Какие порядки были. Тобольская «крытка: какие порядки были в одной из самых страшных тюрем ссср

В ноябре 1472 года Иван III второй раз вступает в брак. На этот раз его избранницей становится греческая принцесса Софья, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Белокаменная

Через три года после венчания Иван III начнет обустройство своей резиденции со строительства кафедрального Успенского собора, который воздвигнут на месте разобранного храма Калиты. Будет ли это связано с новым статусом - великий князь Московский к тому времени будет позиционировать себя как «государь всея Руси», - или же идею «подскажет» супруга Софья, недовольная «убогой обстановкой», однозначно сказать сложно.

К 1479 году строительство нового храма будет завершено, а его свойства перенесены в дальнейшем и на всю Москву, которую и поныне зовут «белокаменной». Масштабное строительство продолжится. На фундаменте старой дворцовой церкви Благовещения построят Благовещенский собор. Для хранения казны московских князей построят каменную палату, которая впоследствии будет именоваться «Казенным двором».

Вместо старых деревянных хором для приема послов начнут строить новую каменную палату, получившую название «Набережной». Для официальных приемов построят Грановитую палату. Будет перестроено и построено большое количество церквей. В итоге Москва полностью изменит облик, а Кремль превратится из деревянной крепости в «западноевропейский замок».

Новый титул

С появлением Софьи ряд исследователей связывает новый церемониал и новый дипломатический язык - сложный и строгий, чопорный и натянутый. Женитьба на знатной наследнице византийских императоров позволит царю Иоанну позиционировать себя как политического и церковного преемника Византии, а окончательное свержение ордынского ига сделает возможным перевод статуса московского князя на недосягаемо высокий уровень национального властителя всей Русской земли.

Из правительственных актов уходит «Иван, государь и великий князь» и появляется «Иоанн, божиею милостью государь всея Руси». Значимость нового титула дополняется длинным списком пределов Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных».

Божественное происхождение

В своем новом положении, источником которого отчасти был и брак с Софьей, Иван III находит недостаточным прежний источник власти - преемство от отца и деда. Идея божественного происхождения власти была не чужда предкам государя, однако, ни один из них не выражал ее настолько твердо и убедительно.

На предложение германского императора Фридриха III вознаградить царя Ивана королевским титулом, последний ответит: «…мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога», указывая на то, что в мирском признании своей власти московский князь не нуждается.

Двуглавый орел

Для визуальной иллюстрации преемничества павшего дома византийских императоров будет найдено и наглядное выражение: с конца XV века на царской печати появится византийский герб - двуглавый орел. Существует большое количество других версий, откуда «прилетела» двуглавая птичка, но невозможно отрицать, что символ появился в период супружества Ивана III и византийской наследницы.

Лучшие умы

После приезда Софьи в Москву при русском дворе сформируется достаточно внушительная группа выходцев из Италии и Греции. Впоследствии многие иностранцы займут влиятельные государственные должности, и не единожды будут выполнять важнейшие дипломатические государственные поручения. Послы наведывались в Италию с завидной регулярностью, но часто в список поставленных задач не входило решение политических вопросов.

Они возвращались с другим богатым «уловом»: архитекторами, ювелирами, мастерами монетного дела и оружейными умельцами, деятельность которых направлялась в одно русло - способствовать процветанию Москвы. Приезжими рудокопами будет найдена в Печорском крае серебряная и медная руда, и в Москве начнут чеканить монеты из русского серебра. Среди приезжих будет и большое количество профессиональных врачей.

Глазами иностранцев

В период правления Ивана III и Софьи Палеолог появляются первые подробные записки иностранцев о Руси. Перед одними Московия представала диким краем, в котором царят грубые нравы. Например, за смерть пациента врача могли обезглавить, зарезать, утопить, а когда один из лучших итальянских зодчих Аристотель Фиораванти, опасаясь за свою жизнь, запросился на родину, он был лишен имущества и заключен в острог. Другой видели Московию путешественники, те, кто не задерживался надолго в медвежьем крае.

Венецианский купец Иосафат Барбаро поражался благосостоянию русских городов, «обильных хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами». Итальянец Амброджо Кантарини отмечал красоту русских, причем, как мужчин, так и женщин. Другой итальянский путешественник Альберто Кампензе в отчете для папы Климента VII пишет о прекрасно поставленной московитами пограничной службе, запрете продавать спиртное, кроме праздничных дней, но больше всего его покоряет нравственность русских. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, - пишет Кампензе. - Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».

Новые порядки

Внешняя атрибутика играла существенную роль в возвышении царя в глазах народа. Софья Фоминична об этом знала на примере византийских императоров. Пышный дворцовый церемониал, роскошные царские одеяния, богатое убранство двора - всего это не было в Москве. Иван III, будучи уже могучим государем, жил не намного шире и богаче бояр. В речах ближайших подданных слышалась простота - некоторые из них происходили так же, как и великий князь, от Рюрика.

Муж много слышал о придворном обиходе византийских самодержцев от жены и от людей, которые приехали с ней. Вероятно, ему хотелось и здесь стать «настоящим». Постепенно стали появляться новые обычаи: Иван Васильевич «стал держать себя величаво», перед послами титуловался «царем», иностранных гостей принимал с особенной пышностью и торжественностью, в знак особенной милости повелел целовать царскую руку. Чуть позже появятся придворные чины - постельничий, ясельничий, конюший, а государь станет жаловать в бояре за заслуги.

Спустя время, Софью Палеолог назовут интриганкой, ее обвинят в смерти пасынка Ивана Молодого и будут оправдывать «нестроения» в государстве ее колдовством. Однако, этот брак по расчету продлится 30 лет и станет, пожалуй, одним из самых значимых супружеских союзов за всю историю.

Гарем (запретное место) — это отгороженная от остального мира часть мусульманского жилища, где проходила жизнь женщин и детей в строгом соответствии с нормами ислама. Какие порядки царили в этом месте? Какой была жизнь у наложниц и прислуги?

По законам шариата каждый мусульманин мог иметь до четырех законных жен. Идею гарема турки заимствовали в Византийской империи, после падения которой султанские дворцы стали постепенно заполняться все большим количеством наложниц, служанок и евнухов. Некоторых из них захватывали на поле боя, других покупали на невольничьем рынке, третьи приходили сами в поисках лучшей жизни, а некоторых дарили в качестве подарка, как например наложницу Роксолану, ставшую женой самого известного турецкого султана Сулеймана I. В годы правления этого султана число женщин в гареме достигало нескольких сотен, а в середине следующего века их было уже более тысячи.

В гареме царили свои устоявшиеся порядки. Там правила строгая иерархия. Наибольшую власть в нем имели мать правящего султана, валиде-султана, и начальник стражи евнухов — кызлар агасы. Ниже них следовали жена султана и старшая наставница, а затем хранительница драгоценностей, старшая горничная, хозяйка платьев, смотрительница бань, чтица Корана....

Всех вновь прибывших в гарем молодых девушек обязательно обращали в ислам. Затем проводили специальную проверку на предмет выявления умственных и физических способностей и, согласно возрасту и достоинствам, размещали в различных комнатах. Спальни обычно рассчитывались на сто человек и имели центральный проход, по которому ходили наставницы. За каждой наставницей были закреплены 10 девушек, которых она учила турецкому языку, рукоделию, музыке, танцам — всему тому, что возвышало их в глазах мужчины. В свободное время им предоставлялась возможность отдыхать и развлекаться. Играть в различные игры девушки могли, как в гареме, так и в окружающих его садах.

В дальнейшем большинство девушек так и оставалось на положении рабынь и прислуги, поскольку даже тех из них, кого пророчили в наложницы, далеко не всегда могли переступить порог султанских покоев. Ведь некоторые султаны любили только своих жен, а были и такие, которые вообще презирали женщин. Например, Осман II, направляясь в гарем, надевал на ноги туфли с металлическими шипами. Их скрежет по кафелю был сигналом обитательницам гарема, что нужно поскорее убираться с дороги. Показаться на глаза султану считалось дурным тоном. Девушек представляли правителю только во время официальных церемоний, либо тогда, когда он выражал желание посмотреть танцы, послушать пение или музыку.

А вот если султан вдруг отметил какую-либо девушку, неважно - наложницу или служанку, то тогда у нее появлялся шанс изменить свою бессмысленную и однообразную жизнь в гареме. В случае беременности ее награждали титулом «султанши года», и если рождался мальчик, то на некоторое время счастливой матери предоставлялась возможность управлять всем гаремом. В исключительных случаях султан мог даже жениться на ней, и тогда по закону она наделялась соответствующим приданым. Но если до свадьбы дело не доходило, мать наследника все равно получала некоторые привилегии, в том числе собственную свиту служанок и евнухов. Иногда ее выдавали замуж за важного султанского сановника, после чего она переходила в его гарем уже на положении свободной женщины. Любопытно, что карьеру в гареме можно было сделать и без участия султана, просто по выслуге лет, и таким образом женщины занимали довольно высокое положение на служебной лестнице.

Темной стороной жизни гарема были интриги и борьба за власть между близкими родственниками султана. Нередко конкурентки в борьбе за влияние в гареме высекались розгами или безжалостно уничтожались. Их тела зашивались в мешок и сбрасывались в воды Босфора. Прикладывали к этому руки и сами султаны. Так, Ибрагим I, прозванный «Безумным», однажды утопил весь свой гарем только для того, чтобы заполнить его новыми обитательницами.

После смерти султана гарем покойного монарха, как правило, переводился в другой дворец, и там бывшие жены и наложницы, за исключением самых молодых и красивых, влачили взаперти жалкое существование до конца своей жизни. Изменить что-либо было нельзя, так как эти порядки в гареме турецкого султана были незыблемыми.

Проводились жителями Западной Европы в 11-15-м веках нашей эры, и их целью было обращение языческих народов в христианство или освобождение христианских святынь из-под ига неверных.

Начало движения крестоносцев

В марте 1095 года прошел Клермонский собор, после которого папа Урбан призвал европейцев идти на Восток. Причинами такого движения он считал нехватку продовольствия для жителей Европы, а также необходимость забрать христианские святыни у язычников. Поэтому он стал формировать орден крестоносцев, который должен был идти с походом на язычников, и призвал простых людей присоединяться.

Походы 1095-1290 годов были направлены на то, чтобы захватить Иерусалим, в котором находился Гроб Господень. Тогдашние христиане воевали также с турками, с язычниками в Прибалтике и с восточными славянами, которые исповедовали другой вид христианства. Папа Урбан Второй выступил ярым идеологом похода на турок, и всем, кто соглашался воевать на его стороне, он обещал полную отмену их долгов государству и пенсию их семьям, которые оставались в европейских странах. Народу под его знамена собралось много, и поэтому нашествие крестоносцев на Восток состоялось.

Последствия первого похода

Поскольку идею папы Урбана разделили не только рыцари и знатные люди, а и простой народ, то на Восток поехала многочисленная армия. В результате Иерусалим был завоеван, 1099 год стал годом основания

Энтузиазм участников крестового похода подогревался также рассказами о том, что турки, завоевавшие Иерусалим, плохо обращаются с христианскими паломниками и сильно их притесняют.

Первым королем Иерусалима стал Балдуин, брат предводителя Крестового похода Готфрида Бульонского. Он присоединил к своим территориям города Бейрут и Сидон. Балдуин во многом отвечал за то, какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах. Так, здесь во множестве поселились итальянцы, которым было дано разрешение торговать и открыть порты. За порядком смотрели рыцари, которые в этом королевстве открывали свои ордена.

Другие государства крестоносцев

Иерусалимское королевство было не единственным государством, которое создали крестоносцы. В этот период были основаны Эдесское графство, Антиохийское княжество, Трипольское графство. Здесь был орден крестоносцев иоаннитов.

Антиохийское княжество занимало побережье Средиземного моря, и население его составляло где-то тридцать тысяч человек. Еще там жили крестоносцы, приехавшие из Италии и Нормандии.

Эдесское графство появилось в 1098 году, и появилось на тех землях, на которых изначально жили армяне. Этот графство занимало большую территорию, но у него не было выхода к водоемам. Жителей там было примерно 10 000 человек. У графства имелись вассальные территории. Государства крестоносцев, карта которых была у мусульманских владык, существовали недолго.

Первая четверть двенадцатого века ознаменовалась тем, что владения крестоносцев увеличивались. В 1100 году воины Христа захватили и Кесарию, два года спустя была захвачена Акра. После этого было создано Трипольское графство. В его главе оказался Бертран, граф Тулузский. Какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах, можно судить по тому, сколько городов было сожжено и сколько местных жителей было убито.

Упадок Иерусалимского королевства

Расцвет этой территории пришелся на период правления Балдуина Эдесского. Он считался личностью, свято соблюдающей христианские идеалы, у него была жена - королева Мелисенда - и сын. Его сын Балдуин Третий стал править королевством после смерти отца. В это время государства крестоносцев на Востоке объединились и стали оплотом христианской религии. Наследником Балдуина Третьего стал Балдуин Четвертый.

С 1185 года начался упадок королевства. Сменилось несколько правителей. В 1189 года на горизонте у этого королевства появляется император Салахаддин с его мусульманской армией. Они берут в осаду Иерусалим, в котором скрывается много христиан-беглецов. После взятия города его жители остались в живых, но они должны были заплатить выкуп. Не заплатившие выкупа становились рабами. Местные жители помнили, какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах, и поэтому охотнее пошли под власть мусульманского султана.

В 1229 году король Фридрих Второй на время возвращает город во владение христиан. Но вскоре мусульмане опять его захватывают, и в 1285 году последние рыцари убегают на Кипр, оставив Иерусалим мусульманским полкам. Большую роль в захвате Иерусалима сыграл Бейбарс. Битва крестоносцев с мусульманами продолжалась три дня.

Крестовый поход детей

Одной из трагических страниц крестовых походов является Крестовый поход детей, начавшийся в 1212 году. В одной из французских деревень появился пастух Стефан, который объявил, что якобы только с помощью детей можно освободить Гроб Господень, и призвал детей ехать в Иерусалим. В итоге ему удалось собрать до тридцати тысяч последователей.

Дальнейшая судьба их сложилась плачевно: часть погибли от разных бедствий, часть были проданы в рабство. Многие погибли в дороге. Впоследствии освободил их от крестоносного обета, отложив его выполнение до их совершеннолетия.

Как повлияли крестовые походы на Ближний Восток

На историю и экономику разных стран неоднозначное. С одной стороны, благодаря этому произошел подъем итальянских городов, в которых развилась торговля. С другой стороны, экономика и культура Сирии и Палестины оказались в упадке. Многое зависело от того, какие порядки установили крестоносцы в завоеванных странах.

Сирия и Палестина пострадали, так как из-за набегов крестоносцев многие города были разрушены и сожжены. Такие города, как Эдесса, Аскалон и Кайсария, окончательно ушли в небытие. В 1227 году был окончательно разрушен Тиннис, третий по величине город тогдашнего Египта. В конце тринадцатого века приморская часть Палестины представляла собой разрушенную местность, на которой никто не отваживался поселяться.

Многие ремесленные центры Сирии и Палестины были навсегда разрушены, и больше не восстанавливались, а люди оттуда переселились в Египет.

В Какие порядки были на зонах в СССР где сидели бывшие менты

Как известно, милиционеров, полицейских и сотрудников силовых структур, осужденных по уголовным статьям, сажают в особые зоны, именуемые в просторечии «ментовскими».

Здесь нет «воров в законе», однако, нравы на «ментовских» зонах не намного мягче, чем на обычных. Удивляться тут нечему: зона есть зона, со своей иерархией, своими порядками и традициями, которые сложились в таких исправительных учреждениях еще во времена СССР.

Зоны

При советской власти в стране была только одна исправительная колония для осужденных сотрудников правоохранительных органов — в Нижнем Тагиле. Теперь их пять. Необходимость таких «спецзон» продиктована жизнью. На обычной «воровской» зоне бывший сотрудник (БС) - «бээсник» не протянет и суток. Убийство «мента» - это честь для любого уголовника и билет в более высокую «масть» криминальной иерархии. ИТК-13 в Нижнем Тагиле появилась в 1951 году, в период противостояния между «ворами в законе» и «ссученными», теми, кто во время войны сотрудничал с властью, воевал в штрафбатах, и вообще, на время забыл перед лицом страшной опасности о «воровских понятиях». Одних пришлось отделять от других, и так появилась легендарная «тагильская спецзона», которая уже к концу пятидесятых окончательно приобрела статус колонии для осужденных сотрудников правоохранительных органов. Тагильская «спецзона» рассчитана на 1200 «бээсников» и 500 человек сотрудников и охраны. Остальные зоны - примерно такие же.

К числу авторитетов ментовской зоны во все времена относились бывшие сотрудники исправительных колоний, оперативники тюрем, «режимники» СИЗО. К числу элиты относится и оперсостав уголовногорозыска. Это народ резкий, видавший разные виды, с такими предпочитают не связываться. Следующие в иерархии «козырных мастей» -- сотрудники силовых подразделений: ОМОНа, спецназа, групп захвата, спецотрядов быстрого реагирования, различных оперативно-поисковых групп. Прошедшие школу такой службы люди могут дать отпор любому.

«Средние» масти

Основную массу «сидельцев» ментовских зон составляют, так же, как и на обычных, «воровских» зонах - народ средний, нейтральный. На воровских зонах это «мужики» -- обычные оступившиеся люди, после отсидки мечтающие вернуться к нормальной жизни. На «ментовских» зонах им соответствуют различные следователи, гаишники, участковые, патрульные, дежурные, дознаватели и т.п. В «авторитеты» они не стремятся, но и «опустить» себя не позволят.

Низшие «масти»

На первой ступеньке, ведущей вниз, находятся адвокаты. Это публика хитрая, пронырливая и с точки зрения нормального оперативника совершенно никчемная, умеющая только палки в колеса «следакам» ставить и клиентов стричь. У каждого, кто оказался на зоне, свой счет к адвокату, обещавшему его вытащить, не допустить «посадки», но так и не выполнившему обещание. Отвечают за таких горе-адвокатов их «севшие» собратья. И нет на зоне никого более презираемого, чем бывшие прокуроры и судьи. Эти кабинетные чиновники, ничего не умеющие, кроме как бумажки перекладывать, всегда пьют из нормальных ментов кровь. Да и постоять за себя этот народ, как правило, не умеет. Поэтому нет ничего странного в том, что те, кто на воле был воплощением жизненного успеха и достатка, на зоне влачат жалкое существование. Именно из бывших прокуроров и судей, зачастую, и формируется неизбежная на любой зоне категория «петухов»

Занятия

На «ментовской» зоне очень в почете физически крепкие, сильные люди, которые не позволяют себе распускаться и терять форму. Поэтому здесь все уважающие себя «бээс» занимаются спортом, бегают, подтягиваются на брусьях. Не бывает на таких зонах тех, кто «уходит в отказ», работают все, поскольку работа - это возможность заслужить условно-досрочное освобождение, а так же заработать денег для посещений тюремного магазина. Самым любимым занятием на «ментовских» зонах является юридическая переписка. На обычных зонах жаловаться не принято, а здесь - все наоборот. Те, кто не пишут жалоб, считаются сломавшимися, смирившимися со своей участью. Поэтому «бээсники» строчат петиции в различные инстанции, правозащитные фонды и прочие структуры, не зная устали. По большей части это, разумеется, кассационные жалобы в прокуратуры и в суды высших инстанций. Ежедневно администрация такой колонии отправляет до сотни писем.

Как известно, милиционеров, полицейских и сотрудников силовых структур, осужденных по уголовным статьям, сажают в особые зоны, именуемые в просторечии «ментовскими».

Здесь нет «воров в законе», однако, нравы на «ментовских» зонах не намного мягче, чем на обычных. Удивляться тут нечему: зона есть зона, со своей иерархией, своими порядками и традициями, которые сложились в таких исправительных учреждениях еще во времена СССР.

Зоны

При советской власти в стране была только одна исправительная колония для осужденных сотрудников правоохранительных органов - в Нижнем Тагиле. Теперь их пять. Необходимость таких «спецзон» продиктована жизнью. На обычной «воровской» зоне бывший сотрудник (БС) – «бээсник» не протянет и суток. Убийство «мента» – это честь для любого уголовника и билет в более высокую «масть» криминальной иерархии. ИТК-13 в Нижнем Тагиле появилась в 1951 году, в период противостояния между «ворами в законе» и «ссученными», теми, кто во время войны сотрудничал с властью, воевал в штрафбатах, и вообще, на время забыл перед лицом страшной опасности о «воровских понятиях». Одних пришлось отделять от других, и так появилась легендарная «тагильская спецзона», которая уже к концу пятидесятых окончательно приобрела статус колонии для осужденных сотрудников правоохранительных органов. Тагильская «спецзона» рассчитана на 1200 «бээсников» и 500 человек сотрудников и охраны. Остальные зоны – примерно такие же.

Авторитеты

К числу авторитетов ментовской зоны во все времена относились бывшие сотрудники исправительных колоний, оперативники тюрем, «режимники» СИЗО. К числу элиты относится и оперсостав уголовногорозыска. Это народ резкий, видавший разные виды, с такими предпочитают не связываться. Следующие в иерархии «козырных мастей» -- сотрудники силовых подразделений: ОМОНа, спецназа, групп захвата, спецотрядов быстрого реагирования, различных оперативно-поисковых групп. Прошедшие школу такой службы люди могут дать отпор любому.

«Средние» масти

Основную массу «сидельцев» ментовских зон составляют, так же, как и на обычных, «воровских» зонах – народ средний, нейтральный. На воровских зонах это «мужики» -- обычные оступившиеся люди, после отсидки мечтающие вернуться к нормальной жизни. На «ментовских» зонах им соответствуют различные следователи, гаишники, участковые, патрульные, дежурные, дознаватели и т.п. В «авторитеты» они не стремятся, но и «опустить» себя не позволят.

Низшие «масти»

На первой ступеньке, ведущей вниз, находятся адвокаты. Это публика хитрая, пронырливая и с точки зрения нормального оперативника совершенно никчемная, умеющая только палки в колеса «следакам» ставить и клиентов стричь. У каждого, кто оказался на зоне, свой счет к адвокату, обещавшему его вытащить, не допустить «посадки», но так и не выполнившему обещание. Отвечают за таких горе-адвокатов их «севшие» собратья. И нет на зоне никого более презираемого, чем бывшие прокуроры и судьи. Эти кабинетные чиновники, ничего не умеющие, кроме как бумажки перекладывать, всегда пьют из нормальных ментов кровь. Да и постоять за себя этот народ, как правило, не умеет. Поэтому нет ничего странного в том, что те, кто на воле был воплощением жизненного успеха и достатка, на зоне влачат жалкое существование. Именно из бывших прокуроров и судей, зачастую, и формируется неизбежная на любой зоне категория «петухов»

Занятия

На «ментовской» зоне очень в почете физически крепкие, сильные люди, которые не позволяют себе распускаться и терять форму. Поэтому здесь все уважающие себя «бээс» занимаются спортом, бегают, подтягиваются на брусьях. Не бывает на таких зонах тех, кто «уходит в отказ», работают все, поскольку работа – это возможность заслужить условно-досрочное освобождение, а так же заработать денег для посещений тюремного магазина. Самым любимым занятием на «ментовских» зонах является юридическая переписка. На обычных зонах жаловаться не принято, а здесь – все наоборот. Те, кто не пишут жалоб, считаются сломавшимися, смирившимися со своей участью. Поэтому «бээсники» строчат петиции в различные инстанции, правозащитные фонды и прочие структуры, не зная устали. По большей части это, разумеется, кассационные жалобы в прокуратуры и в суды высших инстанций. Ежедневно администрация такой колонии отправляет до сотни писем.