Когнитивный подход в методологии психологии. Когнитивный подход и его особенности

Глава 2. Психологические концепции

4. Когнитивный подход в психологии

Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства , испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, т.к. мысли и чувства были иными.

Субъективная интерпретация ситуаций есть более истинный фактор принятия решения, чем «объективное» значение этих ситуаций. Разные люди по-разному «видят», интерпретируют ситуации, в которых они действуют. Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возможности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, нехватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, т.к. сам поступок является источником информации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, степени его успешности, на основе чего осуществляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, отношений человека. Находя или создавая соответствующий - удобный - канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей путем манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много усилий, организуя внешнее воздействие на людей.

Психолог Эллис считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, порождаемыми «активизирующей ситуацией». В этом случае необходимо анализировать вместе с человеком ситуацию, в которой он оказался, и выводы, которые он из нее извлек. В задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов пациента и доведение до его сознания иррациональных моментов, содержащихся в его мыслях. Выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых действенных решений. Таким образом, неадаптивные формы поведения мало-помалу будут замещаться новыми, более эффективными формами., т.е. модификация мыслей приводит к изменению поведения.

Американский психолог А. Бек указывал, что «то, как люди думают, определяет - что они чувствуют и как действуют». Патологические эмоциональные состояния и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации». Изменение восприятия и мышления влечет за собой модификацию болезненных переживаний и поведенческих реакций. Бек вычленил и описал феномен «автоматических мыслей», которые связаны с переработкой текущей информации, они непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. Бек отмечает, что при эмоциональных расстройствах (тоскливом, тревожном аффекте, повышенной раздражительности) автоматические мысли отличает ряд специфических особенностей: так, печали ставятся в соответствие мысли о потере, гневу - мысли о нарушении какого-то стандарта, тоске - мысли негативного содержания о себе, мире, людях, будущем (депрессивная триада), страху - мысли о внешней опасности и невозможности с нею справиться в силу собственной несостоятельности

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оценках внешней ситуации объясняются дисфункционалъностъю лежащих в их основе базисных посылок. Базисные посылки представляют собой систему глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, своеобразную жизненную философию человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт, особую роль здесь играют детские впечатления и воздействия семьи. Лица с психическими расстройствами имеют определенные дисфункциональна з базисные посылки, которые заставляют их искаженно воспринимать и оценивать текущие ситуации и соответственно испытывать отрицательные эмоции и неадаптивно действовать.

Психотерапевт должен помочь пациенту представить его идеи в виде гипотез, совместно с пациентом проверить ва-лидность этих гипотез и осуществить поиск альтернатив; в тех случаях, если первоначальные идеи эмпирически не подтверждаются, необходимо выявить автоматические мысли пациента, распознать дисфункциональные базисные посылки и скорректировать их.

4.1 Когнитивный подход к личности (Д. Келли)

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли - один из основателей этого направления, считал, что любой человек - это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. И хотя объективная реальность существует, но разные люди осознают ее по-разному, посколько любое событие можно рассматривать с разных сторон, и людям предоставляется большой набор возможностей в интепретации внутреннего мира переживаний или внешнего мира практических событий. Любой человек выдвигает гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни, предвидеть будущее и строить планы, основанные на ожидаемых результатах. Люди, главным образом, ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. Люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами.

Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Именно когнитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Для формирования конструкта необходимы три элемента (явления или предмета): два из них должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. Поэтому все личностные конструкты биполярны и дихотомичны, мышление человека осознает жизненный опыт в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Все конструкты имеют два противоположных полюса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а полюс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу Примерами личностных конструктов могут быть «умный-глупый», «хороший-плохой», «мужской-женский», «дружеский-враждебный» и т.п.

Конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений, имеет свой диапазон применимости, который включает в себя все события, при которых конструкт релевантен и применим. Келли различает проницаемый и непроницаемый конструкт: проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ, он открыт для объяснения новых явлений. Непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретациии нового опыта. Келли предположил, что конструкты можно классифицировать, выделяя: упредительные классификационные конструкты (то, что попало в одну классификацию, исключается из другой, т.е. упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете)); констелляторные конструкты (если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы, например суждение «Если этот человек продавец, то он скорее всего нечестен, жуликоват и умеет обращаться с клиентами», т.е. если относим человека к данной категории, то наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками); предполагающие конструкты открыты для нового опыта, принимают альтернативные точки зрения, гибкие, могут меняться. И упреждающие, и констелляторные и предположительные формы мышления - конструкты необходимы для объяснения явлений, вещей и людей. Личностные конструкты это:

  1. всесторонние конструкты, которые включают в себя широкий спектр явлений,
  2. частные конструкты (включают узкий диапазон явлений и возможностей),
  3. основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека,
  4. периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый человек понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта. Разница между людьми состоит в том, что они интерпретируют события под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т.е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна, и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу конструктов, которые они используют в своих суждениях о мире, но также тем, как они организуют свои конструкты. Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчинительной позиции относительно других частей системы. Люди создают различную иерархию личностных конструктов, так, подчиняющие и подчинительные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого человека. Келли предположил, что, если мы знаем, как человек организует свои конструкты, мы можем правильно судить о его поведении, т.е. узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни и каждый день они должны выбирать, какой конструкт и какой полюс использовать для прогноза событий. Если человек стоит перед выбором конструкта, то он выбирает то, что наиболее вероятно, либо расширяет его Понимание мира, либо уточняет конструктную структуру. Конструктная система разрабатывается либо в направлении определения, либо в направлении расширения. Определение включает в себя выбор наиболее вероятной альтернативы, опираясь на прежний опыт, используется конструкт знакомым способом. Расширение - включает выбор такой альтернативы, которая позволит расширить Понимание событий, увеличит диапазон применимости конструкта, использует конструкт для прогноза события, которое ранее было ему неизвестно. В новой или неопределенной ситуации человек осуществляет действия: ориентировка выбор исполнение, т.е. последовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы, и выбранный конструкт определяет поведение человека. Отсюда следует, что если человек изменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать последовательность событий. Система личностных конструктов - это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются Чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся. Изменения в отношениях со значимыми другими заставляют и наши конструкты меняться.

Если два человека разделяют взгляды на мир, схожи в интерпретации личного опыта, то они, вероятно, и вести себя будут похоже. Люди похожи не потому, что пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже, они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. У представителей одной культуры имеется схожесть в поведении, в конструктах. Культурные различия коренятся в разнице конструктов, которыми пользуются люди. Социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность; чтобы плодотворно с кем-либо взаимодействовать, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека, надо, чтобы один человек поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Оптимальные отношения предполагают взаимное Понимание взглядов на жизнь. Люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов, и значимое социальное общение с кем-либо требует понимания того, как этот человек воспринимает мир. Люди с общим восприятием мира с большей вероятностью обратят внимание друг на друга и в конце концов станут друзьями, чем те, кто воспринимает мир по-разному.

Келли объяснял возникновение ряда эмоциональных состояний через понятие «конструкты», например состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если он осознает, что присущие ему конструкты неприменимы для предвидения событий, с которыми он сталкивается. Стержневая система конструктов включает стержневые роли (профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное исполнение может иметь неприятные последствия, возникновения чувства вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведение противоречит его восприятию самого себя. Эмоциональное состояние угрозы возникает, если человек осознает, что его конструктная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий, если неминуема «встряска» личностных конструктов. Враждебность, склонность вести себя мстительно по отношению к другим возникает тогда, когда человек вместо признания того, что его ожидания насчет других людей нереалистичны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Изменить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже невозможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и конструктам.

Психические расстройства - любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека, т.е. человек не может прогнозировать события, терпит неудачу в познании мира и совладаниии с ним. Келли предполагал, что депрессия имеет тенденцию появляться у тех людей, которые сократили свое перцептивное поле до минимума (так как сузились интересы), испытывают трудности в принятии даже самых маленьких решений, когда происходит сужение конструктной системы. Келли видел задачу психотерапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые конструкты, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффективную. В результате он осознает и интерпретирует и ситуацуии и себя иначе, становится новым, более эффективным человеком.

Келли использовал терапевтический метод фиксированной роли, который состоит из нескольких этапов:

  1. пациент пишет от третьего лица самохарактеристику (описывает свой характер как бы со стороны), на основе чего выявляются конструкты, которые он использует для интерпретации себя и своих отношений с другими людьми;
  2. психотерапевт разрабатывает модель, конструктную систему, полезную для пациента и описывает ее в виде «фиксированной роли некоего человека»;
  3. пациента просят в течение определенного времени разыгрывать эту роль, стараясь думать, вести себя как требует эта «фиксированная роль», чтобы он смог открыть новые грани своей личности, внести коррективы в свои конструкты, изменить свое реальное поведение.

1. Общая характеристика когнитивного подхода к личности

2. Развитие мышления в онтогенезе (теория Жана Пиаже)

3. Теория личностных конструктов Джорджа Келли

4. Теория поля Курта Левина

Общая характеристика когнитивного подхода к личности

В когнитивной психологии психика рассматривается как система когнитивных реакций и прослеживается связь этих реакций не только с внешними стимулами, но и с внутренними переменными, например, с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания тому подобное. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, то есть, психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. В то же время, сторонники когнитивного подхода утверждают, что человек - не машина, слепо реагирует на внутренние факторы или на события внешнего мира.

Когнитивная психология не является вариантом концептуального видения личности. В когнитивной психологии разрабатывают различные подходы, общим для которых является направленность на изучение процессов познания и интеллекта. Когнитивная психология подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на функционирование личности, но не работает над созданием теории личности. Когнитивные психологи изучают принципы организации познавательных процессов и различия в том, как люди воспринимают, осмысливают и организуют свой опыт, оценивают его и пользуются им. Личность при этом интересует их не сама по себе, а как поясняющий принцип.

Среди теорий, описывающих интеллектуальное развитие, наиболее влиятельной в современной когнитивной психологии является теория Жана Пиаже. Хотя в последнее время возникло много альтернативных концепций, теория Пиаже является своеобразным отправным пунктом для ориентации в сложном процессе развития мышления в онтогенезе. В концепции Пиаже широко применяются понятия логики и математики, а интеллектуальное развитие представлен в виде учения о развитии логического мышления у детей от рождения до раннего юношеского возраста.

В когнитивной психологии нет завершенной теории личности. Модель личности, которую предлагал Дж.Келли в своей теории личностных конструктов, представляет человека как мыслителя. Дж.Келли писал: "Забудем... на время о человеке как биологический организм, как счастливую или несчастную, и посмотрим на человека как на ученого". Дж.Келли убеждал, что все люди действуют как исследователи, постоянно думают, теоретизируют, погружаются в творческий процесс, прогнозируют события. Подобно тому, как ученые проводят свои исследования и ищут истины, каждый человек также осуществляет свое исследование в масштабах собственного жизненного опыта, обдумывает свои гипотезы, стремится предусмотреть и контролировать события своей жизни. Хотя понятно, что между деятельностью ученого и жизнью конкретного человека существует большая разница, однако общим является то, что оба субъекта пытаются уменьшить неопределенность. Личность является деятельным в своем стремлении осмыслить реальный мир опыта, лучше представить себе будущее и творить свою судьбу. Она формирует теории и гипотезы о себе и других людей и может держаться своих взглядов, подобно многих ученых, которые порой цепляются за свою теорию, несмотря на то, что наталкиваются на показания о ее несостоятельности. Теория когнитивизма стала основой для создания соответствующей ветви психотерапии личности.

Представители когнитивного направления считают, что неправильное поведение человека вызвана прежде всего иррациональными мыслями. В задачу терапевта входит изучить мыслительные процессы пациента и довести до его сознания иррациональные моменты его мысли.

Если человек будет более объективно воспринимать события, это приведет к поиску новых форм поведения, то есть модификация мысли приведет к модификации поведения.

Когнитивный подход

Сегодня большинство специалистов по психологии личности не станут заявлять о себе как о «чистых» приверженцах какого-либо одного из трех описанных выше подходов, а различия между этими подходами уже не являются столь резкими, как это было в прошлом. Причина в том, что большинство современных специалистов по теории личности наряду с представителями других разделов психологии стали более «когнитивными». Фактически большинство современных экспериментальных исследований по психологии личности отталкиваются от когнитивной базы. По сути своей когнитивный подход не является «философией» человеческой природы в том смысле, в каком таковой являются другие подходы; скорее это общий (универсальный) эмпирический подход, а также совокупность тем, связанных с переработкой людьми информации о себе и окружающем мире.

Для теоретика когнитивного подхода личностные различия являются следствием различий в том, каким образом индивидуумы психически репрезентируют информацию. Такие репрезентации носят название когнитивных структур. В данном разделе мы рассмотрим два типа когнитивных структур: личностные конструкты и схемы.

Оценка когнитивного подхода

Когнитивный подход имеет как сильные, так и слабые стороны. Один из позитивных аспектов этого подхода состоит в том, что он основан на эмпирических исследованиях. Приведенные выше описания психологических экспериментов являются свидетельством того, что многие когнитивные структуры стали предметом широкомасштабных исследований, проводимых в строго контролируемых лабораторных условиях. Другой сильной стороной когнитивной теории является то, что она не ограничивается теорией черт при объяснении личностных характеристик. Вместо простого выявления черт представители когнитивного подхода исследуют когнитивные структуры с целью объяснения индивидуальных различий в поведении.

С другой стороны, в адрес когнитивного подхода часто высказывается критическое замечание, указывающее на то, что этот подход использует неоднозначно определенные понятия. Трудно дать строгое определение того, что такое конструкт, или быть уверенным в том, что используется та или иная схема; кроме того, не вполне ясно, чем личностный конструкт отличается от схемы и каким образом любой из когнитивных конструктов связан с памятью и другими аспектами переработки информации. Более того, бихевиорист мог бы спросить, действительно ли необходимо прибегать к использованию этих конструктов. Возможно, феномен личности можно объяснить без обращения к когнитивным представлениям.

Личность можно определить как отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением. Когда в повседневной жизни нас просят описать чью-либо личность, мы склонны пользоваться терминами, описывающими черты личности, -- такими прилагательными, как умный, экстравертивный, добросовестный и т. д. Специалисты по психологии личности с давних времен пытались разработать формальные методы описания и измерения личности, систематизируя способы описания нами личностных черт, используемые в повседневной жизни. В частности, они пытаются выйти за пределы житейских понятий о чертах личности тремя путями. Во-первых, они стремятся сократить потенциальный набор терминов, обозначающих черты, до разумного небольшого набора, который охватывал бы все разнообразие человеческой личности. Во-вторых, они пытаются убедиться, что их методы измерения характеристик личности надежны и валидны. Наконец, в-третьих, они проводят эмпирические исследования, чтобы вскрыть связи между различными чертами личности, а также между личностными характеристиками и конкретными видами поведения.

Чтобы составить исчерпывающий, но разумный перечень личностных качеств, можно заглянуть в словарь. Ведь в процессе своей эволюции язык кодирует большинство, если не все важные различия между индивидами, имеющие значение в повседневной жизни. Язык воплощает опыт, накопленный культурой, и полный словарь является письменным отражением этого опыта. В 30-х годах два специалиста по психологии личности действительно предприняли такую попытку и прошлись по полному словарю. Они отыскали примерно 18 000 слов, обозначающих особенности поведения, -- почти 5% английской лексики. Затем они сократили этот список до примерно 4500 терминов, отбросив неясные слова и синонимы. Наконец, они разделили этот список на психологически значимые подмножества.

Сколько же существует основных факторов личности? Даже такая строгая процедура, как факторный анализ, не дает определенного ответа. Так, Кеттел насчитал их 16, а Айзенк -- 2 (или 3). У других исследователей эти цифры отличаются еще больше. С аналогичной ситуацией мы уже встречались раньше, когда отмечали, что число факторов, определяющих понятие интеллекта, может быть 1 (g -- общий фактор интеллекта у Спирмана), 7 (первичные умственные способности у Терстоуна) или целых 150.

Несмотря на эти разногласия, многие исследователи приходят сейчас к тому, что 5 личностных характеристик могут стать наилучшим компромиссом. Хотя эти 5 факторов, называемых теперь «большой пятеркой», первоначально состояли в списке Оллпорта--Одберта, полученном путем факторного анализа, они же теперь появляются в самых разнообразных тестах личности. Все еще нет согласия в том, как лучше всего называть и интерпретировать эти факторы, однако представляется возможным объединить их аббревиатурой «OCEAN» (OCEAN: Openness to experience, Conscientiousness, Extraversion, Agreableness, and Neurotizm; открытость опыту, добросовестность, экстравертность, уступчивость и невротизм). Многие специалисты по психологии личности признают открытие и подтверждение валидности «большой пятерки» факторов одним из главнейших достижений современной психологии личности.

  • Относительная эффективность методов обучения взрослого человека
  • Характеристика типов человека в его отношении к изменениям
  • 2.4. Подходы к индивидуальным изменениям
  • (Бихевиористический подход)
  • Постулаты теорий мотивации «X» и «y»
  • (Когнитивный подход)
  • (Когнитивно-поведенческий подход)
  • 2.5. Теории и концепции обучения
  • Тестовые задания
  • 5. Бихевиористический подход к изменениям предполагает:
  • 12. Мотивация персонала – это:
  • 13. Профессиональное обучение – это:
  • 14. Процесс побуждения себя и других на достижение поставленных целей:
  • Основные отличия между группой и командой
  • 3.2. Способы инициирования адаптации команд к организационным изменениям. Этапы изменений команд по Такману
  • Соответствие качеств творческих людей характеристикам творческих организаций
  • 3.3. Типология участников команды изменений по Белбину. Особенности эффективной команды
  • Рекомендации лидеру команды для эффективного прохождения разных фаз командообразования
  • Общая характеристика деловых ролей команды
  • Требования к формулированию целей функционирования команды
  • Тестовые задания
  • 1. Определите основные отличия команды от обычной группы:
  • 2. Группа – это:
  • 3. Группы, объединенные по решению руководства в структуре организации, называются:
  • 4.2. Основные качества лидеров изменений
  • 4.3. Детерминанты эффективности менеджера как лидера изменений
  • 4.4. Самоанализ и внутренние ресурсы управленца изменениями
  • Управление руководителем организацией и собой во время изменений
  • Задание руководителя при осуществлении изменений
  • 4.5. Эмоциональная компетенция менеджера изменений
  • 4.6. Подходы к выделению стилей управления
  • Характерные черты классических стилей управления Курта Левина
  • Шкала наименее привлекательных сотрудников по ф. Фидлеру
  • Тестовые задания
  • В организации в период изменений
  • Организационных изменений л. Грейнера
  • Основные задания этапов реализации реинжиниринга бизнес-процессов
  • Сравнительная характеристика теорий е и о организационных изменений
  • Состав и сущность хромосом элементов модели преобразования бизнеса
  • Особенности поведения «монстра изменений» на фазах и этапах маршрута изменений
  • 5.2. Подходы к изменениям с использование организационных метафор
  • 5.3. Метафоры организационных изменений г. Моргана
  • 5.4. Инструменты управления успехом изменений
  • 5.5. Условия, критерии и правила обеспечения эффективности организационных преобразований
  • ТестовЫе заданИя
  • 1. Организационные изменения – это:
  • 2. Организационные изменения определяются как:
  • 6.2. Методы систематического поиска новых идей и решений
  • 6.3. Методы направленного поиска новых идей и решений
  • Прямые и обратные операции теории р. Коллера
  • ТестовЫе задания
  • 7.2. Создание команд по управлению изменениями
  • Стадии жизненного цикла команды изменений и их характеристики
  • 7.3. Правила формирования рабочих групп и роли в них
  • 7.4. Организационная диагностика: необходимость проведения и содержание
  • 7.5. Подходы к проектированию изменений
  • 7.6. Подготовительная работа с персоналом
  • ТестовЫе заданИя
  • Инициативы, направленные сверху вниз
  • Инициативы, направленные снизу вверх
  • Горизонтальные инициативы
  • 8.2. Механизм реализации изменений
  • Классы механизмов управления организационными изменениями
  • 8.3. Организационная структура управления
  • 8.4. Социально-психологическое обеспечение реализации изменений
  • В условиях украинской экономики целесообразно использовать такие типы, как культура власти и культура заданий.
  • 8.5. Основные принципы успешного изменения корпоративной культуры
  • 8.6. Регулирование деятельности организации
  • 8.7. Создание бренда работодателя. Ребрендинг
  • Цели создания бренда работодателя в зависимости от стадии развития организации
  • 8.8. Контроль реализации изменений и реагирование
  • ТестовЫе заданИя
  • 1. Корпоративная культура организации – это:
  • 3. Обычно существующая в организациях корпоративная культура – это:
  • 8. Принцип комплексности успешного изменения корпоративной культуры организации состоит в следующем:
  • 9. Успешная смена корпоративной культуры позволит организации достичь:
  • Основные причины сопротивления организационным изменениям
  • 9.2. Виды, формы и стадии сопротивления изменениям
  • 9.3. Типы работников в зависимости от их отношения к изменениям
  • 9.4. Универсальные методы преодоления сопротивления изменениям
  • План мероприятий по предупреждению сопротивления изменениям
  • Причины негативного отношения к изменениям и методы их преодоления
  • Универсальные методы преодоления сопротивления изменениям
  • ТестовЫе заданИя
  • Тема 10
  • 10.2. Методы, ориентированные на задания и технологии
  • Сравнительный анализ перечисленных методов приведен в табл. 10.2.
  • Влияние методов проведения изменений на системные организационные индикаторы
  • 10.3. Методы, ориентированные на структуру и стратегию
  • Влияние методов проведения изменений в системные организационные индикаторы
  • 10.4. Современные методы управления изменениями
  • Структурные характеристики бенчмаркинга
  • 10.5. Роль іт-менеджмента в организационных изменениях
  • ТестовЫе задания
  • 4. Организованная совокупность документированной информации, содержащей базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах, это:
  • 5. Система автоматизации всех основных бизнес-процессов организации и всех видов учета – это:
  • Тема 11
  • 11.2. Модели организационного развития
  • 11.3. Предпосылки, принципы и ценности организационного развития
  • 11.4. Условия и средства достижения организационного развития
  • Тестовые задания
  • 12.2. Ситуации применения и условия проведения реинжиниринга, принципы реинжиниринга бизнес-процессов
  • Основные принципы реинжиниринга бизнес-процессов
  • 12.3. Бизнес-процессы. Виды бизнес-процессов и реинжиниринга
  • 12.4. Управление бизнес-процессами
  • 12.5. Основные этапы реинжиниринга бизнес-процессов
  • 12.6. Методы совершенствования бизнес-процессов
  • ТестовЫе заданИя
  • Потенциал изменений организации
  • 13.2. Формы стратегических изменений
  • 13.3. Общие стратегии развития организации: роста, стабилизации, сокращения, комбинированные
  • Базовые и альтернативные стратегии развития организаций
  • 13.4. Интеграционные процессы и изменения. Мотивы интеграции. Факторы успеха и провала интеграции. Формы объединений
  • Основные формы интеграции предприятий
  • 13.5. Процессы диверсификации и изменения. Причины диверсификации. Факторы успеха и провала диверсификации. Способы диверсификации
  • 13.6. Подходы к управлению реализацией стратегических изменений фирмы adl
  • Подходы к управлению реализацией стратегических изменений
  • 13.7. Стратегии (опережающая, развития, оптимизации, перестройки, сокращения и распродажи) внедрения изменений в зависимости от состояния организации
  • ТестовЫе заданИя
  • СлоВарь основнЫх понятИй и термИнОв
  • (Когнитивный подход)

    С целью изменения убеждений (коррекции иррациональных убеждений), по А. Эллису, следует сделать следующие действия.

    1. Анализ активирующих событий (А ).

    2. Анализ ощущений (С ), определение неприятных из них и возможных последствий.

    3. Анализ иррациональных убеждений (В ).

    4. Проверка рациональности убеждений, то есть оценка, насколько имеющиеся убеждения отвечают реальности и насколько они вредны или небезопасны.

    5. Изменение образа мыслей, нахождение альтернативного варианта, возможного в данной ситуации.

    6. Составление плана действий.

    Методы коррекции поведения человека при помощи психики, предложенные А. Эллисом, были дополнены исследованиями в сфере психотерапии А. Бека (монография «Когнитивная терапия и эмоциональные разлады»). Круг интересов А. Бека составляют негативные проявления личности, такие как депрессия, фобии, алкоголизм, наркозависимость и т.д. В результате исследований А. Бек пришел к выводу, что причиной негативного поведения людей является нарушение когнитивных процессов, проявляющиеся в виде неадаптивных мыслей, убеждений и образов. По выражению А. Бека, «человеческие мысли определяют их эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение, в свою очередь, формирует место человека в окружающей среде». Таким образом, действенным способом коррекции поведения человека является изменение иррациональных установок на рациональные.

    К последним трудам в сфере управления индивидуальными изменениями в рамках когнитивно-поведенческого подхода относится монография американского профессора Джеймса Прохазки «Психология позитивных изменений» (2013 г.). Процесс изменения поведения индивида он представил в виде пяти стадий, которые циклически повторяются: «спокойствие», «сомнение», «планирование и подготовка», «действие» и «поддержка». Стадии характеризуются специфическими умственными операциями (когнитивные признаки ) и имеют выраженные поведенческие признаки . Модель изменения поведения в структурном виде представлена на рис. 2.7.

    Рис. 2.7. Модель изменения поведения индивида по Дж. Прохазке

    (Когнитивно-поведенческий подход)

    На стадии «спокойствие » реализуемое поведение не является предметом размышлений. Происходит восстановление ресурсов, потраченных человеком в течение предыдущих изменений.

    На стадии «сомнение » у человека появляется мысль о том, что его поведение не приносит ожидаемых результатов. При этом возникает вопрос – что необходимо изменить? Все найденные варианты рассматриваются как равнозначные. Человек ощущает внутренний конфликт, переживает влияние равных по степени привлекательности стимулов. В этот момент принимается решение о том, какие необходимо осуществить изменения, чтобы погасить внутренний конфликт.

    На стадии «планирование и подготовка » человек начинает понимать как действовать, осуществляет планирование своих шагов и готовится к действиям. На стадии «действие » человек реализует свой план и достигает определенного результата. На стадии «поддержка » – оценивает требования от нового и старого вариантов поведения, в случае необходимости отстаивает новое поведение перед окружающими. При условии, что человек эффективно пройдет каждую стадию, каждый виток новых изменений принесет ему выгодное поведение.

    Сегодня когнитивный подход широко используется в психотерапии, образовании и воспитании, менеджменте организаций и теории управления изменениями. Вместе с тем, он не дает объяснений, почему одни люди склонны видеть причины своего поведения в себе, а другие – в обстоятельствах; почему в одних семьях растут благополучные дети, а в других – неблагополучные. Основной недостаток когнитивного подхода к изменениям состоит в том, что он не учитывает в полной мере внутренний (духовный) мир человека, его позитивное и негативное влияние.

    Психодинамический подход к изменениям. Идея подхода состоит в том, что во время изменений человек переживает определенную психологическую драму и постепенно, со временем должен это осмыслить. Подход сформован на основе четырех базовых моделей.

    Модель 1. Пять стадий принятия изменений Элизабет Кюблер-Росс .

    1. «Возражение » – человек, столкнувшийся с катастрофическими изменениями, часто не может их полностью принять и воспринять. Он не признает, что это произошло на самом деле, то есть возникает защитная реакция организма – ощущение недоверия и возражения (например, возникновение возражения в момент проигрыша любимой футбольной команды). Это связано с нежеланием и невозможностью психики человека воспринимать негативные новости и страх вместе с ними ощущать большую душевную боль.

    2. «Гнев » – смирившись через некоторое время с тем, что случилось, человек начинает задавать себе вопрос: «Почему я?», «Как такое могло произойти именно со мной?», «Конечно, во всем виноваты врачи – наверное, они ошиблись в диагнозе!», «Почему они не заметили своевременно?» и т.п. Возникает чувство злости, разочарования и гнева, которые могут быть направлены как на окружающих, так и на самого себя: «Почему я раньше не бросил курить?», «Вечно у меня все не как у людей!». Благодаря стимулированию этих чувств человек пытается вытеснить действительные ощущения вследствие нежелания принять изменения и поверить в действительность.

    3. «Торг » – истощившись в нападках на окружающих или на себя, человек все еще пытается определенным образом вернуть контроль над ситуацией. Стадия характеризуется внутренним диалогом или, если человек религиозный, разговором с Богом, которого просят подождать с неминуемым: «Я обещаю в дальнейшем вести себя хорошо, раскаяться во всех бывших грехах, если только доживу до свадьбы дочери... Я беру назад все плохое, что сказал об этих людях, пусть они только живут дальше». Таким образом человек снова пытается отклониться от настоящей реальности. Человек отчаянно ищет, как бы исправить ситуацию, ощущает чувство паники: «Если бы мне удалось это уладить, тогда все было бы хорошо!».

    4. «Депрессия » – когда становится ясно, что никакие мольбы положения не исправят, приходит понимание действительной важности ситуации. Большинство в этот момент впадает в депрессию – ощущение грусти, скорби, отсутствия будущего, потери самого себя. Человек готов на все махнуть рукой. При этом для некоторых депрессия означает апатию или ощущение бессмыслицы, а для других – печаль или смешанные и противоречивые эмоции.

    5. «Принятия » – у человека, который смог преодолеть депрессию, возникает ощущение спокойствия и понимания неизбежности того, что произошло. Человек полностью осознает свои ощущения, надежды, страхи и тревоги. Он готов к дальнейшей жизни и новым изменениям.

    Модель 2. Кривая приспосабливаемости к изменениям Джея Адамса, Стивена Хейеса и Дж. Алана Хобсона содержит следующие стадии.

    1. «Облегчение » – человек ощущает мгновенное облегчение от осведомленности о грядущих изменениях: «Наконец я точно знаю, что происходит, я так и думал, что мне это не померещилось».

    2. «Шок или удивление » – человек отрицает все изменения, которые произошли, ощущает недоверие и удивление.

    3. «Возражение » – законченное непринятие любых изменений, человек «доказывает» себе, что на самом деле ничего не происходит и все восстановится.

    4. «Гнев » – человек бессознательно ощущает гнев и огорчение от происходящих изменений.

    5. «Торг » – попытка любым способом предотвратить неминуемое.

    6. «Депрессия » – человек отвечает на изменения апатией и печалью или становится совсем невосприимчивым к внешней среде.

    7. «Принятие » – человек воспринимает реальность такой, как она есть.

    8. «Экспериментирование » – после погружения во внутренний мир человек начинает понимать, что «извне» тоже что-то есть. «Может, о некоторых изменениях стоит хотя бы задуматься. Может, мне следует попросить описание новых обязанностей».

    9. «Открытие » – человек выходит в новый измененный мир и делает открытие – все не так плохо, как он себе представлял. Возможно, менеджеры были правы, условия работы только улучшились.

    Модель 3. Модель реакции на изменения Вирджинии Сатир .

    1. «Начальная стадия » – состояние, когда человек получает все то, что получал раньше, продолжает делать то, что делал. Относительное равновесие при относительной гармонии всех компонентов системы. Присутствует некоторая неудовлетворенность, однако никто не осуществляет изменения.

    2. «Инородный элемент » – попадание в действующую систему нового элемента-раздражителя (сотрудник, руководитель, закон или метод управления, система мотивации и др.), кардинально изменяющего расстановку сил.

    3. «Хаос » – последствия действия нового элемента в системе. Внешний мир остается практически без изменений, тогда как внутренний мир человека испытывает значительные преобразования. Сначала человек ощущает недоверие, возражение или эмоциональный ступор, не знает, что думать, ощущать или делать. Пытается отрицать изменения, иногда даже удваивает усилия, чтобы сберечь прежнюю систему и состояние, саботирует внедрение нового. Перестает доверять окружающим, даже самым близким, не знает, к кому обратиться за помощью. В эмоциональном плане превалирует гнев, грусть, страх, паника и отчаяние, которые резко заменяются апатией и депрессией.

    4. «Идея » – в наиболее тяжелую минуту в самых глубинах ума возникает идея, стающая первым шагом на пути к примирению с изменениями.

    5. «Интеграция » – внутренний мир человека постепенно приспосабливается к новому порядку существования внешней среды.

    Модель 4. Переломные моменты в процессе изменений Стивена Вайнберга .

    1. Входящие в процесс внедрения изменений переломные моменты могут ему препятствовать или, наоборот, поддерживать.

    2. Если изменения были некачественно запланированы, а реципиенты сознательно или несознательно решили им препятствовать и сопротивляться, все усилия руководителей изменений не увенчаются успехом.

    Гуманистически-психологический подход к изменениям. В гуманистическом подходе приоритет отдается исследованию сознательного опыта человека, его высших потребностей. Человек рассматривается не как «черный ящик», способный только реагировать на входящие стимулы, а как целостное образование с природой. Человек не запрограммирован своим прошлым, а открыт для самосовершенствования.

    Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что наивысшей прирожденной потребностью человека является потребность в самовыражении и самоактуализации , которая настает после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, в любви, благосклонности, признании и оценке. Этим он подчеркивал важную роль самого индивида в построении своей личности. А. Маслоу, исследуя проблемы личностного роста и развития человека, доказал, что любая личность рождается с потребностью делать только хорошие дела. Его теория является своеобразной альтернативой бихевиоризма и психоанализа, которые отрицали творчество, любовь, дружбу, альтруизм и другие человеческие ценности.

    Изучая биографии известных людей мира, А. Маслоу выделил характеристики самоактуализирующейся личности.

    1. Эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

    2. Принятие себя, других, природы.

    3. Спонтанность, простота, естественность.

    4. Центрирование на задании, а не на себе.

    5. Определенная потребность в одиночестве.

    6. Автономия, независимость от культуры и среды.

    7. Постоянная свежесть и новизна оценки.

    8. Межличностность и опыт внешних состояний.

    9. Ощущение причастности, единения с другими.

    10. Более глубокие межличностные отношения.

    11. Демократическая структура характера.

    12. Разграничение средств и целей, добра и зла.

    13. Философское, невраждебное чувство юмора.

    14. Самоактуализирующееся творчество.

    Самоактуализированная личность не является совершенной, она может переживать и негативные чувства. Самоактуализация – это не избежание проблемы, а постепенное движение от проблем воображаемых и простых к реальным и сложным. А. Маслоу описал восемь путей самоактуализации.

    1. Полное и самоотверженное переживание жизненной ситуации с повышенной осознанностью и интересом.

    2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего, с риском оказаться в неизвестном.

    3. Стремление стать реальным, существовать фактически, а не в потенциале.

    4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Ответы на возникающие вопросы, необходимо искать, прежде всего, в себе.

    5. Развитие способностей, умение верить своим мыслям и интуиции, поступать в соответствии с ними.

    6. Всестороннее развитее своих потенциальных возможностей.

    7. Стремление к избежанию психологических переживаний, то есть к состоянию, когда человек более полно осознает окружающий мир и себя, думает, действует и ощущает ясно, верно и точно.

    8. Выявление своих «защит» и работа в направлении отказа от них.

    Вместе с тем А. Маслоу утверждал, что уровня самоактуализации достигают не все. Характеристиками личности, достигшей уровня самоактуализации, является непринужденность в поведении, деловая направленность, избирательность, глубина и демократичность в отношениях, независимость в мыслях и суждениях, проявление творчества и т.п.

    Приверженцем взгляда на личность как на продукт влияния сознательных оценок повседневных текущих ситуаций был также видающийся американский психолог Карл Роджерс, который фундаментальной компонентой структуры личности считал «я-концепцию», которая формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой и является интегральным механизмом саморегуляции ее поведения. В соответствии с содержанием созданной им личностно ориентированной психотерапии, индивид постоянно сравнивает себя с другими людьми, чтобы получить ответ на вопрос «Кто я?». Позитивный характер ответа способствует адаптации личности к окружающей среде; негативный вызывает внутренние конфликты, депрессию и, как результат, не позволяет полностью реализовать человеку свой потенциал.

    Ключевым понятием теории К. Роджерса является безусловное позитивное отношение – забота о человеке, не требующая никаких личностных наград. Такое отношение создает условия для того, чтобы человек был тем, кем является в действительности, независимо от характера. Безусловное позитивное отношение отличается от позитивной оценки, сдерживающей поведение человека, когда его наказывают за одни действия и поощряют за другие.

    В соответствии с теорией, полноценно функционирующий человек – это личность, находящаяся в процессе изменений, полностью осознающая собственное реальное «я» и характеризующаяся такими чертами, как открытость, реальное восприятие жизни, доверие собственным интуитивным суждением и внутренним импульсам, способность принимать верные решения. Такой человек свободно реагирует и объективно воспринимает собственную реакцию на сложившуюся ситуацию, стремится к самоактуализации и улучшению здоровья, являющимися главными мотивирующими факторами для людей, которым не препятствуют проблемы прошлого или убеждения, ограничивающие или изменяющие их поведение.

    Психология - это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

    Когнитивная этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.

    Общая характеристика нового направления

    Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

    Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

    Главное отличие данного направления от других - это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.

    Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

    История возникновения научного направления

    Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

    Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

    Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

    Когнитивная психология: основные представители

    Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

    Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

    Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

    Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

    Основные идеи

    Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

    • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
    • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
    • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
    • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
    • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
    • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

    Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

    Когнитивизм: положения

    Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

    Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

    • изучение чувственного процесса познания мира;
    • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
    • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
    • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

    Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

    Методология

    Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

    • все данные выделяются из ментальных образований;
    • поведение является следствием познания и опыта;
    • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

    Особенности когнитивной психологии

    Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

    Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

    Когнитивный диссонанс: определение

    Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

    Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

    Причины возникновения диссонанса

    Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

    • логическая непоследовательность;
    • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
    • противоречие ситуации прошлому опыту;
    • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

    Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

    Выход из когнитивного диссонанса

    Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:

    • изменение поведенческой схемы на новую;
    • смена определенных элементов когнитивной схемы;
    • расширение схемы и включение в нее новых элементов.

    Когнитивный подход: краткая характеристика

    Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

    Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

    Психология личностных конструкторов

    Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

    Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

    Теория Альберта Бандуры

    Еще до появления когнитивной психологии ученый разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

    Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

    При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

    В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

    Когнитивная психология - это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.