Эталон женской красоты. "Все на земле умрет – и мать, и младость…"


Блок - русский дворянский род.

Описание герба

В щите, имеющем красное поле, изображена шестиконечная золотая звезда; под ней означены на положенном горизонтально серебряном пне две диагонально перевившиеся змеи, держащие во ртах золотые ветви. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом, на котором возвышаются два чёрных орлиных крыла. Намёт на щите с правой стороны чёрный, а с левой красный, подложен серебром.

Герб Блока внесен в Часть 1 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи.


Стародворянские корни

Дед А.А.Блока – Андрей Николаевич Бекетов был видным ученым-ботаником, ректором Петербургского университета. Его жена Елизавета Григорьевна – бабушка А.А. Блока, писательница, известная в свое время переводчица. Занимались переводами и их дочери. Это была стародворянская семья высокой духовной культуры, благородная и гостеприимная.


Родители

Отец, Александр Львович Блок – юрист, очень талантливый, одаренный острым умом, великолепный музыкант. Он был красив своим гордым, сумрачным и тонким лицом. Матери, Александре Андреевне Бекетовой, в то время было 18 лет. Обвенчавшись, молодые уехали в Варшаву, где А.Л. Блок получил кафедру в университете. Но у этой красивой пары жизнь не сложилась. Отец оказался неуравновешенным, деспотичным, ревнивым. И по приезде в Петербург мать ушла от мужа и осталась жить с родными. Маленький Саша родился уже после разрыва родителей.


«Золотое детство»

А. Блок (в центре) с двоюродными братьями

Саша Блок с матерью

Маленького Сашу обожали все члены семьи, его называли наследным принцем. На детских фотографиях видим нежного, изящного дворянского мальчика с гордым лицом, с надменным ртом и доверчивыми, серьезными, думающими огромными глазами. Мальчик рос здоровым, крепким, очень сильным и ловким. А еще он был гордым ребенком, но добрым, щедрым и нежным.


Шахматово

Семья Бекетовых на лето выезжала в небольшое подмосковное именье Андрея Николаевича Бекетова – Шахматово, где рос будущий поэт и куда он приезжал на протяжении всей своей жизни. Этот клочок земли Блок всю жизнь любил нежно и пристрастно. Это имение осталось в душе поэта вечным символом России и вечной живой любовью.

Государственный историко-литературный и природный музей-заповедник А. А. Блока


Учеба в гимназии

В августе 1890 года Александр Блок поступил во Введенскую гимназию в Петербурге. Учился он неплохо, но был плохим гимназистом. Учиться ему было скучно. Переход из уютного семейного мира к жестокой атмосфере гимназии был слишком резок. Все казалось мальчику грубым и чуждым. Интересы его расходились с гимназическими требованиями. Но несмотря на все трудности 30 мая 1898 года Блок окончил гимназию.


Ранний интерес к поэзии

Лет с шести у маленького Саши появляется интерес к поэзии. Рано он начал увлекаться и писанием: придумывать маленькие рассказы, сказки, шутливые стихи, ребусы и из всего этого составлял альбомы и журналы. С 14 лет он начал выпускать рукописный журнал «Вестник». Здесь Саша помещал переводы из античных и европейских классиков и самостоятельные приключенческие романы с продолжением, очерки с описанием природы, баллады, лирические стихи и даже популярные научные статьи.


«Гений первой любви»

Жизнь давно сожжена и рассказана,

Только первая снится любовь,

Как бесценный ларец перевязана

Накрест лентою алою кровь.

(«Через двенадцать лет»)

«Синеокая, бог тебя создал такой.

Гений первой любви надо мной…»

Летом 1897 г. в жизни 16-летнего мальчика произошло серьезное событие: он познакомился с красивой, не очень молодой женщиной Ксенией Михайловной Садовской. Влюбленность гимназиста была замечена всеми: она вызывала снисходительные улыбки у взрослых. Но это юношеское чувство было гораздо сильнее и одухотвореннее, чем думали окружающие. Оно оставило глубокий след в душе и в поэзии Блока. Влюбленность довольно скоро прошла, но сердечная память о ней осталась на всю жизнь.


Петербургский университет

Петербургский университет. Слева – «ректорский дом», где родился А.Блок

31 августа 1898 г. Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Скоро он понял, что юриспруденция ему совершенна чужда, и перешел на филологический факультет, который закончил в 1906 г. Университет дал Блоку солидное систематическое филологическое образование, навыки исследовательского труда.


«Прекрасная Дама»

В соседнем имении Боблово, принадлежащем Д.И.Менделееву, другу и университетскому коллеге А.Н.Бекетова, Александр Блок увидел 16-летнюю Любу Менделееву и полюбил ее на всю жизнь. С лета 1898 г. начинается тот стихотворный поток, который дает начало циклу «Стихов о Прекрасной Даме» - этому лирическому взлету молодого Блока, океану любовных гимнов, обращенных к Л.Д. Менделеевой.

«Не призывай и не сули

Душе былого вдохновенья.

Я – одинокий сын земли,

Ты – лучезарное виденье.»


«Мое любимое занятие – театр»

Одним из самых страстных увлечений молодого Блока был театр. В Боблове было много веселой молодежи, которая тоже увлекалась театром. Мечтали поставить спектакль. Блок предложил сыграть «Гамлета» Шекспира. Он играл самого вечно печального принца, а Люба Менделеева – Офелию. Играли в сенном сарае, костюмы шили сами, перед спектаклем очень волновались.

Л.Д.Менделеева в роли Офелии, 1898г.

А.А.Блок в роли Гамлета, 1898г.


«Ты сияешь мне»

А.А.Блок и Л.Д.Менделеева

Село Тараканово. Церковь, где венчался Блок

Роман А. Блока с Л. Менделеевой развивался напряженно и нервно. Он то терзался ревностью, то поклонялся ей, как идеалу. Наконец, 17 августа 1903 г. в селе Тараканове, лежащем между Шахматовом и Бобловом, в старинной белой церкви была сыграна свадьба – старозаветная, помещичья, торжественная, с патриархальными поздравлениями старой няни и окрестных крестьян, с букетами и разукрашенными тройками.

Так было в жизни. А рядом с жизнью шли его стихи. Создавалась книга стихов о великой любви, о Прекрасной Даме. Они были сложны, туманны, закрыты для непосвященных. В любой обыденной мелочи поэт видит знамение, присутствие высшего тайного смысла. Всматриваясь в жизнь, Блок ищет ее скрытый смысл, ее душу, ее второй план – духовный, мистический.


«Мистические братья»

Владимир Соловьев

Валерий Брюсов

Блок в это время находился под влиянием идеалистического учения Владимира Соловьева– философа, поэта, публициста и критика. От него он воспринимает веру в высший смысл мира и надежду на избавление его от зла, от греха. Блок показывает свои стихи А.Белому-главе молодых московских мистиков, тоже увлеченных философией В. Соловьева. В восторге от поэзии Блока и молодой С. Соловьев, племянник философа, друг А.Белого. Также блок знакомится с крупнейшим поэтом-символистом Валерием Брюсовым. Таким образом, Блок постепенно входит в литературный мир.

Андрей Белый и Сергей Соловьев


Литературный дебют

Весной 1903 г. происходит литературный дебют Блока: его стихотворения печатаются в журнале «Новый путь», в «Литературно-художественном сборнике» студентов Петербургского университета и в альманахе «Северные цветы». А затем в московском издательстве «Гриф» выходит первая книга стихов Блока – «Стихи о Прекрасной Даме».


Творческий подъем

За десятилетие, прошедшее с момента выхода в свет первого стихотворного сборника Блока, одна за другой выходят книги его стихов: «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Земля в снегу», три тома собрания стихотворений; начата работа над поэмой «Возмездие», закончены драма «Роза и Крест», цикл стихотворений «Кармен» и поэма «Соловьиный сад».


«Вот явилась, заслонила…»

Блок часто бывал в театре В.Ф. Комиссаржевской на Офицерской улице в Петербурге. Там был поставлен спектакль «Балаганчик» по его одноименной лирической драме, что принесло ему славу. Здесь, в театре, Блок познакомился с красивой и обаятельной артисткой Натальей Николаевной Волоховой. За две недели января 1907г. «залпом» было создано около тридцати стихотворений – весь цикл «Снежная маска», посвященный Волоховой.

Вот явилась. Заслонила

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг.

А.Блок


Блок и Анна Ахматова

Анна Ахматова только входила в литературу. Но Блок сумел среди множества голосов различить своеобразие и силу ее дарования. «…Поэма настоящая, и Вы – настоящая»,- писал он Ахматовой об ее поэме «У самого моря».

Прекрасная надпись, которую гордая Ахматова сделала на своей книге «Четки», подаренной Блоку в 1914г.:

«Александру Блоку Анна Ахматова.

От тебя приходила ко мне тревога

И уменье писать стихи».


Блок и Сергей Есенин

В 1915 г. к Блоку пришел совсем молоденький, недавно приехавший в Петербург рязанский паренек, уже входивший в моду в столичных литературных салонах. На письме Сергея Есенина с просьбой о встрече Блок написал: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…»


Блок и Маяковский

Доброжелательно воспринял Блок и начинающего Владимира Маяковского. Казалось бы, громогласный поэт-футурист мог вызвать раздражение утонченного Блока. Но неистовая поэзия раннего Маяковского поразила Блока.


«Ожившая Карменсита»

В конце 1913г. Блок увидел в театре Музыкальной драмы певицу Любовь Александровну Андрееву-Дельмас в роли Кармен. Она поразила его. В этой женщине, в этой ожившей и вошедшей в его жизнь Карменсите было, казалось, все, что может дать счастье. Блок влюбился, как мальчик: ходил на все ее спектакли, покупал фотографии, сочинял и рвал письма и писал стихи – о любви, о творчестве, о счастье.

И слезы счастья душат грудь

Перед явленьем Карменситы.


«Маленькая, Милая, Несравненная…»

Сколько бы увлечений не было в жизни Блока, как бы ни были осложнены его отношения с Любовью Дмитриевной, как бы далеко они не уходили друг от друга – он всегда возвращался к ней, своей «Маленькой, Милой, Несравненной», любил ее великой, бессмертной любовью, не мог жить без нее, тосковал о прошедших днях, когда они были так молоды, когда он писал «Стихи о Прекрасной Даме». Жене посвящено много стихов.

Любовь Дмитриевна Блок


Блок на фронте

Блок среди сослуживцев по 13-й инженерно-строительной дружине

В июле 1916 г. Блок был мобилизован в армию и зачислен табельщиком инженерно-строительной бригады, потому что шла Первая Мировая война. Любовь Дмитриевна Блок была сестрой милосердия.

Л.Д.Блок перед отъездом в армию сестрой милосердия


Февральская революция

Блок в Зимнем Дворце во время работы Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров и сановников

На фронте Блок узнал о Февральской революции. Он вернулся в Петроград, очень радовался изменениям, которые происходили в России. Его назначили редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию деятельности царских министров и сановников. Поэт с огромной ответственностью отнесся к этой работе, верил в ее революционную необходимость.


Великая Октябрьская революция

Наступил Октябрь. Блок принял революцию безоговорочно, восторженно, сразу же поверил в ее могущество, в ее созидательную силу. Он откликнулся на приглашение Советского правительства к сотрудничеству, он с презрением писал о тех, кто испугался революции. В этот период были написаны публицистические статьи, стихи, поэмы.

«Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»

Блок «Интеллигенция и революция»


Поэма «Двенадцать»

В январе 1918г. Блок начал писать революционную поэму «Двенадцать». Написал он ее за два дня, потом лишь дорабатывал. Герои поэмы – двенадцать красногвардейцев, идущих сражаться за свободу. Это произведение было первой поэмой советской поэзии.

Блока оскорбляли, его травили в печати. Близкие друзья отвернулись от него, распространялся слух, что он «продался большевикам». Он был один среди своих бывших соратников, литераторов. Поэма стала не только произведением гения, но и подвигом духовного бесстрашия.

Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать»


Последние годы жизни

Афиша вечера Блока

Большой драматический театр

В первые годы Советской власти Блок очень много времени отдавал просветительской работе. Жилось трудно: еды не хватало, денег не было. Блок заболел. В апреле 1921 г. он в последний раз читал свои стихи перед петроградцами – на своем вечере в Большом драматическом театре.

Я, наконец, смертельно болен, Закатом солнечным доволен

Дышу иным, иным томлюсь, И вечной ночи не боюсь…


«Мне вечность заглянула в очи»

Мне вечность заглянула в очи,

Покой на сердце низвела,

Прохладной влагой синей ночи

Костер волненья залила…

А. Блок

Блок умер 7 августа 1921г. По всему городу были расклеены траурные извещения. На Смоленское кладбище10 августа на руках принесли гроб поэта. Его провожало около полутора тысяч человек - огромная толпа в обезлюдевшем Петрограде 1921 года. Блока похоронили без речей, под старым кленом, где были похоронены дед и бабушка поэта - Андрей Николаевич и Елизавета Григорьевна Бекетовы и поставили высокий белый крест. Блоку хотелось, чтобы могила была простой и чтобы на ней рос клевер. На похоронах было много людей и много цветов. Цветы и потом на ней не переводились.


Могила А. Блока

Однако поэту, не имевшему покоя при жизни, не суждено было успокоиться и после смерти. Вскоре после снятия блокады Ленинграда в 1944г. был осуществлен план, намеченный еще перед войной. Тогда, к 20-й годовщине смерти Блока, по инициативе Союза писателей, прах его решили перенести на Литераторские мостки Волкова кладбища.


Память о Блоке

Марка СССР, посвящённая Блоку, 1980г.

Стихотворение Александра Блока на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)

Его стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» превращено в памятник на одной из улиц Лейдена. Блок стал третьим поэтом после Марины Цветаевой и Уильяма Шекспира, чьи стихи были нанесены на стены домов этого города в рамках культурного проекта «Wall poems».


Память о Блоке

Музей-квартира А. Блока (г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов д. 57) - музей в Санкт-Петербурге. Филиал Музея истории Санкт-Петербурга.

Музей открыт 28 ноября 1980г. в доме, где Александр Александрович Блок прожил 9 лет - с июля 1912г. до своей смерти в августе 1921г. После смерти поэта его архив, библиотека и собрание личных вещей сохранялись его женой - Л. Д. Блок. После её кончины в 1939г. они были переданы в Институт русской литературы Академии Наук СССР (Пушкинский дом).


Память о Блоке

В честь поэта назван также астероид 2540 Блок.


Памятники Блоку

Памятник А.Блоку и Л.Д.Менделеевой в с. Тараканово рядом с церковью храма Михаила Архангела, где их венчали

Памятник А.Блоку в Москве


Источники

  • Жизнь и творчество Блока. Выставка в школе. М., «Детская литература», 1980.

2. С.Р.Федякин. Александр Александрович Блок (1880-1921)-вступительная статья к книге А.А.Блок Стихотворения. Поэмы. М., «Дрофа», 2002

3. Александр Блок. Любовь. Россия. Революция. Стихи и проза. Тула, Приокское книжное изд-во,1981.

4. http://ru.wikipedia.org

5. http://blok.lit-info.ru/shop/book/s-1-1/name/Блок/search.htm

6. http://funeral-spb.narod.ru/necropols/literat/tombs/blok/blok.html

7. http://www.flatok.ru/dostoprimechatelnosti/746/1299/

8. http://www.rg.ru/2008/08/08/blok.html


Благодарю за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна

1. "Все та же озерная гладь…"

Все та же озернáя гладь,
Все так же каплет соль с градирен.
Теперь, когда ты стар и мирен,
О чем волнуешься опять?

Иль первой страсти юный гений
Еще с душой не разлучен,
И ты навеки обручен
Той давней, незабвенной тени?

Ты позови – она придет:
Мелькнет, как прежде, профиль важный,
И голос, вкрадчиво-протяжный,
Слова бывалые шепнет.

Июнь 1909

2. "В темном парке под ольхой…"

В темным парке под ольхой
В час полуночи глухой

Белый лебедь от весла
Спрятал голову в крыла.

Весь я – память, весь я – слух,
Ты со мной, печальный дух,

Знаю, вижу – вот твой след,
Смытый бурей стольких лет.

В тенях траурной ольхи
Сладко дышат мне духи,

В листьях матовых шурша,
Шелестит еще душа,

Но за бурей страстных лет
Все – как призрак, все – как бред,

Все, что было, все прошло,
В прудовой туман ушло.

Июнь 1909

3. "Когда мучительно восстали…"

Когда мучительно восстали
Передо мной дела и дни,
И сном глубоким от печали
Забылся я в лесной тени, -

Не знал я, что в лесу девичьем
Проходит память прежних дней,
И, пробудясь в игре теней,
Услышал ясно в пеньи птичьем:

"Внимай страстям, и верь, и верь,
Зови их всеми голосами,
Стучись полночными часами
В блаженства замкнутую дверь!"

Июнь 1909

4. "Синеокая, Бог тебя создал такой…"

Синеокая, Бог тебя создал такой.
Гений первой любви надо мной,

Встал он тихий, дождями омытый,
Запевает осой ядовитой,

Разметает он прошлого след,
Ему легкого имени нет,

Вижу снова я тонкие руки,
Снова слышу гортанные звуки,

И в глубокую глаз синеву
Погружаюсь опять наяву.

1897–1909

Bad Nauheim

5. "Бывают тихие минуты…"

Бывают тихие минуты:
Узор морозный на стекле;
Мечта невольно льнет к чему-то,
Скучая в комнатном тепле…

И вдруг – туман сырого сада,
Железный мост через ручей,
Вся в розах серая ограда,
И синий, синий плен очей…

О чем-то шепчущие струи,
Кружащаяся голова…
Твои, хохлушка, поцелуи,
Твои гортанные слова…

Июнь 1909

6. "В тихий вечер мы встречались…"

В тихий вечер мы встречались
(Сердце помнит эти сны).
Дерева едва венчались
Первой зеленью весны.

Ясным заревом алея,
Уводила вдоль пруда
Эта узкая аллея
В сны и тени навсегда.

Эта юность, эта нежность -
Что для нас она была?
Всех стихов моих мятежность
Не она ли создала?

Сердце занято мечтами,
Сердце помнит долгий срок,
Поздний вечер над прудами,
Раздушенный ваш платок.

Елагин остров

7. "Уже померкла ясность взора…"

Уже померкла ясность взора,
И скрипка под смычок легла,
И злая воля дирижера
По арфам ветер пронесла…

Твой очерк страстный, очерк дымный
Сквозь сумрак ложи плыл ко мне.
И тенор пел на сцене гимны
Безумным скрипкам и весне…

Когда внезапно вздох недальный,
Домчавшись, кровь оледенил
И кто-то бедный и печальный
Мне к сердцу руку прислонил…

Когда в гаданьи, еле зримый,
Встал предо мной, как редкий дым,
Тот призрак, тот непобедимый…
И арфы спели: улетим.

Март 1910

8. "Все, что память сберечь мне старается…"

Все, что память сберечь мне старается,
Пропадает в безумных годах,
Но горящим зигзагом взвивается
Эта повесть в ночных небесах.

Жизнь давно сожжена и рассказана,
Только первая снится любовь,
Как бесценный ларец перевязана
Накрест лентою алой, как кровь.

И когда в тишине моей горницы
Под лампадой томлюсь от обид,
Синий призрак умершей любовницы
Над кадилом мечтаний сквозит.

Утро в Москве

Упоительно встать в ранний час,
Легкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.

Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро – как прелесть твоя.

Июль 1909

"Как прощались, страстно клялись…"

Как прощались, страстно кля́лись
В верности любви…
Вместе таин приобщались,
Пели соловьи…

Взял гитару на прощанье
И у струн исторг
Все признанья, обещанья,
Всей души восторг…

Да тоска заполонила,
Порвалась струна…
Не звала б да не манила
Дальня сторона!

Вспоминай же, ради Бога,
Вспоминай меня,
Как седой туман из лога
Встанет до плетня…

"Все на земле умрет – и мать, и младость…"

Все на земле умрет – и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг.
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг.

Бери свой челн, плыви на дальний полюс
В стенах из льда – и тихо забывай,
Как там любили, гибли и боролись…
И забывай страстей бывалый край.

И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи.

На смерть Комиссаржевской

Пришла порою полуночной
На крайний полюс, в мертвый край.
Не верили. Не ждали. Точно
Не таял снег, не веял май.

Как будто отступили зимы,
И буря твердь разорвала,
И струнно плачут серафимы,
Над миром расплескав крыла…

Но было тихо в нашем склепе,
И полюс – в хладном серебре.
Ушла. От всех великолепий -
Вот только: крылья на заре.

Чтó в ней рыдало? Чтó боролось?
Чего она ждала от нас?
Не знаем. Умер вешний голос,
Погасли звезды синих глаз.

Да, слепы люди, низки тучи…
И где нам ведать торжества?
Залег здесь камень бел-горючий,
Растет у ног плакун-трава…

Так спи, измученная славой,
Любовью, жизнью, клеветой…
Теперь ты с нею – с величавой,
С несбыточной твоей мечтой.

А мы – что мы на этой тризне?
Чтó можем знать, чему помочь?
Пускай хоть смерть понятней жизни,
Хоть погребальный факел – в ночь…

Пускай хоть в небе – Вера с нами.
Смотри сквозь тучи: там она -
Развернутое ветром знамя,
Обетовáнная весна.

Февраль 1910

"Когда-то гордый и надменный…"

Когда-то гордый и надменный,
Теперь с цыганкой я в раю,
И вот – прошу ее смиренно:
"Спляши, цыганка, жизнь мою".

И долго длится пляс ужасный,
И жизнь проходит предо мной
Безумной, сонной и прекрасной
И отвратительной мечтой…

То кружится, закинув руки,
То поползет змеей, – и вдруг
Вся замерла в истоме скуки,
И бубен падает из рук…

О, как я был богат когда-то,
Да все – не стоит пятака:
Вражда, любовь, молва и злато,
А пуще – смертная тоска.

"Сегодня ты на тройке звонкой…"

Сегодня ты на тройке звонкой
Летишь, богач, гусар, поэт,
И каждый, проходя сторонкой,
Завистливо посмотрит вслед…

Но жизнь – проезжая дорога,
Неладно, жутко на душе:
Здесь всякой праздной голи много
Остаться хочет в барыше…

Ямщик – будь он в поддевке темной
С пером павлиньим напоказ,
Будь он мечтой поэта скромной, -
Не упускай его из глаз…

Задремлешь – и тебя в дремоте
Он острым полоснет клинком,
Иль на безлюдном повороте
К версте прикрутит кушаком,

И в час, когда изменит воля,
Тебе мигнет издалека
В кусте темнеющего поля
Лишь бедный светик светляка…

"В неуверенном, зыбком полете…"

В неуверенном, зыбком полете
Ты над бездной взвился и повис.
Что-то древнее есть в повороте
Мертвых крыльев, подогнутых вниз.

Как ты можешь летать и кружиться
Без любви, без души, без лица?
О, стальная, бесстрастная птица,
Чем ты можешь прославить творца?

В серых сферах летай и скитайся,
Пусть оркестр на трибуне гремит,
Но под легкую музыку вальса
Остановится сердце – и винт.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Творчество Александра Блока –целая поэтическая эпоха… В. Маяковский.

Александр Александрович Блок 1880 - 1921 Блоку верьте, это настоящий - волею божией – поэт и человек бесстрашной искренности. М. Горький

Прекрасная семья. Гостеприимство – стародворянское, думы – светлые, чувства – простые и строгие. Блок. Планы поэмы. 24 февраля 1911г. Е.Г. Бекетова, бабушка поэта. 1880-е годы. А.Н. Бекетов, дед поэта. 1880-е годы. А.А. Бекетова, мать поэта. 1878 г. М.А. Бекетова, тётка поэта. 1880-е годы Е.А. Бекетова, тётка поэта. 1880-е годы.

Ботаническая аудитория Санкт-Петербургского университета. Начало ХХ века В ботаническом саду А.Н. Бекетов, дед поэта,основал при Петербургском университете ботанический сад. А.Н. Бекетов, дед поэта. 1880-е годы.

Он был заботой женщин нежной От грубой жизни ограждён, Летели годы безмятежно, Как голубой весенний сон. А. Блок. «Возмездие». Наброски продолжения второй главы. 1921 г. А.Л. Блок и А.А. Блок, отец и мать поэта. 1879 г. Саша Блок. 1884г. Петербургский университет. Слева – «Ректорский дом». 1890-е г. Мемориальная доска на бывшем ректорском доме Петербургского университета.

Годы учения в гимназии. 1891 – 98 г. А. Блок – гимназист. 1891 – 1892 г. Здание бывшей Введенской гимназии,где учился А. Блок. Обложка рукописного журнала «Вестник». «Северная зима». Рисунок А. Блока. Летний сад и Михайловский замок зимой.

«Синеокая, бог тебя создал такой. Гений первой любви надо мной…» А. Блок. 1897 – 1909. К. М. Садовская. 1900-е годы. Александр Блок. 1898 г.

Александру Блоку шёл девятнадцатый год, когда он написал стихотворение «Гамаюн». В. Васнецов. «Гамаюн». 1897 г. «На гладях бесконечных вод…» А. Блок. «Гамаюн, птица вещая». 23 февраля 1899 г.. Автограф.

«Ты сияешь мне.» А. Блок и Л.Д. Менделеева. 1903 г. Л. Д. Менделеева. 1900 г. Село Тараканово. Церковь, где венчался Блок.

… Скажу прямо – ваша поэзия заслоняет от меня почти всю современно-русскую поэзию. А. Белый – Блоку. 4 января 1903 г. «Стихи о Прекрасной Даме». Первый сборник стихотворений А. Блока. В. С. Соловьёв. 1890-е годы. В. Я. Брюсов. Худ. М. А. Врубель. 1906 г. А.Белый. Худ Л.Бакст. 1906 г.

Шахматово Блок в Шахматове. 1909 г. Таким было Шахматово Памятник А.Блоку в Солнечногорске. 1955 г. А.Н. Бекетов, дед поэта. 1880-е годы. Д.И.Менделеев. 1880-е годы. Памятный камень на месте невосстановленного шахматовского дома.

Блок. 1907 г. А.Блок. «Распутья». «Город». 1902 – 1908. Фабрика, которую поэт видел из окон своей квартиры. М.Добужинский. Октябрьская идиллия. 1905 г. Б.Кустодиев. Манифестация. 1906 г.

«Страшный мир! Он для сердца тесен…» А. Блок Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. Умрёшь – начнёшь опять сначала, И повторится всё, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица,фонарь. А. Блок. Рис. Ю.Анненкова

«Снежная маска». Литография по рисунку Л. С. Бакста. 1907 г. «Вот явилась, заслонила…» Н. Н. Волохова. 1907 г. 1907г. Автограф стихотворения.

А как бы и жить, и работать, не зная извечной вражды. Блок. «Друзьям». 1908 г. Блок, К.А. Сюнненберг, Ф.К.Сологуб, Г.И. Чулков. 1908 г. В.В. Маяковский. 1910-е г. С.А. Есенин 1914 г. А.А. Ахматова. 1916 г.

«О, Кармен, мне печально и дивно, Что приснился мне сон о тебе.» «Окно, горящее не от одной зари». Дом, в котором жила Л.А. Дельмас. Любовь Александровна Дельмас в роли Кармен. 1913 г. Блок. «Как океан меняет цвет…» Автограф. Петербург. В этом здании находился Театр музыкальной драмы. Шуваловский парк - одно из любимых мест Блока. Блок. 1913 г.

«Соловьиный сад». 1915 г. Первое издание. «Роза и крест». Литографии. 1922 г. А.А. Блок. 1916 г. А.Л. Блок. 1878 г. «Возмездие». Автограф. 1911 г. Но ты, художник, твёрдо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить всё, что видишь ты. Твой взгляд – да будет твёрд и ясен. Сотри случайные черты – И ты увидишь: мир прекрасен. Поэмы и драматические произведения А.Блока.

Первая мировая война. Л.Д. Блок перед отъездом в армию сестрой милосердия. 1914 г. А. Блок среди сослуживцев в Белоруссии. 1916 . Идут века, шумит война, Встаёт мятеж,горят деревни, А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней – Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? А. Блок. «Коршун». 1916 г.

А. Блок. 1918 г. Плакат с текстом из поэмы «Двенадцать». 1919 г. А.Блок. 1918 –1920 гг. Петроград. 1918 г. Художник А. Дейнека.

Прощание с Петербургом… Пушкинскому Дому Имя Пушкинского Дома В Академии Наук! Звук понятный и знакомый, Не пустой для сердца звук! Это звоны ледохода На торжественной реке, Перекличка парохода С пароходом вдалеке. Это древний Сфинкс, глядящий Вслед медлительной волне. Всадник бронзовый, летящий На недвижном скакуне. Наши страстные печали Над таинственной Невой, Как мы чёрный день встречали Белой ночью огневой. Что за пламенные дали Открывала нам река! Но не эти дни мы звали, А грядущие века.

Август 1921 года. Дом на углу Офицерской улицы и набережной реки Пряжки, где А. Блок прожил с 1912 по 1921 г. Мемориальная доска на доме, где жил и умер поэт.. Прощание с поэтом на Смоленском кладбище. А. Блок. Последняя фотография. Июль 1921 г. А. Блок был похоронен на Смоленском кладбище, неподалёку от могилы деда А.Н. Бекетова. Позже прах поэта перенесён на Литераторские мостки Волкова кладбища. Принесли мы Смоленской Заступнице, Принесли мы Святой Богородице… Наше солнце, в муке угасшее,- Александра, лебедя чистого. Анна Ахматова

Бессмертие Поэта. Блок не только оказал, но и оказывает большое влияние на нашу поэзию, но - что не менее важно – его поэзия живёт в сердцах миллионов читателей, она составляет неотъемлемую часть нашего духовного обихода… Имя Александра Блока мы давно уже воспринимаем в ряду самых дорогих и любимых имён отечественной поэзии. А.Твардовский


Эталон женской красоты

Женская красота - это такая сила, которая завораживает, опьяняет мужчину, а порой и лишает чувства разума. Эталон женской красоты - явление изменчивое, непостоянное, равно как и мода. Во все времена параметры оценки внешности: фигура, длина и цвет волос, разрез глаз, форма губ и т.д. - были разные. Но что же не оставляло и не оставляет равнодушным мужчину в женском теле?

В Древней Греции и Риме эталоном женской красоты считались прямой нос, округлая линия бровей, большие светлые глаза, белоснежная кожа и золотые кудри. Общепризнанными эталонами того времени были Венера Милосская и Венера Таврическая.

И зящная женщина всегда считалась идеалом красоты , и Древний Египет в этом отношении не являлся исключением.

Образ прекрасной дамы - Пресвятой Девы - стал эталоном красоты в средние века: тонкий прямой нос, удлиненный овал лица, высокий лоб, большие и светлые глаза, совсем крошечный рот.


Эпоха Возрождения

В эпоху раннего Возрождения особое значение придавалось удлиненному овалу лица и длинной шее. Для удлинения овала лица дамы выбривали волосы спереди и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалось как можно более длинной, брили затылки. Женщина считалась красивой, если имела длинные, густые волосы цвета меди или золота. Не модны были женщины крупного телосложения и худышки. У женщин должны были быть широкие плечи, на груди не должна была быть видна ни одна кость. В моду вошли женские ноги с маленькой ступней.

Барокко и рококо

В этот период эталоном женской красоты считались маленькие груди, маленькая стопа и маленький нос, белая кожа и белые зубы, длинные волосы и длинное тело, тонкие пальцы и тонкие губы. Бедра в те времена должны были быть округленными.

Классицизм

Женщина должна быть цветущей, белокожей, естественной. Такой стандарт красоты господствовал в эту эпоху.

Романтизм

В конце 60-х годов 19 века в женщине начинают ценить здоровье, свежесть, живость, пышные формы и яркие краски. Мужчин сводили с ума обнаженные женские плечи. Особое значение придается женской утонченности и загадочному взгляду.

В начале ХХ века

Эталон фигуры был очень женственным: ценились большие бедра и пышная грудь . Идеальный рост - 165 см.

В 20-е годы

В это время полностью изменяются традиционные представления о женщине. Она больше напоминает юношу. Происходит сближение женского и мужского облика. Девушка должна быть спортивной, подвижной. В моде узкая талия и узкие бедра.

В 30-40-х годах прошлого столетия

Идеал женской фигуры - узкие бедра, тонкая талия и небольшая грудь. С началом Второй Мировой войны стандартом считается хрупкая женская фигура с тонкой талией, широкими плечами и военно-спортивной выправкой.

В 50-x - начале 60-х годов

Идеалом женской красоты становится Мэрилин Монро. Ее пухлые губки, изящная талия, соблазнительные бедра, стройные точеные ножки и роскошный бюст сводят с ума самого президента Америки.

Середина 60-х - 1970-е годы

С середины 60-х идеалом красоты становятся Бриджит Бардо и Одри Хэпберн. В моде хрупкость, тонкие брови, длинные ноги и небольшой бюст.

В 80-х и 90-х годах

В моде спортивная, эффектная женщина. Стандарт женской красоты определяют супермодели. Рост - не меньше 175 см. Объемы - 90-60-90.

Сегодня эталоном женской красоты у европейских мужчин считается:

Атлетическая фигура
. Чувствительные губы
. Высокая грудь
. Длинные ноги
. Круглые бедра
. Узкая талия
. Чарующие глаза
. Длинные волосы
. Маленький нос
. Плоский живот
. Гибкость
. Длинная шея


Проведенные в развитых странах Европы и Америки исследования показали, что внешние данные женщины играют главную роль в глазах мужчины. Но у разных народов стандарты на них разные. Одних мужчин возбуждает сногсшибательная фигура, других - высокая грудь, третьих - длинные ноги, четвертых - осиная талия. Мужчинам - выходцам из Африканского континента нравятся округленные формы женского тела.

На одном из украинских форумов мужчины излагали свои мысли по поводу того, что их привлекает в женщинах. Автор одного из ответов на заданную тему, назовем его Александр, пишет, что он осматривает женщину с ног до головы, как товар. Ему нравятся брюнетки с волосами до плеч, лицо европейского типа, не слишком густые брови, но не выщипанные, глаза голубые, нос слегка вздернутый, с длиной шеей, но не такой, как у жирафа, ноги без целлюлита, а сама женщина не должна быть плоской, как доска.

Другой, назовем его Виктор, пишет, что его привлекает женщина, а не её тело. Тело - это кукла, а с куклой жить не будешь. Телом можно только любоваться. Красивое тело - это как произведение искусства, но с шедевром не ляжешь в постель… Не греет…

Третий участник под именем Wagner высказал свое мнение:
«Мне нравятся смуглые женщины с упругой округленной попкой, с большими глазами , средней полноты. Остальное для меня не играет никакой роли».

По данным проводимых исследований, только три процента женщин могут вызвать в мужской душе мгновенный интерес.

Чем восхищаются мужчины?

Этот вопрос я задала своим знакомым, живущим в Германии.

Ренат, 37 лет, инженер

«В первую очередь я обращаю внимание на женскую фигуру. Это для меня главное. Мне совершенно не нравятся женщины с мальчишечьей фигурой, у которых нет груди и попы. Не нравятся мне худые женщины. Очень красивы женщины с длинными белыми волосами».

Генрих, 57 лет, врач

«Женщина должна быть ростом 165-170, с большой развитой грудью, с узкой талией, с округленными бедрами. Глаза должны светиться и излучать энергию».

Рихард, 45 лет, программист

«Мне нравятся женщины, у которых здоровый вид, красивые волосы , изящная фигура, но не тощие. На фотомодель хорошо смотреть, но ложиться с ней в постель… Нет уж… Увольте… Мне Кукла в постели не нужна… Не хочу обнимать и ласкать кости».

Туфик, 31 года, слесарь

«У женщины должна быть легкая походка, полные губы и хорошая фигура. Она должна быть общительна и с живым умом… Должна обладать чувством юмора».

Вальдемар, 41 год, шофер автобуса

«Сейчас не проблема сделать операцию и превратиться в фотомодель… Сделать другое лицо… Похудеть или поправиться… Но ведь главное в женщине - это её душевная красота. Хотя конечно, приятно, если женщина эффектна…»

Виргис, 40 лет, бизнесмен

«Даже и не знаю, что сказать. Умеренность - в длине ног и в объеме груди. Хорошая фигура… Глаза… Но они не относятся к телу».

Для каждой женщины найдется свой мужчина. Многие женщины порой не могут понять, как дурнушка, с их точки зрения, смогла покорить сердце красивого мужчины. Вывод один: женщины, не теряйте надежду. Если у вас в жизни не все получилось, то верьте, что и на вашей улице будет

Вы просто еще не встретили того мужчину, который будет считать вас идеальной женщиной.

У каждого мужчины свои вкусы, свои критерии, по которым он оценивает женщину, собственно, как и у нас. Но всегда надо помнить, что женщины - самые прекрасные существа, живущие на земле! Этот факт не должен подвергаться сомнению!

http://www.myjane.ru/articles/text