Самый старый действующий корабль в мире. Греческий флот

Сколько лет живут корабли? Точного ответа на этот вопрос, скорее всего, не найти в учебниках по морскому делу. Тогда можно попробовать найти самый старый действующей корабль на флоте.
В составе Черноморского флота РФ, который базируется в Севастополе, находится старейшее судно Военно-Морского Флота России – спасательное судно-катамаран «Коммуна», которое в строю уже 99 лет.

1. Спасательное судно-катамаран «Коммуна» – старейший корабль Черноморского флота России. 12 ноября 2012 года будет отмечаться 100-летний юбилей со дня закладки судна.

2. Проект первого в отечественной специализированного двухкорпусного судна – спасателя подводных лодок был разработан еще в 1911 году по заказу Морского генерального штаба. В качестве прототипа использовали германский катамаран-спасатель «Вулкан». Первоначальное название суда – «Волхов», а название «Коммуна» было получено в 1922 году.

3. «Коммуна» обладает водоизмещением в 3100 т., его длина – 81 м, ширина – 13,2 м, осадка – 3,7 м.
Скорость полного хода – 8,5 узлов, а дальность плавания – 4000 миль.
Вооружения нет. Спец. снаряжение: судовые грузоподъемные средства – левый корпус на 80 тонн, правый корпус - на 30 тонн. Экипаж: 23 чел.
Стоит отметить, что корпус корабля изготовлен из путиловской стали и находится, конечно же, не в идеальном, но во вполне рабочем состоянии. Судно постоянно подвергается текущему ремонту, ведь у него, безусловно, даже по человеческим меркам, уже даже не предпенсионный, а глубоко запенсионный возраст.

4. Поднимемся по трапу на «Коммуну», чтобы познакомиться с ветераном поближе.

5. Табличка с краткой историей корабля..

6. В кают-компании есть еще одна табличка. Она отчеканена в год спуска судна на воду – в 1915 году.
Интересно, что (и это заметно по табличке) герб Путиловского завода был изменен гораздо позже.

7. «Коммуна» – судно катамаранного типа, между его бортами передвигается подвижная платформа со спускаемым аппаратом.
В действие она приводится четырьмя тросовыми приводами, расположенными попарно на бортах судна в передней и задней его частях.

8. Вид на платформу с верхней фермы

9. Огромные барабаны с тросами позволяют погружать спускаемый аппарат на глубину до 1 километра

10. Тросы приводов платформы спускаемого подводного аппарата

11. Главный объект «Коммуны» – рабочий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат РТНПА. Позволяет работать на глубинах до 1 км (ограничен длиной троса). Предназначен для поиска и обнаружения с помощью гидролокаторов подводных объектов, подъема грузов до 150 кг, разрезания кабелей и др.

12. РТНПА оснащен 4-мя видеокамерами, а также парой манипуляторов. Манипуляторы сменные, предназначенные для различных целей – захват объекта, установка радиомаяка, захват троса, перекусывание или резка.
Аппарат оснащен 10-ю двигателями, позволяющими обеспечивать исключительную маневренность аппарата

13. Манипулятор с отрезным диском, позволяющий производить резку металла и кабелей на глубинах до 1 км

14. В желтых капсулах находятся все электронные системы. При погружении оттуда принудительно выкачивается весь воздух. Это обеспечивает полную герметизацию капсул за счет сжатия давлением воды

15. Управляющий мостик спускаемого подводного аппарата. Оснащение и оборудование произведено в Норвегии

16. Ходовой мостик корабля.

17. Штурвал и некоторые элементы сохранены еще с даты спуска корабля на воду – с 1915 года

20. Судно «Коммуна» базируется в Стрелецкой бухте Севастополя на арендованных причалах Военно-морских сил Украины. Здесь военные корабли России и Украины стоят борт о борт

21. Прожектор на верхнем мостике

23. Запасные винты

24. Указатели длины якорной цепи

25. Цепь уходит в море…

26. Машинное отделение. В качестве главных двигателей на «Коммуне» первоначально установили два шестицилиндровых дизеля Рижского завода «Фельзер» мощностью по 600 л.с. (310 об/ мин). Впоследствии их заменили дизелями с близкими характеристиками Коломенского завода.

27. Система аварийных звуковых сигналов на случай внештатной ситуации

29. Есть здесь и Ж…

30. Табличка камбуза

31. Скоро у команды обед

32. Пианино в офицерской кают-компании. Оно установлено во время постройки судна. В настоящее время вынести его не представляется возможным из-за разницы в габаритах и дверных проемах

33. Курсовой указатель

34. В некоторых местах на «Коммуне» еще встречаются дореволюционные таблички

35. Вольтметры

36. Штормовой трап

37. На День Флота РФ, который будет праздноваться 29 июля 2012 года, судно будет выполнять задачу корабля-сопровождения Нептуна. В связи с этим команда производит покраску спасательных шлюпок для парада в честь праздника

38. Впервые спасательное судно было использовано по своему прямому назначению летом 1917 года, когда в Аландских шхерах при проведении учебного погружения затонула с открытым люком подводная лодка АГ-15. Несмотря на то, что спасательным работам мешал сильный шторм, 16 (29) июня в 00 часов 50 минут гинями «Волхова» лодка была поднята. Силами экипажа «спасателя» лодку в течение месяца отремонтировали, и она вновь была введена в строй. 24 сентября (7 октября) 1917 года спасательным судном «Волхов» с глубины 13,5 метра была успешно поднята затонувшая при навигационной аварии подводная лодка «Единорогъ»

39. С 15 мая по 13 сентября 1928 года «Коммуна» выполняет работы по подъему потопленной 4 июня 1919 года в Копорской губе Финского залива английской подводной лодки L-55. Лодка была поднята на поверхность с глубины 62 метра ступенчатым методом 21 июля 1928 года. И вновь трудовые будни: подъем затонувшего катера морпогранохраны и буксира КП-7, обеспечение испытаний новых подводных лодок и ремонт кораблей БФ. «Коммуна» подняла с глубины подводные лодки «Большевик», М-90, торпедный катер и потерпевший аварию самолет…

40. С началом Великой Отечественной войны спасательное судно «Коммуна» базируется в Ленинграде. С марта 1942 года 32 водолаза «Коммуны» работают и на ладожской Дороге жизни. Часть экипажа участвовала в десантных операциях на Неве (и это при 40 % некомплекта). За это время моряки «Коммуны» подняли со дна четыре танка КВ, два трактора и 31 автомобиль. «Коммунарцы» подготовили для флота 159 легководолазов, отремонтировали шесть подводных лодок типа М. Несмотря на тяжелую обстановку на фронте, спасатели из воды подняли затонувшие: ПЛ Щ-411, буксир «Аустра», шхуны «Труд», «Водолей-2″, плавбазу ОВР «ЦО «Правда», отдоковали две «щуки» и несколько «малых охотников»…

41. В 1944 году «Коммуна» подняла 14 затонувших объектов общим водоизмещением 11 767 тонн, оказала помощь 34 аварийным кораблям и судам. Весь экипаж судна был награжден медалями «За оборону Ленинграда».
Лишь в 1954-м судно-ветеран смогло пройти капитальный ремонт, в ходе которого главные дизели были заменены на двигатели голландского производства. В конце ноября 1956 года катамаран вновь заступил на боевое дежурство: с глубины 45 метров была поднята протараненная эсминцем субмарина М-200. В октябре 1957 года с глубины 73 метра была поднята ПЛ М-256, в августе 1959 года – затонувший на глубине 22 метра торпедный катер. Всего за свою службу «Коммуна» оказала помощь более чем ста кораблям и подводным лодкам.

42. В 1967 году судно-ветеран успешно совершило межбазовый переход с Балтики на Черное море, благополучно прибыв в Севастополь, обойдя вокруг Европы. В Севастополе на Севморзаводе «Коммуна» была переоборудована в судно-носитель глубоководных аппаратов. Проект переоборудования выполнили к концу 1969 года в севастопольском ЦКБ «Черноморец». К моменту окончания работ на СМЗ (27 апреля 1973 г.) стоимость работ по переоборудованию судна составила около 11 млн. рублей

На настоящий момент спасательное судно «Комунна» прошло доковый ремонт, и, несмотря на возраст, активно участвует в различных мероприятиях аварийно-спасательной службы флота с выходами в море.

Главным предназначением этих кораблей была доставка воинов к местам предстоящих сражений. Во время морского перехода за весла брались сами воины. Именно такие корабли описаны в «Илиаде» и «Одиссее», на таком корабле отправились в свое путешествие и аргонавты на маленьком «Арго» за золотым руном. Так что назвать их можно просто военными транспортами.

Неизвестно, когда и у кого в античные времена появилась идея оборудовать пентеконторах тараном. Это грозное, при умелом его использовании, могло вывести из строя один за другим несколько кораблей, тем самым разбить вражеское войско еще в море, не дав возможности ему высадиться, где оно, как более многочисленное, вполне могло бы одержать победу над обороняющимися.

Условиями для победы на море были: способность к быстрому маневрированию, то есть, минимальное время на разгон для удара тараном в борт корабля противника, такой же быстрый отход, чтобы не получить ответный удар; скорость, от которой во многим зависит энергия удара в корабль противника; способность обеспечить себе защиту от тарана корабля противника. Здесь самым главным была быстрота маневрирования.

Бирема – первый корабль, созданный для войны на море

Повысить скорость можно за счет увеличения числа гребцов, то есть, удлиняя корабль. Однако это может привести к потере его прочности. Выход был найден в расположении гребцов. Это достигли за счет создания второго ряда. Как оказалось, дополнительный ряд не только увеличил скорость, но и повысил защищенность корабля. Ведь корабль противника, пытающийся осуществить таран, терял энергию, полученную в ходе разгона, гораздо сильнее, натыкаясь на вдвое большее число весел. К тому же, натыкаясь на два ряда весел, он и сильнее отклонялся от курса, прямой удар превращался в касательный, борт не пробивался. Такие более мощные корабли называли биремами.

Бой в Саламинском проливе. Греческая триера таранит корабль персов

Судно, о котором идет речь, можно назвать первым по-настоящему военным кораблем, поскольку его строили именно для уничтожения вражеских кораблей. Их гребцы не были рабами, не были они и войнами, они были просто хорошими моряками. При этом, в случае необходимости (абордажный бой) находившиеся в нижнем ряду продолжали грести, обеспечивая ход кораблю, а гребцы верхнего ряда могли помочь немногочисленным воинам, находившимся на борту, помочь справиться с противником.

Такой корабль становился настоящей боевой единицей, способной выполнять в море самые различные задачи. Десяток бирем могли уверенно вступать в бой с кораблями противника, осуществляющими доставку войск, чтобы те, высадившись в удобном месте на берегу, смогли одержать победу над небольшой армией греческого города-государства. Что касается кораблей меньшего размера, которые, безусловно, существовали одновременно с биремами, тех самых пентеконтор, то борьба с ними для судна, приспособленного для сражения на море, не представляла трудностей.

К сожалению, нет письменных источников, и потому неизвестно, происходили ли встречи бирем с гплитами в бою. Но исход такой встречи был предопределен. Даже при условии, что против одной биремы выступили бы 12 – 20 гоплит, победа оказалась бы на стороне первой. У нее и энергия удара была выше, и борт возвышался так, что не давало возможности противнику пойти на абордаж. Да и дополнительные участники сражения, гребцы верхнего ряда во многом способствовали бы победе.

Триера как гроза морей античности

Следующим боевым кораблем, превосходящим предыдущие, стала триера. Впервые такой корабль был построен, как зафиксировано в записках Фукидида, приблизительно в 650 году до нашей эры.

Триера стала не только более совершенным, но и более крупным кораблем. Имея три яруса весел, она достигала 42 метров в длину. Обычно (Древняя Греция) на корабле численность гребцов составляла 180 человек. В экипаже было до 30-и воинов и 10 – 10 матросов.

Порты (отверстия в бортах) для весел нижнего ряда находились настолько близко к воде, что при волнении их приходилось закрывать специальными кожаными пробками. Весла при этом задвигались внутрь корабля. Хотя, кажется, что весла второго и третьего ряда должны иметь большую длину, чем в первом, на самом деле все они были одинаковыми. Это обеспечивало хоть и незначительное, но увеличение скорости. Весла разных рядов входили под разными углами в воду, не мешая друг другу за счет создаваемой турбулентности при гребле.

Хотя длина триеры доходила до 42 метров, в ширину по ватерлинии она не превышала пяти метров. Для весел приближалась к 4,5 метрам. Что касается скорости, то по оценкам корабль мог давать по 9 узлов (16,6 километров в час) в течение суток, при условии, что в течение этого времени гребцы всех трех рядов отдыхали по очереди. О максимальном ходе можно лишь предполагать. По мнению некоторых исследователей, при работе гребцов всех рядов, триера могла разогнаться до 18 – 20 узлов (38,3 – 37 километров в час).

Корабль «Олимпия», копия античной триеры, созданная энтузиастами

Группой энтузиастов была построена копия античной триеры «Олимпия». На испытаниях корабль смог показать ход лишь в 7 узлов (12,9 километров в час). Но следует помнить, что «Олимпия» была всего лишь реконструкцией, выполненной современными инструментами, современными работниками, а на веслах находились совсем не те, кто в этом отношении был профессионалом.

И все же, даже реконструкция смогла показать высокие качества для боевого корабля. Так, половины максимального хода, стартуя из неподвижного состояния, она достигала всего за 8 секунд, а максимального – за 30 секунд. Что касается выполнения маневров, то в этом отношении «Олимпия» превзошла все ожидания.

Следует отметить, что во время переходов на триерах ставились мачты, причем часто их было 3, что позволяло передвигаться без физических затрат.

И биремы, и триеры существовали в одно время. Как раз эти корабли стали той силой, которая обеспечила грекам победы на персидским флотом и в Саламине и при эгоспотаме. В этих морских сражения греческий флот, существенно уступавший по численности персидскому, показал свои лучшие качества. В этих крупных сражениях триеры, как и биремы выполняли роль линейных кораблей. Выстроенные в линии, они вступали в бой с вражескими кораблями, и чаще всего выходили победителями.

План британцев был намеренно прост. Они разделили флот на две эскадры. Одной командовал адмирал Горацио Нельсон, который намеревался разорвать цепь неприятеля и уничтожить корабли, находящиеся в авангарде и в центре, а вторая эскадра под командованием контр-адмирала Катберт Коллингвуда должна была атаковать противника с тыла.

В 06:00 21 октября 1805 года британский флот выстроился в две линии. Флагманским кораблем первой линии, состоящей из 15 кораблей, был линкор Royal Sovereign, на котором шел контр-адмирал Коллингвуд. Вторая линия под командованием адмирала Нельсона состояла из 12 кораблей, а флагманом был линкор HMS Victory. Деревянные палубы были посыпаны песком, который защищал от огня и впитывал кровь. Убрав все лишнее, что могло помешать, матросы приготовились к бою.

В 08:00 адмирал Вильнёв отдал приказ изменить курс и вернуться в Кадис. Такой манёвр перед началом морского боя расстроил боевой порядок. Французско-испанский флот, представляющий собой строй в виде полумесяц, выгнутый вправо в сторону материка, начал хаотично разворачиваться. В строю кораблей появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, были вынуждены «выпасть» из строя. Адмирал Нельсон тем временем приближался. Он был намерен разбить линию до того, как французские парусники приблизятся к Кадису. И это ему удалось. Началось великое морское сражение. Полетели ядра, стали ломаться и падать мачты, гибли люди, кричали раненные. Стоял полный ад.

В ряде сражений, в которых победу одерживали британцы, французы занимали оборонительную позицию. Они стремились ограничить ущерб и увеличить шансы на отступление. Такая позиция французов вылилась в ущербную военную тактику. Например, оружейным расчетам было приказано целиться в мачты и снасти, чтобы лишить противника возможности преследовать французские корабли в случае их отступления. Британцы всегда целились в корпус судна, чтобы убить или покалечить команду противника. В тактике ведения морского боя самым эффективным считался продольный обстрел кораблей противника, при этом обстрел велся в кормовую часть. В этом случае при точном попадании ядра проносились от кормы к носу, нанося судну невероятный ущерб по всей его длине. Во время битвы при Трафальгаре от такого обстрела пострадал французский флагманский корабль Bucentaure, который спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. В ходе схватки не всегда получалось выполнить сложный маневр, необходимый для продольной атаки корабля. Иногда корабли становились бортами друг другу и открывали огонь из короткого расстояния. Если команда корабля, пережившая страшный обстрел выживала, то ее ждала рукопашная схватка. Противники часто стремились захватить корабли друг друга.

Нашей плетенее повезло. Она почти на три четверти покрыта водой – колыбелью всей жизни. Все обитатели Земли так или иначе когда-то вышли из первобытного океана или там и остались. Но сухопутным людям пришлось искать способы перемещаться по недружественной стихии. Так появились лодки, корабли и суда. Первые попытки создать нечто, способное передвигаться по воде, относятся ещё к пещерным временам. Поэтому информация о доисторических кораблях до нас дошла в форме наскальной живописи. Но более поздние конструкции сохранились и в материальной форме.

Древнейшим найденным кораблем чаще всего называют судно, которое сейчас хранится в Киринейской крепости-музее. Под эту экспозицию отведено сразу несколько залов. В них выставлен сам остов корабля, найденная на нем утварь и товары.

Археологи утверждают, что судно относится к легендарным временам правления Александра Македонского, т.е. 300 году до нашей эры. Небольшое торговое судно перевозило амфоры с вином, миндаль и другие ценные товары, когда на них напали пираты. Корабль ограбили, забрав все мало-мальски ценное и судовую кассу, и потопили.

Корабль пролежал под водой более двух тысячелетий, когда в 1968 году на него случайно наткнулся ныряльщик. Археологи со всеми возможными предосторожностями извлекли его остов из-под воды и переместили в музей на радость зрителям.

Возраст древнего корабля из Кириней считается подтвержденным, что и позволило поместить его на первое место в нашем рейтинге. Но есть множество более старых судов, которые пока ещё проходят экспертизу. К примеру, совсем недавно археологи из турецкого города Анкара обнаружили судно, возраст которого датируется пока лишь приблизительно – около 4000 лет.

Пока что историческая реликвия ещё лежит на дне моря, возле древнего порта. На подъем может уйти несколько лет, ведь нужно защитить его части от разрушения, аккуратно разобрать и вернуть на сушу. На этом работа не заканчивается. Каждую дощечку нужно очистить от соли и пропитать особыми растворами, чтобы остановить гниение. После правильной обработки древнее судно, конечно же, не поплывет, но зато будет долгие годы стоять в музее.

Так незамысловато называется одно из старейших судов. Это самый древний клипер, дошедший до наших дней сравнительно целым и невредимым. Он был спущен на воду в 1864 году и долгие годы верой и правдой служил, перевозя эмигрантов из Англии в Австралию. Считается, что около 70% нынешнего населения Австралии – это потомки людей, прибывших именно на этом судне. Правда, тогда он назывался «City of Adelaide». Но что это меняет?

Долгое время он служил плавучим госпиталем, потом стал учебным судном. А уже недавно было решено все же передать его Австралии, для которой этот корабль – ценнейшая реликвия. На буксире его переместили к побережью Зеленого континента, где после реконструкции и восстановления он станет плавучим музеем, символом важнейшей для государства эпохи.

Это просто уникальный экспонат – самое древнее парусное судно. Оно до сегодняшнего дня дошло в неизменном виде. И хотя последние годы судно стоит на вечном приколе, формально оно до сих пор входит в состав боевого американского флота.

О приключениях этого корабля можно снимать фильмы. На воду он был спущен в 1797 году, участвовал в нескольких войнах, где великолепно показал себя. Его корпус изготовлен из особо прочного виргинского дуба, благодаря чему пушечные ядра просто отскакивали об него. За это он получил прозвище «Железнобокий старик».

1830 год чуть не стал для него фатальным. Судно такого возраста уже считалось рухлядью и было предназначено на слом, но вмешалась судьба. Была опубликована посвященная кораблю поэма, что всколыхнуло общественность. Люди потребовали сохранить корабль для истории.

Сейчас Железнобокий старик стоит у причала в Бостоне и ежегодно принимает до полумиллиона туристов. Не удивительно, ведь он замыкает знаменитую туристическую Тропу Свободы. Это судно – настоящая историческая реликвия, но оно нуждается в постоянном уходе людей. Без него корабль погибнет меньше чем за год, просто от гнили.

Американская Конституция – самое древнее парусное судно, которое формально состоит на вооружении. Но в России есть корабль, который на самом деле входит в ряды военного флота, находится на ходу и выполняет свои функции. Это спасатель подводных лодок Коммуна.

Его спустили на воду ещё в 1913 году. Тогда он назывался Волхов. Свое нынешнее имя корабль получил в 1922 году. В списке его заслуг – множество спасенных подводных лодок, участие во Второй Мировой. Уже позже его модернизировали, оборудовали подводным роботом.

Недавно Коммуна отметила уникальный юбилей – век со дня спуска корабля на воду. Подобный рубеж пересекают немногие суда, и лишь единицы в таком возрасте способны выполнять свои функции. Этот корабль входит в их число. Более того, это старейшее судно не только в составе Военно-Морских сил России, но и в мире.

Большая часть Греции окружена морем, поэтому греки всегда считались хорошими судостроителями и , а корабли древних греков - лучшими плавсредствами античного времени. Богатые торговые города, такие как Афины и Коринф, имели мощные флоты для защиты своих торговых кораблей. Самым большим и маневренным древнегреческим кораблём считалась триера , приводившаяся в движение 170 гребцами. Её таран, расположенный в носовой части корабля, пробивал бреши во вражеском судне. Но создание триеры обязано появлению других боевых кораблей, более ранней постройки. Именно об этом мой рассказ.

пентеконтор

В архаичный период с XII по VIII век до нашей эры наиболее распространенным типом кораблей древних греков были пентеконторы .

Пентеконтор представлял собой 30 метровое одноярусное гребное судно, приводимое в движение двадцатью пятью весельными с каждой стороны. Ширина составляла около 4 м, максимальная скорость хода 9,5 узлов.

Пентеконторы были в основном беспалубными открытыми судами. Однако иногда этот корабль древних греков оснащался палубой. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника, а также увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, лошадей, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников, способных противостоять неприятельским судам.

Первоначальнодревнегреческие пентеконторы предназначались в основном для перевозки войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя на берег, вступали в сражение. Иными словами, пентеконтор не был боевым кораблем, специально предназначенным для уничтожения других военных судов, а являлся войсковым транспортом. (Прим . Так же, как и , на веслах которых сидели обычные дружинники).

Возникновение желания топить неприятельские вместе с войсками до того, как те высадятся на берег и начнут разорять родные нивы, способствовало появлению на корабле древних грековустройства, получившего название - таран.

Для боевого корабля древних греков, участвовавшего в морских сражениях с использованием тарана, в качестве главного противокорабельного оружия, важными показателями оставались: маневренность - возможность стремительного ухода от ответного удара, скорость хода - способствующая развитию силы удара, и броня - защищавшая от аналогичных неприятельских ударов.

Сохранение этих характеристик сводило на нет расчеты средиземноморских кораблестроителей XII века до нашей эры, тем самым вынудило древних греков искать более рациональные идеи. И изящное решение было найдено.

Если корабль нельзя удлинить, значит, его можно сделать выше, и разместить еще один ярус с гребцами. Благодаря этому количество весельных удалось удвоить, существенно не увеличивая длину древнегреческого корабля . Так появилась бирема .

бирема

В результате добавления второго яруса с гребцами увеличилась и защищенность древнегреческих кораблей . Чтобы протаранить бирему , форштевню неприятельского судна теперь требовалось преодолеть сопротивление большего количества весел.

Увеличение количества гребцов также привело к тому, что от них требовалась синхронность в действиях, чтобы бирема не превратилась в сороконожку, запутавшуюся в собственных ногах. От гребцов требовалось умение чувства ритма, поэтому в античные времена не использовался труд галерных рабов. Все весельники были вольнонаемными моряками, причем получали жалование во время войны, как и профессиональные солдаты - гоплиты.

гребцы биремы

Только в III веке до нашей эры, когда у римлян во время Пунических войн из-за высоких потерь возник дефицит в гребцах, они использовали на своих рабов и преступников, приговоренных за долги, которые прошли предварительное обучение. Появлению образа галерных рабов в действительности вошло в историю с появлением . Они имели иную конструкцию, которая позволяла иметь в команде лишь около 15 процентов обученных гребцов, а остальные набирались из каторжан.

Появление первых бирем у греков датированы концом VIII века до нашей эры. Бирему можно признать первым древним кораблем, специально построенным для уничтожения морских целей противника. Гребцы древних судов практически никогда не были профессиональными воинами как сухопутные гоплиты, но считались первоклассными моряками. Кроме того, во время абордажного боя на борту своего судна, гребцы верхнего яруса часто принимали участие в сражениях, в то время как гребцы нижнего яруса имели возможность продолжать маневрирование.

Легко представить себе, что встреча биремы VIII века с 20 воинами, 12 моряками и сотней гребцов на борту с пентеконтором времен Троянской войны с 50 гребцами-воинами стала бы плачевной для последнего. Несмотря на то, что пентеконтор имел на борту 50 воинов против 20 биремы , его команда в большинстве случаев не смогла бы использовать свое численное превосходство. Во-первых, более высокий борт биремы препятствовал бы абордажному бою, а таранный удар биремы был бы в два раза эффективнее пентеконтора .

Во-вторых, во время маневрирования пентеконторы все его гоплиты задействованы на веслах. В то время как 20 гоплитов биремы могут атаковать метательными снарядами.

Благодаря своим очевидным преимуществам, бирема стала быстро распространяться по Средиземноморью, и на многие века прочно заняло позицию «легкого » всех крупных флотов. Однако место « » спустя два века займет триера - самый массовый древний корабль Античности.

триера

Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля древних греков. Согласно Фукидиду, первая триера была построена около 650 года до нашей эры и имела длину около 42 метров.

На классической греческой триере располагалось около 60 гребцов, 30 воинов и 12 матросов на каждом борту. Гребцами и матросами руководил «келейст », всем кораблем командовал «триерарх ».

«триерарх»

Гребцы, находившиеся на нижнем ярусе триеры , почти у самой воды, именовались «таламитами ». Их было по 27 человек с каждого борта. Порты, прорубленные в корпусе судна для весел, находились очень близко к воде, поэтому при небольшом волнении часто захлестывались волнами. В этом случае «таламиты » втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями.

Гребцы второго яруса назывались «зигитами » и, наконец, третьего яруса - «транитами ». Весла «зигитов » и «транитов » проходили через порты в «парадосе » - специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях Древнего Рима.

Весла всех ярусов имели одинаковую длину 4,5 метра. Дело в том, что если посмотреть на вертикальный срез триеры , то окажется, что все гребцы расположены по кривой, образованной бортом судна. Таким образом, лопатки весел трех ярусов достигали воды, хотя и входили в нее под разными углами.

Триера была весьма узким кораблем. На уровне ватерлинии судно имело ширину около 5 м, и позволяло развивать максимальную скорость хода до 9 узлов, но некоторые источники утверждают, что могло развивать и до 12 узлов. Но, несмотря на относительно невысокую скорость, триера считалась весьма энерговооруженным кораблем. Из неподвижного состояния древние корабли достигали максимальной скорости за 30 секунд.

Как и более поздние римские корабли, греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или головы.

таран триеры

Наиболее эффективным оружием древних кораблей являлся таран, а вспомогательным, но также достаточно эффективным средством вооруженной борьбы - абордажный бой.

Успех морского сражения в первую очередь зависел от стремительного нанесения удара на полной скорости в борт неприятельского корабля, после которого экипаж должен был также быстро дать задний ход для смены позиции. Дело в том, что атакующий корабль всегда подвергался риску нападения, поскольку мог получить больше повреждений и застрять в обломках весел, а следовательно, утратить ход, и его команда мгновенно будет атакована различными метательными снарядами с борта неприятельского корабля.

тактический маневр триеры - проплыв

Одним из распространенных тактических маневров во время морского боя в Древней Греции считался «diekplus » (проплыв). Целью тактического приема оставался выбор выгодного с точки зрения позиции курса атаки и лишения противника возможности уклониться от удара. Для этого триера двигалась в сторону корабля противника, нанося скользящий удар. При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны были по команде втянуть весла. После чего веслам неприятельского корабля с одного борта был нанесен ощутимый урон. Через мгновение нападающий корабль выходил на позицию и наносил таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной или двумя съемными мачтами, которые при появлении попутного ветра быстро монтировались. Центральная мачта устанавливалась вертикально и растягивалась для устойчивости тросами. Носовая мачта, предназначенная для небольшого паруса - «артемон », устанавливалась наклонно, с опорой на «акростоль ».

Иногда триеры модернизировались и для транспортных перевозок. Такие суда назывались «гоплитагагос » (для воинов) и «гиппагагос » (для лошадей). Принципиально эти древние корабли ничем не отличались от триер , но имели усиленную палубу, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для лошадей.

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными древними кораблями Античного периода с IV по V век до нашей эры. Одиночно или в составе небольших соединений они могли выполнять крейсерские функции: вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и , доставлять особо важные грузы и атаковать врага на побережье.

Исход морских сражений решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки экипажей - гребцов, парусной команды и воинов. Однако многое зависело и от боевых порядков соединения. На переходе древние корабли Греческого флота, как правило, следовали в кильватерном строю. Перестроение в линию производилось в преддверии столкновения с противником. При этом корабли стремились выстроиться в три-четыре линии с взаимным смещением на полпозиции. Этот тактический ход выполнялся, чтобы затруднить противнику проведение маневра «diekplus », ведь сломав весла какому-либо из судов первого ряда, неприятельский корабль подставлял свой борт под таранный удар кораблей соседней линии.

В Древней Греции существовало еще одно тактическое расположение кораблей, которое в современной тактике отвечает глухой обороне - это специальное круговое построение. Оно имело название «еж » и применялось в тех случаях, когда требовалась защита кораблей с ценным грузом или уклон от линейного сражения с превосходящими кораблями противника.

В качестве вспомогательных кораблей , или рейдеров использовались одноярусные галеры - «униремы », наследники архаичных триаконторов и пентеконторов .

В классический период V века до нашей эры флот Древней Греции составлял основу военной мощи и являлся важным компонентом вооруженных сил коалиций Эллады.

Военный флот Древней Греции насчитывал до 400 триер . Древние корабли строились на государственных верфях. Однако их оснащение, ремонт и даже наем гребцов производился за счет богатых афинян, которые, как правило, становились и триерархами - капитанами кораблей. По окончании морского похода триеру возвращали для хранения на базу военного флота в Пирее, а экипаж распускали.

Развитие древнего флота Греции способствовало появлению новой категории граждан - моряков. По своему иерархическому положению они не были богатыми людьми и вне морской службы не имели источников постоянного дохода. В мирный период, когда спрос на высококвалифицированных моряков снижался, они занимались небольшой торговлей или нанимались батраками к богатым землевладельцам. Списанные на берег моряки населяли районы городской бедноты в Пирее и Афинах. Наряду с этим это были люди, от которых зависело военное могущество Древней Греции.

Интересно, что обычный работник зарабатывал примерно полдрахмы в день, а гребцы на кораблях и гоплиты в период военной кампании получали по 2 драхмы ежедневно. На эти деньги можно было купить 40 кг зерна, четыре ведра маслин или 2 ведра недорогого вина. Баран стоил 5 драхм, а аренда небольшой комнаты в бедном квартале - 30 драхм. Таким образом, за месяц морских скитаний обычный весельник мог обеспечить себя провиантом на целый год.

Наиболее крупным кораблем древних греков , построенным в Античности, считается мифическая тессераконтера , созданная в Египте по приказанию Птолемея Филопатора. Источники утверждают, что этот древний корабль достигал длины 122 м и ширины 15 м, а на его борту находилось около 4000 гребцов (по 10 на одно весло) и 3000 воинов. Некоторые историки полагают, что скорее это был большой двухкорпусный катамаран, между корпусами которого была сооружена грандиозная площадка для метательных машин и воинов.

К сожалению, о названиях греческих кораблей известно немного. В Афинах находились две триеры с роскошной внешней отделкой, которые имели названия «Паралия » и «Салами ния ». Эти два корабля использовались для торжественных процессий или для отправки особо важных поручений.