Краткий курс взрослой жизни. Методическая разработка классного часа «Вступая во взрослую жизнь

Как построить успешную карьеру и при этом получить от жизни максимум удовольствия.

Ни в школе, ни в университете нет предмета «подготовка ко взрослой жизни». Закончив вуз, многие студенты оказываются лицом к лицу с трудностями, о которых их, оказывается, никто не предупреждал.

Вот 13 полезных советов для тех, кто готовится вступить во взрослую жизнь.

Не зацикливайтесь только на хобби

Многие любят советовать: «Занимайтесь тем, к чему лежит душа». Конечно, этот подход нельзя назвать необоснованным, но сначала все же попробуйте себя в разных областях, чтобы понять, в чем вы действительно хороши. В юности вы вряд ли будете мечтать о карьере финансиста, почитывая на досуге The Wall Street Journal. Но интерес к инвестированию и финансовым рынкам может прийти с годами. В любом случае, хуже не будет, если все-таки попробуете. Кроме того, работа в этой сфере может приносить неплохой доход.

Изучайте психологию

Нужно понимать, как различные факторы влияют на наши поступки. Психология человека - это удивительная наука, и очень жаль, что так мало людей уделяют время ее изучению. Умение понимать свои слабости и анализировать поведение других очень поможет вам разобраться в устройстве мира.

Не рассылайте множество одинаковых резюме

Рассылка сотен резюме по всевозможным вакансиям, которые только удалось найти, - это ужасная стратегия поиска работы. Так вас никогда не заметят. Составьте разные резюме с сопроводительными письмами для нескольких интересующих вас компаний. Нелишним будет обратиться за советом к людям, которые уже работают в интересующей вас сфере. Они могут поделились с вами секретами трудоустройства в ту или иную фирму. Завязав полезные знакомства, вы, возможно, узнаете о вакансиях, информация о которых не появляется в открытом доступе.

Никогда не опускайте руки

Не слушайте тех, кто говорит, что вам никогда не найти хорошей работы при таком положении дел на рынке труда. Или что студенческие кредиты ложатся на плечи молодых людей неподъемным грузом. Эти стереотипы не должны разрушить вашу жизнь и лишить вас возможности самим принимать решения. Не думайте о том, что делают другие. Работайте над собой и избегайте тех, кто вечно ноет.

Не концентрируйтесь на конечной цели, мыслите системно

Для начала выберите цель. Она может быть любой, например, заработать миллион долларов за год. Затем подумайте, как наладить процесс так, чтобы со временем стать богаче (это и есть системный подход). Если вас будет заботить только конечная цель, вы будете чувствовать себя неудачником, если вам почему-либо не удастся ее полностью реализовать. Невозможно контролировать все происходящее поэтому важно разработать систему правил, которым вы будете следовать, чтобы в итоге успехи перевесили неудачи. Тогда, даже если вы где-то потерпите поражение, то не сдадитесь, а бросите судьбе новый вызов, потому что у вас есть план действий.

Найдя работу, не разбрасывайтесь деньгами

Даже после окончания вуза стоит вести скромный студенческий образ жизни - хотя бы еще пару лет, пока вы не научитесь правильно распоряжаться деньгами. По крайней мере, не пускайтесь во все тяжкие сразу после получения первой взрослой зарплаты. Иначе потом вам будет трудно избавиться от привычки много тратить. Обязательно прочитайте какие-нибудь книги о том, как составлять личный бюджет. Это один из самых важных аспектов взрослый жизни - и один из самых недооцениваемых.

Продолжайте учиться

Если хотите стать умнее, читайте как можно больше книг по самым разным предметам. Начитанность поможет компенсировать вам недостаток опыта в молодости. Люди, которые много читают, добиваются в жизни большего, чем те, кто от рождения имеют хорошие способности. Кстати, чтение - одно из любимых времяпрепровождений Билла Гейтса и Уоррена Баффетта.

Сидеть на работе и работать продуктивно - это не одно и то же

Вы можете работать по 70−80 часов в неделю и быть при этом не слишком продуктивными. Но если вы хотите состояться в профессии и успевать уделять время не только работе, научитесь организовывать свое время.

Задавайте вопросы

Иногда вы будете выглядеть идиотом, зато будете быстро учиться. Задавайте вопросы каждый раз, когда в чем-то сомневаетесь. Это не только поможет вам быстрее разобраться в том, что происходит вокруг, но и покажет другим ваш интерес к работе.

Заботьтесь о своем здоровье

Студенты могут питаться одним фастфудом, отрываться на вечеринках до трех часов ночи, а утром появляться на лекциях свежим как огурчик. С возрастом эта способность утрачивается. Ешьте здоровую пищу, занимайтесь спортом и высыпайтесь. Это придаст вам энергии, кроме того, вы будете лучше себя чувствовать.

Научитесь искусству продаж

Все мы так или иначе занимаемся продажами, даже если сами этого не осознаем. Вам нужно научиться продавать себя, свои идеи, свой продукт, свою фирму или свою концепцию работы.

Рискуйте

Переедьте в другой город. Окунитесь с головой в рискованную затею. Не просиживайте штаны на работе, которую ненавидите. Не нужно планировать свою жизнь на годы вперед после окончания вуза. Рискуйте - у вас достаточно времени, чтобы изменить ситуацию, если риск не окупится. Все будут советовать вам выбирать надежные варианты, но не нужно идти по этому пути только потому, что он самый простой.

Получайте от жизни удовольствие

И не воспринимайте себя слишком серьезно. Прежде, чем осесть на месте и со всей ответственностью вступить во взрослую жизнь, посвятите пару лет путешествиям. Наслаждайтесь жизнью, пока вы молоды и полны энергии.

Подготовила Евгения Сидорова

Тема: «Вступая во взрослую жизнь....

Цель: формирование гражданской позиции, нравственной культуры старшеклассников.
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.
Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить «нет» в ситуации нравственного выбора.
Эпиграф классного часа
Истинный показатель цивилизации не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитанного страной.
Р. Эмерсон

Целью воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах истины, добра и красоты.

В.Бехтерев

Вступительное слово учителя.

17 лет – это возраст знаменующий выход человека в самостоятельную жизнь. Это возраст, определяющий становление личности, - поиск своего места в жизни. Это возраст, когда молодой человек ищет себя во всем. Этот прекрасный возраст называется – юношеским. В юношеском возрасте происходит существенное изменение самосознания - повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Работая с вами не один год, я знаю как вы пытаетесь обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и подчеркнуть это всеми возможными средствами. Многие из вас уже задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все ваши переживания.

Обсуждение притчи. Ведущий рассказывает притчу.
Много лет тому назад люди жили совсем не так, как теперь. И
окружающий их мир тоже был совсем не таким.
Луна светила ночью в зависимости от своего настроения: хорошее настроение - светила ярко, и всякий путник без труда находил дорогу к дому, плохое настроение - трудно было людям добираться к своему очагу.
Так вела себя не только луна. Также вели себя звезды и солнце, и ночь, моря и реки. Словом, всюду царил хаос. Люди устали от непредсказуемости природы, процессов и явлений. Они обратились самому мудрому человеку с вопросом: «Как можно изменить свое существование, чтобы оно было предсказуемым и устроенным?»
Самый мудрый человек ответил: «Нам нужно написать законы, которые коснутся не только природных явлений, но и самого человека. Мы это сделаем правильно, человеку только останется их четко исполнять и его жизнь станет легкой, радостной и счастливой».
Вопросы для обсуждения:
Прав ли был мудрец?
Нужны ли людям законы?
Всегда ли человек соблюдает законы и правила, от чего это зависит?
Почему человек преступает закон?
Что значит слово «заповедь»?
Какие заповеди вы знаете?
Чем заповеди отличаются от законов?

Учитель: У каждого человека есть свои нравственные ценности - это то, что он больше всего ценит в жизни, во что верит, что для него снято, в чем он убежден и чем руководствуется в своих поступках. Иначе говоря, ценностная ориентация - это избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, выраженная в поведении.
Конечно, ценности у всех разные. Вы можете сейчас сказать, что является для вас ценностью, для вашей семьи?
На основании правильной оценки человек имеет возможность сделать выбор между хорошим и плохим, между добрым и злым, полезным и вредным. Тот или иной характер оценочной деятельности обеспечивает ему право на полноценную счастливую жизнь, либо на примитивное и бесцветное существование. Существует прямой механизм связи между ценностью, собственной оценкой (оценочным отношением к ней) и поступком, в котором это отношение находит свое воплощение. Перефразируя известное высказывание, можно провозгласить: «Скажи, что ты ценишь, и я скажу, кто ты».
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить о его самооценке - низкой или высокой.
Если человек рассчитывает приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура...
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь свою с достоинством и получить настоящую радость» (Д.С. Лихачев)

Ведущий. Какие жизненные заповеди, ценности считаются незыблемыми вашей семье?

III. Работа в группах.
Ребята получают конверты, в которых лежат карточки с записанными на них нравственными понятиями. Вы должны найти им правильное объяснение, проиллюстрировать примерами. А затем сформулируем понятие нравственная культура
Слова для работы в группах:
Группа 1.
Доброта

Вежливость
Гордость
Любовь

Группа 2

Скромность
Милосердие
Выдержанность
Грубость
Группа 3.
доверие
Совесть
Сострадание
Честь
Группа 4.
Трудолюбие
Тактичность
Патриотизм
Правдивость

Группа 5.
Искренность
Заносчивость
Верность
Способность к прощению


Возможные определения каждого понятия:

1.Доброта – это, когда люди содействуют, помогают, дарят возможность почувствовать себя счастливеее, увереннее.
2.
Вежливость - качество, харакгеризующее поведение человека. Оно пнывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
3.Выде
ржанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия
4.Верность
- качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. повседневном поведении.
5.
Г ордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.
6.
Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.
7.Дов
ерие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.
8.Занос
чивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личпых качеств.

9.Искренность - качество, характеризующее человека и его действия Искренний человек честен с собой и другими людьми.
10.
Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо.
11.
Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.
12.
Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.
13.
Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.
14.
Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.
15.
Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.
16.
Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.
17.
Сострадание это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.
18.
Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.
19.
Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
20.
Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Нравственная культура - показатель того, насколько требования нравственных законов жизни оплотились в поступках человека.
Какое нравственное правило является для вас основополагающим в вашей жизни? Почему?

Самооценка нравственных качеств. Учащимся раздаются листочки с зааисанными на них качествами личности (которые были предметом обсуждения в предыдущем задании) и предлагается проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.
Затем учащимся предлагается назвать те качества и нравственные категории, которые они считают самыми важными в жизни, с помощью которых они смогут состояться, будучи взрослыми.

Учитель . В 1887 году Л.Н. Толстой в письме Р. Роллану так писал о нравственных правилах: «Самое простое и самое короткое нравственное правило состоит в том, чтобы как можно меньше заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим. Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше Это правило дающее нашему существованию разумный смысл и текающее из него счастье, разрешает все затруднения».

Сегодня многие жалуются на упадок нравственности. В чем он, повашему, выражается в наибольшей степени? Что следует предпринять?
*в озлоблении людей;
*в эгоизме (каждый сам по себе);
* в росте преступности;
*в исчезновении элементарной культуры поведения;
* в утрате идеологической и ценностной ориентации;
в том, что порвалась связь поколений;
в чем еще?

Альберт ЛИХАНОВ: Все контрастнее становятся отношения между старшими и младшими поколениями в семье. К сожалению, опыт старщих не убеждает подрастающих своими трудностями, преодолениями, своей явной или скрытой героикой, противостоянием трудностям в жизни. Молодые же считают главными ценностями деньги, так называемые тусовки. На меня лично производят удручающее впечатление тысячи танцующих и кривляющихся на дискотеках, Не хочу казаться консерватором, но мне кажется, что орущая музыка и жизнь в толпе действует на подсознание новых поколений, а это позволяет заимствовать иные ценности, чем ценность человеческой жизни, опыт близких своих, родителей, бабушек, дедушек, которые и войну прошли, и голод, и всяческие испытания. Толпа, грохот, и порождают жажду выпивки, наркотиков - сейчас же, мгновенно. И задумываешься: так ли все это безобидно, не формируется ли таким образом малоуправляемая толпа, какое-то быдло, которому ничто не в ценность, ничто не в радость, кроме сиюминутного, мгновенного удовольствия? Быдло, которому не обязательно думать, взвешивать свои поступки, отвечать за них.

Вы согласны с таким мнением Альберта Лиханова?
Нужно ли через 65 - писать и говорить о войне. Очень даже нужно, потому что это имеет огромный воспитательный смысл, особенно для молодежи. Потому что тот подвиг, который совершили наши старшие поколения, - поколения, победившие в Великой Отечественной войне, поколения, которые выстояли, показали образцы героизма и мужества, любви к Родине, не должны быть забыты никогда и никем. Мы не будем иванами, не помняшими своего родства. Молодежь должна внятно знать историю России, чувствовать героизм, которым полна наша история на протяжении веков.

Рефлексия классного часа.

На доске солнышко.

Поместите внутрь его самое главное,о вашему мнению, нравственное качество (добро), а лучи – сострадание, терпимость. Искренность, способность к прощению, патриотизм, любовь.

Учитель. Милосердие делает общество чище и добрее, потому что проявляется на основе уважения к человеку, чувства сострадания и сопричасности с ним. Оно направлено на сохранение самоуважения личности..Подумайте, не соединяет ли понятие добродетель и милосердие высказывание Бальзака: «Быть может, добродетель есть не что иное, как душевная деликатность. В чем же тонкая нить такого соединения?

В непристанной работе души, и главное в милосердии, и в добродетели. Прав был Л.Толстой, утверждая, что «добродетель начинается только тогда, когда начинается усилие?.

Не хотите ли осмыслить свои способности к усилию? Замените следующие многоточия соответствующими вашим возможностям на нравственное усилие действиями:

Простить....

Уступить...

Пожертвовать...

Помочь...

Заменить...

Утешить...

Нравится ли вам результат ваших усилий?

Пусть напутствием вам послужат слова фран цузского философа-мыслителя ХУI века. Монтеня: «Добродетель требует, чтобы её соблюдали ради неё самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с тканью».

Похожие работы:

Программа

... вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни . Включение учащихся в различные социальные общности (класс ... реализации себя во взрослой жизни и будущей... (композицию, сценарий ) проводимого... , проведение классных часов . 11 класс Ступенька седьмая...

Сценарий

Школа №1» Сценарий выпускного вечера для 11 класса «Расстаемся, ... дорожке 11 класс со своим классным руководителем... сей же час , Позвольте познакомить... выпускники школы отправляемся во взрослую жизнь . Выпускник Сегодня... дорогу мы возьмем, Вступая в мир широкий. ...

Урок

... Сценарий на Последний звонок - Прощай, 11 класс! 160 Сценарий ... мы возьмем, Вступая в мир... класс! Постой! 9-й класс! (песня «9 класс» ) - Настал, друзья, заветный час ... взрослая жизнь . ... во всем, И от школьного порога Всяк свою найдет дорогу! Вперед выходит классный ...

Основная образовательная программа

... взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ... жизни ; формирование у учащихся знаний о правилах дорожного движения. Уровень класса : уроки здоровья (классные часы ) – 1 – 11 классы ...

Документ

До 11 % взрослого населения... которой невесты вступают во взрослую жизнь , требует... . Главная классная комната дочерей... Прожить жизнь во исполнение семейного сценария ... занятия – 2-3 часа . В стационарных условиях... начат рано, в 3-4-м классе , а подавала бабушка...

Ты сегодня двери новые для себя отворил,
Все потому, что во взрослую жизнь ты вступил,
А значит, ждет впереди череда перемен,
Детство ушло, но жизнь даст многое взамен.
Теперь для тебя главное с дорогой определиться,
Но, кто сказал, что больше нельзя веселиться!
Твори, восторгайся, ищи, люби, открывай,
Со вступлением во взрослую жизнь тебя поздравляю.

Взрослая жизнь наступила, а что это значит?
Теперь другими будут в жизни твои задачи,
Теперь ты за себя ответственность несешь,
Не бойся, ты научишься и все поймешь.
Никто не отменяет удовольствий и волшебства,
Просто жизнь не стоит на месте, она такова.
И чтобы справиться с ее задачами, силы нужны,
Терпение, доброта, трудоспособность очень нужны!

Сегодня ты вступаешь в новую, интересную жизнь,
Детство прошло, но веселье впереди, держись,
Столько нового, интересного и важного ждет тебя,
Ты знай, во всех делах, тебя поддержит семья.
Желаем тебе терпения и целеустремленности,
Желаем вдохновения, интереса и влюбленности,
Чтоб выбор твой на верный жизни путь упал,
Чтобы новый период жизни тебя врасплох не застал.

Взрослая жизнь – это не так страшно, как рисуют,
Взрослые люди ведь тоже от жизни кайфуют,
Есть в этой жизни место любви, веселью шалостям,
И прочим, совершенно детским шалостям.
Так что перед взрослой жизнью ты не робей,
А лучше определяйся со своей дорогой поскорей,
А потом достигай своих целей с большим успехом,
Желаю стать тебе великим и хорошим человеком.

Каждый свой путь выбирает самостоятельно,
Не следует спешить, подумать очень желательно,
Ведь правильно выбранная дорога это важно,
Любимое дело, делает счастливым каждого.
Ты стоишь на пороге взрослой жизни, поздравляю,
Я тебе силы духа и воли, терпенья желаю,
Чтоб было упорство, трудолюбие и радость,
Чтоб чувствовалась жизни несравнимая сладость!

Многие так ждут того, когда станут старше,
Им кажется, что взрослая жизнь, она краше,
Что там все позволено и все можно,
Им понять, что такое жизнь еще очень сложно.
На самом деле, есть в этом доля правды,
Но, взрослая жизнь – она очень коварная,
Так и норовит тебя увлечь в сторонку,
Желаю тебе легкой взрослой жизни, девчонка.

Поздравляю! Ты взрослый теперь, паспорт есть,
Ты можешь теперь, то, что хочешь пить и есть,
Ты можешь сам выбирать, чем тебе заниматься,
Я знаю с детством, порой, очень трудно расстаться.
Но ты взрослей постепенно и сильно не спеши,
Ведь молодости дни неповторимы и хорошо,
Нужно все обдумать, с жизнью вступить в диалог,
Чтобы выбрать лучшую из всех возможных дорог.

Детство осталось позади, за твоими плечами,
Сегодняшний день будет полон громкими речами,
Все будут с взрослой жизнью тебя поздравлять,
И мне в этот час, тоже есть, что тебе сказать.
Береги себя смолоду, ведь ничего не вернется,
Пусть тебе легко и очень интересно живется,
Пусть удача дружит с тобой и любит,
Пусть все у тебя замечательно в жизни будет!

Взрослая жизнь – это не много и ни мало,
С детством расстаться пора для тебя настала,
И ступить ногами на новый жизненный путь,
Встать на дорогу счастья и с нее уже не свернуть.
Я желаю тебе обрести множество побед,
Прожить сотню веселых, насыщенных лет,
Чтоб всегда была любовь в твоем сердце,
Чтоб вдохновеньем могла твоя душа согреться!

Поздравляю, сегодня ты взрослым стал официально,
Не бойся, мы тебя поддержим и финансово и морально,
Каждый из нас в свое время через это уже прошел,
И каждый из нас во взрослой жизни себя нашел.
Мы желаем тебе, чтоб гармония была внутри,
Мир прекрасен, это факт, ты только посмотри,
Сколько возможностей сейчас перед тобой,
Желаем, чтобы был тебе другом наш шар земной!

Как же важен этот день для каждого человека,
Ты теперь взрослый, мы желаем тебе успеха,
Чтоб выбранный путь приносил тебе радость,
Чтоб не липла к тебе никогда никакая гадость.
Будь настойчивым и смелым и мир покорится,
Мы желаем, чтобы было всегда от чего вдохновиться,
Твори, а главное всегда люби душой,
И помни, в любой ситуации, мы всегда рядом с тобой!

Тонкая грань между детством и жизнью взрослой,
Но ты уже давно ходишь с папиросой,
Ты умеешь деньги заработать и во всем помочь,
А значит, легко тебе будет эту грань превозмочь.
Ты взрослым стал очень быстро, ты созрел,
Ты с детства самого самостоятельным быть хотел,
И вот настал твой час, тебе и карты в руки,
А вместе с ними рубашку, галстук и брюки.

Худшее, что мы можем сделать - слишком много думать о предстоящих проблемах. Создание сценариев в голове, когда нет никакой идеи – далеко не лучший вариант. Тогда остается только лечь в постель и накрыть себя одеялом по самые уши, надеясь, что там будет менее страшно. Однако, таким образом мы не решим проблему. Лучший выход - прекратить размышлять и действовать. Одно действие повлечет за собой следующее, и мы найдем работу, без проблем войдя во взрослую жизнь.

Поверь в себя

Знаете, в чем причина этого страха? Из-за отсутствия веры в то, что справитесь. А ведь есть и другой вариант. Поверьте в свои возможности, и вы добьетесь всего, чего пожелаете. Конечно, это вполне естественно бояться неопределенности. Одни боятся меньше, другие больше. Если этот страх парализует, стоит воспользоваться помощью психотерапевта. Города, конечно, повышают уровень стресса, а вхождение в жизнь этого города - это, безусловно, прыжок в глубокую воду.

Что такое зрелость?

Если мы боимся неизвестности, для начала стоит выяснить, что скрывается под словом «зрелость»? Зрелость с точки психологии и биологии - это часть цикла человеческой жизни, который наступает после периода достижения физической зрелости, завершения периода биологического роста организма и важных жизненных функций. Согласно психологии развития, невозможно однозначно определить, когда человек становится взрослым. Некоторые считают, что взрослый человек - это человек независимый экономически. Безусловно, в этом есть часть истины, но, конечно, это не единственный показатель.

Измените точку зрения

Подумайте, чего вы боитесь на самом деле? Идти на работу? Ведь всю жизнь изо дня в день мы ходили в школу, после чего возвращались домой, делали уроки. Теперь поймите, что работа ни чем не отличается от школы. Работая, вы просто выполняете возложенные задачи и обязанности за соответствующее денежное вознаграждение. Если ты работаешь и зарабатываешь, то автоматически есть деньги на то, чтобы удержаться.

Зрелость учит смирению

Практически в любом случае теоретические знания - это одно, а реальность - абсолютно иное. Можно многое рассказывать о взрослой жизни, но вы будете чувствовать ее только тогда, когда сами в нее вступите. Несмотря на страхи, не стоит медлить. Не прячься больше под одеялом. Возможно, там тепло и безопасно, но жизнь подготовила для Вас достаточно приятных сюрпризов, воспользоваться которыми можно, просто начав действовать. Каждый день вы будете совершать выбор, за который понесете последствия, но это научит покорности. Зрелость - это школа, которая учит жизни. От вас зависит, как быстро вы научитесь и усвоите все необходимое.

Последний звонок — 2008
МОУ СОШ № 90, п. Чунский
составитель -Рукосуева Ольга Павловна, зам. директора по УВР. (из разных источников: авторских сценариев и интернет)

(По мотивам тостов из к.ф «Кавказская пленница », музыкальные заставки из этого же фильма)
Ведущий: За окнами стремительно летят майские дни, унося за собой очередной учебный год.
Ведущий: И сегодня мы хотим вам рассказать историю, которая произошла, возможно, в одной из российских школ
Ведущий: Хотя, как утверждают очевидцы она скорее всего имела место быть в нашей школе, каждый год в конце мая.
Ведущий: «Вступить во взрослую жизнь» сегодня собирается новый 54 выпуск школы № 90 .
Ведущий: В этом году из ее стен выйдет … выпускник.
Ведущий: И всякий раз она бывает особенная и неповторимая. Эта — церемония открытия жизненной дороги нашим выпускникам.
ДВЕ ДЕВУШКИ ВЫНОСЯТ АЛУЮ ЛЕНТУ И ПОДУШЕЧКУ С НОЖНИЦАМИ (Захаренко и Баранова)
Ведущий: Через несколько секунд эти серебряные ножницы перережут шелковую ленту ….
Ведущий: И откроется нашим выпускникам прямая дорога вперед, к светлому будущему. Честь открытия пути предоставляется директору школы № 90 Потоцкой Лидии Александровне.
(ЗВУЧИТ ТУШ)
Директор перерезает ленточку
Ведущий: Встречайте выпускников 2008 г.
11а кл. Классный руководитель- Немировская Наталья Петровна
(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА)
Ведущий: А вот уже шагает 11бкл. вместе со своим классным руководителем
Ведеровой Галиной Александровной
(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА)
Ведущий: А мы встречаем 11в кл. вместе со своим классным руководителем
Филатовой Галиной Константиновной
(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА)
Ведущий: А наконец мы видим всех представителей заочно-модульного обучения, вместе с классным руководителем Толмачёвой Ольгой Викторовной.
Ведущий: Кажется все в сборе. Пора начинать.
В: Подожди, вот буквально сейчас, за сценой, мне передали вот это заявление. Его просто необходимо зачитать, пока не поздно
- Дай-ка (читает), чёрт что за почерк? Так иди сюда и читай сам (Боченин)
- Мы нижеподписавшиеся ученики 11 классов заявляем протест по поводу намерения администрации школы №90 выпихнуть нас из стен родной школы, тем самым окончательно лишив нас детства. Мы, зная, что в школе допускается обучать детей до 20 лет, требуем оставить нас ещё на год. (список приемлемых классов прилагается) И обеспечить нам традиционно тёплую атмосферу, доброе отношение и большую любовь. Надеемся на удовлетворение нашего заявления. И Подписи … человек.
- А где ещё три. (шепчутся) Нет этим надо детей кормить, они не подписались! А это надо передать администрации, пусть рассмотрят.
-А мы пока окунёмся в детство!
ПЕСНЯ « Кораблик детства»
- Ну что ж, вот ответ директора зачитывает переданную записку: «Дорогие деточки, должна сообщить вам страшную истину: детство кончилось. Идите с добром и простите, если что не так!»

А вас приветствует

Ведущий: Так значит продолжаем? Последний Звонок без приказа о допуске к экзаменам, что свадьба без невесты.
От имени тех, кто прошел с вами весь этот школьный путь, кто думал о вас, вчера чужих, а теперь родных, кто в школьной звенящей тишине после последнего урока каждый день менял вам расписание: радовал 4- мя уроками и огорчал 6-тью, от имени учителей школы к вам обращается Боришкевич Светлана Станиславовна
ФАНФАРЫ. Приказ о допуске
Далее разговор с человеком, прячущимся за сценой)
-Так, а вам чего? Ещё одно заявление? Смотри кА, как забегали, они бы так на 1-ый урок бегали! Ну, иди уж, читай!
Выходит Ведерова Г.А.:
- Я ВГА ответственно заявляю о своём несогласии по поводу ухода 11-б класса из школы. Требую пересмотреть решение педсовета о поголовном допуске учащихся к экзаменам. Список аргументов прилагается.
-Огласите список!
настоящий момент не найдено достойной замены Щербинину Эдику и Круглову Станиславу. Ну нет больше в школе юношей с таким хорошим аппетитом. Наша столовая будет терпеть убытки.
Отсутствие Мурикова Вячеслава просто парализует дискотечную жизнь школы!
Результат ухода Хиль Алёны и Тарановой Алеси приведёт к нарушению общего биоритма школьной жизни на переменах.
И наконец без Ракунова Димы и Прохоренко Сергея я перестану заниматься ежедневными пробежками и потеряю форму.
И вообще нам без них будет ужасно скучно и грустно и мы будем плакать.. уходит и передаёт администрации И к ЕГЭ они ещё не готовы, может оставим на годик?
- Экзамены, аттестации, ЕГЭ! А как хорошо всё начиналось! Давайте вспомним год 1997! Да именно 1997 ведь наш выпуск первый из тех кто учился не 10 лет а 11!
Ведущий: Ну давайте же, посмотрим, какими вы были маленькими, встречаем первоклассников!
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Ведущий: Каждый первый рано или поздно становится одиннадцатым, и именно одиннадцатый запоминается на всю жизнь.
ВЫПУСКНИКИ ДАРЯТ ПОДАРКИ И ЦВЕТЫ МАЛЫШАМ
Ведущий: Я думаю, что пора дать слово остальным завучам.
-А ты думаешь, они скажут о нас что- нибудь хорошее?
-Ну тогда родителям!?
- Нет! Ни в коем случае. Они знают нас слишком хорошо!
— Тогда так: даем всем даём время на подготовку, пусть подберут нужные слова, вдруг что- нибудь хорошее вспомнят.
- Ты знаешь, лучше всех о нас могут сказать только наши первые учителя. Ведь они знали нас маленькими, хорошенькими, любознательными

А какую стипендию будут получать будущие студенты?
(«Ку- ку, ку- ку, ку- ку, ку- ку…..»)
- А если учесть что на сегодняшний день одно « ку- ку» равно 100 у. е.
-Ку(и захлебнулась)!
-Ну вот, как дело доходит до материального вознаграждения, так перед нами всё и заканчивается!
- Нет для нас сегодня всё только начинается Встречаем наш ударный 11Б класс!
- Нас было всего – 16
- Но по школьной статистике мы пропустили самое большое количество уроков.
-На это у нас были свои причины
- У кого затяжной туризм
- У кого семейные обстоятельства
-Но о нас точно будут помнить долго!
- Такого яркого и талантливого как Гасанов Айнур, больше нет и не будет.
- Таких баскетболистов как Савчук Илья и Краснобаева Татьяна, которые кладут мяч прямо в кольцо, вы ещё попробуйте вырастить
- В нашем классе целых три участника районного конкурса «Ученик года».
- Спортсменка, каратистка, отличница и просто красавица Кашлач Мария и
- Романтичная, выдержанная и художественно одарённая Водова Алёна
- А первым, ещё в 6 классе, был Гасанов Айнур, который ещё тогда покорил сердца зрителей и завоевал приз зрительских симпатий.
-А сколько дремлет талантов В Амире Давлятхозине — он спортсмен, Компьютерный гений и просто плейбой
- Это в нашем классе раскрылась как журналист Дербенёва Надежда, а ещё она все годы училась на 5, вы о ней ещё услышите!
- Слава Муриков за 5 лет работы в рубке стал не только профессиональным диджеем но и побил рекорды по переносу тяжестей в виде аппаратуры.
-Нам есть что о себе сказать, но дальше мы лучше споём словами В.В. Путина.
- Это как?
- Он сказал что его уход – это дембель! А у нас массовая демобилизация! (Песня Демобилизация)
Награждение 11Б
- Провожаем бурными аплодисментами 11 Б класс и встречаем тех, кто придёт после нас – десятиклассников!
Далее выступление 10 А
(повязывают им шарфики с надписью «Исток») танцуют кусочек массовки и уходят со сцены.
Продолжает 11А
- Ну а мы предлагаем вам вспомнить как и кому пришло в голову отправить нас в психолго педагогический класс приблизительно это было так:
На сцене выстраиваются члены семьи из О.С.П.-студии:
Мама в халате. Бабушка, в бусах и в парике. Дедушка с газетой. Папа и Сын, ковыряющий пакетик с йогуртом.
Папа: Итак, господа, наш семейный совет объявляю откры¬тым. На повестке дня главный вопрос: что нам делать с нашим наследником, вот с этим, так сказать, представителем рода че-ловеческого? Куда его после школы определять будем! (Затрещина. Сын тупо улыбается.)
Мама: Ой, сейчас не то, что раньше — столько всяких частных институтов, академий! Хочешь — на брокера учись, хочешь — на дилера, хочешь — на киллера.
Бабушка: Ой, только не на киллера — там же стреляют!
Папа: А давайте мы его на милиционера выучим! (Поет.) Наша служба и опасна, и тру дна.,.
Бабушка: Нет, на милиционера слишком долго учиться надо, И потом — там же тоже стреляють!
Мама: А давайте мы его звездой шоу бизнеса сделаем!
Бабушка: Ой, и там стреляють!
Дедушка: Да вы сначала у ребенка спросите, к чему у него душа лежит?
Сын (застенчиво): Так я, как все — банкиром хочу стать…
Бабушка: Ой, внучек, да там же так стреляютъ!
Мама: Ну и что? Сейчас только в школе пока из пистолетов не стреляють а этитим — петардами стреляют так что ему теперь, в учителя идти что ли?
Бабушка: А что? Работа престижная, спокойная, а главное денежная!
Папа: Так и запишем в постановлении: быть тебе, сынок учителем. С честью неси это тяжелое, но гордое звание! Куда б ещё эту вон покемоншу определить, она тоже 9 класс заканчивает.
Музыкальная перебивка Выходит дочь, На сцену выходят начинает растирать спину массажером.
Мать: Элка, чем это ты тут занимаешься?
Элка: Да вот, новый массажер испытываю, а то наш фурычит|
А физкультурник сказал, что я на тинэйджера не похожа!
Сын: Много он понимает, твой физкультурник. тинэйджера узнают по мобильнику!
Элка: Да есть у меня и мобила, вот. На самое почетное сто, возле золотой цепи пришпандерила, а все равно, говорят на школьницу не похожа!
Бабушка: Ага, помнишь, как ты свой лучший наряд одела а тебя физичка на уроке за бомжиху приняла?
Мать: Ну да! Завуч побежала милицию вызывать, биологичка со стрха выгнала пятиклассников клумбу копать…
Папа: Трудовик полез на крышу государственный флаг защищать!
Элка: А директор мне прямо на урок букет цветов и коробку конфет притащил!
Мама: А может, Элка, тебе просто почаще на уроки ходить надо?
Элка: Да вы что? Я раз в месяц на уроке появляюсь, и то учителя в стресс впадают.
Бабушка: Вот и куда её такую. Только в 10 класс!
Все: точно в 10!
-. А потом в учителя! Вырастет — всех построит!
- А мы уже выросли! Педотряд делает шаг вперёд
- надеемся что мы запомнились детишкам по работе в радуге и участию в массовых мероприятиях,
- Яско Виктория стала рекордсменом выпуска по участию в литературных конкурсах
- А Щербинин Эдик с 7 класса в КВНовской команде
- Больше чем Васильчук Ольга никто и никогда не пел
- А про Пуховец Юлю можно сказать – мал золотник, но дорог, она и пела и в Надежде танцевала и в конкурсах участвовала и была одной из лучших вожатых нашего отряда.
- За то, что мы состоялись спасибо всем вам, наши любимые учителя и особенно вам Алексей Александрович!
11 А поёт песню Этот Мир придуман не нами Далее идёт награждение 11 А класса
-Давайте же ещё раз наградим аплодисментами 11а класс и скажем и им спасибо за всё доброе, что они для школы сделали!
— А мы вновь приглашаем на сцену 10- классников, теперь уже 10Б
- Поппури «Прощальное»! Выпускникам посвящается
Песни 10б и Выступление кого-либо из гостей
- Вот скажи мне Эдуард, ты бы добровольно согласился сдавать литературу в формате ЕГЭ?
- Да ты что! Я же от начала до конца только колобка и прочитал! А всё остальное где на видео посмотрел либо вкратце отдельными главами читал, а для ЕГЭ этого мало.
- А чтобы ты сделал, если бы тебе довелось с писателями с глазу на глаз встретиться?
- Ну я бы у них автограф попросил! И сказал бы им большое спасибо за их труды, которые теперь нам, школьникам из под палки изучать приходится.

Два слова скажешь в уголке
На чисто русском языке,
И все проблемы, безусловно, отпадут!
По-русски думать и по-русски помечтать,
Любить по-русски и по-русски тосковать,
И даже в дальнем далеке
На чисто русском языке
О девяностой школе будем вспоминать!
Да! Теперь и чунская решила детвора!
Да! Усвоить классику пора!
Да! Литературу будем смело штурмовать
-Прорвемся, нам не привыкать!
Прорвемся — не привыкать!!!
Ведущий 1: Вот и все! 11 классы закончили свою прощальную гастроль.
- А Школьная Планета детства полетит дальше по своей орбите.
Ведущий 2: А мы, преодолев ее притяжение, уходим в большой мир.
Ведущий 3: У каждого будет свой путь, своя судьба, своя орбита…
- Помните нас скромными, и не очень
- Умными, но не всегда
- Но уж точно молодыми и красивыми!
Ведущий 1: Несмотря ни на что годы, проведенные в школе, никто из нас никогда не забудет…
Ведущий 2: Потому что это — лучшие годы нашей жизни
Песня «Зажигай»
Награждение 11В
- Надеемся, что такие ребята как Александра уж точно будут зажигать!! Эдуард, а где будешь зажигать ты?
Э – О! Когда проблема, куда определять меня встала в полный рост, мама схватилась за голову. И хочется чтобы я был поближе к ней и образование хорошее тоже хочется мне дать, а для этого надо далеко уехать, вот и дилемма!
В. Выпускник: А Я вспоминаю тот день, когда отец мне сказал: « Имею желание учить тебя в вузе, но не имею возможности. Имею возможность отправить тебя в армию, но не имею желания » . Поэтому родителям наших выпускников хочу пожелать, чтобы их желания всегда совпадали с их возможностями.
А.Выпускник: Все-таки сегодня нельзя не сказать большое « спасибо » всем великомученикам -дорогим и любимым нашим родителям! Еще не известно, кому пришлось труднее во время учебы!
Думаю, что все-таки им!
Попова Настя читает Стихи а Чудакова С поёт песню
3.- Ну и ещё один, очень важный момент! Сегодня мы отпускаем от себя красавиц, спортсменок, комсомолок и просто хороших классных руководителей:
Немировскую Н.П.
Ведерову Г.А.
Филатову Г.К
-ведь они пробыли в нашем плену целых семь лет.
6 выпускников (по 2 от класса) выстраиваются на сцене
Б.Выпускник: Мы шли долго по одному пути, так как счастливая случайность свела нас вместе.
А Были трудности, невзгоды, но мы их преодолевали. Конечно же во многом нам помогали наши учителя, особенно наши классные руководители « КЛАССНЫЕ МАМЫ»-
В« Мамы» оказались не только «классными», но и отважными
А Мы никогда не забудем ту заботу, которой они нас окружали все эти годы.
Б.Выпускник:
Школьные наши милые мамы,
Вы Были настойчивы и упрямы…
Вы нас учили добро различать
Время пришло из гнезда выпускать
В. Выпускник:
Нас- оперившихся, нас — повзрослевших.
Примерными быть никогда неумевших…
Но все-таки знаем, вы нас любили
Такими, как есть мы, какими мы были

Б. Выпускник:
Сегодня простите нам все пригрешенья,
Что у нас накопились к последнему дню:
контрольные с грузом неверных решений,
ответы невнятные и болтовню.
А. Выпускник:
вы знайте одно: школу помнить мы будем
И не только в взволнованных этих словах.
Наших мам мы вторых никогда не забудем.
И ваш труд отзовется в ваших делах.
Б. Выпускник:
Спасибо вам, школьные милые мамы!
Мы будем настойчивы, честны упрямы.

Дарят цветы
- Ну вот и всё! Последний день школьной жизни завершён.
- Мы благодарим всех вас дорогие наши учителя тех, кто вёл всеми любимые и уважаемые предметы как:
Формуло-обильную алгебру
-Батально описательную историю
-Природолюбивую биологию
-Землеоткрывательную географию
- Взрывоопасную химию
- энергоёмкую физику
- Языкосломательный английский
- Программно составительную информатику
-Проекционно-изобразительное черчение
мозоле-натирательный труд и жизне-безопасное ОБЖ
-Сегодня мы посылаем вам поток добрых чувств и тёплых слов, которые мы дарим вам, любимые наши учителя! (воздушные поцелуи и цветы)
- Примите от ваших непослушных, непунктуальных, безалаберных учеников эти цветы и подарки.
- А также заверения в том, что адресуемые нам знания, пусть и не в полном объёме, но всё же достигли своего места назначения. (поднимаются наверх)
Стремление всегда идти вперед
И видеть свет обетованной цели,
И не бояться никаких невзгод.
Вы отдаете все большой работе.
Вы в детских душах будете мечту.
Спасибо вам за то, — что вы живете, за ваших дел и мыслей красоту!
Финал
(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА песни без слов « КУДА УХОДИТ ДЕТСТВО?»)
(Детский голос за кадром и после звонка маленькая девочка Пыренкина Настя выходит на сцену) на фоне фильма о выпускниках:
И настал день 14 мая. И им было радостно потому, что впереди было первое взрослое лето, и грустно оттого, что позади осталась последняя школьная весна выпускников. А потому вдруг заиграла музыка, и все — все вспомнили. И мальчики замолчали, а девочки даже заплакали. И никто над ними не смеялся потому, что всем было грустно.
ДАЕТСЯ ЗВОНОК
А когда все услышали звонок, никто никуда не побежал, как раньше, а все не знали, что делать. Потому что это трудно — что-то делать, когда одновременно все заканчивается и все только начинается. А звонок звенел и звенел, и все смотрели друг на друга, а я смотрела на них на всех и думала: неужели я тоже вырасту и уйду из этой школы? И мне стало грустно, ведь я не такая большая, как наши одиннадцатиклассники. Я решила, что просто пора заканчивать звонить и закрывать эту книжку и идти расти дальше, потому что скоро лето, а мама с папой говорят, что летом все дети растут быстрее….» А вам уже пора. Вы выросли. Идите, идите же скорее сюда, пусть все на вас ещё раз посмотрят.
(ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ВЫПУСКНИКИ ПОЮТ « Прощальную песню»
Ведущий: « Последний звонок »- это волшебное время. Два последних часа школьной жизни и вся школьная жизнь в последние две минуты.
- Посмотрите на своих друзей и запомните то, что вы увидели. Главное, что сегодня все не кончается, а только начинается, несмотря на то, что сейчас прозвучал Последний Звонок.
ФИНАЛ

Ведущий: Одна маленькая птичка сказала: « Лично я полечу на солнце » . И она летела все выше и выше, скоро обожгла себе крылья и упала на самое дно самого глубокого ущелья. Так пусть же каждый из вас, как бы высоко не взлетел, никогда не забудет родную школу.
Ведущий: Школьные воспоминания, теплые и чистые пронесете через всю жизнь. Сюда обязательно вернетесь настоящими людьми, большими людьми! Удачи вам.
Помощники выносят макет большой горы.
Ведущий: 10 лет вы совершали восхождение к вершине познаний и открытий. И вот она перед нами — высокая и непредсказуемая. Давайте подойдем к ней и оставим отпечатки своих ладошек.
Выпускники спускаются со сцены, подходят к горе и прикрепляют к ней бумажные
« ладошки» . Выходят из зала.