Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми. Надел кукушонок капюшон

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Тема. Стихотворение Е. Благининой «Котенок».

Цели. Познакомить детей с произведением Е.А. Благининой «Котенок;

Расширять знания о жизни и содержании домашних животных;

Прививать интерес и любовь к самостоятельной читательской деятельности;

Воспитывать сочувствие, доброту, отзывчивость к домашним питомцам.

Раздел: «Люблю всё живое»

Тип урока: ознакомление; урок-слушание

Методы и приемы:

Игровой прием

Словесный

Наглядный

Практический

Самостоятельная работа

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, аудиозапись стихотворения «Котёнок», карточки с текстом, раскраски, смайлики, аудиозапись песни «Котёнок убежал»

Ход урока.

    Эмоциональный настрой.

Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

II . Минутка скорочтения

Как обычно, урок начнем с разминки.

    Упражнение «Бросок, засечка»

Котёнок

Были брат и сестра - Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде.

Один раз они играли около сарая и услыхали - над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу сарая. И наконец закричал сестре:

Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные.

Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

Котят было пять. Когда они выросли немножко, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

2. Упражнение «Фотоглаз» (слайд 2)

На две секунды даются слова.

Прочитайте и запомните.

После появляются слова с лишним словом (слайд 3)

Какое лишнее слово заметили? (садик, досыта, весна, щенята, мяукали, питомцы ).

III . Актуализация имеющихся знаний.

Как вы понимаете слово питомцы? (чей-нибудь воспитанник)

А какие домашние питомцы у вас есть?

Как вы к ним относитесь?

Когда наши питомцы могут оказаться на улице? (безответственно относятся, иногда сами теряются, иногда их просто выкидывают).

Что нужно делать, чтобы наши животные не попадали в беду?

В Чебоксарах построили гостиницу для собак и кошек.

Возле Лапсар появился пункт поддержки для бродячих собак на 200 мест.

    Сообщение темы урока.

1. –Как вы думаете? О ком мы сегодня будем читать?

(предположения детей)

Послушайте загадку.

Этот зверь живет лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усы как спицы.

Он мурлыча песнь поет.

Только лишь мышей боится,

Угадали? Это …(кот)

Какими еще словами мы называем кота? (котик, котяра, коток, кошечка, котенок, котофей, усатый-полосатый).

2. Вступительная беседа.

а) Очень много произведений о кошках вы уже читали («Дядя Федор », «Кот в сапогах», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом»).

б) Очень много и фразеологизмов о кошках. (слайд 4)

Групповая работа. Задание: объяснить, как можно быстрее значение фразеологизмов.

А) Черная кошка пробежала – поссорились;

Б) кот наплакал – очень мало;

В) на душе кошки скребутся – когда очень плохое настроение;

Г) коту под хвост – зазря, напрасно, все пропало;

Каждая команда объясняет 1 фразеологизм.

Вывод: фразеологизмы нашу речь делают более выразительной, богатой и интересной.

в) -Произведение Е.Благининой тоже называется ласково «Котенок»

Рассказ учителя о Благининой

Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать стихи оказалось сильнее. Впервые её стихи появились на страницах журнала «Мурзилка».

Дети любили и её, и её стихи - замечательные стихи о том, что близко и дорого им: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести.

3. Рассматривается выставка книг (слайд 6)

V . Работа над стихотворением «Котенок». (слайд 7)

1 Прослушивание стихотворения в аудиозаписи (слайд 8)

Что случилось в стихотворении с котенком?

3. Проверка первичного закрепления.

Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

Вторичное закрепление и словарная работа.

Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно.

Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь)

Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать.

Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая).

Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный.

4. Работа по содержанию.

Ребята, посмотрите на слайд (слайд 9)

Тут фотографии самых разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котенку в начале.

Каким он был сначала?

Почему этот котенок?

Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии.

А здесь ищем котенка, который больше подходит, когда его приютили.

Почему?

Подтвердите строчками из стихотворения.

Какая фотография показывает, каким стал котенок?

Прочитайте строки стихотворения.

5. Электронная гимнастика для глаз.

6. Выразительное чтение

Какое это произведение: веселое или грустное?

Вы уже знаете, что главные ключевые слова при выразительном чтении особо выделяют голосом.

Подумайте, какие это слова?

Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.

Вывод. Чему учит это произведение?

7. Физминутка

Кот Мурлыка, кот Царапка

Учит деток танцевать

Ну-ка левой, ну-ка правой,

Раз-два-три-четыре-пять!

VIII . Иллюстрирование стихотворения.

Представьте, что вам предложили проиллюстрировать это стихотворение. Давайте на несколько минут станем художниками.

(дети раскрашивают рисунки котенка – каждая группа – своего котенка (под музыку)

3. Выставка работ.

IX . Закрепление урока.

Как мы должны относиться к своим питомцам?

Как мы им можем помочь?

X . Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть.

XI . Рефлексия. (слайд 10)

Сегодня на уроке…

Научился…

Было интересно…

Было трудно…

Больше всего понравилось…

Какой бы вы подобрали смайлик к нашему уроку? (дети поднимают смайлики)

Всем спасибо! (слайд 11)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по литературному чтению

ТЕМА: Е. А. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: Е. А. Благинина «Котёнок», «Кукушка».

Цели: расширить знания детей о жизни и творчестве Е.А. Бла­гининой; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь про­гнозировать содержание произведения; планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; читать и воспринимать на слух лирические тексты; читать стихотворения, отражая по­зицию автора и свое отношение к изображаемому; сравнивать название произведения и его содержание; высказывать свое мнение.

Оборудование: выставка книг Е.А. Благининой, презентация, аудиозапись

Ход урока.

I . Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях в игре,

Смело, чётко говори

И тихонечко сиди.

Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

II . Речевая разминка.

Взгрустнулось кукушке

На дальней опушке,

И ветер разносит по лесу: ку-ку!...

Наверное, нет у кукушки подружки:

Сидит и кукует одна на суку.

Поговорите скороговорку: слайд 1

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

III . Проверка домашнего задания.

IV . Введение в тему.

Прочитай, с каким писателем мы сегодня познакомимся.

(А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Е.Благининой) слайд 2

Какова тема урока?

Какие цели мы перед собой поставим: мы познакомимся; мы научимся; мы будем учиться; слайд 3

V . Работа по теме

Биография Е. А. Благининой лайд 4

Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг. ) Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное - двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же - в годы студенчества - появились первые лирические стихи Елены Александровны.

Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт.

В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Елена Благинина. (слайд 2). Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.

Физкультминутка

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес.

Руки подняли и покачали –

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья согнули назад

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

Послушайте, кто так кричит (аудиозапись). Что вы знаете о кукушке? Слайд 5

Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукование обычно начинается в мае – июне и прекращается во 2-ой половине лета.

Обыкновенные кукушки гнёзд не строят, яйца подбрасывают в чужие гнёзда.

Но кукушек следует причислить к полезным пернатым, т.к. они уничтожают, массу насекомых – вредителей древесных насаждений.

К тому же они своим кукованием приносят людям радость, ькак вы подчёркивая очарование наступившей весны.

Кукушка очень заботливая мать. Она долго выбирает кому подложить свои яйца.

Прочитай те пословицы слайд 6

Если хочешь долго жить – торопись в лес годы считать. Вот уж накукует их тебе кукушка! На две жизни хватит. Ещё и останется.

Работа над стихотворением «Кукушка»

Откройте учебник, я прочитаю вам стихотворение «Кукушка». Слайд 7

Какое стихотворение оно вам напомнило? (Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной»)

Давайте перечитаем это стихотворение.

В чём сходства этих стихотворений? Общая тема – о кукушке, главный герой – мальчик, действие происходит в лесу.

В чём отличия этих стихотворений? разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера;

У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем.

Какое определение дают поэты голосу кукушки? Стеклянный, заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный, простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний, отзывчивый – легко отзывающейся. Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь, милый, блаженствую – испытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым

Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми.

Работа над стихотворением «Котёнок»

Послушайте стихотворение Благининой «Котёнок» (аудиозапись)

От чьего лица ведётся повествование? (от лица девочки)

Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

Физкультминутка

Кот Мурлыка, кот Царапка

Учит деток танцевать

Ну-ка левой, ну-ка правой,

Раз- два- три- четыре- пять!

Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно.

Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении? (Словарная работа) слайд 9

Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шёл дождь)

Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать.

Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая).

Хвост трубой – когда весёлый, довольный, уверенный.

Ребята, посмотрите на слайд 10

Тут фотографии разных котят. Попробуйте найти фотографию, которая больше всего подходит нашему котёнку в начале.

Каким он был сначала?

Почему этот котенок?

Найдите и прочитайте строки, соответствующие этой фотографии

А здесь ищем котёнка, который больше подходит, когда его приютили.

Выразительное чтение стихотворения «Котёнок».

Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котёнку сначала было плохо, а потом хорошо.

VI .Рефлексия. слайд 11

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

VII . Домашнее задание.

Выучить стихотворение наизусть (по выбору) слайд 12

VIII . Итог урока.

О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? (О животных)

Чему научили нас прочитанные стихи?(Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду)

Хочется закончить таким стихотворением слайд 13

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц.

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Давайте родную природу:

Озёра, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живём мы с тобою на ней

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.