Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук

«Звук [Ж], буква Ж»

Тема урока : Звук [Ж], буква Ж

Цель урока: закрепления знаний о букве Ж, произношения звука [Ж].

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с написанием буквы Ж, которая обозначает звук [Ж];

Учить выделять звук из слов, давать ему характеристику;

Учить узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

Формировать навык чтения слогов и слов с изученной буквой;

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Развивающие:

Развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание, мышление;

Развивать познавательный интерес учащихся;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к чтению;

Расширять коммуникативные способности детей.

Оборудование: картинка жука, карточки с изображением жука, презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам пришел гость, но чтобы узнать, кто пришел, давайте отгадаем загадку:

Я на ветке сижу,

Букву Ж себе твержу

Знаю твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Кто догадался, о каком звуке и о какой букве мы сегодня будем говорить?

(Слайд 2)

Основная часть.

1) - Давайте вместе произнесем звук Ж. Что делают губы, когда произносим звук Ж? Что делает язык? Что делает горлышко? (Когда произносим звук [Ж] губы округлены, язычок «чашечкой», кончик приподнят вверх, горлышко дрожит). (Слайд 3) Какой это звук?(согласный, звонкий, твердый) (Слайд 4).

2) - Звук Ж мы вспомнили. А теперь напомните мне, чем отличаются звуки и буквы? На что похожа буква Ж? (Буква Ж похожа на жука, бабочку, бантик…) (Слайд 5)

3) -Ребята, сейчас я вам буду читать слова, а вы будьте внимательны когда услышите звук Ж, поднимите карточки с изображением жука. Обратите внимание у всех разные жуки, на обороте есть информация про этих жуков, дома прочитаете. Итак приготовили карточки и слушаем внимательно.

Слова: пиджак, каша, кинжал, коза, повозка, флажок, жаба, свет, жатва (процесс уборки урожая, злаковых культур), жажда, мишка, кружка.

4) Игра «ЭХО». Я буду говорить только гласные звуки, а вы верните мне слоги со звуком [Ж]. Добавляют к гласным звукам звук [Ж].

А – О У – Ы (ЖА – ЖО ЖУ – ЖИ)

АА – ЫИ АО – УЭ (АЖА – ЫЖИ АЖО – УЖЕ)

5) Игра «Составь слово». На доске вы видите слова, добавьте недостающий слог, чтобы получилось слово. Полностью произнесите его и запишите в тетрадях. (Слайд 6-10)

Речевой материал: жа... (ба), у... (жи), е... (жиха), же... (ребенок), жи... (раф). Звуковой анализ (в начале, середине, конце)

6) -Ребята, помогите нашему Гостю-Жуку правильно написать слова

Уж, Ёж (Слышим звук [ш], а писать нужно букву [Ж]. Дети объясняют написание этих слов, подбирая проверочные (Проверочное слово - это слово, которым мы проверяем другое родственное слово, неясное нам в правильном написании). (Слайд 11-12) Самостоятельное выведение правила:

Жи-ши пиши с гласной И.

7) Игра «Опрос». Я буду задавать вопросы, а вы поднимаете руку и отвечаете. (Слайд 13-19)

Кличка собаки из сказки "Репка" (Жучка)

Животное с самой длинной шеей (Жираф)

Что у человека дороже всего (Жизнь)

Цирковой артист (Жонглёр)

Детская игра (Жмурки)

Плод дуба (Жёлудь)

Детеныш лошади (Жеребёнок)

Кто унёс Дюймовочку из дома доброй женщины? (Жаба)

8) Жук приготовил для нас скороговорки. Давайте потренируем наш язычок. (Слайд 20)

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа - ежата, у ужа - ужата.

Запишем эти скороговорки в тетрадях, дома вы научитесь красиво, четко и быстро читать эти скороговорки.

9) Послушаем рассказ Л. Н. Толстого "Варя и чиж". (Слайд 21)

ВАРЯ И ЧИЖ

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу. - "Пора тебе, чиж, петь". - "Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь".

Тема: Звук [ж], буква Ж,ж.

Цели: - Формировать умение выделять звук [ж] в речи, умение слышать и слушать

Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами с буквой «ж»

Воспитывать культуру поведения при работе в парах

Задача: Познакомить с буквой «ж», со звуком [ж], с его особенностями, с ролью звука и буквы в русском языке

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. Формировать умения соотносить согласный звук и букву
  2. Формировать умения различать глухость и звонкость согласного

УУД:

Личностные : формирование индивидуального стиля деятельности;

Регулятивные :

  1. освоение согласного звука и фонетического анализа звука;
  2. формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника

Познавательные:

  1. формируем умение извлекать информацию из схем
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные:

  1. формирование умений слушать и слышать;
  2. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  3. формируем умение работать в паре.

Этапы урока:

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

Умницы!

Молодцы!

Желаю вам отлично поработать!

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1. постановка проблемы

На слайде неоформленная схема-человечек (звуковик) СЛАЙД

Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? (Урок «открытия» новых знаний, ничего о нём не знаем)

Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новый звук и новую букву)

Что необычного заметили у звуковика? (восклицательный знак, обратить внимание на слайд )

Ребята, этим знаком звуковик хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других, изученных вами звуков. Хотите узнать, почему он особенный. Это нам предстоит сегодня узнать.

2. проведение звуковой разминки

Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. (Слайд)

Кто это?

Произнесите, как жужжит шмель?

Кто видел шмеля? Расскажите, что вы знаете об этом насекомом. Шмели - близкие родственники пчел. Отличаются от них, прежде всего величиной и густыми длинными волосками, покрывающими тело.

Ещё раз произнесите звук [ж].

3. формулирование темы

Сформулируем тему нашего урока. (Должны познакомиться со звуком [ж])

Звук [ж] какой? (согласный). Почему? (когда произносим звук воздух встречает преграду )

Что мы должны узнать об этом звуке?

(кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока),

Обобщим должны уметь характеризовать звук, какой буквой обозначается, уметь читать слова с этой буквой)

III. Выдвижение версий

Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Тогда давайте решать эту проблему.

Чтобы ответить на эти вопросы, что должны выполнить? (звуковой анализ слова)

V. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

Для этого нужно отгадать ребусы. Посмотрите на экран. (Ужи, жаба) (СЛАЙД )

(учащиеся выполняют индивидуально, используя пеналы-схемы)

Произнесём ж-ж-ж-жаба. Выложим звуковую схему слова жаба.

Проверка по эталону. (На доске ответы, учащиеся проверяют) Аналогичная работа со словом ужи

Вспомните первый шаг. (Звонкий или глухой?)

Произнесём звук. Сделайте вывод. (На звуковике появляется жёлтая шляпа) СЛАЙД

Решили мы с вами первую задачу?

(Убираю один кружок)

Какой второй шаг? (твёрдый – мягкий)

Посмотрите на звуковой анализ слов. Какой вывод можно сделать?

Может быть, в других словах этот звук произносится мягко?

Придумайте слова со звуком [ж]. Какой он?

Сделаем вывод звук [ж] твёрдый.

Закрашивает один башмачок у звуковика синим цветом. СЛАЙД

Ответили на второй вопрос? (Убираю второй кружок)

Физкультминутка

Жили-были три пингвина руки на поясе, наклоны туловища

Вправо-влево

Хорошо и дружно жили ладошка поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;

Чтобы жить все время дружно руки на поясе, наклоны туловища

Вправо-влево.

Уступать друг другу нужно ладошка поглаживает ладошку

5. знакомство с буквой

Какой следующий шаг?

Какой буквой обозначим звук [ж]? (На звуковика прикрепляется буква Ж) СЛАЙД

Выложим из пуговиц букву Ж.

Проверьте по образцу.

Работа в тетради

Напечатаем 5 раз.

Что напоминает вам эта буква? (Это –Ж, А-это-К Целый жук И полжука.)

Работа с кассой букв

Выложим под звуковым анализом слово жаба. Проверяем по эталону. Затем слово УЖИ . Проверяем по эталону. Посмотрите на доску. Я вижу, вы допустили ошибки. Обратимся к звуковику. СЛАЙД У него один башмачок синего цвета. В русском языке не принято твёрдость согласного обозначать два раза, поэтому буква Ж никогда не дружит с буквой Ы. (слайд) В слове ужи на конце пишется буква И. ЖИ всегда пиши с буквой И. Проговаривают хором.

    1.Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14)

    Чтение слогов. (слайд 3)

    Сделаем вывод: (слайд 3) Звук ж - всегда твёрдый.

    2.Знакомство с буквой ж.

    Стала снежинка

    Буквою Ж.

    Солнце её

    Не растопит уже.

    Физкультминутка.(слайд 5)

    На лужайке, на ромашке

    Жук летал в цветной рубашке.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Я с ромашками дружу.

    Тихо по ветру качаюсь,

    Низко-низко наклоняюсь

    1. Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж

    (учебник, с. 14)

    4. (учебник, с. 14)

    6. Работа над скороговоркой.

    Физкультминутка под музыку .

    1. Правописание -жи- (учебник с.15)

    жи - пиши всегда с -и-. (слайд 6)

    8. Работа с текстом «Ёжик» (учебник с.15)

    Кто жил у Жени?

    9. (учебник с. 15)

    Смогли ли мы их выполнить?

    Если на уроке всё было понятно и легко - красные звёздочки

    Если были небольшие затруднения - зелёные звёздочки

    Если было очень трудно, не понятно - синие звёздочки

    Спасибо за урок!

    Резервный материал

    Ответы на вопросы теста.

    Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы? (если да - ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной).

    ТЕСТ (слайд 7)

    1. Слово «жук» начинается с согласного звука. (х)

    2. Слово «аист» начинается с гласного звука. (х)

    3. Согласный звук [ж] всегда твердый звук. (х)

    4. Звук [ж] - бывает мягким звуком. ()

    5. В предложении «Женя с Жанной подружились» 4 слова. (х)

    6. Слова «жарко», «жёлтый» - противоположные по смыслу слова. ()

    7. Слово жаба - состоит из 2 слогов. (х)

    8. Жук, уж, ёж - стоят в единственном числе. (х)

    9. В предложении Жужелица жужжа ужалила ужа 7 букв ж. (х)

Просмотр содержимого документа
«Звук и буква Ж »

Урок обучения грамоте УМК «Перспектива» 1класс.

Урок 60. Звук [ж]. буква Ж ж

Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ж],буквой Жж ; развития речи, памяти, логического мышления.

Тип урока: открытие нового знания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск информации в текстах и картинках; логические – овладевают основами смыслового чтения текстов, учатся выделять существенную информацию.

Коммуникативные : умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Основное содержание темы, понятия и термины

Звук [ж], буква Жж . Слово как название предмета, действия, признака. Жанр литературного произведения. Жанровое своеобразие художественного произведения. Слог -жи -.

1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

– Проверим готовность к уроку. (слайд 2)

Произнесём девиз урока «С малой удачи начинается большой успех»

Чтобы достичь успеха на уроке мы должны быть…(ответы детей) (дисциплинированными, внимательными, слушать учителя).

II. Речевая разминка

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж-ж)

III. Постановка учебной задачи

Какой звук вы произнесли?

Сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ж] и буква ж)(слайд 2)

Поставьте задачи урока(слайд 2)

    Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж

    Учиться отличать звук и букву от других звуков и букв

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Знакомство со звуком [ж] (учебник, с. 14)

Прочитайте модели слов (жук,жаба)

Найдите и произнесите новый звук из этих слов (ж) в паре.

Дайте характеристику этому звуку (согл., зв., тв.)(слайд 3)

А можем ли мы произнести его мягко? Какие гласные звуки смягчают согласные? (е,ё, ю,и, я).

Чтение слогов. (слайд 3)

Сделаем вывод: (слайд 3) Звук ж – всегда твёрдый.

2.Знакомство с буквой ж.

Найдём букву, которая обозначает этот звук на ленте букв.

На что похожа буква жэ? (слайд 4)

Стала снежинка

Буквою Ж.

Солнце её

Не растопит уже.

Давайте откроем пропись на с. и напечатаем эту букву.

А какие слова спрятались в схемах. (работа в парах и на доске)

Физкультминутка.(слайд 5)

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь

    Составление и чтение слогов и слов с буквой Жж

(учебник, с. 14)

Посмотрите на слова в столбиках. Прочитайте первые слова в 1 столбике.

Что общего у всех этих слов? (1гл., 1слог, в ед. числе)

Прочитайте вторые слова в 1 столбике. Что общего у этих слов? (2гл., 2слога, во мн. числе)

Как изменятся слова жаворонки, журавли если будут обозначать один предмет?

4. Работа с текстом «Жук и жаба» (учебник, с. 14)

Про жука и жабу есть текст, который так и называется «Жук и жаба».

Прочитайте его (работа в паре).

Определите, что вы прочитали: сказку или рассказ? (сказку)

С каких слов часто начинается сказка? (Жили- были)

Найдите в тексте и назовите слова с новым звуком. Обведите в этих словах новую букву.

    Работа с предложениями «Кто где живёт?»

Прочитайте вопрос и продолжите ответ на него. Сосчитайте слова, в которых есть изучаемая буква.

6. Работа над скороговоркой.

Читаем. Проговариваем. Говорим быстро.

Физкультминутка под музыку .

    Правописание -жи- (учебник с.15)

Прочитаем слова. Какой звук слышим после звука ж? А пишем? Ваня держит табличку с орфограммой -жи – пиши всегда с –и-. (слайд 6)

8. Работа с текстом «Ёжик» (учебник с.15)

Прочитайте рассказ по цепочке. Найди и подчеркни в тексте изучаемую орфограмму.

Кто жил у Жени?

Чем кормил Женя ёжика? (яблоками, морковкой, молоком)

Кто сможет рассказать этот текст? (пересказ текста детьми)

9. Дидактическая игра «Доскажи словечко» (учебник с. 15)

Прочитайте начало фраз и закончите их.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Наш урок подошёл к завершению. Вернёмся к нашим задачам. (слайд 8)

Смогли ли мы их выполнить?

Буква Ж в честь нашего знакомства хочет устроить салют.

Если на уроке всё было понятно и легко – красные звёздочки

Если были небольшие затруднения – зелёные звёздочки

Если было очень трудно, не понятно – синие звёздочки

Выберите и прикрепите звёздочку.

Спасибо за урок!

Резервный материал

Ответы на вопросы теста.

Возьмите листы для ответов. Как оформляем ответы? (если да – ставим крестик, если нет - оставляем клеточку свободной).

ТЕСТ (слайд 7)

    Слово «жук» начинается с согласного звука. (х)

    Слово «аист» начинается с гласного звука. (х)

    Согласный звук [ж] всегда твердый звук. (х)

    Звук [ж] – бывает мягким звуком. ()

    В предложении «Женя с Жанной подружились» 4 слова. (х)

    Слова «жарко», «жёлтый» - противоположные по смыслу слова. ()

    Слово жаба – состоит из 2 слогов. (х)

    Жук, уж, ёж – стоят в единственном числе. (х)

    В предложении Жужелица жужжа ужалила ужа 7 букв ж. (х)

Цели урока:

Задачи урока:

  • Обеспечить высокий уровень вовлеченности школьников в учебную деятельность.
  • Формировать навык чтения.
  • Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
  • Учить сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли, формулировать определения понятий.

Оборудование: Учебник Н.В.Нечаевой "Азбука", мультимедийная установка, экран, презентация к уроку, фасоль в стаканчиках, картонка 7*7 с тонким слоем пластилина на лицевой стороне, карточки для работы с предложением, рисунок жука для соединения букв в алфавитном порядке.

Приложение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня, ребята, у нас на уроке много гостей. Поздороваемся с ними и подарим им свою улыбку и хорошее настроение.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей (специально не называю, какими конкретно).

2. Актуализация знаний.

"Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?" Представьте себе, что сейчас лето.

Кругом цветы, яркая зелень.

Вот и у нас на полянке распустились ромашки, да непростые. Слайд 2.

Назовите буквы, которые в них спрятались (о, а, ы, у, и, м, г, р, б, й, д).

На какие 2 группы их можно разделить? (гласные и согласные, те, которые могут быть заглавными и строчными, и те, которые могут быть только строчными).

Какие звуки называются гласными? Назовите гласные, которые спрятались в ромашках.

Какие звуки называются согласными? Перечислите их.

Какая из данных букв обозначает только мягкий согласный звук? (й)

Придумайте слова с данными буквами. Молодцы.

3. Введение в новую тему. Слайд 3.

Но кроме яркой зелени, цветов лето - это многообразие звуков. Давайте прислушаемся к летним звукам. Песенки, каких насекомых мы услышали?

Спойте любимую песню жука (ж-ж-ж-ж-ж). Молодцы!

А теперь отгадаем загадки и отыщем в словах-отгадках звук, который пропел нам жук.

По городу дождик гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует, оно задрожит. (Лужа) Слайд 4.

А где в этом слове стоит звук, который звучал в песенке жука?

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль)

А где в этом слове стоит звук [ж]? (в начале слова)

Ребята, что-то я не пойму. Назвали одно слово, а появились две картинки?

Что мы видим на первом рисунке? (птицу). Что видим на втором рисунке? (колодец). Почему же его называют журавль? Верно, ребята. Бывает так, что названия одушевлённых предметов, часто переносят на неодушевлённые за их сходство.

Чёрен, да не ворон,
Рогат - да не бык,
Шесть ног - да без копыт. (Жук)

Где стоит звук [ж]?

4. Физминутка

А теперь все дружно стали!

Я буду называть слова, а вы, если в слове есть звук [ж] приседаете, а если нет, то стоите ровно. Итак, начнём:

кошка, чемодан, ножницы, замок, ужи, цапля, ёжик, щит, жираф, лиса.

5. Характеристика звука.

Какой звук был во всех словах - отгадках? (звук [ж]). Слайд5.

Определите, какой он: гласный или согласный? Почему?

Приложите руку к шее, скажите долго ж-ж-ж-ж-ж.

Назовите среди слов - отгадок слово, которое состоит из 3 звуков (жук) Слайд 6.

Выполним его звуковой анализ.

  • Первый звук [ж]- согл., тв. Обозначим, синим цветом
  • Второй звук [у] - гл. Обозначим, красным цветом.
  • Третий звук [к] -согл., тв. Обозначим, синим цветом.

В этом слове 3 звука,1 слог. Ударение ставить не будем, так как, если в слове один гласный, значит, он будет ударным.

Ребята, звук [ж] в нашем слове твёрдый. А кто сможет придумать слова, где бы этот звук был мягким, мне это не удалось, может кому-то из вас удастся? Смогли придумать? Какой же вывод можем сделать?

Вывод: звук [ж] - всегда твёрдый.

6. Ввод буквы Жж.

Для обозначения звука [ж] есть специальная буква. Слайд 7.

Ребята, посмотрите, кто нам её принёс? Почему? (Буква очень похожа на жука)

Поэт Виктор Лунин, тоже увидел в этой букве жука и написал стихи. Давайте прочитаем.

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук

(Читает читающий ученик). Назовите слова, в которых вы увидели букву Ж. А какое слово "чемпион" по количеству этой буквы? (жужжащий)

6. Творческая работа.

Выложите эту букву на пластилине из фасоли.

7. Физминутка для глаз. Слайд 8.

8. Работа с учебником.

Откроем "Азбуку" на 49 странице. Пользуемся линейкой.

  • Какие буквы в 1 строке? (печатные )
  • Какие буквы во 2 строке? (письменные)
  • Какие буквы в левом столбике? (прописные, заглавные)
  • Какие буквы в правом? (строчные )

Нашли заглавную печатную букву. Обвели её указательным пальчиком. Нашли маленькую печатную букву и тоже обвели её пальчиком. Взяли простой карандаш. Показали как его надо держать и обводим сначала заглавную, а потом строчную буквы Жж.

Рассмотрите рисунок.

Назовите неодушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жёлудь, лыжи, лужа)

Назовите одушевлённые предметы. На какой вопрос они отвечают? (Жираф, жук, жонглёр, ёжик, журавль, жаба)

Работаем со схемами слов.

  • Смотрим на 1 схему. Сколько в ней должно быть букв. (3 ) Какому слову она соответствует? (Жук ). На каком месте стоит звук [ж]? (на первом ) Впишите букву, обозначающую его в схему.
  • Смотрим 2 схему. Сколько в ней букв? (4 ) Какому слову она соответствует? (Лыжи ). На каком месте стоит звук [ж] в этом слове? (на третьем ). Впишите букву, обозначающую его.
  • Смотрим 3 схему. Сколько в ней букв?(5 ) Какому слову она соответствует? (Жираф ) На каком месте стоит звук[ж]? (на первом ). Впишите букву, обозначающую его.

9. Физминутка.

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (раз, два, три),
Ручками похлопали (раз, два, три),
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

10. Чтение слогов. Слайд 9.

Читают теперь мальчики. Теперь девочки.

жа аж
жо ож
жу уж
жи иж

Ребята, что-то мне непонятно. После ж стоит и. Как надо читать? (мягко). А как прочитали? (твёрдо) Почему? (звук [ж] всегда твёрдый.) Молодцы! Действительно, буква ж такая удивительная, что в любом случае мы будем произносить звук, который она обозначает твёрдо.

2 столбик читает 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд.

А теперь прочитаем слоги от тихого к громкому.

11. Чистоговорки. Слайд 10.

А теперь со слогами составим чистоговорки. Начало я придумала, а конец строки вы договорите в рифму. Вы читаете слоги и договариваете слова, а я читаю всё остальное.

Жу-жу-жу - я на веточке :.

Жа-жа-жа - есть иголки у :.

Жи-жи-жи - здесь живут : .

12. Чтение столбиков слов. Слайд 11.

ужи живут
ежи живой
стрижи жаба

Прочитайте слова 1 столбика. Что общего в них? Найдите "лишнее" слово в этом столбике. Прочитайте слова второго столбика и назовите "лишнее" слово в нём.

13 .Работа над предложением. Слайд12 .

Перед вами лежит конверт. В нём вы найдёте слова и словосочетания. Составьте из них предложение. Работаем в парах.

(В живом уголке) (живут) (ежи) (и) (ужи.).

Прочитайте запись друг другу.

Индивидуальное чтение. Прочитает Арина, Сева, Артём, Андрей.

Почему в начале предложения вы поставили словосочетание В живом уголке (написано с заглавной буквы)

Почему слово ужи поставили в конце? (после него стоит точка).

Сколько слов в этом предложении?(7 )

Прочитайте слова, в которых есть звук [ж]. (живом, живут, ежи, ужи)

Скажите, а что такое живой уголок?

Ребята, где лучше жить ежу и ужу в живом уголке или на воле вместе со своей семьёй?

14. Итог. Слайд 13.

  • С каким звуком познакомились? Чем он необычен? (всегда твёрдый).
  • С какой буквой?
  • Кто её соседи по алфавиту?

Тема: Звук [ ж] . Буквы Ж,ж.

Комарова Светлана Васильевна,

учитель начальных классов

МОУ «Обманковская ООШ»

Цель: познакомить с новым согласным звуком и буквами.

Задачи:

    дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;

    способствовать развитию внимания, фонематического слуха;

    способствовать воспитанию бережного отношения к насекомым.

Оборудование: карточки: «согласные», «гласные»; предметные картинки – солнышки для рефлексии, карточка с буквами Ж, ж; портрет жука для домашнего задания, карточки со скороговорками.

Техника: компьютер, медиапроектор, экран, колонки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

Чтобы сегодня у вас всё получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрём ладошки и тёплыми пальчиками помассируем голову. Вымоем руки, стряхнём. Снова разотрём ладошки и погладим ушки, чтобы внимательно слушали. Помассируем край ушей. Отогнём верхний край и отпустим. Опять вымоем руки и стряхнём. Подышим: вдохнём и на выдохе скажем отрывисто «и-и-и-и…».

Какое у вас настроение?

2. Введение в тему урока (приложение 1)

Ребята вы любите разгадывать загадки? А я очень люблю их загадывать.

Отгадайте загадки, если ответ будет правильный, мы увидим отгадку (СЛАЙД №3)

- Он живёт в лесу дремучем,
Сам он круглый и колючий.
Угадайте, это кто же?
Ну конечно, это
(Ёжик).

- Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далек (жираф)

-Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

По болотам ходит-бродит,

Там лягушек ищет, ловит (журавль)

Как можно назвать всех одним словом?

Произнесите все слова. Чем все слова похожи? ([ ж] )

А это кто? (СЛАЙД№4)

3. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, почему во всех словах есть один и тот же звук?

Как бы вы назвали наш урок?

Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

4. Характеристика звука [ ж ].

Как узнать какой звук? (СЛАЙД №5)Составление плана.

РАБОТА В ПАРАХ:

Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] (артикуляция)

Что нужно сделать, чтобы сказать этот звук?

Какой это звук? (согласный)

Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)

Как произносится звук? (звонко)

Послушаем, как произносится звук в словах. Игра «Поймай звук».

ПРАВИЛА: Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте. Будьте внимательны.

    Пиджак, рубашка, майка

    Шарф, жилет, шапка

    Шорты, бриджи, штаны

    Брюки, носки, джинсы

Где услышали звук, как он произносится? Как можно назвать одним словом?

== Расскажите, что узнали про звук [ж]?

Про звук мы узнали, можно познакомится и с буквой, с помощью которой он записывается. (СЛАЙД №6).

Почему же нет буквы? Я думаю, что жуку будет приятно послушать стишок, а мы немного отдохнём.

Ф/М На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

5. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.

Вот и буква Ж. На что похожа буква? (СЛАЙД №6)

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С.Я.Маршак)

У нас в комнате тоже есть буквы Ж. Найдите их (дети расходятся по классу, ищут буквы, заранее спрятанные учителем в разных местах; можно спрятать и буквы Х, К).

Жук на ромашке оставил нам слоги. Прочитаем их. (СЛАЙД №7)

Жук нам показал только одну букву. Но у буквы Ж есть пара (показ карточки Ж, ж)

Когда слова начинаются с большой буквы Ж?

Проверим ваши знания. Поиграем в игру «Большая -маленькая».

ПРАВИЛА : если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны.

-Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.

6. Закрепление.

Ребята, жук нас с буквой познакомил, слоги показал, а как называется жук, мы и узнали. Хотите узнать? Об этом можно прочитать в скороговорке (СЛАЙД №8).

- В нашей природе много жуков именуемых жужелицами. Почти все они хищники. Охотятся жужелицы в основном ночью. Жук с удовольствием поедает гусениц.

Многие люди, найдя у себя в погребе жужелицу, со злостью убивают её, не зная, что она не ест овощей, а наоборот уничтожает их вредителей. Жуки встречаются на деревьях. По ним жуки лазают в поисках гусениц бабочек, которыми питаются. Жужелицыприносят большую пользу, уничтожая вредителей леса и сада.

(буклет садоводу-огороднику РИСУНОК № 1 )

7. Итог урока

Как назывался наш урок? Почему?

8. Рефлексия

Продолжите предложения (СЛАЙД №9)

Подарите жуку солнышко: если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке и всё у вас получилось, подарите солнышко того цвета, в названии которого есть звук [ж].(РИСУНОК №2)

А если не совсем довольны своими ответами, солнышко того цвета, в названии которого нет звука [ж].

9. Домашнее задание

На память вам жук дарит свой портрет. К сожалению цветной бумаги не было, поэтому портрет черно-белый. Если вы захотите, закрасьте те части, в которых есть буква Ж. Если не ошибётесь, у вас получится цветной портрет жука и вы увидите какой разной может быть буква Ж.