Словарная работа на уроках русского языка.

Вот слова словарные –
Трудные, коварные.
Без проверочной родни
В словаре живут одни.


Волшебные способы запоминания словарных слов становятся увлекательной игрой и совместным творчеством для родителей и детей.
  • Записываем слова, выделяя цветом опасные места, и подбираем иллюстрацию, находим, если нужно лексическое толкование;
  • Группируем слова, например, по темам или по начальной букве алфавита .
  • Рисуем подсказки к трудным буквам.


Плакат с картинками к словарным словам 1-2 класс
Ирина Ландо в своих супер книгах "Один класс за один день" показывает, как можно нарисовать букву, которую трудно запомнить.



У замечательного педагога nataliigromaster целый проект на эту тему - интересно понаблюдать, чем закончится. Дети вставляют пропущенные буквы с готовых карточках с картинкой и словами, а потом играют в разные игры с этими карточками.
Можно воспользоваться готовыми карточками, а можно и самим рисовать с удовольствием, тем более, что списки словарных слов в разных учебниках отличаются.

карточки с картинками на 76 слов
карточки на 36 слов (1 класс)


  • С помощью смыслового крестика. Например:

Л м

чЕмОдан

Т р

О е

  • С помощью созвучий. Созвучные-похожие по произношению слова помогают запомнить словарные. Например:
мАндАрин- нам нужно запомнить мА и дА- подбираем слова с такими же слогами, только с ударными гласными: мАма дАрит мАндАрин.
  • Ассоциативный метод Агеевой И. Д. со стишками- запоминалками и кроссвордами Мне очень нравится обобщенный способ запоминания групп слов:
  1. разделение словарных слов с 1 по 4 класс в зависимости от “опасного места” – буквы, в написании которой можно ошибиться;
  2. составление из этих слов небольшого связного текста;
  3. придумывание опорного слова ко всем словам рассказа, в котором невозможно допустить ошибку;
  4. рисунок к своему рассказу.
  • Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.(moya-pamyat.ru)
    Модель:
    Ассоциативная связь может быть по:
    — цвету;
    — месту расположения;
    — форме;
    — звучанию;
    — действию;
    — вкусу;
    — материалу;
    — назначению;
    — количеству
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза — по цвету _бЕлая
* береза — кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:
б_Е.реза — б_Е.лая,
— гр_Е.бень (_Е.)

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета — бум_А.га,
к_А.рман — дыр_А.,
д_И.рект_О.р — кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт — н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод — труб_А.,
к_О.рабль — в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й — б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь — л_А.па,
к_А.пуста — з_А.яц
к_А.рандаш — гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака — хв_О.ст

мы с воспитанником рисуем вот такие карточки и собираем их в конверт

Чтобы картинки не просто на время привлекли внимание ребёнка, а в старших классах забылись, необходимы орфографические упражнения. Так, х орошему усвоению правильного написания слова способствует использование системы списывания, разработанной психологом Полиной Соломоновной Жедек. В полезной для родителей статье " Работа со словарными словами как один из путей формирования орфографической зоркости учащихся " подробно рассказывается о необходимой в дальнейшем работе. "Атлас словарных слов" - коллекция подходов к изучению словарных слов.
забавный онлайн- тренажёр
онлайн-тренажёр

Памятка ученику:
При чтении книг научись выделять все незнакомые слова и мысленно представлять написание каждого такого слова. Для этого просто останавливайся на неизвестном тебе с точки зрения написания слове и представляй его написанным, например, на школьной доске, в тетради или на стекле.

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов


Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти



Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву


8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.


9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

Например, АПЕЛЬСИН

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины


10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Что это значит?

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)


11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.

Вы узнаете:

  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в словарных словах перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы- Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе —

Учить словарные слова легко и интересно

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а, но невозможно сделать букву о.

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о, ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класса в субботу был русский язык.

У Кати в квартире на картине карандашом нарисованы кастрюля и стакан. А у Оли над кроватью – яблоко.

Была хорошая погода. (Светило солнышко.) Мы поехали по дороге на огород. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили овощи. (Семена овощей напоминают букву о.) Горох (рисуем горошины), морковь, огурец, помидор. Но у нас выросли и "неправильные" растения, у них семена напоминают букву о, а вырастает буква а. Капуста, картофель.

Мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.

Пассажир аккуратно прошел по аллее большое расстояние.

В четверг в лагере мы рисовали пшеницу черным и желтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е.

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево;
с окна Ю слева;
на окно Ю направо;
с окна
Ю справа.

Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о.

Дул ветер с севера, медведь качался вм есте с берёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е. Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

Мой рисунок называется "Сирень на улице".

Фигура человека вписана в букву и. В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо.

Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Работа над словарными словами
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов


Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

    "Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
    Назови его по буквам.
    Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
    Прочти медленно, как будешь писать.
    Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
    (Все выполнять с закрытыми глазами.)
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

    1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
    Например: береза.

    2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
    Например: бе -ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
    Например: б_Е., б_е.

    4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат: б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

    г_А.зета - бум_А.га,
    к_А.рман - дыр_А.,
    д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
    к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
    з_А.вод - труб_А.,
    к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
    ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
    л_А.донь - л_А.па,
    к_А.пуста - з_А.яц
    к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
    с_О.бака - хв_О.ст
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

Оксана Макерова , логопед-дефектолог, для детского портала "Солнышко "
http://www.proshkolu.ru/user/ElenaSelezneva/file/661446/ карточки для работы со словарными словами

«Виды работ со словарными словами»

Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?

Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «абрикос» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...
Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания.
Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, по запоминанию написания словарных слов.
Важно помнить:

1.Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2.Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания:

1.Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3.Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы;
- звукобуквенный анализ слова;
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

мужч ина

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов;
- составление словосочетания, предложения с этим словом;
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: «Овощи», «Фрукты», «Школа» и т.д.);
- по частям речи.
13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

Например: лес, лесок, лесник, лесной, лесоруб, лесоповал.

17. Восстановление деформированного текста или предложения

ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины

18. Разбор слов по составу:

морозн ый

19. Запись слов с разными приставками.

Например: шел, пришел, ушел, зашел.

20. Запись слов с разными предлогами.

Например: к площади, у площади, на площади.

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса.

Например: береза - березка, берег - бережок.

23. Заменить одним словом.

Например: человек, который управляет трактором (тракторист),

широкая проезжая асфальтовая дорога (шоссе),

одерживать победу (побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС)

Например: кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн.

27. Данные слова заменить по смыслу другими.

Например: группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ.
28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами.

Например: красное яблоко, художественная литература, драматический театр.

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения.

Например: В овощном магазине можно купить...

31. Аукцион «трудных» слов.

Проводится устно. Побеждает тот, кто последним назовёт слово с указанным в задании признаком.

Назови слова, имеющие в своём составе буквосочетание - оро-.

(Город, горох, воробей, дорога, ворона, корова, хорошо и др.)

Опираясь на знание этимологии, такая работа развивает внимание учащихся, так как дети не должны повторять уже названных слов.

32. Кроссворд «Сквозное слово».

1.Острое вирусное заболевание.

2.Столица России.

3.Тысяча килограммов - это одна…

4.Плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в скорлупе.

5.То же, что и холод.

33. Отгадывание ребусов.

Зачеркни нерусские буквы.

Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге;
- назови его по буквам;
- заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает";
- прочти медленно, как будешь писать;
- запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов .

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе -ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. «Неправильные правила» для словарных слов - и не только».

2. «Словарные слова в образах и картинках». Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы.

3. Парамонова Л. Г. «Как овладеть правописанием «словарных» слов».
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф.

Электронное учебное пособие «Словарные слова. 1-4 класс»
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим «Учись» позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим «Проверь себя» предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим «Контроль» позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» Издательство Генезис М. - 2007 г.

Как показывает практика, занятия русским языком не всегда неизменно привлекают к себе внимание учащихся. Нередко русский язык представляется определенному кругу школьников неинтересным, отсюда и низкая активность учащихся на уроке и большое количество ошибок.

Наблюдения за учебным процессом показывают, что активность учащихся на уроке зависит от средств и методов обучения.

Для того чтобы уроки русского языка не были скучными, однообразными я, как и многие учителя, подбираю увлекательный, но в тоже время познавательный дидактический материал, который привлекает внимание каждого ученика.

Использую на уроках разнообразные виды работ: игры, головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, метаграммы, загадки, пословицы, поговорки, отрывки из произведений, стихотворений, басен, сказок, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, памятки, опорные схемы, кодоскоп, творческие работы, иллюстрацию.

Все это активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание участвовать в учебном процессе, вселяет уверенность в свои силы, способствует находчивости и сообразительности учеников.

Применения каждого вида работы зависит от темы урока, от того на каком этапе урока они будут использованы, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

В своей статье я остановлюсь на проведении одного из этапов урока. Это организация словарной работы. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Я расскажу лишь о тех видах словарной работы, которые использовала в своей практической работе и которые дают положительный результат.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант

Показываю детям карточку – слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2. Картинный диктант

1) Показываю детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Показываю картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают дети проверяют.

3) Закрываю только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.

3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Предлагаю детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

1) Использую карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.

2) Или карточки – слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "О", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную – "А".

3) Или диктую слова вслух. В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а вправый – кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)

4) Использую кодоскоп. На пленке записан текст. Даю задание, выписать из текста словарные слова.

Урожай! урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

4. Диктант с использованием загадок.

1) Читаю детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

2) Читаю детям загадку, а отгадку – словарное слово дети записывают самостоятельно.

3) Подбираю загадки требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищу.

5. Диктант по памяти.

1) Запишите по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я).

3) Пишу слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.

4) Текст пишу либо на доске, либо на пленке и использую кадоскоп. Даю задание назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрываю, дети пишут их по памяти. Затем кладу пленку с выписанными словарными словами, дети проверяют себя.

Например: Текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь , взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя ! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Диктую слова из "Словаря" один ученик комментирует его написание, все записывают.

7. Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например: а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Показываю детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Даю задание: Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

Кроме различных видов диктантов использую и такие приемы работы над словарем.

1. При знакомстве с новым словом работу организую так:

1) чтение слова с доски или с карточки;

2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением; 3) проговаривание слова вслух;

4) письмо в тетрадях;

5) разбор по составу;

6) подбор родственных слов;

7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

2. Словарную работу сочетаю с минуткой чистописания. При написании строчных букв пишу словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

3. К доске вызываю 2-3 учеников. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

4. Подбираю слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.

5. Группирую слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Говорю дети: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) Диктую слова, ученики их записывают или

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или 3) называют слова вслух и записывают;

4) вывешиваю слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

6. Группирую по буквам. Например: Сегодня мы будем писать слова начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова начинающиеся на букву "К";

5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

7. Использую перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.

8. Работа с кроссвордом.

1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;

2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

4) Составь свой кроссворд предложи его товарищу.

9. При знакомстве с новыми словами использую небольшие шутливые стихи. Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? В звуках нету смысла
Что за мон? Но едва шепнут лимон – сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор
С топором пошел во двор
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.

10. Использую и такие задания.

Подберите дома:

  • Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.
  • Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.
  • Отрывки из художественных произведений в содержании которых есть слова из "Словаря".
  • Названия художественных произведений которые являются словарными словами.

11. Задания типа "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

2) Кто следит за чистотой в классе?

3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание выполняем по разному.

а) 3-4 вопроса пишу на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.

б) Диктую вопросы, дети записывают полные ответы.

в) Диктую вопросы, дети пишут только ответы, словарные слова.

12. Задания типа "Допиши предложение" .

1) Весело чирикает … (воробей)

2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

Такой вид работы тоже проводим по разному.

На доске записываю 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.

Слова для вставок пишу на доске. Диктую предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

13. Задание "Цепочка слов". Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз и т.д.

14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Называю или пишу на доске несколько букв и предлагаю детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать так:

  • Коллективно
  • Самостоятельно

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

к м с
Капуста медведь собака

15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаю слова.

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

16. Запишите словарные слова

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель… Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Для активизации словарной работы использую игры.

  • Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.
  • Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.
  • Игра "Догадайся". Иногда словарную работу начинаю с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов начала откусили,
Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

  • Игра "Подскажи словечко".

Е … (пенал) . о … (мороз)

Е …. (ребята) . о …. (колхоз)

Е …. (мебель) . о ….. (воробей)

  • На тему "Птицы":

О. … (воробей)

О. .. (ворона)

Е … (петух)

  • Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Говорю детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

  • Игра "Буквы заблудились". Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)