Паронимы будний - будничный. Лексическое значение паронимов будний - будничный

Конкурс «Дружные синонимы» Подберите к данным словам синонимы с не и запишите их. Бессилие немощь Враг недруг Ложь неправда Рабство неволя Беда несчастье Рассеянность невнимательность Слякоть непогода Возмущение негодование Конкурс «Дружные синонимы» Подберите к данным словам синонимы с не и запишите их. Бессилие немощь Враг недруг Ложь неправда Рабство неволя Беда несчастье Рассеянность невнимательность Слякоть непогода Возмущение негодование








Тетрадь Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает « четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки. Слово образовано от греческого tetra, которое используется как часть сложных слов и обозначает «четыре». Слово тетрадь означает « четвёртая часть листа». Если перегнуть лист пополам, а потом ещё раз пополам, получится маленькая книжечка из четырёх листков. Такими и были первые тетрадки.


Шпаргалка Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок даже не подозревают, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки». Слово пришло к нам из польского языка, но имеет греческое происхождение и в переводе означает «лохмотья», «пелёнка». В польском языке так называли негодный, исписанный клочок бумаги. У нас многие любители шпаргалок даже не подозревают, что носят у себя в карманах «грязные пелёнки».








Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый – Кружевной и синий-синий! небо


Сверху кожа, снизу тоже, А в середине – пусто. Барабан По небу лебедь черный Рассыпал чудо зерна. Черный белого позвал – Белый зерна поклевал. ночь, звезды, день Сверху кожа, снизу тоже, А в середине – пусто. Барабан По небу лебедь черный Рассыпал чудо зерна. Черный белого позвал – Белый зерна поклевал. ночь, звезды, день




Конкурс «Близнецы молодцы» День вступил в свои права.Из родного языка! Постучались в дверь слова.Одинаково нас пишут, Я открыл им. Что за чудо?Одинаково нас слышат. Предо мною Близнецы.Но важна не только внешность, Я спросил их: - вы откудаПотому не торопись, Появились, молодцы?Не всегда нужна поспешность Отвечали мне слова:Ты до смысла доберись. -Присмотрись-ка к нам сперва!Наподобие начинки, Ведь и раньше с нами встречиСмысл запрятан в серединке, Ты имел наверняка.Сходным лицам вопреки Мы слова из русской речи,Мы по смыслу далеки. Конкурс «Близнецы молодцы» День вступил в свои права.Из родного языка! Постучались в дверь слова.Одинаково нас пишут, Я открыл им. Что за чудо?Одинаково нас слышат. Предо мною Близнецы.Но важна не только внешность, Я спросил их: - вы откудаПотому не торопись, Появились, молодцы?Не всегда нужна поспешность Отвечали мне слова:Ты до смысла доберись. -Присмотрись-ка к нам сперва!Наподобие начинки, Ведь и раньше с нами встречиСмысл запрятан в серединке, Ты имел наверняка.Сходным лицам вопреки Мы слова из русской речи,Мы по смыслу далеки.


Сиди на банке и веслами орудуй смело. -А она расколется, и стекла мне изранят тело! (Банка-скамья для гребцов в лодке и сосуд) -Смотри, по воде барашки бегут. -Ну, и люди… Ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Во век не слыхал я такой ерунды! (Барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики-овцы) -Сиди на банке и веслами орудуй смело. -А она расколется, и стекла мне изранят тело! (Банка-скамья для гребцов в лодке и сосуд) -Смотри, по воде барашки бегут. -Ну, и люди… Ну, и лгут! Полно вам, далеко ль до беды? Во век не слыхал я такой ерунды! (Барашки – небольшие белые пенистые волны и молодые баранчики-овцы)


Ты что это на рельс кладешь? - Башмак! Неужто не поймешь? - Ну, ты, приятель, и чудак! Трамвай раздавит твой башмак! (Башмак – ботинок или полуботинок и приспособление для торможения железнодорожных вагонов) - На голове его роскошный котелок! - Как же он надеть кастрюлю смог? (Котелок – жесткая мужская шляпа с круглым верхом и маленький котел для варки пищи) - Ты что это на рельс кладешь? - Башмак! Неужто не поймешь? - Ну, ты, приятель, и чудак! Трамвай раздавит твой башмак! (Башмак – ботинок или полуботинок и приспособление для торможения железнодорожных вагонов) - На голове его роскошный котелок! - Как же он надеть кастрюлю смог? (Котелок – жесткая мужская шляпа с круглым верхом и маленький котел для варки пищи)


Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут подходящий бор». А я с кресла – Бежать во весь опор, Думаю, врач хитрит что-то… Кому же целый лес в рот совать охота? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и хвойный лес) Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба Подберут подходящий бор». А я с кресла – Бежать во весь опор, Думаю, врач хитрит что-то… Кому же целый лес в рот совать охота? (Бор – стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном деле, и хвойный лес)



Скороговорки Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской: 1 Проворонила ворона вороненка. а)пожалев воронёнка б)поругав ворону 2 Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет. а) прочитав как «информационное сообщение» б)выразив возмущение этой новостью Произнесите скороговорки в быстром темпе и с определённой эмоциональной окраской: 1 Проворонила ворона вороненка. а)пожалев воронёнка б)поругав ворону 2 Карл у Клары украл кораллы,а Клара у Карла украла кларнет. а) прочитав как «информационное сообщение» б)выразив возмущение этой новостью







І вариант

1. Словарный диктант.

Дежурный, комната, сапоги, одежда, улица, огород, картина, ученик, пальто, ...

2 . Запиши слова в 3 столбика: сушествительные, прилагательное, глагол

Варе..ки, вкус..ная, п..сьмо, ра…ий, кр..чат, в..лновался, прз..ник, хо..ьба, звёз..ная, б..лбной, проб..жит, ув..дал, г..рячая, м..лился, кни..ка.

Укажи время глаголов.

3 . Вставь пропущенные орфограммы. К данным глаголам припиши глаголы- антонимы.

I в . г... в... рить – II в. см…яться –

ог…рч…ть – вст…вать –

и…ти – заб…леть

4 . Разбери слова по составу:

I в. побелка, сильный, засвистит;

II в. больной, погрузка, пронесут.

ІІ вариант

1. (Контрольное списывание) Масленица

Много праздников было на Руси. Самый любимый праздник прощания с зимой – Масленица.

Покатилось ясное солнышко блином через снежные поляны, сквозь сыпучие бураны к Масленице. Обычно Масленица бывает в феврале. В понедельник она начиналась. Вторник – заигрыши. И стар, и млад катались с горок, играли в снежки. Среда – лакомка: полагалось всех родных и близких угощать лучшими яствами, какие только умеют готовить хозяйки. Четверг – широкая Масленица. Ешь, пей, гуляй, сколько душе угодно. Царём стола был блин.

2 . Подчеркни грамматическую основу предложения. Укажи части речи.

I в. – в IV предложении;

3 .. Запиши слова в 3 столбика, вставляя пропущенные орфограммы.

Допиши в каждый столбик по 1 слову:

I в. затр…щал сколь…кий праз…ник

… … …

капус…ный р…синка бесе…ка

… … …

4 . Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв. Допиши 1-2 слова:

подъём, мелок, юг, соль, поёт, семья, ельник.

Грамматические задания

I вариант

1. Разбери слова по составу: притихли, поздние, полянка.

2. Выполни синтаксический разбор последнего предложения. К данным прилагательным подбери и запиши противоположные по значению (антонимы):

ЛЁГКИЙ (мороз) – …

ЛЁГКИЙ (портфель) – …

Разбери слова по составу: дождик, осенние, подходит.

Выполни синтаксический разбор III предложения.

3.* К данным прилагательным подбери и запиши противоположные по

значению (антонимы):

ЛЁГКИЙ (портфель) – …ЛЁГКАЯ (задача) – …

Задания по теме: Антонимы.Омонимы.Синонимы

Задание 1 . Прочитайте стихотворение «Яблоко» . Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

Кислое, зачем оно?

Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

З адание 2 . Из предложенных слов выпишите:

1) ряды однокоренных слов

2) ряды синонимов

Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.

Задание 3 . Найти «третье лишнее» слово в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что объединение двух слов во всех группах связано понятием «синоним».

а)

огонь, осень, пламя

б)

алфавит, чистописание, азбука

в)

шалун, конницы, кавалерия

г)

бросать, кидать, прыгать

д)

пурга, дождь, ураган

Задание 4 . Подбери синонимы к словам:

Работа -

Плакать -

Сверкать -

Упасть -

Печаль -

Смеяться -

Спешить -

Гигант -

Дорога -

Большой -

Гореть -

Дремучий (лес) -

Задание 5 . Вычеркни «третье лишнее» слово, которое не является антонимом:

Весело, веселый, грустный.

Разлучаться, встреча, встречаться.

Полный, худой, толстый.

Смелый, храбрец, трусливый.

Легкий, тяжелый, легко.

Твердый, твердость, мягкость.

Задан ие 6 . Подбери к подчеркнутым словам антонимы

Будничный день

Сильно любить

Веселая история

Уехать на юг

Интересный репертуар

Исчезнуть в волнах

Скрытный характер

В первую очередь

Сказать правду

Заканчивать урок

Большой оптимист

Встретить карлика

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ БУДНИЙ - БУДНИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов будний - будничный

2.Примеры словосочетаний с паронимом будний

3.Примеры предложений с паронимом будний

4.Примеры словосочетаний с паронимом будничный

5.Примеры предложений с паронимом будничный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ БУДНИЙ - БУДНИЧНЫЙ

БУДНИЙ . Не праздничный, рабочий.

БУДНИЧНЫЙ . 1.Не праздничный, рабочий.

2.Предназначенный для будней.

3.Повседневный, обыденный.

4.(Перен.) Однообразный, беспросветный, безрадостный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЙ

1)будний вечер

2)будний день

3)буднее время

4)будний час

5)будняя пора

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЙ

1)Однажды, в будний день, поутру я с дедом разгребал на дворе снег. (М.Горький. Детство)

2)Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины. (Ф.М.Достоевский. Преступление и наказание)

3)Большую часть нашей жизни составляют будние дни.

4)Каждый будний день недели он ходил ловить рыбу.

5)Картина излучает радость, дышит тишиной, умиротворённостью, создаёт ощущение тихого праздника, хотя художник изобразил обычный будний день.

6)Праздники позволяют отдохнуть от одинаковости будних дней.

7)Погрузившись в неторопливое течение будничных дней , общаясь с крестьянами, вникая в их заботы, художник открыл необыкновенную полноту, осмысленность «простого» образа жизни.

8)Проститься с ним, несмотря на будний день, пришли более 60 тысяч человек.

9)В будние дни для вытирания лица и рук на Руси использовали простые полотенца без вышивки.

10)Для многих это был обычный будний день.

11)Продолжительность ночного сна в будние дни у старшеклассников в среднем составляет 8 часов.

12)В будние дни человек должен был трудиться и заниматься делами, добывая хлеб насущный.

13)В давние времена употребление спиртных напитков в будние дни считалось грехом и позором.

14)Звонить по этому телефону можно в будние и выходные дни.

15)О Великой Отечественной войне нужно говорить не только в праздничные, но и в будние дни.

16)Женщины на Руси собирались в будние осенние и зимние вечера в какой-нибудь избе, где занимались рукоделием.

17)Целые будние зимние вечера у них часто отдавались чтению вслух какой-нибудь книги.

18)В какой промежуток времени можно звонить по телефону в будние дни?

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЧНЫЙ

1)будничный вечер

2)будничный час

3)будничная одежда

4)будничное платье

5)будничный платок

6)будничный костюм

7)будничные туфли

8)будничная обувь

9)будничная работа

10)будничный труд

11)будничное дело

12)будничное занятие

13)будничная текучка

14)будничное поручение

15)будничный быт

16)будничная обстановка

17)будничное существование

18)будничная атмосфера

21)будничный ответ

22)будничные заботы

23)будничная жизнь

24)будничные мысли

25)будничное описание

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - БУДНИЧНЫЙ

1)Когда он доехал на такси до Цветного бульвара и отсюда пошёл пешком в сторону Петровки, был будничный час перед полднем с хаотичным и бессмысленным многолюдством на улицах. (Ю.В.Бондарев. Игра)

2)Да и кому из литературной братии в свое время не шил он [поэт Белоусов] простые будничные костюмы, куртки, шубы, штаны. (Н.Д.Телешов. Записки писателя)

3)Мост между искусством и природой, а также мост между искусством и будничной жизнью - ключевые характеристики японской культуры. (В.Овчинников. Ветка сакуры)

4)На лицах обоих была написана самая будничная забота. (А.П.Чехов. Огни)

5)Большинство людей не затрудняет себя выбором наиболее подходящего слова в будничной , обиходной речи. (С.Я.Маршак. Заметки о мастерстве)

6)Из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь её в другую такую же или ещё более будничную. (А.П.Чехов. О любви)

7)Его [Шекспира] жизнь оказывается глухой и будничной для такого имени. (Б.Л.Пастернак. Замечания к переводам Шекспира)

8)И с этой осени она поблёкла. Жизнь её вошла в ту будничную колею, из которой она уже не выходила до самого конца своего. (И.А.Бунин. Суходол)

9)Его не отвлекают будничные дела.

10) Русский женский будничный костюм для работ по дому и в поле делался из прочных тканей и орнаментировался скромнее.

11) И теперь часто позабывает он [Афанасий Иванович], когда праздничный день, а когда будничный . (Н. В. Гоголь. Ста­росветские помещики)

12) Странно было в её красивых пальчиках видеть иголку и нитку, странно было видеть прелестную головку, наклонившуюся над такой буд­ничною работою. (В. В. Вересаев. В юные го­ды)

Вариант № 1

Пожаловать, преподнести, подарить, презентовать.

Энантиосемия, омофон.

Аппетит приходит во время стояния в очереди. Аппетит уходит во время еды.

Гуманистический – гуманный (профессия, обращение, роман);

демонстративный – демонстрационный (поступок, зал, метод, прибор).

Будничный день, веселая история.

Мир многогранен, многоцветен,

Порою добр, жесток подчас,

Он щедр и скуп, богат и беден;

Вглядись в него – он ведь для нас!

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Вариант № 2

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Частность, подробность, мелочь, деталь.

2. Дайте определение терминам.

Доминанта, антифразис.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)

Он еще неясно представлял себе, что последует за получением ордеров, но был уверен, что все пойдет как по маслу: "А маслом, - почему-то вертелось у него в голове, - каши не испортишь". Между тем каша заваривалась большая.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Доверительный – доверчивый (человек. интонация, просьба);

лирический – лиричный (стихотворение, тенор, тон).

7. Подберите антонимы к выделенным словам.

Интересный репертуар, короткое письмо.

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

7. Найдите в тексте старославянизмы.

Запомни же ныне ты слово мое:

Воителю слава – отрада,

Победой прославлено имя твое;

Твой щит на вратах Цареграда.

Вариант № 3

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Помогать, содействовать, способствовать, пособлять.

2. Дайте определение терминам.

Антитеза, омоформ.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение. контаминация и т.д.)

Для концессионеров началась страдная пора. Остап утверждал, что стулья надо ковать, пока они горячи. Большая и тяжелая гора свалилась с плеч заведующего хозяйством.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Командированный – командировочный (человек. удостоверение);

нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод).

5. Подберите антонимы к выделенным словам.

В первую очередь, сказать правду .

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

И день настал. Встает с одра

Мазепа, сей страдалец хилый,

Сей труп живой, еще вчера

Стонавший слабо над могилой.

7 . Найдите в тексте старославянизмы.

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Вариант № 4

1. Выделите доминанту, объясните, что общего между членами синонимического ряда, чем они отличаются. Составьте с каждым словом словосочетание или предложение.

Постель, кровать, ложе, койка, одр.

2. Дайте определение терминам.

Оксюморон, омограф.

3. Выделите в тексте фразеологические обороты. Каковы стилистические приемы их использования (цитация, обновление состава: расширение или сужение, контаминация и т.д.)

В моем доме, - сказала она грозно, - пожалуйста, не становитесь ни на какие колени.

4. Определите значение паронимов. С какими из данных в скобках именами существительными сочетаются прилагательные-паронимы?

Травматический – травмотологический (институт. повреждение);

высокий – высший (потолок, круг).

5. Подберите антонимы к выделенным словам.

Находиться в движении , большой оптимист .

6. Какие стилистические приемы использованы в данном отрывке?

"Живой труп" – одно из лучших произведений Л.Н. Толстого.

7. Найдите в тексте старославянизмы.

И скоро ль, на радость соседей-врагов,

Могильной засыплюсь землею?

Открой мне всю правду, не бойся меня:

В награду любого возьмешь ты коня.

Нормы морфологии

1. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода, отметьте случаи отсутствия родовых пар.*

балерина______________________________

баскетболистка________________________

велосипедистка________________________

гонщица______________________________

доярка_______________________________
массажистка__________________________

маникюрша___________________________

намотчица____________________________

санитарка____________________________

свинарка_____________________________

секретарша__________________________

сиделка_____________________________

солистка____________________________

спортсменка_________________________

стенографистка_______________________

студентка___________________________

телефонистка_________________________

ткачиха______________________________

фельдшерица__________________________

чемпионка___________________________

2. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально-стилистическую характеристику, отметьте случаи отсутствия существительных женского рода.*

агроном_____________________________

адвокат_____________________________

бригадир____________________________

врач_______________________________

генерал_____________________________

директор___________________________
доктор_____________________________

доцент_____________________________

защитник___________________________

инженер____________________________

инспектор__________________________

инструктор_________________________

кандидат___________________________

корреспондент______________________

космонавт__________________________

лаборант___________________________

машинист__________________________

педагог____________________________

3. Подберите определения, правильно согласуйте с ними приведенные ниже слова.*

Рояль______________, фамилия___________________, бра ______________, мышь _________________, картофель________________, кофе __________________, рельс ____________________, тюль______________, толь ______________________, кафе____________, молодежь ________________, туфля ______________, какаду__________, шимпанзе _____________________, пальто ______________, шоссе ________________, метро________________, мозоль _________________, табель _______________, депо ___________________, купе ____________, какао __________________, пианино __________________, меню _______, такси _____________, фойе ______________, Сочи __________________, Тбилиси _____________, леди _______________, жюри ______________, пари ____________________.

*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.

4. Составьте предложения или словосочетания с данными словами. Установите, отличаются ли слова каждой пары по оттенкам значения или стилистически.*

Кондукторы – кондуктора

корни – коренья

поясы – пояса

проводы – провода

пропуски – пропуска

соболи – соболя

счеты – счета

цветы – цвета

* Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.

5. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа.*

Амперы - ____________, апельсины - _________________, баклажаны - _________________, баржы - ___________, кочерги -_____________, фаты - ______________, ботинки - ___________, валенки - __________, вафли - ___________, полотенца - _____________, простыни - __________, гектары - _____________, граммы - _____________, комментарии - ________________, минеры - __________, носки - ________, плечи - _________, рельсы - __________, сапоги - __________, свадьбы - ________, солдаты - ____________, туфли - ____________, чулки - ___________, яблони - ____________, яблоки - _____________.

*Упражнение взято из пособия: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – 5-е изд. – М., 1987.

6. В чем своеобразие употребления глаголов типа мочь, стеречь, беречь ? О чем надо знать для правильного написания и произношения этих глаголов?

7. Что необходимо знать для правильного употребления глаголов положить, класть, занять ?

8. Подберите выражения, которыми можно заменить несуществующую форму 1 лица единственного числа будущего времени глагола защитить, очутиться .

9. Объясните различие в написании и значении глаголов оздоровить, выздороветь .

10. Почему формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида?

11. Установите ошибки в употреблении видов глагола (видовой разнобой).

Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

Эти предложения будут внедрены, чтобы облегчить труд, повышать его производительность.

Шумел прибой, рвались снасти, взлетели ввысь обломки палубы.

12. Из приведенных в скобках слов выберите необходимые по условиям контекста, обоснуйте свой выбор.

Нам (машут, махают) платками.

С потолка (капает, каплет).

Ветер (колышет, колыхает) листву.

Он (брызжет, брызгает)слюной.

Им (движет, двигает) чувство сострадания.

13. Выполните контрольную работу по теме "Грамматическая правильность речи".

Вариант № 1

Токио, фасоль, кофе.

тона – тоны.

Наш район по производству чаю, табаку и сахарного песку стоит на первом месте.

Было: Когда б не княжеская Чернышовых кровь текла в вас – я б молчал.

Стало: Когда б не доблестная кровь текла в вас – я б молчал.

5. Напишите числительное словами - вернуть документы(684 пассажиры).

Этот полюбившийся зрителям герой не сходил со сцены на экранах телевизоров четырнадцать вечеров, а затем отснятых по ним восемнадцати фильмов сериала.

Вариант № 2

1. Подберите определения к словам.

Миссисипи, какао, рояль.

2. Составьте предложения со словами лагеря – лагери.

3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

Все дружно принялись за уничтожение вредителя деревьев.

4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.

Было: Зачем он руку дал клеветникам безбожным?

Стало: Зачем он руку дал клеветникам ничтожным?

5. Напишите числительное словами - узнать о (489 травы)

6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.

Вся техника, которая используется в сельском хозяйстве, служит не только для того чтобы облегчить жизнь земледельцев, но и чтобы помочь растениям улучшить их жизнь.

Вариант № 3

1. Подберите определения к словам.

Бандероль, какаду, бюро.

2. Составьте предложения со словами пропуска – пропуски.

3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

У нас не осталось время на отдых.

4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.

Было: Его свободный чудный дар.

Стало: Его свободный смелый дар.

5. Напишите числительное словами - победить с (362 очки).

6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.

В этот день Петров вывел Джека на улицу со всеми своими медалями.

Вариант № 4

1. Подберите определения к словам.

Манго, шоу, денди.

2. Составьте предложения со словами счета – счеты.

3. Найдите ошибки в употреблении падежных форм существительных, исправьте их и запишите правильно предложение.

Ребята пролили чернило.

4. Сравните редакции стихотворных отрывков. Объясните предпочтение одних прилагательных другим.

Было: И корни мои умывает покорное (послушное) море.

Стало: И корни мои умывает холодное море.

5. Напишите числительное словами - остаться с (287 рублей).

6. Отредактируйте предложения, укажите речевые ошибки.

Когда в институт приходит новое пополнение, мы убеждаемся, насколько различен уровень их подготовки.

Стилистические нормы

Упражнения к теме

  1. Прочитайте сведения о стилях речи, заполните таблицу.
  1. Выполните самостоятельную работу.

Вариант № 1

Абонемент, аккредитив, аттестат, анкета, бюллетень, характеристика, справка, расписка, протокол.

2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.

Занятия по расписанию, из-за болезни, решили на собрании, дали отпуск, помогли, участвовал.

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов расписку в получении книг в кабинете информатики.

Шьют ли в ателье пальто из их материала?

Кто воспитывал детей путем бабушек и дедушек, тем легче. Автобус под управлением водителя Васильева совершил столкновение.

Вариант № 2

1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.

Ведомость, декрет, директива, извещение, коммюнике, автобиография, акт, доверенность, заявление.

2. Замените нейтральные выражения стереотипами делового стиля.

В прошедшем году, в настоящем месяце, сообщить, отдать распоряжение, предоставить жилплощадь, осуществить руководство .

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов заявление на имя декана с какой-либо просьбой.

4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Можно ли в метро заниматься коммерцией?

5.Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

Следует поднять на должную высоту вопрос об уровне обслуживания клиентов в нашем салоне. Вчера ночью была гроза, и вследствие удара молнии начался пожар.

Вариант № 3

1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.

Биография, деловое письмо, докладная записка, инструкция, лицензия, меморандум, облигация, патент, прейскурант.

2.

Безотлагательно, вышеизложенные, препровождаем, проживаем, предоставить жилплощадь, устроить прием.

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов докладную записку о выполнении какого-либо задания.

4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта?

5. Найдите в предложениях канцеляризмы, замените их на другие слова, соответствующие разговорному стилю речи.

Сегодня я ходил в магазин с целью покупки магнитофона. Надень головной убор, на улице холодно.

Вариант № 4

1. Объясните значение следующих слов, составьте два предложения, характерные для официально-делового стиля, с любыми из данных слов.

2. Замените нейтральным синонимом данные ниже слова и словосочетания делового стиля.

Осуществить руководство, отдать распоряжение, недовыполнение плана, довести до сведения, ввиду неблагоприятных условий, подлежит изъятию.

3. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение посылки.

4. Ответьте на вопрос так, чтобы ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки.

Мне могут поменять удостоверение, если нет новой фотографии?