Джон гленн - биография, фотографии. Последний из первых

Джон Гленн (фото размещено далее в статье) - первый американец, который облетел земной шар, второй раз вошел в историю, когда в 77 лет стал старейшим человеком, который побывал в космосе. Но прежде чем астронавт был признан национальным героем, он не раз рисковал жизнью для своей страны.

Биография

Джон Гершель Гленн-младший появился на свет 18.07.1921 в г. Кембридже, Огайо, в семье Джона и Терезы Спроут Гленн. Играя в школьном оркестре, он встретил Анну Маргарет Кастор, с которой впоследствии связал свою судьбу. По окончании школы учился в колледже Маскингама, где получил диплом бакалавра машиностроения. После нападения японцев на Перл-Харбор Гленн стал курсантом авиаучилища ВМС. За время Второй мировой совершил 59 вылетов.

Затем Гленн служил инструктором по повышению летной квалификации в Корпус-Кристи, штат Техас. Он совершил 90 вылетов в Корее, сбив три МиГа в течение последних девяти дней боев.

После этого Джон Гленн закончил школу летчиков-испытателей в Центре испытаний ВМС США, а затем продолжил службу в качестве офицера проекта по ряду самолетов. В течение двух с половиной лет он посещал занятия в Университете штата Мэриленд, одновременно работая в отделе проектирования истребителей Управления аэронавтики ВМС США, предшественника Бюро военно-морского вооружения.

В июле 1957 г. Джон установил рекорд скорости, за 3 ч 23 мин перелетев из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк. Это был первый полет через всю страну со средней скоростью, превысившей скорость звука.

Астронавт Джон Гленн 6 раз награждался крестом «За летные заслуги» и рядом других военных наград. Он и его жена имеют двоих детей.

Отряд «Меркурий 7»

Весной 1959 г. Гленн был выбран участником проекта «Меркурий 7». Он стал частью отряда первых астронавтов и был дублером первых двух американцев, побывавших в космосе, Алана Шепарда и Вирджила «Гаса» Грисса.

В то время Соединенные Штаты участвовали в космической гонке с Советским Союзом. Юрий Гагарин 12 апреля 1961 года был первым выведен в космическое пространство, обогнав Алана Шепарда менее чем на месяц. Также он был первым, кто побывал на околоземной орбите и совершил полный оборот вокруг Земли.

Джон Гленн: 1962 год исторического полета

20 февраля 1962 года, США показали, что у них тот же характер, что и у соперников. В предыдущий полет в космос Шепарда и Грисса их корабль не сделал полный оборот вокруг Земли - это совершил Джон Гленн. Длительность полета составила почти 5 часов. На борту капсулы он облетел Землю трижды, путешествуя со скоростью, превысившей 27 350 км/ч, на максимальной высоте 260 км.

Но его путь не был лишен опасностей. После первого витка механические проблемы с автоматической системой управления потребовали от Джона ручного управления летательным аппаратом. Датчики также показали, что тепловой щит, который должен был защищать астронавтов от смертельных температур, создаваемых при вхождении в атмосферу, отсутствовал. Чтобы защитить себя при возвращении на Землю, Гленн держал пакет с тормозной двигательной установкой. системы управления показала, что индикатор был неисправен. Щит был в порядке, но ощущения были, несомненно, мучительными.

Политическая карьера

Джон Гленн ушел из Корпуса морской пехоты в 1965 году в звании полковника. В течение десяти лет он работал бизнес-директором. В 1974 году он был избран в Сенат США. Демократ от Огайо рьяно агитировал за финансирование науки, образования и освоения космоса. В 1984 году он предпринял неудачную попытку выдвижения на пост президента от Демократической партии. Гленн пробыл сенатором до 1999 года.

За время своего пребывания в Сенате он стал главным автором Акта о нераспространении ядерного оружия 1978 года, был председателем комитета по делам правительства с 1987 по 1995 год, участвовал в комитетах по иностранным делам и вооруженным силам и в специальном комитете по старению.

Второй полет

Несмотря на свой Джон Гленн не покончил с космической программой. 29 октября 1998 года, будучи еще сенатором, он еще раз вошел в историю, полетев на шаттле «Дискавери», чтобы стать самым старым космическим путешественником. Полет длился девять дней. Гленн работал специалистом по полезной нагрузке и участвовал в экспериментах, которые должны были проверить, как его 77-летнее тело справится с невесомостью. Корабль также вывел на орбиту спутник SPARTAN, предназначенный для изучения солнечного ветра, и оборудование для предстоящего технического обслуживания телескопа «Хаббл». За время полета шаттл 134 раза облетел Землю, пройдя 5,8 млн км за 213 часов и 44 минуты.

Участие Гленна в девятидневной миссии подверглось критике частью космического сообщества как политическая услуга, оказанная Гленну президентом Клинтоном. Однако полет астронавта дал ценные сведения в исследованиях действия невесомости и других аспектов космического полета на одного и того же человека в два момента его жизни, разделенные 36 годами, что сегодня является самым продолжительным интервалом между космическими полетами одного и того же лица. Участие Гленна позволило получить информацию о воздействии полета и невесомости на пожилых людей. Незадолго до старта исследователи узнали, что его отстранили от одного из двух основных экспериментов (касающегося мелатонина), поскольку он не соответствовал одному из медицинских условий. Но Джон принял участие в двух других экспериментах по мониторингу сна и использованию белка.

В 2012 году Гленн получил президентскую медаль Свободы. Он также участвовал в выводе из эксплуатации космического челнока, хотя и критиковал завершение программы, ведущее к задержке исследований.

Хотя второй полет Гленна в космос значительно отличался от первого, оба они стали историческими, рекордными миссиями. Однако большинство американцев всегда будет помнить его как первого американца, который вышел на орбиту Земли.

Джон Гленн: семья

Гленн и Энни Кастор впервые познакомились - в буквальном смысле - в детском манеже. В Нью-Конкорде, их родители были друзьями. Когда семьи собирались вместе, дети играли.

Джон - будущий летчик-истребитель ВМФ, будущий асс и летчик-испытатель, будущий космонавт - с самого начала был выгодной партией. В конечном итоге во время космической гонки он стал самым желанным мужчиной США, но что значило быть молодым Джоном Гленном в Нью-Конкорде?

Энни Кастор была яркой, заботливой, талантливой, щедрой духом. Но она могла говорить c большим трудом. Ее заикание было настолько сильным, что было определено как 85-процентная инвалидность, так как 85 % времени ей не удавалось произнести слово.

И Джон Гленн полюбил ее.

Жена военного летчика

Еще мальчиком он осознал, что люди, которые не понимали ее из-за заикания, упускали возможность узнать редкую и замечательную девочку.

Они поженились 6 апреля 1943 г. Как жена военного, она обнаружила, что жизнь в переездах по стране может быть крайне тяжелой. В универмагах она бродила по незнакомым проходам, пытаясь найти нужный отдел, не смея попросить кого-либо о помощи. В такси ей приходилось писать водителю, потому что она не могла произнести место назначения вслух. В ресторанах она просто указывала на пункты в меню.

Прекрасный музыкант, Энни в каждом приходе, куда они с Джоном переезжали, играла на церковном органе, чтобы завести новых друзей. Она боялась пользоваться телефоном, так как произнести «алло» ей было очень трудно. Энни с ужасом представляла ситуации, когда ей понадобится вызвать врача. Подберет ли она слова, чтобы сообщить о несчастье?

За пачкой жвачки

Гленн, как морской авиатор, отправляясь на выполнение очередного боевого задания во время Второй мировой войны и во время каждый раз прощался одинаково. «Я только за пачкой жвачки в магазин на углу», - говорил Джон Гленн. Жена всегда отвечала: «Только недолго».

В феврале 1962 года, когда весь мир, затаив дыхание, ожидал старта ракеты «Атас» с Гленном на борту, супруги попрощались так же. И в 1998 году, когда в возрасте 77 лет он вернулся в космос на борту шаттла «Дискавери». Это были напряженные моменты. Что, если что-то случится, и их совместной жизни настанет конец?

Она знала, что он скажет ей перед посадкой на шаттл. Так он и сделал, и на этот раз дал ей подарок - пачку жевательной резинки. Она носила ее в нагрудном кармане около сердца, пока Джон не вернулся домой.

Чудесное излечение

Много раз в своей жизни Энни пыталась вылечить заикание. Никто не смог ей помочь. Но в 1973 году в Вирджинии она нашла врача, проводившего интенсивную программу, которая, как они с Джоном надеялись, могла бы ей помочь. Энни поехала туда. Чудо, которого супруги все это время ожидали, наконец, свершилось. В возрасте 53 лет она впервые заговорила не короткими, отрывистыми, мучительными очередями, а могла четко высказать свою мысль.

Джон, впервые услышав, как она уверенно и ясно говорит, упал на колени, чтобы вознести благодарственную молитву. С тех пор она регулярно выступает с публичными речами и обязательно встает, чтобы сказать несколько слов на мероприятиях с участием Гленна.

И как только она возьмет слово, стоит заглянуть в глаза ее мужа.

Джон Гершель Гленн-младший (John Herschel Glenn, Jr. ; 18 июля 1921 г., Кембридж, штат Огайо, США — 8 декабря 2016, Колумбус, Огайо, США) - США, «американский Гагарин», лётчик-испытатель, лётчик Корпуса морской пехоты во Второй мировой и Корейской войнах, сенатор (демократ) от штата Огайо, кандидат в Президенты США (выборы 1984 года).

Гленн выполнил 149 вылетов в качестве летчика-истребителя морской пехоты во время Второй мировой войны и войны в Корее, был подбит 11 раз.
После Корейской войны Джон Гленн окончил школу лётчиков-испытателей.
С 1956 по 1959 годы - служба лётчиком-испытателем. В это же время Джон Гленн окончил Университет Мэриленда.
В июле 1957 года Джон Гленн установил рекорд скорости трансконтинентального перелёта: он пролетел на истребителе F8U из Лос-Анджелеса до Нью-Йорка за 3 часа и 23 минуты.

В апреле 1959 года Гленн был зачислен в первую группу американских астронавтов, так называемую «первую семёрку», которые начали подготовку к космическим полётам по программе «Меркурий».
В январе 1961 г. руководитель проекта Боб Гилрут собрал семерку астронавтов и объявил им, что первым полетит Алан Шепард (полет MR-3), вторым Вирджил Гриссом (MR-4), а Гленн будет дублировать обоих.
В своей книге Слейтон утверждает, что Джонн Гленн пытался добиться изменения порядка полетов – в свою пользу – но безуспешно.

Некоторое время Гленн был кандидатом на третий суборбитальный полет MR-5, однако все семь астронавтов выступили за его отмену.

29 ноября 1961 г. было объявлено, что Джонн Гленн выполнит первый . Он состоялся 20 февраля 1962 г. после одного прекращенного пуска и девяти переносов по различным причинам.
Джон Гпенн вошел в историю 20 февраля 1962 года, когда он, находясь в капсуле космического корабля «Меркурий-6» размером 9 на 7 футов наверху экспериментальной ракеты, стал первым американцем, облетевшим вокруг Земли.
Продолжительность полёта составила 4 часа 55 мин., за это время Гленн совершил три оборота вокруг Земли.

В 1997 г. он установил рекорд скорости в полете на самолете «Beechcraft Baron» из Дейтона в Вашингтон – 1 ч 36 мин.
«Джон Гленн — не только летчик-испытатель морской пехоты, астронавт и первый американец, облетевший Землю. Он принес NASA уникальный сплав опыта» 3 , — заявил Администратор NASA Дэниел Голдин.
После своего первого полета Джон Гленн был назначен ответственным за общее обеспечение программы «Ароllо», в январе 1964 г., он был переведен на должность консультанта директора NASA с выбытием из отряда астронавтов, а в феврале 1965 г. ушел из NASA на должность члена Совета директоров компании «Royal Crown Cola Со.» и через несколько лет стал миллионером.

С подачи Роберта Кеннеди Гленн занялся политикой. Он собирался выставить свою кандидатуру в Сенат еще в 1964 г., но из-за случайной травмы головы был вынужден отказаться.
В 1970 г. он не смог добиться выдвижения своей кандидатуры, но в 1974 г. все же победил на выборах в Сенат на другое место от родного штата Огайо.
В Сенат он переизбирался трижды — в 1980, 1986 и 1992 годах. За Джоном Гленном закрепился имидж вдумчивого и умеренного политика, эксперта в области обороны и внешней политики, выступающего за военную мощь США и против распространения ядерного оружия, занимающегося вопросами ядерных отходов.
В 1979 г., Джон Гленн очень неудачно выступил на Национальном конвенте Демократической партии США, после чего Джимми Картер оставил мысль взять этого «самого скучного человека, которого я когда-либо видел» кандидатом в вице-президенты.

В 1984 и 1988 гг. Гленн пытался добиться выдвижения своей кандидатуры в президенты США, но оба раза потерпел неудачу.
Он являлся членом Комитета по вооруженным силам и лидером демократов в сенатском Комитете по правительственным делам, занимавшемся до ноября 1997 г. расследованием финансовых нарушений последней предвыборной кампании, активно защищал Клинтона.
После этого Гленн объявил, что в выборах в Сенат 1998 года участвовать не будет…
Джон Гленн всерьез заинтересовался идеей второго космического полета в начале 1990-х годов, хотя хотел слетать снова, как он говорит, «последние 25-30 лет». Гленн обратился с этой идеей к Дэниелу Голдину летом 1996 года и заявил о своем намерении и желании публично в ноябре 1996 г.
11 июля 1997 г. Президент США Клинтон заявил, что он поддерживает это предложение.
11 января 1998 г. журнал «Newsweek» сообщил со ссылкой на анонимные источники, что вопрос о полете Гленна в октябре 1998 года «на мази» и решение вот-вот будет принято. Вышедшая утром 16 января «Washington Post» писала о полете Джона Гленна как о решенном уже деле.

Вопрос о втором полете Джона Гленна породил бурную дискуссию как в самом NASA, так и вокруг него.
Так, президент Фонда «Космическая граница» (SFF) Рик Тамлинсон сказал о предполагаемом полете Гленна:
«Это показывает, что NASA все еще более заинтересовано в переживании своего прошлого, чем в открытии космоса перед американским народом. Идея полета мультимиллионера, высокопоставленного чиновника правительства — это удар как для отряда астронавтов, так и для людей, которые оплачивают нашу космическую программу» 4 .
Представительница NASA заявила 15 января, что Голдин обдумывал возможность полета Гленна в течение нескольких месяцев. И наконец Администратор NASA заявил на прес-сконференции, что принял окончательное решение:
«Я чрезвычайно горд объявить, что Джон Гленн из Огайо, первый американец, облетевший Землю, получит свой долгожданный и многократно заслуженный второй полет». 4

Прежде чем NASA приняло решение о полете Гленна, сенатор прошел серию медицинских тестов, выполненных врачами NASA и независимыми консультантами. Все они нашли его годным к космическому полету с медицинской точки зрения. По словам врачей NASA, уровень физического состояния Гленна отличный.
На пресс-конференции Джон Гленн шутливо подтвердил, что он будет на борту «Дискавери» «морской свинкой».
Поскольку старение и космический полет имеют много общего в физиологических проявлениях, исследование космического полета может привести к созданию модели, которая сможет помочь ученым в понимании процесса старения. Сходство, в частности, наблюдается в потере костной и мышечной ткани, нарушениях равновесия и сна.

Исследователи в сфере космической биологии и медицины и геронтологи считают, что новые исследования в этих областях могут помочь пожилым людям жить более продуктивной и активной жизнью, а также уменьшить число лиц, которым в последние годы жизни требуется продолжительная медицинская помощь.
Сенатор Гленн стал катализатором в использовании космических полетов в интересах здорового и продуктивного старения.
Исследования человека в этом полете проводились и Национальным институтом старения — подразделением Национальных институтов здравоохранения. Эти исследования включали изучение нарушений сна, атрофию мускулов, чувство равновесия, а также клиническую оценку крови и сердечной функции.
Доктор Майкл Дебейки, почетный канцлер Бейлорского колледжа медицины, который изучил медицинские данные Гленна, заявил, что он не видит «никаких признаков, которые помешали бы ему лететь в космос. Полет секатора Гленна дает важные возможности изучить влияние космической среды на стареющие системы, чего никогда не делалось в прошлом» 3 .
Доктор Роберт Батлер, профессор гериатрии в Медицинском центре «Гора Синай», директор Международного центра долголетия, согласен с этим: «Сенатор Гленн особенно хорошо подходит, потому что он сделал это прежде, и из-за его работы с NASA и Национальным институтом старения по разработке исследований, которые приведут к лучшему пониманию эффектов старения.

…Нужно отметить смелость секатора Гленна и готовность предпринять этот полет».
Второй космический полёт Джон Гленн совершил в качестве специалиста по полезной нагрузке на космическом корабле «Дискавери» (STS-95) 29 октября - 7 ноября 1998 года.
Миссия «Дискавери» продолжалась 213 часов 44 мин.
Ко времени второго космического полёта Джону Гленну исполнилось 77 лет.
Джон Гленн является обладателем уникального рекорда - перерыва в 36 лет между полётами в космос.
В 2009 году Джон Гленн был награжден высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.

Ровно сорок лет назад, 20 июля 1969 года, американские астронавты, совершая полет вокруг Луны, готовились к высадке на поверхность спутника Земли. Это беспрецедентное в истории человечества событие стало возможным благодаря усилиям многих людей – ученых, инженеров, астронавтов. И, пожалуй, одним из наиболее выдающихся был Джон Гленн – первый американец, побывавший в космосе.

Практически вся жизнь Джона Гленна связана с небом. Он родился в городе Кембридж, штат Огайо, окончил местный Маскингамский колледж, а в 1942 году записался в программу военно-морской авиации. Джон Гленн сражался во Второй мировой и Корейской войнах. В 1954 году он получил диплом летчика-испытателя, а в 1957 году в звании полковника совершил первый межконтинентальный беспосадочный сверхзвуковой полет. В 1959 году в числе семи человек он был зачислен в группу первых американских астронавтов, а через три года, 20 февраля 1962 года, полетел в космос.

Джон Гленн стал первым американцем, совершившим орбитальный полет. В тесной космической капсуле «Френдшип-7» он трижды облетел вокруг Земли и благополучно приводнился в море. Полет продолжался менее пяти часов. За десять месяцев до того в космосе побывал советский космонавт Юрий Гагарин, поэтому полет Джона Гленна стал важным достижением не только для молодой космической программы США, но и в соревновании за первенство в освоении космоса между Соединенными Штатами и Советским Союзом.

«Мы все время отставали от русских, - вспоминает Гленн. - Нас очень нервировало то, что СССР обогнал нас в технологическом аспекте. Мы просто хотели их догнать».

Кроме конкуренции с Москвой, Гленну и другим первым астронавтам приходилось беспокоиться о безопасности ракет, а также о том, какие изменения космические полеты могут вызвать в их организме. «Например, изменится ли форма глазного яблока, – говорит астронавт. - В музее космонавтики находится мой аппарат «Френдшип-7». Там на приборной панели есть миниатюрная оптометрическая таблица, на которую мне полагалось смотреть каждые двадцать минут, чтобы определить, происходит что-то у меня с глазами или нет».

Джон Гленн ушел из астронавтики в 1964 году, чтобы заняться политикой. В 1974 году он стал сенатором от штата Огайо и оставался в Сенате в течение 24 лет. Будучи сенатором, Гленн активно занимался вопросами обороны и ядерного нераспространения. Он также продолжал поддерживать космическую программу. «Даже в самые трудные времена нужно заниматься исследованиями и смотреть в будущее, - считает он. - Я уверен, что наша страна держится на двух принципах: первый – образование, и второй – мы всегда инвестировали большой процент от ВВП в теоретические исследования. Именно сюда относятся космические исследования».

Джон Гленн всегда говорил, что если космическое агентство снова позовет его, он будет готов: «Я так и сказал, что если им нужен подопытный кролик для гериатрических исследований, этим кроликом буду я, тем более вся моя история болезни у них есть».

И он вернулся в космос – на шаттле «Дискавери» в 1998 году, незадолго до того, как оставил политику. В возрасте семидесяти семи лет Джон Гленн стал самым старшим по возрасту человеком на планете, летавшим в космос. Во время девятидневного полета Гленн принимал участие в исследованиях влияния космического полета на организм пожилых людей.

В 2008 году Джон Гленн участвовал в торжествах, посвященных пятидесятилетию основания Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА). Он призвал своих бывших коллег по Сенату продолжать финансирование космических исследований и Международной космической станции: «Ведь результат этого – прогресс в научных исследованиях, новые открытия, которые пойдут на пользу жителям Земли. Можно мыслить большими категориями, летать на Луну или на Марс, но в то же время нельзя забывать и о малом – о том, что имеет ценность для людей здесь, на Земле. И если сравнить стоимость эксплуатации МКС со стоимостью затрат на научные исследования, последние требуют намного меньше денег».

Выйдя на пенсию, Джон Гленн не сидит сложа руки. Вместе с женой Энни он принимает активное участие в работе Института общественной службы своего имени при Университете штата Огайо. Цель супругов Гленн – улучшить качество социальных услуг и поощрять желание молодежи работать в правительственных структурах – пока на Земле, а когда-нибудь, может, и на Марсе.

  • Космонавтика
  • Источник: NASA

    Любой человек рано или поздно умирает. Это истина, которая за всю историю человечества никогда не опровергалась. К сожалению, космонавты тоже умирают, и в возрасте 95 лет умер Джон Гленн. Он был первым американцем, облетевшим Землю на космическом корабле. В его жизни хватало приключений, и одно из последних случилось уже в пожилом возрасте - он полетел в космос, когда ему исполнилось 77 лет.

    Таким образом, он является первым американцем, совершившим орбитальный полет на космическом корабле. Он же стал самым пожилым астронавтом, побывавшим космосе, первым человеком, между орбитальными полетами которого прошло 36 лет и единственным дожившим до 2016 года астронавтом из первого набора США.

    Родился Джон Гленн 18 июля 1921 года в Кембридже (США). Он рано полюбил полеты. В возрасте 8 лет будущий астронавт совершил свой первый полет на биплане. За два года до этого Чарлз Линдберг пересек Атлантику. Вероятно, тот самый первый полет с отцом и предопределил будущее мальчика.

    Как и большинство американцев, он окончил школу и колледж, получив степень бакалавра. После этого он решил пойти в армию, присоединившись к Корпусу морской пехоты. Служил он летчиком, воюя с Японией. За всю войну Гленн совершил 59 боевых вылетов в районе Маршалловых остров. После ему пришлось совершить еще 90 вылетов во время Корейской войны.

    После войны отважный пилот решил продолжить карьеру пилота и поступил в школу летчиков-испытателей. В июне 1957 года ему удалось установить рекорд: Гленн совершил первый в мире трансконтинентальный перелет на сверхзвуковом реактивном истребителе. Это был Vought F-8 Crusader. От Лос-Анджелеса до Нью-Йорка будущий астронавт пролетел за 3 часа и 23 минуты. Тогда у него было уже звание подполковника. Всего ему удалось налетать примерно 9000 часов, и около 3000 пришлось на полеты на реактивных самолетах.

    «Первая семерка»

    Несколько лет спустя США приняли участие в космической гонке, соревнуясь с СССР. Первые работы по американской программе пилотируемых полетов начались в Исследовательском центре Лэнгли (Langley Research Center), Хэмптон, Вирджиния. Здесь начали тренировать астронавтов, также американцы начали разработку космического корабля «Меркурий», разрабатывая, кроме всего прочего, системы контроля и управления полетом и приземления.

    В 1958 году было образовано агентство НАСА. В том же году, в ноябре, американцы дали название своей программе пилотируемых космических полетов: «Меркурий». Поскольку разрабатывалась программа пилотируемых полетов, то американцам необходимо было в сжатые сроки набрать для ее реализации команду астронавтов. Подготовка началась сразу после анонса самой программы. Руководство планировало разбить программу отбора астронавтов на несколько этапов. На первом этапе планировалось отобрать около 150 кандидатов. Из них в ходе второго этапа должны были быть отобраны 36 человек. На третьем этапе необходимо было отобрать 12 человек, из которых, после девятимесячных тренировок, американцы решили выбрать финальный состав команды астронавтов в количестве шести человек.

    Условий для участия в программе было много. Кандидаты в астронавты должны были иметь хорошее образование и иметь степень бакалавра. Возраст участников проекта должен был составлять от 25 до 40 лет. Потенциальные астронавты должны были иметь превосходное здоровье. Кроме того, у кандидатов должен был быть трехлетний опыт работы в области математики, физики, биологии, психологии или же исследовательский опыт работы в технических областях. Если такого опыта не было, кандидат мог иметь трехлетний опыт полетов на самолетах, воздушных шарах или же служить на подводной лодке в качестве командира, пилота, штурмана, специалиста по связи или же эквивалентной должности. Что касается летного опыта, то у кандидата должно было быть не менее 1500 «налетанных» часов.

    Подходили и кандидаты, которые выполнили все требования для докторской степени в определенной научной области или в технике. Мог стать астронавтом также человек, который имеет полугодовой опыт клинической или же исследовательской работы. Желательно было, чтобы кандидат умел прыгать с парашютом, заниматься подводным спортом или быть профессиональным спортсменом.

    Изначально были отобраны 110 человек, среди которых были 5 служащих морской пехоты, 47 летчиков морской авиации и 58 летчиков Военно-воздушных сил. После детального рассмотрения кандидатур кандидатов специальная комиссия решила выбрать 35 человек, которых 2 февраля 1959 года пригласили в Вашингтон. Большая часть участников отбора приняли финальное решение участвовать в программе. Тогда же руководство проекта решило, что 12 человек выбирать нет смысла, вместо этого число кандидатов было сокращено до шести. 32 кандидата прошли обследование в специализированной клинике, после чего в команде претендентов на звание астронавта остался 31 человек. После того, как их обследовали в Исследовательском центре Райта, количество претендентов сократилось до 18. Достойных было много, поэтому комиссии было сложно сделать выбор. Решили выбрать не 6 человек, а 7.

    — NASA (@NASA) December 8, 2016




    Та самая первая семерка. Слева направо: Гордон Купер, Уолтер Ширра, Алан Шепард, Вирджил Гриссом, Джон Гленн, Дональд Слейтон, Скотт Карпентер (источник: NASA)

    После формирования «семерки» ее члены стали проходить тренировки в Исследовательском центре Лэнгли. Эти тренировки включали большое количество элементов: теоретические занятия по астрономии, небесной механике и навигации, упражнения на тренажерах, подводное плавание и многое другое. Тренировки проводились таким образом, чтобы каждый член команды получил опыт в определенной технической дисциплине. Так, Купер и Слейтон занимались ракетами-носителями и стартовым оборудованием. Карпентер был специалистом в системах связи и навигации, Гленн по завершению тренировок стал экспертом по оборудованию кабины корабля. Кроме того, Грисс специализировался на системах управления полетом, Ширра - на системах жизнеобеспечения и скафандрах, а Шепард - на системах слежения и спасения.

    Джона Гленна назначили дублером Алана Шепарда. Последний 5 мая 1961 года совершил суборбитальный космический полет. Также Гленн являлся дублером Вирджила Гриссома, совершившего аналогичный полет 21 июля 1961 года.

    Гленн стал третьим человеком в мире (после Юрия Гагарина и Германа Титова), кто совершил орбитальный космический полет. 20 февраля 1962 года он на корабле «Меркурий-Атлас-6 » три раза облетел Землю. Продолжительность этого полета составила 4 часа 55 минут. Состояние невесомости он прокомментировал так: «Невесомость, и я чувствую себя хорошо». По возвращению на Землю Джон Гленн стал национальным героем США. По мотивам реализации проекта «Меркурий» был снят фильм «Парни что надо», где Гленна сыграл Эд Харрис.

    Позже стало известно, что во время полета в феврале 1962 года астронавт передал диспетчеру, что его космический корабль «преследуют некие огненные искры и вспышки». Речь идет не о «зеленых человечках», а о кристаллах льда, которые возникали в ходе работы водородных двигателей. Эти кристаллы и сопровождали корабль , отражая солнечный свет.

    Гленн не был удовлетворен ролью «живой иконы» в НАСА. Ему хотелось работать на благо общества. Поэтому в январе 1964 года он ушел из астронавтов, с тем, чтобы уже на следующий день заявить о своем намерении баллотироваться в Сенат. Тогда у него не получилось стать сенатором, но в 70-х годах прошлого века Гленн повторил попытку, и на этот раз вполне успешно. Ему удалось занять пост сенатора от штата Огайо в 1974 году. Сенатором он оставался вплоть до 1999 года. В 2011 году Гленна наградили Золотой медалью Конгресса (это одна из двух высших наград США). А в 2012 году он получил и вторую высшую награду - Президентскую медаль Свободы. В бытность свою сенатором экс-участник «первой семерки» лоббировал государственную поддержку космической программы, образование и популяризацию науки.

    Свой второй полет Гленн совершил гораздо позже, спустя 36 лет после первого. Он полетел в космос на «Дискавери» в качестве специалиста по полезной нагрузке. Это случилось 29 октября 1998 года. На Землю он вернулся 7 ноября того же года. Тогда ему исполнилось 77 лет, и он стал самым пожилым человеком, полетевшим в космос. Джон Гленн довольно долго добивался от НАСА разрешения полететь в космос второй раз. Свою просьбу он аргументировал намерением изучить влияние невесомости и космического полета на организм пожилого человека. Что же, это был чисто научный эксперимент, и он вполне удался - взлет, пребывание на орбите и посадка прошли без сучка и задоринки.

    «Мой друг американский астронавт Джон Гленн во второй раз полетел в 77 лет. Это был особый случай. Общественность обратилась к тогдашнему президенту Клинтону, и тот дал добро. Полет Гленна был знаком уважения государства к заслуженному человеку», - заявил ранее космонавт Алексей Леонов, первый человек, побывавший в открытом космос.

    Астронавт США Джон Хершел Гленн-младший (John Herschel Glenn, Jr.) родился 18 июля 1921 года в Кембридже, штат Огайо.

    В 1939 году окончил среднюю школу в Нью-Конкорде (школа позже получила его имя).

    С сентября 1939 года учился в колледже Маскингам (Muskingum College) в Нью-Конкорде, но в январе 1942 года бросил учебу и ушел в армию.

    В марте 1942 года он стал курсантом авиационного училища (Naval Aviation Cadet) ВМС США.

    В 1943 году Гленн окончил училище и был направлен для прохождения службы в Корпус морской пехоты США (КМП). После интенсивной подготовки поступил на службу в 155-ю эскадрилью истребителей КМП и в течение года выполнял вылеты с Маршалловых островов на истребителях F-4U.

    Во время Второй мировой войны совершил 59 боевых вылетов.

    После войны Джон Гленн служил в 218-й эскадрилье истребителей КМП, которая базировалась на острове Гуам, и участвовал в патрульных полетах над Северным Китаем.

    С июня 1948 по декабрь 1950 года Гленн служил летчиком-инструктором на авиабазе Корпус-Кристи в Техасе, а затем в боевой школе самолетов-амфибий в Квантико, штат Вирджиния.

    Во время войны в Корее выполнил 63 боевых вылета в качестве пилота 311-й эскадрильи истребителей.

    Затем был временно переведен в ВВС США и выполнил 27 боевых вылетов на самолете F-86 Sabrejet.

    В 1953 году поступил в школу летчиков-испытателей ВМС (Naval Test Pilot School) в Пэтьюксент-Ривер, штат Мэриленд, которую окончил в июле 1954 года.

    С ноября 1956 года по апрель 1959 года служил в отделе конструирования истребителей (Fighter Design Branch) Управления аэронавтики ВМС США (Navy Bureau of Aeronautics) в Вашингтоне, округ Колумбия (в настоящее время Управление вооружения ВМС (Bureau of Naval Weapons). В этот период учился в Университете Мэриленда.

    В июле 1957 года, будучи офицером проекта самолета F8U Crusader, Джон Гленн установил трансконтинентальный рекорд скорости, перелетев на этом самолете из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк за 3 часа 23 минуты 8,4 секунды со средней скоростью 1164,39 км/ч, улучшив предыдущий рекорд на 21 минуту.

    Общий налет Гленна в качестве летчика составляет около 9 тыс. часов, из них примерно 3 тыс. часов на реактивных самолетах.

    В апреле 1959 года Джон Гленн стал участником программы "Меркурий" (Project Mercury) и был зачислен в первый отряд астронавтов НАСА.

    Он был также приписан к специальному Космическому отделу НАСА (NASA Space Task Group) в Исследовательском центре Лэнгли (Langley Research Center) в Хэмптоне, штат Вирджиния.

    Гленн прошел полный курс подготовки, специализируясь по вопросам, связанным с конструкцией, контрольно-измерительным оборудованием и системами управления капсулы "Меркурий" и ее тренажера.

    Был дублером Алана Шепарда во время суборбитального полета 5 мая 1961 года на Mercury MR-3 (Freedom-7) и Вирджила Гриссома во время суборбитального полета 21 июля 1961 года на Mercury MR-4 (Liberty Bell-7).

    В 1962 году Космический отдел был переведен в Хьюстон, штат Техас, и стал частью Центра пилотируемых космических кораблей НАСА (NASA Manned Spacecraft Center). Позже этот центр был преобразован в Космический центр имени Джонсона (Johnson Space Center).

    20 февраля 1962 года Джон Гленн совершил свой первый полет в космос на корабле Mercury MA-6 (капсула № 13 Friendship-7, РН Mercury-Atlas-D). Запуск корабля был произведен с мыса Канаверал (Флорида), пусковой комплекс № 14. Гленн выполнил три витка вокруг Земли и стал первым американским астронавтом, совершившим орбитальный космический полет. Максимальная высота (апогей) полета составила 260 км при максимальной орбитальной скорости порядка 28 тысяч км/ч. Корабль приземлился в 1287 км к юго-востоку от мыса Канаверал в окрестностях острова Гранд-Терк. Общая продолжительность полета составила 4 часа 55 минут 23 секунды.

    В январе 1963 года Гленн был переведен в программу "Аполлон" (Apollo Program) и принимал участие в разработке лунного корабля.

    16 января 1964 года он ушел из отряда астронавтов NASA с целью участия в выборах в Сенат Конгресса США. Из-за полученной 26 февраля травмы головы в выборах не участвовал.

    В ноябре 1974 года Джон Гленн был избран сенатором США от штата Огайо (от Демократической партии). Переизбирался еще трижды – в 1980, 1986 и 1992 годах. Являлся членом комитета по вооруженным силам и лидером демократов в сенатском комитете по правительственным делам.

    В 1984 и 1988 годах Гленн выдвигался кандидатом от Демократической партии на пост президента США, но оба раза его кандидатура не была поддержана на конвентах демократов в качестве основной кандидатуры.

    В 1997 году предложил НАСА свою кандидатуру для проведения на орбите медицинских (геронтологических) экспериментов.

    16 января 1998 года НАСА официально объявило о том, что Джон Гленн назначен специалистом по полезной нагрузке в экипаж корабля STS-95.

    С 29 октября по 7 ноября 1998 года Джон Гленн совершил свой второй космический полет – в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-95.

    Продолжительность полета составила 8 суток 21 час 44 минуты 55 секунд.

    Гленн установил мировой рекорд, совершив космический полет в возрасте 77 лет и стал вторым сенатором-астронавтом после Джейка Гарна.

    В общей сложности Джон Гленн провел в космосе более 218 часов.

    В 1999 года он ушел в отставку с поста сенатора.

    Джон Гленн награжден шестью крестами "За выдающиеся летные заслуги" (Distinguished Flying Cross), десятью медалями "За воздушные операции" (Air Medal).

    Награжден также памятными медалями: "За участие в военных действиях в Азии и на Тихом океане" (Asiatic-Pacific Campaign Medal), "За участие в военных действиях ВС США (1941–1946)" (American Campaign Medal), "За победу во Второй мировой войне" (World War II Victory Medal), "За службу в Китае" (China Service Medal), "За службу по защите нации" (National Defense Service Medal), "За службу в Корее" (Korean Service Medal), Космической медалью почёта Конгресса США (Congressional Space Medal of Honor).

    Награжден медалью НАСА "За выдающиеся заслуги" (NASA Distinguished Service Medal), и медалью НАСА "За космический полет" (NASA Space Flight Medal).

    Удостоен премии Посла исследований NASA (NASA Ambassador of Exploration Award) (2006).

    В ноябре 2006 года получил премию "Патриот Америки" (American Patriot Award), ежегодно присуждаемую Фондом Национального университета обороны" (National Defense University Foundation).

    В 2009 году Гленн был награждён Золотой медалью Конгресса США (Congressional Gold Medal).

    Его именем назван один из исследовательских центров НАСА в Кливленде (NASA Glenn Research Center at Lewis Field), штат Огайо.

    Имя Джона Гленна занесено в Зал славы американских астронавтов (U.S. Astronaut Hall of Fame).

    В 2010 году по результатам опроса "Кто ваш космический герой?", проведенного Космическим фондом США, Джон Гленн занял 5-е место.

    Джон Гленн женат на Анне Маргарет Кастор (Anna Margaret Castor). У пары двое детей и двое внуков.

    Увлекается водными лыжами и парусным спортом.