Какое дерево в рассказе спор деревьев. НОД по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

К.Д.Ушинского.

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

1.Речевая разминка.

а) - Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам - но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

Вер-хуш-ка – верхушка

По-го-ди-те – погодите

Го-ле-нё-шень-ки – голенёшеньки

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

вып иты – выл иты

Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

выпиты, а вылиты?

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

- дуб - сосенка

- яблоня - все деревья

4.Самостоятельное чтение.

Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

5.Открытие нового.

Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

(вывешивается иллюстрация)

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

(вывешивается иллюстрация)

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

А на каком дереве растут яблоки?

(вывешивается иллюстрация)

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

8.Итог урока.

Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

9.Обобщение учителя.

Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Комбинированный урок

Литературного чтения и изобразительного искусства

Во 2 классе.

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев»

Рисование по представлению сказочного образа.

Урок творчества.

Тимиряева Любовь Александровна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «Макуловская средняя

общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района

Республики Татарстан

Макулово 2011

ЦЕЛЬ: Углубить знания о творчестве К.Д Ушинского;

Расширить представления о жизни растений;

Учить детей анализировать произведения, сравнивать, расширять их кругозор, развивать воображение, логическое мышление, речь; совершенствовать технику чтения, продолжать работу над выразительностью речи; воспитывать добрые чувства.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.Д Ушинского,(под ним цитата: «Любовь к родной природе-один из вернейших признаков любви к родной стране.

Картинки с изображением дуба, берёзы, сосны, яблони и леса.

Книги К.Д.Ушинского.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Доброе утро дети! Доброе утро гости! Мне приятно вас видеть. Пусть это утро несёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Окиньте взглядом доску и найдите эпиграф урока:

«Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к родной стране»

/К.Д.Ушинский./

Спешите делать добрые дела.

II. СООБЩЕНИЕ О БИОГРАФИИ К.Д.УШИНСКОГО.

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 г. В Туле в небогатой дворянской семье. Отец его, Дмитрий Григорьевич Ушинский был образованным человеком. Обучением и воспитанием мальчика занималась мать, - Любовь Степановна. Любовь Степановна умела бережно относиться к природной любознательности ребенка, поддерживать и развивать его пытливую мысль. Любовь к родной природе, ставшая затем частью более глубокого и осознанного чувства – любви к родине – одно из самых характерных устремлений Ушинского.

(Выступление двух учащихся)

ПРОВЕРКА Д/З.

Что нового вы узнали о природе, а точнее о деревьях из наблюдений за ними и из справочников.

  1. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ.

Ребята, я приглашаю вас на лесную полянку. Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.

Представили?

Теперь откройте глаза и послушайте, о чем они могли говорить:

IV Чтение рассказа « Спор деревьев».

У кого возникла потребность высказаться?

Кто узнал эти деревья?

Как называется разговор, который проходил между деревьями?

«Спор деревьев» К.Д. Ушинского. (из толкового словаря Ожегова)

Спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение.

Что можете сказать о трех деревьях?

Чтение по учебнику . Хвастаются?

Словарная работа. Как вы поняли слова?

(Промежду себя, деревами, погодите, изба- устаревшие слова)

Чтение по ролям . (показать при чтении свой характер)

Дуб:

Яблоня:

Сосна:

V. Работа по содержанию произведения.

К какому жанру относится?

Кого можно подразумевать под дубом, сосной, яблоней?

Вы все добрые волшебники и мои полноправные помощники. Давайте совместными усилиями расколдуем целый сказочный мир.

Каждому из вас достанется человек, которого надо спасти. И даже если он раньше был не очень хорошим и добрым, ему ведь можно помочь исправиться. Поэтому мы не оставим без помощи ни одного заколдованного человечка в нашем сказочном лесу. Все эти деревья как бы повторяют характер, внешность, возраст, пол заколдованных людей.

Описание деревьев.

(описывают внешние признаки дерева)

Дуб (в народе называют «Могучий, пожилой или молодой? Стройный или нет? Крепкий, с сильными руками, ногами, с добрым лицом, кудрявый)

Яблоня. (Вспомните яблоню весной, когда она расцветает, как невеста стоит, (девушка м/б и женщина средних лет, полная, статная, гордая, знает себе цену.)

Сосна. Старушка, умудренная опытом, много прожила на свете, много повидала.

VI. Рисование по представлению

Сложите альбомный листок пополам. На одной половине нарисуйте дерево, которое вам больше всего понравилось, а на другой половине нарисуйте расколдованного человека

(Самостоятельная работа учащихся)

Описывая эти деревья, мы опирались на внешние признаки, но ведь у человека есть еще и внутренний мир- душа. А что характерно для произведений К.Д. Ушинского?

(Он наделяет неодушевленные предметы человеческими качествами и учит нас бороться с недостатками)

Сам К.Д. Ушинский очень много работал над собой. Главным своим пороком, как и всех людей, он считал эгоизм.

Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов, интересам другим, пренебрежение ими.

Что же вы можете теперь сказать о деревьях, которые изобразил нам Ушинский?

эгоисты.

Эгоизм и эгоист- слова родственники, т.к. человек отличающийся эгоизмом, называется эгоист.

Не хвали сам себя, жди когда люди тебя похвалят.

Будут тобой восхищаться!

VII. Минута восхищения!

(подойдите к окну, понаблюдайте, присмотритесь, чем вы можете восхищаться?!

Какая летом стоит береза?

Дети смотрят в окно и представляют.

Учитель читает стихотворение «Березонька»

Что можете сказать об этом стихотворение?

(народ любит березоньку, называет ласково, нежно)

Повторное чтение уч-ся (2-3 уч-ся)

Где бы ни росла береза, всюду она приносит людям радость и свет.

Береза – символ России нашей Родины. И быть ей, да и всем деревьям, на наших

просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля русская!

Берёзка-воистину крестьянское дерево. Она напоминает ситцевый платок, побелевшую хату, русскую печь, кряжистые символы берез напоминают трудовые мозолистые крестьянские руки, которые делают любую тяжёлую работу.

А молодые тоненькие, прямые березки похожие на стройных, с гибкой талией, с русыми косами светлооких русских девушек.

К.Д. Ушинский очень ценил народную мудрость. Песня «Березонька» была включена им в свой учебник «Детский мир». Своими произведениями он воспитывал в детях честность, трудолюбие и доброту. За что мы и благодарны ему.

VIII. Итог урока:

Что бы вы сказали К.Д. Ушинскому?


Спор деревьев.

Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб и говорит: «Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко в землю ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозой».
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила: « Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст, зато растут на тебе одни желуди; свиньям на потеху: а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает».
Слушает сосенка, иглистой верхушкой покачивает: « Погодите, - говорит, - похваляться, вот придет зима, и будете вы оба голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было: я им и печки топлю, и избы строю».

1. объясните лексическое значение данного слова и подберите к нему синонимы из текста:

молвила-_________________________________________________________

2. Найдите в тексте и впишите:

Сравнения________________________________________________________

Эпитеты____________________________________________________________

3. Произведите фонетический разбор слова листья :

____________________________________________________________________

4. Выпишите из текста выделенную часть последнего предложения и произведите его синтаксический разбор:

________________________________________________________________

Помогите пожалуйста!

Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)

Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на - тся и - ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения; развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование : на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы для комплексного анализа текста.

Ход урока

1.Организационный момент.

Слово учителя:

Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

Но перед этой большой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимомуделу - педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово» - для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.

Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

1.Словарная работа.

Дайте лексические значения словам из текста

Промежду – между,

Молвила – произнесла, сказала,

Потеха - развлечение, забава,

Голёшеньки – голые,

Житья – жизнь.

2.Беседа по вопросам на восприятие текста:

Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

Герои - деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

3. Построение текста.

На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

Как вы думаете почему?

Наверное, следует подумать, как ведут разговор деревья.

5. Определение темы текста.

О чем текст?

Спор о том, кто лучше из деревьев.

6. Определение главной мысли текста.

Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

О героях текста.

Задание по вариантам .

Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.

Какими качествами наделены герои?

1вар.- о дубе, 2 вар. - о яблоне, 3вар. – о сосне.

Ответы учащихся

Герои

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

Вывод

Дуб

«…всем деревам царь, ствол в три обхвата, листья…вырезные»

И др.

Самый главный, сильный, хвастливый.

Яблоня

«… мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает»;

о дубе: «дубище, на тебе одни желуди, свиньям на потеху».

Хвастливая, неуважительная, насмещливая.

Сосенка

«без меня в холодной сторонке житья бы людям не было; я им и печки топлю и избы строю»;

О дубе и яблоне: «вот придет зима, и будете вы оба голешеньки».

Хвастливая, насмешливая.

Можно ли решить спор справедливо, если герои хвастливы, неуважительны друг к другу?

Нет.

А какими надо быть?

Уважительно, по-доброму относиться друг к другу.

Можно ли тогда заметить полезность, красоту каждого героя?

Можно.

Какова главная мысль текста?

Уважительность, доброта, понимание помогут заметить пользу и красоту других. Это можно отнести к героям, деревьям.

Вот над чем надо задуматься, читая текст.

7.Определение стиля текста .

Каков стиль текста? Докажите.

Мы подметили в наших героях характерные человеческие качества, созданы образы. Это признак художественного стиля.

Назовите художественные средства выразительности.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

Учащиеся подбирают и записывают средства выразительности в рабочие листы.

Сравнения. «Сучья будто из железа вылиты; ствол в три обхвата».

Эпитеты . «Листья вырезные, румяное яблочко, на царском столе».

Олицетворения . «Говорит (дуб), молвила (яблоня),заспорили (деревья),слушает (сосенка)».

9.Работа с орфограммами, пунктограммами.

Как вы думаете, на какие орфогрраммы, связанные с правописанием корня слова, много слов в тексте?

На безударную гласную в корне слова, проверяемую ударением.

Подберите эти слова и запишите.

Деревья, говорит, деревам, верхушка, вырезные, вылиты, грозою, на столе, сосенка, качает, похваляться, голёшеньки, зеленые, колючки, в холодной, стороне, топлю.

Выпишите глаголы с не, глаголы на -тся и -ться.

Не кланяюсь, не гнусь, не было, не хвастай; смотрится, похваляться, останутся.

Какие предложения по цели высказывания употреблены в тексте?

Какие знаки препинания поставлены в конце предложений?

Учащиеся отметили, что в основном предложения в тексте повествовательные, в которых каждый из героев сообщает о себе

А какое предложение по интонации: «Я всем деревам царь!»?

Это предложение произнесено с восклицательной интонацией, дуб

обращает внимание на свое превосходство.

Что особенного вы заметили в оформлении речи каждого героя?

Предложения с прямой речью, прямая речь выделяется кавычками и первое слово ее пишется с заглавной буквы, перед ней ставится двоеточие. Прямая речь состоит из нескольких предложений.

IV. Итоги урока . Учитель благодарит ребят за работу и ставит отметки. Ответы учащихся в рабочих листах тоже будут оценены.

Комплексный анализ текста

Фамилия, имя учащегося_______________________________________

1.Сколько абзацев в тексте? О чём они?_____________________________

_____________________________________________________________

2.Тема текста_______________________________________________________

3. Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Главная мысль текста _____________________________________________

__________________________________________________________________

5. Стиль текста. Докажите свой ответ_________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Выпишите художественные средства выразительности:

эпитеты___________________________________________________________

__________________________________________________________________

сравнения__________________________________________________________

олицетворения______________________________________________________

7. Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением_________________________________________________________

__________________________________________________________________

8.Выпишите глаголы на -тся и -ться, не с глаголами ____________________

_________________________________________________________________

9.Выпишите предложения с прямой речью (речь одного из героев) ________

__________________________________________________________________


Школа______________________________Класс___________
2-й вариант

конца.
Спор деревьев.
Вот дуб говорит:


бурям, не гнусь перед грозою.







избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с вопросительным знаком.
Подчеркните слово, в котором буква имеет два звука.


слова.

Глаголы
Имена
Имена
существительные
прилагательные


обведите его.
А) Сосна не приносит пользы людям.
Б) Сосна растёт во фруктовых садах.
В) Сосна – вечнозелёное дерево.
Г) Из сосны строят дома.


«с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова»

_____
Ь – разделительный

__________
Ь – показатель мягкости

__________


примерами.

Подчеркните названия лиственных деревьев.


Почему сосна считала себя лучшим деревом?
ответ и обведите его.
А) Весна В) Осень
Б) Зима Г) Лето
помощью выражения: 10 Х 5 = 50.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «деревья».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «безударная
гласная в корне слова», проверяемая ударением.


_________
_________

11. Выберите и обведите дерево, о котором говорится в тексте.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его
плодами. Обведите плод, который человек не использует в пищу.

14. Разделите текст на части и озаглавьте каждую часть. Запишите.

________________
______

15.Решите задачу двумя способами.
На яблоне висело 60 яблок. Утром упало 22 яблока, а вечером –
ещё 20.
Сколько яблок осталось на яблоне?
16.Соедините стрелками названия, выпишите из текста и дополните
своими примерами схему.
Сосна Культурное растение
Яблоня Дикорастущее растение

17. Отметьте дикорастущие деревья.

18. Запишите в таблицу название деревьев: ольха, гранат, пихта,
кокосовая пальма, мандарин, кедр.

Северные деревья
Южные деревья
19. Укажите стрелочкой то, что делают из дерева, исходя из свойств
породы.
Лиственница –
крепость,
устойчивость
к воздействию воды.
Корабельная
(сибирская) сосна –
высокий прямой
ствол.
Ясень – упругость.
Липа – лёгкость
обработки.

Фамилия, имя _______________________________________
Школа______________________________Класс__________
1-й вариант
Задание. Начни читать текст. По сигналу учителя поставь
палочку после того слова, до которого дочитаешь. Дочитай текст до
конца.
Спор деревьев.
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше?
Вот дуб говорит:
- Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушёл, ствол в
три обхвата, верхушка в небо смотрится. Листья у меня
вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь
бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
- Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато
растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху. А моё – то
румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает:
- Погодите, - говорит, - похваляться. Вот придёт зима, и
будете вы оба стоять голёшеньки! А на мне всё же
останутся мои зелёные колючки. Без меня в холодной
стороне житья бы людям не было. Я им и печки топлю, и
избы строю.
По К.Д. Ушинскому
Часть 1
1.Выпиши из текста предложение с восклицательным знаком.
Подчеркните слово, в котором букв больше, чем звуков.

_____
2.Заполни таблицу примерами слов из текста. Выпишите по 2 – 3
слова.

Имена
существительные
Имена
прилагательные
Глаголы
3.Какую пользу приносит людям сосна? Выберите верный ответ и
обведите его.
А) Из сосны строят дома.
Б) Сосна – вечнозелёное дерево.
В) Сосна растёт во фруктовых садах
Г) Сосна не приносит пользы людям.

4. Выпишите из текста по 2 слова с орфограммами:
«безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением»

Ь – разделительный

Ь – показатель мягкости

Напишите, где нужно, рядом проверочное слово.

5. Выпишите из текста названия деревьев, дополните 2 – 3 своими
примерами.

Подчеркните названия хвойных деревьев.

6. Подчеркните в тексте ответ на вопрос:
Почему яблоня считала себя лучшим деревом?
7. О каком времени года упоминается в тексте? Выберите верный
ответ и обведите его.
А) Лето В) Зима
Б) Осень Г) Весна
8. Запишите вопрос и ответ к задаче, которую можно решить с
помощью выражения: 10 Х 3 = 30.
За год дубок вырастает на 10 см.

Запишите ответ к задаче.

9.Выпишите из текста слово, родственное слову «дуб».

Выделите корень.

Часть 2
10. Выпишите из текста 2 – 3 слова с орфограммой «парная
согласная в слабой позиции».

Напишите проверочное слово, выделите корень.

11. Выберите и обведите дерево, о котором не говорится в тексте.

12. Вспомните и запишите 2 – 3 правила поведения в лесу.

________________

13. Рассмотрите рисунки. Соедините стрелками дерево с его плодами. Обведите плод,
который человек использует в пищу.