Что нужно для портфолио учителя. Положение о портфолио учителя

Каждые пять лет учителя всей страны должны проходить аттестацию. Таким образом они подтверждают соответствие занимаемой должности, повышают категорию (первая или высшая) и получают право преподавать следующие пять лет. До новой аттестации.

Аттестация существовала всегда, проходила по-разному, в разных формах. Последние пятнадцать лет эта процедура приобрела более-менее единообразную форму. Есть в этом свои плюсы и минусы. Подробнее расскажем ниже.

Аттестация учителя в форме электронного портфолио

Самая распространенная форма аттестации – электронное портфолио. Это значит, что на сайте создается страница учителя, где он выкладывает сведения о себе и своей деятельности по разделам, которые должны отражать весь спектр работы учителя в школе, и все они должны быть заполнены.

В чем плюсы? Ну, во-первых, удобно. Удобно и эксперту, и учителю: были времена, когда аттестовались учителя в форме творческого отчета и проходили через «живую» комиссию, а это не исключает необъективности, все-таки человеческий фактор – мощное средство влияния на результаты любой деятельности. Есть прекрасные учителя, настоящие профессионалы, которые не могут в силу разных причин представить свои достижения вживую. Могли дать категорию, могли не дать… В этом смысле электронное портфолио живые отношения исключает. Это большой плюс. Во-вторых, можно заполнить портфолио дома, на работе, да хоть в интернет-кафе – везде, где есть компьютер и выход в сеть. Эксперт тоже все может оценивать там и тогда, где и когда ему удобно.

Минусы электронного портфолио тоже имеются. Есть объективные результаты: итоги ЕГО и ОГЭ, дипломы победителей олимпиад и конкурсов, грамоты и дипломы за выступления. Но! Очень часто объективность электронного портфолио тоже ставится под сомнение. К сожалению, многие учителя а погоне за дипломчиком или грамоткой выезжают на конференции, размещают работы в интернете, даже самые беспомощные, платят копейки – и вот он, желанный сертификат. Некоторые учреждения даже бизнес такой устроили: проводят множество платных конкурсов и олимпиад, зачастую очень низкого уровня, дают диплом просто за то, что человек заплятил деньги, и все довольны. Можно по этим, с позволения сказать, достижениям судить о мастерстве учителя? Тратятся время, деньги, усилия, и только для получения бумажки в портфолио? Не подменяет ли эта деятельность настоящую работу с живыми детьми? Вопрос риторический.

И все же, плюсов больше.

Что такое портфолио учителя? Подробнее

Вообще, портфолио – это собрание всего, что может представить деятельность человека. Термин использовали в модельном бизнесе: у каждой манекенщицы должен был быть альбом с фотографиями, демонстрирующий ее возможности. Теперь значение слова расширилось, и портфолио стали называть любой набор документов, который так или иначе характеризует человека как работника.

В портфолио учителя входят несколько разделов:

  • визитная карточка – представление аттестующегося:
  • методическая работа и трансляция педагогического опыта;
  • результаты участия в проектной деятельности, социально-образовательных инициативах;
  • результаты внеурочной деятельности;
  • результаты обучения и воспитания обучающихся;
  • работа с родителями и социальными партнерами.

В некоторых регионах, например, в Пермском крае, есть раздел «Краткий самоанализ работы», и при заполнении электронного портфолио учитель должен выставить себе баллы, которых, по его мнению, он заслуживает.

Это один из последних вариантов портфолио учителя. Главное, на что следует обратить внимание, - слово «результаты». Да, портфолио – это прежде всего демонстрация результативности деятельности педагога.

Кто вы, учитель?

Раздел «Визитная карточка» предполагает размещение общих сведений о человеке: год рождения, образование, специальность, стаж работы, награды, грамоты, благодарственные письма. Не надо размещать в этом разделе грамоты от сомнительных организаций или непонятных академий, существующих во множестве в интернете – только самые значимые, самые весомые: звание, грамоты от министерства, департамента, администрации города, дипломы с конкурсов «Лучшие учителя России» или «Учитель года».

Каждый документ такого уровня надо сканировать, и сканы прикрепить к соответствующим строкам: диплом, например.

В разделе «Образование» выкладываются все курсы за последние пять лет с обязательными сканами удостоверений. Желательно, чтобы хотя бы одни курсы были курсами повышения квалификации, остальные могут быть тематическими. Это не одно и то же: тематические курсы, как правило, посвящены одной теме («Электронные учебники русского языка в средней школе», «Разработка программы стратегического развития образовательного учреждения», например). Курсы повышения квалификации охватывают весь спектр процесса образования в предметной области, или почти весь, и специального названия не имеют. Правда, иногда тематическим курсам может быть присвоен статус курсов повышения квалификации. Смотрите в удостоверении.

Сюда же помещаем все, что связано с получением второго (педагогического!) образования, профессиональной переподготовки вместе со сканами дипломов и удостоверениями.

Да, и в этом же разделе находятся сведения о месте работы и предыдущей аттестации.

Методическая работа: как это понимать?

Очень обширный раздел. Педагоги, приступая к заполнению, часто не знают, что именно сюда нужно выложить. То есть, понимают слово «методическая» как собственно выступление на конференции или трансляцию опыта. Но это далеко не все!

Это работа в методическом объединении в вашей школе, в городе: разработка методических материалов, инновационная деятельность в творческих группах, участие в интернет-сообществах учителей по сетевой модели и так дальше. И еще раз обращаем внимание: не размещение в сети своих разработок (хотя это тоже входит в портфолио), а именно работа в сообществе, например, в Университетско-школьном кластере НИУ ВШЭ.

Во втором подразделе находятся сведения о выступлениях педагогов с соответствующим подтверждением. Сюда складываем все, и интернет-публикации тоже.

Отдельно надо сказать об экспертных группах. Это комиссии по проверке ЕГЭ, ОГЭ, предметных олимпиад, экспертной деятельности в разных аспектах (аттестационные комиссии, комиссии по лицензированию и так далее). Членство в жюри олимпиад, участие в жюри научно-практической деятельности тоже годятся.

Участие педагога в профессиональных конкурсах очень важно. Они бывают разными и по-разному проводятся. Самые престижные – два: «Учитель года» и Конкурс лучших учителей России. Есть еще международная олимпиада учителей «Профи», которую проводит НИУ ВШЭ. На сегодняшний день есть много конкурсов, в которых учитель может поучаствовать, и разместить результаты в портфолио рангом пониже, но и они демонстрируют уровень профессионализма человека.

Для учителей, аттестующихся на высшую категорию, есть раздел «Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса». Сюда прикрепляются заверенные методические разработки мастер-классов, фонды оценочных средств (не рабочие программы!), методические указания, разработанные лично вами. Все разработки прикреплять не нужно, только отзывы и грамоты, заверенные руководством.

Данное Положение о Портфолио учителя позволяет накапливать и систематизировать материал о всесторонней деятельности педагога за отчётный период. Все данные располагаются в определённой последовательности и подтверждаются официальными документами, что облегчает работу педагога при подготовке к аттестации и при получении стимулирующих выплат.

Портфолио сдаётся на проверку в администрацию образовательного учреждения два раза в год с целью оценки качества и результативности труда учителя.

Положение о Портфолио учителя.

1. Общие положения.

1.1. Портфолио учителя - индивидуальная «папка», в которой зафиксирована динамика его личных достижений в профессиональной деятельности на уровне качества результата.

1.2. Цель портфолио - мотивация учителя на профессиональное развитие и повышение профессиональной компетентности.

1.3. Портфолио учителя основывается на принципах системности и достоверности.

1.4. Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой учителю для:

Заполнения оценочного листа для получения стимулирующих выплат,

Прохождения аттестации,

Представления к государственным наградам,

Представления к различным видам поощрения по итогам учебного года,

Представления при переходе в иное образовательное учреждение в качестве сопровождающих материалов.

1.5. Портфолио должно быть представлено на бумажном носителе.

2. Структура Портфолио

2.1. Общие сведения об учителе.

2.1.1. Фамилия, имя отчество учителя, год и место рождения.

2.1.2. Образование: копии документов.

2.1.3. Повышение квалификации: копии документов.

2.1.5. Почётные звания и награды, правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.

2.1.6. Дипломы различных конкурсов.

2.1.7. Другие документы (по усмотрению учителя: автобиография, анкетирование, характеристика, эссе и т.п.).

2.2. Результаты педагогической деятельности учителя.

2.2.1. Качество обучения преподаваемых предметов за четверть, за полугодие, за год в динамике (сводная таблица).

2.2.2. Итоги промежуточной аттестации и итогового контроля по предметам в динамике (сводная таблица, анализы полученных результатов).

2.2.3. Итоги государственной итоговой аттестации (сводная таблица, протоколы экзаменов).

2.3. Внеурочная деятельность по предмету.

2.3.1.Участие учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, конференциях разного уровня (приказы, справки, анализы, грамоты, дипломы, благодарности и т.п.)

2.3.2. Участие учащихся в дистанционных международных, всероссийских интеллектуальных конкурсах, в том числе интернет - конкурсах (справки, результаты, анализы).

2.3.3. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий: предметных недель, декад, конференций, чтений, фестивалей, смотров и т.п. (разработка ВМ с указанием даты, участников, приказы директора).

2.4. Научно-методическая и инновационная деятельность учителя.

2.4.1. Работа по программам кружковых, факультативных и элективных курсов (приказ директора по школе об открытии курсов, программы курсов и анализ результатов деятельности курса).

2.4.2. Работа в разновозрастной группе (тематическое планирование уроков и занятий).

2.4.4. Участие в методической работе разного уровня: подготовка и проведение семинаров, открытых уроков, мастер - классов, создание проектов, выступлений, докладов (справки, материалы, разработки, отзывы, приказы и т.п.)

2.4.5. Отчёт о работе по теме самообразования (материалы работы, справка).

2.4.6. Профессиональные конкурсы разного уровня (приказ, справка, грамота, диплом, благодарность и т.п.)

2.4.7. Наставничество педагога (справка, анализ результатов).

2.4.8. Участие в Интернет - сообществах (указание электронного адреса и содержания личной странички, личного кабинета, создание сайта, электронного портфолио, название интернет - публикаций, участие в конкурсах, дистанционном обучении и т.д.)

2.4.9. Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий: физкультминутки; экскурсии, походы, прогулки; мероприятия по сохранению и восстановлению психического и физического здоровья детей - диагностики, анкетирования, опросы (разработки, справки, данные диагностик с анализом, выводом и рекомендациями для дальнейшей работы, фотоматериалы, рисунки, отзывы и т.п.)

2.4.10. Публикации разного содержания и уровня (напечатанные материалы, выходные данные).

2.4.11. Образцовое содержание и развитие учебного кабинета (приказ по школе о заведовании кабинетом, анализ работы кабинета, план развития кабинета, фотоматериалы, результаты санитарного состояния, оформление паспорта кабинета).

2.4.11. Участие в работе предметных олимпиад, конкурсов, викторин, жюри, комиссий разного уровня (приказы, распоряжения, справки и т.п.)

2.4.12. Методические разработки учителя (мероприятия, конспекты уроков, дидактические материалы, положения и т.п.)

2.5. Профессиональная деятельность классного руководителя.

2.5.1. Позитивная динамика успеваемости и качества знаний учащихся класса за четверть, полугодие, год (сводная таблица).

2.5.2. Отсутствие пропусков уроков без уважительных причин (таблица-тетрадь с указанием причин).

2.5.3. Активное участие в общешкольных мероприятиях вместе с классным руководителем (справки, грамоты, приказы и т.п.)

2.5.4. Высокий уровень проведения классных мероприятий (разработка мероприятия, отзывы, анализ и т.п.)

2.5.5. Проведение мероприятий с привлечением родителей, общественности (протоколы родительских собраний, разработки, документы, фотоматериалы, отзывы и т.п.)

2.6. Общественная деятельность учителя (справка, отзыв, приказ, фотоматериалы и т.п.).

Каждый из нас если не знает, то точно слышал о портфолио. Но довольно часто оно ассоциируется у нас с модельным бизнесом, дизайнерскими или фото работами, удаленной работой. Так что же такое портфолио?

В статье мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

2. Что такое портфолио учителя?

3. Какова структура такого портфолио?

4. Каковы основные принципы составления портфолио?

В конце статьи в качестве приложения даны образцы электронного портфолио для учителей в форме презентаций.

Откуда появилась традиция создавать портфолио учителя?

Из жизненной необходимости, ведь требования к качеству образования постоянно повышаются. С одной стороны, портфолио учителя необходимо администрации образовательных учреждений для мониторинга эффективности работы преподавателя, с другой, что более важно, - для самонаблюдения и самосовершенствования педагога.

Портфолио учителя, по мнению Питера Зелдина, автора книги «The Teaching Portfolio», есть очередной этап в развитии профессии - также в свое время в портфолио воплотились важнейшие достижения дизайнеров, фотографов и архитекторов.

Портфолио (от англ. portfolio - портфель, папка для важных дел или документов) - это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах специалиста. Это одна из самых важных составляющих успешного поиска работы через Интернет. Ведь благодаря портфолио, даже не видя тебя, и не общаясь с тобой, у заказчика есть возможность сделать конкретные выводы о твоих опыте и профессионализме. И поэтому вполне естественно, что от качества портфолио напрямую зависит заинтересованность работодателей в твоих услугах и количество отданных тебе заказов.

Но тема портфолио касается не только трудоустройства, во многих зарубежных, да и российских школах ввели систему ведения портфолио, как дополнительную систему оценки знаний и достижений.

Что такое портфолио учителя?

Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя. Материалами его могут являться ежегодные результаты психолого-педагогической диагностики, тесты по профессиональной направленности учеников. Кроме того, портфолио фиксирует индивидуальные достижения и победы учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, их участие в различных проектах. Оно может содержать творческие разработки, исследования, доклады. Таким образом накапливаются сведения, касающиеся достижений конкретного ученика в учебе и внеучебной деятельности.

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения

В портфолио учителя должны воедино сливаться личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Ни в коем случае портфолио педагога не является беспорядочной свалкой всех когда-либо разработанных тестов, уроков, курсов.

Такой феномен как раскрутка портфолио учителей в США объясняется эффективностью идей портфолио как визитной карточки преподавателя. Сегодня более 1000 американских школ и вузов активно используют портфолио как меру состоятельности педагога независимо от дисциплины, будь то математика, английский язык или физика.

Какова же структура портфолио учителя?

Есть ли общепринятая модель портфолио? Нет. Портфолио учителя очень индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.

И все же есть общие элементы, компоненты портфолио, которые можно проследить в любых дисциплинах. Вот они:

1. Информация «от себя» - формулировка педагогической философии преподавателя, описание используемых методик, указание разрабатываемых дисциплин, представление образовательных целей и задач.
2. Информация «от других» - отзывы коллег, учеников, студентов о курсах, учебных программах, тестах, стиле проведения занятий, внеаудиторной деятельности и т.д.
3. Примеры учебных мероприятий - достижения студентов, результаты научной работы учащихся, примеры эссе и т.д.

Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:

1. Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы
2. Видеозапись типового занятия преподавателя.
3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.

Каковы основные принципы составления портфолио учителя?

1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя - это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».

Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом:

1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.

ЛИКБЕЗ: правильный вариант написания - ПОРТФОЛИО (от англ. PORTFOLIO), а не партфолио или порфолио !

Современное портфолио — это попытка передать идеи с помощью текста, изображений и всего набора мультимедийных возможностей (звука, анимации и др.). Этот документ может принимать форму брошюры, папки или альбома в электронном формате (например, презентационная программа PowerPoint или набор графических файлов), персональной странички или целого сайта.

Приложение «Портфолио педагога»

«Разделы портфолио педагога» - Оформление портфолио. Обобщение педагогического опыта. Материалы. Программа кружка. Участие в конкурсах. Портфолио педагога. Роль портфолио. Результаты педагогической деятельности. Научно-методическая деятельность. Динамика достижений. Общие сведения об учителе. Официальные документы. Материальная база.

«Листы для портфолио учителя» - Внешкольная деятельность. Портфолио. Место рождения. Характеристика деятельности. Внутришкольная деятельность. Работа с родителями. Работа по профилактике асоциального поведения. Повышение профессионального мастерства. Внутриклассная деятельность. Формирование классного коллектива.

«Оформление портфолио педагога» - Материалы, содержащие конкретные результаты. Раздел «Сведения об аттестуемом работнике». Системность повышения квалификации. Папка с документами. Раздел «Оглавление». Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Участие в мероприятиях. Портфолио педагога. Структура портфолио. Основные принципы формирования и ведения портфолио.

«Портфель учителя» - Методические рекомендации. Противоречия. Портфолио педагогического работника. Содержание методического портфеля. Организационно-методическая деятельность. Тематическое планирование. Информационно-аналитическая часть. Программа профессионального образования. Сценарий урока. Особое внимание. Структура методического портфеля.

«Составление портфолио учителя» - Учебно-материальная база. Внеурочная деятельность по предмету. Результаты педагогической деятельности. Анализ и самоанализ. Научно-методическая деятельность. Общие сведения об учителе. Виды портфолио учителя. Цель создания портфолио. Структура портфолио учителя. Портфолио учителя. Портфолио.

«Создание портфолио педагога» - Практическая значимость портфолио. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Комплексный портфолио. Основные цели работы над портфолио. Журнал «Профильная школа». Помощь в развитии карьеры педагога-психолога. Титульный лист. Непрерывность самомониторинга. Диплом. Презентация и защита портфолио.

Всего в теме 24 презентации