качество окружающей природной среды, являются предприятия теплоэнергетики, автотранспорта, горнорудной промышленности, рыбопереработки, объекты Минобороны РФ, суда военно-морского, рыбодобывающего, торгового и транспортных флотов.

Охрана морских млекопитающих. В недалеком прошлом под охраной Севвострыбвода находилось под охраной 57 лежбищ калана, 27 - сивуча, 5 - морских котиков, 13 - моржа, более 100 лежбищ настоящих тюленей.

Дрифтерный промысел. В исключительной экономической зоне РФ дрифтерный промысел ведут японская (с 1991 - 1992 гг.) и российская флотилии (с 2010 г.). Это наиболее экологически опасный и губительный вид промысла с использованием объячеистых орудий лова - дрифтерных сетей, выставляемых в море для ловли лососей.

Лососи отосятся к пелагическим рыбам, так как их жизненное пространство заключено в верхних слоях морской воды. С мест нагула (обычно Алеутский морской бассейн) они возвращаются на нерестилища в реки Камчатки, миграционные пути хорошо известны, вот на них то и выставляются дрифтерные сети преимущественно для ловли нерки. Наиболее уловистые районы - восточнее о. Карагин- ского (Бериново море) и западнее м. Лопатка (Охотское море).

Впервые дрифретный лов применен японскими рыбаками в 1920 г. Орудие лова (сеть) представляет собою одностороннее прямоугольное сетевое полотно, посаженное на верхнюю и нижнюю подборы. Обычно длина дрифтерной сети в посадке составляет 30-50 м, высота - 8-10 м. Сеть изготавливается из светло-зеленого или светло-гоубого полиамидного моноволокна диамтром 0,2-0,5 мм. Размер ячеи для ловли горбуши - 45 х, для ловли кеты - 55 х, чавычи - и того более. Для научного лова используются дрифтерные сети с размером ячеи не менее 110 мм. Длифтерные сети соединяются в порядок сетей. Длина порядка регулируется правилами рыболовства и международными соглашениями. На промысле в морской экономичской зоне РФ длина порядка не должна превышать 4 км, расстояние между порядками - также не менее 4 км, а общая длина порядков, выставленных одним судном за сутки, не дожна превышать 32 км. По краям порядка выставляются номерные буи, которые судно легко находит по космической связи даже в непогоду. Сеть дрейфует на многие мили по течению, в нее попадают не тольо лососи, но и птицы, дельфины, даже киты. Попадают они или спонтанно, или же привлеченные попавшей в сеть рыбой, которую пытаются достать, но сами попадаются в сеть и гибнут в массовых количествах. В период с 1993 по 2001 г. в сети японских рыбаков попало 183 646 экземпляров морских птиц 31 вид (чистиковые, буревестниковые) и 2908 особей морских млекопитающих [Артюхин, Бурканов, 1999; Артюхин и др., 2010].

В целях совершенствования контроля над дрифтерным промыслом WWF России предложено внести изменения в сторону органичения в Правила рыболовства по ДВ: сроки дрифтерного промысла установить в период с 1 июня по 15 августа, ограничить длину сетей - не более 1 км за одну промысловую операцию, время выставления сетей - не более 12 часов за одну операцию, расстояние от берега или внешней границы внутренних морских вод при осуществлении промысла - не менее 2 и не более 12 морских миль [Коммерческий дрифтерный промысел..., 2004]. Стоит добавить, что для предотвращения попадания в дрифтерные сети морских млекопитающих и птиц следует продолжить исследования в области биологии, выявления кормовы объектов по сезонам года, путей миграции этих гидроби- онтов с тем, чтобы разработать и внедрить в технологию промысла оснащение дрифтерных порядков отпугивающими и отвлекающими устройствами - против морзверя (дельфины, тюлени) и постановки боковых крыльев (из тонкой дели и т.п.) - против морских птиц, которых привлекают пойманные рыбы в сетях.

Траловый промысел, например наваги, отрицательно влияет на кормовую базу моржа [Данилин, 1991].