I. Организационный момент

Занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Знакомство со звуком, буквой Щ»

Учитель-логопед

ГБДОУ детский сад № 94

компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Общеобразовательные

1.Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. Уточнить , дать характеристику звука.

2.Упражнять в умении выделять звук [Щ] на фоне слова и из слова, подбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.

3.Закреплять умение определять место звука в слове.

4.Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.

5.Упражнять в составлении предложений по опорным словам.

6.Познакомить с графическим образом буквы Щ. Продолжать учить преобразованию слов, читать слова и предложения.

Коррекционные:

1.Развивать тический слух.

2.Развивать внимание, память, мелкую моторику, графические навыки.

Воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.

2.Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Ход занятия

1.Предложить детям послушать стихотворение А. Барто «Щенок» и определить, какой звук чаще других в нем слышится.

Щенок такой тщедушный был!

Его я щами все кормил.

От ЗЛЮЩЕЙ СТУЖИ ЗАЩИЩАЛ,

Щенок от радости пищал,

Еще бы! Он счастливым рос.

Теперь мой щен не щен, а пес.-

Настоящий.

2.Упражнение «Звук [Щ] ».

Произнести звук перед зеркалом, уточнить его артикуляцию. Дать характеристику звука.

3.Упражнение « Где звук?»

(У детей картинки:щавель, площадь, щука, щека, щит, плащ, овощи, и др.

Предложить назвать, что на них изображено, и определить позицию звука «Щ».

4.Прослушайте скороговорку и скажите, сколько раз в ней повторяется звук «Щ»?

Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. (5).

Кто щиплет щетку? (Щенки).

Сколько их? (2).

Как они щиплют щетку? (Щека к щеке).

Где они ее щиплют? (В уголке).

Повторите скороговорку целиком.

5.Физминутка.

Мы работали, устали,

А сейчас, ребята, встали.

Руки вверх скорей подняли,

В стороны,

Вперед, назад.

Повернулись влево, вправо,

Поднимите дружно плечи,

Чтоб работать было легче,

А сейчас вперед прогнитесь

И носка рукой коснитесь.

Сели мы за парты смело,

Надо нам продолжить дело.

6.Я слышу, как ветер доносит звуки. Соберите из них слово. Будьте внимательны, один звук ветер до вас не донесет, какой?

(О, В,Щ, И)-…овощи

(Х, И,Щ, И,К0…-хищник

(Щ, И,Ц, Ы)…щипцы

7. Упражнение «Новая буква».

Предложить рассмотреть букву.

На что похожа эта буква?

А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)

8.-Какие слова можно составить из следующих букв?

а, щ,о, р – роща

а, щ,п, а-пища

щ, а,г, у-гуща

Обратить внимание, что после Щ пишется А. Вывод: в слоге ЩА пишется буква А.

а, у,к, щ-щука

у, щ,т, а-тащу

Обратить внимание, что после Щ пишется У. Вывод: в слоге ЩУ пишется буква У.

9. Упражнение: Назови картинки. (Щука, площадь, щупальца, щавель, роща)

Напиши название картинок в заданном схемами порядке.

10.Упражнение: «Придумай предложение»

Попросить детей придумать предложения с каждым из этих слов.

11.Итог занятия.

Продолжите мои высказывания:

Сегодня мы изучали звук….

Этот звук….

Я могу назвать слова, содержащий этот звук…

Звук Щ на письме обозначается буквой…

Слог ЩА мы пишем с гласной…

Слог ЩУ мы пишем с гласной….

Сегодня у меня хорошо получилось….

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие о предлоге". 2-й класс

Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке;

Учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

Развивающие:

Развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость, вырабатывать навыки грамотного письма;

Совершенствовать культуру речи учащихся;

Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение наблюдать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать навыки речевой культуры общения, как неотъемлемой части общей культуры человека;

Аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;

Формировать интерес к изучению русского

Ожидаемый результат:

Расширены знания учащихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке;

Отрабатывается умение учащихся писать предлоги отдельно от других частей речи.

Учащиеся правильно употребляют предлоги в устной и письменной речи;

Анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.

Продемонстрированы навыки работы учащихся в парах и группах;

Выполнение индивидуальных заданий.

В конце урока учащиеся оценили свою работу и работу класса.

Ход урока

I. Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

В_робей, л_тит, б_рёзовый, д_журный, под, х_дить, л_сица, м_розит, м_лочный, в_сёлая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните орфограммы. (Работа по цепочке)

б) Разделить слова на группы.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие?

Запишите слова в три группы самостоятельно:

1 ряд - имена существительные,

2 ряд - имена прилагательные,

3 ряд - глаголы.

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Воробей, дежурный, лисица - обозначают предмет, отвечают на вопрос КТО? - это имена существительные.)

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Берёзовый, молочный, весёлая - обозначают признак предмета, отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? - это имена прилагательные.)

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

(Летит, ходить, морозит - обозначают действия предмета, отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАТЬ? - это глаголы.)

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

(Лишнее слово под. Это не имя существительное, не имя прилагательное и не глагол.)

Кто знает, как можно назвать слово под? (Под это предлог.)

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? (Да, в 1 классе)

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(Сегодня мы будем говорить о предлогах, для чего они служат, как пишутся предлоги, какие бывают предлоги:)

III. Работа над новым материалом.

Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: "Общее понятие о предлоге".

Выполнение компьютера.

Отвечая на вопросы, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются? (На, под, за, к - это предлоги)

Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Предлоги

на, под, за, к, из, по,

Об, от, в, у, с, о, над,

Около, при, перед

Подчеркните предлоги зелёным цветом.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать? (Нет)

Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

На доску вывешивается таблица:

Предлог - служебная часть речи.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки:.. холодном воздухе. Катаются дети:.. коньках:. льду. Весело детям:.. зимнее время:. улице..

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?(Да)

Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..

На доску вывешивается таблица:

Предлоги служат для связи слов в предложении .

Обозначьте в предложениях части речи.

Посмотрите, перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет? (Предлоги стоят перед именами существительными, именами прилагательными. Предлогов нет перед глаголами)

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются.

На доску вывешивается таблица:

Перед глаголами предлоги не употребляются.

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

На доску вывешивается таблица:

Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например:

За дерево - за толстое дерево; за (какое?) дерево.

На суку - на толстом суку; на (каком?) суку.

Под кустом - под толстым кустом; под (каким?) кустом.

На доску вывешивается таблица:

Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.

Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Выполнение упр.186, стр. 109.

Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (куда?): лес.

Набухли почки (на чём?): деревьях.

Оживает (где?): снегом молодая травка.

5. Составление алгоритма темы урока.

Что же мы новое узнали о предлогах?

1) Предлог - служебная часть речи.

2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3) Предлоги служат для связи слов в предложении.

4) Перед глаголами предлоги не употребляются.

5) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (4 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Упражнение 188 стр. 110 учебника.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлог

2 группа. (12 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Составить четыре предложения о своих одноклассниках, называя имя и фамилию каждого. Указывайте, где они сидят, используя предлоги около, перед, у, за.

3 группа. (7 человек, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Прочитайте пословицы. Откройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Без) т_пора не ходят (в) лес (за) др_вами.

Плотник (без) т_пора, что изба (без) углов.

Видно неряху (по) грязной рубах

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)

Итак, мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

Тест - опрос.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Какой предлог надо вставить в предложении:

Пассажир сошёл: поезда.

А. предлог из

Б. предлог с

В. предлог от

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

V. Домашнее задание.

Стр. 110 - выучить правило.

Упражнение 187, страница 110.

VI. Оценивание учителем работы детей на уроке


УРОК № 54

Тема. Общее понятие о предлогах. Предлоги с пространственным, временным и объектным значением

Цель: дать учащимся общее представление о предлогах; развивать умение различать значения предлогов; воспитывать культуру речи школьников.

Ожидаемые результаты: учащиеся имеют общее представление о предлогах; умеют различать значения предлогов.

Оборудование: учебник, таблица «Значения предлогов».

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Слово учителя.

В русском языке около двухсот предлогов. Именительный падеж употребляется без предлогов. Самый богатый родительный падеж - более ста предлогов, винительный - двадцать, творительный - двадцать четыре, дательный - девятнадцать, предложный - только семь.

- Игра «Кто больше».

Назовите известные вам предлоги.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

- Проверка домашнего задания.

- Объяснительный диктант.

Запишите пословицы. Поставьте вопрос к наречиям. Подчеркните орфограмму в глаголах.

Учиться никогда не поздно. Легко обжечься, если торопишься. За правое дело стоят смело. Сначала думает, а потом делает. Стреляет редко, да метко. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

III. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

- Тренировочное упражнение.

Из записанных на доске слов составьте словосочетания.

Скучать, о, дом; приехать, из, Киев; прийти, из, школа; говорить, о, дела; найти, под, дерево; идти к река; выглядеть, из-за, забор.

- Беседа с учащимися.

С помощью чего слова соединяются в словосочетания?

Почему предлог - служебная часть речи?

Как пишутся предлоги со словами?

Выделите предлоги в предыдущем задании прямоугольником и сделайте вывод о том, что же такое предлог.

- Работа с таблицей.

ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ

Значения предлогов

В русском языке

В украинском языке

Пространственное

из комнаты

з кімнати

под воду

п ід воду

между нами

м іж нами

от Москвы

в ід Москви

около леса

б іля л ісу

к берегу

до берега

Временное

с двух часов

з двох годин

до вечера

до вечора

на каникулах

на кан ікулах

перед уроками

перед уроками

Объектное

о сестре

про сестру

с братом

з братом

Причинное

по невнимательности

через неуваж ність

из-за болезни

через хворобу

от страха

в ід страху

Запомните! Со словами скучать, думать, говорить, плакать, горевать употребляется предлог о: скучать о маме, говорить о книге и т. д.

- Тренировочное упражнение

Вставьте пропущенные предлоги. Определите их значение.

Подъехать... крыльцу, выйти... комнаты, говорить... них, идти... школы, тосковать... детях, сбежать... горы, начинать... азбуки, подплыть... берегу.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

- Тренировочные упражнения.

1. Составьте словосочетания, используя предлоги: без, через, из-за, из, от.

2. Переведите на русский язык. Выделите графически предлоги.

Росте б іля школи, вийти з класу, йти з товаришем, пере їхав через р ічку, казки про тварин, виходити з л ісу, хвилюватися за д ітей, поклав на с тіл.

2. Раскройте скобки и выпишите в одну колонку слова с предлогами, а в другую - слова, имеющие приставки. Укажите, какой частью речи являются слова, употреблённые с предлогами.

(B)ходят семь богатырей

Семь румяных усачей.

(C)царевной

Вот Чернавка (в)лес (по)шла

И (в)такую даль (с)вела,

Что царевна (до)гадалась

И (до)смерти испугалась.

(Подо)ждать она хотела

(До)обеда, не стерпела

(В)руки яблоко взяла,

(К)алым губкам (под)несла,

(По)тихоньку (при)кусила

И кусочек (про)глотила.

(А. Пушкин)

3. Свяжите слова с помощью предлогов для и от.

Таблетки... головная боль; гимнастика... укрепление ног; средство... насекомые; жидкость... снятие лака; микстура... простуда; таблетки... бессонница.

- Редактирование словосочетаний.

Найдите ошибки в употреблении предлогов. Запишите словосочетания в исправленном виде.

Скучаю за братом, говорил про каникулы, приехал з папой, вернулся с Одессы, подошёл до магазина, думал про оценки.

- Работа с учебником.

Выполните упражнение: 538.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал: § 50.

2. Выполнить упражнение: 539; 423 (из текста выписать предлоги вместе со словами, которые они связывают; предлоги выделить).

VI. ИТОГ УРОКА

- Вопрос учащимся.

Почему предлог относится к служебным частям речи?




    Планируемый результат:

    Межпредметные связи:

    Ресурсы:

    Организация пространства

    Тип урока: урок получения новых знаний.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Личностные УУД:

    Работа со словами:

    а) Орфографическая зарядка.

    б)Работа в парах.

    Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд - имена существительные, 2 ряд - имена прилагательные, 3 ряд - глаголы.

    Коммуникативные УУД:

    Познавательные УУД:

    Регулятивные УУД:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    Познавательные:

    Регулятивные УУД:

    Совершенно верно, это - предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

    Предлог - это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

    ПознавательныеУУД: логические (анализ, построение логической цепи рассуждений).

    3. Работа с текстом.

    Давайте вставим предлоги.

    Познавательные УУД:

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

    Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево - за высокое дерево; за (какое?) дерево.

    1). Предлог - служебная часть речи.

    Регулятивные УУД:

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

    Карточка.

    Регулятивные УУД:

    IV. Итог урока.

    Обобщение знаний о предлоге.

    Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи - предлог.

    Тест - опрос.

    Выбери верное утверждение.

    В. Перед глаголом.

    Как пишутся слова:

    А. Раздельно.

    Б. Слитно.

    А. по танцевал

    Б. за школой

    В. на писать

    В. Потускнела зелень елок.

    V. Домашнее задание.

    Стр. 112 - выучить правило.

    Выполнить упражнение 146.

    VI. Рефлексия.

    Что нового узнали на уроке?

    Регулятивные УУД:

    Коммуникативные УУД:

    Личностные УУД: смыслообразование.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку по теме "Общее понятие о предлоге" »

Разработка урока по русскому языку

по теме «Общее понятие о предлоге»

2 класс

Учитель начальных классов

Цыганкова Татьяна Викторовна

Таруса, 2014г

2-й класс. УМК «Перспектива»

Тема урока: «Общее понятие о предлоге».

Цель урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

    образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.

    развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, фонематический слух, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять вербальные инструкции учителя, делать выводы.

    воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат: знать, уметь различать и правильно писать предлоги.

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Ресурсы: учебник «Русский язык». 2 класс. Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.

Организация пространства : работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.

Личностные УУД: формирование положительной мотивации.

II. Актуализация знаний учащихся.

Работа со словами:

Б*реза, п*щит, з*леный, м*ро*, под, м*стерит, за*ц, бл*стит, у*кая, б*льшая.

а) Орфографическая зарядка.

Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. (Цепочкой).

Какие орфограммы встретились в словах?

б)Работа в парах.

Прочитайте еще раз эти слова глазками и скажите, по какому признаку можно разделить эти слова на группы?

Сколько будет групп? Какие? Обсудите в парах.

Запишите слова в три группы самостоятельно: 1 ряд – имена существительные, 2 ряд – имена прилагательные, 3 ряд – глаголы.

Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать партнёра, выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, уважать партнёра и самого себя.

Познавательные УУД: логические (анализ, выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений, доказательство)

(Проверка путем чтения учащихся с места).

Прочитайте первую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте вторую группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Прочитайте третью группу слов. Это какая часть речи? Докажите.

Покажите сигналами, кто выполнил это задание без ошибок.

Регулятивные УУД: контроль, волевая саморегуляция.

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Но мы не говорили о них подробно.

Может, кто-нибудь догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Работа над новым материалом.

1. Объявление темы урока и постановка целей.

Правильно, сегодня мы поговорим о предлогах, как части речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. Тема нашего урока: «Общее понятие о предлоге».

Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование учебной цели)

Регулятивные УУД: целеполагание (постановка учебной задачи)

2. Выполнение упражнения №145, стр. 111 учебника.

Выполняя упражнение, вы использовали слова: на, под, за, к. Как они называются?

Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество и других предлогов: на, из, по, об, от, в, у, о, с, над и много других.

Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

ПознавательныеУУД: логические ( анализ, построение логической цепи рассуждений).

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

3. Работа с текстом.

Кружатся снежинки ….. холодном воздухе. Катаются дети ….. коньках …. льду.

Весело детям ….. зимнее время …. улице.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль предлоги выполняют в русском языке?

Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.

Чтение сообщения профессора Самоварова. Стр.112 учебника.

Познавательные УУД: логические(анализ, построение логической цепи рассуждений).

Обозначьте в предложениях части речи. (Цепочкой).

Перед какими частями речи стоят предлоги? Перед какой частью речи предлогов нет?

Правильно, предлоги дружат с именами существительными и прилагательными, а вот с глаголами предлог не дружит, поэтому перед глаголами предлоги не употребляются. Слайд 10.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

(Схемы употребления предлогов с другими частями речи).

Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.

Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: за дерево – за высокое дерево; за (какое?) дерево.

4. Формирование навыка написания предлогов с другими частями речи.

Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

Запись предложений по рядам, каждый ряд - по одному предложению.

5. Составление алгоритма темы урока.

1). Предлог – служебная часть речи.

2). Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

3). Предлоги служат для связи слов в предложении.

4). Перед глаголами предлоги не употребляются.

5). Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.

6). Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

Регулятивные УУД: планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для глаз)

6. Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.

1 группа. (3 человека, слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).

Карточка.

Списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.

У Семёна с Саней в сетях сом с усами.

2 группа. (6 человек, учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).

Объединить пары слов с помощью предлогов.

Выходить ….. (дом); идти ….. (лес); заботиться ….. (щенок)

3 группа. (4 человека, учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).

Найти в предложениях ошибки, исправить их, правильно записать предложения в тетрадь.

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот.

(Проверка путем чтения учащимися заданий, одновременно высвечивается на слайде. Учащиеся сигналами показывают, как они справились с заданием.)

Регулятивные УУД: контроль, контроль, оценка, волевая саморегуляция.

IV. Итог урока.

Обобщение знаний о предлоге.

Представьте, что ваш товарищ заболел и не был сегодня в школе.

Что вы ему расскажите об уроке русского языка?

Мы с вами знали части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Сегодня мы выучили еще одну часть речи – предлог.

Тест – опрос.

У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Выбери верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

Как пишутся слова:

(с) веселой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

В каких предложениях есть предлоги?

А. У берлоги вырос холмик желтой глины.

Б. Летят на землю белые хлопья снега.

В. Потускнела зелень елок.

Взаимопроверка с образца. Сигналами покажите, кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены не верно? Слайд 22.

V. Домашнее задание.

Стр. 112 – выучить правило.

Выполнить упражнение 146.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний.

Личностные УУД: смыслообразование.