Методы решения проблем, поиска идей и работы с информацией. Групповые методы решения учебных проблем

Методом, который помогает выявить истину через сопоставление различных взглядов, найти правильное решение проблемы, дискуссия (иногда дискуссию считают формой коллективного обсуждения проблем). Психологи рассматривают дискуссию как обсуждение каких-то вопросов с людьми, которые реально или мнимо участвуют в процессе обдумывания . Во время такого обсуждения выявляются различные позиции, а эмоционально-интеллектуальный толчок пробуждает желание активно мыслить. Во многом определяет эффективность дискуссии отбор темы для обсуждения. Конечно, лучше формулировать ее затруднительно. Если тема дискуссии слишком сложной, целесообразно сделать небольшое вступление, чтобы участникам было легче определиться относительно основных понятий. Как правило, для такого вступления отводится 15-20 минут, для выступления - 3-5 минут.

Есть определенные требования к поведению участников дискуссии. Во-первых, они должны подготовиться к обсуждению темы и проявить готовность изложить свою позицию. Во-вторых, каждый должен внимательно слушать других и слышать, о чем они говорят. В-третьих, всем желательно вести себя в соответствии с общепринятыми этическими нормами поведения. Не следует превращать дискуссию в спор, нельзя перебивать того, кто выступает, делать замечания по поводу личностных качеств участников.

При обсуждении нередко рождается много разных мнений, иногда полярных (от крайне левых до крайне правых). И тогда участники начинают тяготеть к тем людям, мнение которых для них близки. При этом возникают определенные группы, чаще всего так называемые "меньшинство" и "большинство". Иногда считается, что истина принадлежит "большинства", а "меньшинство" воспринимается как дестабилизирующий фактор. Однако прогрессивная мысль часто принадлежит именно "меньшинства", и именно "меньшинство" стимулирует

"большинство" посмотреть на проблему под другим углом зрения, вызывает творческую активность у присутствующих.

Готовя и проводя дискуссию, надо учитывать определенные этические и психологические требования к ней. Если участники дискуссии будут единую мотивацию, то стремиться найти ответы на вопросы, которые их волнуют. Если они не будут хорошо информированы о предмете обсуждения, то не будут тратить время на дискуссии с поводу "белых пятен". В то же время, если информацию по вопросу они будут иметь исчерпывающую, то дискуссия не имеет смысла. Чем острее интерес, тем большую пользу всем принесет обсуждения. Если дискуссия будет происходить в атмосфере доброжелательности и уважения, то участники разойдутся с чувством удовлетворения от проделанной работы.

Для того чтобы дискуссия была полезной и способствовала эффективному рассмотрению затронутой проблемы, следует придерживаться определенных правил:

Не провоцировать у оппонента состояние аффекта, гнева, раздражения, чтобы ослабить его позицию или спровоцировать к логических ошибок;

Не унижать достоинства оппонента, проявлять уважение к нему;

Не отвлекать от предмета обсуждения;

Не допускать обвинений в адрес оппонента;

Не использовать психологическое тиснение на оппонента;

Не использовать "нет", особенно, когда оппонент говорит "да";

Не радоваться открыто по поводу поражения оппонента.

О результативности дискуссии можно говорить тогда, когда участники сформировали определенное мнение по обсуждаемому вопросу или подтвердили те взгляды, которые имели до начала коллективного обсуждения. Если под влиянием дискуссии в части участников изменились установки, то это означает, что подействовал "эффект убеждения". Он будет даже тогда, когда у некоторых зародились только определенные сомнения в правильности своих взглядов. "Нулевой эффект" дискуссии бывает тогда, когда взгляды, мнения большинства людей не изменились. Конечно, это может быть следствием пассивного отношения к дискуссии и из-за отсутствия подготовки к ней. Если во время дискуссии в некоторых сформируются взгляды, противоположные тем, которые хотели сформировать ее организаторы, то это означает "эффект бумеранга", то есть отрицательный результат дискуссии.

Иногда обсуждение проблемы превращается из дискуссии на спор и менеджерам приходится принимать в ней участие. При этом возникает коммуникативный конфликт. Спор - это столкновение различных мнений, во время которого каждая из сторон отстаивает только свою позицию. Участники вступают в спор для достижения трех целей: оправдание своих мыслей, опровержения мнений оппонента и получения дополнительной информации. По поставленной целью споры рассматриваются как средство поиска истины или убеждения другой стороны; есть споры ради победы или умение приводить доказательства; даже бывают споры ради самого спора или споры как игра . Различия в споре могут иметь глубокие корни, и если они противоположны у тех людей, спорящих, то спор превращается в бессмысленные и бесцельные выпады.

Всегда следует вступать в спор, особенно когда она открылась навязывают? Если да, то целесообразнее уклониться от нее, а если нельзя этого сделать, тогда следует обращаться "как на войне" - то есть принять участие и разоблачить нечестные или ложные улики, используя логические приемы. Нельзя навешивать ярлыки на участников спора. Считают, что уважение к чужим убеждениям - это не только признак уважения к другой личности, но и признак развитого ума. Конечно, существенными элементами культуры спора является умение слушать и говорить, соблюдая этические нормы и правила. Философ М. Монтень считал, что выражать раздражение при обсуждении проблемы, пагубно не только для ума, но и для совести человека. А образы во время спора следует запрещать и наказывать. В Древней Индии, например, существовали специальные процедуры, с помощью которых устанавливали, имеет ли человек моральные качества и умения, необходимые для того, чтобы вести честную и познавательно ориентированную спор. Только при наличии таких качеств и умений человеку доверяли управлять другими.

Эффективным методом, который используют опытные менеджеры для поиска выхода из проблемных ситуаций, является "мозговой штурм" (брейнсторминг). Это метод организации и повышения эффективности совместной, творческой деятельности небольшой группы людей, рассчитанной на повышение качества и производительности, особенно при решении сложных, творческих задач, которые недоступны разуму и усилиям одного человека . Метод был предложен еще в 40-х годах прошлого века американским психологом А. Осборном, а теперь он стал общеизвестным и пользуется большой популярностью. Есть определенные особенности общения с использованием этого метода: свободное высказывание любых идей; чем больше идей, тем лучше; недопустимость критики высказанных идей; обмен мнениями и их сочетания.

Организуя брейнсторминг, менеджеру следует исходить из того, что только уважительное отношение друг к другу способствует раскрытию человека и способности генерировать новые идеи. В процессе обсуждения его участники должны работать "как один мозг", целенаправленный на генерирование новых идей. Высказанные идеи пересматриваются и отбирается лучшая, самая правильная или эффективная. Каждый участник сосредоточивает свое внимание на поиске новых подходов, а не на критике высказанных другими мыслей. А затем все участники могут спокойно выражать свои мысли, зная, что их назовут смешными или неуместными.

Процесс "мозгового штурма" предусматривает две стадии: на первой вносится как можно больше идей или решений проблемы, второй анализируются идеи и отбираются лучшие и наиболее подходящие для дальнейшей обработки. Участие в общении с использованием этого метода очень меняет людей, значительно повышает их интеллектуальный потенциал. Примером "мозгового штурма" является игра "Что? Где? Когда?". Когда у участников игры спросили, почему они более 25 лет участвуют в игре, они ответили, что уже не могут обойтись без такой интеллектуальной зарядки и что это необходимо для развития их интеллекта.

Для того чтобы такое общение было эффективным, целесообразно рассматривать только одну проблему. По количеству участников оптимальной будет группа от 7 до 13 человек. Важно разместить участников по кругу, чтобы они хорошо видели друг друга и были равноправными. Психологический барьер в такой группе исчезает быстрее, если состав участников более или менее однородной. Необходимо также ограничить время обсуждения (в пределах от 15 минут до 1:00), ибо дефицит времени стимулирует деятельность мозга .

"Мозговой штурм" как метод обсуждения используется для выявления "узких" мест или поиска перспективы. Им охотно пользуются менеджеры с мировым именем. Об этом писал, в частности, Ли Якокка, который широко этот метод применил, решая вопрос реорганизации фирмы "Крайслер" . Недостатком этого метода является то, что он позволяет найти творческие идеи в общем виде, но не дает подробной разработки их.

Для поиска идей также используют объединение представителей различных сфер деятельности в группы постановки - принятие решений (так называемая синектика) . Метод разработан В. Гордоном. В синектический группах каждый член группы, во-первых, воспринимает обсуждения как соревнования и, во-вторых, вносит ранее продуманную идею в собственной интерпретации. Такие группы работают в длительном режиме и дают возможность рассмотреть проблему со всех ее возможных сторон. Эффективность метода была доказана при разработке решений по особо сложных проблем.

Есть еще морфологический метод, предложенный Франком Цвики, который позволяет рассмотреть все возможные альтернативные варианты, методы прогнозирования (среди них: сценарный метод и метод Дельфа), с помощью которых определяют, как различные факторы - политические, технические, социальные и др. - Могут повлиять на деятельность организации. Так, сценарный метод предусматривает квалифицированное и научно обоснованное стремление составить прогноз по заложенным в нем определенной степенью достоверности применением методов экстраполяции, что оправдали себя. Метод Дельфа несколько напоминает "суд старейшин", то есть предполагает стремление объединить мнению экспертов по той или иной проблемы. Также широко известен метод использования таблиц "затраты - выпуск", разработанный В. Леонтьевым, который помогает выявить взаимосвязи между отдельными частями целого .

Эти и другие методы общения позволяют генерировать идеи, обогащать творческую деятельность организации, а менеджеру оперативно внедрять новшества.

Июль 1961 г

Наша Революция развивается так стремительно и под­ход к возникающим проблемам, должно быть, меняется настолько быстро, что опережает способность к их пониманию в определенной среде революционных орга­низаций.

Поэтому настоящим докладом, который подлежит широкому обсуждению, мы хотим дать общие направле­ния политики, которую следует проводить руководите­лям государственных предприятий в отношениях с такими рабочими и политическими объединениями, как комитеты технического совета, профсоюзы, ХУСЕИ 1 , революционные организации и т. д.

Кубинская революция, быстро пройдя первый демо­кратический антиимпериалистический этап, переросла в социалистическую, поэтому все проблемы, которые она ставила, должны изучаться с точки зрения государства, которое идет к социализму, и в свете определяющих руководящих принципов марксизма, с учетом опыта стран, уже реально строящих социализм.

При этом следует учитывать основные условия наше­го собственного национального развития и приспосабли­вать их к общей картине развития на каждом данном этапе.

Наша Революция уже миновала фазу борьбы, на которой неизбежно должны были применяться обычно жесткие меры экспроприации капиталистов, в особеннос­ти в промышленности, где было национализировано более 80 % предприятий, и этот процесс продолжается по­средством выкупа экспроприированного у тех, кто бежит из страны, покидает предприятия или уличается в соучастии с контрреволюционными элементами. Все это привело к необходимости создать государственный производственный аппарат, игнорируя при этом практи­ческое значение частного производства. В плане преду­сматриваются производственные возможности и потреб­ности в обеспечении государственных предприятий и в целом той немногочисленной группы частных пред­принимателей, которые продолжают сохраняться.

С течением времени понятие предприятия менялось. Центральный совет планирования дал следующее опре­деление предприятию, которое дословно гласит:



«Понятие общественного предприятия включает в себя все производственные объединения, производящие одинаковую или схожую продукцию или оказывающие одинаковые или схожие услуги, хотя это не исключает возможности, что в отдельных случаях по практическим соображениям общественные предприятия могут стро­иться и на других принципах интеграции».

Решение Центрального совета планирования гласит:

«Предоставить в принципе общественным предприятиям следующие полномочия:

а) заключать контракты на закупку или получение материалов (электроэнергии, сырья, смазочных матери­алов, запчастей для действующих машин);

б) заключать контракты на продажу или передачу созданной продукции;

в) заключить контракты на строительство зданий и приобретение машин и оборудования, необходимых для увеличения производственных мощностей, входящих в объединение единиц, согласно утвержденному плану капиталовложений;

г) заключать коллективные трудовые контракты и соглашения;

д) назначать, передвигать и увольнять неруководя­щий состав входящих в объединение организаций, согласуя эти вопросы с Министерством труда и руко­водствуясь утвержденным штатным расписанием;

е) определять, какие производственные единицы должны иметь бухгалтерию;

ж) разрабатывать бюджет, на основе которого пред­приятия посредством государственных ассигнований бу­дут получать необходимые фонды для обеспечения контрактов, упомянутых в пунктах а), б), г), а также передавать в национальный доход прибыль от продажи продуктов».

Как можно увидеть, государственное предприятие является объединением более или менее схожих произ­водственных единиц, которые работают, имея установ­ленный бюджет и согласно этому бюджету, определяют свои производственные задачи, подписывают контракты с целью их выполнения, заключают коллективные трудо­вые договоры и соглашения, назначают, передвигают и увольняют неруководящий состав входящих в объеди­нение организаций по согласованию с Министерством труда и заключают договоры на строительство соору­жений, закупку машин и т. д.

Администраторам каждого завода передается часть функций директора объединенного предприятия, но в отношении начальников отделов мы можем не отделять руководителей объединенного предприятия от руководи­теля заводов. В действительности объединенное пред­приятие является количественным объединением ряда заводов, но приблизительно с теми же функциями. Каковы же руководящие кадры сегодняшних предприя­тий Министерства промышленности согласно последне­му утвержденному регламенту? Начальник экономичес­кого отдела, начальник производственного отдела и начальник отдела сбыта и закупок. Три наиболее важ­ных человека, которые вместе с директором составляют исполнительную часть предприятия. Но объединенное предприятие, как и заводы, - я вновь повторю это, - не представлены только этой руководящей группой государственных служащих; есть еще две очень важные организации, которыми являются профсоюз и Техни­ческий совет. Отношения между каждой из них должны быть четко определены.

Прежде чем продолжать дальше, следует уточнить, что заводы являются собственностью всего народа, а так как народ в нашей стране представлен государством. значит, они являются собственностью государства. Ку­бинский народ поручил государству миссию руководить производством для достижения целей социалистической революции. И именно социалистический характер Кубинской революции определяет общие направления производства; отвергая анархию капиталистичес­кого производства, революция выдвигает план рацио­нального социалистического производства. Поэтому план является одной из опор социалистической системы, в которой согласовываются усилия всей страны, гармо­нично распределенные и тесно увязанные между собой.

Конечно, правительство не может диктовать нормы, составлять планы, ставить задачи без участия народа, так как в этом случае план был бы неэффективным, бюрократическим. Поэтому предприятие должно обра­титься к своим служащим и рабочим с целью привлечь их к обсуждению планов, вовлечь народ в производство и в решения производственных вопросов в такой форме, чтобы конечный результат был бы жизненно важным, итогом практических обсуждений определенных тем, которые могли бы привести к окончательным выводам. Следует добавить, что согласно действующим принци­пам руководства предприятиями в социалистических странах администратор и административный совет несут полную ответственность за возложенные на них обязательства. Это должно быть ясно, так как не может допускаться никакой небрежности со стороны адми­нистратора при исполнении функций, возложенных на него государством, функций, предоставленных ему как директору предприятия или администратору завода. Только исходя из этого основного критерия, можно начать обсуждение предложенной проблемы.

Какими должны быть отношения между админист­ратором и профсоюзами?

В заголовке этой работы уже содержится мысль, что руководство должно быть единым, при личной от­ветственности и коллективном обсуждении. Директора, мы уже говорили об этом, должны выполнять, добивать­ся выполнения общих указаний министерства; кроме того, они должны и руководить всеми этапами непо­средственного планирования, руководить организацией и составлением, реализацией и контролем всех функций и дел объединенного предприятия или в данном случае завода. Директор объединенного предприятия должен:

а) руководить сам или через компетентных служа­щих работой отделов, контор и производственных под­разделений объединенного предприятия, являясь главным ответственным лицом перед министерством за хороший ход работы;

б) руководить составлением и выполнением государ­ственного плана в части, касающейся объединенного предприятия (технико-экономический план объединен­ного предприятия);

в) следить за выполнением установленных показате­лей работы, заработной платы, контрактов, технологии, финансов, законов и постановлений, мер безопасности и гигиены труда рабочих. Следить также за правильным и эффективным использованием ресурсов, выделенных объединенному предприятию государством;

г) принимать необходимые решения внутреннего характера, направленные на улучшение работы объеди­ненного предприятия. Издавать необходимые инструк­ции по лучшей организации административной, эконо­мической, технической, производственной и коммерческой деятельности объединенного предприятия;

д) информировать, стимулировать, обучать и повы­шать способности личного состава объединенного пред­приятия, чтобы достичь более революционной, эффек­тивной и экономичной его деятельности;

е) подписывать необходимые документы обществен­ного и частного характера, однако они никоим образом не должны своим содержанием выходить за пределы, установленные в технико-экономическом плане объеди­ненного предприятия;

ж) председательствовать на административных со­ветах, комитетах и собраниях, которые проводятся для информации и координации различного рода деятель­ности объединенного предприятия;

з) сотрудничать с революционными и профсоюзны­ми организациями;

и) поддерживать активное участие трудящихся в управлении и выполнении плана.

Какова же будет роль профсоюзов?

Профсоюзы имеют две различные функции, которые в революционную эпоху дополняют друг друга.

Одна из них - понять основную идею организации и задач правительства, обсудить ее на уровне конкрет­ного предприятия или завода и довести эту идею до сознания трудящихся масс, чтобы в их сознании укоре­нилось то, что нужно сделать, и чтобы это сознание и дальше с еще большей силой продвигало дело вперед.

Другая задача, кажущаяся противоположной первой, состоит в защите специфических и непосредственных интересов рабочего класса на уровне объединения или завода. Установление социалистической системы не устраняет противоречия, а только изменяет форму их разрешения. Сейчас также будут противоречия, в их разрешении профсоюз будет играть важную роль, обосновывая точку зрения трудящихся определенной отрасли для возможного удовлетворения их нужд, без ущерба общим интересам всего рабочего класса, - построению социализма и индустриализации страны в короткий срок, - когдаих нужды не расходятся с определенными нормами труда, когда они не противо­поставляются некоторым благам, завоеванным в резуль­тате профсоюзной борьбы в течение долгих лет, когда не игнорируются насущные нужды рабочих предприя­тия и когда дело касается общего обсуждения коллек­тивного трудового договора. Как совместить всю эту защиту непосредственных интересов рабочего класса с его участием в больших экономических начинаниях Правительства? Очень просто, так как между этими двумя задачами нет внутренних противоречий; Прави­тельство старается вести страну вперед, по возмож­ности более быстро, используя возможно большее количество ресурсов для блага наибольшего количества людей в наиболее короткий срок. Стремление это вели­ко, иногда это общее стремление на каком-то заводе наталкивается на практические трудности; в этом случае задача профсоюза - привести в соответствие реальные условия места работы и важные общие уста­новки развития государства. Для пояснения этой мысли приведем пример.

Предположим, что на одном промышленном пред­приятии (не будем его называть) имеется цех, вредный для здоровья; страна нуждается в продукции, для полу­чения которой приходится работать в спешном порядке, в условиях, очень вредных для здоровья. Экономические инстанции через свои организации передают просьбу директору указанного предприятия; директор хочет удвоить показатели производства, просит увеличить ко­личество рабочих часов и других самопожертвований, необходимых для увеличения производства без новых вложений, которые в этот момент сделать невозможно. Профсоюз может выступить и сказать: «Подождите, здесь от этой группы рабочих просят несоразмерных усилии, потому что работа по стольку часов вызывает такую-то болезнь, ведет к физическому износу, потому что нет минимальных условий охраны здоровья, потому что есть то или другое. Он имени рабочих, которых мы представляем, требуем, чтобы улучшились условия оп­латы труда, улучшились санитарные условия, социаль­ное страхование; все это нужно, чтобы выполнить зада­ния правительства, и в случае удовлетворения наших просьб мы обязуемся сделать это».

Естественно, мы взяли крайние случаи; администра­ция всегда учитывает условия, необходимые для выпол­нения рабочими своих заданий, имеет в виду благосос­тояние рабочих и не будет требовать от них того, что карикатурно изображено в нашем примере, но здесь как раз в общих чертах и проявляется другая задача проф­союза.

Профсоюз должен выполнять эту двойственную функцию наблюдения за условиями труда рабочих и служащих, но в то же время он должен давать революционное направление самопожертвованию или необхо­димым усилиям масс со всей честностью, на которую способны пролетарии, так как общие направления экономической политики социалистической революции определены желанием создать больше ценностей для повышения благосостояния рабочего класса, крестьян и всего народа.

Профсоюз должен хорошо знать, каковы эти направ­ления и как следует воспитывать массы для быстрейше­го достижения запланированных показателей; для этого он должен иметь доступ к управлению предприятием. До составления трудового распорядка предприятия желательно, чтобы администрация пригласила секрета­ря профсоюза на совет дирекции. Этот личный контакт даст возможность лучше оценить степень сознательнос­ти рабочих и яснее увидеть экономические задачи.

Профсоюзы тесно связаны с увеличением произво­дительности труда и трудовой дисциплиной, которые являются основополагающими факторами построения социализма. Профсоюзы также участвуют в подготовке деятельных администраторов из рабочих, повышая их технический и политический уровень.

Другой задачей профсоюзов является забота о не­посредственных материальных и духовных запросах рабочих. Согласовывая все эти запросы путем обсужде­ния и убеждения (это основной метод правильных действий), профсоюз выполнит все свои обязанности в этот период напряжения всех производительных сил.

Таким образом, отношения между директором и профсоюзом являются сердечными, гармоничными и носят характер взаимодействия, но проявляются они в разных сферах; за все, что касается административного, ответственность несет администратор, который должен применять свою власть; в области воспитания и повы­шения идеологического уровня масс профсоюзы несут большую ответственность и должны выполнять эту за­дачу с глубоким революционным чувством, подчиняя свою деятельность целям общества.

Любое противоречие должно разрешаться посредст­вом обсуждения, потому что самое сильное оружие рабочего класса - это забастовка, она является вынуж­денным оружием в разрешении классовых противоре­чий, явлением, которое не должно иметь место в об­ществе, избравшем путь построения социализма; рабо­чие забастовки на наших предприятиях будут означать громкий провал деятельности нашей администрации, а также явятся выражением, к сожалению, недостаточ­ности политического сознания рабочего класса. К счас­тью, эти отрицательные явления изжиты в нашей стране; значительно повысилась сознательность рабо­чих, и направление нашей экономической политики является правильным и имеет основную задачу - удов­летворение интересов рабочего класса в целом и каждо­го отдельного человека.

Ярким выражением нашего сегодняшнего состоя­ния, совершенно отличного от прошлого, является как раз добровольный труд рабочих, труд, возглавляемый и направляемый профсоюзами. В сознании рабочих уже твердо укоренилась идея, что невозможно отделить завод от трудящихся, что это единые вещи и что, когда трудящийся делает что-то для завода, он делает это для своего блага и для блага всего народа. Таким образом, добровольный труд сплачивает рабочих, которые пере­ходят от одного вида работы к другому, исходя из потребностей страны; по мере необходимости позволяет производить ротацию трудящихся на различных заводах или предприятиях, как это было с производством саха­ра, когда трудящиеся всех предприятий внесли свой вклад в это дело и тем самым содействовали сплочению усилий рабочего класса, претворению в жизнь важней­ших лозунгов страны.

ТЕХНИЧЕСКИЙ СОВЕТ

На уровне заводов, а также в объединениях существует орган, более или менее технический, называемый Тех­ническим советом. Технический совет состоит из наибо­лее известных рабочих от каждого подразделения производства, которые, объединившись, дают советы администратору о практических мерах, которые необхо­димо принять в каждом производственном подразделе­нии.

Технические советы занимаются решением револю­ционно-технических задач. Например, нужна какая-то запасная часть, машина стоит из-за ее отсутствия, инженер считает, что эта деталь должна быть доставле­на из-за границы, на это нужно полтора месяца, что эту деталь невозможно починить и поэтому нужно остано­вить машину. «Во всяком случае, - скажет инженер, - эту деталь надо доставить самолетом».

Собирается Технический совет, обращается к практи­ческому опыту всех рабочих и решает, что эту деталь можно отремонтировать на Кубе, пока прибудет новая. Ставится задача, и деталь ремонтируется. Какой харак­тер носила работа этих людей? Она была технической, но она была и революционной. Это является основной функцией Технического совета, но он же с высоты свое­го положения на заводе может очень хорошо знать, как развиваются производственные отношения, может видеть значение дисциплины труда, значение организа­ции труда, то, как понимают в различных цехах завода неправильные, ошибочные действия на том или ином определенном участке.

Итак, Технический совет является эксперименталь­ной лабораторией, в которой рабочий класс готовит себя для выполнения будущих задач всестороннего управления страной. Он должен способствовать разви­тию всех способных рабочих, стремлению к творческому росту и вместе с профсоюзами предлагать им учить­ся в различных школах, которые создаются; должен постоянно работать над повышением технического уров­ня рабочих, так как профсоюзы и революционные организации обязаны повышать их культурный и идео­логический уровень, способствуя дальнейшему развитию социалистического сознания.

Администратор является председателем Техническо­го совета. Его решение на уровне предприятия или завода окончательно, но может быть передано на рас­смотрение в высшую организацию. То есть в случае с заводом Технический совет может (да и должен это сделать) сообщить директору объединенного пред­приятия, что такой-то администратор завода совершает такие-то и такие-то действия, которые идут вразрез с политикой министерства и наносят ущерб производству, рабочим и общему ходу дел на заводе; если директор объединения не обратит внимания на это заявление, можно послать его выше, соответствующему замести­телю министра. Как видите, существует надежная гарантия, что все заявления Технического совета будут рассмотрены лицами, ответственными за проблемы производства.

В итоге Технический совет имеет целью замещение высококвалифицированных техников и улучшение усло­вий труда посредством своего революционного энтузиаз­ма. В особенности он будет работать над изучением воз­можностей изготовления запасных частей, над рациона­лизацией процесса производства, над повышением про­изводительности труда, а также будет сотрудничать с профсоюзами в работе по улучшению дисциплины труда и повышению технической грамотности рабочих. Кроме того, сейчас его насущной задачей является вместе с ответственными лицами Министерства труда и соответ­ствующих министерств разработка нормативов труда. Эти нормативы являются базой для расчета заработной платы в социалистической системе и на их основе сос­тавляется коллективный договор.

В производстве имеется один очень важный «фак­тор», который в идеологическом плане остался далеко позади политического развития страны, - это тех­ник. Техниками на Кубе, как правило, были люди, вышедшие из мелкобуржуазной среды или высших слоев населения, чьи отцы имели деньги на их обучение здесь или за границей, как правило, в Соединенных Штатах; кроме того, они были воспитаны в духе уваже­ния и преклонения перед американской техникой. После завершения учебы такой техник скорее всего проходил курс на каком-нибудь американском предприятии и шел работать часто на другое американское предприятие. Таким образом, его идеологический горизонт замыкался на практических знаниях существа дела. У него не было контактов с другим миром и для него отвратительно все то, что не является «свободной инициативой» и не дает ему возможности тоже когда-нибудь разбогатеть. И хо­тя его сегодня эксплуатируют, хотя его старший това­рищ, какой-нибудь инженер, которому уже 60 лет, про­должает прозябать в роли скромного служащего, как и раньше, несмотря на все это, он лелеет надежду и поэтому не испытывает симпатии к обобществлению предприятий. Он привык работать несколько часов в день, привык, чтобы его уважали, а может быть, и по­баивались рабочие. Он увидел, как весь окружающий мир, очень стабильный, который он видел незыблемым за все время его существования, где он жил в относи­тельных удобствах, но с нереальными возможностями сделать большой скачок к своему счастью, неожиданно рухнул.

Кроме того, рабочие завода вообще видят в техниках союзника хозяина, немилосердного человека, который заставляет больше работать, заставляет выполнять ту или иную работу, квалифицирует рабочих; с основанием или без основания рабочие переносят свою ненависть к старым хозяевам и на инженеров. Инженер чувствует это преследование и начинает искать то, что могло его ориентировать в этой обстановке, помочь ему преодо­леть кризис; вот здесь, в этой ситуации важна роль администратора. Администратор - именно тот человек, который должен оказать помощь техникам, повышать их идеологический уровень, показать им на своем при­мере в постоянных с ними беседах, что может сделать социализм, ясно изложить им правду о том, что при социализме техник имеет больше возможностей для своего развития, чем при капитализме; что, хотя на од­ном, двух или пяти примерах можно показать техников, разбогатевших при капитализме, но чтобы это случи­лось, сотни и тысячи техников должны были подвер­гаться унижениям и эксплуатации. Нужно оказать ему доверие, приблизить его к революционному процессу. Техник не запятнан первородным грехом, и нормы его поведения просто определяются воспитанием, которое он получил, общественным классом, откуда он вышел, обстановкой, в которой прошла вся его жизнь. Револю­ционный администратор должен работать, чтобы его техники оставались в стране, совершали идеологический переворот в своем сознании, который позволил бы им не только просто работать, но работать с энтузиазмом для Революции, чтобы они слились с рабочим классом, классом, который в самом ближайшем будущем призван решать судьбу страны.

Все это нужно делать, не упуская, однако, из виду, что нельзя позволять ни малейшего превышения прав со стороны техников; можно допускать все их идеологи­ческие сомнения и все выпады против существующего реального положения, но нельзя им разрешать, напри­мер, чтобы они в силу старого образа мышления плохо обращались с рабочими, отсутствовали на работе, отка­зывались отремонтировать какую-нибудь машину или работать с техниками из социалистических стран, кото­рые прибыли в составе многих технических групп, присылаемых этими странами с целью помочь нам. Задача администратора - убеждать, но убеждать твер­до, это является одной из самых деликатных сторон его повседневной работы.

Все это является задачей переходного периода; ли­цам, вышедшим из общественных классов, свергнутых в ходе борьбы, должна быть оказана помощь на тот период времени, в течение которого они перестанут себя чувствовать чужими в новом обществе и войдут в него.

В будущем новые техники выйдут из рядов рабо­чего класса и крестьянства, их слияние с Революцией будет полным и дух социалистического соревнования станет естественным делом.

Очень важно уже сегодня приложить максимальные усилия, чтобы рабочий класс шел к овладению техни­кой, так же как он семимильными шагами идет по Пути повышения своего идеологического уровня. Так быстрее можно будет овладеть контролем над аппаратом произ­водства, которое является экономической основой новой системы.

Эта совокупность революционных органов - Техни­ческий совет, профсоюзы и администрация, возглавляе­мая главным администратором, - имеет целый ряд задач и общих отношений. Задачи их в основном уже уточне­ны; что касается отношений между ними, то следует настоятельно и четко объяснить, подчеркнуть, чтобы сразу было видно, что ответственность за выполнение планов правительства несет администратор и, следова­тельно, на него падает полная ответственность за вы­полнение распоряжений правительства.

Должна существовать широкая интеграция этих ор­ганов, следует постоянно обсуждать назревшие вопросы, устанавливать постоянные связи, которые позволят обмениваться мнениями в любой момент и посовето­ваться по всем необходимым политическим и техничес­ким аспектам данной проблемы с тем, чтобы админист­ратор в последней инстанции и под свою полную ответ­ственность принял решение. Именно это и позволит конкретному заводу или предприятию идти правильным путем.

Наряду с этими органами, учрежденными, можно сказать, установочным порядком существует еще один, который имеет важное значение и является истинным выражением чаяний и мнений рабочего класса, - производственное совещание.

Производственное совещание, проводимое на демо­кратических началах, охватывает всех рабочих завода, которые свободно излагают свою точку зрения на ход производства и выполнение плана. Производственное совещание представляет собой как бы палату представи­телей, в которой обсуждаются свои собственные задачи и задачи всех служащих и рабочих.

Там должны господствовать как средство социалис­тического воспитания критика и самокритика. Они позволяют обменяться различными, иногда противопо­ложными точками зрения, что дает возможность вос­питывать администраторов в духе критического анализа их собственных задач перед всем коллективом пред­приятий, а последнему - возможность действенного контроля за выполнением администрацией своих задач.

Критика и самокритика являются основой ежеднев­ной работы, но наиболее ярко они проявляются на производственном совещании, где обсуждаются все вопросы, связанные с производством, и где работа администратора будет подвергнута экзамену и критике со стороны рабочих, которыми он руководит.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что обсуждения должны вестись не с позиции силы, а с позиции логики и здравого смысла, без рассмотрения мелочных и личных интересов. Метод «высочайших повелений» неэф­фективен. Необходимо понимание администратором того, что в обращении с рабочими нужно поступать так, чтобы они осталисьим довольны. Если же он не будет исполнять их волю, то останется вне предприятия.

Из новых органов, созданных Революцией, один является самым молодым - ХУСЕИ, который основал на востоке товарищ Рауль Кастро, и затем он был соз­дан повсюду, вплоть до провинции Матансас; его нет только в Гаване и провинции Пинар-дель-Рио. ХУСЕИ имеет две важные функции, одна из которых связана с проблемами производства на центральном уровне, а вторая - это координация связей на местном уровне. ХУСЕИ в настоящее время осуществляет функции местной политической власти. В этом качестве он дол­жен знать все, что происходит в данной местности, зоне, о которой идет речь, и даже провинции. В этом случае отношения с центральным управлением являют­ся второстепенными.

В то же время ХУСЕИ выполняет функцию специ­ального аппарата координации, наблюдения и контроля государства на местном или провинциальном уровне, и очень важно, чтобы эта функция тщательно выполня­лась. Здесь отношения должны строго осуществляться в соответствии с установленными принципами с тем, чтобы не происходило трений, не было бы бесплодной работы ХУСЕИ и его функции не возрастали бы чрез­мерно, причиняя тем самым вред делу. Следует исхо­дить из основной предпосылки, что администрация каждой отрасли производства является верховной властью этой определенной отрасли. Конфликты между местными предприятиями и организациями, принадле­жащими различным министерствам, конфликты любого характера, возникающие на уровне провинции или населенного пункта, ХУСЕИ должны разрешать в духе сотрудничества, призывая стороны к их обсуждению; ХУСЕИ не является исполнительным органом в сфере экономики и не может никогда посредством местной директивы исказить общенациональное направление, намеченное соответствующим министерством.

Необходимо установить это различие: например, конфликт между администраторами государственного предприятия, принадлежащего Министерству промыш­ленности, и другого предприятия, принадлежащего Министерству транспорта, имеющий местный характер, можно разрешить на местном уровне. ХУСЕИ, в кото­ром представлены обе эти организации, может действо­вать в духе их примирения, пытаясь установить между ними более разумные, более справедливые отношения на пользу стране. Если же происходит конфликт между администратором какого-нибудь завода и каким-нибудь служащим высшей иерархии соответствующего минис­терства, в этом случае ХУСЕИ должен воздержаться от вмешательства. Администраторы прежде всего долж­ны помнить, что в административном порядке они под­чиняются министерству, к которому относятся, это во-первых, и что отношения с ХУСЕИ являются в данном случае вторичными. То есть недопустимо, чтобы заяв­ление от рабочих и администратора на какого-либо служащего вышестоящей инстанции подавалось в про­винциальный ХУСЕИ, минуя министерство, так как в данном случае это будет нарушением административ­ного порядка.

Так же как в случае отношений профсоюзов и Тех­нического совета, отношения между руководителями заводов и ХУСЕИ провинций служат делу объединения, к которому мы все стремимся, чтобы сделать более эффективной работу администратора. Однако адми­нистратор никогда никоим образом не может отказать­ся от своих законных прав и основных обязанностей; следует сказать, что управление заводом находится под его ответственностью и за все, что происходит в процессе этого руководства, он должен отвечать перед соответ­ствующим министерством. Исходя из этих предпосылок, ХУСЕИ, в который входят представители революцион­ных организаций и административных органов, выполня­ет важную задачу: он призван координировать действия всех этих сил, сглаживать «шероховатости» и рабо­тать на общее благо, делая все для полного использования производственных возможностей страны на местном уровне.

Каковы же основные задачи администратора? Мо­жем сказать, что в этот период основной задачей явля­ется выполнение и перевыполнение плана. Как админи­стратор обеспечивает выполнение или перевыполнение плана? В основном двумя путями: за счет роста произ­водства и повышения производительности труда. Произ­водство, т. е. создание необходимой продукции для достижения намеченных задач, и производительность, т. е. ускорение процесса производства таким образом, чтобы с меньшими или с теми же самыми затратами производить больше. Можно добиться необходимой производительности посредством различных факторов: координации административных и технических сил с производительными силами, т. е. с рабочими, чтобы они глубоко усвоили идеи важности выполнения плана и повышения своего технического уровня, начиная с самого низкого.

В данный момент важную роль играет то, что поли­тическая просвещенность масс, их желание сделать больше и лучше претворяются в жизнь в ходе соревно­вания. Соревнование - одна из опор ускоренного раз­вития страны в революционный период и его основы должны досконально изучаться и обсуждаться на всех заводах с тем, чтобы всеобщие усилия привели к высо­ким показателям кубинского производства.

И все это должно делаться без ущерба качеству продукции. Напротив, качество должно быть составной частью оценки приложенных усилий. Если сегодня не­которые продукты изменили вид или вкус, в будущем мы найдем соответствующий рецепт и необходимое для этого сырье. Мы всегда должны двигаться вперед, учитывая важность качества продукции для повышения благосостояния населения, и не жертвовать качеством в угоду росту количества продукции.

Для всего этого нужно выполнить одну из наиболее важных и плодотворных задач, которая должна решать­ся в тесном сотрудничестве с директорами предприятий, членами Технического совета, профсоюзами, революци­онными организациями, а также ХУСЕИ: эта задача - формирование кадров. Формирование кадров - это основа, которая нам обеспечит будущий успех заводов, предприятий и всей страны в целом. Тот, кто сегодня сумеет пожертвовать кое-какой продукцией, нескольки­ми рабочими часами, за счет повышения производи­тельности труда в будущем с лихвой выиграет то, что теряет сегодня, может сказать, что он прекрасно понял процесс социалистического производства на предприя­тии или в государственном учреждении. Это является одной из важнейших задач, которые стоят перед нами в настоящий момент. Мы готовимся создать необходи­мые условия для того, чтобы в ближайшие годы у нас появилось большое количество способных техников. Для этого с социалистическими странами разработан подробный план, который уже находится на пути к выполнению.

Хотя человек и не может быть разложен по клеточ­кам с четкими границами, по которым его заслуги рассматриваются отдельно, а затем простым арифмети­ческим сложением выводится целое, можно сказать, что наилучшим директором предприятия или завода может быть тот, кто умеет сочетать в себе интересы развития рабочего класса и страны в целом и конкрет­ный успех своего предприятия; координирует свои действия со всеми революционными организациями;

проявляя решительность и авторитет, берет решение возникающих проблем под свою ответственность; умеет подняться на такие административные высоты, которые позволяют охватить в целом производство и непосред­ственным, личным общением дойти до масс; руководит объективно, основываясь на своих знаниях, а также увлекая других своим примером; знает теорию планиро­вания и ее проблемы, технологию производства на своем предприятии; может превзойти средний интеллек­туальный уровень и постоянно продолжать учиться, но в то же время ощущать себя членом рабочего коллек­тива и к нему обращаться за получением опыта; спо­собен забыть даже о минимальном личном интересе; выполнение законов и революционного долга ставит выше личной дружбы; умеет оценивать людей по кон­кретным делам и результатам работы, а не по их виду и словам; соединяет крепкую административную дис­циплину с революционной отвагой и инициативой; содействует техническому и политическому развитию рабочего класса, предоставляя трудящимся широкие возможности учиться. Руководитель должен оконча­тельно усвоить, что великую научную истину револю­ционного движения необходимо дополнить постоянной и целенаправленной работой, имея в виду всегда реаль­ность и, вооруженный теорией, работать ради этой реальности.

Теория и практика, решение и спор, управление и ориентация, анализ и синтез - таковы диалектические противопоставления, которыми должен владеть рево­люционный администратор.

«Трабахо» («Труд»)

В групповой учебно-познавательной деятельности каждый учащийся активно участвует в решении поставленной проблемы. При этом он взаимодействует с другими субъектами деятельности, общается с ними, проявляет рациональное и эмоциональное отношение, реализуя свой интеллектуальный потенциал. В такой ситуации учащийся превращается в активно действующего, думающего субъекта деятельности.

По мнению психологов, в малочисленных группах по 3-7 человек сотрудники получают больший объем знаний; хорошо организованная и сплоченная группа более продуктивна, чем то же число людей, работающих в одиночку. Участие в групповых формах обучения приносит чувство удовлетворения. Выдвигая гипотезы, выслушивая и критически оценивая мнения других, идя на компромисс и сотрудничая друг с другом, сотрудники приобретают опыт принятия решения и профессионального общения, при этом у них формируются необходимые качества будущего специалиста.

Внедрение групповых форм и методов решения учебно-познавательных задач направлено также на преодоление противоречия между фронтально-индивидуальной формой организации учебного процесса и коллективной формой деятельности специалистов на производстве. Известно, что трудовая деятельность на производстве носит преимущественно коллективный характер, где от каждого специалиста требуется реализация таких качеств, как коллективизм, тактичность, взаимопонимание, общительность, уважение к чужому мнению и т.д. В учебном заведении, колледже познавательная деятельность учащегося в основном имеет индивидуальный характер. При организации фронтальной учебной работы обучаемых (лекции, практические и семинарские занятия) каждый учащийся индивидуально воспринимает материал, излагаемый преподавателем, индивидуально решает учебные задачи, выступает со «своим» докладом. Курсовые и дипломные проекты выполняются сугубо индивидуально. При фронтально-индивидуальном обучении не используются возможности студенческого коллектива и коллективной (совместной) познавательной деятельности, снижается воспитательное значение процесса обучения, не реализуется организованное общение между учащимися в процессе обучения.

Чтобы устранить эти недостатки, в процессе обучения необходимо применять различные формы и методы коллективной работы учащихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях: групповое решение проблемных задач, метод «мозгового штурма», метод «фокальных объектов», анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры, групповое выполнение курсовых работ и др.

Групповое решение проблемных задач

Вначале преподаватель определяет тему и цели занятая, раскрывает значение изучаемых вопросов; с помощью различных методов проводит повторение лекционного материала, затем академическая группа делится на подгруппы из 3-7 человек. По составу подгруппы должны быть разнородными(в каждую подгруппу входят сильные, средние и слабые сотрудники). Каждая подгруппа во главе с руководителем (лидером) решает проблемную задачу путем совместной познавательной деятельности (подгруппы могут решать одну и ту же задачу или разные задачи одного класса). После коллективного обсуждения и решения задачи один из членов подгруппы сообщает результат. Для его обсуждения привлекаются другие подгруппы. При разногласиях между подгруппами или отдельными учащимися возникает дискуссия. Итоги коллективной работы подводятся преподавателям.



Метод «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» возник в 30-е как способ коллективного продуцирования новых идей. История богата примерами того, как подчас довольно сложная проблема, не поддававшаяся решению традиционными способами, неожиданно находила оригинальный выход в условиях «мозгового штурма».

Область применения этого метода довольно широка – от научно технических, экономических и управленческих проблем до социальных, психолого-педагогических и даже этических ситуаций.

В общем виде процедура «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:

1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обоснование задачи для поиска решения. Определение условий конкретной работы, выдача участникам правил поиска решения и поведения в процессе «мозгового штурма». Формирование рабочей группы и экспертной группы, в обязанности которой будет входить разработка критериев, оценка и отбор наилучших идей.

2. Тренировочная сессия-разминка. Упражнения в быстром поиске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и т.п.).

3. «Мозговой штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила
поведения в ходе решения. Генерирование идей в рабочей группе.

4. Оценка и отбор наилучших идей. Эксперты на основе набранных критериев отбирают лучшие идеи.

5. Сообщение о результатах «мозгового штурма». Обсуждение итогов работы групп, оценка наилучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие коллективного решения.

Успех применения метода во многом зависит от руководителя сессии. Он должен умело направить ход коллективной мысленной деятельности, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, дополнения и т.д. количество участников сессии обычно составляют группа от 4 до 15 человек. Длительность «мозгового штурма» варьируется от 15 минут до часа. Эффективность сессии (процесса) «мозгового штурма» зависит от соблюдения следующих правил:

1. «Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли и свободы воображения: чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.

3. «Мозговой штурм» не терпит шаблонного мышления; полное освобождение из плена стереотипов, стандартов и традиций – важней шее условие успешности творческого поиска.

4. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления и новой идеи.

5. В ходе сессии допускаются дополнение, усовершенствование и развитие идей, предложенных Вами или другими участниками «мозгового штурма».

6. Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или Вашего отношения к идее.

7. Тщательно, но коротко формулируйте свои мысли; не огорчайтесь, если Вас не поймут. Сделайте попытку еще раз изложить свою идею.

8. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные элементы и поразмыслить над каждой из них в отдельности.

9. Используйте способ комбинирования приемов, решений, подсчетов, оценок: попытайтесь сконструировать некоторую систему из, казалось бы, «чуждых» друг другу частей.

10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставленной проблеме – уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, размеры, расстояния и т.п. Если идея решения будет найдена, ее можно доработать до уровня установленных условий задачи границ.

Анализ конкретной ситуации (ситуационный метод)

Под конкретной ситуацией понимают события, которые включают в себя противоречие (конфликт) или вступают в противоречие с окружающей средой. Как правило, это – отклонение в социальных, экономических, организационно-управленческих, технологических и других процессах.

Ситуационный анализ проводится по следующей методике. Учебная группа делится на несколько подгрупп. Каждая из них получает папку с описанием конкретных ситуаций. Преподаватель определяет круг задач для подгрупп. Групповая работа над ситуацией заключается в ее анализе, выявлении проблемы, поиске путей ее решения, обсуждении вариантов решения. Затем эти варианты выносятся на общую дискуссию. В результате дискуссии и итоговой беседы вырабатывается коллективное суждение о ситуации или решение проблемы.

В групповой учебно-познавательной деятельности каждый сту-дент активно участвует в решении поставленной проблемы. При этом он взаимодействует с другими субъектами деятельности, об-щается с ними, проявляет рациональное и эмоциональное отноше-ние, реализуя свой интеллектуальный потенциал. В такой ситуации студент превращается в активно действующего, думающего субъекта деятельности.

По мнению психологов, в малочисленных группах (по 3–7 че-ловек) студенты получают больший объем знаний; хорошо органи-зованная и сплоченная группа более продуктивна, чем то же число людей, работающих в одиночку. Участие в групповых формах обуче-ния приносит чувство удовлетворения. Выдвигая гипотезы, выслу-шивая и критически оценивая мнения других, идя на компромисс

и сотрудничая друг с другом, студенты приобретают опыт принятия решения и профессионального общения, при этом у них формиру-ются необходимые качества будущего специалиста.

Внедрение групповых форм и методов решения учебно-позна-вательных задач направлено также на преодоление противоречия между фронтально-индивидуальной формой организации учебно-го процесса и коллективной формой деятельности специалистов на производстве. Известно, что трудовая деятельность на производ-стве носит преимущественно коллективный характер, где от каж-дого специалиста требуется реализация таких качеств, как коллек-тивизм, тактичность, взаимопонимание, общительность, уважение к чужому мнению и т.д. В высшем учебном заведении познаватель-ная деятельность студента в основном имеет индивидуальный ха-рактер. При организации фронтальной учебной работы обучаемых


(лекции, практические и семинарские занятия) каждый учащийся индивидуально воспринимает материал, излагаемый преподавате-лем, индивидуально решает учебные задачи, выступает со «своим» докладом.

Курсовые и дипломные проекты выполняются сугубо ин-дивидуально. При фронтально-индивидуальном обучении не используются возможности студенческого коллектива и коллек-тивной (совместной) познавательной деятельности, снижается воспитательное значение процесса обучения, не реализуется орга-низованное общение между учащимися в процессе обучения.

Чтобы устранить эти недостатки, в процессе обучения необ-ходимо применять различные формы и методы коллективной ра-боты учащихся на аудиторных и внеаудиторных занятиях: группо-вое решение проблемных задач, метод «мозгового штурма», анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры, групповое вы-полнение курсовых работ и др. Поскольку реализация этих методов предполагает поисковую деятельность обучающихся, на практике преподавания эти методы называют эвристическими .

Групповое решение проблемных задач. Вначале преподавательопределяет тему и цели занятая, раскрывает значение изучаемых вопросов; с помощью различных методов проводит повторение лекционного материала, затем академическая группа делится на подгруппы по 3–7 человек. По составу подгруппы должны быть раз-нородными (в каждую подгруппу входят сильные, средние и слабые студенты). Каждая подгруппа во главе с руководителем (лидером) решает проблемную задачу путем совместной познавательной дея-тельности (подгруппы могут решать одну и ту же задачу или разные задачи одного класса). После коллективного обсуждения и решения задачи один из членов подгруппы сообщает результат. Для его об-суждения привлекаются другие подгруппы. При разногласиях меж-ду подгруппами или отдельными учащимися возникает дискуссия. Итоги коллективной работы подводятся преподавателем.

Метод «мозгового штурма». Метод возник в 1930-е годы как спо-соб коллективного продуцирования новых идей. История богата примерами того, как подчас довольно сложная проблема, не под-давшаяся решению традиционными способами, неожиданно на-ходила оригинальный выход в условиях «мозгового штурма».

Область применения этого метода довольно широка – от научно-технических, экономических и управленческих проблем до соци-альных, психолого-педагогических и даже этических ситуаций.

В общем виде процедура «мозгового штурма» состоит из следую-щих этапов.


96 Глава 5. Методы обучения

1. Формулирование проблемы, которую необходимо решить; обо-снование задачи для поиска решения. Определение условий кон-кретной работы, выдача участникам правил поиска решения и пове-дения в процессе «мозгового штурма». Формирование рабочих групп

и экспертной группы, в обязанности которой будет входить разра-ботка критериев, оценка и отбор наилучших идей.

2. Тренировочная сессия-разминка. Упражнения в быстром по-иске ответов на вопросы и задачи тренировочной сессии. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воз-действия психологических барьеров (неловкости, стеснительности, замкнутости, скованности и т.п.).

3. «Мозговой штурм» поставленной проблемы. Предварительно еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила поведения в ходе решения. Генерирование идей в рабочих группах.

4. Оценка и отбор наилучших идей. Эксперты на основе набран-ных критериев отбирают лучшие идеи. Сообщение о результатах «мозгового штурма». Обсуждение итогов работы групп, оценка наи-лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие кол-лективного решения.

Успех применения метода во многом зависит от преподавателя (руководителя сессии). Он должен умело направлять ход коллек-тивной мысленной деятельности, удачно ставить стимулирующие вопросы, осуществлять подсказки, дополнения и т.д. Длительность «мозгового штурма» варьируется от 15 мин до часа. Эффективность сессии (процесса) «мозгового штурма» зависит от соблюдения сле-дующих правил:

1. «Мозговой штурм» требует полного раскрепощения мысли

и свободы воображения: чем неожиданней и необычней идея, тем больше оснований рассчитывать на успех.

и промежуточные оценки – они мешают построению и формулиро-ванию новых идей.

3. «Мозговой штурм» не терпит шаблонного мышления; полное освобождение из плена стереотипов, стандартов и традиций – важ-нейшее условие успешности творческого поиска.

4. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления и новой идеи.

5. В ходе сессии допускается дополнение, усовершенствование

и развитие идей, предложенных вами или другими участниками «мозгового штурма».

6. Разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнения

и развития их идей; вопрос не должен содержать в себе оценки или вашего отношения к идее.


7. Тщательно, но коротко формулируйте свои мысли; не огорчай-тесь, если вас не поймут. Сделайте попытку еще раз изложить свою идею.

8. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте рас-членить ее на составные элементы и поразмыслить над каждой из них в отдельности.

9. Используйте способ комбинирования приемов, решений, под-счетов, оценок: попытайтесь сконструировать некоторую систему, казалось бы, из «чуждых» друг другу частей.

10. Не стесняйтесь произвольно менять параметры в поставлен-ной проблеме – уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, раз-меры, расстояния и т.д. Если идея решения будет найдена, ее можно доработать до уровня установленных условиями задачи границ.

Анализ конкретной ситуации (ситуационный метод). Под конкрет-ной ситуацией понимают события, которые включают в себя противо-речие или вступают в противоречие с окружающей средой. Как правило,это – отклонение в социальных, экономических, организационно-управленческих, технологических и других процессах.

Ситуационный анализ проводится по следующей методике. Учебная группа делится на несколько подгрупп. Каждая из них по-лучает папку с описанием конкретных ситуаций. Преподаватель определяет круг задач для подгрупп. Групповая работа над ситуацией заключается в ее анализе, выявлении проблемы, поиске путей ее ре-шения, обсуждении вариантов решения. Затем эти варианты выно-сятся на общую дискуссию. В результате дискуссии и итоговой бесе-ды вырабатывается коллективное суждение о ситуации или решение проблемы.

Групповая дискуссия как метод коллективного обсуждения и ре-шения проблем используется для активизации познавательной дея-тельности обучаемых, научения их высказывать свою точку зрения (мнение) и прислушиваться к чужому мнению, общаться и взаимо-действовать в группе, анализировать сложные производственные си-туации, принимать коллективное решение.

Групповая дискуссия проводится по следующей методике. Тема дискуссии (проблема) формулируется и заранее доводится до сведе-ния студентов (за одну-две недели до занятия). Каждый учащийся должен прийти подготовленным (со своими идеями, предложения-ми). На занятии после вводного слова преподавателя (постанов-ки проблемы, ее актуализации) начинается свободная дискуссия. Каждый участник дискуссии за отведенное время (3–7 мин) выска-зывает свою точку зрения (мнение) относительно обсуждаемых во-просов. В конце дискуссии преподаватель подводит итоги, обобщает выдвинутые предложения.


98 Глава 5. Методы обучения

Групповую дискуссию можно сочетать с методом разыгрывания ролей. При этом преподаватель знакомит студентов с проблемной ситуацией и предлагает распределить между собой роли участников (специалистов) для решения проблемы. Каждому участнику выда-ется инструкция по выполнению той или иной роли. В ней описы-вается позиция, которую в этой ситуации занимает данное лицо, его оценка сложившейся проблемы, его интересы и цели. Занятие проводится в форме совещания под руководством того слушателя, который выполняет в данной ситуации роль старшего (руководите-ля). Предметом совещания является совместное решение проблем-ной ситуации. В заключительной части занятия слушатели обсуж-дают итог и ход решения проблемы, оценивают поведение каждого в данной ситуации.

Метод эвристических вопросов. Этот метод известен также какметод «ключевых вопросов». Его целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной си-туации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Кроме того, эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и пе-дагог Д. Пойя .

Метод эвристических вопросов базируется:

На проблемности и оптимальности (путем искусно поставлен-ных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня);

Дроблении информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи);

Целеполагании (каждый новый эвристический вопрос форми-рует новую стратегию – цель деятельности).

а для этого поставить перед собой такие вопросы: что неизвест-но? что дано? в чем состоит условие? возможно ли удовлетворить условию? достаточно ли условие для определения неизвестного? или недостаточно? или чрезмерно? или противоречиво? Сделайте чертеж. Введите подходящее обозначение. Разделите условие на части. Постарайтесь записать их.

При поиске идеи решения и составлении плана решения ответь-те на вопросы: как найти связь между данными и неизвестным? не известна ли вам какая-нибудь родственная задача? нельзя ли


5.4. Метод проектов

ею воспользоваться? нельзя ли использовать метод ее решения? не следует ли ввести какой-либо вспомогательный элемент, что-бы воспользоваться прежней задачей? нельзя ли сформулировать задачу иначе, проще? нельзя ли придумать более доступную зада-чу? более общую? более частную? аналогичную задачу? нельзя ли решить часть задачи, удовлетворить части условия? нельзя ли из-влечь что-либо полезное из данных? все ли данные и условия вами использованы? приняты ли во внимание все понятия, содержащиеся в задаче?

Осуществляя план решения, контролируйте каждый свой шаг. Ясно ли вам, что предпринятый вами шаг правилен? Сумеете ли доказать, что он правилен? Контроль и самоконтроль полученного решения. Нельзя ли проверить результат? Нельзя ли проверить ход решения? Нельзя ли получить тот же результат иначе? Нельзя ли проверить правильность полученного результата? Нельзя ли в какой-нибудь другой задаче использовать полученный результат? Нельзя ли решить задачу обратную этой?

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, общую логиче-скую схему решения творческих задач.

Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений и, как другие эври-стические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.

Метод проектов

Метод проектов впервые был разработан выдающимся американ-ским философом и педагогом Дж. Дьюи (1859–1952), предложившим строить обучение на активной основе через целесообразную позна-вательную и проектную деятельность учащегося, сообразуясь с его личным интересом. Идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи и его метод проектов нашли широкое распространение в западных странах и приобрели большую популярность в силу ра-ционального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей дей-ствительности. Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучаемым вопросам, предполагающим изуче-ние и усвоение определенной системы знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или несколько проблем, показать практическое применение полученных знаний.


100 Глава 5. Методы обучения

Методом проектов называют совокупность приемов и познаватель-ных действий студентов по овладении определенной системой знаний, умений, навыков путем самостоятельной проектной деятельности, направленной на решение практической задачи (проблемы). Методпредполагает рациональное сочетание теоретических знаний из различных областей науки (изучаемых дисциплин) и их практиче-ского применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности студентов. В качестве примера использования метода проектов в образовательном процессе можно привести выполнение группой студентов тех заданий, которые они выполняют при кур-совом или дипломном проектировании. Принципиальное отличие метода проектов состоит в том, что проект выполняется не индиви-дуально, а путем совместной деятельности студентов.

Метод проектов ориентирован на решение какой-либо проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообраз-ных приемов и средств обучения, а с другой – интегрирование зна-ний и умений из различных областей науки, техники и технологии.

Для эффективного применения метода проектов необходимо со-блюдать следующие требования:

1. Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее реше-ния (например, исследование демографической проблемы, пробле-мы безработицы, преступности, наркомании, экологии и т.д).

2. Практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная или групповая) дея-тельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием этапов работы и результатов).

5. Использование исследовательских методов – определение про-блемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипо-тезы их решения, выбор методов исследования, разработка проекта, анализ полученных данных, подведение итогов, выводы.

Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творче-ских интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном про-странстве, развитие критического мышления. Метод проектов всег-да ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную или групповую), выполняемую в течение


5.4. Метод проектов

определенного отрезка времени. Он органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским мето-дами обучения.

Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается со студентами. При этом проводится подробное струк-турирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов «общественности», т.е. другим членам группы, экспертам или, например, внешним пользователям Интернета, не имеющим прямого отношения к про-цессу обучения.

В настоящее время принято выделять семь основных этапов рабо-ты над проектом:

Организационный;

Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;

Обсуждение методических аспектов и организация работы студентов;

Структурирование проекта с выделением подзадач для опреде-ленных групп учащихся, подбор необходимых материалов;

Работа над проектом;

Подведение итогов, оформление результатов;

Презентация проекта.

Формы организации совместной деятельности студентов над про-ектом определяются исходя из особенностей тематики, целей со-вместной деятельности, интересов участников проекта. Главное то, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся. Успех проектной деятельности студентов в большой сте-пени зависит от организации работы внутри группы, от четкого рас-пределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.

Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика про-ектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания студентов по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проек-тов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, а также творческого мышления и ис-следовательских навыков. Таким образом достигается естественная интеграция знаний.

В основе многих учебных проектов лежит исследовательский ме-тод обучения. Вся деятельность обучающихся сосредотачивается на следующих этапах:


102 Глава 5. Методы обучения

Определении проблемы и вытекающих из нее задач исследо-вания;

Выдвижении гипотезы их решения;

Обсуждении методов исследования;

Проведении сбора данных;

Анализе полученных данных;

Оформлении конечных результатов;

Подведении итогов, корректировке, выводах (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круг-лого стола», статистических методов, творческих отчетов, презента-ций и др.).

Разновидностью метода проектов является метод телекоммуника-ционных проектов . Под учебным телекоммуникационным про-ектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность студентов-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на до-стижение общего результата деятельность.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения предусматриваются:

Множественные, систематические, разовые или длительные на-блюдения за тем или иным природным, физическим, социальным

и другим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

Сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;

Сравнительное изучение эффектности использования одного

и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций решения, т.е. для получения дан-ных об объективной эффективности предлагаемого способа реше-ния проблемы;

Совместное творческое создание, какая-либо практическая раз-работка (например, создание новой техники или технологии, журна-ла, газеты, пьесы и др.);

Проведение увлекательных приключенческих совместных игр, состязаний.

В ходе работы над телекоммуникационными проектами может возникнуть необходимость не только в обычном обмене идеями, мыслями, мнениями по тому или иному поводу, но и необходимость


5.4. Метод проектов

в быстром поиске решения какой-то проблемы, поиске идей. В этом случае хорошо зарекомендовал себя такой метод, как «мозговой штурм».

При планировании телекоммуникационных проектов необходи-мо также продумать формы организации работы участников. Эти формы могут быть различными:

Индивидуальные проекты (внутри большого другого проекта);

Парные проекты, когда над одним проектом работают партнеры

Групповые проекты, когда в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже группы из нескольких регионов.

Проекты могут проводиться с использованием электронной поч-ты, в виде телеконференций или веб-квестов.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «метод обучения».

2. По каким признакам и как классифицируются методы обуче-

3. Раскройте сущность проблемного обучения.

4. Каковы преимущества групповых методов обучения?

5. Каковы особенности метода проектов?


Глава 6

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Мозговой штурм

Мозговой штурм является одним из новых методов решения проблем, позволяет рассмотреть максимум идей за короткое время. Он допускает творческий подход к проблеме, полет фантазии, неожиданные идеи и ракурсы, в нем не приемлема какая-либо критика. Мозговой штурм должен проводиться в определенных условиях. В группу лучше брать работников, у которых нет строго сложившихся стереотипов об организации (т.е., небольшой опыт работы в компании), нежелательно смешивать сильно разные возрасты, но можно смешивать мужчин и женщин и периодически обновлять состав группы, чтобы не было застоя в идеях.

Примечание 1

Мозговой штурм помогает решить все типы проблем, при которых возможно несколько вариантов решения. Слишком общие и абстрактные проблемы он решить не может, как и проблемы с одним решением или с ограниченным числом решений.

Мозговой штурм дал рождение таким техникам решения проблем, как:

  • брейнрайтинг (когда участники выражают свои идеи исключительно письменно, а затем обмениваются листками с идеями);
  • мозговая атака на досках (когда в помещении размещается доска, куда можно крепить листы с записями идей, которые могут спонтанно приходить в голову в течение дня);
  • мозговой штурм по-японски (когда идеи основаны на едином подходе к определению проблемы, что сужает спектр возможных вариантов);
  • многоступенчатая мозговая атака (когда создаются 2 группы, первая генерирует идеи, вторая дает им оценку).

Анализ силового поля

Анализ силового поля позволяет представить проблему наглядно, опирается на аналитический подход к проблеме. Может применяться в разных ситуациях, ограничений на количество возможных решений (одно или множество) нет. Каждая проблема рассматривается как баланс между двумя системами сил, действующими в противоположных направлениях. Движущие силы стремятся изменить ситуацию к лучшему, сдерживающие силы стремятся изменить ситуацию к худшему. Схематично процесс выглядит так:

Рисунок 1.

При применении метода письменно фиксируются все факторы, сопротивляющиеся решению и помогающие решению проблемы. Когда все факторы записаны, их ранжируют, используя следующую шкалу:

Рисунок 2.

Затем определяются силы, которые можно изменить или нельзя, потом определяют, на каких силах сосредоточиться. После этого разрабатывают план решения проблемы.

Метод Дельфи

Определение 1

Метод Дельфи - процесс, при котором участники высказываются путем дискуссии или на бумаге и приходят к консенсусу.

Помогает, если у участников много различных мнений по проблеме. Они могут пользоваться информацией оппонентов, что помогает переосмыслить проблему и достичь соглашения по одной из альтернатив решения. Особенно эффективен метод при решении технологических проблем.

Участники обсуждения записывают свои идеи для решения проблемы на бумаге, затем листки собираются, составляется общий список решений. Затем участники оценивают важность решения по заранее определенной шкале (обычно берут 10 балльную, где 1 – самое важное решение, 10 – наименее важное). Затем собираются листки с оценками, оценки сводятся в общую таблицу. Если большинство участников поставило одинаковый балл одной из альтернатив, то проблема считается решенной. Если согласия нет, то процесс оценки продолжают по аналогичной системе (выделяют самые близкие по количеству оценок альтернативы и проводят ранжирование снова). Когда оценки становятся более однородными, то выделяют несколько приоритетных вариантов и останавливаются на них.

Обмен мнениями

Обмен мнениями применяется, когда в ходе обсуждения участники разделились на два или несколько лагерей и не хотят менять позиции. Метод позволяет лучше понять точку зрения оппонентов. Каждый из лагерей подготавливает презентацию своей позиции, подбирает аргументы. Затем проводят презентации, где участники представляют свои точки зрения. После этого каждый из лагерей готовит презентацию по противоположной точке зрения так, будто это их собственное мнение (то есть, без негативных оценок). После проведения презентаций второго типа каждая группа критикует оппонентов. Таким образом, сама группа подбирает аргументы против своего изначального мнения. После этого подводятся итоги и проводится обсуждение. В результате дискуссии велика вероятность нахождения консенсуса, так как участники рассматривают проблему со всех возможных позиций.

Коллажи и фантазии

Коллажи и фантазии - используется, когда проблему или мнение об альтернативах трудно сформулировать словесно как в группе, так и в диалоге с посторонними людьми. Метод активизирует визуальное восприятие вместо словесного, он предполагает создание иллюстраций на основе имеющейся информации.

Легче всего создать коллаж из печатной продукции, так как рисование требует большего количества времени. Собираются разные газеты и журналы (разных жанров, не только деловые). Затем группа создает два типа коллажей: один отображает реальную ситуацию, другой – идеальную картинку решения проблемы. После создания двух коллажей группа подготавливает словесную презентацию того, что на них изображено. После проводится анализ презентаций.

Данный метод достаточно неоднозначный из-за сильного творческого подхода к решению проблемы. Поэтому он не всегда помогает найти решение, иногда он себя не оправдывает.